митрополит Феофан (Туляков) Указатель авторов и сочинений, приведенных в исследовании 1683 I. Основные источники: Библия, творения св.отцов и учителей Церкви, жития святых, летописи и исторические сочинения Варсонофий Великий и Иоанн прпп. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855. Пер. с греч. Святогорца Никодима (1803). Григорий Палама , св. митр. Солунский. Семь книг против Акиндина. Моск. синод. библ., рукоп. Его же. Три творения, не бывшие изданными. Греч. текст и рус. пер. еп.Арсения. Новгород, 1895. Ефрем Сирин. О вооружении монаху. Творения; ч.3. Сергиев Посад, 1912. Его же – на слова: «Положи, Господи, хранение устом моим» ( Пс.140:3 ). Творения, ч.4. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1900; «Почему Бог одни прошения наша приемлет, а другие отвергает?». Творения, ч.5. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901; Толкования на Книгу Бытия. Творения, ч.6. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Изд. 3-е испр. Сергиев Посад, 1911. Иоанн Мосх. Луг духовный. Пер. с греч. свящ. М.Хитрова . Св.-Троице-Серг. Лавра, 1896. Никита Стифат прп. Третья умозрительных глав сотница. Добротолюбие. В рус. пер. m.V. Москва, 1900. Феофилакт блж., архиеп. Болгарский. Благовестник. Казань, 1906. Ambrosius Mediolanus. Commentarius in Epistolam ad Timotheum secundam. Migne Patrologiae cursus completus, series latina, t.17. Arnobius Afer. Disputationum adversus gentes libri septem. Migne. P.s.lat., t.5. Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione Verbi; Oratio contra Migne. Patrologiae cursus completus, series graeca, t.25; рус. пер. Творения, ч.I. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1912. Его же. Orationes adversus Arianos. Migne. P.s.gr., t.26; рус. пер. Творения, ч.II. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1902. Augustinus Aurelius. Confessiones. Migne. P.s.lat., t.32; рус. пер. Творения, ч.I. Киев, 1901. Его же. Contra Academicos. Migne. P.s.lat., t.32. Его же. Epistola. CXX, XX. Migne. P.s.lat., t. 33. Его же. De Genesi ad litteram, Migne. P.s.lat., t.34. Его же. In Evangelium Ioannis tractatus. Migne. P.s.lat., t.35.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она " нечиста " (во время месячных)? Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, " аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы " , ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9, 20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой " приключилось обычное женам " причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же " приняла Св. Тайны " Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут " приступать к Святой трапезе " в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью. Так же об этом думает и преп. Никодим Святогорец, говоря: " Только не дозволяется приближаться к святыне над святынями, то есть причащаться святыни тому, кто не чист душею и телом, каковы и суть женщины в месячном очищении " Значит, иначе говоря, в старое время для причащения все верные входили в алтарь пред Честную трапезу, даже женщины, как говорит Вальсамон: " Похоже, что в старину женщины входили в алтарь и причащались со Святой трапезы " То же говорит и Матфей Властарь в своей Синтагме: " Но такая (женщина) теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/438/...

Монахини из Екатеринбурга впервые перевели с древнегреческого языка на русский нескольких духовных бесед Екатеринбург, 24 апреля 2007 г. Монахини екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря закончили перевод с древнегреческого и новогреческого языков на русский нескольких произведений известных духовных деятелей, сообщает агентство Интерфакс-Религия . Как сообщает во вторник пресс-служба обители, ее насельницы, в частности, перевели две гомилии, посвященные Пасхе и написанные преподобным Исихием Иерусалимским - одним из знаменитых проповедников и духовных писателей V века. До сих пор на русском языке существовал только текст второй гомилии, перевод первой выполнен сестрами обители Екатеринбурга. Кроме того, к Пасхе монахини закончили перевод труда " Толкования на канон Пасхи " , написанного одним из наиболее почитаемых в Греции святых, живших на Афоне в XVIII веке, - преподобным Никодимом Святогорцем. Они также сделали перевод " Слова на Пасху " епископа Василия Селевкийского, участника нескольких Вселенских Соборов, автора 40 речей, дошедших до нас спустя 15 веков. " В этих трудах святых отцов сочетаются глубокое знание Священного Писания, духовная мудрость и превосходный стиль " , - отметили в монастыре. На страницах сайта Ново-Тихвинского монастыря , монахини вкратце рассказывают об этих творениях. Гомилии (иначе Слова) на великие и двунадесятые праздники, в том числе на Пасху, - один из распространенных жанров святоотеческой литературы. В русском переводе известны Слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Богослова, блаженного Августина и других отцов Церкви. Преподобным Исихием Иерусалимским (?-432), учеником свт. Григория Богослова и одним из знаменитых проповедников и отцов Церкви, написаны две Гомилии на Пасху. До сих пор на русском языке существовал только текст второй Гомилии, перевод первой - выполнен впервые сестрами нашей обители. Епископ Василий Селевкийский (V век), участник нескольких Соборов, автор 40 речей, в том числе и Слова на Пасху.

http://pravoslavie.ru/21817.html

На праздничной Литургии в честь иконы Богородицы Знамение-Царскосельская совершены пресвитерская и диаконская хиротонии декабря 2016 В каждой дружной семье принято собираться вместе по случаю какого-либо знаменательного события. Вполне естественным движением сердца является желание разделить с близкими людьми праздничную радость. Во время домашних торжеств человек ощущает тепло семейной любви, которая воцаряется между родными. И чувство подлинного единения становится главной атмосферой всего события. Сотрудники, преподавали и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии , духовенство и прихожане академических храмов - все они составляют общность такой большой христианской семьи. Поэтому вполне закономерным стало то, что праздничное богослужение в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы " Знамение " Царскосельская, собрало вместе многих членов академической семьи. Божественную литургию совершил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Василий Стойков, заслуженный профессор и первый проректор Духовной Академии; протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Выборгского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора; протоиерей Александр Ранне, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии; протоиерей Михаил Николаев настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Лодейное Поле; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; архимандрит Тимофей (Цисмалидис); протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Дмитриевского церковного округа Московской епархии;  протоиерей Даниил Ранне, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске; протоирей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики; протоиерей Григорий Антипенко; протоиерей Аркадий Северюхин;  иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Андрей Грозовский; священник Димитрий Лушников, заведующий кафедры богословия; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священники Николай Лоскутов и Василий Мартынюк; иеромонах Серафим (Бубнов); священники Глеб Санюк, Сергий Боднарчук, Эндрю Рики Лим и Кирилл Дашевский; иеромонахи Афанасий (Букин), Сергий (Шардаков), Феодосий (Желновачев), Сергий (Иванов), Лука (Пронских); священник Алексей Артюхов, заведующий заочным сектором обучения Духовной Академии; священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Кирилл Никитин; иеромонахи Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); священник Герман Ранне.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Научиться правильному покаянному настрою души можно, так сказать, из рук в руки, т.е. найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушенный и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное, живящее воздыхание о бедной, падшей душе своей, а вместе с тем и радостное упование на неизреченное милосердие Божие; или же если не повстречается таковой учитель, то можно, но уже сложнее, научиться этому духу, внимательно читая святых отцов Церкви, особенно стараясь перенять у них эту науку смиреннейшего самовоззрения, крайнего недоверия себе во всем, осторожного отношения ко всем движениям души своей, ко всем чувствам своим, всегдашнего окаявания себя, внутреннего плача о себе, чувство собственного недостоинства, сознание своей удаленности от Бога, странничества на земле сей. Для этого полезно читать древних отцов, особенно наставительны примеры из жизни пустынных монахов, которые особенно преуспевали в стяжании покаянного плача о себе, в смиренномудрии. В наставлениях преподобного Иоанна Лествичника , игумена Синайского, много говорится о том, как под видом добродетелей часто скрываются тайные страсти; дают правильное направление в покаянии поучения аввы Дорофея , святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Множество важных советов находится и у отцов поздних времен, особенно полезна книга «Невидимая брань» Никодима Святогорца , очень доходчивы прекрасные письма епископа Феофана Затворника , покаянным духом отличаются поучения, письма, образ жизни самых поздних отцов, монахов, живших в конце XIX первой половине XX века, перенесших небывалые скорби и гонения. Но особенно соответствует потребностям духовной жизни нашего последнего тяжкого времени по духу, по доступности понимания, красоте и силе слова подробное, основательное учение о покаянии, о лукавствии злых духов, о прелести и коварности страстей в книгах святого епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это как бы сконцентрированное учение всех отцов Церкви, разъясненное и удобоприложимое к проблемам последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Не откладывайте доброе Вот он, лукавый. Снова его любимое — «потом»… 1 апреля, 2015 Вот он, лукавый. Снова его любимое — «потом»… Братиям и сестрам, которые еще не начали поститься Где-то совсем недалеко светлый Праздник Воскресения Христова. Мое слово обращено к тем людям, которые позабыли вступить в пост, не решились. Сказали себе — не в этот раз, потом. Часто, вспоминая свои студенческие годы, я ловлю себя на мысли, что такие же слова я уже не раз слышал, сам говорил: «Потом!». Уже октябрь, а я еще не начал толком учиться. А ведь еще недавно, в августе, я обещал себе весьма твердо: «Все, в этот раз будет не так, как всегда! В этом году я начну прямо с первого сентября новую жизнь!». И не начинал. И было трудно. А потом это случалось и во взрослой жизни (да что говорить — и сейчас случается нередко). И всякий раз я удивлялся самому себе: «Как же я мог опять пойти на поводу у своей слабости и не сделать, отложить, забыть, наплевать?». У меня есть друг, с которым уже не раз мы разговаривали о вере и Церкви. Он слушает и со многим соглашается. Помню хорошо, как он почти решился пойти на исповедь и… не дошел. —Что случилось? — спросил я его. —Не знаю,— ответил он.— Стоял уже в очереди к священнику, а потом испугался и не пошел. И это «не пошел» длится уже не первый год. А теперь и разговоры пропали. Может, на время? Может быть, кто знает… У преподобного Никодима Святогорца в «Невидимой брани» читаем: «Тех, которые познали худость и бедственность жизни, которою живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшей частью следующим простым, но всесильным внушением: «После, после; завтра, завтра». И бедный грешник, прельщаясь тенью доброхотства, представляемого таким внушением, решает: «В самом деле завтра; ныне я покончу свое дело и потом с полнейшей беспопечительностью предам себя в руки благодати Божией и неуклонно потеку путем духовной жизни; ныне сделаю то и то, а завтра покаюсь». Сеть это вражеская, брате мой, которою он уловляет многих и премногих и держит в своих руках весь мир. Причина же, по которой эта сеть так удобно осечивает нас, есть наше нерадение и ослепление».

http://pravmir.ru/ne-otkladyivayte-dobro...

Нет ничего дороже времени, но ничем так не пренебрегают, как временем. Нет ничего дороже, потому что, во-первых, если человек теряет что-либо ценное – золото, серебро, честь, славу или плотские удовольствия, то сможет приобрести их снова. Но только не время. Потерянное время невозможно вернуть назад никогда-никогда. По словам Григория Богослова , «...всякому мужу и жене, старцу и юноше, городскому жителю и поселянину, простолюдину и начальнику, богатому и бедному, так как всех призывает один подвиг, даю совет один – приготовиться к этому подвигу охотно, не расслабевать, не медлить, не терять времени, которого возвратить уже невозможно» (Слово 19). Так же считает и божественный Златоуст: «Всем следует пренебрегать, но только не временем; если истратишь золото, можешь снова приобрести его, если же погубишь время, трудно воротить его» (Беседа 58 на Евангелие от Иоанна). Дело в том, что все остальное в мире находится в некоем определенном состоянии. Время же находится в едином непрерывном движении и течении. Достигнув точки существования, оно тотчас же исчезает, уходя в небытие. Во-вторых, ценою времени можно приобрести все небо и Царство Небесное, вкусить Божьей благодати, стать сыном Божиим и соединиться с Богом. Проще говоря, смертный человек может стать Богом по благодати и усыновлению Богу. Тем не менее сегодня мы больше всего пренебрегаем временем, ибо современные христиане берегут и дорожат всеми прочими вещами и расстаются с ними с большим трудом. А к столь дорогому и бесценному времени относятся с крайней небрежностью. Тратят его безжалостно на всякие пустяки и дребедень, то есть на игру в кости, карты, на состязания и прочие забавы. Они тем самым уподобляются безумному Герману, который, как пишут историки, нашел бриллиант, принадлежавший бургундскому герцогу Карлу. Камень был невероятно крупный и представлял собой бесценное, вызывающее всеобщую зависть сокровище. Скажу больше: Герман не понимал, что это сокровище, не знал его цену и отнесся к ней с презрением, как к обычному камню, и продал бриллиант за баклажку вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Новое продолжение агиографической традиции Беседа с историком Андреем Виноградовым Собирать сокровища церковного предания и сохранять их в современном стремительно меняющемся мире – важнейшая миссия ученых и богословов сегодня. Поэтому появление нового, выполненного на современном научном уровне житийного собрания в шести томах, переведенного с французского и адаптированного издательством Сретенского монастыря , стало, без преувеличения, одним из главных событий последних лет в православном книгоиздательстве и агиографической науке. О миссии нового издания и его особенностях рассказывает его научный редактор кандидат исторических наук Андрей Виноградов. – Что представляет собой новое издание? – На протяжении многих столетий в Церкви создавалась литература о святых. И этот огромный корпус текстов жизнеописаний святых, который мы имеем сейчас, можно разделить на три группы. Это сборники разных авторов; сборники больших текстов, которые собраны и отредактированы одним автором; и, наконец, сборники кратких текстов, так называемые синаксари, или проложные жития. Примерно в 80-е годы XX века на Афоне началась большая работа по составлению современного синаксаря: иеромонах Макарий Симонопетрит более 25 лет трудился над его французским изданием. Это собрание уже увидело свет на нескольких языках, а теперь подготовлена и его русская редакция. Изначально предполагалось переработать и перевести на французский язык известный греческий «Синаксарь» преподобного Никодима Святогорца, который, в свою очередь, представляет собой расширенный вариант Синаксаря Константинопольской Церкви X века. Но затем стало очевидно, что обойтись просто незначительным редактированием и переводом невозможно: XX век принес много открытий в области истории восточного христианства. Кроме того, прославлено множество новых святых, сделано множество археологических открытий, которые позволили узнать больше о житиях угодников Божиих разных времен. Поэтому изначальные тексты синаксарей предыдущих эпох потребовали существенной доработки, и однотомное издание разрослось до шести томов – по два месяца в каждой книге.

http://pravoslavie.ru/50220.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Инославные на Афоне, Павел Троицкий Инославные на Афоне, Павел Троицкий   Монастырь Григориат расположен на западной части полуострова. Основан он в XIV веке преп. Григорием. Соборный храм посвящен святителю Николаю. Ранее среди насельников монастыря было много славян, так что русский путешественник Григорович-Барский относит его к славянским монастырям. Сейчас Григориат известен русскому человеку благодаря его игумену, бывшему профессору университета. Он решительно выступает против электронных паспортов, и его статьи печатались в русских газетах. Некоторые его богословские труды переведены на русский язык. Кроме того, монастырь примечателен миссионерством, ставшим теперь редким явлением в православной среде. Несколько братьев из монастыря находятся в Африке - в Заире. Пройдя в храм и поклонившись святыням, мы идем на архондарик. Здесь помимо обычного угощения нам предлагают кофе. Вдруг появляется человек в одеянии почти монашеском, но с одной поправкой: оно белое... И поэтому он слегка смахивает на медбрата. Мы недоумеваем... С «белым человеком» еще один мирянин. Они о чем-то долго разговаривают. Мы решаем выяснить у них причину столь необычной «окраски». Но «белый человек» молчалив и замкнут. Удается выяснить только, что он итальянец и православный. Мы удивляемся этому необычному сочетанию. Хотя... В истории Афона уже были достойные примеры. В сороковых годах XIV века на Афоне подвизался преп. Никифор, наставник преп. Григория Паламы. Долгие годы преп. Никифор провел в молитве. Его житие говорит нам о подвижнической жизни в уединенных местах Святой Горы. Преуспевший в подвигах в пустыни, сей муж украсил «Добротолюбие» поучением о внутреннем делании. Но это не все. Этот афонский исихаст по свидетельству Никодима Святогорца был родом латинянин и перешел в православную веру. Правда, здесь сведения об этом подвижнике разняться. Некоторые считают его исповедником, пострадавшим от императора Михаила Палеолога за сопротивление унии около 1280 года. Осуждал этот подвижник и главенство папы и многих святогорцев удержал от принятия унии, за что был выслан с Афона и провел долгие годы в заточении. Более о нем ничего неизвестно. Сроки разнятся, но главное, что сей муж, родом из Италии, отвергнув латинское лжеучение, твердо стоял в православной вере, принося много духовного плода как в умном делании, так и проповеди православия. Вот что мне напомнил «белый человек». Кто знает...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1758

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней И. З. Черкасов. Афон и его окрестности.­ Русские на Афоне. Белозерка. фото А Рычковского   И. З. Черкасов. Афон и его окрестности.­ Русские на Афоне. Иверский монастырь [паломничества] Начало монашества на Афоне § 11. Когда появились монахи на Афоне В преданиях и писаниях повествуется, что Афон, как выну взыскуемый своею Взбранной Воеводой вертоград духовный, еще в первых веках христианства был местом, куда стремились многие истинно-верующие христиане, с одной стороны, для того, чтобы укрыться от гонителей, а с другой — чтобы проводить жизнь вдали от треволнений житейских. Простота и смирение первоначальных иноков, которые, как и все, ставшие на истинную стезю подвижничества, не желая прославления людского, ограничились лишь преданиями устными; а потому мало оставили нам сведений об этой горе и ее обитателях, а позднейшие ученые не только не написали историю Афона, но даже не согласились еще между собою о начале водворения на ней монашества. Впрочем, один из аскетов Афона, грек Никодим, возобновивший келлиотскую жизнь по примеру преп. Нила Мироточивого, оставил нам более или менее подробные сведения об афонском монашестве. Сей присноблаженный святогорец весь был предан изучению божественного писания и писаний святых отцов. Он опровергает общепринятое мнете, что перво­начальное появление иноков на св. Горе относится к VIII веку, или ко времени св. Петра Афонского и Евфимия. Он говорит: " Св. Афон XV веков продолжает быть особым местом, посвященным исключительно на славословие Божие, и служит училищем благочестия и добродетели с тех времен, когда христианская вера сделалась на земном шаре господствующею " . Так сказано в конце номоканона, изданного в Лейпциге в и1800 году. Тоже видим и в житии св. Евфимия. Во время отшельнических подвигов преп. Евфимия, Афонская гора не была пустынею, как некоторые думают, утверждая, что преп. Евфимия, пришедши с Олимпа на Афонскую гору, будто нашел в ней одного только подвижника, именем Иосифа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010