Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Международная научная конференция «Монашество в истории " Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях»   Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов». Обратите внимание, хороший сайт http://monhist.ru/library/lectures, но будут ли его обновлять - посмотрим. Обычно на такие сайты выкладывают несколько текстов, все что было, и потом про них забывают. - Афон Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях» Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов» - Афон 6 февраля 2017 года в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве прошла научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Перед началом конференции в соборе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был отслужен молебен. Молебное пение возглавлял клирик обители, иерей Николай Мальцев. По окончании молебна о. Николай сказал краткое приветственное слово участникам конференции. Первое заседание, продолжавшееся с 9.30 до 13.00, был по преимуществу посвящено истории византийского и поствизантийского греческого монашества. Председательствовал на этом заседании известный историк-византинист, доктор исторических наук, профессор Михаил Вадимович Бибиков. Вести заседание ему помогал А.Ю. Виноградов. Открыл конференцию доклад М.В. Бибикова «Ранняя история Афона в памятниках святогорской монашеской историографии». Доклад был посвящен историографическому сочинению «Афониада», составленному в cepeдuhe XIX beka святогорским книжником Иаковом Неаскитиотом. М.В. Бибиков подробно рассмотрел историю создания этого произведения и проанализировал содержащиеся в нем сведения о прп. Антонии Печерском и начале монашеской жизни на Руси, а также об истории русских обителей на Афоне. По окончании доклада в рамках дискуссии обсуждался непростой вопрос о подчеркнуто враждебной позиции Иакова Неаскитиота по отношению к движению так называемых «колливадов» и в частности к одному из его протагонистов — прп. Никодиму Святогорцу; в связи с этим была рассмотрена и проблема идеологических предпочтений насельников Русского монастыря Св. Пантелеимона в период написания «Афониады».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2755

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней О.А. Родионов Афонское монашество в XX в.: упадок и возрождение. 1 часть О.А. Родионов Афонское монашество в XX в.: упадок и возрождение. 1 часть   Замечательное исследование Олега Родионова показывает срез афонской жизни за целое столетие. Это первая попытка раскрыть динамику духовной жизни на Афоне в исторической перспективе. Нечастые но добротные работы Олега показывают, что московская школа патристики, если можно так сказать, далеко опережает и чванных питерцев, и балагуров киевлян. Редко - но метко.   Киевская школа, условно говоря, вообще сделала эпохальное открытие, оказывается: украинцы - это не русские. И так увлечена своим новым открытием, что ничего стоящего давно не выходило из под их пера. Первородство с легкостью продано за чечевичную похлебку.   Мы уже публиковали исследования Олега о прп. Никодиме Святогорце, его переводы стихов Иосифа Исихаста . Желаем исследователю не уставать, тем более что для русских на Афоне настали тяжелые времена. Напомним, что после Критского Собора, а именно, после отказа от участия Русской Православной Церкви в нем, положение русских на Афоне крайне усложнилось и стало поистине отчаянным. Конечно, Афон в ближайшие годы будет в центре внимания православной аудитории.   К сожалению, Русское Консульство в Салониках не оказалось в числе заинтересованных лиц. Консульство упорно делает вид, что ничего не происходит, а то, что происходит, - его не касается. Возможно, оно имеет какие-то отмашки из церковных кругов. Во всяком случае, даже не докапываясь до источника, потому что это не наше дело, ситуация наводит на грустные размышления о перспективах русских на Святой Горе. Возможно, печальное окончание к этой работе Олегу еще предстоит дописать... - Афон .     История греческого афонского монашества XX в. достаточно необычна. В 1910-е гг., после долгожданного " освобождения» Афона от турецкого владычества и последовавшего за ним присоединения к Греции (что, впрочем, противоречило международным соглашениям...), многим казалось, что наступают новая эпоха, в которую греческие монастыри, несомненно, расцветут и принесут обильный плод. Связаны такие чаяния были еще и с тем, что в эти же годы происходит, по сути, катастрофа русского монашества на Святой Горе (о событиях начала 1910-х гг. в русских обителях Афона речь пойдет в заключительной части настоящего курса, посвященной истории русского монашества): сотни иноков оказываются изгнаны из Сада Пресвятой Богородицы, а оставшиеся после революционных событий 1917 г. пребывают в труднейшем положении. «Закат» русского монашества на Афоне вселил надежду в сердца многих греческих церковных деятелей, которые в начале XX в. так опасались необычайного умножения русских иноков на Святой Горе — как в Руссике и его скитах, так и в номинально зависимых от греческих монастырей обителях, таких, например, как Андреевский и Ильинский скиты. Однако чаемого «расцвета» не произошло.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2848

О.А. Родионов Учение прп. Никодима Святогорца о плодах умного делания в контексте исихастского аскетического предания Источник Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809), самый знаменитый из греческих церковных писателей эпохи Турецкого владычества, почитается во всем православном мире не только как выдающийся богослов, экзегет, гимнограф, издатель святоотеческих текстов, но и как великий учитель умной молитвы. И причиною этому не только его труд по изданию знаменитой святоотеческой антологии – греческого «Добротолюбия», которому он предпослал замечательное предисловие, где исчерпывающе изложены богословские основания умного делания. Еще первый биограф Преподобного, иеромонах Евфимий, его «собрат» (παρδελφος, т.е. принявший постриг одновременно со св. Никодимом и от одного старца), так описывал его каждодневные занятия: «…Не только из монастырей, и скитов, и келлий, но и многие [мирские] христиане приходили к нему из разных мест, чтобы увидеть [его] и получить от Никодима утешение в своих скорбях. Так что он часто неким образом страдал от нас – страдал не оттого, что его обременяли братья: как [могло быть такое], когда он всю жизнь свою потратил на составление и истолкование [книг], необходимых для пользы братьев-христиан?! Нет, говорю я, не из-за этого, но потому что это препятствовало ему в сем божественном деле, и из-за любви, которую он питал к тому, чтобы ночью и днем заниматься божественной и умной молитвой. …Все часы суток были им посвящены этим двум деланиям: или он истолковывал какую-то мысль Божественного Писания, или склонял голову на левую сторону груди и сводил ум свой в сердце и умно взывал: Господи Иисусе, помилуй мя. И оттого он часто говорил нам: «Уедем, отцы мои, на какой-нибудь необитаемый остров, чтобы избавиться от мира» 1 . Неудивительно, что одно из наиболее распространенных иконописных изображений святого представляет его сидящим за рабочим столом, с пером в руке, но пишущим в раскрытой книге такие слова: « ησος ς εναι γλυκ μελτημα τς καρδας σου» (ΕΣ 176), т.е. «Иисус да будет сладостным

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Образ Иисуса Христа в православной традиции 383 Неразделенная и неразделимая самотождественность Лица Одного и Того же Господа и Учителя всех христианских Церквей и вероисповеданий, каждый раз сохраняемая в акте искренней преданности Христу любой человеческой личности и являющаяся последним и самым дефинитивным критерием чего бы то ни было «христианского», весит в конечном итоге неизмеримо больше, чем все различия культур, в том числе религиозных. «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» ( 1Тим. 2:5 ): Посредник и Средоточие, центр всех христианских «вселенных». Модальности переживания этого общего Средоточия, разумеется, весьма существенно определяются вероучительной традицией и не могут не зависеть в своих нюансах также от этнокультурных и характерологических предпосылок. Однако если бы личность Христа, составляющая средоточие учения и мистического переживания в далеко отстоящих друг от друга христианских общинах, не была тождественна Себе, если бы образ Христа был всего-навсего «имманентен» цивилизациям, – тогда было бы невозможно, чтобы христиане различных культур и вероисповеданий узнавали свой собственный сокровеннейший опыт в опыте других разделенных братьев и сестер. Однако это узнавание исторически засвидетельствовано для различных времен; возможность пережить его не изобретена нашим «экуменическим» веком. Даже в пору ожесточенных конфликтов вавилонское смешение языков культур далеко не всегда получало последнее слово. Тот самый преподобный Никодим Святогорец , грек и афонский монах, который на все времена заслужил благодарность православных во всем мире своими трудами по собиранию корпуса «Добротолюбия», этой авторитетнейшей антологии православной аскетики, занимался также тем, что переводил и отчасти перерабатывал мистический труд итальянского театинца XVI века Лоренцо Скупполи под заглавием «Lotta invisibile» («Невидимая брань»); через преподобного Никодима труд этот дошел и до русских верующих. Не иначе обстояло дело со многими наставниками русской духовности: у многоученого святителя и подвижника св. Димитрия Ростовского (1651–1709) мы встречаем переработку католической молитвы «Anima Christ!», обретающей у него православный неспешный ритм и темп, но сохраняющей все смысловые моменты; величайший христолог послепетровской России св. Тихон Задонский (1724–1783), оказавший, между прочим, сильное воздействие на православную мысль Достоевского, нисколько не скрывал своего живого интереса к сочинениям лютеранского теолога Иоганна Арндта…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Одной из сторон святого праздника является и то, чтобы мы поняли правильный и каноничный образ действий по отношению к согрешившим, с целью уврачевать всякую душевную немощь, происходящую от греха. Ведь поскольку этот всеобщий праздник творения, который в определенный период годового круга ежегодно совершается во всем мире, празднуется в честь воскресения падшего (падение же – это грех, а воскресение – восстание от падения 236 ), было бы прекрасно в этот день не только приводить к Богу тех, кто преображается благодатью омовения через возрождение, но и руководить к спасительной надежде, которой они были лишены грехом, тех, кто покаянием и обращением от мертвых дел ( Евр.9:14 ) вновь возвращается на дорогу жизни. Но немаловажное дело – речь о них выдержать в духе правильного и проверенного рассуждения, по наставлению пророка, которое повелевает устраивать слова на суде, чтобы, как говорит это изречение, не поколебаться вовек и в память вечную быть праведником (см. Пс.111:5–6 ). Ведь как при телесном врачевании цель врачебною искусства – исцелить страждущего, а образ попечения о нем различен (поскольку из-за разнообразия немощей к каждой из болезней соответствующим образом применяется и метод врачевания), – так, поскольку и в душевной болезни велико разнообразие страстей, врачебное попечение по необходимости окажется многообразным, потому что лечит сообразно причине страсти. А чтобы обнаружился некоторый искусный метод в предложенном деле, построим речь следующим образом. В нашей душе, при первоначальном делении, усматриваются три части: разумная, вожделевательная и раздражительная. Посредством их совершаются и благие деяния живущих добродетельно, и падения впадающих в порок. Поэтому надлежит тому, кто намеревается доставить заболевшей части души подходящее врачевание, прежде рассмотреть, в какой части возникла страсть, а затем соответственно применять врачевание к страждущей части, чтобы из-за неопытности во врачебных методах не оказалось, что страждет одна часть, а лечение получает другая, как мы видим на деле: многие из врачей, не ведая того, какая часть заболела первоначально, лечебными средствами усиливают болезнь. Например, болезнь часто возникает от избытка жара, а врачи, поскольку заболевшим от переохлаждения полезно тепло и согревание, естественно приносящее им пользу, это самое неосмотрительно назначали тем, кого лихорадило от безмерного жара, и таким образом делали болезнь трудноизлечимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Настоящий сборник представляет собой избранные места из пяти томов Добротолюбия, переведенного на русский язык святителем Феофаном Затворником. Сборник был составлен в 1929 году архимандритом Ювеналием, настоятелем Казанского Богородичного монастыря в Харбине. Поучений святых отцов систематизированны по следующим основным темам: Вера в Бога. Страх Божий. О смерти, Страшном суде, вечных муках и райских селениях. Любовь к Богу и ближнему. Покаяние. Смирение. Гордость и тщеславие. Терпение, скорби, искушения и болезни. Молитва. Пост. О Святом Причащении. Священное Писание. Благодать. Воля и заповеди Божии. Промысл Божий. Добродетели. Добро и зло. О совести. Страсти. Неосуждение. Самолюбие. Гнев и раздражительность. О сребролюбии и нестяжательности. Нечистота (блуд). Смех. Сон. Соблазны. Зависть. Печаль (уныние). Грехи мысленные. Суета. Друзья. Девство и целомудрие. Слезы. Послушание. О спасении в миру. Бегание мира. Рассуждение. Молчание и многословие. Бог и ты. Прелесть. Блюдение ума и грех. Мудрость духовная и разум. Подражание Богу. Подражание святым. Благочестие. Праведность, радость, святость, чистота. Совершенство духовной жизни. Благодарение (прославление) Бога. О стяжании Духа Святого. Сила Божия. Утешение Божественное. Священство. Эти темы раскрываются в советах и поучениям таких великих учителей Церкви, как Иоанн Златоуст, Антоний и Пахомий Великие, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, авва Дорофей, Нил Синайский, Симеон Новый Богослов, Ефрем и Исаак Сирийцы, Григорий Палама, Серафим Саровский, Никодим Святогорец, Феофан Затворник и многих других. Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен третий том Добротолюбия: Блаженный Диадох, епископ Фотики в Эпире Иллирийском Краткое сведение о блаженном Диадохе Блаженного Диадоха, епископа Фотики указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей Того же блаженного Диадоха, епископа Фотики, что в древнем Эпире Иллирийском, подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного 1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума 2. Когда и как человек делается добрым 3. Когда и как зачинается грех 4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию 5. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова 6. Что есть свет истинного ведения, и что производит в уме пользование сим светом 7. О том, что производит духовное слово, – и о том, что движение любви беседу о Боге делает легкою и обильною

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Добротолюбие Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». ДОБРОТОЛЮБИЕ ТОМ ПЕРВЫЙ СВЯТЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Несколько слов о жизни и писаниях святаго Антония Великаго Святый Антоний Великий, положивший начало уединеннопустынному подвижничеству, жизнию своею представляет идеал такого рода Богоугождения, и вместе путь, которым и всякая душа, если захочет, должна идти к возможному для нас на земле совершенству, подаемому христианством. Жизнь св. Антония описана св. Афанасием Великим (см. его творения, т. 3), и почти без сокращений помещена в наших Четь–Минеях под 17 генваря. Желающий знать ее подробно пусть обратится туда. Здесь указываются только общия черты ея. Божие избрание св. Антония на дело, им совершенное, обнаружилось в нем еще в детстве. Тихий, теплосердечный нрав, склонный к уединению, отстранял его от детских резвостей и шалостей сотоварищества и держал в доме на глазах родителей, которые блюли его, как зеницу ока. Так и вырос он, в этом отрешении от людей, выходя из дома только в церковь. При таком настроении и порядке жизни, благодать Божия, полученная в крещении, безпрепятственно действовала на созидание духа и без особых усилий с его стороны. Очень естественно, что он рано ощутил сладость жизни по Богу и распалялся Божественным желанием, как говорит св. Афанасий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн Многие сейчас считают тягу к частому Причащению «модернизмом». Возможно,  «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» переубедить этих мнимых противников мнимого же «модернизма». «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» написана двумя великими святыми XVIII века — Никодимом Святогорцем и Макарием Коринфским. Они — два центральных участников движения коливадов, разгромленного при их жизни, но ставшее катализатором православного возрождения в Новое Время (иногда это называют «филокалическим» или «святоотеческим» возрождением). Для примера, Паисий Величковский, возродивший в России старчество — выученик коливадов. Не говоря уже о том, что «Добротолюбие», ставшее как бы образцом самого  Православия — творение коливадов. Коливады боролись с тенденцией обмирщения на Афоне, за возрождение святоотеческого духа. Одной из центральных сторон их дела была борьба за частое Причащение. Тогда на Афоне причащались несколько раз в год (сейчас несколько раз в неделю). Так вот, «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского является памятником этой борьбы, апологией частого Причащения. «Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением.» Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин Святогорец Никодим,Коринфский Макарий Содержание ГЛАВА 1 О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Новый эклогион «Новый Эклогион» — жития пятидесяти святых, избранные и пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем. «Новый Эклогион» — один из этапов большой «издательской программы» Никодима Святогорца, призванной возродить Православие, дать миру необходимую литературу: это было Добротолюбие в первую очередь, но и эта книга тоже. Никодим Святогорец выбирал неизданные жития из афонских библиотек и переложил их в современной, доступной манере. Новый эклогион Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем ЧАСТЬ 1 Подвиги святой славной мученицы Фотины (Светланы) и иже с ней пострадавших в 66 году Сия святая мученица Фотина (Светлана) есть та самарянка, о которой рассказывает апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии. Она беседовала с Господом нашим Иисусом Христом у колодца патриарха Иакова и уверовала в Спасителя. По Его Вознесении и по схождении в День Пятидесятницы на божественных апостолов Святаго Духа, вместе с двумя своими сыновьями и пятью сестрами Фотина была крещена Иисусовыми учениками. Затем она стала переходить с проповедью о Воскресшем Сыне Божием из страны в страну, тем самым обращая многих идолопоклонников в истинную веру и приводя к благочестию. Во дни нечестивого Римского царя Нерона против христиан было воздвигнуто сильное гонение. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла, в суетной попытке уничтожить во всем мире имя Христово, гонители стали искать его учеников и всех тех, кто уверовал в Единого Господа. И не знали, безумные, что чем больше они гнали веру Христову, тем более она укреплялась и расширялась, ведь «врата ада не одолеют ее» во век (Мф. 16:18). В то время святая Фотина вместе с младшим своим сыном Иосией находилась в Карфагене, одном из африканских городов, где дерзновенно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор служил в римском войске солдатом. За проявленную доблесть и отвагу во время войны с аварами, совершавшими набеги на Римские земли, царь Нерон сделал его полководцем и, не зная, что тот был христианином, послал в Италию наказать всех находившихся там христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010