31 октября, 2015 Как описывается рай в Священном Писании? Что писали о рае Святые отцы? Как попасть в рай? Значение термина «Рай» Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия . Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников , которое наследуют они после Страшного Суда Божия. Рай в Священном писании О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание Христа, данное разбойнику, распятому вместе с Ним: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 43). Рай, о котором говорит Христос, — это Царство Божие. Царство Божие и рай, что весьма характерно, отождествляются. Разбойник просит Христа: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” (Лк. 23, 42), — а Христос обещает ему вход в рай. Примечательно толкование блаженного Феофилакта на это место: “Ибо разбойник хотя уже в раю, или в царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ”. Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом: “И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 3-4). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что “рай — это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…” В то же время он говорит, что “восхищение” апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что “он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас”. Как говорит преподобный Максим Исповедник, во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел “три неба” — деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, — и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа — древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом.

http://pravmir.ru/raj/

     В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя». Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам об о жения. А милосердие к ближним доступно всем. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

http://pravoslavie.ru/62922.html

  Благолюбие или собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов, взятых из всякого богодухновенного писания и доступно изложенных преподобнейшим монахом Павлом, основателем монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы и нареченным в ее честь Благолюбивым Рукопись была закончена в 1054 году. В конце XVIII века ее обнаружил преподобный Макарий Нотара, епископ Коринфский, в монастыре Кутлумуш на Святой Горе Афон, и впервые напечатал преподобный Никодим Святогорец , отредактировав и обогатив ее богословским комментарием, в Венеции в 1783 году перевод с древнегреческого в четырех томах По благословению священноигумена монастыря Параклита архимандрита Тимофея «Благолюбие», по словам Никодима Святогорца , – «самый верный путь к вершине добродетелей», «наставление по борьбе со страстями» и «сокровищница всех духовных благ». Его автор преподобный монах Павел из византийского монастыря Пресвятой Богородица: Евергетиды (Благодетельницы) завершил свой труд в 1054 году, отобрав из сокровищница: святоотеческой мудрости, накопленной с первых веков христианства, все самое ценное, касающееся борьбы с грехами и страстями. Огромный материал он распределил на двести тем в четырех томах по пятьдесят тем в каждом. Каждая тема посвящена одному какому-либо греху или страсти. В ней рассказывается, откуда они берутся, даются средства борьбы с ними и достижения спасительных добродетелей. Материалы взяты из жизни святых отцов и мирян, поданы в живой непринужденной форме. Это повести, рассказы о явлениях и чудесах, задушевные беседы: мудрого старца со своими духовными чадами. Поскольку грехи и страсти у монахов и мирян одни и те же, то и средства борьбы с ними и достижения спасения для них одинаковы. Вот почему книга душеполезна как для монахов, так и для мирян, словом, для всех, кто понимает христианство как борьбу и подвиг ради спасения. Читатели назвали этот труд по нареченному имени автора: «Евергетинос», т. е. Благолюбивый. Поэтому мы: оставляем название по-русски «Благолюбие» как понятное читателю и отвечающее духу книги. На русский язык книга переводится впервые, хотя многие ее фрагменты с давних пор известны на русском и славянских языках.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Афанасий Зоитакис Глава II. Педагогическая деятельность и образовательные концепции Космы Этолийского и Никодима Святогорца Вторая глава нашего исследования посвящена рассмотрению образовательной программы и просветительской деятельности православных традиционалистов. Мы не случайно уделим этому вопросу особое внимание: если вклад новогреческих Просветителей в возрождение системы школьного образования всесторонне изучен, то вклад традиционалистов, с одной стороны, вызывал чрезвычайно противоречивые оценки, с другой, фактически, до сих пор оставался на периферии интересов Академической науки. Согласно устоявшейся точке зрения, нашедшей отражение в классическом для греческой историографии труде Л. Вранусиса, «водораздел между идейными движениями второй половины восемнадцатого века проходил по линии “Просвещение, западное образование, свобода – Церковь , рабский менталитет, антизападничество " » 329 ’. Долгое время традиционалистов называли «мракобесами», выступающими против любого прогресса 330 , в том числе и в образовательной сфере. В нашем исследовании проверка состоятельности этого весьма распространённого тезиса будет проведена на примере «двух крупнейших педагогов периода турецкого владычества, заложивших основания греческой педагогики в новейшее время» 331 Космы Этолийского и Никодима Святогорца . В центре нашего внимания будут: масштаб их деятельности, образовательная методика, отношение к распространению знаний среди народа, взгляд на западную, древнегреческую и византийскую образовательные традиции. Следует учитывать, что если педагогическая концепция Никодима Святогорца нашла отражение в первую очередь в его письменных работах, то образовательный подход Космы Этолийского выражен, прежде всего, в его практической деятельности по основанию школ и проповеди среди народа. Отметим, что рассмотрение их методики и взгляда на образование важно и потому, что они стали наглядным примером, на котором воспитывалось целое поколение их слушателей и читателей – священников и преподавателей. Их педагогические приёмы затем использовались в основанных ими школах, там же в качестве учебных пособий распространялись и издаваемая ими литература. 2.1. Просветительская деятельность и образовательная программа Космы Этолийского

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афонский спор о коливе: почему он важен для нас? Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… 27 июля, 2012 Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… Сегодня Православная Церковь празднует память преподобного Никодима Святогорцасвятого, вокруг письменного наследия которого и в наше время разворачивается немало споров. Вопросы, которые он и его единомышленники поставили перед христианским миром, выходят за пределы того места и времени, где они были заданы. Предлагаем вашему вниманию краткий очерк об этих вопросах, написанный архимандритом Симеоном (Гагатиком) в качестве предисловия к его переводу «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» . После падения в 1453 г. Константинополя Греческая церковь в течение нескольких веков переживала глубокий упадок богословской образованности. Однако к концу третьего столетия турецкого ига, со второй половины XVIII века, начинается заметное оживление духовной жизни, выразившееся прежде всего в многочисленных изданиях сочинений Святых Отцов, в философско-богословской полемике с начавшими проникать в Грецию идеями французского Просвещения и в борьбе за воплощение святоотеческого Предания в церковной практике. Издатели Святых Отцов, полемисты с духом Запада и борцы за чистоту церковной жизни были одни и те же люди, совершавшие свою работу в сотрудничестве и единомыслии друг с другом. От своих противников они получили ироническое прозвище коливадов — из-за твердого несогласия совершать заупокойную поминальную службу над коливом (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) в воскресные дни. Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения — Макарий Коринфский, Никодим Святогорец , Афанасий Парийский — оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.

http://pravmir.ru/afonskij-spor-o-kolive...

Беседа тридцать вторая. Православие – царский путь Евангелия 435 Любезные мои чада! Сегодня Православная Церковь празднует память трёх великих иерархов 436 , героев веры, героев Православия. Поэтому я подумал, что было бы правильно в этот день поговорить о Православной Церкви и о вере Православной. Мы хотя и православные, но, по сути, не знаем всей высоты, глубины и широты Православия. А ведь нужно видеть его во всей его святости! Что такое Православие? Православие – это истина, это правое представление о Боге, о человеке и о мире, как явил его в Своём превосходном учении, Своей святой Жизни и искупительной Жертве Сам вочеловечившийся Бог, – так означил нашу веру богодохновенный разум и сердце апостола Павла 437 , так «оживил» представление о ней апостол любви, евангелисты и другие апостолы, принявшие сошедшего в Небесном свете Святого Духа. Так же передали это представление нам богоносные отцы Александрии, Константинополя, Кападокии 438 , Сирии, Палестины, а позднее и Святой Горы. Все они, начиная со святого Поликарпа 439 , ученика апостольского, и до святого Никодима Святогорца 440 , почившего в начале прошлого века, своей мудростью и святостью, жертвами и подвигами передали нам завет правой веры и жизни, сокровище Православного Предания. Православие – это чудное соединение догмата и нравственности, созерцания и делания. Ещё Православие – это то, что официально определили Соборы, благодатные собрания христиан со всех концов мира. На них богоносные отцы, «соединив всю науку души и сосовещаясь с Духом Святым», вынесли определения по самым насущным вопросам, которые занимают человека духовной жизни, заложили основания духовной жизни, которая есть подлинная внутренняя культура. Православие запечатлели своей честной кровью мученики разных времён; всё священное воинство миллионов героев и исповедников, мужчин, женщин, детей. Начиная с арен римских театров и заканчивая советскими лагерями, они доказали, что христианство – не просто теория, а истина и жизнь; самый прекрасный вид героизма, победа над жестокостью и грубой силой, торжество и царство Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Богословие и Пастырство. Беседа со студентами Московской духовной академии. Часть 2 Источник: Богослов.Ru 4 . Если опыт молитвы приводит нас к верному богословию, то как можно объяснить пример Евагрия Понтийского, творения которого входят в Добротолюбие? Он был осужден Церковью, но его поучения о молитве находятся в Добротолюбии. Действительно, умная молитва приводит к видению Бога, и это Боговидение способствует правильному богословию. Говоря об умной молитве, имеем ввиду не только разумную молитву, но молитву совершаемую в уме, когда он опускается в сердце после того, как сердце очистится от страстей. Иногда, по Божьему промыслу, умная молитва приводит к видению нетварного света, и тогда человек становится настоящим богословом. То, что Вы спрашиваете о Евагрии Понтийском, нуждается в пояснении. А именно, почему несмотря на то, что его аскетические труды вошли в Добротолюбие, Церковь осудила его творения? Известно, что Евагрий, по утверждению отца Георгия Флоровского, находился под влиянием Оригена, отцов Каппадокийцев и монашеской пустынножительной традиции того времени. Действительно, его христология и эсхатология оказались неверными, но что касается монашеских поучений о страстях и помыслах, Евагрий отражает аскетическое предание Отцов пустыни. То было трудное время, когда еще многие вероучительные определения не выкристаллизовались путем синодального обсуждения, и, к тому же, нам не известно, какого молитвенного уровня достиг Евагрий. Может быть, он описал опыт других знакомых ему монахов, не имея своего собственного опыта видения нетварного света? Христианина утверждает в правильном богословствовании не столько молитва, сколько Боговидение. Святой Никодим Святогорец называет Евагрия «мудрым и ученым мужем». В конце концов его аскетические поучения были приняты Церковью и повлияли на преподобных Максима Исповедника, Иоанна Лествичника и на других отцов. К тому же имеется сопоставление его трудов с текстами преподобного Нила. Раз мы коснулись этой темы, хочу заострить ваше внимание на том, что молитва не может быть единственным нашим деланием в Церкви. Например, можно преуспеть в молитве, но не участвовать в церковной жизни, в особенности в Таинстве Божественной Евхаристии. Являясь центром церковной жизни, Божественная Евхаристия соединяется с молитвой.

http://pravoslavie.ru/38139.html

В книге “Бытие” [I гл., 1 ст.] мы читаем: “В начале сотворил Бог небо и землю”, затем описывается происхождение всего сущего по дням творения, и на шестой день, как венец всего тварного создается человек, “…и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их…”. После этого процесс творения как такового был завершен, и уже более ничего не создавалось. Ибо сказано далее: “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и. созидал” [ Быт.2:2–3 ]. Итак, в Библии мы имеем указание на сотворение. Необходимо отметить, что фантазером в первом употреблении этого слова назван диавол, который возомнил о себе то, чем он не являлся. То есть фантазия – ложный и зачастую вредный вымысел того, чего не существует. Об этом свидетельствует и св. Никодим Святогорец в своей книге “Невидимая брань” (М., 1904.– С. 114).– в начале “неба”, под которым святыми Отцами (такими, как св. Василий Великий , Феодорит, Иоанн Дамаскин и др.) понимается создание невидимого ангельского мира, бесплотных духов, а затем уже земли, мира материального – света и тверди (то есть неба в нашем понимании). Ни о каких же иных цивилизациях речи нет. Есть только мир – тело, так и духовный мир – дух, душа), и невидимый духовный ангельский мир, состоящий из ангелов света, душ умерших и падших духов – демонов. Как мы видим, в Библии нет и намека на существование иных внеземных цивилизаций. Но, может быть, указание на их существование содержится в других письменных источниках древности? По мере возможности попытаемся исследовать их. История происхождения НЛО НЛО знали еще в глубокой древности. Так, на санскрите (древнем индийском языке, имевшем хождение около 11-го тысячелетия до н.э.) слово “бхаш” (bhash), означающее “бес”, одновременно имело значение “светящийся” (см., например, Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, ст. “Бес”.– Т. 9.– С. 50), то есть, видимо, бесы являлись часто в виде светящихся объектов (по современному – НЛО).

http://sueverie.net/fenomen-nlo-soglasno...

В Рождественский сочельник два студента Академии приняли священный сан января 2017 Во время Царских часов в домовом Успенском храме иеромонахи Афанасий (Букин) и Лука (Пронских) совершили Таинство крещения Валерия, Виталия, Алексия и Родиона - подопечных центра социальной реабилитации " Линия жизни " , в котором студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии проходят социальную практику. За богослужением пел основной состав мужского академического хора под управлением чтеца Марка Качанкина. В храме молились студенты, оставшиеся в Академии на время зимних каникул, преподаватели, сотрудники и прихожане академического храма. Владыке сослужили иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Эндрю Рики Лим, клирик Антиохийской Православной Церкви; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских) и Алексий (Дурнев); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Антоний Копаев, Максим Никулин и Алексий Игнатьев; иеродиакон Онуфрий (Сонькин). После чтения изобразительных владыка ректор возвел в иподиакона чтеца Кирилла Горина, которого рукоположил во диакона после евхаристического канона. Также архиепископ Амвросий совершил сегодня пресвитерскую хиротонию диакона Максима Никулина . Во время причащения духовенства студент 3 курса бакалавриата иподиакон Платон Шурыгин произнес проповедь. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, духовенство пропело тропарь и кондак праздника Рождества Христова, знаменуя скорую встречу с тайной Боговоплощения. Затем владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом: " Мы находимся в преддверии Рождественской ночи, которая каждый год по-особенному переживается человеческим сердцем. Церковь всегда поет в канун этого события: " Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, Мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе! "  

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010