Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Никодим Святогорец: Мудрости благодатию украшенный 26.07.2012 728 Время на чтение 9 минут 27 июля Церковь вспоминает преподобного Никодима Святогорца, автора предисловия к «Добротолюбию», книги «Невидимая брань» многих других творений и переводов. Вспомним, как жил преподобный, и посмотрим, чему учил в своих творениях. Тропарь преподобному Никодиму: Мудрости благодатию, Σοφας χριτι, отче, украшенный, Πτερ κοσμομενος, труба богогласная σλπιγξ θεφθογγος, показался еси Духа φθης του Πνεματος, и добродетелей наставник, και αρετν υφηγητς, Никодиме Богоглаголивый, Νικδημε θεηγρε. всем бо подаеши Πσι γαρ παρθηκας, спасительная учения, σωτηρας διδγματα, жития чистаго βου καθαρτητος, показуя сияние διεκφανων την λαμψιν богатством Божественных твоих словес, τω πλοτω των ενθων σου λγων, имиже, яко свет, мирови возсиял еси. δι " ν ως φως τω κσμω λαμψας Преподобный Никодим родился не около 270 лет назад - в 1749 году, в Греции, на самом большом острове архипелага Киклады - Наксосе. Наксос Его крестили с именем Николай и дали хорошее образование: в Смирне Николай изучал иностранные языки и богословие. В 21 год (то есть в возрасте нынешнего выпускника вуза) он закончил учебу, ввернулся домой и стал секретарем митрополита Анфима. Проработав с владыкой около пяти лет, Николай решил, что его путь - монашество. И отправился на Афон. 26 летний юноша пришел на Святую гору и поселился в монастыре Дионисиат, где принял монашеский постриг. С этого момента жизнь по собственной воле закончилась - началось послушание. Бывший секретарь, он стал чтецом и письмоводителем. Афон. Монастырь Дионисиат. Фото http://www.photoline.ru/kiski/1285914869 Вскоре на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий. Так получилось, что буквально в это же время (совпадение ли?) в монастыре Ватопед была найдена рукопись «Добротолюбия». Митрополит познакомился с 28-летним монахом и поручил ему готовить одну из ценнейших рукописей Церкви к изданию. Это было начало литературных трудов Никодима.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Часть 1 От издателей В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением. Предисловие 2 Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название «Невидимая брань». Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход – потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит – потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств – потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия – потому что «благовествуют... радость велию... яко родися... Спас... миру Христос Господь» ( Лк. 2, 10, 11 ) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа «Бранью невидимой»? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет – воевать за Него во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел: «сего ради глаголется в книзе Брань Господня» ( Чис. 21, 14 ) – иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: «несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) День памяти: 14(27) июля    Никодим Святогорец (в миру Николай Калливурси) родился в 1749 году на острове Наксос. Получил образование в Смирне, затем был секретарем митрополита Наксосского Анфима. В 1775 году принимает постриг на Афоне, где начинает работу над изданием рукописи  «Добротолюбие» , обнаруженной двумя годами позднее. В 1783 году уходит в затвор на 6 лет, до того, как ему было поручено редактирование издание трудов  Симеона Нового Богослова . Затем занимался литературно-богословской работой, которую продолжал до своей смерти 1 июля 1809 года. Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3 Мудрости благодатию, отче, украшенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.  Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1 Светило Афонское, и Наксии отрасль,/и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/Никодима, вернии, да почтим,/иже, исполнялся мудрости Божественный,/учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/слава прославльшему тя Христу,/слава венчавшему тя,//слава подающему тобою нам помощь.   ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить — столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения    Авва Антоний сказал, что роду сему Бог не попускает тех браней, какие были у древних, потому что знает, что эти люди немощны и не снесут столько. 2. Авраам, послушник аввы Агафона, спросил авву Пимена.    – Что делать, если бесы внезапно нападают на меня?    – На тебя нападают бесы? — переспросил старец. — Они нападают на нас лишь тогда, когда мы не исполняем своих похотей. Потому что нашими бесами стали наши похоти — они-то и мучают нас, чтобы мы их исполняли. А если хочешь знать, на кого нападали бесы, так знай: на Моисея и подобных ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2142

Преподобний Никодим Святогорець його думки про повноваження Константинопольського 2 2021 р. 13:11 30 марта 2021 года ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр выступил с докладом «Преподобный Никодим Святогорец и его мысли о судебных полномочиях Константинопольского Патриарха» на открытии ежегодной студенческой конференции «Студенческая наука в духовной школе», организованной КДАиС. Рубеж XX-XXI вв. стал временем заметного обострения споров по поводу православной экклезиологии. Нужно откровенно признать, что сегодня между Поместными Православными Церквами нет единства в понимании ряда аспектов учения о Церкви. Высказываются принципиально разные взгляды на природу и объем первенства во Вселенской Церкви, на механизм создания новых автокефальных и автономных Церквей, на канонический статус православной диаспоры. К тому же все эти вопросы не остаются только предметом абстрактных теоретических споров. Они порождают серьезные проблемы во взаимоотношениях между Поместными Церквами. Поэтому сегодня особенно важно вести взвешенную и ответственную дискуссию по вопросам православного учения о Церкви. Фундаментом для такой дискуссии должно служить святоотеческое наследие. Проблема апелляций и «украинский церковный вопрос» Одним из таких проблемных вопросов межправославных отношений является вопрос о праве Константинопольского Патриарха принимать апелляции от епископов, священников и диаконов, которые находятся в юрисдикции других Поместных Церквей и не согласны с вынесенными против них решениями церковных судов. Сегодня официальная точка зрения Константинопольского Патриархата сводится к тому, что Вселенский Патриарх (и только он) имеет право принимать апелляции осужденных клириков всех Поместных Православных Церквей, пересматривать принятые в других Поместных Церквах судебные приговоры и выносить безапелляционные решения по этим делам. Опираясь на такое понимание своих прав, Константинопольский Патриарх Варфоломей принял апелляцию бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), отлученного от Церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 г.. В результате 11 октября 2018 Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о снятии анафемы с бывшего митрополита Филарета и о восстановлении его в епископском сане. Тогда же Константинопольский Синод принял в общение всех членов УПЦ КП и УАПЦ. Были отменены все судебные решения, принятые Русской Православной Церковью в отношении клириков, которые уклонились в раскол. Без каких-либо консультаций с Русской Православной Церковью было объявлено, что все «упомянутые выше лица канонически восстановлены в своем епископском и священническом сане» .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5793993...

Сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Космы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «Четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит: “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения” […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, то есть уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав., 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что — камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (1 Кор., 10, 4)».

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Вместо предисловия В 2006 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга «Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день», название которой звучало для многих читателей непривычно. Между тем в Греческой Церкви сборники с аналогичным названием Θεοτοκριον (в древнерусской книжной традиции «Феотокарий» или «Феотокарь»), содержащие десятки богородичных канонов, употреблялись за богослужением еще в византийскую эпоху, а один из них, наиболее авторитетный, с середины 17 в. издавался типографским способом как самостоятельная богослужебная книга 1 . В Русской же Церкви подобное собрание канонов, хотя большей частью и другого подбора, существующее уже несколько веков в переводе с древнегреческого и предназначенное, как и у греков, для чтения на повечерии, не составляло отдельной книги 2 , но всегда включалось в Октоих. А поскольку чин повечерия (принадлежащий, по богослужебному уставу, к ежедневным последованиям) в нашей приходской практике совершается крайне редко, это привело к тому, что значительный пласт богородичных текстов, связанный с именами великих византийских песнотворцев, фактически выпал у нас из литургического употребления. Вот почему собранные, по греческому образцу, в отдельную книгу и изданные ПСТГУ с комментарием, который объясняет их происхождение и место в нашем молитвенном обиходе, эти выдающиеся произведения православной гимнографии вызвали самый живой интерес читателей, о чем говорит неоднократное переиздание «Богородичника» (последнее, 4-е его издание вышло в 2013 г.). Но в греческом церковном мире с конца восемнадцатого столетия употребляется также и «Новый Феотокарий», составителем которого был выдающийся подвижник, богослов, гимнограф и духовный писатель преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Содержание книги составили 62 богородичных канона, носящие имена 22-х древних творцов, причем 59 из них, обнаруженные преподобным Никодимом среди рукописей в монастырских книгохранилищах Святой Горы Афон, до этого не издавались 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу . Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский . Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIX в. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Добротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства? Одним из препятствий на пути нелицемерного покаяния является превращение живого покаяния в регулярную, но формальную исповедь, на которой из месяца в месяц, из года в год перечисляются одни и те же грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

«На Капсале, недалеко от келии св. Василия, есть знаменитая колиба, т. е. келия без церкви, в которой препровождал постническую жизнь, более пятидесяти лет, великий и знаменитый ученый муж, славный учитель и сочинитель, великий старец схимонах Никодим Святогорец , который преставился ко Господу около 1819 года. Он сочинил и написал тридцать книг. Но две не обретаются: ибо захвачены папистами в Венеции самые черновые, о чем греки весьма сожалеют и соболезнуют, и много старались исходатайствовать, но не могли; а прочие двадцать восемь напечатаны и выпущены, о чем Восточная Святая Церковь весьма радуется. Содержание книг своих старец Никодим заимствовал от Священного Писания , от всех древних и новых Восточной Церкви учителей; собрал все воедино, изъяснил и предал православным грекам, яко чистую пшеницу; и у всех греков, у мирских и у монахов, и у безмолвников, не увидишь в руках больше книг, как Никодима Святогорца . И никто не может его книг и словес до сытости насладиться: всем достает от его кладезя пити, мирским и монахам, и безмолвникам. Он был великий постник и великий ревнитель по Святой Христовой Восточной Церкви и по древнем благочестии. Многие книги написал против разных еретиков: против Папы Римского, против лютеран и протестантов и против душепагубной Унии. И часто в своих книгах упоминает о православной России и похваляет ее благочестие. У греков в духовных разговорах всегда повторяется имя Никодима Агиоритиса, т. е. Святогорца. Ему были все афонские библиотеки отверсты; и было ему из чего черпать: не имел в книгах недостатка. К тому же, еще имел в себе свыше от Бога данную благодать Святого Духа и дар рассуждения, что явно показывает его глава, источающая благоухание. Только мы, русские, весьма сожалеем о том, что не сподобляемся пить от его медоточных источников. Ибо почти не имеем ни одной книги его на славянском и на русском языке, кроме Афонского сокращенного Патерика, – и то болгары перевели и напечатали в Болгарии» (Часть 2-я, стр. 134–135. Издание 1855 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование канона на Воздвижение «Толкование на канон Воздвижения» — сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Косьмы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит; “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения» […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, т. е. уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав. 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что – камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (I Кор. 10, 4)»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010