1931–1934: Бугульминская (обн.), в. у.(?) 1934–; Кунгурская (обн.) Николай Борецкий 1927–1927(?); Гайсинская (укр.) 1927–: Киевская (укр.) Николай Браиловский 1921–: Черкасская (укр.) Николай Булин 25 .04(08.05)(?).1926–1933: Печерская (в Эстонии) 1933–1933: Сааремааская Николай Винокуров 04(17).05.1927–: Якутская (обн.) Николай Гиляровский 24 .07(06.08).1922–1923: Павлоградская (обн.) 1923–19.12(01.01).1924: Днепропетровская (обн.) 19 .12(01.01).1924–06(19).04.1926: Боровичская (обн.) 06(19).04.1926–13(26).06.1926: Новгородская (обн.) в. у. 06(19).04.1926–1929: Боровичская (обн.), паки 1931–: Владимирская (обн.) 15(28).04.1931–02(15).07.1931: Старорусская (обн.) Николай Гирченко 22 .01(04.02).1927–1927: Сретенская (обн.) 1927–1928: Иманская (обн.) 10 .1930–08.1932: Владивостокская (обн.), в. у. 08 .1932–09(22).09.1932: Спасская (Хабаровское вик.) (обн.) 10 .1933–17(30).05.1934: Канская (обн.) Николай Голубев 1926–1929: Ветлужская 1929–1931: Кинешемская Николай Добронравов 31 .07(13.08).1921–1923: Звенигородская 1923–27.11(10.12).1925: Владимирская Николай Елпидинский 12(25).05.1933–1934: Тихвинская (обн.) 13(26).02.1936–21.06(04.07).1936: Псковская (обн.) 21 .06(04.07).1936–10(23).08.1937: Череповецкая (обн.) Николай Иванов Петриковская и Туровская Николай Ипатов 28 .05(10.06).1917–1922: Златоустовская 1922–03(16).11.1922: Уфимская (обн.) 1922–03(16).09.1927: Златоустовская, паки 03(16).09.1927–1928: Мелекесская 1928–02.1930: Воткинская 02 .1930–06.1931: Ижевская 1933–: Ижевская, паки 1937–29.08(11.09).1938: Ижевская, в третий раз Николай Карабинович Новоград-Волынская (укр.) Николай Караулов 08(21).10.1923–1927: Вельская Вологодская, в. у. Николай Кедровский 1934–05.1944: Американская (обн.) Николай Кенарский 1919–1920: Лукояновская Николай Клементьев 23 .06(06.07).1924–: Сестрорецкая 23 .06(06.07).1924–22.03(04.04).1933: Охтенская, в. у. 22 .03(04.04).1933–11(24).08.1933: Никольская 09(22).03.1933–11(24).08.1933: Великоустюжская, в. у. 11(24).08.1933–01.1936: Великоустюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

г) п. IV: Студент, потерявший место вследствие продолжительной болезни, сохраняет за собою стипендию, которою пользовался». 2) По определению Совета Академии от 12 июня с/г. назначение стипендий студентам на 1907–1908 учебный год отложено было до сентябрьского собрания Совета. Определили: 1) Принимая во внимание ведомости об успехах и поведении студентов Академии в минувшем учебном году, назначить на 1907–1908 учебный год стипендии следующим студентам трех старших курсов: А. Казенные: а) студентам IV курса: Авраменко Ивану, Бабакову Николаю, Борисову Пантелеимону, Беликову Василию, Витальскому Александру, Владимирскому Сергею, Волосевичу Михаилу, Голощапову Сергею, Гусеву Сергею, Дубенскому Александру, священнику Козлову Иоанну, Крылову Павлу, Лисицыну Вячеславу, Магнитскому Ивану, Махаеву Николаю, Миролюбову Георгию, Мякшину Григорию, Назаркевичу Полиевкту, Обновленскому Ивану, Русинову Виталию, Смирнову Николаю, Соболеву Христофору, Соколову Виталию, Соколову Владимиру, Трембовецкому Владимиру, Троицкому Петру, Успенскому Александру , Успенскому Василию, Хадзарагову Петру и священнику Шеметилло Николаю. б) студентам III курса: Афонскому Федору, Введенскому Александру , Занкевичу Аркадию, Заслоновскому Стефану, Звездинскому Николаю, Звереву Александру, Калишевичу Евстафию, Ключеву Алексею, Концевичу Николаю, Левитову Алексею, Макову Василию, Назарьеву Николаю, Попову Алексею, Попову Павлу, Попову Петру, Поспелову Ивану, Протопопову Николаю, Рождественскому Григорию, Самарянову Александру, Скворцову Николаю, Смирнову Димитрию , Соколову Александру, Соловьеву Владимиру, Соловьеву Сергею , Теплову Василию, Тихомирову Василию, Триодину Алек- —308— сандру, иеродиакону Христофору, Черкасову Владимиру и Чубарову Михаилу. в) студентам II курса: Александровскому Василию, Бабакову Александру, Благовещенскому Сергею, Ватутину Михаилу, Волкову Андрею, Вышеславову Димитрию, священнику Вьюкову Алексию, Городецкому Федору, Даниленко Прохору, Дмитревскому Леониду, священнику Добронравову Георгию, Доброхотову Алексию, Ефимову Федору, священнику Князеву Александру , Ковригину Михаилу, Панову Павлу, священнику Платонову Вениамину, священнику Покровскому Феодору, Преображенскому Виктору, Ржепику Мирону, Рождественскому Леониду, Сахарову Николаю, священнику Синадскому Евгению, священнику Соколову Василию , Ставицкому Виталию, Троицкому Алексею, Успенскому Николаю , Фаворитову Павлу, Щукину Николаю и Яхонтову Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Костромского и Галичского; с 21.04.1964 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; 10.04.1970–6.10.1977 экзарх Центральной и Южной Америки; с 2.07.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 23.11.1983 архиеп. Львовский и Тернопольский, с 9.04.1985 в сане митрополита; с 30.12.1988 митр. Львовский и Дрогобычский; с 13.09.1989 митр. Харьковский и Богодуховский. Никодим в 1923–1925 гг. хирот. во еп. Барнаульского, вик. Томской епархии; † 1926. Николай (Амасийский) 9.12.1922 хирот. во еп. Пугачевского обновленческими архиереями; в кон. 1923 г. принес покаяние; назначен еп. Пугачевским; с 21.01.1924 еп. Кустанайский; с дек. 1927 г. вновь еп. Пугачевский; с 17.11.1931 еп. Ейский, вик. Ставропольской епархии; с 22.11.1933 еп. Ростовский (на Дону); с 1934 г. в сане архиепископа; с 1935 г. епархией не управ.; с 1936 г. на покое; в 1944 эмигрировал; † 1945. Николай (Браиловский) в 1921 г. хирот. во еп. Черкасского; † 1925. Николай (Бычковский) 28.07.1971 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 5.09.1974 еп. Пермский и Соликамский; с 9.09.1974 в сане архиепископа; † 3.06.1981. Николай (Голубев) в 1925 г. хирот. во еп. Ветлужского, вик. Нижегородской епархии; с 1929 г. еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии; † 22.11.1929. Николай (Грох) 16.07.1992 хирот. во еп. Ковельского, вик. Волынской епархии; с 29.07.1992 еп. Ивано-Франковский и Коломыйский. Николай (Добронравов) 31.07.1921 хирот. во еп. Звенигородского, вик. Московской епархии; с 1923 г. архиеп. Владимирский и Суздальский; с 10.12.1925 в заключении; расстрелян 10.12.1937. Николай (Еремин) 17.12.1953 хирот. во еп. Клишийского; с 11.11.1954 в сане архиепископа и назначен экзархом МП в Западной Европе; с 5.01.1960 митр. Корсунский; с 14.01.1963; † 23.01.1985. Николай (Ипатов) 28.05.1917 хирот. во еп. Златоустовского; с 16.09.1927 еп. Мелекесский, вик. Самарской епархии; с 1928 г. еп. Воткинский, вик. Сарапульской епархии; с февр. 1930 г. еп. Ижевский и Воткинский; с июня 1931 в заключении; †2 9.08.1938.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С середины октября обновленческое течение принимает все более программный вид. На заседании Общества 13 октября прот. Николай Добронравов обратился к собратьям с призывом выработать программу действий. И в частности: печатать протоколы собраний в органе Общества в самом подробном виде, «просить Владыку, чтобы был указан срок съезда духовенства, чтобы мы могли подготовиться; съезд должен состоять из выборных депутатов… желательно, чтобы и сельскому духовенству было предложено выработать свои мысли по вопросам о реформах и прислать все в Общество; нужно войти в сношения с частными кружками, где обсуждаются те же вопросы; попросить протоколы и резолюции съездов из других епархий; вопросы наших собраний должны быть открыты и для светской печати». В заключение было высказано предложение о выборе нового председателя Общества, который бы шел «навстречу нашим желаниям» . Высочайший Манифест 17 октября изменил многое в России. Что же касается Общества, то его деятельность приняла еще более «свободное» выражение. На следующий же день после опубликования Манифеста большой зал гостеприимного Епархиального дома собрал около 200 человек. Секретарь Общества зачитал текст Царского Манифеста, после чего стены зала огласило «Многая лета» Государю Императору. Было окончательно решено избрать новый совет и нового председателя. 27 октября председателем стал прот. Николай Боголюбский, его помощником – свящ. Николай Попов. И вскоре избрали новый Совет. Так во главе Общества утвердились представители «передового» направления. Одним из первых дел нового Совета было издание поучений для простого народа, «в народном духе, самых общепонятных» . Для составления поучений была избрана специальная комиссия. Листовки, разъясняющие, «в чем должны выразиться начала, на которых основывается эта свобода: неприкосновенность личности, свобода слова, свобода совести, свобода собраний и союзов» , – печатались без благословения Владыки . Собрание 27 октября знаменательно и тем, что Общество поддержало автономию Духовных Академий и послало им телеграммы с пожеланиями «успеха» в этом деле. Телеграммы, как и подписи к ним, было решено опубликовать в газетах. Об этом собрании сохранилось свидетельство в дневнике Л.А. Тихомирова. «Выбрали председателем Боголюбского. Послали сочувственные телеграммы духовным академиям с пожеланием автономии. Один священник предложил служить панихиду по " жертвам освободительного движения " ... Боже, что за хулиганы же " батюшки " !» .

http://pravoslavie.ru/5279.html

По личному распоряжению Дзержинского по телефону в Великую субботу был освобожден из тюрьмы отец. За него просил доктор Сергей Сергеевич Кедров, работавший с отцом в дни войны в Красном Кресте. Кедров умирал в эти дни от тяжелой болезни и обратился к своему брату, видному большевику, соратнику Ленина (позднее Кедров погиб в сталинскую эпоху). Сергей Сергеевич Кедров просил исполнить его предсмертную просьбу – спасти моего отца. Это и было причиной его освобождения. Этому предшествовали удивительные для стен Бутырской тюрьмы дни Страстной недели. Я привожу здесь письмо отца к нам, написанное в это время: «Бутырская тюрьма. Великий четверг 4(17) 208 . 10 вечера: Сегодня целый день прошел в хлопотах. Вчера вдруг решение начальства переменилось, и у нас в одиночном корпусе разрешена Пасхальная служба в 12 час. ночи. Все очень обрадовались, и всякий по своей части стал готовиться – пением, чтением, приготовлением хоругвей, устройством стола для службы, икон и т. п. От Вас все получено, и все глубоко благодарят за хлопоты и все доставленное: теперь все пригодится. Сегодня в 5 часов у нас была всенощная, шла ровно 2 часа (чтение 12 Евангелий. – Е. Ч.); служил архиепископ Никандр 209 , Н. П. Д. ( Николай Добронравов) 210 , Сергей Иванович Фрязинов 211 и еще два священника. Пели недурно, я читал антифоны и стихиры. Во время службы начальник тюрьмы пришел и просил непременно после нашей службы еще идти на общие коридоры; конечно, мы не отказали. Удивительная перемена! То не позволяли, мы же предлагали начать с трех с половиной часов по разным коридорам. Во время же всенощной вызвали священника С. И. Фрязинова, к самому концу он вернулся сияющий, оказалось, что его, Н. П. Добронравова и преосвященного Никандра освободили. Это произвело большое впечатление в связи с только что окончившейся службой. Все подходили, обнимали их, и они, и многие плакали – ведь первые двое 9 месяцев просидели! Меня торопили в это время идти на вторую всенощную, и к грусти для нас выбыл лучший наш певец – тенор Сергей Иванович Фрязинов, да и Николай П.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Собрано пожертвований Параскевиевской, на Пятницкой, церкви протоиерея В.Ф. Сергиевского: Πрοт. Β.Φ. Сергиевский Свящ. С. Фрязинов М.И. Бабанин С. Добров Епифанов Скорбященской, в Ямской Коломенской слободе, церкви священника Π.М. Сахарова: Тимофей Королев Герасимов От неизвестного Спасо-Преображенской, на Болвановке, церкви священника В.В. Воронцова: Свящ. Влад. Вас. Воронцов Троицкой, в Вишняках, церкви о. протоиерея С.В. Страхова: Прот. Серг. Вас. Страхов Н.А. Ленивов П.П. Семенов Троицкой, в Кожевниках, церкви священника Β. И. Левитского: свящ. Вас. Иоан. Левитский М.А. Соколов А.А. Бахрушин Троицкой, в Б. Лужниках, церкви протоиерея А.П. Крылова: От неизвестного М.Ф. Михайлов Успенской, в Кожевниках, церкви священника Π.В. Разумовского: От неизвестного Замоскворецкого сорока 2-го отд. Андрее-Стратилатовской, при Учительском Институте, церкви священника Т.И. Синьковского: Свящ. Тих. Иоан. Синьковский Благовещенской, в Пыжах, церкви протоиерея К.Я. Орлова: Прот. К.Я. Орлов Введенской, в Мариинском женском епарх. Училище, церкви священника Г.И. Добронравова: Свящ. Г.И. Добронравов Воскресенской, в Кадашах, церкви священника Н.И. Смирнова: Η.Г. Григорьев Георгиевской, на Б. Ордынке, церкви протоиерея Н.И. Мячина: Прот. Н. Мячин А.Т. Карпова Григорие-Неокесарийской, на Б. Полянке, церкви священника П.И. Лагова: Свящ. П.И. Лагов Екатерининской, на Всполье, церкви священника Π.Н. Постникова: Свящ. Π.Н. Постников Иоакиманской, на Якиманке, церкви протоиерея А.Д. Крылова: Прот. А.Д. Крылов Иверской, при Иверской общине сестер милосердия церкви священника С.К. Махаева: Свящ. С.К. Махаев —14— 31. Космо-Дамианской, в Кадашах, церкви священника В.В. Молчанова: Св. В.В. Молчанов Церк. стар. Н. Сабуров В.О. Мочалин Горяйнова Николаевской, в Голутвине, церкви священника А. Покровского: От прихожан Николаевской, в Толмачах, церкви священника М.П. Фивейского: И.Д. Аблаженов Петропавловской, на Калужской улице, церкви священника Ф.И. Введенского: Пожертвовано Покровской, при Марфо-Мариинской обители, на Б. Ордынке, церкви протоиерея М.В. Серебрянского:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Доб­ронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года, за пять дней до того, как ему должно было исполниться семьдесят шесть лет, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. и григориане — расколы в Русской Православной Церкви начала — середины 20-х гг. XX в., созданные ОГПУ с целью уничтожения Русской Православной Церкви. Их архиереи и клирики были запрещены в священнослужении священноначалием Русской Церкви. В 1940-х годах были упразднены НКВД, признавшим их деятельность для целей государства неэффективной. — Ред. Илл.: Архиепископ Николай (Добронравов). Бутырская тюрьма. 1937 год Выписка из протокола заседания тройки НКВД. «Постановили: РАССТРЕЛЯТЬ» Заключение из протокола допроса: «Из допроса гражданина Н. Б. Добронравова я вы впечатление, что он принимал участие политической жизни, доводом служит йденное у него возвание, где призывается борьбе против советской власти, за освобождение Церкви, у меня нет материалов, дабы установить его подлиную роль в событиях 1917 года, а также и в октябрьской революции, из всего же видно что, это вредный для революции «ТИП», который будучи на свободе наверное спокойно сидеть не будет, поэтому предлагаю отправить его в Контрационный лагерь». (Орфография и пунктуация оригинала. — Ред.) Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru . Для желающих приобрести книги:  тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@yandex.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/lubyanka-noch-podval-arxi...

О Московском антисергианском течении я был в курсе дела отчасти от тех лиц, которые ко мне приезжали, а отчасти и от Наталии Николаевны. В один из своих приездов ко мне она говорила мне о деятельности какого-то ее знакомого Лосева, но, что она говорила, я не помню, и, не зная этого Лосева, я не придал разговору Натальи Николаевны никакого значения. Добронравов, Вознесенский и Ушаков приезжали по поводу своего отхода и непризнания регистрации. В своих разговорах они хотели меня убедить осудить пере[ре]гистрацию двадцаток, но я был против их предложения и говорил, что раз эту регистрацию требует гражданская власть, то ее нужно производить, и был более согласен с предложением Марии Петровны Березовской, которая, приехав ко мне по этому же делу, в пункты регистрации внесла оговорки, и я тогда же эти оговорки одобрил. Отказ от благотворительности церкви может быть допущен только в противоречии с нашими церковными правилами. Про Алексея Шишкина 42 , иеромонаха с Северного Кавказа, знаю, что он бесприходный священник, который ведет агитацию против регистрации, призывая верующих уйти в подполье. 06 этом Шишкине мне писал нынешним летом один священник, который был против Алексея Шишкина. Записано с моих слов правильно. Иосиф Петровых. Уполномоченный А. Макаров. ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 11. Л. 307–308 об. Подлинник. Автограф А. Макарова. Каждая страница заверена подписью митрополита Иосифа. На л. 312–313 заверенная А. Макаровым машинописная копия. 3. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 27 сентября 1930 года Продолжение допроса Петровых Иосифа 27 сентября 1930 г[ода]. Как в первый свой приезд в Ленинград, так и проездом в Ростов через Ленинград я останавливался у моего земляка Дмитрия Петровича Варганова, проживающего по Горсткиной улице д[ом] 1/4. Проезжая в Ростов, я пробыл в Ленинграде два дня и одну ночь. За эти два дня я кроме епископа Дмитрия, у которого обедал, ни у кого не был, меня же на квартире Варганова посетило духовенство и знакомые, и с некоторыми из них было чаепитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Мотивы С.Д. Войта очевидны: он прежде всего стремился оградить от критики подведомственное ему учреждение и не допустить образования нового органа, который мог бы в чем-то ограничивать его самостоятельность. Комитет по исправлению книг, считал он, вообще-то можно учредить, но ни в коем случае не над Синодальной типографией, а при ней, то есть под контролем ее руководства. Забегая вперед, отметим, что те же соображения и в дальнейшем определяли отношение управляющего МСТ к делу книжной справы. Однако решающего значения позиция Войта уже не имела: прошли те времена, когда он мог опираться, по его собственным словам, на «постоянное, неограниченное доверие и поддержку К.П. Победоносцева » 503 . Ни записка Соколова, ни опровержение из МСТ не были опубликованы в «Церковных ведомостях». Сохранились лишь черновые заметки Здравомыслова к ответу на эти критические отклики: Возвращаемая статья (...) ровно ничего не говорит о необходимости общего пересмотра текста всех священных и богослужебных книг. Между тем этот-то вопрос и стоит теперь перед собором русской церкви. Справиться с этим великим и неотложным делом только и может целое общество ученых, литургистов, филологов и др(угих) специалистов, об организации которого главным образом и говорится в статье 11-го. (...) Для этого необходим ученый издательский Комитет в Петербурге или в Москве – это безразлично.(...) Помогите двинуть дело общего пересмотра текста всех священных и богослужебных книг и организовать его, – это единогласная просьба и желание всех верующих, это необходимо для блага церкви и для общенародного просвещения 504 . Вслед за Извековым, Добронравовым и Мегорским, другие авторы также начали выступать с конкретными предложениями по исправлению погрешностей славянского перевода. Например, известный филолог-классик, профессор Московского университета С.И.Соболевский (1864–1963) указывал в 1906 году, что невразумительное диаконское возглашение «премудростию вонмем» представляет собою неверный перевод греческого ν σοφ πρσχωμεν – нужно: «премудрости вонмем " 505 . В том же году крупнейший церковный историк академик Е.Е. Голубинский (1834–1912) отпечатал на свои средства 100 экземпляров брошюры «К вопросу о церковной реформе» 506 , в которой предлагал, в числе прочего, исправить хотя бы «бросающиеся в глаза частности» в богослужебных книгах, пока не будет предпринят их всеобъемлющий пересмотр (необходимый, с точки зрения автора). Вот некоторые замечания Голубинского:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Восплачис ко мн паче невсты препосаны во вретище по мужи своемъ двственнмъ. Восплачис ко мн. Евр. 123 . Слово есть παξ λεγμενον. Обыкновенно принимают его за повелит. накл. женск. род. единств. ч. каль от гл. , которому дают значение – плакал, рыдал. Отсюда должно перевести: „плачь“ или „рыдай“ 124 . Так переводится это слово уже в халд. парафразе, в сирском переводе (см. Вюнше. S. 96) и Вульгате („plange“). Такой перевод, кажется, и должно признать правильным. При этом, при подразумевается (земля моя) или 125 . LXX-mь переводят: „ϑρνησον πρς με“; славян. „восплачис ко мн“. Здесь, таким образом, появилось лишнее, сравнительно с евр. текстом, слово „πρς με“. Как это произошло, объясняют различно. Вюнше (S. 96) думает, что LXX-mь читали , но ничем не доказывает этого и только представляет перевод на евр. язык перевода LXX-mu. Грэтц (S. 13) предполагает, что LXX-mь поняли в смысле междометия „увы мне“ (); но непонятно, зачем же они переводят на греч. не междометием, а глаголом – ϑρηνσον. Вероятнее предположение г. Якимова. Он говорит, что „слово можно прочесть так же, как и “, и что перевод, „ко мне“, основан на этом „последнем произношении“. Но понятно, два различных чтения одного и того же евр. слова не могут быть усвоены одному и тому же переводчику. Отсюда у LXX-mu, – по мнению г. Якимова, – „ϑρηνησον“ как слово, без которого перевод данного места не имел бы даже простого грамматического смысла, составляет первоначальное чтение, к которому только с течением времени прибавлен и другой перевод: „πρς με“ 126 . Паче невсты. Евр. , ,,как девица“, т. е. „плачь“. – Слово , девица, от неупотреб. гл. , отделял, означает собств. „отделенная“, т. е. уединенно живущая в доме родителей. Так как в объясняемом нами месте представляется печалящеюся „о супруге юности своей“, то многие толкователи думали, что здесь разумеется не девица, а только что вступившая в замужество и тотчас же лишившаяся своего супруга 127 . – Но в Библии слово повсюду имеет значение „девица“ и притом всегда „чистая“, „невинная“, „virgo separata“, „virgo illibata“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010