Апостол Варфоломей очень точно назвал Евангелие одновременно и малым и великим – малым по объему и великим по содержанию и по высоте учения. По словам святого Амвросия Медиоланского Евангелие подобно пучине, в которой мы можем отыскать полноту даров, оно – как море духовных тайн, в котором плавает таинственная Рыба – Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель. Блаженный Иероним называет Евангелие сокращенным Богословием, Ориген – начатком всего Священного Писания . И если все Священное Писание именуется у Августина энциклопедией всех наук, у Василия Великого – кузницей, в которой куются души, и житницей духовных злаков, то насколько превосходно в нем Евангелие – Завет Новый, обновленный Кровью Сына Божия! Евангельское учение истинно потому, что исходит оно из уст Самой Премудрости Вышнего, Которая есть истина, как сказано в Премудрости Сираха: " Я (т. е. Премудрость), вышла из уст Всевышнего» ( Сир. 24:3 ). И хотя все люди – от Адама до скончания мира – оказываются лжецами, один Бог не лжет, но всегда пребывает истинным, как говорит апостол Павел: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим. 3:4 ). Польза учения Евангелия видна из того, что в нем – учение и знание, ведущее к спасению и жизни, как написано: «дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк. 1:77 ). И еще: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ), потому что они содержат все основы христианской нравственности – они показывают нам что добро, а что зло и облекают нас в нового человека, «сотворенного по Христу» (Сравн. Еф. 4:24 ). А теперь посмотри, что делаешь ты. Разве не показываешь ты своими делами, что вера у тебя совершенно другая? Когда Евангелие учит тебя теоретическим истинам и догматам веры, ты признаешь их великое достоинство, однако, когда оно предлагает тебе практические советы для исправления твоих нравов, в тебе пробуждаются все твои похоти и начинают давить на тебя, заставляя не желать подчиняться евангельским заповедям. Итак, учти, что, как сказал Господь, «не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). Свою веру нужно применять на практике, потому что теоретически «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Вера в делах – характерный признак одних только христиан: «а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ах, брат, поверишь ли ты когда-нибудь в то, что бесконечная Премудрость Божия пожелала предать Свое Пресвятое Тело на такие великие страдания не только при Своем рождестве, но и на протяжении всей Своей земной жизни и смерти, потому что и тебе тоже необходимо избегать удовольствий и обуздывать свое тело? И чем поможет тебе такое пустое оправдание, что, дескать, Христос Своими заповедями не давал повеление удаляться от наслаждений и упокоения чувств и тела, но только увещевает, говоря: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мк. 8:34 ). Как можешь ты подвергать своему собственному суду наставления нетварной Премудрости, измышлять оправдания своим грехам и стремиться без Бога управлять своей сладострастной жизнью? Знай же, что, если ты хочешь быть достойным Царствия Небесного, тебе подобает подражать Иисусу Христу, ибо жизнь, полная наслаждений, нисколько не соответствует страдальческой жизни Искупителя, Который подал нам пример. И послушай оные страшные определения, которые громогласно произносит младенец Иисус прямо из яслей: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» ( Лк. 6:24–26 ). Что можешь ответить на это ты, который желает проводить жизнь в комфорте и, к тому же, стремится найти тому оправдания? Ты считаешь, что сказанное Господом суть пустые слова и что Бог оставит их без исполнения? Выбрось это из головы! «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). Устыдись, устыдись же всех твоих плотских похотей, и считай себя недостойным носить имя христианина, ибо своею жизнью и своими делами ты оставил великое пятно позора на своем звании христианина и столько раз помышлял, что лучше угождать плоти, чем Богу. Твое поведение стало поводом к тому, чтобы христианство и всехвальное имя Божие хулилось среди язычников, как Он Сам сетует, говоря: «Вас ради присно имя Мое хулится во языцех» ( Ис. 52:5 , ср. Рим. 2:24 ). Поэтому прими твердое решение отречься сначала от всех удовольствий, которые явно не являются необходимыми в твоем положении, а потом с благодарением принять всякий крест и всякую скорбь, которые пошлет тебе Бог . Добровольно возлюби злострадание, в котором содержится истинное покаяние, не желая иного повода для него, кроме той любви, которую Христос явил Своим Рождеством. Возблагодари Господа, Который по любви к тебе захотел родиться с такими лишениями, и, наконец, попроси Его послать тебе благодать, чтобы по Его примеру твердо усвоить следующую истину: нынешняя жизнь есть время для плача и скорбей, а не для смеха и развлечений, как говорит Екклесиаст: «Время плакать» ( Еккл. 3:4 ), а вместе с ним и апостол Павел: «Время уже коротко, так что… радующиеся [должны быть] как не радующиеся… ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:29–31 ). 3. Любовь к славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Бог был рожден в пещере и положен в ясли бессловесных животных для того, чтобы научить нас не увлекаться преходящими благами. Бог тридцать лет жил в мастерской плотника и Сам занимался этим ремеслом, чтобы мы научились смирению. Бог ходил улицами Иерусалима, чтобы показать нам дорогу, ведущую в Небо. Бог пострадал на Кресте, чтобы уничтожить грех . И все это никак не трогает совести христиан и не порождает трепета в их сердце. Поэтому я снова повторю то, что только что сказал: «умалишася истины от сынов человеческих». Подобно истине умалилась и вера среди современных христиан, ибо вера должна быть не только правилом «как верить», но и правилом «как делать», она состоит не только в том, чтобы нам правильно верить, но и в том, чтобы нам жить согласно с верой: «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ). В то же время те, которые исповедуют, что Христос есть Учитель веры, Таинств и догматов, что Он открыл их нам, те самые люди не применяют в своей жизни Его закона. И, хотя они и слышат из Его уст, что блаженны страдающие за других, воздерживающиеся от наслаждений, прощающие наносимые им бесчестия и обиды, несмотря на это, они переступают через все заповеди Божии, через Божественное учение Христа, говоря в своем сердце: все это истинно по отношению к Богу, но не к миру. И так эти несчастные считают, будто этим они действительно оправдываются перед судом воплощенной Премудрости Божией. Вера таких людей похожа на амальгаму золота, которая по внешнему виду очень похожа на настоящее золото, но только до тех пор, пока не будет брошена в огонь. Потому что, когда ее бросят в огонь, настоящее золото останется (если оно там было), а ртуть испарится. Так и эти люди – они следуют за Божественным Учителем только до тех пор, пока не приходится бороться со страстями, когда же наступает время для этого, они оставляют Его в одиночестве. Когда Иисус Христос повелевает им воевать со своими страстями и побеждать их, они тотчас отрекаются от Его учения и возвращаются вспять. Все зло происходит от бессильной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Бог сотворил душу тогда, вначале, но и сейчас Бог творит каждую минуту тысячи душ во чреве жены, ибо тогда, когда она соединяется с мужем, в этот миг создаются и тело, и душа в очень малой форме. Но как создается душа теперь? Послушай, что говорит пророк Захария: Простирающий небо, как кожу, Удерживающий дух человека в нем, как Сам знает (ср.: Зах. 12, 1 ; см. также: Ис. 57, 16 ; Иез. 18, 4 ). А как? Только один Бог знает, как Он действует при создании душ в каждое мгновение, когда зачинаются душа и тело. Бог вмешивается и создает их из обоих естеств, из естеств жены и мужа, там, где осеняет Дух Его. Потому большим грехом является аборт, ибо душа, будучи образом Святой Троицы, дороже всего на свете; погибает сокровище, если погибла одна душа, которую невозможно оценить никакой ценой и стоимостью. Горе тем женщинам, которые делают аборты, и горе тем, которые сделали их, и не каются, и не исповедуются, и им все равно и не больно из-за этого, ибо я сказал вам, как велика душа человека и сколько сил находится в ней, а они идут и извергают младенца и выбрасывают его собакам или в клозет! Горе нам, что же будет и с нами в день Суда, если мы не внимаем и не каемся! Создав душу и тело, Бог сказал человеку владеть всем миром, повелев ему: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всей землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ( Быт. 1, 28 ). Бог, будучи Отцом нашим, поставил человека владычествовать над всем этим миром, как говорит святой Никодим Святогорец : «Бог создал другого бога. Он создал человека и поставил его другим богом над всем, что сотворено Им». Слышишь, как он говорит? Единый по естеству Бог поставил человека – бога по благодати – владычествовать над всем сотворенным Им. Потому Он и сказал ему: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81, 6 ). Однако, когда Бог поставил человека владычествовать над всем сотворенным Им, Он дал ему и соответствующие силы, чтобы человек мог владычествовать над всем сотворенным Им. Телу Он дал семенную часть, семя, чтобы размножаться, расти и наполнять землю. А душе, соответственно ее естеству, Он дал другие силы, большие: владычествовать над морями, птицами небесными и над всем творением Божиим на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Богословы различают откровение, вдохновение и просвещение, т. е. освещение и попечение. Откровение, согласно им, есть ниспосылаемое от Бога раскрытие неизвестной истины. Вдохновение же – это внутреннее движение, которым Бог побуждает кого-либо или сказать, или сделать нечто, причем ум человека не помрачается и свобода его воли не ущемляется. Просвещение и освещение – это помощь и промышление Бога, которыми Он тщательно охраняет говорящего или пишущего от всякой лжи и ошибки. Итак, все Божественное Писание начертано не только по смотрению, но и по вдохновению Святого Духа. Ибо никакого пророчества, – говорит Петр во втором своем послании, – нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ( 2Пет 1:20–21 ) И еще: все Писание богодухновенно и полезно для научения ( 2Тим 3:16 ), и еще: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему ( Мф. 22:43–44 ). Потому мы и веруем «в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Свидетельствуют вместе об этой истине Игнатий Богоносец , Иустин, Климент Александрийский , Ориген , Афинагор, Иероним, Августин и вообще все. Потому и Златоуст, основываясь на словах Господа ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона ( Мф. 5:18 ), говорит: «Даже одного слога священные писатели не написали сами от себя» (Ioan. Chrysost. Hom., in Gen. 15.1 //PG 53,1 19). Августин (Aug. Hipp. In Ioan. 120. 2//PL 35, 1953.) утверждает то же самое, когда толкует слова один из воинов копьем пронзил Ему ребра ( Ин 19:34 ). Однако Дионисий Александрийский и Иероним говорят, что таинственное и важнейшее в Писаниях начертано по наитию Духа, а историческое – только по Его промышлению при сохранении собственного слога писателей. Свое мнение они основывают на том, что, во-первых, стиль декалога Моисея в книге Исход (гл. 20) отличается от стиля декалога во Второзаконии (гл. 5), а во-вторых, писатель второй книги Маккавеев говорит, что он завершил писание с большим трудом и потом (См. 2Мак 2:26 ), и еще: Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим ( 2Мак. 15:39 ) ( 2Мак. 15:38 ). Ибо как, говорят упомянутые отцы, мог сказать это сам писатель, если ему все слово в слово до единой йоты внушил Дух Святой? Однако разница между двумя этими мнениями невелика и даже ничтожна: и в том и в другом признается главнейшее в Писаниях, а именно то, что они написаны по наитию и внушению Духа и что Дух, пребывая в священных писателях, не позволил им в чем-либо ошибиться, так что все в Священных Писаниях: догматы, исторические повествования, хронология – суть словеса Божии. Бог верен ( Рим. 3:4 ) и Бог истины ( Пс. 30:6 ) не лжет, как человек ( Чис. 23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Божественная благодать воюет с гордостью, подумай об этом. И чтобы мы могли участвовать в этой войне, необходимо, чтобы Господь укреплял нас Своею благодатью. Он Сам так сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). И апостол Павел говорит: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ). Отсюда видно, что именно Бог начинает и завершает в нас любое доброе дело. Человек же не только неспособен закончить его, он не может даже начать что-то хорошее, если решит обойтись без помощи благодати. Если мы желаем спастись, то должны любить Бога и добродетель всеми силами нашей души. Не забывай, брат мой, что гордость препятствует благодати войти в нашу душу, а если она даже и войдет, тотчас будет изгнана вон. Если человек, который сперва был богат перед Богом своими добродетелями, допустит гордости войти в свое сердце, он тотчас становится нищим, подобно фарисею из евангельской притчи о мытаре и фарисее. Такой гордый человек бывает подобен голубю, который сидит на солнышке и радуется своей чистоте и пестрым перьям, но вот, на него внезапно налетает сокол и убивает его. Так же и тот, кто хвалится своими добродетелями, тотчас бывает похищен мысленным соколом – диаволом. Поэтому божественные Отцы сказали такие мудрые слова: «Спастись человеку и легко и трудно, потому что сейчас он, смиряясь, возносится в Рай , а через минуту – ввергает себя в адские муки из-за самонадеянности и гордости». Будь же разумен, брат мой, и с радостью прими совет, который дает тебе Дух Святой: «не превозносись сердцем» ( Тов. 4:13 ). Не допускай, чтобы тобою обладала какая-либо гордость – ни внутренняя, в глубине твоего сердца, ни внешняя – в твоих делах, потому что она порождает все, что только есть злого в мире, ибо в гордости – погибель и великое неустройство. Итак, смирись – и ты можешь уже не бояться падения, потому что Бог всегда будет рядом с тобой. Лечение гордости Как можно исцелиться от этой страшной болезни – гордости? Она входит в нас, растлевает и делает нищими и несчастными. Она раздувает нас, и мы становимся похожими на наполненный бурдюк. Она лишает нас всякой добродетели и к нам становятся применимы слова мудрого Сираха: «три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке» ( Сир. 25:3, 4 ). Когда мы думаем, будто можем сами себя исцелить от гордости, то это признак ее крайней степени. Единственный способ исцелиться от нее – обратиться к Господу и вместе с пророком Давидом сказать: «Да не приидет мне нога гордыни» ( Пс. 35:12 ), то есть, не допусти, Господи, чтобы проклятая гордость втоптала в землю душу мою ногою своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Божественные отцы Церкви в согласии с Ветхим и Новым Заветом возбраняют клятвы. Так в 29-м правиле Василий Великий говорит, что клятва совершенно запрещена: «Клятва и вообще возбранена» (Письмо 191, к Амфилохию), а божественный Златоуст отмечает: «Итак, подобно тому, как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись» (Беседы о статуях. 15). И снова: «Никто не говори мне: я клянусь в правде; не следует клясться ни в правде, ни в неправде» (Там же). Далее святитель поясняет, что клятва хуже убийства, и тот, кто клянется, даже будучи жив, пусть считает себя мертвецом: «Не так поражает меч, как клятва; не так убивает меч, как удар клятвы. Поклявшийся, хоть и кажется живым, получил уже рану и умер» (Там же). Как Бог наказывает любителей клятв Где вы теперь, ремесленники, привыкшие по любому поводу клясться Богом, Христом, небом, землей и всем на свете? Послушайте, что наказывает вам Сам Бог, Сам Богочеловек Иисус Христос, божественные пророки и святые учителя Церкви: не клянитесь, оставьте эту проклятую привычку и научитесь всему вышесказанному. Потому что, произнося всуе клятву страшным именем Божьим, вы впадаете в великий грех и убиваете собственную душу. Побойтесь Божьего гнева и наказания не только самому клянущемуся, но и всему его дому. Ибо Господь посылает на дом клянущегося серп летящий, который низвергает и разрушает до основания и камень, и дерево несчастного и превращает весь дом его в груду мусора, чтобы все видели и уразумели, какая кара ожидает их. Господь говорит устами Захарии: «Я отвечал: вижу летящий свиток 105 ; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей... и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет... в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» 106 ( Зах.5:2–4 ). А почему сказано серп, а не меч? На это отвечает златоречивый проповедник. Чтобы клянущийся никак не мог увернуться от него: «Что означают эти слова и для чего казнь, поражающая клянущихся, представляется в образе серпа, и серпа летящего? Для того, чтобы видел ты, что невозможно избежать суда и уклониться от наказания: от меча летящего иной, может быть, и уклонится; но от серпа, упавшего на шею и ставшего вместо веревки, не убежит никто; а когда будут у него еще и крылья, то какая, наконец, надежда на спасение?» (Беседы о статуях. 15) Что должны христиане говорить вместо клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию ( Деян.17:9–10 ). Толкование Те, которые дали гонителям серебро и благодаря этому избавились от зла, т. е. или от жестокого обращения и пыток, или от отречения, превосходящего всякое зло, не заслуживают из-за этого осуждения, поскольку они понесли материальный ущерб и потерю денег (чего другие по сребролюбию не сделали), чтобы не потерпеть ущерба душевного и не потерять свою душу. Такие показали перед гонителями, что больше служат Богу, чем мамоне, т. е. серебру, и исполнили слова Приточника о том, что собственное богатство человека является выкупом за его душу. Ведь и в Деяниях апостольских читаем, что Иасон и другие, когда вместо Павла и Силы в Фессалониках иудеи повели их к градоначальникам, дали им достаточную сумму денег и таким образом освободились. Получив, говорит Писание, довольно от Иасона и прочих, отпустили их. Правило 13 Поэтому и тех, кто оставил все ради спасения души и удалился, нельзя обвинять в том, что вместо них были якобы схвачены другие. Ведь и в Эфесе вместо Павла схватили в театре Гаия и Аристарха, спутников Павла, когда же Павел хотел войти в народ (поскольку мятеж произошел из-за того, что он привлек и обратил множество людей к богопочитанию), ученики не допустили его, говорит Писание (см. Деян.19:29–30 ). Кроме того, некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище ( Деян.19:31 ). Если же некоторые будут продолжать насмехаться над теми, кто искренне внимает говорящему: Спеши спасти свою душу и не оглядывайся назад ( Быт.19:17 ), пусть вспомнят и то, как избранный между апостолами Петр, когда его уже ввергли в темницу и передали стеречь четырем четверицам воинов, по повелению ангела Господня ночью убежал и избавился от руки кровожадного Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский 76 . По наступлении дня, говорит Писание, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел повесить (παγχθναι) 77 их ( Деян.12:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Не хвались своим благородством и одаренностью, потому что и то малое, что у тебя есть – не твое собственное, да и его сколько раз ты смешивал со злом? Ты похож на негра, который белизну считает чудом, потому что у него самого белые только зубы. Не хвали сам себя и не ищи себе первого места, не желай казаться лучшим, чем другие люди, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» ( Лк. 16:15 ). Помни о том, что Господь может стерпеть любой твой грех, кроме гордости. Вспоминай о поношениях, оскорблениях и бесчестиях, которые Христос претерпел на Кресте, и это поможет тебе смирить себя. Бессильная вера Вера – сила, обитающая в уме и воле человека. Ум просвещается небесным светом и содержит в себе то, что Господь открывает ему. Также и воля бывает движима Богом к исполнению всего истинного, повелеваемого ей умом. Когда же вера бессильна, то ум не может понимать тайн Божиих, а воля, еще прежде того, как ум их поймет, не хочет любить их. Блаженный Августин сказал, что человек может любить невидимое ему, но не неведомое. Это мы видим в части христиан, которые считают себя верными, но не потому, что живут согласно с учением Христа, а только потому, что рождены родителями-христианами; они верные потому, что получили Крещение. В действительности же они мало чувствуют величие Таинств, еще меньше знают о содержании нашей веры и чем она отличается от других религий. Находясь в таком положении, они мало чем отличаются от неверных. Я обращаюсь к каждому христианину. Кто ты, что стоишь здесь, в церкви? Я только по твоему имени могу сказать, что ты христианин, ни из чего другого это не видно. Если спросить тебя о том, Кто такой Христос, в Которого ты веришь, то окажется, что ты не сможешь сказать ничего вразумительного. Итак, справедливо будет сказать, что в наши дни вера в христианах уменьшилась, как и пророк Давид говорил: «умалишася истины от сынов человеческих» ( Пс. 11:1 ), потому что, если они и веруют в церковные Таинства, то вера их настолько путанна, настолько холодна и бессильна, что мы со всей основательностью можем сказать: они так их знают, как тот слепой, который видел людей, как деревья: «вижу проходящих людей, как деревья» ( Мк. 8:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братья мои, не уподобляйтесь ворону, которого Ной послал из ковчега посмотреть, прекратился ли потоп. Но птица уже более не вернулась назад. Она нашла падаль и принялась жрать ее. Но уподобляйтесь и подражайте той голубке, которую Ной послал на разведку. Она вернулась в ковчег, нигде не найдя сухого места, куда можно было бы сесть, потому что вода еще не спала и не было видно поверхности земли. Много воды было на поверхности земли. Как говорится в Священном Писании, «потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли» ( Быт.8:8 ). Ведь поистине весь мир сегодня затоплен водами греха и страстей, и несчастная душа христианина нигде больше не находит себе покоя, кроме святой Церкви, ставшей домом покоя и спасения, о котором говорил Давид: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» ( Пс.30:3 ), и который (в древности) предзнаменовали три города, предназначенные Богом для израильтян, совершивших невольное убийство, где они получали убежище и спасение от казни: «Тогда отдели себе три города среди земли твоей... они будут служить убежищем всякому убийце» ( Пс.19:2–3 ). А потому, как мы уже говорили, Иоанн Златоуст называет Церковь твердыней и крепостью от нападок дьявола: Устрой твердыню против диавола: это и есть Церковь (Беседа 18 на Деяния Апостольские). Если вы, братья мои христиане, будете так поступать и постоянно спешить в мысленный Ковчег, в город убежище и твердыню, я имею в виду святую Церковь Христову, то не только в настоящей жизни избавитесь от потопа греховных страстей и будете выше брани и уловок дьявола, который всегда восстает на вас, но и в будущей жизни сподобитесь Царства Небесного и, благодаря уже воинствующей Церкви, достигнете вышней торжествующей Церкви первородных, написанных на небесах, о которой апостол Павел говорит: «Но вы приступили... ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22 ). Поистине посаженные в Церкви процветут в небесных дворах Господа, как сказал Василий Великий . Однако под двором в более возвышенном смысле можно еще понять небесную обитель. Поэтому кто здесь «насаждени в дому Господни», то есть в Церковь Бога Живаго, те и там, «во дворех Бога нашего процветут» (см.: Беседа на псалом 28) о Христе Иисусе, истинном Главе как горней, торжествующей, так и дольней, воинствующей Церкви. Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010