В 1960 г. З. стал действительным членом Международной академии истории наук; в 1963 г. избран в Шведскую королевскую академию истории наук и античности. В 1963 г. посмертно награжден медалью им. Дж. Сартона за вклад в развитие истории науки. Похоронен на Введенском кладбище Москвы. В марте 1970 г. в Москве по адресу ул. Б. Коммунистическая (ныне А. И. Солженицына), д. 9, состоялось торжественное открытие мемориальной доски с надписью: «В этом доме жили и работали видные деятели русской науки и культуры Павел Васильевич и Василий Павлович Зубовы». С 2000 г. Художественным музеем г. Александрова проводятся Зубовские чтения, посвященные трудам З. по истории науки и архитектуры, а также роду Зубовых, чья жизнь и деятельность неразрывно связаны с Владимирским краем. В 1993 г. в ИИЕТ состоялась конференция, посвященная его памяти, в 2000 г.- Международная научная конференция «Наука и искусство в культуре средних веков и эпохи Возрождения», посвященная 100-летию со дня рождения З. Соч.: «Физика» Аристотеля в древнерус. книжности//Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук. 1934. 8. С. 625-652; К вопросу о характере древнерус. математики//Успехи матем. наук. 1952. Т. 7. Вып. 3. С. 83-96; Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 145-158; Кирик Новгородец и древнерус. деления часа//Ист.-матем. исслед. 1953. Вып. 6. С. 196-212; Ломоносов и Славяно-греко-латинская академия//Тр. Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. 1954. Т. 1. С. 5-52; Историография естественных наук в России (XVIII в.- 1-я пол. XIX в.). М., 1956; Леонардо да Винчи, 1452-1519. М.; Л., 1961; Аристотель: Человек, наука, судьба наследия. М., 1963, 2000; Развитие атомистических представлений до нач. XIX в. М., 1965; К вопросу о дате Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры// Зубов В. П. Тр. по истории и теории архитектуры. М., 2000. С. 436-443; Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001; Рус. проповедники: Очерки по истории рус. проповеди. М., 2001; Архитектура Троице-Сергиевой Лавры: Ист. очерк//Троицкий сб. Серг. П., 2002. 2. С. 372-408; Генезис науч. терминологии. Ч. 1: Язык логики и философии//Ист.-философский ежегодник " 2002. М., 2003. С. 413-439; Избр. тр. по истории философии и эстетики, 1917-1930. М., 2004; Из истории мировой науки: Избр. ст., 1921-1963 гг./Сост.: М. В. Зубова. СПб., 2006 [Библиогр. тр. В. П. Зубова: с. 569-591]; Семейная хроника: Полежаевы-Зубовы (в печати).

http://pravenc.ru/text/200103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла PACEM IN TERRIS Последняя энциклика папы Римского Иоанна XXIII (1958-1963), подписанная 11 апр. 1963 г., за неск. недель до смерти понтифика; часто рассматривается как его духовное завещание (AAS. 1963. Vol. 55. P. 257-304). Работа над энцикликой велась в условиях обострения международной обстановки (Берлинский (авг. 1961) и Карибский (окт. 1962) кризисы и др.). Текст энциклики подготовил апостольский протонотарий Пьетро Паван (1903-1994), советник в неск. дикастериях Римской курии, эксперт Ватиканского II Собора (в 1985 возведен в кардинальское достоинство). Папа Римский подписал документ в Ватикане в Великий четверг; впервые церемония подписания энциклики транслировалась по телевидению. В отличие от традиц. формы обращения к иерархам Римско-католической Церкви «P. in t.» адресована также клиру, верующим всего мира и всем людям доброй воли (clero et christifidelibus totius orbis itemque universis bonae voluntatis hominibus). Энциклика имеет подзаголовок «О мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе» (De pace omnium gentium in veritate, iustitia, caritate, libertate constituenda); состоит из введения и 5 частей, не имеющих заглавий в оригинальном лат. тексте, но озаглавленных в офиц. переводах на национальные языки (в т. ч. на русский). Во введении определялось, что «мир на земле... может быть восстановлен и упрочен только при полном соблюдении порядка, созданного Богом» (AAS. 1963. Vol. 55. P. 257). Однако этому желанию противостоят, во-первых, беспорядок, «царящий в отношениях между людьми и народами», а во-вторых, достаточно распространенное заблуждение, что «сосуществование людей и, следовательно, государств можно наладить, руководствуясь законами, присущими силам Вселенной, лишенным разума» (Ibid. P. 258). В 1-й ч. энциклики (Порядок среди людей) утверждалось, что каждый человек обладает всеобщими, неприкосновенными и неотчуждаемыми правами и обязанностями, которые прямо и непосредственно проистекают из самой его природы: на жизнь, на личную неприкосновенность, на средства, необходимые и достаточные для достойного образа жизни, на уважение личности, на доброе имя, на свободу в поиске истины, на объективную информацию, на возможность «поклоняться Богу индивидуально или в общине», на создание семьи, на свободную экономическую деятельность, на свободное передвижение (включая возможность эмигрировать в др.

http://pravenc.ru/text/2579876.html

П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Особое место в творчестве В.Р. Ваврика занимают литературные портреты выдающихся культурных деятелей Руси. Назовем некоторые: «Дмитрий Васильевич Залозецкий» (1922), «Иван Григорьевич Наумович» (1924) и монография «Просветитель Галицкой Руси Иван Гр. Наумович» (1926), «Яков Федорович Головацкий» (1924), «Богдан Андреевич Дедицкий» (1927), «Иссидор Иванович Шараневич» (1929), «Федор Федорович Аристов» (1933), «Владимир Андреевич Франецев» (1937), «Игорь Эммануилович Грабарь» (1945), «Мариан Феофилович Глушкевич» (1960), «Проф. Тит Иванович Мышковский» (1962), «Семен Юрьевич Бендасюк» (1962), «Антоний Степанович Петрушевич» (1963), «Иван Федоров, первый русский печатник, и его пребывание во Львове» (1963), «Иван Степанович Шлепецкий (1963), «Андрей Васильевич Карабелеш» (1965), «Иван Степанович Шлепецкий добрый пастырь» (1968) и много других. В.Р. Ваврик скончался 5 июля 1970 года во Львове. Литература: «Талергофский альманах», вып. IV, с. 87–89; «Карпаторусский календарь Лемко-Союза на 1963 год»; газета «Вестник» за 1913–1969 гг. Р.Д. Мирович 2 Чрез какое же и от чего именно отречение, не объяснено. Особого чина для воссоединения униатов нет нигде. От чего же и по какому чину требовать от них отречения кто знает? 3 Воссоедининяемый получал то же имя, только определенно в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. 4 Данная Александру Кабалюку ныне иеромонаху Алексию в благословение святая икона Пресвятой Богородицы „Акафистная Предвозвестительница» находится на его родине, в селе Ясенье в Угорщин, в его домашней церкви, или моленной комнание. Уже немало было поистине благодатных от нее проявлений и чудных исцелений с верою пред нею молящихся к Всеблагой Покровительнице рода христианского. Так, одна женщина, страдавшая по временам, в продолжете 14 лет припадками беснования и потом два года особенно сильным и почти безпрерывным, видела во сне икону Царицы Небесной, слышала от нее голос, повелевающий ей идти в это село и в этот дом для получения там совершенного исцеления. И когда она пришла в его дом и увидела святую икону Пресвятой Владычицы, то всплеснула руками, упала пред нею на колена и залилась слезами: эту самую икону она видела во сне. Здесь она получила полное исцелеиее и возвратилась домой совершенно здоровою. О других многих благодатных проявлениях теперь преждевременно говорить... Ежели Царице Небесной благоугодно прославить Свой Афонский образ – икону в Угорской Руси, то Она и прославит, как и когда Сама благоизволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 августа 1963 года архиепископ Никодим назначается председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, с возведением в сан митрополита. 4 августа того же года он стал митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября 1963 года – Ленинградским и Ладожским, временно управляющим Олонецкой епархией. 7 октября 1967 года он получил в управление и Новгородскую епархию с титулом митрополита Ленинградского и Новгородского. Занимая посты председателя Отдела внешних церковных сношений и председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим достиг значительного углубления межправославных связей, усиления сотрудничества Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами по наиболее существенным вопросам богословия и современной церковной жизни. Исключительное значение имели его труды по развитию братских отношений Константинопольской и Русской Церквей. В этом вопросе проявился творческий характер личности Владыки. Митрополит Никодим уделял самое пристальное внимание подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви и многое для этого делал. Он возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Все- православных Совещаниях 1961, 1963, 1964 годов на о. Родос (Греция) и 1968 года в Шамбези близ Женевы (Швейцария). Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, состоявшихся в 1971 году в Шамбези. После разработки в сентябре 1961 года на I Всеправославном Совещании каталога тем предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви митрополит Никодим был назначен Священным Синодом председателем специальной комиссии богословов – епископов, иереев и мирян, учрежденной 30 мая 1963 года. На протяжении четырех с половиной лет интенсивной работы Комиссия, состав которой несколько раз дополнялся, подготовила проекты резолютивных документов по всем темам этого каталога. Сам митрополит с доцентом Московской ДА Д.П. Огицким руководил работами по III разделу «Управление и церковный строй». Заседания Комиссии, общим числом 36, проходили преимущественно в Москве, в помещении ОВЦС (ул. Рылеева, 18) или в московской резиденции митрополита Никодима в Серебряном Бору. Успешный результат был достигнут во многом благодаря самоотверженным трудам и организаторским талантам ее руководителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Brun. b. Sax. 1937 – Brunos Buch vom Sachsenkrieg/H.-E. Lohmann. Stuttgart, 1937 (MGH Dt. MA. Bd. 2). Brun. b. Sax. 1963 – Brunonis Saxonicum bellum – Brunos Buch vom Sachsenkrieg//Quellen zur Geschichte Kaiser Heinrichs IV./F.-J. Schmale. Darmstadt, 1963 (AQuDGM. Bd. 12). Brun. Vita Adalb. – w. Wojciecha biskupa i mczennika ywot drugi napisany przez Brunona z Kwerfurtu J. Karwasiska. Warszawa, 1965 (MPH NS. T. 4. Pars 2). Brun. Vita V ff. – ywot piciu braci pustelników [albo] ywot i mczestwo Benedykta, Jana i ich towarzyszy napisany przez Brunona z Kwerfurtu I J. Karwasiska. Warzsawa, 1973 (MPH NS. T. 4. Pars 3). BS1. – Byzantinoslavica. Revue intemationale des etudes byzantines. Praha. Buchner 1963 – Buchner R. Politische Vorstellungswelt Adams von Bremen//Archiv für Kulturgeschichte. Münster; Köln, 1963. Bd. 45. Buczek 1939 – Buczek К. О dokumencie biskupstwa praskiego z r. 1086//RH. 1939. T. 15. Buczek 1965 – Buczek К. Zagadnienie wiarygodnosci regestu Dagome iudex//Str. 1965. T. 10. Byz. – Byzantion. Bruxelles. Caes. Dialog. – Caesarius von Heisterbach. Dialogus miraculorum/J. Strange. Köln, 1851. T. 1–2. Calamonieri 1978 – Calamonieri A. San Pier Damiani agiografo//San Pier Damiani nel IX centenario della morte (1072–1972). Cesena, 1978. T. 4. Caspar 1924 – Caspar E. Gregor VII. in seinen Briefen//Historische Zs. München, 1924. Bd. 130. CCCM – Corpus Christianorum. Continuatio mediaevalis. CCL – Corpus Christianorum. Series Latina. CFHB – Corpus fontium historiae Byzantinae. ChHE 2/2 – The Church Historians of England/Transl. by J. Stevenson. London, 1854. T. 2. Pars 2. CHLBR – Catalogue codicum hagiographicorum latinorum bibliothecarum Romanarum. Bruxelles, 1909. Chmielewska 2003 – Chmielewska K. Rola wtków i motywów antycznych w Kronice polskiej Mistrza Wincentego zwanego Kadubkiem. Chstochowa, 2003. Christensen 1948 – Christensen C. A. Adami Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum: Codex Havniensis. Copenhagen, 1948. Chron. Hung. comp. – Chronici Hungarici compositio saeculi XIV/F. Domanovszky//SRA 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Berthold & Alfred 1978 – Berthold A. Alfred S. Patrologie. Didymus. Leben, Schriften und lehre der Kirchenvater Herder Freiburg Basel Wien 1978. S. 280 Béranger 1962 – Béranger. L’ame humaine de Jésus dans la christologie du De Trinitate attribué à Didyme l’Aveugle. RSR. 36. 1962. р. 1–47. Béranger 1963 – Sur deux ènigmes du De Trinitate de Didyme l’Aueugle. RecSR. 51. 1963 . р. 255–267. Binder Koenen & Liesenborghs 1967 – L.Binder G. Koenen L. & Liesenborghs L. Ein neues Epikurfragment bei Didymos dem Blinden.//ZPE I. 1967. р. 38–44. Binder G. Eine Polemik des Porphyrios gegen die allegorische Auslegung des Alten Testaments durch die Christen. ZPE. III. 1968. р. 81–95. Binder & Liesenborghs 1966 – Binder G. & Liesenborghs L. Eine Zuweisung der Sentenz o8k ¡stin #ntil1gein an Prodikos von Keos. MH. XXIII. 1966. р. 37–43. Binder 1968 – Binder G. Eine Polemik des Porphyrios gegen die allegorische Auslegung des Alten Testaments durch die Christen. ZPE 3. 1968. 81–95. Binder 1979 – Heidnische autoritäten im Ecclesiastes–Kommentar des Didymos von Alexndrien. RBPh LVII 1979. p. 51–56. Bogaert 1963 – Bogaert M. Fragment inédit de Didyme l’Aveugle en traduction latine ancienne. RBen. 73. 1963. p. 9–16. –Didymos oa Alexandrie, in: Dictionary of Christian Biography I (1877), S. 827–829. Brock 1971 – Brock S. Didymus the Blind on Bardaisan.//JThS. 22. 1971. 530–531. Bizer 1970 – Bizer Chr. Studien zu pseudathanasianishen Dialogen. Bonn. 1970. Bettenson 1969 – Bettenson H. The Early Christian fathers. Oxford University Press. London Oxford New York. 1969. Bonwetsch & Achelis 1897 – Bonwetsch N. & Achelis H. Hppolytus Werke. V. 1.2. Leipzig: J. C. Hinrichs’she Buchhandlung. 1897. Boysson 1913 – Boysson A. Avons–nous un commentaire d’Origène sur l’Apocalypse? RBi 10. 1913. 555–567. Brock 1972– Brock S. A New Testimonium to the “Gospel According to the Hebrews” NTS. 18. 1971. p. 220–222. Butler 1898 – Butler D. The Lausiaca history of Palladius 1, Texts and studies 6,1. Cambridge, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

241. Pseudo-Aristotelis De mundo I. 242. Platonis Timaeus 92 C. 243. JobXXXVIII, 11. 244. Clementis Romani I Epistola ad Corinthios XX. 245. Origenis Contra Celsum V, 13 (GCS Origenes II. P. 14). 246. Ibid. V, 11 P. 12. 247. Ibid. 248. Gregorii Nazianzeni Poemata de se ipso I, XXXVIII, 15—18//PQ. 37. Col. 1326. 249. Epistola ad Philippenses I, 23. 250. Ibid. I, 24. 251. De principiis I, 7, § 5//PG. 11. Col. 1751. 252. Origenis In Ioannem VI, 59 (GCS. Origenes IV. P. 167). Конечно, это выражение двузначно, как двузначно само слово κσμος, и оно означает также попросту «украшение мира». Однако именно потому, что в философском термине «космос» продолжая просвечивать его изначальный смысл «украшения», сам этот смысл легко оказывался причастным «космологическому» уровню семантики. Если космос — это «украшение», нарядный порядок, то церковь есть как бы «украшение украшения»; фундаментальное свойство космоса — стройность — присуще ей, так сказать, во второй степени. 253. Лосев А. Ф. Очерки античною символизма и мифологии. Т. 1. М, 1930. С. 656. 254. Там же. С. 804. 255. Ср. рассказ итальянца XV в. об этих ночных бдениях афонских старцев: Le du Mont Athos: 963—1963, I. Chevetogne, 1963. P. 131. 256. Gregorii Nazianzeni oratio 19 (Творения. Ч. 2. Μ., 1843. С. 154). 257. Эта дидактическая «сверхзадача» космологических рассуждений особенно отчетливо и откровенно выступает в популярной литературе «Шестодневов», то есть проповедей о сотворении мира. Такие проповеди сочиняли, в частности, Василий Кесарийский и Григорий Нисский. 258. Ср.: Mathew G..: Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17.yzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17. 259. Platonis Leges II, 656 D; VII, 802 A-B. 260. Ibid. XII, 942 A-D. 261. K этому требуется некоторая оговорка: наполовину всерьез, наполовину играя, Платой как бы постулирует доктрину о сотворении мира демиургом в качестве предпосылки своих социально-этических конструкций (в «Тимее» и «Критии»), Но, конечно, это еще не настоящий креационизм; скорее приходится говорить о «рабочей мифе», как мы говорим о «рабочей гиотезе».

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010