Никодим Святогорец



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

преподобный Никодим СвятогорецИскать в Источникеazbyka.ru
... ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым. Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику. Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу. Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников. Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть. Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский. На пути к монашеству В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос. В 1774 году, желая встретиться и ... далее ...
Никодим Святогорец - сверкающая звезда Церкви / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сверкающая звезда Церкви явилась миру в 1749 году на острове Наксос в Кикладском архипелаге. Родители будущего святого, благочестивые и богобоязненные люди, нарекли его в крещении именем Николай и отдали деревенскому священнику, чтобы тот научил мальчика читать. В отличие от других детей Николай избегал бурных игр и вместо этого постоянно предавался чтению. Господь одарил его не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать все прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно. В 16 лет Николая отправили в Смирну учиться у дидаскала Иерофея Дендриноса. Там его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук и различных духовных дисциплин он в совершенстве овладел греческим языком во всех его проявлениях. Это позволило ему впоследствии исполнить миссию, уготованную ему Господом: сделать доступными для угнетенных православных греков сокровища церковного Предания. Через четыре года обучения в Смирне, когда турки уничтожали местных греков после войны с Россией, Николай вынужден был вернуться на родину – на остров Наксос. Здесь он встретил иноков Григория, Нифонта и Арсения, изгнанных с Афона из-за ... далее ...
«Отдыха здесь не полагается» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... афонский книжник преподобный Никодим Святогорец (1749—1809) известен в России давно, — известен и любим. Вся его жизнь — это книги. В молодости приняв монашество, он вместе с монашеством принял послушание собирать, редактировать и издавать святоотеческие писания. Его книга «Невидимая брань» и сегодня служит духовным учебником для православных России и всего мира. Наверняка вы уже читали её, но мы дерзаем напомнить вам отдельные мысли святого Никодима, ибо премудрость от повторения не притупляется. Кто-то, наверное, посчитает, что святой говорил языком трудным и малопонятным… Что ж, и в этом есть свой смысл: «Невидимую брань» нельзя читать влёт, глотая страницу за страницей. Это книга не для быстрого, но для вдумчивого чтения, её следует читать понемногу, неспешно разматывая клубки сложновыстроенных фраз, — только тогда мудрость её ляжет вам на ум и на сердце. † Ко всякому своему делу отнюдь не мешкай приступать, потому что первое недолгое мешкание приведёт тебя ко второму, более долгому, а второе — к третьему, ещё более долгому, и так далее. Вкусив однажды сладости неделания, начнёшь ты любить его и желать паче делания… Страсть ничегонеделания до того овладеет тобою, что ... далее ...
Преподобный Никодим Святогорец - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу. Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “ Добротолюбия ” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский. Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIX в. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Добротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во ... далее ...
Преподобный Никодим СвятогорецИскать в Источникеpravmir.ru
... двухсотлетию со дня преставления преподобного Никодима Святогорца Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу. Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский. Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIXв. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Доб­ротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 ... далее ...
Статья. Афонский исихазм в полемике ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... на Востоке монахи составляли элиту христианского общества. А афонские иноки были передовым отрядом православного монашества. Они не устранялись от мира, а продолжали оказывать на него разнообразное влияние: сохраняли предание, боролись с ересями, подчас такие формы сменялись и активным выходом в мир. «Существовавшие между монахами единомыслие... и взаимопонимание были направлены также на мирян и проявлялись как... поучение, совет..., проповедь, писательская (научная) деятельность, миссионерство... » 20. «Находясь в пустыне, ради общего блага ближних трудятся» 21, писал об их деятельности Никодим Святогорец. В ситуации, когда многие иерархи и приходские священники мало заботились о возврате к святоотеческому наследию и традиции исихазма, эти функции на более частном уровне возложили на себя традиционалисты. Принципиально важно, что здесь мы имеем дело не с каким-то экстраординарным решением, а с следованием традиционной для православного Востока практике. Так, один из предшественников и идейных вдохновителей православных просветителей второй половины ΧVIII века святитель Григорий Палама (пользовавшийся у них безграничным авторитетом – по словам преподобного Никодима ... далее ...
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... арки расположен образ " Жены мироносицы у Гроба " , а Анастасис находится сбоку от него, симметрично Распятию. Однако данная традиция не характерна для правослваия: на этой иконе показывается момент благовестия - тот момент, когда человечество получает известие о Воскресении. Странно было бы замещать истинную икону этого Праздника. Ответить 11. 05. 2011 в 17: 28 Уважаемая Марина, Вы совершенно правы, этот образ распространен в православии; называя же его " западным " , я имею в виду исключительно его происхождение в западноевропейской культуре в период после разделения церквей. Святой Никодим Святогорец действительно считал лишь этот образ истинной иконой Воскресения, но это отдельный большой и сложный вопрос - как и болезненный... Важно, что образ " Восстание от Гроба " возник довольно поздно и не " изолированно " , а или как часть аллегории (евангелие Оттона) или же как часть композиции " Жены мироносицы у Гроба " . Еще у Джотто Христос изображен над мироносицами, в сиянии, и они не видят Его - Он явлен только зрителям. (В некотором смысле здесь возникает противоречие, так как текст иконы Жены мироносицы у Гроба - слова ангела " Что ищете живого между мертвыми? Его ... далее ...
Никодим Святогорец - сверкающая звезда Церкви / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Никодим Святогорец - сверкающая звезда Церкви Память 14 27 июля Эта сверкающая звезда Церкви явилась миру в 1749 году на острове Наксос в Кикладском архипелаге. Родители будущего святого, благочестивые и богобоязненные люди, нарекли его в крещении именем Николай и отдали деревенскому священнику, чтобы тот научил мальчика читать. В отличие от других детей Николай избегал бурных игр и вместо этого постоянно предавался чтению. Господь одарил его не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать все прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно. В 16 лет Николая отправили в Смирну учиться у дидаскала Иерофея Дендриноса. Там его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук и различных духовных дисциплин он в совершенстве овладел греческим языком во всех его проявлениях. Это позволило ему впоследствии исполнить миссию, уготованную ему Господом: сделать доступными для угнетенных православных греков сокровища церковного Предания. Через четыре года обучения в Смирне, когда турки уничтожали местных греков после войны с Россией, Николай вынужден был вернуться на родину – на остров Наксос. ... далее ...
Литургия Преждеосвященных Даров — Фоторассказы ...Искать в Источникеazbyka.ru
... рукописей – ни одна греческая или славянская рукопись до XVI века не называет свт. Григория автором чина. Как правило, последование Литургии Преждеосвященных Даров не надписано ничьим именем, хотя иногда встречаются имена святителей Василия Великого, Епифания Кипрского, Германа Константинопольского. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». В последующее время многие греческие богословы отрицали принадлежность этой Литургии имени свт. Григория Двоеслова (например, преп. Никодим Святогорец – XIX век) , и сегодня из греческого чина Литургии имя св. Григория убрано. Почему же эта Литургия все же связалась в благочестивом сознании с именем свт. Григория? Святитель Григорий был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви. В греческих синаксариях (книга поучений и рассказов на духовно-нравственные темы, читающаяся за вечерним богослужением в монастырях) с IX века помещаются известия о том, что свт. Григорий Двоеслов ввел у римлян совершение полной Литургии в дни Великого поста, а позднее (например, в Прологе, ... далее ...
Иконография Пасхи: «Descensus ad inferos» и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... отличается от других иконописных образов. Но что является важнейшей, уникальной особенностью этой иконы — это стремительное движение Христа [44]. Спаситель изображен в тот момент, когда только что кончилось движение вниз: гиматий [45] еще развевается, будто при стремительном падении — но уже происходит движение вверх, и впечатление от него усиливается движением фигур, фланкирующих композицию: праотцы устремляются ко Христу, и Он не только встречает их, но и увлекает их за Собой вверх. Этим подразумевается другое, не явленное зрителю пространство, но не означает, что все происходит в аду. Никодим Святогорец отвергал образ «? настасис» (под названием «Сошествие во ад») в качестве иконы праздника Пасхи; он объяснял это тем, «что ведь во ад сошла только душа Христова, а тело Его пребывало в Гробу». По этой же причине и Л. Успенский не считал эту икону связанной с Воскресением. Н. В. Покровский пишет: «Одни из них признают сошествие Христа во ад с телом, другие без тела», но далее уточняет: «обoженная душа (Христос) , говорит Иоанн Дамаскин, сходит в ад…» [46]. Как видно из приведенных выше слов К. Мансветова (сноска 36) , в России еще в середине XIX века было обычным мнение, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Никодим Святогорец
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"