Однако же, почтенный профессор с большим доверием относился к Паисию, нежели к Шушерину. 2 Более важные из тех актов и бумаг, которыми мы руководствовались в изложении Никонова дела, но которые г. Соловьевым оставлены без внимания, а может быть, и не были ему известны, помещаем в приложениях. 6 Вероятно, мысль эта высказана Епифанием в устных прениях с греками или в какой-нибудь записке, нам неизвестной, в тех, которые мы пометили во II прилож. ее не находится. 7 Письмо греков см. в прилож. II, 5. Современные собору 1660 г. отношения к Никону находившихся в Москве греческих архиереев хорошо характеризует письмо Хиосского архиепископа Кирилла к царю Алексею Михайловичу, которое также помещаем в прилож. II, 6. 8 Акт соборного деяния, в этом измененном виде, написанный весьма витиевато, есть, очевидно, произведение Епифания Славеницкого. 9 Об этом видении Никон говорит и в одном из писем к Никите Зюзину, недавно напечатанных во 2 томе Записок Археологического Общества (стр. 588). Он также писал Зюзину, что в Москве приняли недоверчиво, с насмешками его рассказ о видении, но что видимо, оправдалось на самом деле, – во дворце действительно случился пожар. 11 О том, что патриарх Нектарий отлучил Паисия от церкви, несомненное свидетельство находится в изданном недавно письме патриарха Досифея к царю Алексею Михайловичу (Зап. Археол. Общест. т. 2). Здесь вины Паисия, за которые он подвергся отлучению, не обозначены точно, сказано только, что он имел „многие и великие вини и согрешения»; можно догадываться из письма, что одною из таких вин было расположение Паисия к латинству. Подробнее об этом замечательном письме мы говорили в статье: „Вновь изданные материалы для истории царствования Алексея Михайловича». (См. Рус. Вести. 1861 г. кн.Х). 12 В какой мере оправдались его расчеты на царскую щедрость, это можно видеть из следующего случая. В Москве обокрал его келейник, греческий дьякон Агафангел (за это Паисий обыкновенно звал его Какангелом), – и вот что сам Паисий говорит о покраже: «украли у Газского ключи и захватили золотые монеты, которыми царь наделил, его за службу; захватили и прекрасную шкатулку, в которой было множество денег, жемчугу и других драгоценностей».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но с требованием здравого разума совершенно согласно пить вино зимой во время холодов, дабы тем, кто к зябкости склонны, не зябнуть; в другое же время позволительно употреблять его в качестве вспомогательного средства органам пищеварения. Потому что как есть нужно, чтобы не голодать, так и пить для того следует, чтобы не томиться от жажды; и все же от падения при этом тщательно нужно оберегаться; некоторого рода опасностями грозит вино, если прокрадется в телесный организм. Таким образом, пусть остается душа наша чистой, сухой и световидной; сухая душа есть мудрейшая и прекраснейшая, к созерцательности всего более расположенная; она не увлажняется восходящими винными парами, не бывает отуманиваема и ограничиваема ими как бы каким тяжело нависшим облаком. Не нужно, следовательно, очень старательно добиваться вина хиосского, если б домашнее дошло, или ариусского, если никакого другого нет. Жажда есть, ведь, ощущение потребности и утешается она средствами естественными, а не тщеславием; пожелание же души разнеженной, плод неумеренности, добивается вин заморских, привозных, потому что пожеланиям свойственно омрачать душу еще прежде опьянения. Потому-то есть приправленное вино фасосское, и ароматическое лесбосское, и приятное критское (изюмное), и сладкое сиракузское, и мендесийское; есть сорта вин египетских, и с Наксоса острова вино, и пахучие сорта из земель италийских – имена им легион. Для употребляющего вино в меру довольно вина одного сорта, – того, которое через плоды поля является даром единого Бога. И почему бы для утишения желаний не довольствоваться тем одним сортом вина, которое в данной местности производится? Не подражать же нам, в конце концов, тем безрассудным царям, которые даже воду для себя приказывали привозить из-за границы. (Есть в Индии река, по имени Хоасп, с прекраснейшей водой для питья). Значит, как в винах есть знатоки, подобно этому есть знатоки и воды. Дух Святой жалуется на богачей, и в этом отношении изнеженных, говоря через пророка Амоса: «Лежите на ложах из слоновой кости и пьете из чаш вино» ( Ам. 6:4, 6 ). И прочее прибавляет пророк им в порицание.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Такое же сведение сообщается им и о стоическом мыслителе Аристоне Хиосском, – ibid., VII, 160, сравн. о нем сообщение Цицерона De nat. deor. I, 13. Следует, впрочем, заметить, что воздержание от богословских рассуждений было рекомендовано еще Платоном, но только рекомендовано лишь в качестве профилактического средства от болезни неверия, – Leges, lib. VII, p. 399. 169 Основной догмат позитивизма: L " esprit humain peut observer directement tous les phenomenes, excepte les siens propres, – у Канта, Cours de philosophie positiv, Vol. I, p. 35. 170 В настоящее время, разумеется, нередко можно услышать такие суждения, что по результатам современных исследований в области природы и истории человек произошел как механически необходимый продукт физической природы и лишь постепенно сделался человеком. Froschammer, op. cit. 171 Основание идеалистических отрицаний человека как действительной вещи физического мира прекрасно выражено у Фихте, Bestimmung d. Menschen, S. 308: " Человек не есть произведение чувственного мира, и конечная цель его существования не может быть достигнута в пределах этого мира. Его назначение выходит за границы пространства и времени и за границы всего чувственного. Что он есть и чем ему следует сделаться, об этом ему хочется знать, и мысль его стремится возвыситься над всеми границами чувственности, соответственно его высокому назначению. Он вынужден так поступать, потому что где находится подлинное бытие его, там уж необходимо находится и мысль его. И воистину самое человечное и единственно достойное человека воззрение, которым выражается вся сила человеческой мысли, есть то воззрение, в котором он возвышается над границами чувственности, по силе которого все чувственное превращается для него в чистое ничто и становится простым отражением в смертных очах одного только устойчиво пребывающего сверхчувственного " . 172 Kant, Streltd. Facult, S. 390; Fichte, Bestimmung d. M., S. 249. 173 Kant, op. cit., S. 391, срав. молитвенное обращение к Богу у Фихте, op.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

3 . Не умножая примеров, которым нет конца, приведу выписку 51 показывающую такую дешевизну жизни в древние времена, до которой никогда уже не опустится наша культура, несмотря на все свои ухищрения. А она ведь утверждает, что цель ее – сделать жизнь легче и счастливее. Цены на съестные припасы в IV- V веках до Р. X. Вино (стоимость одного ведра): 1 . Хиосское (V век до Р. X.) 7 руб. 50 коп. 2 . Другое тонкое вино 1 руб. 50 коп. 3 . Аттическое ( IV век до Р. X.) руб. 30 коп. 4 . Другое обыкновенное вино руб. 60 коп. 5 . Фракийское руб. 15 коп. Мясо (цены на живой скот): 1 . В VI веке до Р. X. обыкновенный бык продавался по 5 драхм (1 руб. 23 коп.). 2 . В 410 году его цена была 51 драхма (12 руб. 20 коп.). 3 . В 374 году – 77 драхм 2 обола (19 руб.). 4 . Немного позднее цена поднялась до 100 драхм (24 руб. 50 коп.) Культура нынешняя (в свою очередь, она не очень высока и совершенна) – В сравнении с дикарями 1 . Не святой отец, а Джек Лондон в рассказе «Союз стариков» 52 (и не в одном этом), обмакнув перо не в чернила, а в желчь, описал, как культурный человек, приходя к диким племенам (в данном случае к северо-американским индейцам) – чистым, нравственным, сильным, крепким, – не приносит с собой ничего, кроме гнусных болезней, скверных пороков, дешевых меркантильных расчетов и предметов, расшатывающих физическое и нравственное здоровье. Речь дикаря 53 приговоренного к смертной казни и обращающегося к своим цивилизованным судьям, речь дикого, затравленного, доведенного до отчаяния взрослого ребенка, жуткая по своей простоте и логике; речь, объясняющая, почему старики племени восстали против белых пришельцев, и вскрывающая всю мерзость цивилизации, выливающей помои, вместо отхожего места, на меньших своих братьев, требующих особого попечения и любви со стороны окружающих их более сильных людей, – эта речь производит на всякого непредубежденного человека гнетущее и кошмарное впечатление. Но судьи остались к ней глухи. И автор рассказа, вопреки требованию, предъявляемому ко всякому писателю быть объективным и беспристрастным, не может удержаться – и разражается против своих соотечественников беспощадной бранью, называя их «грабителями земли и моря».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Посылай скорее за Зеноном, спеши за ним сам, зови его с собою. — Он не пойдет. — Нет, он пойдет, и если только гора может сдвинуться и пойти, то один Зенон ее и сдвинет. Но чтобы тебя убедить, жди меня: я приду к тебе и расскажу тебе больше. Епископ ушел и не послал за Зеноном, а знатные гости продолжали пировать, пока в темном небе начали бледнеть звезды и посеребренный луною угол пропал, слившись в один полумрак с остальными частями верхнего карниза. Гости хотя пили хиосское и фалернское вино в смешении с водой, но чувства их быстро отяжелели. Дуназу показалось раз, что луна исчезла. Он об этом сказал, и над ним посмеялись. Правителю тоже показалось, будто на его лысый череп, разгоряченный вином, капнула холодная капля, но он только посмотрел на небо и, боясь быть смешным, никому не сказал об этом. Глава двадцатая Утро следующего дня, который предшествовал сдвиганию горы христианами и вступлению войск для усмирения жителей, было пасмурное, что редко случается в эту пору года в Египте. Дул ветерок, и по небу слегка обозначались зачатки перистых облачков. Людям, которые собирались к Адеру, было легко и удобно отправляться туда а там устраиваться. От города до Адера, по направлению к Канопскому гирлу Нила, было день пути. Путь этот совершали как прогулку для большого удовольствия. В огромной толпе чисто египетского народа было множество заезжих разностранцев и оседлых чужеземных нашельцев. По дороге люди подвигались бесконечною вереницей; одни ехали на ослах, другие на верблюдах, третьи в колесницах, запряженных мулами, но всего более было пешеходов. Шли старцы и взрослые мужчины и женщины. Последние тащили с собою нагих детей. Торговцы несли или везли на ручных тележках тяжелые корзины с рыбами, с пряным испеченным мясом, с душистыми пряничными орехами и с овощами, состоявшими большею частью из огромнейших огурцов до фута длиною и из громадных дынь, достигавших до пуда весом. Плоды эти были переложены листьями крапивы величиною в две человеческие ладони. Другие несли на головах огромные поливные сосуды почти в рост человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

28 Намек на Элевзинские мистерии Цереры. Желавшие быть посвященными в великие мистерии приготовлялись к тому чрез посвящение в меньшие, кои были как бы предъочищением при вступлении в великие. Поэтому писатели часто мистериями намекали на другие вещи. Так некоторые предварительные занятия и знания назывались малыми мистериями, вводящими в Платонову философию. Климент в Стром. 4, гл. 1-й: «Тогда почти естественно переходим к гностическому созерцанию природы, как если бы чрез малые мистерии мы приняли посвящение в великие». Тоже Стром. 6 в гл. 11-й и 7, в гл. 4-й. 29 Καλλχϑυς callionymus, анфий, так называлась священная рыба, желчью которой были лечимы порезы и слепота: морской волк. 30 Однако же это в противоречии сказано с Постановлениями Апостольскими кн. 1, гл. 6: «Ото всех языческих книг воздерживайся». Срав. примеч. Котелерия к этому месту Постановлений. 31 Эта тирада, быть может, более шла бы к настоящему положению богословской науки в православной Русской церкви. 32 т.е. диаволом. В Стром. 6, гл. 17-й: «Неужели же не нелепо, приписывая диаволу, произведение беспорядков и несправедливостей, ему же приписывать внушение столь прекрасной вещи как философия»? Срав. еще Стром. 5 в гл. 1-й и Стром. 1 в гл. 17-й 34 Εξορχσασϑαι, тайны природы обнажать, над вещами священными глумиться. Срав. в «Увещании» в гл. 12-й наш. перевода в столб. 174 примеч. 2-е и в «Педагоге» кн. 3, гл. 3 столб. 260. 35 Ссылаясь на варварство, т.е. на невежественность христианского учения или на его для разума неудобовероятность. 37 Намек на насмешку Феокрита Хиосского над Анаксименом. Когда этот имел раз речь говорить, Феокрит сказал: «Сей час потечет неосмысленных слов река, a ума капля». 38 Посредствующая мысль: Таковы именно были современники Христа по своим нравственным качествам; отношение же их к Его учению было лукавое. 39 Тоже Диоген Лаэрций в предисловии. Он же передает, что и поэты назывались софистами. Так де Кратин в «Архилохах» называет Гомера и Гезиода. Геродот в кн. 1 Солона и других мдрецов также называл софистами. Тоже y Исократа. Но впоследствии времени именем софистов стали называть лишь тех, кто философствовал для одной «показности и из корысти», как говорит об этом Цицерон в Acad, quaest. lib. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

земли) и архидиак. Павел Алеппский. М. отправился в путь весной 1664 г. Он пересек Вост. Анатолию, посетив г. Малатью и сел. Чемишгезек в верховьях Евфрата - резиденцию Эрзурумских митрополитов. Архиерейские престолы Вост. Анатолии часто пустовали ввиду своей географической удаленности и слабых связей с церковно-политическими центрами Антиохийского Патриархата. М. стал свидетелем глубокого упадка местных правосл. общин, насчитывавших не более 700 семейств на всем пространстве Армянского нагорья. В своих записках патриарх сообщал, что учил православных верхнего Евфрата основам христ. жизни и возвел одного из достойных местных уроженцев в сан Эрзурумского митрополита. В кон. июня 1664 г. М. еще находился в Эрзуруме (оттуда он отправил с грамотами в Рим хиосского грека Симеона, называвшего себя Исфаханским митрополитом). Далее патриарх продолжил путь, направляясь, очевидно, в Тбилиси, столицу царства Картли. Судя по колофонам М. в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227), 26 сент. 1664 г. он находился в Кутаиси, столице Имерети, 4 авг. 1665 г.- в одном из мон-рей Мегрелии. Зимой 1664/65 г. М. и Павел поднимались в горы Абхазии и Сванети, где патриарх пытался возродить христ. традиции у горных племен, когда-то православных, но в значительной части утративших представления о своей вере. Павел писал о мн. тысячах местных жителей, крещенных его отцом (Грузия в XVII ст. 1905. 3. С. 441-458; 5. С. 66-93; Панченко. Православные арабы и Кавказ. 2013. С. 388). Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) В начале лета 1665 г. в Дамаск прибыл посланник рус. царя Мелетий Грек с приглашением М. отправиться в Москву для участия в суде над патриархом Никоном, поскольку тот настаивал, что рассматривать его конфликт с царем правомочны только вост. патриархи. Не застав патриарха в Сирии, Мелетий, к к-рому уже присоединились Александрийский патриарх Паисий и Синайский архиеп. Анания, выехал вслед за М. в Грузию. В Тбилиси он узнал, что М. находится в Имерети. После долгой переписки с Антиохийским патриархом и настойчивых приглашений прибыть в Тбилиси Мелетий сам отправился в путь и встретился с ним на границе Картли и Имерети. Получив царское приглашение, М. долго колебался, прежде чем решиться ехать в Москву. Возможно, определяющее влияние на него оказали царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз-хан) и его сын царь Кахети Арчил II, к-рые убедили Антиохийского патриарха выступить их дипломатическим посредником в контактах с Москвой и склонить рус. царя к оказанию военной помощи груз. единоверцам.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

За мгновение до взрыва Круз бросился сбивать пламя, но огненным вихрем был подброшен вверх и, упав в воду, успел схватиться за обломок мачты. Там уже держались на плаву мичман Слизов и артиллерийский прапорщик Миллер. Последний, увидев своего капитана целым и невредимым, закричал: «Александр Иванович, а Александр Иванович, каково я палил!» Круз, отфыркиваясь, оценил: «Отменно, батенька, отменно!» Сражение кончилось. Турки рубили якорные канаты, часть команд пыталась вплавь добраться до берега. Оставшиеся корабли беспорядочно бежали в Чесменскую бухту. Спиридов меланхолично заметил: «Легко мне... предвидеть... что сие их убежище будет и гроб их». Победа в Хиосском проливе была знаменательна. Русские моряки проявили здесь исключительный героизм и мастерство. Спиридов же, как все русское командование, показал высокое умение в управлении во время боя, не сковывал инициативу капитанов. Внезапность и четкость прохождения авангарда и кордебаталии (центра) не дали возможность перестроиться противнику, лишили его артиллерийской поддержки второй линии. Удар по авангарду и его флагману был главным объектом спиридовской тактики. Это уже было зарождение новой стратегии морского боя, хотя ее блестящий творец и воплотитель тогда только прибыл в Азовскую флотилию и самостоятельно овладевал первыми премудростями морской науки. ...Затем была Чесма. К этому времени русское командование (Орлов, Спиридов, Грейг) уже увидело возможность уничтожения запертого в бухте флота. Турецкий флот стал кучей. За линейными кораблями сгрудились мелкие корабли, слева галеры. Турецкий капитан-паша надеялся, что его разблокирует вышедшая из Константинополя эскадра. Спиридов же и не думал заниматься блокадой, он разработал стремительный план уничтожения кораблей противника брандерами. На Военном совете на флагмане «Три иерарха» план был утвержден, а в приказе, разосланном по всем кораблям, говорилось: «Наше же дело должно быть решительное, чтоб оный флот победить и разорить, не продолжая времени, без чего здесь, в Архипелаге, не можем мы к победам иметь свободные руки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Из сказаний об осаде и взятии Константинополя Турками первое место принадлежит, по моему мнению, Письму самовидца Леонардо Хиосского к папе Николаю V, от 16 августа 1453 гю (изд. во Франкфурте в 1578 и 1598 г.). Другие современники, описавшие это событие, суть: – Г. Франца, который также был в Константинополе во время осады, и внес воспоминания свои в Хронику, доведенную им до 1478 г. (Боннское изд. 1838 г.); – Лаоник Халкокондила, написавший по поводу падения Византийской империю Летописец Турецкую, доведенную до 1464 г. (Боннское изд. 1834 г.). Не только современником, но и очевидцем был кардинал Исидор; но от него осталось только воззвание (universis Christi fidelibus). Гораздо важнее письма Энея Сильвия, современника, принимавшего живое участие в событии, и бывшего в то время при дворе Фридриха: важнее других его письма от 12 и 27 июля, 10,11 и 12 августа, а также его Oratio de Constantinopolitana clade ( Я пользовался изданием Нюренбергским 1486 г.). Также важны письма дожа Ф. Фоскари 27 июля, императора Фридриха III и др. (изданы Рейснером, 1598 г.). Современником был и Неизвестный, который составил описание вэятия Цареграда для Готшалка de Meschede; но это только перессказ того, что сказано было Леонардом Хиосским. Гораздо важнее сказание Ришерия в его De origine Тигсагит et Ottomani imperii: Libri V. (изд. Шардия в Rerum Germanicarum scriptores, 1673 г., стр. 397 – 400), как заставляющее догадываться о существовании особенного современного сказания, более полного. В этом же отвошении важен рассказ М. А. Сабелличи (ум. 1308) в его Historiae rerum Venetarum (изд. Базельское, 1570 г.) Можно отметить еще: Мелодию Армянского поэта Абраама и Повесть Грузинского летописца о Магомете II (то в другое во Французском Переводе нашего сочлена по Академии М. И. Броссе в Histoire du Bas-Empire par Lebeau. XXI. 308 – 327). Я не пользовался Турецкими опнсаниями собьтия, опираясь на том, что и Гаммер, которому они были известны, не употребил их в дело ни один раз во всем своем рассказе об осаде и взятии Цареграда. Другие скаэания известны мие только по указаниям Дюканжа, Бандури, Лебо и других писателей. Ссылаясь иногда, где было необходимо, на них, считаю не лншним указать (кроме уже указанных выше) их издания:

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

747 Вероятно, речь идет о Феопомпе Хиосском (IV в. до н.э.), историке и риторе, известном своим морализаторством и прежде всего обличениями дурных склонностей выдающихся исторических личностей. 748 Феодект (IV в. до н.э.) — автор трагедий, из которых сохранились лишь названия и отрывки десяти из них. 749 Селевк I Никатор («победитель») — один из полководцев Александра Македонского, основавший в ходе борьбы между диадохами державу Селевкидов, куда вошли Сирия, Месопотамия, Малая Азия и ряд других восточных территорий, которые были завоеваны Александром. 750 По-видимому, речь идет о масле, которое использовалось при занятиях борьбой в гимнасиях. Несмотря на процесс эллинизации, что выразилось и в занятиях иудейской молодежи в этих заведениях, строгие нормы иудаизма, связанные с понятием ритуальной нечистоты, все же продолжали соблюдаться. 751 Антиохия, основанная на реке оронт Селевком I в 300 г. до н.э., была одной из столиц державы Селевкидов. С 64 г. до н.э. стала резиденцией римских наместников Сирии. 752 Лициний Муциан был наместником Сирии в период борьбы за власть в Римской империи после смерти Нерона. Активно поддерживал Веспасиана. 753 Веспасиан, командовавший римскими войсками в Иудее во время Иудейской войны, был провозглашен императором в 69 г. н.э. Его сын Тит стал соправителем в 71 г. 754 Марк Випсаний Агриппа (64—12 гг. до н.э.) — один из ближайших сподвижников Октавиана Августа, его наиболее талантливый полководец. 755 Это Антиох II Теос — правитель Селевкидской державы с 261 по 246 г. до н.э. 756 Антиох III Великий-селевкидский царь (223—187 гг. до н.э.). Значительно расширил свои владения на востоке, однако в борьбе за Грецию и ряд территорий Малой Азии потерпел поражение от римлян. 757 Келесирией в античности называли либо долину между хребтами Ливаном и Антиливаном, либо Южную Сирию с Палестиной. 758 Птолемей IV Филопатор — царь (222—205 гг. до н.э.) из династии Птолемеев. 759 Полибий (201—120 гг. до н.э.) — один из крупнейших историков античности, автор «Всемирной истории» в 40 книгах, в которой изложены события с начала Пунических войн (264 г. до н.э.) до разрушения римлянами Карфагена (146 г. до н.э.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010