Вопрос: У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Для определения здоровой духовной жизни святые отцы употребляют понятие теплота. «Духовная теплота в истинном своем виде есть плод присутствия в сердце благодати. Когда посещает благодать, на сердце тепло, а когда отходит – холодно. Духовная в сердце теплота есть плод чувства к Богу и всему Божественному» (прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть вторая. Глава седьмая. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца). Появляется она в самом начале духовной жизни, когда человек с верою и решимостью идти путем спасения совершает первые шаги по очищению сердца. В это время Господь посылает новоначальному такую благодать, которая многократно превосходит его реальные труды. Бог дает ее, чтобы, столкнувшись с первыми искушениями и трудностями, новоначальный не повернул вспять к прежней жизни и чтобы демоны, воспользовавшись его неопытностью, не похитили у него еще неокрепшую веру. Период этот у каждого может быть разным, но всем дано пережить состояние, когда благодать временно отступает. Это проявление Божественной педагогики. Так Господь научает опытности и побуждает к самостоятельным трудам. Когда младенец совсем беспомощный, мать носит его на руках. Но если его никогда не ставить на ноги, то он не научится ходить. Если духовная жизнь человека строится на правильных началах, то христианин участием в благодатном опыте Церкви, молитвой, чтением Священного Писания и святых отцов, делами деятельной любви вновь обретает сердечную теплоту и, укрепляемый всевозрастающей в нем благодатью, совершает путь спасения. Память о временном умалении теплоты лишь укрепляет в человеке чувство благодарения Бога и надежду на Него.

http://pravoslavie.ru/6953.html

Глава 2. Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области, – так называлось северо-восточное побережье Малой Азии, где сейчас находится Турция. Его родители принадлежали к зажиточным семьям, отец был юристом в Неокесарии. Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание. В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном. Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии. Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра, монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых. Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно. В целом крещение рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина I) был широко распространен. Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского -знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре Пафлагонской (ок. 340 г.), хотя это осуждение не помешало дружбе Евстафия с Василием (окончившейся, правда, разрывом). Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину. Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с другим «Добротолюбием», составленным Мака-рием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Двое студентов Академии приняли священный сан и 12 стали чтецами сентября 2016 " Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась - как говорит Евангелие - не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью " . Митрополит Антоний Сурожский Перед службой владыка ректор посвятил в степень чтеца двенадцать учащихся 3 курса бакалавриата: Максима Ларионова, Илью Друганова, Федора Иванова, Серафима Кадуру, Максима Кудрявцева, Бориса Седова, Артема Ялалова, Константина Бабака, Сергея Борисова, Михаила Волкова, Серафима Дейнеса, Евгения Серебрякова. После этого владыка возвел чтеца Евгения Серебрякова в иподиакона. За Божественной Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Джон Паркер, клирик храма в честь Вознесения Господа Иисуса Христа в городе Чарлстон (США); иеромонах Геннадий (Поляков); иеромонах Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии; священник Александр Кузнецов; иромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; иеромонахи, Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Филипп (Балиниу); протодиаконы Кирилл Журавлев и Павел Бубнов, преподаватель Минской Духовной Семинарии; диаконы Герман Ранее и Антоний Копаев; иеродиакон Алексий (Дурнев). После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился учащийся II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтец Вячеслав Чернов. После сугубой ектении владыка ректор, духовенство и прихожане храма молились о воцарении мира и прекращении кровопролития в Украине и Сирии. " В длинном ряду родословной Пресвятой Богородицы были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие - против самих себя, не против других - для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию… "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Добротолюбие в 5 томах Пять томов Добротолюбия составляют золотой фонд православной аскетики. На протяжении столетий монахи и миряне черпают из этой книги сокровища духовного опыта святых подвижников. Настоящее издание, набранное по правилам современной орфографии, дополнено специальным приложением, посвященным истории составления Добротолюбия. Трудно найти другую книгу о молитве, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир и была бы столь известна, как " Добротолюбие " . Идея составления сборника поучений святых отцов об умном делании и аскетических предпосылкам к нему, принадлежала святителю Греческой Церкви Макарию, митрополиту Коринфскому (†1795). Как сообщал в одном из своих писем преподобный Паисий Величковский (†1794), причинами, подвигнувшими митрополита Макария заняться этим делом, были как фактическое отсутствие в широком обращении святоотеческих аскетических произведений, так и угроза полной утраты рукописей древних подвижников, которые, хранясь в монастырских библиотеках постепенно приходили " во всеконечное забвение " . В 1777-м году св. Макарий закончил собирать материал для сборника аскетико-мистических произведений древних подвижников благочестия. Переписанные из различных кодексов тексты он свел в одну книгу и передал для редактирования преп. Никодиму Святогорцу (1749-1809). С преп. Никодимом св. Макарий познакомился приблизительно тремя годами раньше, когда жил в монастыре Пресвятой Богородицы на острове Гидра. Св. Никодим, который был еще тогда мирянином, специально приезжал на остров, чтобы познакомиться с Макарием, будучи наслышан о его добродетельности и учености. Уже тогда Николай Калливурцзис, как звали в миру св. Никодима, который был младше св. Макария на восемнадцать лет, произвел на него большое впечатление своей ученостью, рассудительностью и, главное, ревностью к духовной жизни. Духовные дарования, которые проявились в св. Никодиме очень рано, вместе с ученостью и незаурядным филологическим даром, были как раз тем, в чем нуждался св. Макарий для подготовки к изданию святоотеческих произведений.

http://pravoslavie.ru/5974.html

Епископ Каллист Диоклийский. Духовность Добротолюбия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Никогда не забуду свою первую встречу с отцом Львом (Жилле) 1 . Одновременно это был мой первый контакт с Содружеством святого Албания и преподобного Сергия. Только что прибывший в университет студент последнего курса, я слышал обращение отца Льва к Оксфордскому отделению Содружества осенью 1952 г. Мы представляли собой немногочисленное собрание, на котором присутствовало чуть больше дюжины человек. Он выбрал одну из своих любимых библейских тем, к которой часто возвращался в конце жизни: Христос у колодца с самарянкой (Ин 4). Характерно, что он не пользовался записанным текстом или конспектами; он сидел за столом, на котором не было ничего, кроме раскрытой Библии. Как будто это было вчера, я вспоминаю его сильный французский акцент, ясность и простоту его слов, интонацию спокойной настойчивости и нежности, поразительно свежую интерпретацию знакомого Евангельского повествования. Немного позже я нашел несколько книг, надписанных Монахом Восточной Церкви. В 50-е годы сведения об этом таинственном монахе были ревностно охраняемым секретом, но друзья сказали мне, что автор — некто иной, как толкователь четвертого Евангелия, чья способность проникновения в глубины Евангельского текста так живо потрясла меня. Первым я прочел брошюру “О призывании имени Иисусова”, — изложение хотя и сжатое, но удивительно полное. Более тридцати лет эта книга была бестселлером среди публикаций Содружества. Следующим я прочел историческое исследование Иисусовой молитвы, выпущенное в Шеветони и позже переведенное на английский. Именно из него я впервые узнал о труде, которому впоследствии посвятил многие годы жизни и который является моей темой сегодня: о Добротолюбии (греч.  Filokal…a — Пер.), вышедшем под редакцией святителя Макария Коринфского и преподобного Никодима Святогорца Призывание святого имени Иисусова, столь близкое сердцу отца Льва, — один из лейтмотивов Добротолюбия, и поэтому я особенно счастлив говорить о Добротолюбии в этом собрании, приуроченном к десятилетию кончины отца Льва 2 . Загадочный труд

http://pravmir.ru/episkop-kallist-diokli...

Живем ли мы в свете Пятидесятницы? Кто из нас, земных, может сказать, что радуется свету Христову, купается в сияющем облаке Его благодати, ежедневно проживая свет Пятидесятницы? 4 июня, 2015 Кто из нас, земных, может сказать, что радуется свету Христову, купается в сияющем облаке Его благодати, ежедневно проживая свет Пятидесятницы? Вечный, священный, бесконечный, нетварный свет, освещающий возрожденную и воскресшую вселенную, – это Сам Христос, “свет истинный”, ибо свет Христов просветил всех. Мы исповедуем это в нашей утренней молитве: “Христос, свет истинный, просвети и освяти всякого человека, приходящего в мир”. Кроме того, об этом говорит нам и сам Господь: “Я свет миру” Светом является не только Христос, но и Его Небесный Отец и Пресвятой Дух, как поется в эксапостиларии воскресенья Пятидесятницы: “Свет Отец, свет Слово и Святой Дух”. Евангелист Иоанн проповедует, что “Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы” Бог наш есть свет, излучающий сияние и истину, и нет в нем ни следа страсти, ненависти, мщения, неведения и греха. Небеса были, есть и останутся светлыми на века, поскольку являют собой сияющий трон пресветлой Святой Троицы. Однако свет его не узрели мы, смертные, несущие на себе тяжесть греха наших праотцев. Взгляд наш омрачился, и мы пребываем “в стране и тени смертной” Мы ожидали восхода великого и сильного духовного света, способного рассеять густую тьму греха и смерти. С Воскресением Христа, Света мира, врата рая отворились и для нас, и сердца наши исполнились его ослепительного сияния. И этим небесам все мы призваны вечно радоваться в свете Пятидесятницы. Издревле небеса как чертоги Бога, “первого и подлинно истинного света”, как говорил святой Никодим Святогорец именуются “пламенными”. Здесь обитают ангельские силы – “светы вторичные”, принимающие и передающие свет первого светила – Трисолнечного Божества. Светом наполнилась и земля с помощью Духа Утешителя, ставшего нашим светлым путеводителем к нескончаемому блаженству, ожидающему всех верующих в пресветлое триипостасное Божество.

http://pravmir.ru/zhivem-li-myi-v-svete-...

ЖМП 10 октябрь 2012 /  24 сентября 2012 г. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — " Положения о монастырях и монашествующих " был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий. Еще в XII в. Феодор Вальсамон полемизировал с иноками, которые считали, что они вправе отложить иноческое одеяние и оставить свой монастырь, поскольку не давали монашеских обетов. Следовательно, таковые считали себя мирянами, не связанными монашескими узами. В начале XIX в. преподобный Никодим Святогорец в " Пидалионе " обличал рясофорных иноков за намерение оставить монастырь и монашеское житие и воспринять на себя образ мирян. В близкое к нам время воззрение на иноков, как на лиц, еще не вступивших в лик монашествующих, получило широкое распространение и в России. Игумения Таисия (Солопова), одна из подвижниц благочестия XIX в., в своих сочинениях писала, что рясофор " в сущности не считался пострижением и назывался " малым постригом " 1 , поэтому многие рясофорные иноки и инокини покидали монастырь и возвращались к мирской жизни, считая себя не связанными обетами перед Богом 2 . Итак, как уже было сказано, совсем недавно этот вопрос был затронут еще раз в ходе обсуждения " Положения о монастырях и монашестве " . Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что по своему каноническому статусу рясофорный инок — это лишь мирянин, имеющий благословение носить рясу. Подобный взгляд высказывается в частности и в статье архимандрита Иеронима (Николопулоса) 3 , которая представляет собой исследование одного из греческих канонистов-богословов.

http://e-vestnik.ru/church/ryasofornoe_m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буквицы в Елюнино Памяти Нины Павловны Саблиной 24.05.2023 353 Время на чтение 8 минут Источник: блог автора Сегодня стали поздравлять с праздником коллеги, и что-то совестно мне стало, открыла Церковнославянскую грамоту почитать, давно не брала в руки. В самом начале там подобраны цитаты на каждую букву азбуки, стала читать по порядку, и первое, что живо откликнулось, на Веди: " Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших " ( Еф. 4.29). Следом на Добро: " Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати' (Рим.15.1) И третья на Живете: " Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслям сердечным " (Евр. 4.12). Много ещё отметила в книге, не стану все приводить. Отношусь к книгам в последние годы так же, как и к животным - жалею бездомных. Последнюю подобрала на буккроссинге у нашего храма из-за названия: " Господи, защити меня от языка моего " . Это цитата из " Луга духовного " блж.Иоанна Мосха: " Авва Сисой сказал: - Поверь, вот уже 30 лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе, защити меня от языка моего! Но и доныне каждый день падаю и согрешаю языком моим " . Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего. Прп. Никодим Святогорец. Но хватит цитат, довольно и этих. Меня они заставляют снова и снова думать о том, права ли я, когда молчу. Не заграждаю уста повсеместным матерщинникам, молодым и старым, с младенцев начиная. Молчу потому, что устала, что понимаю безполезность: других слов они не знают и некому научить/не хотят учиться. Должны мы, сильные, их немощи носити и не исторгать из уст слов гнилых. Хотя примера мало, не поможет. А Судия разсудит их и нас, каждый ли сделал всё, что мог. Давно не преподаю ни в воскресных, но в общеобразовательных школах. В массовой школе, где обязательны были уроки, у меня были сотни учеников, в воскресных на добровольной основе - всегда единицы.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/bukvic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собственность, ресурсы, землепользование Редакторская статья из нового номера журнала «Трибуна русской мысли» 2010 г.) 13.02.2011 1022 Время на чтение 15 минут В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается. В.В.Розанов Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию . Святитель Иоанн (Максимович) О, как бы я хотел жить по слову старца Никодима Святогорца, который заповедовал: «слушай, что говорит св. Василий: да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей, и сотами меда сказание мужей преподобных ; внемли тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законпреступницы глумление, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118, 85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и научать их, и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа и Сего распята (1 Кор. 2, 2), кроме Его жизни и смерти, и кроме того, что Он требует от тебя» . Но, увы, мы вновь и вновь вынуждены браться за поиски решений проблем современной российской государственности, порой вступая на путь рассуждений, далекий от того, что заповедовал нам старец Никодим. Этот путь зачастую обрекает нас на «вкушение горьких мирских вестей» и отдаляет нас от «сот меда сказаний мужей преподобных» , но сойти с этого пути мы не вправе, ибо наш журнал (православной интеллигенции) не вправе молчать , видя, что государственность в России строится по совершенно чуждым её истории и традициям принципам. В этом выпуске мы беремся рассмотреть тему «Собственность, ресурсы, землепользование» , которая, увы - далеко не «мед», ибо все три понятия, входящие в название темы, связаны с проблемами, из-за которых на протяжении всей истории человечества Земля полыхает в пожарищах войн и залита реками крови. Говоря о социальных и экономических проблемах России, мы, методично - из выпуска в выпуск, показываем, что причина неэффективности их решения кроется не в недостатке соответствующих моделей, теорий и концепций, а в том, что почти ни в одной из них не учитываются социокультурные и психологические особенности русского народа, его - история и традиции.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Удел Божией Матери 1. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 25.08.2022 1413 Время на чтение 10 минут   «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые выше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон – остров сугубой молитвы и благочестия». Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II      «Кто расскажет о трудах ваших, блаженные  отцы? Кто достойно воспоет  подвиги ваши – трезвение ума, непрестанную молитву, болезненное мученичество совести ради добродетелей, изнурение тела, совлечение страстей, всенощные стояния, вечнотекушие слезы, распинание втайне, смирение ума, победы над бесами, множество даров?...        О сонм преподобных, освященный в Боге и возжелавший Его!  О богоносный пчельник, собравший в расщелинах и пещерах Святой Горы, как бы в ульях умных, сладчайший мед безмолвия!  Троицы услада!  Богородицы украшение!  Афона похвало!  И Вселенной свято чтимые!  Предстательствуйте пред Господом о помиловании душ наших!».  Святой Никодим Святогорец         Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции.  Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами,  и небо, настолько  драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце,  то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо.      А главное место Греции для нас - это  Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом  его  облачность.      Святая гора Афон – удел Божией Матери.  После храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное  место  в мире. Почему?   Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры   безбожия.      Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится  небесный звук чистой молитвы.        В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий Суд.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/25/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010