В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав третьего округа входят следующие приходы: Больше-Дорковский, Больше-Ламнинский, Вареевский, Груздевский, Красновский, Крутецкий, Лукинский, Мало-Дорковский, Мало-Ламнинский, Матушкинский, Мелешинский, Мордовский, Мугреево-Никольский, Мугреево-Спасский, Николо-Пенский, Палеховский, Помогаловский, Преображенский, Сакулинский, Тименковский, Холуйский, Шелушинский, Южский, Южский (фабричный). Больше-Дорковский приход Село Большие Дорки при речке Матне находится в 120 верст. от губернского города и в 75 от уездного. По писцовым книгам 1028 г. село Большие Дорки значится за братьями Оболдуевыми; дано оно было их отцу за московское осадное сидение при царе Василье Ивановиче Шуйском; в селе « церковь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца древяня клецки; в церкви образ Преображения Господня на празелени, образ Николая Чудотворца, в деисусе 12 образов на празелени, двери царския, сень и столбцы на празелени же, Евангелие – тетр, евангелисты медные, апостол, минее общая – печатные, 2 треоди; на колокольнице 3 колокола; церковь и все церковное строение мирское; при церкви поп, дьячек, пономарь, просвирница, 3 кельи нищих; пашни церковной середние земли по 5 четверт. в поле, перелогу и лесом поросло 10 четв., сена 15 копен, лесу непашенного 1 десят.; в селе двор вотчинников, 2 дв. людских, 6 дв. крестьянских, 7 бобыльских и 2 дв. пустых». Долго ли существовала эта церковь , точных сведений не сохранилось. Но из надписи на храмозданном кресте видно, что при императрице Елизавете Петровне в 1750–55 гг. освящен был в селе Больших Дорках новый храм во имя Св. Николая Чудотворца. В 1796 году на средства прихожан устроен был в Дорках каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. Престола, в этом храме один – во имя Преображения Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами, как древние, Владимирская и Смоленская иконы Божией Матери, иконы Преображения Господня, Пресв. Троицы, св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В церковной библиотеке сохранились: напрестольное Евангелие изд. 1663 года, Требник изд. 1689 г., два октоиха изд. 1692 г., церковный устав – 1752 г., апостол – 1753 г. и Евангелие – 1755 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Рецензии на: С. В. Троицкий. Диакониссы в православной Церкви; Св. Олимпиада диаконисса IV века и другие диакониссы древней Церкви; Прот. Николай Добронравов. Диакониссы в древнем христианстве Источник Скачать epub pdf И только кто сознается в преступном своем деянии, по его разрешении, «вновь оздравеет». Таким образом, в связи с применением «псалмокатары» существовала вера в то, что подпавший ей поражался неизлечимым недугом, результатом которого должна быть ужасная смерть. Этого мало. В виду того, что одновременно с проклятием возносилось моление – „да не разсыплется тело” проклинаемого, конечным результатом применения «псалмокатары» считалось еще и то, что тело умершего под нею не предается тлению, сохраняя безобразный вид. Отсюда, наконец, подпавший проклятию мыслился по смерти так называемым „вуркулаком»,– существом, которое могло приносить всяческий вред и верование в действительное бытие которого чрезвычайно сильно было укоренено (да имеет место и теперь) у всех греков (стр. 53–54). Сочинение профессора А. И. Алмазова представляет несомненный интерес для лиц занимающихся вопросами литургики и каноники. Желаем его автору полного успеха в его плодотворной научной деятельности. Профессор М. Красножен. Из перечисленных сочинений только книга С. В. Троицкого может быть названа исследованием и заслуживает серьезного разбора. Коротенький очерк прот. Добронравова, написанный с популярною целью, в общем не заключает ничего неверного, и только одно место представляется сомнительным. «Хотя, говорит автор (стр. 5), над диакониссами и совершалось посвящение, однако оно никогда не приравнивалось к посвящению епископскому, пресвитерскому и диаконскому, т. е. не было хиротонией, что особенно старались отметить соборы как вселенские (19 правило первого Никейского собора), так и поместные. Поэтому диакониссы не могли совершать таинств». Однако и диаконы не совершают таинств, тем не менее над ними совершается такая же точно хиротония, какая совершалась над диакониссами, и как увидим ниже 19 правило Никейского собора имело иной смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Акиншинский, Архидиаконский. Дебрский, Ильинский (в Костином углу), Липкинский, Мстерский. Ново-Татаровский, Пантелеевский, Рыловский, Саварнинский, Сарыевский, Спасско-Ивановский, Старо-Татаровский, Станковский и Шустовский. Акиншинский приход Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города и в 100 от губернского. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. отмечено: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была, пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино. а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанския воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково». Таким образом первая церковь была построена в Акиншине в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли» по 30 чети в поле, перелогу 10 четей. К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова тож, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья. Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. В дополнение к указанию писцовых книг патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистые Богородицы (здесь не сказано – «Казанския») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо нее, с благословения епископа Суздальского Иоакима, построена была новая деревянная церковь также в честь Казанские иконы Божией Матери. Сохранилась опись этого храма, составленная в 1780–90 гг. Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в 3 яруса. Местные в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова. Нерукотворенного Спаса. Пр. Илии. Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Бабасовский, Боровицкий, Гришинский, Индрусский, Кожинский, Ростригинский, Святовский, Сергиево-горский, Татаровский, Флоровский и Фоминковский. Бабасовский приход Село Бабасово, близ реки Оки на границе Гороховецкого уезда с Нижегородской губернией, находится в 180 вер. от губернского города и в 25 от уездного. – До учреждения губерний Бабасово входило в состав старинного Муромского уезда, а до учреждения Владимирской епархии принадлежало к Муромско-Рязанской епархии. В начале XVII века Бабасово в числе других сел Муромского уезда было вотчиною дома бояр Романовых; в конце того же века оно входило в состав государевых пашенных сел. В половине XVIII века Бабасово принадлежало графу Ив. Илар. Воронцову. Церковь в Бабасове несомненно существовала уже и в начале XVII столетия, когда оно было вотчиною бояр Романовых, но мы не имеем о том документальных сведений. Первые таковые сведения заключаются в писцовых книгах государевых дворцовых сел Муромского уезда 1684 г., где значится следующее: «Село Бабасово на речке на Бабасовке, а в оном церковь Рождества Христова древяна, в ней местных образов: образ Рождества Христа Бога нашего; образ Воскресения Христова, Пресвятыя Богородицы Владимирския – венец гривна серебрян золочен с каменем, образ Чудотворца Николая венец серебрян, образ св. муч. Флора и Лавра, Пресв. Богородицы Одигитрии, Иоанна Кущника, Никиты Мидийскаго да св. мученицы Ульянеи да преподобномученицы Марфы, страстотерпца Христова Георгия. Да в трапезе образ в.-муч. Георгия, Зиждителя да образ страшного суда; пред местными образы три свечи поставные вощаные на красках прикладу попа Ионы. Да в тябле деисус с праздники, а перед деисусы паникадило прикладу деревни Щипачихи Акинфия Обросимова. Да царския двери, сень и столицы да двери северныя, на них благоразумный разбойник Рах на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы да образ Пресв. Богородицы Тихвинския – венец серебрян золочен – приклад мирской; на престоле Евангелие печатное в десть – Евангелисты медные крыто бархатом, сосуды деревянные, покровы дорогильные красные, завеса у царских дверей полотняная ветхая, крест благословенный обложен серебром позолочен, другой без оклада, кадило, курганец, чаша медная; ризы дорогильные – оплечье учасковое, ризы полотняные, патрахель учасковая, пояс и поручи выбойчатые. – Да книг: апостол, шестоднев, триодь постная попа Евсевия, псалтирь следованная, минее общая, минее месяц Март, служебник, псалтирь учебная – печатные – прикладу бояр Ивана Никитича да Никиты Ивановича Романовых, часовник печатный. На колокольнице два колокола. А церковное строение приходских людей, а в который год та церковь строена старожилы не помнят».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Антилохова, Великова, что на Тальше, Веретева (пог.), Вознесенья, что в Медвежьем углу, Горок, Дмитриевского (пог.), что в Пропастищах, Меховиц, Петровского, Польки, Плеща, Ряхова, Старо-Никольского (пог.), Седикова, Троицкого (пог.), Тынцов, Усолья, Филяндина, Яковлева и Эдемского. Антилохово Село Антилохово, при пруде и колодцах, находится от уездного города в 17 верстах. Описываемое село весьма древнего происхождения; в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более раннему времени. Из документов, помещенных в описи Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год, видно, что село Антилохово в первой половине XVI столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю; но потом (неизвестно – когда) «из монастыря было взято и отдано в раздачу», так что во второй половине XVI столетия в упомянутых документах владельцами села значатся: князь Филипп Шеховской с братьями и князь Сила Григорьевич Гундоров, а по смерти последнего – княгиня Ульяна Гундорова. В 1587 году Царь Федор Иванович снова возвратил монастырю его старую вотчину и в описи монастыря 1660 г. царская жалованная грамота под 211 записана так: «Грамота Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Русии 95 (1587) году за приписью дьяка Елизарья Вылузгова Володимерскаго уезду Стародубо-Ряполовскаго на монастырское на старое село Антилохово, что было из монастыря взято и отдано в раздачу» 42 – В описи монастыря 1696 года записано: «С села Антилохова взято со крестьян с 8 вытей с полуторы осьмухи 8 рублей, 6 алтын, полторы деньги; платил Еремка Микитин» 43 . Во владении означенного монастыря Антилохово, вероятно, оставалось до 1764 г., когда монастырские населенные имения были отобраны в казну. В селе в настоящее время существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же. Холодная церковь построена в 1828 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав этою округа входят церкви следующих сел: Введенского, Гориц, Дунилова, Елюнина, Ерлыкова, Калачева, Калбацкого, Котцына, Кохмы, Пупок, Сидоровского, Сенникова, Стромихина, Чернцов-Ильинских и Юрьевского на Молохте. Введенское Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верст., а от губернского города в 120 верстах. В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1783 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился. Упразднен при учреждении штатов в 1764 г. 20 В настоящее время в селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же. – Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан. Престолов в сей церкви три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные – в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Безплотных. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной 1,368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Плана на землю и межевой книги не имеется. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужеского пола 1,074 и женского пола 1,201 душа; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 11 душ. Горицы

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Город Вязники (краткий исторический очерк) Г. Вязники, – под 56° 15» северной широты и 59° 48» восточной долготы, на р. Клязьме находится в 105 верстах от губернского города, по Московско-Нижегородскому шоссе и в 6 верстах от станции «Вязники» М.-Нижегород. железной дороги. – Город расположен у подножия высокой горы, идущей по правому берегу Клязьмы. Уездный город Вязники получил свое начало в 1778 г. при образовании Владимирского наместничества, когда государственная Вязниковская слобода переименована была в город. Имя Вязниковской слободы встречается в исторических актах, начиная с XVII века. Но заселение этой местности началось, конечно, значительно ранее. Рядом с Вязниками в настоящее время находится Ярополченская слобода, имя же Ярополч встречается в актах XIV века. – Так в договорной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с его двоюродным дядею кн. Владимиром Андреевичем 1889 г. сказано; «а за каким делом отъимется от тобе Ржева, дати ми тобе во Ржевы место Ярополч да Медуши» 80 . Положим, что здесь имя Ярополч обозначает целый округ, принадлежавший вел. князю, который впоследствии назывался государевой Ярополченской волостью, но в виду того, что это имя сохранилось только в Ярополченской слободе, можно с достаточною вероятностью предполагать, что и в то время т. е. в 1389 г. здесь находилось уже поселение. Но никаких исторических сведений об этом поселении не имеется до начала XVII века. В начале XVII века, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., существует уже Вязниковская слободка с церковью во имя св. Николая Чудотворца, а на Ярополченской горе село Минино с церковью во имя Архистр. Михаила; слободка и село были вотчиной боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского, которому в то время принадлежала почти вся Ярополченская волость, ставшая после Мстиславского государевой дворцовой волостью. С 1685 г., по свидетельству тех же книг, в Вязниковской слободке появляется женский Введенский монастырь; в 1648 г. появляется мужской Благовещенский монастырь. – Село Минино значится и в писцовых книгах 145, 151 и 155 г. г.; в них кроме Архангельской церкви показана в Минине и другая церковь во имя св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Город Иваново-Вознесенск Город Иваново-Вознесенск находится от губернского города в 110 верстах, от уездного в 80 верстах и расположен на реке Уводи. Город образовался в 1871 году от соединения села Иванова с Вознесенским посадом в одно городское поселение. Из истории села Иванова известно следующее. В царствование Царя Иоанна Васильевича Грозного Иваново считалось в числе черных Государственных сел и волостей. В 1561 году Царем Иоанном Васильевичем Грозным оно, как богатое имение, было пожертвовано в поместное владение Царским шурьям, князьям Темрюковичам-Черкасским. Далее известно, что село Иваново, не смотря на казнь и опалу Темрюковичей, осталось неприкосновенным в их роде. С 1617 по 1681 год Ивановом владел потомок Темрюковичей, князь Димитрий Манстрюкович Черкасский. В 1741 году Иваново от владельца его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое единственной его дочери, княжне Варваре Алексеевне, выданной за генерал-аншефа, действительного камергера, графа Петра Борисовича Шереметева; в роде сего владельца Иваново оставалось до уничтожения крепостного нрава. Что касается Вознесенского посада, то он образовался лишь в сороковых годах настоящего столетия и получил свое название от построенной в нем церкви Вознесения Господня. В городе Иванове-Вознесенске церкви приходские: Собор Покрова Пресвятые Богородицы, Вознесенская, Ильинская, Крестовоздвиженская, Преображенская, Скорбященская и единоверческая Благовещенская; бесприходные церкви: Николаевская, что при Богадельне, Спасская, что при Реальном училище, и кладбищенская Успенская церковь . – Означенные церкви (кроме Благовещенской) вместе с церквами сел Авдотьина и Богородского образуют городское благочиние. Учебные заведения: Реальное училище, Женская гимназия, Мужское училище для мастеровых и рабочих, Мужское городское приходское училище, Земское образцовое училище, Начальное училище, Церковно-приходская школа, Школа для детей обоего пола при фабрике Н. Гарелина, Женское городское училище, Женское земское училище 1-е, Женское земское училище 2-е.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Единоверческие приходы Владимирской епархии Мстерский приход Мстерский единоверческий приход образовался из жителей слободы Мстеры. Церковь деревянная построена в 1854 г. и освящена во имя Живоначальные Троицы. В 1884 году при ней построена другая каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами обе церкви снабжены достаточно. Причт при церквах состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается жалованья из государственного казначейства 550 руб., процентов с причтового капитала (8,300 руб.) – 182 руб. и от служб и требоисправлений до 500 руб. в год. Для священника и диакона имеется церковный дом. Земли при церкви не имеется, но лично для священника есть 1,575 кв. саж. усадебной земли, подаренной граф. Паниным в 1854 г. и 600 кв. саж. для диакона, отведенной Мстерским обществом в 1884 г. В приходе по клировым ведомостям числится 339 душ мужеского пола и 320 женского, из них 10 душ в гор. Вязниках. При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30. Григорьевский приход Приходская церковь находится в селе Григорьеве Меленковского уезда, в 85 вер. от губернского города и в 52 вер. от уездного. Приходская церковь построена в 1879 г. в первый раз; настоящая же каменная церковь построена на собранные от разных лиц средства в 1892 году. Престол в ней один – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причт в приходе состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., процентов с причтового капитала (1,000 руб.) и от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 250 руб. в год. Дом для священника и псаломщика церковный. Земли при церкви только усадебной около 2 десят.; плана и межевой книги на эту землю нет. Приход состоит из села Григорьева и деревень: Махонина (2 вер. от церкви), Дудорева (5 вер.) и Степанова (15 вер.); кроме того, прихожане есть в селах – Заколпье (2 версты от церкви) и Окатове (15 верст); всех прихожан по клировым ведомостям числится 254 души мужеского пола и 284 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010