Пашкевич, Михаил Павлович, инспектор Тверской Духовной Семинарии; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 100 р. Первухин, Григорий Петрович, протоиерей в Твери; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 200 р. 155. Покровский, Петр Евдокимович, протопресвитер, главный священник армии и флотов; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 200 р.; ум. 1887 г. Растеряева, Варвара Гавриловна, жена купца в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р. Растеряев, Николай Сергеевич, купец в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р. Ржаницын, Алексей Руфович, Статский Советник; пожизн. член с 1887 г.; пожертв. 100 р. + 100 р. + 100 р.+200 р.+100 р.; поч. член Братства с 1905 г. Романовский, Петр Васильевич; пожизн. член с 1892 г.; пожертв. 100 р. 160.Репин, Иоанн Иоакимович, потомственный почетный гражданин; пожизн. член с 1896 г.; пожертв. 100 р. Сабчаков, Александр Николаевич, преподаватель Рязанской Духовной Семинарий; пожизн. член с 1903 г.; пожертв. 100 р. Сазикова, Анна Андреевна, вдова почетного гражданина; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1892 г. Самарин, Димитрий Феодорович; пожизн. член с 1891 года; пожертвовал (в пользу бывших воспитанников Академии) 200 р.+300 р. Сахаров, Петр Николаевич, священник, ныне протоиерей в Москве; пожизн. член с 1881 г. пожертв. 100 р. 165. Свербеев, Михаил Димитриевич, чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре Святейшего Синода; пожизн. член с 1892 года; пожертв. 100 р.; ум. 1902 г. Световидов, Сергей Николаевич, преподаватель Московской Духовной Семинарии; пожизн. чл. с 1899 г.; пожертв. 200 р. Сергиев, Иоанн Ильич, протоиерей в Кронштадте; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 2.000 р.+150 р. (в пользу бывших воспитанников Академии); почетный член Братства с 1898 г. Сергий, архимандрит Андрониева монастыря в Москве, впоследствии Архиепископ Владимирский; пожизненный член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1904 г. Сергий, архимандрит, настоятель русской церкви в Афинах, ныне Епископ Ямбургский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 200 р.+100 р.;. почетный член Братства с 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

„Высокопреосвященнейший Владыко, Возлюбленный Брат! Приношу Вашему Высокопреосвященству искреннюю благодарность за милостивый приём, оказанный подательнице настоящего письма моего, жене моего брата – погорельского священника Михаила Городецкого, когда она являлась к Вам пред поездкой в Киев и Одессу. В лице её Вы сделали такое одолжение мне, которого я никогда не забуду. Некогда я сообщил Вашему Высокопреосвященству, что мне хочется побывать на родине, и теперь скажу тоже; но в настоящее время не могу определить, когда именно приеду в Тверь. Это зависит от неких таких обстоятельств, которые не в моей воле. Во всяком случае я заблаговременно уведомляю Вас о приезде моём к Вам. Покорнейше прошу, Возлюбленный Брат, благоволите принять от меня на память препровождаемые при сём „Слова и речи мои“, изданные Одесским духовенством —404— 1881 г. по случаю бывшего моего юбилея, и несколько других, брошюр, напечатанных по разным обстоятельствам. При чтении их будьте снисходительны к нашему скудоумию. Поручая себя святым молитвам Вашим, с истинным уважением и братскою любовью имею честь быть всегда Вашего Высокопреосвященства усердным и покорнейшим слугой Платон архиепископ Херсонский. 31-го марта 1881 года. Г. Одесса, в которой все охают, а многие и горько плачут по известному горестному событию. Боже, милостив буди к нам грешным, вполне заслужившим Твой гнев и наказание!.. Настоящее письмо написано чужой рукой по причине глазной моей болезни. – Желаю Вам здоровья, душевного мира и всех благ от Господа. – До свидания!“ Вот какие книги и брошюры присланы были мне в дар при этом письме: 1) Слова и речи, 1880 г.; 2) Слова о ходатайстве святых, 1880 г.; 3) Беседа, сказанная 25-го декабря 1880 г.: 4) О пятидесятилетней годовщине высокопреосвященного Платона в священном сане, 1880 г.; 5) Открытие братства св. Апостола Андрея Первозванного в Одессе, 1880 г.: 6) Устав сего братства; 7) Хиротония архимандрита Неофита 404 в сан епископа, 1880 г.; и 8) Речи пред панихидами по случаю кончины Государя Императора Александра Николаевича, 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 .     Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное чтение 1866 г., ч. 3, 12, 319–332; Горы на западе от Иордана. 1867 г., ч. 1, 1, 43–69; 1869 г., ч. 2, 6, 97–112. 4 .     Псалмы в русском переводе 4 (76–150). Ibid.1868 г. ч. 1, 1, 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. 2; 5, 49 –64 (в приложении). 5 .     История Триденстского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5, 1–104: 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 .     О трудах архимандрита Михаила 5 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие 1, 2, 289–310: 4, 658–693. 7 .     Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 6 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе.(Душеп. Чтение 1875 г. ч. 3, 11). Ibid. 1875 г. т. 3, 11, 505–540. 8 .     О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. 1, 4, 687–702 (статья 3-я). 9 .     Псалтырь в новом славянском переводе Амвросия 7 Архиепископа Московского 8 . Ibid. 1878 г. т. 1, 1, 1–16: 2, 17–32: 3, 33–64: т. 2, 5–6, 65–128: 7, 129–160: 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции «Православного Обозрения». Москва. В Унив. Тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятикнижия 12 века 9 . Славянская Псалтирь 18 века, переведенная с еврейского 10 . Две заметки 11 . Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. Том 1-й под редакцией В.В. Григорьева. Спб. 1879–1880, – тр. 591–594. 11 . Народная библия во времена Христа Спасителя. Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии, 1 октября 1880 г. Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1880 г., ч. 26, 1070–1085; перепечатана а) в книге: Годичный акт в Московской Духовной академии 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7–22, и б) в Православном Обозрении 1880 г., т 3, 10, 363–375.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иоанн, архиепископ Новгородский и Псковский (Порфирьев) Родился в семье новгородского жителя Порфирия. Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя «мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога». За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру. 7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа. 17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные: Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и «молитвою его, – замечает летописец, – преста мор». В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла. 12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого «Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился». Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Мы все с природы, замечает он в первом разговоре, сделаны подобны некоему афинейскому дураку, которой вложил было себе в голову, что все те корабли, которые приставали к пирейской пристани, были его. Нас подобно дурачество ваше понуждает думать, что вся тварь без изъятия создана для нашего употребления, и когда спросит у наших философов, на что так великое множество звезд неподвижных, из которых часть некая могла бы тож делать, что теперь все делают, спешно ответствуют, что они служат к увеселению очей наших. На таком мнении основав себя, вздумали себе, что надобно земле быть неподвижной в средней точке всего мира, а другим небесным телесам, которые для неё сделаны, принимать труд ворочаться около её, чтоб светить ей» 182 . Кроме того, Кантемир перевел 10-ть посланий Горация; некоторые песни Анакреона; Персидские письма Монтескье; Эпиктетово нравоучение; Юетинову древнюю историю; жизнеописания знаменитых полководцев Корнелия Непота. 160 Полное издание сочинений Кантемира сделано П. А. Ефремовым: Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Кантемира т. 1 и 2. Спб. 1867 г. В предисловии к этому изданию указаны прежние издания в 1762, в 1836, издание Смирдина в 1848 г. При издании Ефремова приложена статья В. Я. Стоюнина, в которой представлен обстоятельный обзор жизни и сочинений Кантемира. Избранные сочинения Кантемира, с биографией и указанием всех статей о нем, издан. Перевлесским в 1849 г. Исследования о сатирах: В. А. Жуковского: О сатире и сатирах Кантемира, т. VII; Галахова в XI Отеч. Зап. 1848 г. и Дудышкина в XI Современника того же года. 162 Смотр. Статьи В. Я. Стоюнина: «Князь Антиох Кантемир Лондоне». Вести. Европы 1867 т. I и II. «Князь Антиох Кантемир в Париже». Вести. Европы 1880; т. IV. 177 Петрида, или стихотворное описание смерти Петра В. напечатана в Летоп. русск, лит. и древн. кн. 1. 182 Отрывок перевода Разговоров напечатан во части сочинений Кантемира, стр. 490–491, откуда и заимствованы приведенные места. Читать далее Источник: История русской словесности/Сост. И. Порфирьев. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. - Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. - 4 т./Часть 2: Новый период. Отдел I. От Петра В. До Екатерины II. - 1886. - 350 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Славянофильские воззрения митрополита Антония начали складываться у него довольно рано в Казанской духовной Академии, под влиянием его самостоятельных работ по гомилетике, которая ему была поручена для чтения студентам в 1870 году, с введением нового академического Устава. Не смотря на то, что кафедра гомилетики и пастырского богословия была в академическом курсе не новая, она, однако же, не пользовалась почему-то благоволением академического начальства и передавалась из рук в руки от одного профессора к другому. За преподавание гомилетики брались И.Я. Порфирьев , А.И. Гренков, Н.Я. Беляев , А.А. Некрасов и даже ламаист В.В. Миротворцев. Но это весьма печальное обстоятельство в смысле поступательного движения данной специальности в курсе академических наук вообще, в частности для XIII курса студентов Казанской Академии, к составу которого принадлежал будущий специалист-гомилет профессор А.В. Вадковский (мирское имя почившего владыки), имело весьма благоприятное значение и сказалось как в постановке этого предмета в Казанской Академии по новому уставу, так и во всей последующей плодотворной учено-литературной его деятельности, давшей ему в науке известность и снискавшей ему ученую степень honoris causa доктора церковной истории (в 1895 г.). Дело в том, что эту «несчастную», как ее характеризует историк Академии профессор П.В.Знаменский (История Казанской духовной академии bыn.II, стр. 311. Казань, 1892 г.) науку, пересаженную из Киевской духовной Академии, с 1858 г. по февраль 1867 г., по указанию ректора Академии Иоанна, читал на низшем отделении известный в истории русской литературы профессор И.Я.Порфирьев , который, углубляясь в изучение памятников древне-русской письменности, и на лекциях по гомилетике читал студентам историю русского по преимуществу до-Петровского проповедничества. Перелом в судьбе этой науки в Казанской Академии с переходом её в руки профессора А.И. Гренкова падает как раз на то время, когда А.В. Вадковский был студентом низшего отделения. Несомненно-талантливые, увлекательные и оригинально-самостоятельные в большей своей части лекции по истории проповедничества красноречивого энтузиаста профессора И.Я.Порфирьева, уже пользовавшегося в то время среди выдающихся профессоров Академии известностью и почетом, произвели на него глубокое впечатление. А.В. Вадковский, с вступлением на кафедру гомилетики, как это мы можем говорить по личному наблюдению в качестве его ученика и усердного слушателя, пошел по пути, указанному ему его высоко чтимым и горячо любимым учителем И.Я.Порфирьевым 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подобедова 1972 – Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. Покровский 1878 – Покровский Н. В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве//Христианское чтение. СПб., 1878. С. 743–782. Покровский 1892 – Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Покровский 1913 – Покровский И. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1913. Вып. 1–2. Покровский 1914 – Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины/Светильник. М., 1914. 5–6. Полезнее 1995 – Полезнее Д. Ф. Саккос ростовского митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 139–148 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 10). Померанцев 1961 – Померанцев И. И. Героическая тема в древнерусской пластике//Из истории древнерусского и западноевропейского искусства. М., 1961. С 142–176. Попов 1979 – Попов Г. В. Иконопись Ц Попов Г. В, РындинаАВ. Живопись и прикладное искусство Твери веков. М., 1979. Порфирьев 1890 – Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890. Постникова-Лосева 1959 – Постникова-Лосева М.М. Прикладное искусство веков/История русского искусства. М, 1959. Т. 4. С 511–610. Постникова-Лосева 1969 – Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.)//Византийский Временник. М, 1969. Т. 30. С. 233–242. Православные обители 1909 – Православные русские обители. СПб., 1909. Преподобный Сергий Радонежский 1992 – Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства веков: Каталог/Авт.-сост. Л. М. Воронцова, Л. А. Титова , О. И. Зарицкая. М, 1992. «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» 1994 – «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1994. Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в. – Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в. – Вологодский областной архив.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Слово о Крестном Древе Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Легенда о трех деревьях, ставших крестами на Голгофе, приписана в славянской литературе Григорию Богослову (Назианзину). Знаменитый писатель, поэт и оратор IV в. (325–390), он получил образование в философских школах Александрии и Афин. Его официальная церковная карьера была непродолжительной, хотя в 380–381 г. он занимал престол Константинопольского патриарха, а в 381 г. был председателем II Константинопольского вселенского собора. Но его борьба с арианской ересью и литературное наследие – слова, эпитафии, послания и стихи на богословские и автобиографические темы, оказали большое влияние на христианскую культуру. Сподвижник Василия Великого и современник Иоанна Златоуста , он вместе с ними назван был вселенским учителем и отцом церкви. Μ. Η. Сперанский назвал Григория Богослова полуантичным писателем, являвшимся не только одним из первых столпов христианской литературы, но и одним из последних по времени представителем античной художественной мысли и формы (Сперанский Μ. Η. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности. М., 1904. С. 411–412). Проповеди Григория Богослова , творившего в эпоху, находящуюся на грани античности и христианства, познакомили русское общество с античной мифологией и философией неоплатонизма, хотя его сочинения были переведены на церковнославянский язык далеко не полностью (Клибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности//ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 160; Иванов А. И. Максим Грек и итальянское Возрождение//Византийский Временник. М., 1972. Т. 33. С. 155; Буланин Д. М. Комментарии Максима Грека к словам Григория Богослова //ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 276–277). «Слово о честнем кресте» не принадлежит Григорию Богослову . Изучавший апокриф о крестном древе И. Я. Порфирьев предположил, что поводом приписать произведение отцу церкви послужила содержащаяся в одном из слов Григория краткая параллель между падением Адама и крестной смертью Спасителя и между древом познания добра и зла и древом креста (Порфирьев И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другим источником апокрифических сказаний в древние времена были византийские хроники. Из византийских хроник весьма рано появились в славянской письменности хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. В хронике Малалы находятся апокрифические сказания об Аврааме, Мелхиседеке и Заветы 12 патриархов. 11 Гораздо более апокрифических сказаний в хронике Георгия Амартола. «Для истории ветхозаветных апокрифических сказаний, говорит И. Я. Порфирьев , хроника Амартола имеет особенную важность. Кроме множества мелких апокрифических подробностей о разных лицах и событиях, здесь помещены, между прочим, сказания о еврейской письменности при Сифе и астрономии при Немвроде, о погребении Адама в Иерусалиме, о состязании Авраама с египетскими астрологами о судьбе, о Мелхиседеке, о смерти Моисея, о Соломоне и царице Савской». 12 Следы хроники Амартола замечаются в древнейших памятниках русской письменности. Составитель первоначальной летописи уже черпал из нее сведения о брахманах и амазонках. К числу древнейших источников апокрифических сказаний в южной России принадлежит еще Слово Мефодия Патарского , на которое ссылается первый наш летописец, когда говорит о нечистых народах, заключенных в горах Александром Македонским. Профессор Порфирьев говорит, что апокрифические сказания в России «были распространены более в переделках, чем в подлинном виде, более в извлечениях и отрывках, чем в полных сочинениях, – были распространены более апокрифические сказания, возникшие из апокрифов, чем самые апокрифы». 13 Были, по-видимому, и цельные апокрифические сказания, циркулировавшие отдельно от других литературных памятников. Такого рода апокрифы, цельные и обособленные, были в южной России до татарского нашествия и в более позднее время, в XIV–XVIII веках. Профессор Е. Голубинский по сохранившимся до настоящего времени рукописям домонгольского периода и по упоминаниям в тогдашних памятниках перечисляет следующие апокрифы домонгольского периода русской истории. 1) Сказание Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя, в майской Четь-Минеи XII в. московского Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Протоиерей Алексий Порфирьев служил в Никольской Верхне-Посадской церкви Нижнего Новгорода, а с 1905 года был переведен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора (именно в этом храме он и прослужил до конца своих дней). Как священник и церковный педагог он был весьма заметной общественной личностью в нижегородской губернии. Его имя постоянно встречалось на страницах нижегородских газет и различных епархиальных изданий. Священнослужитель вел уроки русского языка и словесности в епархиальном женском училище и в Мариинском институте благородных девиц. В Нижегородской семинарии протоиерей Алексий Порфирьев читал лекции по русскому расколу, обличительному богословию, а также по церковной истории. На протяжении ряда лет выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии. Алексей Нейдгардт, арестованный вместе с епископом Лаврентием и отцом Алексием, с 1896 по 1906 годы занимал должность предводителя нижегородского дворянства. Щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице. На личные средства и вклады горожан Алексей Нейдгардт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это театр оперы и балета). В 1904 году был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода, был попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города. 6 ноября епископу Лаврентию и протоиерею Алексию объявили о предстоящем расстреле, предложив взамен этого публичный отказ от священного сана, на что те ответили категорическим отказом. У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия. Владыка был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. Владыка спросил его: «Почему вы плачете? Нам надо радоваться!» Священник ответил: «Я плачу о моей семье». «А я готов», — сказал епископ. Вскоре к ним привели Алексея Нейдгарта. Иеромонах Димитрий (Воскресенский) писал о гибели мучеников в своих записках: «Приближалась годовщина Октябрьской революции 1917 года и торжества советской власти. В ночь на этот день Преосвященный Лаврентий с протоиереем Алексеем Порфирьевым и Нейдгартом… предстал пред военно-революционным трибуналом и, будто бы на вопрос: " Признает ли он советскую власть " , дав отрицательный ответ, был выведен в сад при доме, где и был расстрелян. На следующий день — в годовщину торжества советской власти — всем содержавшимся в заключении, а в том числе и Преосвященному Лаврентию, и протоиерею Алексею Порфирьеву и другим следовало быть освобожденными по амнистии, но злоба человеческая несколькими часами раньше всех их убрала с житейской сцены…»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010