Иван Никольский См. также Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) Содержание I. II. А. Б. Самостоятельные толкования Пидалиона. III.     ϑνεται μν πσα νας πηδαλω, Ββλ δ τδε πσα κκλησα, σοι τ καννι τοτ στοιχσουσιν. Ερνη π» ατος και λεος – Γλ. 6, 16. Представленный выше эпиграф, взятый из самой книги, о которой мы имеем говорить, не по мысли только верен, не по отношению только к правилам Апостольским, соборным и отеческим, изложение которых составляет существеннейшую часть книги и которые всегда составляли и составляют истинное правило Христовой церкви на земле, но и буквально соответствует действительному положению самой книги в православной греческой церкви. Современная греческая церковь на самом деле управляется Пидалионом. Изданный по одобрению константинопольского патриаршего Синода, после предварительного рассмотрения лучшими дидаскалами и канонистами греческой церкви, Пидалион, с самого появления своего в свет, принят был в руководство в константинопольской патриархии, «сопричислен, говоря словами эконома и хартофилакса этой патриархии, к древним номоканонам, из которых составлен и которыми пользовалась православная церковь и до него и после. 1 О современном общем употреблении Пидалиона в греческой церкви словом и делом свидетельствует Ралли в своей Синтагме: «в тексте правил, говорит он, мы старались не удаляться, сколько было возможно, от употребительного в нашей церкви Пидалиона, а встречающиеся в нем ошибки (λϑη) вообще старались исправлять по трапезундскому кодексу, 2 неоспоримое преимущество которого перед всеми другими кодексами доказывает, говорит Ралли в другом месте, каждая страница его Синтагмы. 3 Тем не менее Ралли, заимствуемые из этого уважаемого источника исправления, помещает в своем издании в большей части случаев не иначе, как в виде замечаний или разночтений внизу страниц, оставляя таким образом неприкосновенным, повторим – в большей части случаев, текст Пидалиона. Исключение допускается в соборах сардикийском и карфагенском по особенным причинам, которые тут же и объясняются. Далее – «во всех ссылках (παραπομπς) на правила, говорит Ралли, мы следовали счислению Пидалиона, как наиболее употребительного у нас, хотя и отличающегося иногда от счисления Синтагмы Фотия и толкователей, прилагая, однако же, всегда и это для удобства приискивания правил как в Пидалионе, так и в нашем издании, где за главное счисление мы приняли Фотиево». 4

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Комментируя это правило, преподобный Никодим Святогорец говорит, что монашествующие «не должны ни рукополагаться на приходах в мирских церквях, ни нести там чреду священнослужения. Ибо и они по своему имени суть монахи и дают обет девства, а потому подобает, чтобы они и рукополагались в монастырях и жили, исполняя служение священства, там, а не в Ряд канонических определений, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь, не касаясь напрямую вопроса приходского служения монашествующего духовенства, категорически запрещает священномонахам совершение мирских треб, из чего со всей очевидностью следует невозможность их пребывания на приходе. Согласно 84 правилу Номоканона при Большом Требнике монаху-священнику (иеромонаху) запрещено венчать браки и брать на себя обязанности восприемника при крещении; устранение иеромонаха от венчания браков обусловлено тем, что подобное действие им совершать не подобает: «Монах-священник не венчает женитву, сиречь не благословляет, неприлично бо Митрополит Киприан (конец XIV века) в своем каноническом послании пишет игумену Афанасию: «Не достоит игумену или черньцу-попу венчавати: мирских бо попов есть то дело, а не чернеческое; разве аще велика нужа будет, крестити Стоглавый Собор 1551 года не только не рассматривает возможность служения иеромонахов на приходах, но даже белому овдовевшему священнику запрещает продолжать свою службу при церкви и предписывает ему непременное удаление в монастырь: «И должны суть таковии благодаряще Бога и Его судьбы, повеление в монастырь отходити, и во иноческая одеяния от настоятеля духовного игумена пострищи себе… и тогда священнодействуют таковии в монастырях, а не в мирских В указе Святейшего Синода 24 апреля 1721 г. подтверждено: «Иеромонахам свадьбы венчать и другие мирские требы отправлять весьма воспретить, дабы того оные впредь чинить не В XIX веке исполнять все мирские требы разрешалось флотским иеромонахам, а также иеромонахам, служащим на приходах, хотя для этого не было никаких канонических оснований.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5953640...

Любовь Христова достойна любых жертв Святым крещением и святым таинством исповеди мы, христиане, переживаем смерть ветхого человека и одновременно воскресение в новую жизнь. 17 декабря, 2014 Святым крещением и святым таинством исповеди мы, христиане, переживаем смерть ветхого человека и одновременно воскресение в новую жизнь. Оправдание и спасение каждого из нас является не результатом исполнения некоторых заповедей, но плодом истинной и настоящей связи со Христом. Ради Него можно пойти на любые жертвы. Ради Того, Кого святой гимнограф Его Страстей воспевает: “Распялся еси мене ради, да мне источиши оставление”. Господи, ты был распят за меня, неблагодарного. За меня, смотрящего на Твои распростертые пречистые руки и не плачущего. За меня, видящего Твое раненное Тело и остающегося равнодушным. За меня, кто смотрит на Твое окровавленное лицо, красотой превосходящее всех смертных, и чье сердце неразумное не обливается кровью. Ты был распят, Господи, чтобы подарить мне оставление, избавление, спасение и наслаждение Твоим Царством и уготованными для меня благами. Я недоумеваю, как можно оставаться беспристрастным, размышляя об этом безграничном снисхождении Твоей любви? Как можно оставаться во грехе, думая о том, как Ты, Богочеловек, был распят, чтобы избавить меня от грехов? Когда звучат в моих ушах слова святого Никодима Святогорца, шепчущего мне: “Если любишь Бога истинно, подумай, прежде чем согрешить”. Я не вспоминаю Тебя, мой распятый Иисус, прежде чем пасть, и не говорю, что лучше умереть, чем преступить Твою заповедь, сладчайший мой Иисус, и предать Твою любовь. Предать Тебя, Кто каждый раз, видя мое падение, посылает Ангелов поднять меня, очистить, исцелить мои раны, которые не успевают зажить, а я снова падаю, “паки и многажды”, и снова вижу Твоих святых Ангелов, воздвигающих меня и успокаивающих боль моего падения. Любовь Твоя, Господи, не всякой ли жертвы достойна? Я глубоко убежден, что лишь вера в Тебя, мой Христос, может спасти меня, но не формальное исполнение Твоего закона.

http://pravmir.ru/lyubov-hristova-dostoy...

Магистрант Духовной Академии рукоположен в сан диакона в престольный праздник академического храма   мая 2016 Владыкам сослужили: заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, первый проректор Духовной Академии ; протоиерей Василий Качанкин, настоятель храма прмц. Елисаветы г. Ерейментау, Кокшетауской и Акмолинской епархии (Казахстан); архимандрит Софроний (Смук); протоирей Александр Ткаченко, первый помощник благочинного Невского округа Санкт-Петербургской епархии, руководитель " Детского хосписа " ; протоирей Кирилл Копейкин, проректор по аккредитации и лицензированию Духовной Академии; игумен Киприан (Ященко), доцент Московской духовной академии; священник Марк Кникки, клирик Финляндской Православной Церкви; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; священник Остоя Кнежевич, клирик Сербской Православной Церкви, секретарь Никшичской и Будимлянской епархии; протоиереи Алексий Балакай, Максим Квасов и Вячеслав Остроумов; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров); священники Глеб Санюк и Дионисий Харин; иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); священник Анатолий Коряковский; иеромонахи Феодосий (Желновачев) и Лука (Пронских); священник Александр Юй; иеромонахи Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); священник Кирилл Никитин. Диаконский чин возглавили протодиаконы Кирилл Журавлев и Константин Маркович. На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. Перед началом богослужения владыка ректор возвел магистранта II курса церковно-практического отделения чтеца Иоанна Никитина в иподиакона. По церковному преданию каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21-го мая (по нов. ст.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Гробница Иоанна Богослова сделалась местом паломничества христиан. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова не только 9 октября в день его преставления, но еще и 21 мая.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [греч. Γεργιος] (750-760, г. Кромна, близ г. Амастриды (Пафлагония) - 802-807), свт. (пам. 21 февр., пам. визант. 8 февр.), архиеп. Амастридский. Род. в благочестивой и знатной семье, родителей звали Феодосий и Мегефо (в краткой греч. редакции - Феодор и Мегефуса). Почти до старости они оставались бездетными, но по молитвам у них род. сын, перед его рождением посылались многочисленные знамения, предрекавшие имя младенца, его будущее священство и святость. В юности Г. отличался способностями к церковным и светским наукам. Когда он достиг совершеннолетия, его взял на воспитание дядя, имевший сан архиерея. По прошествии нек-рого времени Г. тайком ушел в Сирию, где подвизался в пещере на вершине Агриосирикийской горы. Вскоре он принял постриг от некоего старца, к-рый и в дальнейшем руководил его жизнью. После смерти наставника Г. ушел в мон-рь Вонисса. В житии говорится, что Βωνσσα - местное название обители. В актах VII Вселенского Собора упоминается игумен мон-ря со схожим названием: Βονισσν ( Mansi. T. 13. P. 156), встречается похожее название и в др. греч. источниках. Но маловероятно, что это была обитель Воница в Акарнании (Зап. Греция), как предполагается в «Синаксаристе» Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 299-300). Вскоре молва о суровой постнической жизни Г. широко распространилась, достигнув и его родины. Г. был избран на кафедру г. Амастриды, вероятно, после кончины (ок. 790) еп. Григория, чья подпись стоит в актах VII Вселенского Собора ( Mansi. T. 13. P. 336). В. Г. Васильевский предполагает, что он являлся дядей Г., хотя в тексте жития это не отмечено ( Васильевский. Т. 3. С. LVII-LVIII). Послы из Амастриды, выслушав отказ Г. стать их епископом, насильно увезли его из обители. Несмотря на то что император прочил др. кандидата на Амастридскую кафедру, Г. был рукоположен во епископа патриархом К-польским свт. Тарасием , к-рый неожиданно узнал в нем юношу, много лет назад отказавшегося принять от него плату за пение псалмов, объяснив это тем, что получит лучшую награду в вечной жизни. В К-поле Г. снискал расположение имп. Константина VI и его матери Ирины.

http://pravenc.ru/text/162168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 835/9), прп., исп. (пам. греч. 27 апр.), игум. Кафарского монастыря. Сказание об И. включено в греческий стишной Синаксарь под 27 апр. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и, возможно, является краткой версией несохранившегося Жития. Дополнительные сведения о жизни И. содержатся в письмах и в «Малом оглашении» прп. Феодора Студита . И. род. в Иринополе, одном из городов Десятиградия Исаврийского, в семье благочестивых христиан Феодора и Григории. В возрасте 9 лет, движимый любовью к Богу, он ушел в мон-рь. Духовный наставник, видя смирение и послушание И., в знак особого расположения позволил ему сопровождать себя в Никею на Вселенский VII Собор (787), а затем в К-поль. На основании этого указания франц. исследователь Д. Стьернон относит время рождения И. к 765-770 гг., поскольку для того, чтобы присутствовать на Соборе, ему в 787 г. должно было быть не менее 18 или 20 лет. В столице наставник И. получил сан архимандрита Далматского мон-ря (см. Далмата монастырь ), а И. был рукоположен во иерея. Согласно Синаксарю, спустя нек-рое время имп. Никифор I (802-811) назначил И. игуменом Кафарского мон-ря, располагавшегося в Вифинии , рядом с г. Пифии Фермы (ныне Термал, близ Яловы, Турция), в 12 км к юго-западу от порта Пилы (ныне Ялова, Турция). Вскоре после этого к И. пришел Иларион Новый Далматский , к-рый, не желая быть избранным на пост игумена Далматского мон-ря, тайно покинул обитель. И. управлял Кафарским мон-рем чуть больше 10 лет, когда имп. Лев V Армянин (813-820) начал гонения на иконопочитателей. Посланники императора прибыли в обитель, тогда И. собрал насельников и призвал их оставаться верными в поклонении св. иконам. Иконоборцы прогнали братию и разграбили имущество, а И. заковали в цепи и отправили в К-поль. И. предстал перед императором и смело обвинил его в нечестии. Придя в ярость, Лев приказал бичевать святого, а затем заключить на 3 месяца (апр.-июнь 815(?)) под стражу на подворье Кафарского мон-ря в К-поле, после чего он был отправлен в ссылку в крепость Пентадактил (возможно, в горах Бешпармак) в районе Лампы (в сказании Синаксаря - Кампа). Вероятно, крепость располагалась недалеко от совр. сел. Бакланкуюджак (Турция). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца Лампа была отождествлена с Лампидией на Пелопоннесе ( Νικδημος. Σ. 282).

http://pravenc.ru/text/468999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ [македон. Кратовски; серб. Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским. Жизнеописание О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого ( Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо. Агиография Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. ( Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем .

http://pravenc.ru/text/164411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЕНТИЙ, ФАРНАКИЙ, ЕРОС, ФИРМ, ФИРМИН, КИРИАК И ЛОНГИН [Греч. Ορντιος, Θαρνκιος, Ερως, Θρμος, Θιρμνος, Κυριακς κα Λογγνος], мученики (пам. 24 июня; пам. греч. 25 июня). Об этих мучениках известно из довольно пространного сказания в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), к-рое, вероятно, представляет собой сокращенный вариант несохранившегося Мученичества (SynCP. Col. 767-678). Согласно синаксарному сказанию, родные братья О., Ф, Е., Фирм, Фирмин, К. и Л. жили на рубеже III и IV вв.; происходили с востока Римской империи. При императорах Диоклетиане и Максимиане в Антиохии они были призваны в армию кувикулярием Родоном, определены в Легеандрский (Λεγανδρον) легион и направлены служить на север империи, во Фракию. В это время скифы перешли Дунай и стали беспощадно разорять рим. земли. Максимиан с войсками выступил против варваров. Одним из предводителей скифского войска был великан по имени Мармароф (Марафом; Μαρμαρθ, Μαραθμ), к-рый перед сражением вызвал на поединок самого императора. О., отличавшийся мужеством и показывавший чудеса воинского искусства, вызвался выйти на бой с великаном и победил его, пронзив копьем. Отрубленную голову врага О. принес императору в качестве трофея. Скифы, деморализованные поражением своего лучшего бойца и военачальника, отказались от сражения и бежали с рим. территории. Максимиан, восхищенный победой О., устроил торжества с жертвоприношениями языческим богам. Главным участником этого действа должен был стать О. Но тот заявил, что он христианин и своей победой обязан Христу, а не бездушным идолам. Чтобы не вызвать возмущения в войске, для к-рого О. был героем, Максимиан не стал принуждать его к жертвоприношению, а сделал вид, что уважает его позицию, и подарил пояс поверженного врага. Однако спустя нек-рое время он призвал О. с братьями и стал требовать отречения от Христа. Братья решительно отказались, и тогда Максимиан удалил их из легиона, направив к наместнику г. Сатала (ныне Садак, Турция) в пров. М. Армения, приказав тому сослать их дальше на Кавказ, если они не изменят свое решение (о ссылке буквально сказано: «в Абазгию и Зикхию [см. ст. Зихия ]», в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец, видимо, от себя добавляет уточнение: «в страну, которая ныне называется Черкесия (Τζερκεζα)» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 276).

http://pravenc.ru/text/2581511.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010