В 1-й трети ХХ в. зап. ученые подвергли пересмотру и периодизацию, и само понятие Н. ш., установив, что новые тенденции в муз. искусстве 1-й пол. XV в. имеют северофранц. происхождение. «Принципиальной художественной заслугой этой эпохи (как в музыке у Дюфаи, так и в живописи у Яна ван Эйка) является, по мнению Бесселера, осуществление перехода от «готики» к собственно «нидерландской эпохе», начинающейся с поколения Й. Окегема. Этот переход, произошедший в искусстве того времени, связывается им с возвышением… Бургундского герцогства» ( Лопатин. 2010. С. 29-30). В свою очередь мастера «бургундской школы» испытали влияние англ. композитора Дж. Данстейбла. По мнению П. Ланга, предложившего в 1939 г. термин «франко-фламандская школа», «французы, нидерландцы и итальянцы, также испанцы и поляки вносили свой вклад в универсальную европейскую музыкальную культуру, которая фактически не имела географических разделений» (Там же). Тем не менее наименование «нидерландская школа» имеет право на существование, если принять во внимание, что ее представители были выходцами из Исторических Нидерландов, и если считать, что оно не указывает на географические рамки, поскольку нидерланд. композиторы работали практически по всей Европе. В последнее время принято выделять 5 поколений композиторов Н. ш. К 1-му поколению относят Г. Дюфаи (ок. 1397-1474) и Жиля Беншуа (ок. 1400-1460). Дюфаи работал в Камбре, Римини, Болонье, Риме, во Флоренции, в Савойе; Беншуа - в Монсе, Лилле, Суаньи. Ко 2-му поколению относится Й. Окегем (ок. 1410, близ Монса - 1497, Тур), который работал в Антверпене и Мулене (Франция), Париже и Туре. Композиторы 3-го поколения - Жоскен Депре (ок. 1450-1521) и Я. Обрехт (1457/58, Гент - 1504/05, Феррара); 1-й работал в Экс-ан-Провансе, Милане и Риме, Ферраре и Конде-сюр-л " Эско, 2-й - в Утрехте, Камбре, Брюгге, Антверпене. А. Вилларт (ок. 1490-1562), главная фигура 4-го поколения, работал в Ферраре и Венеции, где стал основателем т. н. венецианской школы . Самый известный представитель 5-го поколения, О. ди Лассо (1532-1594), жил в разных городах Италии, а также в Монсе, Антверпене и Мюнхене. Кроме упомянутых к Н. ш. относятся А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс, Ч. де Роре, Ф. де Монте и др. Многие из названных композиторов были певчими, регентами в капеллах крупных церквей, вплоть до папской, также в аристократических капеллах; некоторые имели духовный сан.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ФУЛЬДСКИЙ [нем. Adam von Fulda] (ок. 1445, Фульда - 1505, Виттенберг), нем. церковный композитор, теоретик, поэт и историк. До 1490 г. жил в бенедиктинском мон-ре Форнбах (около Пассау), затем работал при дворе курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого в Торгау, где с 1491 г. (по др. данным, с 1498) возглавлял дворцовую капеллу. С 1502 г. профессор музыки в Виттенбергском ун-те. В 1503-1504 гг. по поручению Фридриха написал историческую хронику Саксонии. В музыкально-теоретическом трактате «De musica» (1490; единственная рукопись сгорела в Страсбурге в 1870), высоко отзываясь о Г. Дюфаи и А. Бюнуа (см. Нидерландская школа ), А. Ф. отчасти пересматривает восходящее к Боэцию и ставшее традиц. деление музыки на «мировую», «человеческую» и «инструментальную». Не отрицая существования первых двух, он подчеркивает, что «мировую» рассматривают математики, а «человеческую» - физики (Gerbert. P. 333а), тем самым способствуя метафоризации этих понятий (что было в русле исторической тенденции). Развивая традиц. для средневековья тему похвалы музыке, А. Ф. заключает, что она «в конечном счете способствует спасению души» (Ibid. P. 335а). Большая часть церковномуз. сочинений А., написанных в позднеготическом бургундском стиле - месса, «Magnificat», 7 гимнов, 2 антифона, респонсорий,- является четырехголосными хоральными обработками; гимны содержат каноны в верхних голосах. Несмотря на то что в своем трактате А. Ф. критиковал менестрелей за недостаток знаний об искусстве сочинения музыки, он иногда использовал светские cantus firmus (гимн «Nuntius celso», в к-ром партия баса цитирует напев вагантов). Одна из четырехголосных светских песен, написанных А. Ф.- «Ach hülf mich leid» (Ах, помоги мне в страдании),- была опубликована Глареаном в его «Dodecachordon» (1547) с его (Глареана) лат. подтекстовкой «O vera lux» (О, Истинный Свет); на протяжении XVI-XVII вв., уже с нем. духовным текстом, она печаталась в протестант. сборниках духовных песен. А. Ф. вместе с Г. Финком и А. Агриколой принадлежит раннему поколению нем. композиторов, усвоивших стиль и технику хоральных обработок нидерл. школы, часто применяя «число» в структурных и символических целях (см. Германия , церковная музыка ). А. Ф. является также автором неск. религ. стихов (опубл. в 1512 с гравюрами Л. Кранаха; переизд.: В., 1914r).

http://pravenc.ru/text/63466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ в христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ вид церковного монодического распева, в котором преобладают короткие мотивы, приходящиеся на отдельные слоги распеваемого текста НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ» символическая композиция, именуемая по первым словам ирмоса 9-й песни канона на Великую субботу прп. Космы Маюмского НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта) НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в.

http://pravenc.ru/rubrics/123062_50.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТИМОРА одна из крупнейших христ. церквей в Индонезии. История возникновения Е.-р. ц. Т. связана с деятельностью нидерланд. Ост-Индской компании. В 1613 г. голландцы изгнали португальцев из Купанга (о-в Тимор) и поставили там свой гарнизон. Через год в Купанг прибыл 1-й пастор - М. ван Брук, отправленный компанией для духовного руководства солдатами. Однако вскоре, заболев малярией, он был вынужден покинуть Купанг. Следующий пастор - К. Серокинд прибыл туда лишь в 1670 г., в 1687 г. был сменен А. Корпиусом, но вскоре новый пастор умер. В 1753 г. пастор Дж. Р. Васмут был переведен в Купанг из миссии на о-ве Роти. На отдаленных островах христианство распространялось по инициативе местных вождей. На остров Роти христианство пришло в 1729 г., когда вождь одного из племен и его семья приняли крещение; вскоре крестились и вожди др. племен. Однако принятие христианства диктовалось в основном желанием обрести более высокий социальный статус. К 1760 г. количество христиан на о-ве Роти достигло 5870. На о-в Саву христианство пришло в 1756 г., через 10 лет здесь было 5 конгрегаций (826 чел.). В этот период на островах не было квалифицированных миссионеров и учителей; все местные христиане продолжали исполнять обряды племенных культов. В 1815 г. была создана национальная церковь - Индийская церковь (Indische Kerk) и местные конгрегации вошли в ее состав. В 1819 г. конгрегации региона перешли под эгиду Нидерландского миссионерского союза. С прибытием на Тимор проповедника Р. Л. Брайюна началось возрождение христ. жизни на Тиморе, Роти и Саву. В 1828 г. конгрегации насчитывали 3 тыс. чел. и 12 школ. В 1850 г. Л. Й. ван Рейн, инспектор Нидерландского миссионерского союза, посетивший Тимор и Роти, написал отчет, в к-ром дал негативную оценку состоянию дел в регионе. В 1854 г. Нидерландский миссионерский союз прекратил работу на Тиморе и конгрегации вновь были переданы под эгиду Индийской церкви, где и находились до 1942 г. В этот период христианство стало распространяться быстрее; возникли новые конгрегации на о-вах Алор, Флорес и Сумбава. Конгрегации на Тиморе были реорганизованы в соответствии со структурой Индийской церкви; для привлечения местного населения в Баа (о-в Роти) была создана школа по подготовке местных учителей, к-рая работала с перерывами с 1902 по 1942 г. Большой вклад в жизнь Е.-р. ц. Т. внес П. Мидделкоп, прослуживший в церкви более 35 лет. Он перевел Библию, религ. гимны и богослужебные книги на даван - язык, на к-ром говорят на Тиморе. Во время оккупации острова Японией (1941-1945) церковь понесла большие потери. Все пасторы-голландцы были интернированы, пасторы, рукоположенные из местных жителей, были обвинены в шпионаже, Декуанан, Рива и Менга были казнены япон. властями.

http://pravenc.ru/text/186857.html

Два пятна и семь лучей: символика «Благовещения» Яна ван Эйка Михаил Кукин Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, руководитель интеллектуального клуба «Культурное дело»; автор книг «Коньковская школа» и «Состав земли», многочисленных публикаций в журналах «Знамя», «Новый мир» и других периодических изданиях. Подпишитесь на наш Телеграм Мы продолжаем великопостный цикл под названием «Сюжеты Великого поста в мировом искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты. Знаменитейшее «Благовещение» (1434 г.) нидерландского художника Яна ван Эйка в свое время принадлежало России и являлось жемчужиной коллекции Эрмитажа. Но в 30-е годы, когда большевики продавали некоторые экспонаты из русских музеев, американский миллионер Эндрю Меллон купил это произведение, и теперь оно украшает коллекцию Вашингтонской национальной галереи. Картина представляет собой узкую вертикальную створку алтаря, который до нас не дошел. Примечательно ее цветовое и композиционное решение. Сопоставляются и противопоставляются два цветовых пятна, два роскошных одеяния: архангел Гавриил в красном вышитом золотом и украшенном драгоценными камнями одеянии с его радужными разноцветными крыльями за спиной — и Мария в темно-голубом одеянии. Эта контрастность усиливается тем, что одежда архангела Гавриила роскошна, то одежда Марии — это просто однотонная гладкая ткань. Эти два ярких цветовых пятна, противопоставленных друг другу, взятые вместе, противопоставлены неярким серым стенам храма, где происходит Благовещение . Далее смотрите: Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/dva-pyat...

172-177 177-184 184-185 185-202 НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в. 203-204 НИДЕРЛАНДЫ [Королевство Нидерландов; неофиц. название - Голландия], гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований (landen): Н.- в Зап. Европе и в Карибском м. (муниципалитеты Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба); Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена - в Карибском м. 204-251 251-276 НИЖЕГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, образована по решению Синода от 15 марта 2012 г. в адм. границах Нижегородской области 276-278 279-311 311-314 314-328 328-355 335-348 349-351 351-356 357-359 357-359 359-363 363-364 364-365 365-366 366-367 НИЗ одна из партий рус. безлинейного многоголосия (строчного пения (троестрочия) или демественного пения 367-369 369-372 НИКА Ника, мц. Никомидийская (пам. греч. 24 и 25 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и др. мученики Никомидийские НИКА часть словосочетания, представляющего устойчивую словесную формулу, к-рая утверждает истинную победу Христа над смертью, сопровождает изображение креста 372-373 НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 373-376 НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) 376-388 НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 388-389 НИКАНДР Никандрович Чернелевский (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (Прусак Никифор Дмитриевич; 1865 - 1918), иером., прмч. (пам. 30 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 389-390 390-393 393-395 395-397 395-397 397-400 400-401 401-402

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Amst., 1829; Науман Э. Иллюстрированная всеобщая история музыки. СПб., 1897. Т. 1; Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. Лпц., 1909; Грубер Р. И. История муз. культуры. М., 1941. Т. 1. Ч. 2. С. 305-468; Пэрриш К., Оул Дж. Образцы муз. форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982; Коннов В. П. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. Л., 1984; Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения: XV в.//История полифонии: В 7 вып. М., 1989. Вып. 2-А; Дубравская Т. Н. Полифония эпохи Возрождения: XVI в.//Там же. 1996. Вып. 2-Б; Кудинова Л. М. Нидерландская школа//МЭС. 1990. С. 381; Тарасевич Н. И. Тема как категория в муз. теории XV-XVI вв.//Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. М., 1992. С. 79-99; Барсова И. А. Tabula compositoria//Очерки по истории партитурной нотации. М., 1997. С. 54-65; Counterpoint and Compositional Process in the Time of Dufay: Perspectives from German Musicology/Ed. and transl. K. N. Moll. N. Y., 1997. (Criticism and Analysis of Early Music; 2); Sherr R., ed. The Josquin Companion. Oxf., 2000; Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. М., 2002. Ч. 1; Бедуш Т., Кюрегян Т. Ренессансные песни. М., 2007; Лопатин М. В. Франко-фламандские мессы XV в.: На рубеже эпох. Эволюция многоголосного письма: Канд. дис. М., 2010; Лебедев С. Н. Нидерландская школа//БРЭ. 2013. Т. 22. С. 611; Рымко Г. А. Тексто-музыкальные формы средневековья - Возрождения: К проблеме классификации//Муз. академия. 2014. 2. С. 139-145; Fassler M. E. Music in the Medieval West. N. Y., 2014. (Western Music in Context: A Norton History); Busse Berger A. M., Rodin J. The Cambridge History of 15th-Century Music. Camb., 2015. Г. И. Лыжов Рубрики: Ключевые слова: КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа КЛАУЗУЛА многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Композиторы Н. ш. нередко закладывали в основание муз. формы числовые закономерности, регулирующие ее пропорции и имеющие символическое значение (напр., троичность и др.). Так, считается, что Дюфаи спроецировал на временные пропорции частей своего мотета «Nuper rosarum flores», написанного к освящению 26 марта 1436 г. купола Флорентийского собора (архит. Ф. Брунеллески), некие пропорции храмовой архитектуры. Основными духовными жанрами в творчестве франко-фламанд. композиторов были лат. месса, «Magnificat», мотет. Вместе с тем их композиционно-технические приемы (в частности, имитационная полифония) распространились и на светскую музыку эпохи Ренессанса (итал. мадригал и фроттола, франц. шансон и нем. многоголосная песня) соответственно на франц., итал., фламанд., нем. и др. языках. Самым плодовитым композитором, отдавшим дань практически всем жанрам своего времени, традиционно считается представитель последнего поколения Н. ш. Лассо. Одна из особенностей его творчества, граничащего в нек-рых проявлениях с муз. маньеризмом следующего века,- то, что он не только сочинял во всех жанрах, но и в исключительных случаях смешивал их, вплетая в светские песни церковные напевы ради пародийного эффекта - уже в значении этого термина, характерного для Нового времени. Хотя понятие строгого письма по традиции относят к вокальной полифонии, по крайней мере светская музыка франко-фламандских композиторов подразумевала возможное участие инструментов. В XVI в. на праздничных службах инструменты могли поддерживать звучание вокального ансамбля. Влияние Н. ш. распространялось на европ. муз. культуру и после эпохи Возрождения. В полифонической технике франко-фламанд. композиторов идеи для творчества черпали мн. выдающиеся композиторы последующих эпох - И. С. Бах, Л. ван Бетховен, М. И. Глинка , С. И. Танеев , И. Ф. Стравинский , А. Веберн, А. Пярт и др. Лит.: Baini G. Memorie storico-critiche della vita e delle opera di Giovanni Pierlugi da Palestrina. R., 1828. Vol. 1; Kisewetter R. G. Die Verdienste der Niederländer um die Tonkunst.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Приходит музыкант, особенно музыкант-неофит: «Ой, что вы тут за примитив поёте? Вот я, музыкант, сейчас такую музыку сочиню, все тут же на колени грохнутся». Это значит, что человек не понимает, насколько каждый звук требует осторожности, знания традиции. Как, какими технологическими приёмами может пользоваться или не имеет права пользоваться тот или иной стиль того или иного времени. Что было характерно для строчного, что для Киево-Печерского распева, что для знаменного, что для демественного, что для романтизма раннего, что для авангарда 20-х годов, что для позднего 20 века, что для диаспоры французской… Что было характерно для всех этих стилей в свой собственный период? Что они нового ввели, что сохранили, в чём продвинулись, что отвергли? Только знание всего этого может дать человеку право сочинить или стилизовать в определенной традиции какой-то свой опус. Самая высшая честь для церковного композитора – это остаться незамеченным, раствориться в контексте какого-то определённого стиля. Яркий пример – заупокойная Литургия Архангельского. Это масштабное произведение, совершенно сейчас неисполняемое. Оно настолько тяжеловесно, что его никто не поёт: технологически сложное, музыкально напыщенное, в общем, в практике невостребованное. Но есть в нем всего четыре такта, которые знает вся Россия –заупокойная ектения. Она так слилась с обиходом, что многие даже не знают, что это авторская музыка.    Творчество – это, прежде всего, знание законов устава и законов традиции. Чем тверже их соблюдает композитор, тем шире простор для его творчества, как ни странно. Это знает любой музыкант-профессионал, который хоть сколько-нибудь изучал историю музыки. Например, в эпоху Средневековья существовала нидерландская школа полифонистов строгого стиля, где были жесточайшие законы голосоведения. И именно на знании этих законов такие композиторы, как Джованни Палестрина, Жоскен Депре свободно писали развёрнутые, красивые сочинения.    – Евгений Сергеевич, клирос, как социальная группа – это что? Каковы критерии взаимоотношений с певчими, как решается или должен решаться на клиросе вопрос оплаты певческого труда?    – Хороший вопрос, однако, мой ответ будет субъективным, потому что я чувствую в себе недостатки, которые не позволили мне удержаться на клиросе профессиональном.

http://pravmir.ru/trebovanie-izlagat-po-...

Да, без сомнения, музыка — это сфера душевная. Но только в душе нашей есть чувства и совсем низкие, и очень высокие. И там, где наши высокие чувства плавно перетекают в область духовного, подвигают человека к богообщению, — это и есть точка взаимодействия музыки и нашего молитвенного обращения к Господу. Такое вот… взаимопроникновение.      — Владимир Александрович, а, к примеру, такие произведения Баха, как «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», на Вас как-то влияли? — Конечно, влияли, но — вовсе не в религиозном плане! Я любил музыку Баха, но — как искусство. И меньше всего, слушая «Страсти», я думал о молитве, скорее — о красоте музыки… Я до сих пор очень люблю музыку Баха, называю его отцом музыки вслед за другими музыковедами. — А какие еще композиторы оказали влияние на Ваше развитие как музыканта? — Начну немного издалека. Когда я, еще учась в консерватории, пришел на Подворье, то был просто шокирован (в хорошем смысле этого слова!) тем, что тут поют простую музыку — обиход. А у меня уже были немалые знания в области музыковедения, у меня имелись свои симпатии. Мне очень нравилась нидерландская полифоническая школа с ее великолепными композиторами, такими, как Джованни Палестрина, Орландо Лассо… На Подворье я внезапно понял, что простота обиходных напевов самодостаточна, к ней не нужно ничего прибавлять. Помните слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто — там Ангелов со сто»? Музыкантам-профессионалам не всегда видится интересным исполнять обиход. Мне же показалось, что я должен всенепременно заняться изучением обихода, потому что чувствовал, что в этом плаваю как топор — другими словами, тону. Теперь я могу сказать, что композитор мне нравится только тогда, когда он пишет простую музыку — при всей сложности музыкальной ткани. Вот, к примеру, возьмем самое, на мой взгляд, сложное, но великолепное духовное сочинение Сергея Рахманинова — «Всенощная»… Там сложнейший музыкальный язык — иногда до четырех-пяти планов хоровых партий доходит музыкальная фактура, но и эта простота присутствует, понимаете? Цементирует эту простоту знаменный распев (обиход!), к которому обращается композитор. Вообще же говорить, что Рахманинов написал «Всенощное бдение», немного некорректно: скорее нужно говорить, что он аранжировал, придал гармоническую краску знаменному распеву, великолепно применил свое полифоническое мастерство. Помните, Михаил Иванович Глинка сказал, что музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем.

http://pravoslavie.ru/64538.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010