Став императором, К. выглядел (или стремился выглядеть) в общественном мнении как благотворитель и покровитель монашества, жаловал большие средства на содержание различных мон-рей и храмов. Вскоре после восшествия на престол в 1042 г. он выделил средства на восстановление храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме , к-рый подвергся разрушениям в 1009 г. по приказу егип. халифа аль-Хакима (996-1021), а затем при землетрясении в 1033 г. Договор о восстановлении храма был заключен вскоре после землетрясения между имп. Романом III и халифом аз-Захиром (1021-1036), но из-за нестабильного политического положения в Византии не реализовывался почти 10 лет. К. возобновил переговоры по этому вопросу с халифом аль-Мустансиром (1036-1094) и в течение неск. лет провел восстановление и реконструкцию храма, а также ряда др. христ. мест паломничества на Св. земле. На перестройку стен Иерусалима была направлена часть налогов, собираемых византийской казной с жителей Кипра (RegImp, N 928f). На территории самой Византии на средства, выделенные К., был полностью отстроен мон-рь Неа-Мони на Хиосе, к-рый превратился в один из богатейших мон-рей империи того времени. К. вел постоянную переписку с братией мон-ря и неоднократно даровал ему имения, доходы от имп. земель, сделал мон-рь независимым от местных епископов, переводил монахов из Неа-Мони в свой дворцовый монастырь в Манганах (RegImp, N 861, 862, 865, 868, 878, 887, 892, 893, 902, 910, 913, 914). Предание об основании Неа-Мони сохранилось в поздних источниках - в службе преподобным Никите, Иоанну и Иосифу Хиосским, написанной игуменом Неа-Мони Никифором и изданной в Венеции в 1804 г. Но оно может быть основано на реальных документах, к-рые хранились в монастырском архиве, погибшем во время хиосской резни 1821 г. Этим 3 преподобным было открыто, что живущему в ссылке на Лесбосе К. вскоре суждено взойти на имп. престол. Преподобные Никита и Иосиф отправились на Лесбос и возвестили ему об этом. Они просили его, когда это пророчество сбудется, выделить средства на строительство храма в их мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († 23.12.1789), протопсалт Великой ц., мелург, учитель пения. Согласно Хрисанфу из Мадита, происходил из Тирнавоса (Фессалия). Обучался искусству «экзегесиса» (ξϒησις - расшифровка, аналитический способ записи песнопений) у протопсалта Панайотиса Халацоглу († 1748). Впосл. служил доместиком Великой ц. (1-е упом. 1734), лампадарием ( то же -1740) и протопсалтом (после Иоанна Трапезундского , † 1770). Был учителем пения, согласно упоминанию в исторических источниках о том, что т. н. 2-я Патриаршая певч. школа, к-рая действовала в К-поле в 1776 г., обещала «протопсалту Даниилу 400 монет в год за уроки по Матиматарию». Его учениками считаются Ставрис Ставракис (возможно, имеется в виду доместик Ставракис) (см.: Ath. Xeropot. 324, 1760 г.), Петр Пелопоннесский (см.: Ath. Cutl. 421, кон. XVIII в., ркп. Синесия Ивирита Митилинского), Петр Византийский (см.: Ath. Xen. 109, 1848 г.; Ath. Doch. 1238, сер. XVIII в.), Захария Ханендес (к-рый, как пишет Хрисанф, сочинял ирмосы в стиле Д.). Возможно, отсутствие автографов Д. объясняется тем, что его рукописи утрачены вслед. пожара 15 июня 1770 г. (сообщение иеродиак. Анании из ркп. Ath. Greg. 37. Fol. 17v, XVIII в.). Из отличительных черт сочинений мелурга Хрисанф отмечал введение протяженных мелодий, на к-рые приходились фторы (т. е. знаки перехода в др. звукоряд или глас), что «не достойно похвалы распевщику». Д. пытался обновить содержание церковных песнопений. Поскольку Д. писал и светскую музыку, он привносил в богослужебные сочинения мелодии, свойственные инструментальным композициям. Указание на разностороннюю деятельность Д. содержится также в каталоге церковных мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, автограф Никифора Кандуниариса Хиосского: «Даниил, протопсалт Великой церкви, ученик Панайотиса Халацоглу, в XVII (XVIII.- А. Х.) веке, единственный выдающийся музыкант, уважаемый в разных видах деятельности...» В наст. время сочинения Д. редко используются в певч. богослужебной практике, однако его творчество повлияло на совр. ему и более поздних композиторов. Так, мелос для стихиры мон. Кассии (на стиховне Великой среды) «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» был сочинен Петром Пелопоннесским «в подражание Даниилу протопсалту» (Ath. Doch. 313. Fol. 311, 1830 г.; Ath. Xen. 107. Fol. 367, 1830-1840 гг.; Ath. Pantel. 923. Fol. 289, 1-я пол. XIX в.; Ath. Cutl. 590. Fol. 53v, ок. 1825 г.).

http://pravenc.ru/text/171242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) [греч. Ενοχος Θιλανθρωπηνς], протопсалт, визант. мелург. Его имя встречается в рукописных Матиматариях XIV-XVI вв., а также в каталоге Кирилла Мармаринского, митр. Тиносского, «составленном согласно Иоанну Протопсалту» (т. е. по данным, относящимся к 1734/36-1770), к-рый приводит в своем Теоретиконе (как в рукописи, так и в издании) Хрисанф из Мадита (см.: Χατζηϒιακουμς Μ. Κ. Ατϒραφο (1816) το «Μεϒλου Θεωρετικο» το Χρυσνθου//Ερανιστς. 1974. Τ. 11. Σ. 321-322; Χρσανθος, ρχιεπ. ιρραχου κ Μαδτων. Θεωρετικν Μϒα τς Μουσικς. Τερϒστη, 1832. Σ. XXXIII-XLIII; крит. изд. Г. Н. Константину: Αθνα, 2007. Σ. 100-123. (Βατοπαιδιν Μουσικ Ββλος - Μουσικολοϒικ Μελετματα; 1)). Вероятнее всего, речь идет о каталоге «тех, кто в разные времена процветал в церковной музыке» из рукописи архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sq., нач. XIX в.), где упоминается и Е. Ф. Наст. имя его неизвестно, засвидетельствована лишь его принадлежность к группе евнухов, в визант. период активно занимавшихся музыкой (см.: Moran N. Byzantine Casrtati//Plainsong and Medieval Music. 2002. N 11/2. P. 99-112; Σπυρκου Ε. Η Βυζαντιν κκλησιαστικ μουσικ στ 20 διεθνς συνδριο βυζαντινν σπουδν Παρσι, 2001//Παρνασσς. 2002. Τ. 44. Σ. 506-507). Прозвище этого протопсалта: Филантропинский, присутствующее во всех известных в наст. время источниках, возможно, указывает на его принадлежность к одному из визант. родов (см., напр.: Αθηναϒρας, μητρ. Παραμυθας κα Θιλιατν. Συμβολα ες τν στοραν το βυζαντινο οκου τν Θιλαντρωπινν//ΙΕΕΕ. Να σειρ. Αθναι, 1929. Τ. 1. Τευχος 4. Σ. 61-74 (см. также рец. В. Лорена в изд.: EO. 1930. Vol. 29. P. 495-497); Ιστορα το Ελληνικο Εθνους. Αθναι, 1980. Τ. 9. Σ. 218, 242, 285, 290) или к братии одноименного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187241.html

В июне 1902 года Воденский митрополит Никодим, состоявший синодальным членом, обратился в священный синод с заявлением о необходимости назначить архиерейского епитропа ( ρχιερατικς επτροπος) в его епархию на время пребывания кириарха-митрополита в Константинополе. Священный синод согласился с этим заявлением и в заседании 6 июня возложил обязанности архиерейского епитропа в Воденской епархии на епископа Илариона, бывшего Иериссо и Святой Горы, который и был снабжен необходимыми документами и отправлен к месту назначения 135 . 15 июня в патриаршем ставропигиальном монастыре Богородицы «Скалоти» близ города Эноса совершена была хиротония Скопийского митрополита Фирмилиана, при участии членов священного синода – митрополитов Хиосского Константина, Воденского Никодима и Литицкого Никифора, которые специально для этого были командированы из Константинополя 136 . Прокриты и антипросопы общественных учреждений Скопийской митрополии принесли Церкви благодарность по поводу хиротонии Фирмилиана, а последний, прибыв в свою резиденцию Дедеагач, был сердечно встречен паствой, о чем и уведомил патриархию 137 . В июне 1902 г. Критский митрополит Евмений официально сообщил Великой Христовой Церкви, что местный епископский собор ( ατθι επιо κοκπικ ονοδος), обсудив вопрос о замещении вакантной епископии Аркадийской, избрал епископом преподавателя Закона Божия в Ираклийской гимназии, архимандрита Василия Маркаки, окончившего курс в Халкинской богословской школе. Священный синод Константинопольской Церкви, заслушав это извещение, утвердил избрание нового Аркадийского епископа 138 . На одном из заседаний в августе 1902 г. священный синод подтвердил, чтобы митрополит Ириконисский Софроний, по примеру своего предшественника Парфения, проживал в течение первой половины года в Алоне и в течении второй – в Мармара, как это и было определено при избрании Парфения 139 . 19 октября священный синод в очередном заседании обсуждал вопрос о замещении Маронийской митрополичьей кафедры. Дело в том, что против Маронийского митрополита Константия была возбуждена его паствой жалоба пред священным синодом, причем народ просил удалить митрополита из епархии. Кроме того, в Константинополь, по уполномочию от паствы, прибыли архиерейские епитропы в Ксаное и Кавалле, которые засвидетельствовали справедливость возбужденной против митрополита Константия жалобы и аргументировали новыми данными просьбу народа. В виду этого священный синод постановил удалить временно за штат ( ες προσωριν ν ιαθεσιμτητα) Маронийского митрополита Константия 140 , а Маронийскую кафедру заместить другим лицом. В качестве кандидатов были указаны: Анкирский митрополит Николай, епископ Панфила Мелиссин и архимандрит Афанасий Ласкари. После голосования в патриаршем храме, Маронийским митрополитом был избран бывший Анкирский митрополит Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Первое издание увидело свет в 1819 г. в Венеции в типографии Паноса Феодосиу из Янины. В 1855-1857 гг. в Эрмуполисе (о-в Сирос) было предпринято издание одноименной книги в 3 томах, в к-рой, однако, полностью изменена композиция издания 1819 г. и имеется немало произвольных добавлений и сокращений, в связи с чем его обычно не рассматривают как 2-е издание «Нового Лимонаря». Вторым является афинское издание 1873 г., к-рое представляет собой перепечатку издания 1819 г., произведенную без существенных изменений. Иногда 3-м и 4-м изданиями «Нового Лимонаря» считают 1-е и 2-е издания «Нового Хиосского Лимонаря» (ΝΧΛ. 1930, 1992), что не представляется корректным. Во вводной части «Нового Лимонаря» содержится написанная рифмованным пятнадцатисложником эпиграмма «На божественного Макария, бывшего архиепископа Коринфского, именуемого Нотара» (творение прп. Никифора). Основная часть «Нового Лимонаря» включает переведенные М. Н. на «простой язык» Жития свт. Авксивия, еп. г. Солы на Кипре, мч. Кодрата и его дружины, преподобных Варнавы, Софрония и Христофора (с рассказом об иконе Божией Матери Сумела), свт. Тарасия, патриарха К-польского, 42 мучеников Аморийских, прп. Христодула Патмосского, прп. Иосифа Самакоса. Кроме того, М. Н. были «переписаны» Жития прп. Филофеи Афинской (пам. греч. 19 февр.) и свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского (пам. греч. 17 дек.). Согласно примечанию издателей (ΝΛ. 1819. Σ. 151), М. Н. составил Мученичество нмч. Митра ( 1794; пам. греч. 28 мая). «По просьбе и побуждению» святителя прп. Никифор Хиосский исправил службы прп. Герасиму Кефалинийскому (пам. греч. 16 авг.) и прп. Матроне Хиосской (пам. греч. 20 окт.) (Ibid. Σ. 32, σημ. 1), а прп. Афанасий Паросский перевел Синаксари Триоди и Пентикостария Никифора Каллиста Ксанфопула. «Новый Лимонарь» представляет собой сборник достаточно разнородного состава, к-рый был призван удовлетворить потребности самых разных групп греч. христ. сообщества. Часть текстов явно ориентирована на хиосскую общину, нуждавшуюся в книге, где были бы собраны службы по преимуществу местным, особо почитаемым святым. Многочисленные жития новомучеников и службы в их честь были востребованы в разных частях греч. мира, т. к. в этот период, с одной стороны, с особой силой возобновляется феномен «произвольного мученичества», а с другой - возрастает неприятие «нового мученичества» в кругах, связанных с К-польской Патриархией, а также у нек-рых иерархов (ср.: ΝΧΛ. Σ. 202). Поэтому «Новый Лимонарь» содержит апологетические тексты, призванные доказать важность «нового мученичества». Книга могла быть использована и на практике - при подготовке мученика к подвигу, а также при погребении совершившего подвиг мученика ( Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 126-130, 139-141). Гимнографические тексты в честь М. Н.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Но царь не уступал. Возгоралась борьба между представителями гражданской и церковной власти в Византии. Жертвой ее был защитник монахов – патриарх Михаил Керулларий, которого Исаак велел заточить на остров Приконнез и который вскоре после того умер. Тем не менее победа в конце концов осталась на стороне монахов: Комнин, пораженный многознаменательной смертью Керуллария, 688 публично раскаялся в своем поступке и оплакал свой грех. 689 После этого он изменил свое отношение к монахам, а в конце 1059 г., отказавшись по болезни от престола, он и сам постригся в Студийском монастыре. Здесь он прожил, по свидетельству Никифора Вриенния, 690 около года и провел время в таком смирении и послушании, что даже исполнял обязанности привратника. Супруга Исаака Екатерина и дочь Мария последовали его примеру и подвизались в монастыре Мирелея. Преемник Исаака – Константин Дука оказывал царственному семейству всякие почести, именовал Исаака владыкой и царем, уступал ему даже председательство, когда тот посещал его. Перед смертью монашеская царственная чета богато украсила храм Студийского монастыря, при котором Исаак был и погребен. 691 Благоденствие монахов, восстановленное Константином Дукой, продолжалось и при его преемнике Романе IV Диогене (1068–1071) и отчасти при Михаиле VII Парапинаке (1071–1078). Роман Диоген увековечил свое имя в истории византийского монашества постройкой монастыря во имя Преображения Христова на острове Проте, одном из Принцевых; после насильственного пострижения и ослепления он жил в нем короткое время, здесь умер и погребен. 699 Памятником благоволения царя к монахам может служить и его хрисовул хиосскому Новому монастырю, которым подтверждались все права и привилегии этого самостоятельного независимого монастыря. 700 Супруга Диогена – императрица Евдокия разделяла симпатии своего мужа. Она основала в предместье Стеносе, при море, монастырь Пиперевс, или Пиперуди, во имя Пресвятой Богородицы. Сюда она была заключена своим сыном Михаилом Парапинаком после низложения Романа, здесь была пострижена и доживала свой век; лишь на время она отлучалась, с разрешения сына, на остров Проту для погребения мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Однако, волнение в монастыре не улеглось, Стефан даже удалился из него, но при помощи патриарха опять принял на себя управление 168 . К игумену Стефану потом приходил для ознакомления с общежительным уставом игумен Икосифиниссы Никифор 169 . Патриарх внимательно наблюдал и за приходскими монастырями. В декабре (10) 1835 г. он отправил митрополиту Арты Неофиту и прокритам руководственные указания относительно лучшего управления местными приходскими монастырями 170 , а в конце следующего года предписал этому митрополиту, чтобы он для каждого монастыря назначал особого игумена, а не одного на два монастыря 171 . В 1837 году возникла вражда между игуменом монастыря Богородицы Δαδις Венедиктом с одной стороны и митрополитом Дидимотихи Аверкием и прокритами с другой, которая и была представлена на суд патриарха. Григорий, рассмотрев дело, сохранил за Венедиктом игуменство, поручив держать в монастыре и учителя, а митрополиту предоставил наблюдение за обителью 172 . Отцам приходских монастырей янинской епархии патриарх приказал платить местному митрополиту Иоанникию обычные взносы 173 . Относительно внутренней жизни в монастырях Григорий сделал такие распоряжения. В виду того, что на Афоне иногда рукополагались в священные степени лица недостойные, патриарх посланием от 12 февраля 1838 г. предиисал местным властям не рукополагать священников и диаконов и не постригать монахов без предварительного испытания в течение двух, трех и более лет и рекомендовал вообще обращать самое большое внимание на нравственность святогорцев, в частности тех, которые отправляются в качестве таксидиотов 174 . По прежнему на Афоне не прекращались споры о поминовении с коливом и о св. причастии, поэтому патриарх предписал киноту (19 марта 1836 г.) прочитать и распространить среди монахов синодальные грамоты патриарха Григория V относительно предмета споров 175 . Дриинупольскому митрополиту патриарх 3 мая 1839 г. писал, чтобы он запретил монахам местных монастырей, ставропигиальных и приходских, оставлять на ночь женщин, даже с мужьями и детьми 176 . Подобное предписание было отправлено и экзарху Метсова относительно трех здешних ставропигий 177 . Господарю Валахии Гике патриарх выразил (1836 г.) благодарность за постановление, что впредь без рекомендации патриарха в местные монастыри не будет приниматься ни один инок 178 . Игумену хиосской Να Μον патриарх запретил (1840 г.) освящение храма, так как право это принадлежит епископу, а иеромонахам – служить в селах, без разрешения митрополита Софрония 179 . Наконец, игумену монастыря св. Архангелов на Симе Григорий запретил являться в храм села в мантии и с патерицей 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

М. род. в Эфесе в христ. семье. Она приняла св. Крещение, уже когда отец ее скончался, и, еще будучи отроковицей, с особым усердием посещала гробницу мц. Ермионии , дочери ап. Филиппа . М. извлекала из гробницы миро и раздавала его всем желающим, за что ее стали называть Миропией, т. е. имя святой на самом деле, видимо, является ее прозвищем. Когда имп. Деций (249-251) начал гонения на христиан, мать М. взяла дочь и бежала на Хиос, где у нее было родовое поместье. Там они тайно молились. Однажды на Хиос прибыл архонт Нумериан. По его повелению был схвачен за исповедание Христовой веры воин мч. Исидор , «муж чудный и благоговейный». Т. к. он отказался отречься от Христа и поклониться идолам, то Нумериан подверг его пыткам и осудил на казнь через усечение мечом. Затем тело святого было брошено в ущелье на съедение зверям и птицам. В некотором отдалении была поставлена стража с тем, чтобы христиане не украли тело Исидора. Ночью М., когда воины уснули, вместе со служанками унесла мощи Исидора, помазала их миром и погребла на почетном месте. Архонт велел заковать стражников в цепи и послать их на поиски тела, а если оно не найдется, то отрубить им головы. Стражники отправились искать похищенные мощи мч. Исидора по всему острову. Не желая быть виновной в смерти стражников, М. открыто объявила о соделанном. Стражники привели ее на суд к архонту. За дерзкие ответы тот велел провести ее по городу, избивая дубинами. Еле живую М. бросили в темницу. В полночь, когда мученица молилась, свет осиял всю камеру и пред нею предстали сонм ангелов и мч. Исидор, который призвал святую следовать за ними. Услышав эти слова, М. с радостью предала свою душу Господу. Помещение наполнилось неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один из них рассказал обо всем священнику и принял св. Крещение, а впосл. сам удостоился мученического венца. Тело М. было с честью погребено христианами. В «Новом Лимонарии» помещены служба М. мон. Никифора Хиосского с синаксарным Житием (ΝΛ. 1819. Σ. 22-24), в котором пересказывается Житие из стишного Синаксаря с той разницей, что Нумериан назван Нумерием, и указано, что М. была погребена рядом с мч. Исидором. Как очевидец, автор нового синаксарного Жития добавляет, что эти 2 гробницы сохранились до его времени.

http://pravenc.ru/text/2563346.html

В предисловии к «Новому Мартирологу» прп. Никодим привел 5 причин, по которым Богу было угодно, чтобы «новые мученики являлись в наше время». Во-первых, поскольку прошло много лет со времен мучеников первых веков Церкви, у совр. христиан может возникнуть нек-рое неверие или смущение, как эти ранние мученики, будучи обычными людьми, сумели претерпеть столь ужасные страдания; Н. же собственным примером показывают, что мученичество возможно не только в древности, но и в совр. мире, они искореняют это недоверие у своих современников и оживляют в них ослабевающую и угасающую веру. Во-вторых, прп. Никодим подчеркивает миссионерскую роль Н.: мн. Н., родившиеся и выросшие среди «неверных», смело свидетельствовали об истинности христианства перед мусульм. правителями и судьями. В-третьих, благодаря Н. опровергается обвинение со стороны еретиков и инославных (католиков и протестантов), к-рые утверждали, что в правосл. Церкви нет новых святых. В-четвертых, Н. показывают образец долготерпения для всех христиан, страдающих от тирании. В-пятых, Н. являют пример мужества и стойкости для всех христиан, принуждаемых обстоятельствами к принятию мученичества, особенно для тех, кто были на грани отступления от православной веры (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα, 1799. Σ. 7-19). Жития нек-рых Н. ( Георгия Эфесского († 1801; пам. греч. 5 апр.), Иоанна Критского († 1811; пам. греч. 15 сент.), Димитрия Хиосского († 1802; пам. греч. 29 янв.)) составил прп. Афанасий Паросский († 1813). Он же является автором соч. «О том, что новые мученики суть святые и должны быть почитаемы за таковых и без канонического дознания Великой Церкви», в к-ром доказывал важность прославления Н. независимо от офиц. канонизации ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 642). Совместно со свт. Макарием Нотарой и с прп. Никифором Хиосским († 1821) прп. Афанасий подготовил агиографический сб. «Новый Лимонарь», содержащий Жития мн. Н. и службы им ( Μακριος Νοταρς, Αθανσιος Πριος, Νικηφρος Χος. Νον Λειμωνριον. Βενετα, 1819). Во вступлении к сборнику также говорится о значимости «нового мученичества». К. Дукакис включил Жития Н. в 12-томный сб. «Великий Синаксарист» ( Δουκκης Κ. Μγας Συναξαριστς Μεγλη Συλλογ πντων τν Αγων. Αθναι, 1889-1896. 12 τ.), а затем издал их в отдельном собрании ( Idem. Νον Μαρτυρολγιον. Αθναι, 1897).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161). В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р., неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161). Гимнография В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol. 78v - 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δετε μυστικς δελφο» - Ταμεον. Ν 605. Σ. 199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского. Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463. Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10)//DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95. А. И. Макаров, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/64392.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010