Николай (Амасийский Николай), архп. Ростовский на Дону Родился в 1860 году. Окончил учительскую семинарию. До епископства был священником в пригородном селе Давыдкове около г.Николаевска, переименованного потом в г.Пугачев (ныне Саратовской области и епархии, а в то время Уральской епархии). В 1922 году православным духовенством и мирянами градского и пригородного округов был избран кандидатом во епископа, хотя особыми выдающимися достоинствами не отличался. Духовенство других округов претензий против этого избрания не заявило, так как о.Николай Амасийский был вдов и канонических препятствий к хиротонии не было. Для принятия хиротонии о.Николай поехал в Москву, но там каким-то образом попал к обновленцам и был хиротонисан во епископа Пугачевского епископами “Союза Возрождения» во главе с митрополитом Антонином. Хиротония совершена 9дек.1922 года. По приезде в Пугачев, еп. Николай был торжественно встречен на вокзале председателем исполкома, который сказал ему приветственную речь, что произвело большое впечатление на народ. Запомнилась многим и встреча в кафедральном соборе, когда встречавший его о.Павел Попов всенародно задал епископу вопрос: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь и нуде?“.От этих слов так и дышит тревогой и сомнением, и слова эти свидетельствуют о том, что в тот момент до пугачевского духовенства доносились какие-то тревожные слухи, но оно еще не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения еп. Николая, а может быть, даже еще и не совсем ясно понимало, что такое обновленчество, как это было во многих местах в первый год этого смутного времени. Священник Попов вскоре был переведен в село. Епископ Николай участвовал в обновленческом соборе 1923 года. 21 июня 1923 года еп. Николай был назначен временно управляющим Уральской епархией (обновленческим), но жил по-прежнему в Пугачеве. Некоторые лица, из числа хорошо знавших епископа Николая, утверждают, что внутренне он обновленчеству не сочувствовал и, возвратившись с собора, много рассказывал о том, что там происходило, после чего слышавшие его рассказы отходили от обновленчества и возвращались к православию. Высказывалось мнение, что находясь в расколе, он и этим, и некоторыми другими способами старался помочь православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вероятно, следующим священником Богоявленской церкви был священномученик Садовский Николай Александрович. Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в селе Патриаршее Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончив Воронежскую Духовную семинарию, Николай в 1917 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Патриаршее. Началась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. Летом 1935 года председатель РИКа предложил православной общине сделать ремонт храма, и отец Николай пригласил рабочих, которые и приступили к ремонту. Через три дня после начала работ в церковь ворвался разъяренный начальник местного НКВД и прогнал рабочих. Отец Николай вынужден был идти к начальнику РИКа и просить, чтобы он послал комиссию для составления официального документа о необходимости проведения ремонтных работ и чтобы в этой комиссии был и представитель от РИКа. 16 июня в храм явились члены комиссии из трех человек, но среди них не было представителя РИКа, и священник им заявил, что не признает этой комиссии, и в сердцах обругал председателя РИКа. 25 июля 1935 года отец Николай был арестован и заключен в липецкую тюрьму. Кроме эпизода с комиссией, ему припомнили во время следствия и то, что 8 апреля 1935 года он зашел к жителю села, у которого в это время находился командир Красной армии, спросивший священника, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть; тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем командир впоследствии донес в НКВД. Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из липецкой тюрьмы в воронежскую; 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда. Суд приговорил священника к восьми годам тюремного заключения. Первое время он содержался в воронежской тюрьме, а затем был сослан в исправительно-трудовой лагерь в Хабаровский край (Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт). В феврале 1938г. в лагере было начато новое дело против против архиепископа Онуфрия, епископа Антония (Панкеева) и др. священников. Среди них был и о.Николай Садовский. В марте группу священников перевезли в Благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Хабаровскому краю по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» отец Николай, как и остальные участники дела, был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

http://sobory.ru/article/?object=11783

Задонск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое. К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. В начале XX века в штате церкви числились: священники - Холодович Никанор Иванович, Попов Иоанн Феодорович, Синявский Николай васильевич; диаконы - Кузнецов Иоанн Вениаминович, Муравлев Алексей Петрович; псаломщики - Попов Алексей Андреевич, Попов Виктор Иванович. Приход насчитывал 756 дворов, в которых проживало более 5300 человек. В советское время церковь одной из первых в Задонске была закрыта, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х гг. Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона святителя Тихона, сохраненная верующими. В 1974 году Успенский храм был закрыт и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., Возведена в 1798-1800 годах, перестроена в конце XIX века. Классицизм. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. В конце XIX века сооружена трапезная, соединившая объёмы церкви и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02077

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Глава II Быстрое распространение беглопоповства, особенно после издания секретных, но не оставшихся в секрете правил 1822 года, равно как вообще широкое развитие раскола вследствие предоставленной раскольникам религиозной свободы, которою они явным образом злоупотребили, с самого вступления на престол императора Николая составили предмет его особенного внимания, внушили ему заботу о принятии необходимых мер к искоренению таких, по его искреннему убеждению, оскорбительных для православной церкви и нетерпимых в благоустроенном государстве явлении. В течение первых десяти с небольшим лет его царствования были изданы им одно за другим многочисленные распоряжения и узаконения, направленные к постепенному сокращению полученных раскольниками в прежние времена разного рода вольностей и льгот, – узаконения, в общей своей совокупности действительно выражавшие твердое и неуклонное намерение императора положить конец, если не самому существованию, то, по крайней мере, процветанию и дальнейшему распространению раскола, в частности же – прекратить «прискорбное для православной церкви» беглопоповство. Из числа распоряжений указанного времени, направленных собственно против беглопоповства, мы укажем только те, которые по своему значению и по своим последствием заслуживают особенного внимания. Первым стеснительным для раскольнических беглых попов распоряжением императора Николая было воспрещение им разъезжать из одного места в другое. По возбужденному пермским гражданским губернатором вопросу, «… могут ли старообрядческие священники отлучаться от своих мест для исправления треб в другие губернии», комитет министров 10 мая 1827 года мнением положил: «… переходы раскольническим священникам для исправления треб из уезда в уезд, а тем более из губернии в губернию, решительно воспретить, в случае же переездов их, если не будут иметь надлежащих видов, поступать с ними, как с бродягами». 24 числа, того же месяца, утверждая это мнение, император Николай собственноручно сделал следующую, многозначительную в отношении к дальнейшим делам подобного рода надпись: «… весьма справедливо» 83 . В том же 1827 году, 8-го ноября, состоялось Высочайшее определение о попах Рогожского кладбища, чтобы находившихся там до этого времени «… оставить в покое», но отселе «...новых отнюдь не принимать» 84 . Это распоряжение было тем важнее и тем чувствительнее для раскольников, что касалось одного из самых главных пунктов поповщины и внушало опасение новых в том смысле распоряжений, которые действительно и не замедлили последовать относительно раскольнических попов некоторых других мест, – именно Петербурга и Пермской губернии 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Николай будет в ближайшее время этапирован в колонию» Защита невинно осужденного Николая Каклюгина готовит кассационную жалобу 17.04.2020 2776 Время на чтение 6 минут Отец невинно осужденного Николая Каклюгина Владимир Каклюгин сообщил «Русской народной линии», что 16 апреля стороне защиты была наконец вручена копия апелляционного определения судебной коллегии Ростовского областного суда, рассмотревшей 19 марта 2020 года жалобу адвокатов врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина и его самого на судебное решение федерального судьи Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону А.Е.Попова, принятое 12 ноября 2019 года. В нем судья Попов признал Николая Каклюгина виновным в хранении наркотических средств в крупном размере и психотропных веществ в значительном размере и в соответствии с ч.2 ст.228 УК РФ приговорил его к 4 годам заключения с содержанием в колонии общего режима. На заседании коллегии Ростоблсуда была зачитана постановляющая часть решения - оставить приговор суда 1-й инстанции в силе, а мотивировочная часть была получена только 16.04.2020 г. Отец осужденного врача сообщил, что адвокаты самым внимательным образом изучат доводы судейской коллегии и подготовят кассационную жалобу в кассационный суд, расположенный в г.Краснодаре, но даже при первом прочтении видно, что служители донской Фемиды только прибавили ошибки и противоречия к уже имеющимся в этом деле. Так, судьи утверждают, что в виновности его сына их убедили показания некоей Т.П.Кузьминой, которая вытащила Николая из Краснодара в Ростов для встречи и сопроводила до места его захвата. Но в ее показаниях нет ни слова о противозаконной деятельности Каклюгина. При этом судьи ни словом не упомянули о ходатайствах адвокатов о проведении своему подзащитному наркологической экспертизы, в которых было отказано. Но при этом судья А.Е.Попов в приговоре, не имея на руках запрашиваемого адвокатами заключения экспертов-наркологов, базировал свой приговор на утверждении т.н. свидетелей обвинения, утверждавших, что употребление запрещенных веществ осужденным врачом имело место и нарколог с ученой степенью, более 20 лет боровшийся с наркоугрозой, прогуливался в день задержания в центре города с огромным пакетом, содержащим ядовитое синтетическое зелье в наружном кармане куртки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/17/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он готов и дальше бороться за свою свободу» Николай Каклюгин оставлен в СИЗО еще на полгода, все ходатайства его защитника отклонены: таковы итоги первого заседания Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону по т.н. «Делу Каклюгина» 14.03.2019 1084 Николай Владимирович Каклюгин, врач, психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу 2009-2011 гг., задержанный 19 октября 2018 года по анонимному звонку в Ростове-на-Дону спецназом службы по контролю за наркотиками, обвиняется в распространении наркотиков. Закрытое судебное заседании прошло с участие судьи А.Е.Попова, государственного обвинителя С.О. Баранова и адвоката П.С. Пешикова. В нашем распоряжении оказались копии принятых вчера решений. Судья отклонил ходатайство П.С. Пешикова, защитника Николая Каклюгина, о возвращении уголовного дела прокурору в связи с ненадлежащим составлением протокола очной ставки между Н.В. Каклюгиным и свидетелем А.Ю. Болдыревым и о назначении судебно-психиатрической экспертизы Н. Каклюгину. Свое решение судья А.Е. Попов не посчитал необходимым аргументировать. Также судья продлил до 25 августа 2019 года меру пресечения Н. Каклюгину в виде заключения под стражу. Опять же неясно, какими доводами руководствовался судья? Какую опасность может представлять известный ученый и общественный деятель, имеющий безупречную репутацию, что даже подписка о невыезде показалась судье слишком мягкой мерой пресечения? Следующее судебное заседание, уже в открытом режиме, назначено на 26 марта 2019 года в 14:30. Своими впечатлениями от первого заседания Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону по т.н. «Делу Каклюгина» делится отец узника Владимир Борисович Каклюгин на своей страничке в ВКонтакте: «Судья А.Е.Попов не заметил (?!!!) серьезные нарушения, допущенные следствием в ходе " расследования " (не могу не поставить в кавычки слово расследование, так как расследованием действия следователей Бортниковой и Швецовой назвать нельзя - это грубая подтасовка фактов вперемешку с оговором лжесвидетелей), и назначил дату следующего заседания на 26.03.19. Спросил у проходящего в наручниках по коридору Николая о его здоровье.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/14/on...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Попов. Икона. 10-е гг. XXI в. Харитонович Попов (3.05.1864 (по др. данным, 6.05.1864), ст-ца Урюпинская Хоперского окр. обл. Войска Донского (ныне г. Урюпинск Волгоградской обл.) - 26.03. 1919, близ ст. Морозовская 2-го Донского окр. обл. Войска Донского), сщмч. (пам. 13 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи историка и благотворителя статского советника Х. И. Попова, члена Донского статистического комитета, редактора «Донской газеты», одного из основателей и 1-го директора Новочеркасского музея истории Донского казачества. После окончания в 1884 г. 6 классов Новочеркасской классической гимназии Н. поступил в Харьковское земледельческое училище, к-рое окончил в 1889 г. по специальности «агроном». 15 окт. того же года был призван на срочную военную службу. В 1891 г. Н. поступил в 5-й класс Донской ДС, в 1893 г. окончил семинарию по 2-му разряду. 12 сент. (по др. данным, 1 окт.) того же года Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) рукоположен во диакона к Успенской ц. в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай Ростовской обл.). С 8 нояб. того же года служил законоучителем в Аксайской церковноприходской школе. 6 нояб. 1894 г. Донским и Новочеркасским архиеп. Донатом (Бабинским-Соколовым) рукоположен во иерея к Успенской ц. на хуторе Колодезном Донецкого окр. обл. Войска Донского (ныне хутор Алексеевский Верхнедонского р-на Ростовской обл.). Занимал должность законоучителя Колодезной учительской школы и заведовал ею. По инициативе Н. в февр. 1895 г. при молитвенном доме была открыта школа грамоты, впосл. преобразованная в церковноприходскую школу, а с 1 сент. 1896 г.- во второклассную школу им. имп. Николая II, с общежитием. Н. был заведующим этой школой и законоучителем в ней. При школе была организована сельскохозяйственная ферма. 10 апр. 1901 г. Н. по собственному прошению был переведен в Иоанно-Богословскую ц. на хуторе Верхнегнутова 2-го Донского окр. (ныне Чернышковского р-на Волгоградской обл.) (Донские ЕВ. 1901. 12. Ч. офиц. С. 250). Руководил ремонтом храма, организацией церковного хора и б-ки, созданием школы. Оказывал первичную медицинскую помощь больным прихожанам. Н. служил председателем приходского попечительства, заведующим Верхнегнутовской, Соколовской и Бирюковской церковноприходскими школами и законоучителем в них, членом 2-го Донского окружного отделения епархиального училищного совета. В 1906-1908 гг. был цензором проповедей в Цимлянском благочинии. В дек. 1906 г. назначен благочинным Цимлянского благочиннического окр.

http://pravenc.ru/text/2565788.html

протоиерей Николай Попов Времена владычества над народом божиим язычников Иудеи под властью Вавилонян (4902–4972 год от сотворения мира, 607–537 год до Рождества Христова) 490 Состояние иудеев в плену вавилонском Иудеи были в плену вавилонском 70 лет. Сначала жизнь их в плену была очень тяжела, Многие из них были обращены в рабство. С течением времени положение их стало лучше: они получили право приобретать земли, заниматься торговлей, даже поступать на царскую службу и иметь своих старейшин и судей, чтобы решать свои дела по собственным законам. Живя между халдеями, иудеи скоро забыли свой язык и стали говорить похалдейски; еврейский язык не забыли только ученые священники. Но вера иудеев в истинного Бога не только не ослабла, а еще очистилась и укрепилась. Лишившись своего отечества за поклонение идолам, близко узнав в плену беззаконную жизнь идолопоклонников 491 , иудеи почувствовали отвращение к идолопоклонству и в скорби своей обратились к истинному Богу 492 . К утешению иудеев во время плена, для поддержания веры в них и к славе Своей между язычниками Бог воздвиг им великих пророков: Иезекиля и Даниила, и трех друзей Даниила: Ананию, Мисаила и Азарию. Пророк Даниил и три отрока: Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор, царь Вавилонский, при первом нападении своем на Иудейское царство взял к себе в Вавилон нескольких иудейских отроков царского и княжеского рода, велел воспитывать и обучать их для службы при царском дворе и назначил им кушанье и вино со своего стола. Между ними были Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которых назвали Валтасаром, Седрахом, Мисахом и Авденаго. Даниил, не желая осквернять себя кушаньями, запрещенными законом Моисея, попросил воспитателя своего сделать опыт: давать ему и трем друзьям его в пищу овощи, а для питья воду. Воспитатель послушался. Через десять дней лица их оказались красивей, и телом они были полнее всех отроков, которые ели кушанья царские 493 . С этого времени, по желанию их, не стали давать им царского кушанья и вина, а подавали овощи и воду. Бог дал этим четырем отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости 494 , а Даниилу еще разумение видения и снов. По окончании воспитания, отроки были представлены Навуходоносору. Он говорил с ними и из всех их не нашел подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Они стали служить при царе ( Дан. 1 ). Навуходоносор видит во сне огромного истукана

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010