Скачать epub pdf О Лаодикийском Поместном святом соборе Предисловие Святой Поместный собор, проходивший в Лаодикии [ 147 ] , митрополии Фригии-Пакацианы, состоялся, по мнению большинства, в 364 г. [ 148 ] . Множество отцов, съехавшихся на этот Собор из разных митрополичьих областей Асии [ 149 ] , изложили настоящие правила, необходимые для благочиния и устройства Церкви. Эти правила были утверждены косвенно IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2, и через это утверждение некоторым образом получили силу правил Вселенских соборов. 60 правил Лаодикийского Поместного святого собора с толкованиями Правило 1 О том, что, согласно церковному правилу, свободно (λευθρως) [ 150 ] и законно вступившим во второй брак, а не тайно сочетавшимся, после непродолжительного времени, проведенного ими в молитве и посте, следует, по снисхождению, даровать общение. (I Всел. 12; Анкир. 7.) Толкование Настоящее правило из снисхождения, принимая во внимание потребность и распадение естества, определяет, чтобы вступившие во второй брак после непродолжительного времени причащались Божественных Таин, но только если их второй брак – свободный и законный, т. е. не запрещен в силу какой-то степени родства. Все это в том случае, если супруги не вступали в общение до заключения брака, а после брака покаялись, проводя время в посте и молитве. А правило Василия Велик. 4 отлучает второбрачных от церковного общения на год или два, и очевидно, что настоящий Собор дарует прощение второбрачным через непродолжительное время ради их поста и молитвы, а проще сказать, ради их покаяния, о чем прочти в I Всел. 12 (см. также Анкир. 7). В случае же, если эти второбрачные совокупились до брака, они, согласно Зонаре, подлежат епитимии как блудники, т. е. отлучаются на семь лет. Правило 2 О том, что те, кто впадает в различные согрешения, но терпеливо пребывает в молитве исповедания и покаяния и совершенно отвращается от злых дел, после того как им соразмерно их согрешению будет дано время на покаяние, по милости и благости Божией допускаются к общению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О Неокесарийском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный собор в Неокесарии Каппадокийской, расположенной в Понте, называемом у Птолемея 80 и Плиния Полемоновым, состоялся, как пишут Досифей и Милиас, в 315 г., т. е. в том же году, что и Анкирский собор, правда не в одно и то же время, но немного позже, согласно Досифею и др.; или годом позже Анкирского, по мнению Милиаса. Собрались на нем, как указывает Досифей (Двенадцатикнижие. С. 976), 23 отца, председателем среди которых был Виталий. Они изложили настоящие 15 правил по различным вопросам [ 81 ] , поскольку такие правила были необходимы для церковного порядка и устройства. Эти правила прямо утверждаются VI Всел. 2, а косвенно – IV Всел. 1 и VII Всел. 1, и благодаря этому утверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. 15 правил Неокесарийского Поместного собора с толкованиями Правило 1 Пресвитера, если женится, смещать (μετατθεσθαι) [ 82 ] со степени, если же совершит блудодеяние или прелюбодеяние, изгонять совершенно и приводить к покаянию. Толкование Поскольку, по Апост. 26, из вступивших после рукоположения в брак не извергаются одни чтецы и певцы, постольку настоящее правило определяет: если пресвитер, точнее иеромонах, женится после посвящения, он лишается своего чина, т. е. извергается. Если же совершит блудодеяние или прелюбодеяние, – совершенно отлучается от Церкви и низводится на место кающихся, как и миряне [ 83 ] . Прочти также Апост. 25. Правило 2 Если женщина вступит в брак с двумя братьями, пусть будет изгнана из Церкви вплоть до смерти, однако при смерти, если даст слово по выздоровлении расторгнуть брак, да будет по человеколюбию допущена к покаянию. Но если жена или муж умрет, состоя в таком браке, для оставшегося покаяние затруднительно. Толкование Настоящее правило определяет, что если женщина вышла замуж за двух братьев (т. е. после смерти одного вышла за другого) и не хочет расторгнуть этот недозволенный брак, пусть будет отлучена от Церкви до своей смерти. Если же, находясь в смертельно опасной болезни, она пообещает, что расторгнет брак после того, как выздоровеет, тогда, ради человеколюбия, пусть причастится Божественных Таин и, если выздоровеет, будет принята в разряд кающихся [ 84 ] . Если же муж или жена умрут, не расторгнув этот противозаконный и недозволенный брак, для супруга, оставшегося в живых, покаяние становится затруднительным, поскольку истинное покаяние совершается удалением от зла. Как же супруг, оставшийся в живых, будет принят или сочтен истинно раскаивающимся, тогда как не удалился от зла, т. е. не расторг добровольно недозволенный брак? Ведь то, что брак не был расторгнут прежде смерти одной из сторон, показывает, что если бы умерший был жив, они оставались бы вместе [ 85 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О Сардикийском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный 190 собор в иллирийском 191 городе Сардике был созван в 347 г. 192 в правление родных братьев-императоров Констанция и Константа, первый из которых царствовал в Константинополе, а второй в Риме. Собор состоялся через 10 лет после кончины их отца, Константина Великого 193 . На нем присутствовали 300 отцов с Запада и 76 с Востока, согласно Сократу (кн. 2, гл. 20) 194 и Созомену (кн. 3, гл. 12) 195 196 . Первенствующими из них были Осий, епископ Кордубы в Испании, достойный всякого почтения за свою старость и перенесенные им многие труды, пресвитеры Архидам и Филоксен, три представителя папы Юлия, Максим Иерусалимский, Павел Константинопольский и Афанасий Александрийский (которые присутствовали на Соборе, хотя евсевиане лишили их сана), Сардикийский епископ Протоген и др. Между восточными и западными отцами на Соборе произошли раскол и разделение, и к взаимному согласию они не пришли. Восточные, арианствующие, когда отправлялись в Сардику, написали западным, чтобы те не предоставляли места на Соборе св. Павлу, Афанасию Великому , Маркеллу Анкирскому и Асклепе Газскому, как изверженным из сана. Но западные отвечали, что не признают этих отцов ни виновными, ни изверженными, а потому относятся к ним как к участникам Собора и принимают в общение. Восточные же, узнав об этом, вернулись обратно в Филиппополь и вновь извергли Афанасия, Павла, Маркелла, Асклепу, Юлия Римского, Осия Кордубского, Протогена Сардикийского и пр. Совершенно не вспоминая об единосущии (хотя Сократ в кн. 2, гл. 20 говорит, что они открыто анафематствовали единосущие 197 ), они произнесли анафему только на тех, которые говорили о трех Богах; на того, кто учил, что Христос не Бог и что Отец, Сын и Святой Дух – одно и то же Лицо; и на того, кто говорил, что Сын, возможно, не рожден и было когда-то время или век, когда Его не было. Оставшиеся же в Сардике западные отцы, проведя Собор, подтвердили Никейскую веру, ничего к ней не прибавив и ничего от нее не убавив. Афанасия, Павла, Маркелла 198 и Асклепу они оправдали, сняли с них обвинения и через императоров помогли им получить свои кафедры. Собиравшихся же в Филиппополе восточных в ответ лишили сана, впрочем, не всех, а только 11 отцов, поскольку не все восточные были арианами, но лишь некоторые, а прочие остались православными (о чем сардикийские отцы сообщают в послании ко всем Церквам), отчего и анафематствовали многие мнения Ария, а божественный Иларий принял их Символ как православный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Василии Великом Предисловие Во святых отец наш Василий был родом из Кесарии, расположенной в той части Каппадокии, которая лежит при Понте, – в древности она называлась также Мазакой. Он родился в 329 г. 122 , а в 364 г. был возведен Евсевием Кесарийским на степень пресвитера 123 . Но спустя краткое время, уступая зависти Евсевия, он удалился в Понт и своим словом увлек за собой единодушного ему божественного Григория Назианзина 124 . После того как он стал во главе находившихся там монастырей и изложил для них установления и правила, он предался пустынному уединению, оправдывая себя жаждой совершеннейшего безмолвия. В 365 г. 125 , узнав, что арианская ересь, распространившаяся при Валенте, готова проникнуть и в Каппадокию, он возвращается, отдает себя на служение Матери-Церкви, примиряется с Евсевием и доблестно стоит за православие 126 . Став епископом Кесарии после смерти Евсевия в 370 г. 127 , он мужественно повел борьбу против ересей, распространенных в те времена. Так, он противостал епарху Модесту, который всевозможными способами пытался поколебать его благочестие, и смело обратился к нему с достопамятными словами: «Я и завтра останусь тем же, а ты не изменяй своего мнения, но исполни свои угрозы» 128 . Восемь лет 129 правив своей паствой, он преставился ко Господу. Среди прочих своих писаний (изданы в Париже в 1730 г.) всехвальный муж оставил нам и следующие канонические послания, необходимые для благочиния и устроения Церкви. Косвенно они утверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 (этот Собор, сверх того, заимствовал многие правила Василия и сделал их своими), и через это утверждение они некоторым образом получили силу правил Вселенских соборов. Эти правила находятся во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», с. 335 130 . Во святых отца нашего Василия Великого. Канонические послания, они же 92 правила С толкованиями Первое его каноническое послание к Амфилохию, разделенное на 16 правил Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Григории Неокесарийском Предисловие Божественный сей Григорий был современником св. Дионисия Александрийского , хоть и несколько более поздним. По этой причине он вместе с ним застал и тех же императоров, Валериана и Галлиена, и воздвигнутые ими на христиан гонения. Получив прежде в Александрии полное эллинское образование, а затем став учеником Оригена 28 , он после этого, по Божественному внушению, принимает рукоположение во епископа Неокесарии на Понте (Черное море) от Амасийского епископа Федима, который хотя по месту находился далеко от Григория, но по не знающему границ действию благодати был рядом. Когда Григорий желал в точности постичь православное учение, ему явилась Госпожа Богородица с Иоанном Богословом, который по повелению Матери Божией открыл ему таинство богословия так: «Един Бог , Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Начертания вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного». «Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая мироздание, и зиждительная Сила всего творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый – Невидимого, Нетленный – Нетленного, Бессмертный – Бессмертного и Вечный – Вечного. Един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся людям, совершенный Образ совершенного Сына, Жизнь, Причина живущих, святой Источник святости, Податель освящения. В Нем являют Себя Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который через всё. Троица совершенная, в отношении славы, вечности и царства не разделяемая и не обособляемая. Итак, нет в Троице ничего тварного, или рабского, или привнесенного – того, что прежде не существовало бы, а появилось потом. Итак, никогда ни Отец не был без Сына, ни Сын без Духа; и не возросла единица в двоицу, а двоица в троицу, но всегда та же Троица непреложна и неизменна» 29 . Вместе с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, и многими другими отцами Григорий присутствовал на Антиохийском соборе, созванном против Павла Самосатского 30 . Св. Григорий застал даже время правления Аврелиана, при котором в 272 г. состоялся последний Собор против Павла Самосатского 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Дионисии Александрийском Предисловие Во святых отец наш Дионисий, ученик Оригена 1 , вначале был пресвитером Александрийской Церкви 2 , в 232 г. от Рождества Христова занялся обучением оглашаемых 3 , а позже, в 247 г., стал епископом Александрии. Он сменил Иракла, 13 лет бывшего Александрийским архиепископом 4 . Во время гонения Декия воины схватили Дионисия и увели в Тапосирис 5 , городок, расположенный между Александрией и Канопом, по словарю Бодрана. В 257 г., при гонителе Валериане, треблаженный предстал перед игемоном Эмилианом и, исповедав доброе исповедание веры 6 , был изгнан в Кефро, ливийский город в глубокой пустыне 7 . Спустя три года 8 , в правление сына Валериана, императора Галлиена, который в начале своего правления, казалось, был настроен к христианам более мягко, Дионисия вызвали из ссылки обратно в Александрию, и сей треславный, собрав все свои силы, стремился обратить еретиков, устранить происшедшие в то время из-за новациан церковные расколы и примирить Стефана Римского с Киприаном Карфагенским . Между ними были разногласия по поводу того, нужно ли крестить возвращающихся в Церковь еретиков и раскольников или не нужно 9 . Несмотря на то что сам Дионисий был согласен с Киприаном, который настаивал, чтобы таких перекрещивали, как говорит Иероним в каталоге церковных писателей (см. предисловие к правилу Собора в Карфагене при Киприане), он старался их примирить. Дионисий смело боролся против Савеллия 10 ; своими мудрыми беседами убедил так называемых хилиастов (о которых см. предисловие к II Всел.), приверженцев Непота, отказаться от своего неправого образа мыслей 11 . В 265 г. 12 его пригласили в Антиохию на Собор против Павла Самосатского 13 , и хотя он не смог поехать по старости и слабости здоровья, но выразил православный взгляд на веру в послании, а также изобличил ересь Павла Самосатского в десяти ответах 14 . В том же году, который был 12-м годом правления императора Галлиена, св. Дионисий преставился ко Господу, пробыв архиепископом Александрии 17 лет 15 . Наряду с прочими своими сочинениями (см.: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 14) он написал и следующее каноническое послание в 260 г., как считает Милиас (Синодикон. Т. 2), и послал его Василиду, епископу Пентапольских церквей, о чем говорит Евсевий (кн. 7, гл. 26) 16 . Послание разделено на четыре правила, которые косвенно подтверждаются правилом IV Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. Находится это послание во 2-м т. «Пандект» и в «Синодиконе» (т. 1, с. 106) 17 . Во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского, исповедника 4 правила, на которые разделено его каноническое послание к епископу Василиду

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике Предисловие Во святых отец наш Никифор Исповедник, сначала асикрит, стал впоследствии монахом, а затем патриархом Константинопольским. Он занимал кафедру при императорах Никифоре, Ставракии и Михаиле Рангаве до 815 г., согласно Мелетию Афинскому (Церковная история. Т. 2. С. 259). На этой кафедре он был непосредственным преемником божественного Тарасия, председателя VII Вселенского собора. С патриаршего престола св. Никифор был свержен иконоборцем Львом Армянином. Память св. Никифора празднуется 13 марта и 2 июня. Смотри «Синаксариста» на эти дни. Во святых отца нашего Никифора Константинопольского, исповедника 37 правил из церковных постановлений, как его собственных, так и бывших с ним святых отцов, в переложении на простой язык 414 Правило 1 Если по незнанию выстирали святой антиминс, то он не теряет своей святости и из-за стирки не становится нечистый 415 . (Апост. 73; VII Всел. 7.) Правило 2 Второбрачного не венчают 416 , но подвергают епитимии, лишая причащения на два года, а троебрачного – на три. (Неокесар. 7.) Правило 3 Тот, кто останется в церковном притворе по необходимости и ненадолго, не заслуживает осуждения. Но если он проведет в нем долгое время, пусть его изгонят оттуда, наложив епитимию, а положение церкви будет восстановлено, т. е. она не станет обыкновенным домом, не отличающимся от прочих. (VI Всел. 97.) Правило 4 Следует принимать милостыню, которая подается за души умерших без завещания и не распорядившихся своим имуществом, однако если при этом они сами при жизни стремились и хотели, чтобы за них подавали такую милостыню, проще сказать – если они хотели подавать милостыню 417 . Правило 5 Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, то мы не согрешим, если разрешим тогда пост на вино и рыбу 418 . (Апост. 69.) Правило 6 Пресвитер, возведенный в игумена, может поставлять чтеца и иподиакона в своем монастыре. (VII Всел. 14.) Правило 7 Если кто-либо провел в распутстве 419 20 лет или даже больше, а затем совершил дела добродетели, то его не должно рукополагать во священника, поскольку священное – чисто и неоскверненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святителе Тарасии Константинопольском Предисловие Божественный отец наш Тарасий жил в царствование Константина и матери его Ирины, а затем при Никифоре Генике. 21 декабря 795 г. по настоянию императрицы Ирины он был возведен из чина мирян на Константинопольскую кафедру, после Павла Константинопольского 395 . Пробыв на патриаршем престоле 21 год и 2 месяца 396 , он совершил воистину великое дело: своими увещаниями убедил императоров собрать святой VII Вселенский собор, а просительными письмами, адресованными Римскому папе Адриану и восточным патриархам, убедил и их послать на Собор своих представителей. Тарасий был дядей святейшего патриарха Фотия. Наряду с прочими своими посланиями он написал и настоящее послание против симонитов и отправил его Римскому папе Адриану, поскольку и в Риме был распространен этот порок. Это послание Церковь признала каноническим, оно находится в «Синодиконе» (т. 2) и в «Пандектах» (т. 2) 397 . Во святых отца нашего Тарасия Константинопольского. Послание к папе Адриану С толкованием Многократно и многообразно 398 из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8 ). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне ( Мф.6:24 ), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима ( Ис.40:2 ), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь... кровь ее взыщу от руки стража ( Иез.33:6 ), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26 ) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf О святом Вселенском втором соборе Предисловие Святой Вселенский второй собор состоялся при Феодосии Великом в 381 г., – он называется также первым Константинопольским из числа прочих Вселенских. Из присутствовавших на нем отцов наиболее заслуживают упоминания Нектарий Константинопольский, Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов и Григорий Нисский ; было и много других епископов Востока, числом 150. А с Запада на нем не присутствовал никто – ни сам папа Дамас лично, ни его представитель, и даже соборного послания от него не оказалось [ 70 ] . Однако позднее как Дамас, так и вся Западная Церковь с определениями Собора согласились и утвердили их, и доныне она признает этот Собор истинным Вселенским. Созван он был, во-первых, против Македония, который богохульствовал, говоря, что Дух Святой есть творение Сына; а во-вторых, – против Аполлинария, евномиан (или евдоксиан), савеллиан, маркеллиан и фотиниан [ 71 ] . И вообще, Собор анафематствовал всякую ересь, возникшую в царствование Констанция, Юлиана и Валента – императоров, правивших до Собора. Исправив искаженное арианами славословие Святой Троицы [ 72 ] и образ поклонения Ей, Собор возобновил догматическое учение Никейского собора как православное во всех отношениях. Поэтому, дабы показать, что он с Никейским собором утверждает одно и то же, Собор не составил другого, собственного Символа веры , но изменил немного Символ первого Собора: добавил слова «Его же Царствию не будет конца», из-за ереси хилиаста Аполлинария [ 73 ] , более пространно изложил восьмой член «и в Духа Святаго», дополнил конец Символа четырьмя другими членами [ 74 ] – и таким образом привел его в тот неизменный вид, в каком он и сейчас читается всеми православными. В таком виде мы находим его среди документов II Вселенского собора (Синодикон. Т. 1. С. 286) и в 5-м деянии IV Вселенского собора (т. 2, с. 155). Но, несмотря на то что II Вселенский собор лишь сделал добавления к Никейскому Символу и внес в него указанные изменения, последующие Соборы приняли его как единый Символ I и II Вселенских соборов. A по какой причине Собор сделал указанные добавления, смотри в примеч. к III Всел. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010