В войске израильском были три старших сына Иессея, а Давид в это время пас овец отца своего 354 . Однажды Иессей послал Давида отнести братьям пищи 355 . Когда Давид пришел к братьям, при нем вышел Голиаф и стал говорить свои речи. Все израильтяне, увидев его, бросились от него в испуге. И говорили израильтяне: «Если бы кто убил его, то царь одарил бы того великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным. Давид вызвался сразиться с Голиафом. Его представили Саулу. Саул, увидев Давида, сказал ему: «Не можешь ты сразиться с этим филистимлянином: ты еще юноша». Давид отвечал: «Когда я пас овец отца своего, то убивал льва и медведя, нападавших на стадо, и с этим филистимлянином будет то же». Тогда Саул одел Давида в свои одежды, возложил на голову его медный шлем и надел броню на него. Но Давид, походив в таком вооружении, сказал, что не привык к нему, и снял его с себя; потом взял посох свой, пять гладких камней из ручья, пращу 356 , и выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин со своим оруженосцем. Увидев Давида, он презрительно посмотрел па него и сказал: «Что ты идешь против меня с палкою и камнями: разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым». А Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду во имя Господа Бога Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносишь». И вот, когда Голиаф стал приближаться к Давиду, Давид поспешно побежал ему навстречу, взял из сумы камень и бросил его пращей в самый лоб Голиафа. Камень пробил лоб Голиафа, и он упал лицом на землю. Тогда Давид подбежал к Голиафу, наступил на него, схватил меч его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. Израильтяне, прогнав их, овладели станом их. После этой победы Ионафан, сын Саула, полюбил Давида, как свою душу, и подарил ему свою одежду и вооружение 357 ; а Саул сделал его военачальником, и это понравилось всему народу ( 1Цар. 17, 18:1–5 ). Гонения на Давида от Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Итак, Тот, кто «обитал с нами» – это миротворческий Разум, некогда создавший вселенную. Греческий термин Logos означает не только «слово», но и «разум», «закон». Это Слово отличается от Бога: «Слово было Бог» – но при этом «Слово было у Бога». В монотеистическом контексте, каковым, несомненно, является Евангелие, это различие может быть осмысленно только как обнаружение тайны Троического бытия Бога. Нет никакого сущностного зазора между Отцом и Сыном. Не было такого времени, когда Сына, Слова не было. И слово Божие и Дух Божий совечны Отцу. Отец – абсолютный источник бытия Сына и Духа. Но Сыну и Духу передается вся полнота Отческого бытия, без малейшего изъяна. Так три личности оказываются обладателями одной и той же абсолютной Божественной природы. Апостолом Иоанном Бог называется любовью («Бог есть любовь» См. Ин.4:8 ). Эта любовь прежде всего осуществляется во внутренних отношениях Отца, Сына и Духа, то есть в Троице. Слово как Единородный (единственный) Сын Отца рожден до сотворения мира. Более того, сам мир получил свое бытие через Него. Но вот когда настает «полнота времен», когда человечество уже подготовлено к принятию истинного учения о Боге, когда лучшие из язычников уже устали от игрищ с божествами и духами, а лучшие из иудеев поняли, что даже самое тщательное исполнение предписаний закона не может наполнить бесконечную жажду человеческого сердца – тогда Слово стало плотью. Тогда Сын рождается еще раз. Если первый раз Он родился от Небесного Отца (без матери), то второй раз Он рождается от матери (без земного отца). Две природы во Христе можно назвать «разновременными» (eterohronoi). Извечно Он был Богом, и лишь в определенный момент времени стал еще и человеком. Его личность остается единственной и той же самой, Его Божественная природа (а, значит, и совокупность всех тех качеств, которые можно приписать Божественному Абсолюту) сохраняется неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и ОБРАЗ ИПОСТАСИ Его, и держа все словом силы Своей (а не Иеговы), совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте. БУДУЧИ СТОЛЬКО ПРЕВОСХОДНЕЕ АНГЕЛОВ, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. ИБО КОМУ КОГДА ИЗ АНГЕЛОВ СКАЗАЛ БОГ: «Ты Сын Мой. Я ныне родил Тебя?» И еше «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» ( Евр.1:2–5 ) (...) Если принять во внимание мнение «свидетелей Иеговы», что Иисус Христос – это бывший Архангел Михаил, который теперь просто совершенный человек, то, как же тогда понять то, на что указывает Св. Писание: «Пред ИМЕНЕМ Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». ( Флп.2:10 ; Рим.14:11 ). Если Иисус просто человек, то почему пред этим человеком должны преклоняться все живущие на земле и на небе? Ведь Бог Иегова строго нам заповедал в Св. Писании, чтобы мы поклонялись только Богу и Ему одному служили. ( Исх.23:24–25 ; Втор.6:13 ). Если еще в Ветхом завете Бог говорил: «...Я Бог , и нет иного. Мною клянусь:..что предо Мною преклонится всякое колено». ( Ис.45:22–23 ). Так как же это совместить с поклонением Иисусу Христу как человеку, если Бог Отец Собою клялся, что именно перед Ним преклонится всякое колено? Если Бог превознес Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп.2:9 ) и сказал, что перед ним тоже преклонится всякое колено, то вывод может быть только один, что Иисус тоже Бог. Если Бог Отец сказал, что нет иного Бога ( Ис.45:22 ), то ясно, что Бог Иисус не другой Бог , а тот же, Он ОБРАЗ ИПОСТАСИ Отца ( Евр.1:3 ), Он один из трех Лиц единого премудрого Бога». 9 Приведем еще ряд библейских цитат, свидетельствующих о Божестве Иисуса Христа в порядке, соответствующем Символу веры . Божество Иисуса Христа и Его единство с Богом Отцом Ин.20:28 : «Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой» – Фома исповедует Иисуса Христа своим Господом и Богом после осязания ран воскресшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

В те дни заболел Езекия смертельно 458 . Пророк Исаия сказал ему, чтобы он готовился к смерти, и вышел от него. Езекия со слезами стал молиться Богу, чтобы Он продолжил его жизнь. Тогда Исаие было слово Господне, он воротился и сказал Езекии, что он исцелится, на третий день пойдет в дом Господень и проживет еще 15 лет. Езекия попросил знамения. Исаия сказал ему: «Вот тебе знамение: хочешь ли, чтобы солнечная тень прошла вперед или воротилась назад на 10 ступеней?» Езекия сказал: «Пусть тень воротится назад на 10 ступеней». Исаия помолился, и солнечная тень воротилась назад на 10 ступеней на солнечных часах Ахавовых 459 . Потом Исаия приказал приложить к нарыву, которым страдал Езекия, пласт смокв 460 , и царь выздоровел. Знамение, произведенное молитвой Исаии, было замечено в Вавилоне, и чудесное выздоровление Езекии стало там известно. Царь вавилонский Беродах-Баладан послал к Езекии послов с письмом и дарами поздравить его с выздоровлением и спросить о знамении 461 . Езекия, вместо того, чтобы перед послами прославить Бога, Бога как заступника и Спасителя своего, показал им все богатства свои. Тогда пришел к нему пророк Исаия и сказал, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон. Последние 15 лет царствования Езекии были самым благополучным временем для Иудейского царства (Езекия царствовал 29 лет; 4Цар. 18–20; 2 Парал. 29–32; Ис. 36–39 ). Манассия. Амон Манассия, сын Езекии, вступивший на престол в 12 лет и, вероятно, развращенный своими воспитателями, восстановил поклонение Ваалу, Астарте, Молоху и всему воинству небесному (небесным светилам), поставил идола Астарты в храме Господнем, проводил сыновей своих через огонь в долине Енномовой, предался волхвованию и совратил своих подданных до того, что они поступали хуже хананеев. Пророков и почитателей истинного Бога он предавал смерти. За это Бог привел на него военачальников царя ассирийского, которые захватили его, заковали в кандалы, оковали цепями и отвели в Вавилон 462 . В плену Манассия покаялся 463 , и Бог возвратил его в Иерусалим на царство. После этого он очистил Иерусалим от идолов и восстановил служение истинному Богу. (Царствовал 55 лет.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В это время в Ветилуе жила одна богобоязненная, мудрая, прекрасная собой, знатная и богатая вдова Иудифь. Она решилась на геройский подвиг: спасти свой город и отечество от страшного врага. Помолившись Богу о спасении ее рукой отечества, она сняла с себя одежды вдовства своего, нарядилась в лучшие одежды свои и отправилась со служанкой своей в лагерь неприятельский. Передовые стражи ассирийского войска остановили ее и спросили, чья она, откуда и куда идет. Она отвечала: «Я – дочь евреев и бегу от них, потому что они будут преданы вам на истребление. Иду к Олоферну указать ему путь, которым он может пройти и овладеть всей нагорной страной, не потеряв ни одного человека». Иудифь показалась стражам чудом по красоте, и они представили ее Олоферну. Поклонившись до земли Олоферну, похвалив его мудрость и военные подвиги, Иудифь сказала ему: «Господин, не выходи теперь с оружием против людей наших, потому что меч не имеет силы над ними, если они не согрешат перед Богом своим. Но вот они скоро согрешат и прогневают Бога: у них нет пищи и воды, и они думают питаться тем, что Бог строго запретил в законе Своем есть. Как скоро они сделают это, в тот же день преданы будут тебе на погубление. Вот почему я убежала от них. Теперь, господин мой, я остаюсь у тебя, но позволь мне по ночам выходить на долину молиться Богу. Когда Он откроет мне, что люди мои сделали грех , тогда я объявлю тебе, и ты выходи со своим войском, и никто из них не противостанет тебе. Это открыто мне Богом, и я послана возвестить тебе». Олоферну понравились слова Юдифи. Он велел отвести ее в особенный шатер свой и дозволил выходить ночью на долину молиться Богу. Иудифь пробыла в лагере три дня и каждую ночь выходила из лагеря на долину Ветилуи молиться. В четвертый день Олоферн сделал пир приближенным своим, пригласил на пир и Иудифь. Пиршествуя, Олоферн весьма много выпил вина, сколько не пил никогда от роду, и от опьянения упал на постель свою. Вечером, когда гости удалились, Иудифь, призвав Бога на помощь, подошла к постели Олоферна, взяла меч, висевший в головах его, схватила за волосы Олоферна, изо всей силы дважды ударила мечом по шее его и сняла с него голову. Спустя немного, она вышла из шатра с отрубленной головой, отдала ее служанке положить в мешок с пищей; пошла с ней, по обыкновению своему, в долину, отсюда пришла в Ветилую. Узнав о погибели военачальника ассирийского, жители Ветилуи, по совету Юдифи, утром вышли вооруженные из города и показали вид, что хотят сделать нападение на ассирийцев. Когда пришли к Олоферну, чтобы разбудить его и донести ему, что израильтяне выходят на сражение, нашли, что он мертвый без головы лежит у порога шатра своего. Весть о погибели Олоферна быстро разнеслась по ассирийскому лагерю. Страх напал на воинов ассирийских, и они все бросились бежать в разные стороны. Израильтянам оставалось только преследовать их и делить добычу (Книга Иудифь).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В этот же самый день в Екбатанах, в Мидии, потерпела укоризны от служанок Сарра, дочь израильтянина Рагуила, за то, что она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их. Эти укоризны так огорчили ее, что она стала просить себе у Бога смерти. Молитву обоих огорченных Бог услышал и послал Ангела Рафаила избавить их от несчастия. Попросив у Бога смерти, Товит сказал сам себе: «Что же я не объявлю сыну моему Товии о серебре, которое отдал Гаваилу в Рагах Мидийских, пока я не умер?» Позвал своего сына Товия, преподал ему наставления на случай смерти своей 484 , дал расписку 485 Гаваила и велел поискать благонадежного человека, который бы сводил его в Раги, чтобы взять у Гаваила серебро. Товия пошел искать себе спутника и встретил Ангела Рафаила, который принял на себя человеческий образ, назвал себя Азариею и вызвался сводить его в Раги Мидийские. Товиа привел его к отцу. Товит отпустил сына путешествовать с мнимым Азарией. Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия пошел к воде, чтобы помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить его. Ангел велел Товии схватить рыбу, разорвать и взять из нее сердце, печень и желчь. Товия так и сделал. Когда они дошли до Екбатан 486 , Ангел сказал Товии: «Брат, ныне мы переночуем у Рагуила, твоего родственника, у которого есть дочь Сарра. Я поговорю о ней, чтобы отдали ее за тебя». Товия сказал: «Брат Азариа, я слышал, что эту девицу отдавали семи мужьям, но все они погибли от демона в брачной комнате». Ангел сказал: «О демоне не беспокойся. Когда пойдешь в брачную комнату, возьми курильницу, положи в нее сердца и печени рыбьей, покури, помолись вместе с Саррой Богу, и Он спасет вас». Когда они пришли к дому Рагуила, Сарра встретила их и ввела в дом. Рагуил, узнав, что Товия его родственник, принял путешественников весьма радушно. Товий же попросил Ангела передать Рагуилу свое желание жениться на Сарре. Рагуил согласился выдать Сарру за Товию, но не утаил и того, что погибли уже семь женихов ее. Товия стал просить, чтобы немедленно был заключен договор о браке. Брак тотчас же был совершен. Когда после ужина Товия ввели к невесте в брачную комнату, он взял курильницу, положил в нее сердце и печень рыбы и покурил; потом вместе с Саррой помолился Богу. Господь благословил их, и демон бежал от них! Они спокойно провели ночь 487 . Утром Рагуил с радостью узнал, что Товия жив, поэтому устроил великолепный брачный пир, продолжавшийся две недели. В это время Ангел Рафаил, по просьбе Товии, сходил в Раги Мидийские, получил от Гаваила деньги и самого его привел на брак. По окончании пира Рагуил отпустил Товия с Саррой, отдал им половину имущества своего и завещал им взять остальное после смерти своей и жены своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Во время гонения, которое воздвиг на иудеев Сирийский царь Антиох Епифан, прославился своей твердостью в вере и мужеством один из первых учителей закона Божия, старец Елеазар. Его принуждали есть свиное мясо, принесенное в жертву идолу, но он отказался с презрением от этого, предпочел славную смерть опозоренной жизни и добровольно шел на мучение 529 . Некоторые из его друзей убеждали его принести дозволенного законом мяса и притвориться, будто ест идоложертвенное свиное мясо. Святой старец отвечал: «В мои лета не следует лицемерить. Многие молодые люди подумают, что Елеазар, девяностолетний старец, перешел в язычество, и сами впадут в заблуждение, чрез что я положу бесчестие и пятно на мою старость». Сказав это, он пошел на мучение и умер под ударами бичевания. Еще более удивила в это время своею твердостью в вере одна мать (Соломония) с семью сыновьями своими. Ее с детьми привели к самому Антиоху Епифану. Принуждая к идолослужению и ядению свиного мяса по очереди шестерых старших сыновей ее, Антиох приказал на глазах матери отрезать у них язык, содрать кожу, отсечь руки и ноги, и сжечь их на раскаленных сковородах. Видя страдание сыновей своих, мать укрепляла их терпение своими убеждениями. Когда остался один младший сын ее, Антиох хотел соблазнить юношу к идолопоклонству убеждением, ласками, обещаниями. Когда это не помогло, он обратился к матери, чтобы она уговорила сына покориться ему. Но бесстрашная мать, наклонившись к своему сыну, сказала: «Сын мой! Пожалей свою матерь; посмотри на небо и землю, – и познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческой. Не бойся этого убийцы, прими смерть, чтобы нам вместе жить по смерти». Когда она еще говорила, юноша сказал: «Чего вы ждете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь закону Божию». Разгневанный такими словами царь поступил с ним еще более жестоко, чем со старшими братьями, и замучил. После сыновей скончалась мученически и мать ( 2Мак. 6:18–31, 7 ). Восстание Маттафии и сыновей его против гонителей (5341 год от сотворения мира, 168 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Во второй год царствования Навуходоносору снился сон, который сильно встревожил его, но который в то же время вышел у него из памяти. Царь созвал тайноведцев, гадателей и чародеев вавилонских и потребовал, чтобы они сказали ему сновидение его и истолковали его, и прибавил: «Если не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины». Когда тайноведцы не могли исполнить его требования, он приказал истребить всех мудрецов вавилонских 495 . И стали искать Даниила и товарищей его, чтобы и их убить с другими мудрецами. Даниил со своими друзьями помолился Богу, и Господь открыл ему в ночном видении тайну сна Навуходоносора. Тогда Даниил приведен был к царю и сказал ему: «Тайны, о которых спрашивает царь, не могут открыть мудрецы, но есть на небесах Бог, Который открыл царю, что будет в следующие дни. На ложе твоем, царь, ты думал о том, что будет после этого. Открывающий тайны показал тебе то, что будет. Царь! Ты видел огромного истукана. Голова у этого истукана из золота, грудь его и руки из серебра, чрево и его бедра медные, голени железные, ноги его частью железные, а частью глиняные. Наконец, ты видел, как оторвался сам собой от горы камень, ударил в истукана и разбил его в прах, который рассеян был ветром; а камень, разбивший истукана, стал великой горой и наполнил всю землю. Вот сон. Теперь скажем значение его. Царь! Ты – царь царей, ты – эта золотая голова. После тебя будет другое царство 496 , ниже твоего, потом третье царство медное 497 . Царство четвертое будет крепко, как железо, будет раздроблять и сокрушать все. Ноги, частью железные, частью глиняные, означают, что царство это будет разделено и будет частью крепкое, частью слабое 498 . Камень означает царство вечное, которое воздвигнет Бог, и которое разрушит все царства» 499 . Выслушав это, Навуходоносор пал на лицо свое, поклонился Даниилу и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов», – сделал Даниила начальником над мудрецами вавилонскими и оставил при дворе своем, а трех товарищей его – правителями страны вавилонской ( Дан. 2 ). Анания, Мисаил и Азария в пещи огненной

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Волхвы сделали подобное 174 ; но, по молитве Моисея, жабы вымерли, и воссмердела земля 175 . 3) Аарон ударил жезлом в персть земную, и явились мошки 176 на людях и на скоте; персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Этому чуду волхвы уже не могли подражать и сказали фараону: «Это перст Божий». 4) Бог послал множество песьих (жалящих, ядовитых) мух. Эта казнь и все, следовавшие за нею, не касались израильтян. 5) Бог послал мор на скот египтян. 6) Моисей на глазах фараона бросил к небу горсть пепла из печи, и сделалось воспаление с нарывами 177 на египтянах и на скоте их. 7) Моисей простер жезл к небу, и Господь произвел страшный гром, град и дождь, причем огонь разливался по земле. Град побил у египтян скот, который был под открытым небом, и созревшие посевы, кроме поздних посевов 178 . 8) Моисей простер жезл свой на землю Египетскую, и подул сильный ветер, который нанес множество саранчи, которая покрыла всю землю, так что земли не было видно, и поела всю траву и все плоды древесные, и не осталось никакой земли 179 . 9) Моисей поднял руку к небу, и стала густая непроницаемая тьма в земле Египетской три дня, а у всех израильтян был свет в жилищах. 10) Господь поразил смертью всех первенцев у египтян и все первородное из скота их 180 ( Исх. 4:18–31, 5–11 ). Пасха Господня, избиение первенцев египетских, выход израильтян из Египта (3899 год от сотворения мира, 1610 год до Рождества Христова) 181 Когда явилась первая весенняя луна (ближайшая к весеннему равноденствию, в месяце авиве 182 , Бог сказал Моисею и Аарону: «Месяц этот да будет у вас первым месяцем 183 . Скажите всем израильтянам, чтобы в десятый день этого месяца каждое семейство взяло одного агнца мужеского пола, однолетнего, без порока, и хранило его до четырнадцатого дня этого месяца. Вечером в четырнадцатый день пусть заколют этого агнца 184 , кровью его помажут косяки и перекладины у дверей, испекут его целого на огне и, не раздробляя костей его, едят с пресными хлебами и горькими травами, а что останется, пусть сожгут на огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вскоре царь Эламский (Кедорлаомер) 77 , со своими союзниками, напал на города в долине Иорданской (Содом, Гоморру, Адму, Севоим и Белу), разграбил их и жителей увел в плен, в том числе и Лота. Аврам, услышав об этом, взял 318 рабов своих и со своими союзниками пошел вслед за неприятелями, напал на них ночью, разбил их и возвратил Лота, народ и разграбленное имущество. Когда он возвращался с победой, царь Содомский вышел ему навстречу, а Мелхиседек, царь Салимский 78 и одновременно священник Бога Всевышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его именем Божиим. Аврам дал ему десятую часть из добычи ( Быт. 13:5–18, 14 ). Аврам, живя на чужой земле, среди хананеев, которые завидовали его богатству и славе, боялся их. Бог явился ему ночью в видении и сказал: «Не бойся, Аврам! Я твоя защита, награда твоя весьма велика». Потом, указав на звезды, возвестил ему: «Столько будет у тебя потомков». Аврам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность. В следующий день, по повелению Божию, Аврам, готовясь вступить в завет с Богом, рассек пополам жертвенных животных и положил части их одну против другой. Налетели хищные птицы, но Аврам отгонял их. При захождении солнца напал на Аврама крепкий сон, ужас и мрак; Бог явился ему и сказал: «Знай, что потомки твои будут пришельцами земли не своей и в рабстве четыреста лет 79 . После сего они выйдут сюда с большим имуществом». Ночью между рассеченными животными прошел дым, как бы из печи, и пламя огня. В образе пламени Бог вступил с потомством Аврама, которое представлялось в виде дыма, в завет о том, что земля Ханаанская будет отдана ему 80 ( Быт. 15 ). Сара не рождала детей и поэтому предложила Авраму взять в супружество служанку свою, египтянку Агарь. Аврам послушался Сары. Агарь, став женою его и видя, что скоро будет матерью, стала презирать Сару. Сара, с позволения Аврама, стала смирять ее. А она убежала. На пути явился ей Ангел, велел возвратиться к госпоже своей и обещал ей сына Измаила (услышит Бог) и многочисленное потомство. Агарь возвратилась к Авраму и родила Измаила 81 ( Быт. 16 ). Бог подтверждает завет Свой с Аврамом, дает новое имя ему и Саре. Обрезание (3493 год от сотворения мира, 2016 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010