Во всяком случае не будет большою ошибкой принять последнее; потому что есть достаточные данные, удостоверяющие, что названная школа при Дионисии II вела свое дело достаточно правильно, почему наставником в ней мог быть и Листарх. По соображениям Мануила Гедеона, названный ученый Грек мог занять преподавательское место в школе в 1546–1547 году. А что патриаршая школа при Дионисии не бездействовала, об этом удостоверяет следующее письмо, адресованное этому патриарху. Навплийский протопапас (протопоп) Николай прислал Дионисию II письмо, в котором говорил: «Ты приложил попечение о восстановлении того, что другие оставляли без внимания по какой-то беспечности. Разумею открытие и восстановление в Константинополе богословских наук. Ибо без этих наук мы чувствуем слепоту в своих очах». 51 Но радость о восстановлении школы скоро должна была превратиться в печаль, ибо скоро начались смуты в церкви Константинопольской и школа прекратила свое существование, кажется, при самом же Дионисии. К счастью, преемник Дионисия II патриарх Иоасаф II (1555–1565 г.) приложил старания о приведении школы в возможный для —24— того времени порядок. Он считается столь же ревностным покровителем школы, как и его предшественник. Из одного письма этого Иоасафа к нашему Иоанну Грозному открывается, что служило целью обучения в патриаршей школе. Патриарх писал: «тут учатся дети, иноки и мipяhe всякого возраста, из коих с Божиею помощью со временем и по многом тщании выйдут архиереи и научатся достойно пасти христиан, как бывало прежде при царях благочестивых». 52 Из этих слов Иоасафа ΙΙ-го однако ж не следует делать заключения, что школа патриаршая была школой духовной. Как кажется, патриарх с особенным намерением подчеркнул то обстоятельство, что школа могла приготовлять и лиц духовных. Он имел в виду возможно больше заинтересовать русского царя патриаршей школой и побудить его к большой щедрости подаяний на нужды патриархии. В действительности рассматриваемая школа, как теперь была и после оставалась школою общеобразовательною.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отчете за 1915 г. сообщалось, что пустошной земли у церкви не было, как не было строевого и дровяного леса, а был только кустарник, растущий по болоту. Все земли Кудеверского причта были нарезаны по предписанию Правительствующего Сената в 1782 г., на что имелись план и межевая книга, утвержденные в 1816 г. Качество церковной земли определено в ведомости как среднее: местами суглинок, местами песчаная, местами " хверщеватый " грунт. Средний доход с земли получался в размере 96 рублей. Церковь была построена среди кладбища, расположенного среди селений Кудеверского погоста и Кудеверского села. Согласно ведомости о церкви за 1915 г. в приходе имелись следующие школы: 1) Церковно-приходская школа в погосте Кудеверь; 2) Министерская двуклассная школа в селе Кудеверь (43 мальчика и 31 девочка); 3) Земская одноклассная школа в селении Бослаки (26 мальчиков Ии 26 девочек); 4) Земская одноклассная школа в селении Дорохово (45 мальчиков и 16 девочек); 5) Земская двуклассная школа в селении Медведово (24 мальчика и 20 девочек); 6) Земская одноклассная школа в селении Дорожково (23 мальчика и 31 девочка). На содержание церковной школы из уездного отделения отпускалось 7 руб. 50 коп., на жалование учащимся - 390 руб., от местной церкви - 105 руб. 77 копеек. В 1915 г. в церковно-приходской школе обучалось 32 мальчика и 10 девочек. 7 марта 1930 г. состоялось заседание Малого Президиума Псковского окружного исполнительного комитета. Был заслушан доклад, который гласил: занять под хлебохранилище церковь в селе Кудеверь. Президиум окрисполкома постановил ввиду того, что церковь в селе Кудеверь бездействовала из-за отсутствия служителя культа и ввиду острой потребности в хлебохранилище разрешить Кудеверскому РИКу временно занять под хлебохранилище церковь в селе Кудеверь. Но уже на заседании Малого Президиума Псковского окружного исполнительного комитета, проходившего 13 апреля 1930 г., рассматривалось ходатайство группы верующих о предоставлении им в пользование Георгиевской церкви Кудеверского района. Президиум окрисполкома постановил:

http://sobory.ru/article/?object=10637

Церковно-приходская школа при храме Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря 107140, Москва, 2й Красносельский пер., 5, стр. 1 Тел.: (499) 264–55-74 Email: psch9325@gmail.com Сайт: http://sch-ks.ru Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова 121351, Москва, ул. Партизанская, 7, корп. 2 Тел.: (495) 416–41-93 Email: orthoschool@yandex.ru Сайт: http://orthoschool.ru Школа «Димитриевская» 119049, Москва, Ленинский проспект, 8, корп. 12 Тел.: (499) 236–98-83, 8–963-612–44-42 Email: pravschool@gmail.com Сайт: http://pravschool.ru Школа «Живоносный источник» в Царицыно 115516, Москва, ул. Солнечая, 3 Тел.: (499) 218–12-72, факс: (499) 782–98-41 Email: gimjivist@mail.ru Сайт: http://живоносныйисточник.рф Школа при Андреевском монастыре 119334, Москва, Андреевская наб., 2 Тел.: (499) 135–71-00 Email: andreevskaya2@mail.ru Сайт: http://andreevskaya-school.ru Школа «Свет» 125083, Москва, ул. 8 Марта, 6г Тел.: (495) 614–37-75, 614–29-36 Email: gimnaziasvet@yandex.ru Сайт: http://svet-school.ru Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия 115409, Москва, ул. Кошкина, 6 Тел.: (495) 324–83-28, 324–83-29 Email: info@ellada.ru, director@ellada.ru Сайт: http://ellada.ru МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ (Московская обл.) Православная гимназия во имя великомученика Георгия Победоносца 143400, Красногорск Московской обл., ул. Райцентр, 3; ул. Ленина, 8 Тел.: (495) 562–46-86 Email: znamenie2005@mail.ru Православная гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского 142210, Серпухов Московской обл., ул. Октябрьская, 40, стр. 12 Тел.: (4967) 39–11-03, 39–11-02, 72–46-25, факс: 35–22-55 Сайт: http://inokini.ru Православная гимназия (город Коломна) 140413, Коломна Московской обл. (Щурово), ул. Октябрьская, 3 Тел./факс: (496) 613–71-98 Email: orth_gymnasia@mail.ru Сайт: http://orth-gymnasia.ru Православная гимназия имени преподобного Андрея Рублева 144003, Электросталь Московской обл., ул. Николаева, 36а Тел.: (49657) 2–52-34 Сайт: http://gimnrublev.ru Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

http://azbyka.ru/katehizacija/obshheobra...

Каков же был дух и характер образования? Какова организация, план и методы школьного преподавания? Элементарная школа по своему строю была церковною школою. Преподавание в ней вели лица духовные. Гонимые иконоборцами, иноки часто становились народными учителями. В этой роли они проникали в отдаленные уголки империи, всюду несли церковную грамоту и везде были, нужно сказать, желанными гостями. И светские учители, если не желали оставаться без учеников, должны были уже приспособляться и удовлетворять запросам общества, настраиваемого монахами. Оттого-то положительно можно утверждать, что все элементарное образование покоилось на религиозных началах. Следовательно, для Феодора элементарная школа по духу была продолжением домашнего религиозного воспитания. Уход и пример религиозной матери сменился влиянием духовного лица или церковно настроенного светского учителя. Семья подготовляла к школе, а школа продолжала воспитание и образование в том же духе. Гармония достойная внимания! Как всегда и везде, элементарная школа брала на себя не сложную задачу научить детей читать, писать, считать и петь. В рассматриваемую нами эпоху, для чтения употреблялись по преимуществу книги церковные, как-то: псалтирь, часослов и Новый Завет . Пение, конечно, было церковное и по напевам и по содержанию песнопений. Для практической деятельности элементарная школа давала ученику навык писать и считать. О прикладных знаниях в школе не заходило и речи. Это дело жизненного навыка и опытности, так думали тогда. Задача школы считалась выполненною, если она насадила в душе ученика любовь к церкви и всему церковному и сообщила ему некоторый навык к участию в качестве чтеца, певца и прислужника. Этим школа отвечала вполне запросам современного ей общества. От элементарных знаний, искавшие образования переходили в средне-образовательную школу. По наследству от предков достался византийцам иконоборческого периода выработанный и вполне законченный курс среднего образования. Нормою его было семь свободных искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

На острове Патмосе, при монастыре св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в 1900 году вновь восстановлена богословская школа, первоначальное основание коей относится к 1713 году. В течение всего XVIII века патмосская школа была самой лучшей на всём греческом востоке, именовалась академией и считалась главным рассадником богословско-философского просвещения в константинопольском патриархате. Своей славой патмосская академия была обязана основателю иеромонаху Макарию, отличавшемуся замечательным богословско-философским образованием и редким ораторским талантом, и дидаскалу Даниилу Керамевсу, не менее замечательному учёному филологу и оратору. Даниил Керамевс скончался в 1801 году, оплакиваемый своими многочисленными учениками и почитателями. С его смертью окончился и блестящей период в истории патмосской академии и начался её упадок. На это повлияли, прежде всего, события 1821 года, а затем – открытие в Афинах национального университета с богословским факультетом, который стал отвлекать от патмосской академии многих её учеников. Тем не менее патмосская богословская школа существовала до конца семидесятых годов, когда она была преобразована в простую первоначальную школу с курсом наших прогимназий. Во всё это время школа находилась под управлением дидаскалов-иеромонахов и имела курс учения общеобразовательный и богословский. Летом 1900 года на Патмосе вновь предпринято устройство богословской школы. Этим делом занялся игуменский совет местного монастыря св. апостола и евангелиста Иоаина Богослова, при содействии профессора афинского университета Маргарита Евангелинидиса и некоторых светских патриотов. Здание школы устраивается на месте древнего храма Откровения, в пределах упомянутого монастыря. Школа должна иметь важное значение в деле религиозно-нравственного просвещения греков, так как, по словам г. Евангелинидиса, из одного города Афин сюда поступит до 40 воспитанников, лишь только школа откроется, а затем здесь будут изучать богословие монахи патмосского монастыря и молодые люди с островов Самоса, Хиоса, Икарии и других мест в пределах Эгейского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Сарсы Вторые. Сарсинский Боголюбский монастырь. Памятник на Монастырской горе /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Из " Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года " (под редакцией Н.А. Тройницкого С.-Петербургского издания 1905 г.) на странице 155 можно узнать, что в деревне Сарсы Вторые населения 605 человек из них православных - 101 и 489 - язычников. Далее в книге " Православные монастыри Российской Империи " (составитель Л.И. Денисов, Москва. Издание Д. Ступина, 1908 г.) на страницах 657-658 под 666 указан Боголюбский женский монастырь: " Основан по определению Св. Синода от 9 ноября 1901-11 марта 1902 г. для просвещения черемисов-язычников и татар-магометан, на средства заведующего местным миссионерским станом миссионера архимандрита Зосимы, пожертвовавшего, кроме построенных им монастырских корпусов, капитал в 30 тыс. руб. на участке земли в количестве 50 дес., пожертвованных местными землевладельцами Н. и Л. Кунгурцевыми. Школа-приют на 20 мальчиков для обучения грамоте и столярному ремеслу. Школа-приют на 20 девочек. Богодельня для пристарелых и немощных из новообращенных инородцев. Церк. Вед. 1902. Боголюбский монастырь, общежительный, в селе Сарсах Вторых, Красноуфимского уезда. Учрежден в 1901-1902 годах с миссионерскими целями. При монастыре школа-приют для девочек и школа-приют для мальчиков с ремесленными классами; крещеные дети инородцев (черемис и татар) на полном содержании монастыря. Для престарелых из новообращенных инородцев при монастыре устроена богадельня. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1896 году в селе Сарсы Пермской губернии Красноуфимского уезда по благословению святителя Феофана Затворника Вышенского, архимандритом Зосимой (Рашиным) был основан женский миссионерский монастырь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При монастыре были открыты: школа-интернат для мальчиков, школа-приют для девочек-черемисок, странноприимная для обездоленных крещеных инородцев. В игуменском корпусе располагалось помещение для отцов-миссионеров, приезжавших в обитель на труды и отдых.

http://sobory.ru/article/?object=22077

Всех церквей в епархии насчитывается до 80, но многие из них не благоустроены и неблаголепны. Из храмов митрополитом Павлом построено свыше десяти. Священников в епархии – 68, из них 14 рукоположены митрополитом Павлом. Таким образом, священников в епархии меньше, чем церквей, и в силу недостатка в пастырях до 20 храмов были временно закрыты. Митрополит построил и до 20 начальных школ изыскал средства на постройку здания митрополии в селе Аль-Хадас, которое служит его резиденцией. Под управлением митрополита находятся шесть монастырей, а именно: св. Георгия аль-Харф, св. Михаила, св. Иоанна Дума, Пресвятой Богородицы Хаматура, Пресвятой Богородицы Нурие и Пресвятой Богородицы Кафтун. Монастыри имеют немногих иноков и бедны в материальном отношении, так как их имения в течение многих лет не обрабатывались и не культивировались. Митрополит имеет от своей епархии ежегодно до 10.000 франков дохода. Православная паства Ливанской епархии немало страдает от враждебно настроенных маронитов. 14 . Хауранская или Бострийская митрополия была открыта в начале 1908 года и в том же году, 23 июня, на кафедру этой митрополии был хиротонисан высокопр. Захария (Ражи), «пречестный и экзарх каменистой Аравии». Епархия расположена в казах Агират, Суеда, Сальхад, Дираа и Бисраль-Харир в Хауране, где живут не только христиане, но и мусульмане-арабы и друзы, при чем последние составляют господствующую и более сильную часть населения и враждебно относятся к христианам. Православное население Хауранской епархии простирается до 6.000 человек и обитает в селах – Изра (здесь есть древний храм св. Георгия, но священника и школы нет, хотя у католиков есть и священник, и школа), Мофбин (школа открыта митр. Захарией, храма нет, священник совершает богослужения в частном доме), Рахам (есть школа и дом для богослужения, но священника нет), Ад-Дара (есть школа, храм и священник), Аль-Аслихат (тоже), Аль-Жубайб (школа есть, но храма нет, священник совершает богослужения в разных домах), Хараба (есть древняя церковь и два священника, школа; митрополит Захария предпринял постройку здесь здания митрополии), Муаррабат (нет ни храма, ни священника, но школа есть), Гасм (тоже), Ира, Симаж, Тысья и Аиз (тоже), Аль-Курайят (есть только священник) и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Михаило-Афонская Закубанская пуст., общ., в Кубанской обл., в 40 в. от г. Майкопа, в 8 в. от станицы Царской. Основана в 1877 г. афонским иеромонахом (затем архимандритом) Мартирием в памяхь покорения Кавказа. Устав принят св. Афонской горы. При пустыни больница с бесплатным лечением, школа грамоты, странноприимный дом на 5000 человек и метеорологическая станция. Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пуст., общ., в Кубанской области, в ущелье р. Большого Зеленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской. Основана в 1889 г. иноками Афонского Хиландарского мон. под руководством иеромонаха Серафима. Здесь находятся развалины древних христианских храмов Кавказа. Устав в мон. св. Афонской горы. В мон. трапезной Александро-Невского храма хранится крест из дикого камня, сооруженный в 1013 г. Местночтимой святыней служит копия Гербовецкой иконы Божией Матери. При пуст. богадельня для престарелых воинов и иконописная школа. К пуст. приписан Покровский скит, близ ж.-д ст. Гулькевичи. Черноморская Екатеринино-Лебяжская Николаевская пуст., зашт., общ., в Кубанской области, близ о. Тамани, на Лебяжьем острове, в 120 в. от г. Екатеринодара, в 20 в. от Каневской и Брюховецкой станиц. Основана в 1796 г. Пря ней школа, больница, детский приют и мастерские: иконописная, столярная и др. Женские: Иоанно-Мариинский , 2 кл., общ., в 3 в. от г. Ставрополя. Основан в 1859 г. из существовавшей с 1847 г. женской общины. При нем школа. Марие-Магдалинская Черноморская пуст., 3 кл., общ., в 12 в. от станицы Тимошевской, в 92 в. от г. Екатеринодара, в Кубанской области. Основана в 1848 г. При ней школа и детский приют. Покровский , общ., близ станицы Динской, Екатеринодарского y., Кубанской области. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1899 г. При мон. школа и странноприимный дом. Спасо-Преображенский , общ., близ аула Сенты, Баталпашинского отдела, Кубанской области. Учрежден в 1897 г. из женской общины, устроенной в 1892 г. при древнем храме в Тибердинском ущелье. Возобновленный храм, основанный в X в., освящен в 1896 г. во имя Преображения Господня. При мон. больница для прокаженных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Эти принципы, как нельзя более, отвечали духу протестантизма, и он легко подчинился им и усвоил их охотно. Но вместе с этим пред протестантами вставала другая задача. В самом деле, если бы протестанты, отвергнув христианские догматы, избрали для себя руководящими началами религиозной жизни одни – разум Канта, другие – чувство Шлейермахера, третьи – творческую идею Гегеля, то от этого церковная община протестантов распалась бы и церковь , если только она существует у протестантов, обратилась бы просто в религиозно-философский кружок. Итак, нужно было спасти целость церковной общины, удержать отдельных протестантов в зависимости от неё, – задача весьма трудная, так как нужно было соединить два несоединимых принципа: принцип свободы убеждений с принципом подчинения церковной общине. В той борьбе религиозно-философских гипотез и мнений, которые развились на этой почве, возникли в протестантстве в XIX веке разные богословские школы. Школа романтическая, основанная Шлейермахером, которая идеи Канта подчинила религиозному чувству, которое воспитывается в человеке церковным преданием. Школа идеалистическая, напротив, подобно Канту и Гегелю, защищала абсолютные права спекулятивного и теоретического разума. К Гегельянским теориям примыкает школа Тюбингенская, основанная Бауром, которая поставила для себя задачей найти транцендентальное единство в отдельных моментах эволюции. От Гегеля ведёт своё происхождение и школа радикальная, основанная Фейербахом (1804–1872), положившим начало агностицизму и школа либеральная или, проще сказать, неверующая, основателем которой был К. Гасе (Hase) (1800–1890), главные представители которой в настоящее время суть: Бидерман (Biedermann), Липсиус (Lipcius) и упомянутый уже нами Отто Пфлейдерер. Школа, основанная Ричардом Роте (Rothe), очень близко примыкающая к кантиантству, которая носит имя соединённого богословия, стремится соединить элементы психологический и исторический, науку и предание, Канта и Шлейермахера. Но этот богословский эклектизм не был жизненным: он никогда не занимал выдающегося места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Прислушаемся еще к этим указаниям у нас относительно женских церковных школ. Возникает, например, женская школа, и в нее является девочек 15–20. Учат в ней по-обычному, но учит учительница; занимаются рукоделием и пением, сносное помещение – и школа по числу учащихся растет. Вместо прежних 15–20 является в школу девочек 30–35, а иногда много больше этого. Трудно матерям отпускать в школу своих дочурок – малютка меньше десяти лет уже помогает матери по дому. Она и хату подметет, она и посуду помоет, братца или сестру заколышет и в другой работе поможет. Девочка не то, что мальчик, которому занятие бывает только летом с лошадью или у стада, для нее всегда занятие найдется. И однако матери с ощутительным затруднением для себя отпускают девочек в школу, чтобы научили их «Богу» (то есть молиться) да полезному делу. И сами девочки любят такую школу. Если по какой-нибудь причине их не отпускают на занятия, они убегают из дому без позволения, обращаются к посредству священника, наведываются к школе в неучебное время. Иногда приходят в школу из хуторов за пять верст (так путешествуют девочки в школу Красногорского монастыря Полтавской епархии). Оживление и благотворное движение девочки-школьницы вносят в круг женщин всего селения. Все это говорим на основании живых примеров нашей епархии. Но вот – другая картина. Открывается школа в удовлетворительном помещении, является девочек 15–20. В ней обучает обыкновенный псаломщик, рукоделие не преподается, пения нет – и школа видимо тает. В среде крестьян усиленно раздаются голоса, что школа для девочек – дело лишнее, что для бабы вообще это не нужно. Постепенно число учащихся девочек уменьшается, так что на третий год женская школа по необходимости становится смешанной. Так сама жизнь указывает, что нужно для женской школы. К счастью, у нас случаи первой категории попадаются чаще, чем второй. Под впечатлением живых образцов воображение рисует нам хорошую женскую школу в следующем виде. Небогатое помещение, но чистота в нем образцовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010