Иринарх объявил видение; и из показания стража, из переговоров с осаждающими, особенно же из допроса пленника открылось, что осаждающие в ту ночь видели и преследовали трех старцев, едущих на худых конях, но не могли догнать их. То же видение подтвердилось еще другими необыкновенными обстоятельствами. Один больной старец, услышав об оном, вошел о истине оного в детское сомнение: на каких конях послал Святый Сергий трех учеников своих? Внезапно явился ему Преподобный Сергий, и сказав, что послал на слепых конях, которые за недостатком корма, выгнаны из каменной Монастырской ограды, исцелил его от болезни, и вместе от неверия. Повелев объявить сие всем, Святый заключил свою беседу с исцеленным следующим и утешительным, и грозным предречением и-поучением: не так гнусен мне смрад мирян согрешающих блудом, как иноков, нерадящих о своем обещании; и под стенами Обители моей всех пришедших врагов истреблю; и во Обители моей нечисто и двоесмысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлю. (гл. 64, 65. Сказан. об осад. Т. С. М. гл.50.) Приметим здесь, как многообразно вдруг действовал Чудотворец Сергий: и врагов устрашал, и находящихся в опасности ободрял, и измену предупреждал, и болящих врачевал, и маловерных исправлял, и всех иноков поучал таким поучением, которое и ныне, братия, должно еще звучать в ушах наших. Между прочим, в сем сказании достойны примечания имена Варфоломея и Наума, Церковию не прославленных, но, видно, также Святых, потому что иначе не были бы они способны исполнить святое поручение Святого Сергия. В тот самый день, в который было в Обители Преподобного Сергия видение о посольстве учеников его в Москву, в Москве, которая также была в осаде, многие видели идущего в город седовласого старца, и за ним двенадцать возов, наполненных печеным хлебом. Кто вы? – вопрошали жители Москвы; – и как прошли сквозь такое множество войска? – Старец ответствовал : мы все из дома Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. И когда еще спросили его: как стоить дом Пресвятыя Троицы? Он присовокупил: не предаешь Господь имени Своего в поношение языком; только сами, братия, не колеблитесь прилогами земными. Слух о прибывших из Обители Сергиевой не только привлек множество народа к Богоявленскому Монастырю, как ее подворью; но и от Царя Василия прислано было спросишь Келаря Аврамия, для чего он не представил Царю прибывших. Но на подворье никто не видал их. Оставалось заключить, что то было видение, которого последствие оказалось обилием хлеба на подворье Чудотворца сверх ожидания. (гл. 66.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Текущая запоздалая весна потребовала у меня всех лошадей в поле в бороны, а по окончании этой работы, они окажутся вовсе негодными к гоньбе вдаль, так как, по неурожайному и бедственному году, лошади лишены надлежащего корма. Надеюсь, что такая сельская безыскуственная откровенность моя примется Вами за знак моей глубокой уверенности в Вашем милосердии и готовности по возможности облегчить участь своих подчиненных. Жду решения и милостивого и снисходительного к себе». Получив объяснение священника Стефанова, я писал г. Обер-Прокурору от 21-го апреля за 19-м, в ответ на его секретное отношение: «Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Секретным отношением Вашего Сиятельства от 21-го Марта текущего года за 55, при коем препровождена ко мне докладная записка на имя Вашего Сиятельства, подписанная священником Харьковской епархии, Купянского уезда, слободы Покровска, Покровской церкви Иоанном Стефановым, – требуется от меня отзыв о личности священника Стефанова, а также и о том, действительно ли он есть автор вышеупомянутой записки. Получив означенное отношение 27-го того же Марта, я предписал 28-го числа священнику Стефанову, чтобы он явился ко мне для личного объяснения по делу, о сущности которого я умолчал. Священник Стефанов, не являясь ко мне лично по причине домашних обстоятельств, но вероятно догадываясь о деле, по которому я его требую, прислал ко мне при письменном объяснении от 14-го сего апреля копию докладной записки, препровожденной к Вашему Сиятельству. Из сего можно усмотреть, что эта последняя записка действительно принадлежит Священнику Стефанову и что он есть автор её. Что же касается личности священника Стефанова, долгом поставляю сообщить Вашему Сиятельству, что он, Стефанов, по окончании курса в Харьковской Семинарии в 1843 году с званием студента, в августе 1844 г. рукоположен был во священника и, в продолжении свыше тридцатилетнего служения во священническом сане, неоднократно был удостоен за честную и усердную службу Высочайших наград; последняя награда – орден Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Одна из встреч старых и новых эмигрантов и произошла 25 ноября в одном из прекрасных уголков Америки в штате Нью-Джерзи в Вайланде, в местности, называемой Пять дорог или точек (five points). Много дорог в Америке для жизни, и легко тут сбиться с верного пути. В районе этих пяти дорог давно уже разселилась большая группа старых эмигрантов, насчитывающая в настоящее время, как говорят, до 400 душ. Почти все они куроводы. Много лет тому назад для достижения чисто экономических целей они создали свою вполне самостоятельную организацию: «Russian Poultry Assn. E. Vineland N. J.» Организация эта оказалась очень полезной для облегчения экономических условий: совместная покупка корма, сбыт продуктов фермерского производства, кредит, взаимная помощь при непредвиденных обстоятельствах и т. д. Но русское сердце не могло ограничиться только одной экономикой, и когда Ассоциация окрепла, она построила отличный зал со сценой для общественного пользования. И вот теперь в этот зал собрались – старые хозяева и вновь прибывшие эмигранты для того, чтобы послушать беседу о Христовой Церкви. В нашей беседе мы сказали о том, что Церковь неустанно проповедует о подвиге и духовной радости. По слову Апостола, она – «столп и утверждение истины... и безпрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 15–16 ). И сию великую тайну благочестия хранит в себе Православная Церковь . Существуя во времени, её жизнь на самом деле течет над временем. Она остается такой же хранительницей благочестия, как была сотни и тысячи лет тому назад. Те же самыя священныя песнопения, которыя воспевали наши отцы, и деды, и прадеды, и отдаленные предки, воспитанные в вере и благочестии, – воспеваем и мы, желающие своего спасения. Те же самые священные обычаи, установленные нашей Церковью , должны мы сохранить в новых условиях жизни; тот же самый дух сострадательной любви, милосердия, великодушия, терпения, целомудрия и смиренномудрия сохраняет она в сердцах своих верных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

—105— щенными к его средине; лежащий ангел с трубой, держащий возжи других четырех ангелов, с мечами, под ними множество народа в тревоге, а на другой стороне полчище людей на конях со львиными головами. Это есть произвольное смешение и искажение апокалипсических образов. В Апокалипсисе пятый ангел воструби, и изыдоша прузи; шестый ангел воструби, и разрешени быша четыре ангелы. В картине из двух ангелов сделан один, и даны ему возжи, которыми он удерживает четырех ангелов как коней, чего в Апокалипсисе нет, и быть не может, два видения смешаны в одно, В Апокалипсисе зубы пругов яко львов, а в картине львиные головы у лошадей. В Апокалипсисе ошиби пругов подобни скорпииным и жала бяху в ошибех, их; в картине на хвостах лошадей горлиные головы. На третьей картине представлен агнец на горе Сионской: и свет не от него исходит, а падает на него свыше. Не есть ли это отрицание Божества Христова? На четвертой картине представлено падение Вавилона, как говорит подпись, а в самом изображении пожар Вавилона. Вавилон представлен на берегу моря. При конце города мост чрез реку. Недалеко от города на море крепость и маяк. Далее шлюпка или катер, и корма корабля с парусом и флагом. Очевидно, что это не есть изображение древнего Вавилона. Что же должно видеть в сей картине? Мечту ли только рисовавшего, или намерение указать на известный, существующий ныне город, и следственно дать сей части Апокалипсиса толкование, не только ложное, но и злонамеренное. Предлагаю конференции рассмотреть сие дело со вниманием прежде выпуска картин в свет, и не оставить меня в неизвестности о последующем. Филарет м. Московский ». 177 . Резолюция от 28 ноября 1856 г. на представлении Правления московской духовной академии с мнением, согласно отзыву инспектора академии архимандрита Сергия, обозревавшего костромскую духовную семинарию в июле 1856 г., между прочим, поставить на вид инспектору оной семинарии Сельвестру Воскресенскому недовольно деятельное наблюдение его за поведением учеников, а семинарскому Правлению предписать особенный надзор за исполнением инспектором своей должности: 1) «Поручать семинарскому Правлению

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В апреле 1763 года лейб-гвардии Семеновского полка капитаном-поручиком Лукианом Талызиным была произведена опись московского Сретенского монастыря. Он указывал, что в монастыре соборных каменных церквей три, а в них престолов - шесть. Подробно описывались два настоятельских корпуса. «В одном (новом) настоятельских каменных келий о двух апартаментах вверху две, внизу одна с сенями (длина с крыльцом 6 сажен с половиною, поперек 2 сажени 3/4 аршина). В другом старинные настоятельские каменные кельи о двух апартаментах с сенями, пустые (в которых мера длины 9 сажен, ширины 3 сажени 9 вершков), в крайней ветхости от бывшего в 1737 году пожара, без крыши, а на другой стороне светелка деревянная, ветхая, мерою длины и ширины по 3 сажени. Под ней внизу одна жилая каменная келья. За ними пустое место, где прежде была конюшня, а ныне каменная ограда длиною 5 сажен 2 вершка, поперек 3 сажени с половиной. При этих кельях и пустом месте с воротами ограда обветшала. Братских каменных келий шесть с сенями, погреб один, поварня одна (в которых мера длины 13 сажен 2 аршина, поперек 4 сажени 1 аршин с четвертью). В стороне внутрь монастыря к ограде построена вновь конюшня и сарай деревянные (длиною 7 сажен, поперек 2 сажени 1 аршин). При этом сарае построен повет (помещение для хранения хозяйственных принадлежностей, скотского корма. - Ред.) длины 7 сажен. Игуменом Маркеллом для починки ветхостей был заготовлен материал. В описи указано: кирпича старого и нового - 42 тысячи, извести круговой - 139 бочек, тесу - 738 тесин, досок столярных и на полы - 92, дубов - 240, слегов - 63. По передней стене по большой улице от святых ворот и колокольни каменной ограды длины 30 сажен. В том числе ветхой 8 сажен, на упалом месте загорожено забором 4 сажени 3 аршина 3 четверти. На другую сторону к валу Белого города длина ограды 23 сажени, в том числе ветхой 11 сажен. В третью сторону от огорода монастырского к братским кельям ограда длиною 19 сажен. При монастыре - монастырский огород, на котором родится капуста и прочие овощи единственно для употребления монастырского (длиною 35 сажен). Поперек - в одном конце 8 сажен, а в другом конце - острог Московской духовной консистории, который на том же монастырском огороде построен (длины 9 сажен с четвертью, поперек 4 сажени с тремя четвертями).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

- Бабуль, мне стыдно теперь мимо нее проходить. - А ты подай ей пирожочек и тоже поклонись. - Она же увидит, что я лгу, — замялся Витя. — Ведь фломастеры-то у меня есть, а я еще прошу. - Ну вот и хорошо, что признался. - Значит, в магазин теперь не нужно идти. А пирожок ей, бабуль, давай, я все-таки отнесу. Она увидит, что я уже не лгу! Акафист Пришли Света, Наташа и Лида в библиотеку духовные книги поменять, а взрослые их спрашивают: “Вы так быстро прочитали?” Девочки засмущались, но все же попросили: “Дайте нам, пожалуйста, толстую Библию почитать”. -“Рано вам еще. Вы пока тоненькие читайте, - сказала заведующая библиотекой, - о жизни святых можем вам дать”. А сама держит акафист Святителю Николаю в руках. Лида, девочка близорукая, и все прищуривается, когда старается что-то прочесть. Вот она вслух читает из акафиста: “Радуйся, скорбящих приятное попечение...” К удивлению взрослых, Лида привела случай в подтверждение этих слов. Она рассказывала с такой верой, что глаза при этом светились небом. - Когда меня еще на свете не было, одна тетя купила коровушку на базаре и повела ее домой. Надо сказать, что жила она в далекой деревне. Коровушка попалась тощая, сначала шла тихо, потом легла посреди дороги и идти не хочет. Тетя ласкала ее, стегала, но она не поднималась. Заплакала тетя и стала Бога просить. Вспомнила, что еще помощника скорого надо призывать - Николая: “Помощник наш, угодник Божий Николай, помоги корову до дома довести. У меня детки без кормильца-отца. Ждут молочка, а коровка вот погибает”. Заливается слезами тетя. Бог, видя такое, прислал старичка. Идет он навстречу с прутиком, корову похлопал, она встала и пошла. Когда стал старичок уходить, на прощание сказал: “Ты, молодайка, загони коровушку во двор крайнего дома, и что там будут давать, - бери, не отказывайся”. Она так все и сделала. Пустили ее переночевать две старушки, накормили. И коровушка без корма и питья не осталась. Наутро в дорогу гостинчика дали. А коровка, за ночь отдохнула и быстро побежала домой...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4272...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛ († 21.08.1698, Казань), митр. Казанский и Свияжский (1690-1698). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Как предполагает ряд исследователей, М. до принятия пострига в 1674 г. долгое время служил в Посольском приказе переводчиком ( Липаков. 2007. С. 98). Из материалов Посольского приказа, однако, следует, что «чернец Маркелл» 19 июня 1672 г. приступил к переписыванию вновь переведенных Николаем Спафарием и Петром Долговым «Книги избраной вкратце о девятих мусах и седмих свободных художествах» (ГИМ. Син. 527) и «Хрисмологиона» ( Белоброва. 1993. С. 335-336; РНБ. Эрм. 27; И. А. Шляпкин ошибочно считал, что М. сам переводил эти книги - Шляпкин. 1991. С. 167). М. обладал навыками каллиграфии (писал «большим письмом») и владел техникой письма на высоком уровне, поскольку меньше чем за месяц (к 6 июля 1672) подготовил 8 тетрадей «в полдесть» кн. «Мусы» и 20 тетрадей в лист «Хрисмологиона» (ДАИ. Т. 6. 43. IX. С. 191). Вероятно, к тому времени М. недолго служил в приказе, поскольку в июне 1672 г. он обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о назначении ему поденного корма «против моей братьи старцов иноземцов». Спустя неск. дней ему был назначен корм по пять алтын в день, как и др. иноземным писцам приказа (Там же. VI-VII. С. 190-191). На основании этих сведений исследователи считали, что М. имел западнорус. (белорус.) ( Леонид (Кавелин) . 1889. С. 304; Харлампович. 1914. С. 256) или южнорус. (укр.) происхождение ( Шляпкин. 1891. С. 167. Примеч. 1). В своей челобитной М. также просил царя обратить внимание на его знание лат. и польск. языков, готовность «не толко на письмо», но и «на всякое… дело» (ДАИ. Т. 6. 43. VI. С. 190). В сообщениях, относящихся к более позднему времени, упоминается о знании М. итальянского, французского, греческого, немецкого, татар. языков и говорится о начале его карьеры в качестве переводчика в Посольском приказе. Столь многочисленные навыки и стремление обратить на себя внимание властей имели успех. Вскоре М. стал патриаршим тиуном, потом строителем Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря под Брянском ( Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. 1720 (575). С. 286), а не позднее 1679 г.- 1-м архимандритом этой обители.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

Январь 1971 г. [Из письма Александре Орловой–Модель ] Здравствуйте, дорогие! Спасибо за книги… Я прекрасно перенес отпускное время, находясь в трудах. Летом вообще все легче из–за солнца и тепла. По–прежнему мы молимся за вас в нашем маленьком храме. Я много в этом году трудился по хозяйству (как Робинзон). Пишу я тоже много: сейчас тема моя — последние века религиозной истории перед Р. Х. Масса интересного и поучительного. Наташа и дети вас помнят (Миша спрашивает — нет ли в Риме чего–нибудь, связанного с индейцами — это его нынешняя страсть). Шлю вам любовь и Божие благословение. Ваш прот. А. Мень 25 мая 1972 г. …Один день из жизни сельского священника [Из письма] Встал он, болезный, рано утром, в пять, когда еще полумрак среди деревьев, и зашагал по тропке к поезду. А в блаженно пустой электричке дочитывал правило, молился по четкам и изучал кое–что, касающееся «дней древних». А потом дорога к храму, и солнце, восходящее над полями и лесом. А потом полумрак и тишина и исповедь полтора часа: печали, грехи, сомнения, трудности житейские и внутренние. Все может отнять лишь божественный огонь литургии, который расплавляет земную кору. Два–три слова в конце о празднуемой святой (Марии Магдалине), затем требы: панихида, молебны, крестины. Не успел покрестить, как везут покойника. Вокруг гроба вся семья: похожие и разные. Унесли гроб, робко приходит пожилая чета: хотят повенчаться на склоне дней. «Очень хорошо!» — отвечает им и, пропуская неуместные слова (о чадах и прочем), совершает таинство, напоминая им о том, что теперь на них благословение Божие, хотя они и всегда были мужем и женой. Потом чужие заботы, проблемы и пр. А время идет, и уже вторая половина дня. Дорогу обратно по традиции нужно использовать для закупки корма. И блаженное возвращение в сад. Пока еще не холодно, садится бедный кюре за стол и вновь погружается в «дни древние», во времена Хасмо–неев и Иродов. А потом — проверять английский у сына, пилить дрова, поглядывая за забор, вдаль, где виднеются золотые купола Лавры. Преподобный всегда с нами. Потом все за стол, а перед сном, если есть что хорошее, смотрят все телевизор или читают. Правда, далеко не всегда бывают дни такие безмятежные. Бывают и черные, бывает и трудно. Но мы же должны благодарить за каждый день, отпущенный нам. Вот я и благодарю, описывая его Вам, благо Вы любите лирику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Ст. 25. Бысте бо яко овцы заблуждшия (не имущия пастыря), но возвратистеся ныне к Пастырю и Посетителю душ ваших. Побои телесные, каким подвергались рабы христиане от суровых господ, ничего не значат в сравнении с язвами, какие грех наносит душе. Положение грешников, уязвляемых грехами, делает их похожими на овец, отбившихся от стада и остающихся без надзора пастыря. Образ взят из пророческой о Христе речи Исайи ( Ис. 53:6 ). Лишенные пастырского надзора, овцы подвергаются опасности попасть туда, где нет ни корма, ни воды, затеряться в непроходимой лесной чаще или в трущобе и сделаться добычею хищного зверя. Подобно сему и душа, удалившаяся от Господа, источника истины и благодати, есть несчастное существо: она обрекает себя на жертву всякого рода заблуждений, подвергается владычеству страстей, терзающих своих рабов пуще лютого зверя, делается легкою добычею духовного льва дьавола, всюду ищущего, кого бы поглотить. Но слава милосердию Господа, Пастыря и Посетителя душ! «Вы непременно погибли бы, – как бы так говорит Апостол, – если бы Он не взыскал вас заблудших». До вас дошел голос пастыря Господа Иисуса Христа, устами проповедников призвавшего вас ко спасению. Вы откликнулись на этот голос и пришли к своему Пастырю из области заблуждений, суеверий и всякого нечестия и беззакония, и вступили во двор овчий, в святую Церковь , в ограде которой нашли безопасное убежище от грозившей вам погибели. От неё избавил вас Пастырь и Блюститель (посетитель) душ ваших. Вам остается только благодарить за сие Господа Иисуса и жить по воле Его и при невзгодах житейских утешать себя благоволением к вам Господа и надеждою на вечное блаженство в награду за благодушное перенесение временных лишений и страданий. Гл. 3, стт. 1, 2. Такожде же и жены, повинующеся (повинуйтесь) своим мужем, да и аще нецыи не повинуются слову, женским житием (житием жен своих) без слова пленени будут, видевше еже со страхом (богобоязненное) чисто житие ваше. Как выше Апостол требовал от христиан, живущих среди язычников, повиновения властям и господам, так он требует и от жен, чтобы такожде повиновались мужьям , хотя бы эти мужья были язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Некоторое время назад историки задавались вопросом, почему татаро-монголы не взяли Венгрию, хотя прошли ее целиком и полностью разорили? Все дело в логистике. Лошадям нужны были корма. Венгерская равнина как кормовая база им подошла бы, но от остальных земель она отрезана Карпатами. Склоны гор покрыты дубовыми лесами без подлеска. Травы совсем нет, а от дубовых листьев лошади слепнут. От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке. Очевидно, что военное противостояние ничего не давало. Чтобы сохранить русские земли, у Александра Невского не было другого выхода, кроме как договариваться с Ордой. Деталь мозаики «Деисус с Исааком Комнином и монахиней Меланией»      Единственные, кто умудрились уцелеть тогда, это, как ни странно, осколки Восточно-Римской Империи. Там еще не были изжиты старые навыки дипломатии и разведки: вокруг них все шумело и горело, а они умудрялись сохранять остатки своих земель. Каким образом? Через личные связи. Например, дочь Михаила Палеолога была замужем за ханом Ирана Абагой. До этого ее выдали еще и за Хулагу. Тогда татары женились на своих мачехах. Таким образом подчеркивалась преемственность власти. Кое-кто выдавал своих младших жен за собственных сыновей еще при своей жизни, назначая их наследниками. Для нас сейчас это звучит дико, но тогда это было вполне нормально. Можно ли было думать, что Михаил Палеолог был счастлив отдать свою дочь в Орду? Вряд ли. Правда, ее там очень уважали. Как только она овдовела, вернулась в Константинополь, приняла монашество с именем Мелании. Маленькая православная церковь Марии Монгольской и сейчас ещё стоит в Стамбуле. В мечеть её не обратили, и православные богослужения там проводятся и сегодня. Церковь Святой Марии Монгольской      – В литературе встречается тезис о веротерпимости татаро-монголов. Что вы об этом скажете? – Это очень натянутый тезис.

http://pravoslavie.ru/141891.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010