Основные направления работы Чтений – «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «История и пути Промысла Божия», «Церковь и общество», «Защита жизни», «Церковь и культура», «Христианство и наука». В рамках этих направлений пройдут следующие секции, конференции и круглые столы: I. Направление «Православное воспитание и образование»: 1.1 Отечественные традиции воспитания и образования в школе. 1.2 Религиозное образование и светская школа; 1.3 Фестиваль духовной культуры. Конференция " Внедрение православной культуры в образовательные учреждения России " . Круглый стол " Детское православное движение " ; 1.4 Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания 1.5 Российская православная гимназия: прошлое, настоящее и будущее; 1.6 Возрождение классического образования; 1.7 Проблемы религиозного образования в высшей школе; 1.8 Священник в школе; 1.9 Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях; 1.10 Воскресная школа: опыт работы и перспективы развития; 1.11 Воспитание подростков с девиантным поведением; 1.12 Роль духовного образования в становлении российского общества; 1.13 Сельская школа: проблемы и пути решения; 1.14 Курсы катехизаторов: задачи, проблемы, решения; 1.15 Церковнославянский язык – преломление традиций в современной культуре; 1.16 Библиотечно-библиографическая деятельность в помощь духовно-нравственному воспитанию; 1.17 IV Всероссийское совещание " Русская школа " . II. Семья и школа: 2.1 Реформы Российского образования и семья; 2.2 Родители за доступность и качество образования; 2.3 Православное понимание любви и брака и их подмены; 2.4 Воспитание целомудрия в условиях современного мира; 2.5 Школа, семья и СМИ; 2.6 Православная семья и жизнь прихода; 2.7 В России все дети – наши. Проблемы беспризорности. III. История и пути Промысла Божия: 3.1 Святоотеческое наследие и воспитание юношества; 3.2 Школа и Церковь в документах архивного фонда России; 3.3 Церковные древности; 3.4 Православие и краеведение;

http://pravoslavie.ru/15117.html

При архим. Иерониме (1868-1871) в Ж. м. была открыта школа для обучения братии мон-ря и сельских юношей с преподаванием Закона Божия и других предметов. Архим. Иероним упорядочил монастырский архив, перевел с молдав. языка на русский все документы. При архим. Ермогене (1872-1880) насельник Ж. м. иером. Максимилиан составил синодик (1872), в к-ром систематизировал все архивные данные Ж. м. В синодике упомянуты основные благотворители обители, описана монастырская б-ка. Известно, что в архиве и б-ке мон-ря хранились копии с документов XVII в., а также неск. старопечатных книг на румын. языке с записями жабских монахов XVIII и XIX вв. По инициативе архим. Синесия (1887-1904) в Ж. м. была открыта школа псаломщиков, к 1916 г.- школа для детей-сирот, средняя школа с 4-годичным обучением, сельская профессиональная школа и 2-годичная школа для подготовки сельских учителей. В 1916 г. Ж. м. был обращен в женский. 20 апр. того же года по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Анастасия (Грибановского) в Ж. м. поселились монахини, бежавшие из оккупированного нем. войсками Леснинского мон-ря (Польша). Общину сестер возглавляла игум. Екатерина (Ефимовская). 23 июля 1916 г. настоятельницей Ж. м. была назначена игум. Нина (Косаковская). Управлявший обителью до 1916 г. архим. Порфирий был перемещен в Гыржавский мон-рь. К 1918 г. Ж. м. насчитывал 208 насельниц (26 монахинь и 182 рясофорные монахини и послушницы). В 1918 г. Ж. м. в составе Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) признал этот переход антиканоничным актом. В 1927 г. еп. Хотинский Виссарион (Пую; † 1964) в стенах Ж. м. открыл профессиональную школу для девушек, где учащиеся помимо обычной школьной программы изучали и богословские предметы, приобретали навыки работы в сельском хозяйстве. Школа, как и подобная ей в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, имела особый статус и устав, утвержденный в 1928 г. Хотинской епархией Румынского Патриархата. Обучение проходило согласно программе начальной школы (5-7-й классы). При поддержке еп. Виссариона летом 1928 г. в Ж. м. был заложен фундамент для здания школы.

http://pravenc.ru/text/182181.html

Образовательная деятельность, духовное просвещение В с. Новоалексеевка Переславского р-на действует образовательный центр Свято-Алексиевской пуст. (архиерейское подворье), в состав к-рого входят правосл. классическая гимназия им. прот. Василия Лесняка, Объединенный св. ап. Андрея Первозванного кадетский корпус Свято-Алексиевской пуст. (состоит из Сухопутного и Морского корпусов, казачьего и музыкального отдельных взводов), трудовая школа, школа искусств, аграрно-политехнический техникум для учащихся 8-12-х классов. В апр. 2019 г. в образовательном центре пустыни учились ок. 300 воспитанников, из них 260 - школьного возраста. При обители действует фундаментальная научная б-ка (более 350 тыс. ед. хр.). Также в пустыни работают более 20 музеев (80 тыс. ед. хр.), зарегистрированных как негос. учреждение культуры «Объединенные музеи Свято-Алексиевской пустыни». При обители действует правосл. культурный центр свт. Филарета Московского. Ежегодно музеи, культурный центр и гимназия организовывают научно-практические образовательные конференции, материалы к-рых публикуют в соответствующих по тематике сборниках. С 1991 г. действует переславская правосл. гимназия, в 2010 г. ей было присвоено имя блгв. кн. Александра Невского. С 1996 г. в гимназии устроена домовая ц. во имя Переславского чудотворца блгв. кн. Андрея Смоленского. В апр. 2019 г. в гимназии обучались 146 детей. С 1994 г. при общеобразовательной школе в с. Ивановском Борисоглебского р-на действует проект «Школа целостного развития» (Ивановская на Лехте школа) с правосл. образовательным компонентом. В состав школы входят кадетский корпус и отд-ние сестер милосердия, детский сад и интернат. В апр. 2019 г. в школе обучались 170 чел. В 2007 г. в Сольбинском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре на базе монастырского приюта для девочек открыта Добрая школа на Сольбе. Школа имеет лицензию и гос. аккредитацию, в ее составе детский сад, общеобразовательная школа и колледж. Выпускники колледжа получают дипломы гос. образца по специальности «хоровое дирижирование» (квалификация «дирижер хора», «преподаватель»), а также внутрицерковный диплом по специальности «регент церковного хора»; в приюте и школе более 100 чел. в возрасте от неск. месяцев до 18 лет.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

С октября 1918 г. на протяжении трех десятилетий в комплексе зданий Витебской духовной семинарии размещались образовательные и культурные учреждения: механико-энергетический техникум; 1-я и 2-я промышленно-экономические школы; вечерние политехнические и сельскохозяйственные курсы; лесотаксаторские и землемерные 29-я советская трудовая школа 1-й (преемница бывшего Витебского мужского духовного училища) и многие другие. 10 октября 1918 г. отдел народного образования при Витебском совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов потребовал удалить из учебных классов школ иконы и другие предметы религиозного Несмотря на это при деятельном участии архиепископа Иннокентия (Ястребова) в витебских школах продолжалось преподавание религиозных предметов. В 1919 г. при Николаевском кафедральном соборе Витебска под руководством священника Николая Околовича начала действовать пастырская школа. Читались лекции по Закону Божию в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской духовной семинарии протоиерей Сергий Учащиеся бывшей духовной семинарии продолжили обучение в 4-й Витебской единой трудовой школе 1-й и 2-й ступеней, образованной в 1918 г. на базе Витебского реального училища, покинувшего свой первоначальный адрес по улице Гоголевской, дом Поскольку повсеместно вводилось совместное обучение, к декабрю 1918 г. коллектив учеников-юношей из семинарии объединили с более подходящим им по возрасту коллективом учениц-девушек из епархиального В 1919 г. 4-я советская трудовая школа 1-й и 2-й ступеней размещалась в бывшем здании Алексеевской гимназии, а в составе педагогов присутствовали семинарские преподаватели: А. А. Красковский был председателем президиума школьного совета, В. К. Каширенинов – В этом же здании помещалась и 5-я школа 1-й и 2-й В 1920 г. 4-я школа находилась в уже знакомом бывшим семинаристам доме М. М. Мочало. Но вскоре 4-я и 5-я витебские школы 2-й ступени переместились на Рождественскую улицу: 5-я школа – на домашний адрес ее директора А. А. в дом а 4-я школа – в соседний дом где также проживал ее директор Ф. В.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Однако со времени введения устава 1887 г. патриаршая центральная священническая школа в Константинополе существовала около двух лет, а потом патриархия, по недостатку материальных средств, вынуждена была закрыть это учреждение, успевшее оказать, не смотря на непродолжительное существование, большую пользу церкви и народу. В самом конце XIX века и вплоть до нашего времени в Константинополе уже не было ни одной священнической школы, назначенной специально для приготовления образованного низшего клира. Из провинциальных духовных школ в настоящее время существует священническая школа Родоканаки – Ροδοκανκειος ερατικ σχολ, основанная в 1882 г. покойным Кесарие-Каппадокийским митрополитом Иоанном в монастыре Иоанна Предтечи, близ города Кесарии. Средства на её содержание были изысканы энергичным основателем, который несколько лет странствовал по городам Малой Азии, разъяснял нужду в устройстве священнической школы дня потребностей местных епархий и собирал пожертвования. Самый щедрый дар был сделан купцом Родоканаки, который обязался в течение семи лет давать ежегодно по 500 турецких лир на содержание школы и его стипендиатов. По фамилии жертвователя школа получила и своё наименование. В первое время своего существования школа очень нуждалась в учебно-воспитательных средствах, так что митрополит Иоанн вынужден был даже исполнять обязанности схоларха 82 , но потом в школе был сформирован полный преподавательский персонал, постепенно была собрана ценная библиотека и учебно-воспитательное дело поставлено на надлежащую высоту. В настоящее время Кесарийская священническая школа имеет шесть классов, в которых преподаются предметы общеобразовательные и богословские. Школа подчинена местному митрополиту, управляется схолархом-архимандритом и в составе преподавателей имеет лиц и с высшим образованием. В школу принимаются молодые люди всякого происхождения, окончившие курс в начальных училищах, желающие посвятить себя и на служение церкви. Они стекаются под кров Кесарийской школы из всех малоазийских епархий, так что школа, как единственное духовно-учебное заведение во всей Малой Азии, готовит клириков для целой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Но возвращаемся к изысканиям правительства в данном направлении. Результатом этих изысканий было Высочайше утвержденное 26 января 1882 года Положение Комитета Министров, по которому было поручено г. Обер-Прокурору Св. Синода, по соглашению с подлежащими ведомствами, дать дальнейшее движение вопросу о предоставлении православному духовенству надлежащего влияния на народную школу. Вследствие этого, в октябре 1882 года при Св. Синоде. была образована комиссия из членов духовного ведомства и Министерства Народного Просвещения, результатом трудов которой были Высочайше утвержденные 13 июня 1884 года «Правила о церковно-приходских школах». Собственно говоря, «Правила» эти школьного вопроса в целом не решили. Но они дали возможность к решению этого вопроса. Они восстановили и дали организацию и права той школе, которая искони по своему духу и задачам была излюбленною школой у народа, совершенно удовлетворяя его духовным запросам и стремлениям. Школа эта есть тип русской народной школы, не по одному только названию, как «школа для народа», а по существу, как школа чисто национальная, исторически сложившаяся к не отделимая от духовного и бытового строя Русского православного народа. Задачи современной церковно-приходской школы те же, что и задачи народной школы при Владимире Святом, Ярославе Мудром, московских царях, – это просвещение учащихся светом Христова учения, воспитание любви к Церкви Православной, послушания её заповедям, подготовка к сознательному участию в жизни церковной. Таким образом, в настоящее время мы имеем пред собою два типа школ: одна школа – новейшая, насчитывающая себе не более 30 лет, школа светская, земская, вольная, как хотите, назовите, только ненародная, преследует задачи общеобразовательные, с целью «развития» темной массы согласно современным понятиям «лучших людей» и выработки из православного крестьянина «человека вообще». Другая школа – древнерусская, существующая со времени крещения Руси, назовем ли ее церковно-приходскою или национальною, бытовою, но во всяком случае народная, по существу, неразрывно связанная с прошлым России и её культурным будущим, преследует задачи развития и укрепления религиозного самосознания и выработки «не человека вообще, а православного».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/na...

Если педагогическая мысль пребывала до сих пор на позиции полуотрицания религии, то это неизбежно создавало и в тех школах, где оставалось преподавание Закона Божия, глубочайший и педагогически весьма опасный дуализм. Я так отчетливо вижу это, когда оглядываюсь на свои гимназические годы, когда я впал на несколько лет в неверие. У нас было очень хорошее преподавание Закона Божиего, мы все обязательно ходили в церковь и в первые годы своей гимназической жизни я оставался верен тому религиозному одушевлению, которое было у меня с детства. Когда на 15-м году жизни я утерял веру, то причины этого, как мне это ясно теперь, лежали в той глубокой двойственности, которая духовно окружала меня в школе, хотя и не сознавал ее. Официально школа была верна религии, но по существу все то, что шло в душу от школы и благодаря ей, уводило душу на пути внерелигиозного миропонимания. Не школа создавала этот дуализм, пронизывающий всю духовную жизнь нового времени, но для детей школа была сильнейшим проводником этого дуализма и этим, конечно, совершенно подтачивала самые корни религиозной жизни. То, что сделала со мной школа в несколько лет, то мне пришлось долго залечивать, и я отчетливо сознаю, что именно в школьный период совершенно невыносим и пагубен разрыв Церкви и школы, религии и современности. Правда, школа наша тогда (да часто и ныне) официально не только не была в разрыве с Церковью, но даже весьма основательно связывала нас с Церковью, но это было тем более духовно опасно, что в то же самое время через школу, через книги, через всю культуру перед нами открывалась иная перспектива, нас увлекавшая и всецело заполнявшая. И здесь необходимо с полной ясностью и строго­стью сказать, что школа вообще не может быть изолированной от жизни, что она неизбежно и невольно является проводником тех идей и настроений, какие живут в данное время в обществе и народе. Вся ненормальность религиозного воспитания до последнего времени заключалась в том, что оно соединялось в школе с тем внерелигиозным, а зачастую и откровенно антирелигиозным жизнепониманием, которым проникнута новейшая культура.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

И при этом готовить его к осознанному сопротивлению власти сил зла. Формировать в наших детях способность различать в потоке интернет-влияния, где зло, а где полезная информация. Этой разборчивости должна учить школа, но сможет ли она? Пока в школе светское понимается как безбожное, школа бессильна воспитать нравственность и духовное мышление, и учителя и родители не знают, что это такое. Это знает Церковь, но школа отдалена от Церкви Божией. Безграмотное понятие о светскости школы как о ее враждебности Церкви пришло из безбожного СССР . На самом деле понятие «светская» означает, что школа не навязывает никакой религии. Но это не означает, что школа должна скрывать знания о существовании Бога, подтвержденные современной наукой, и об исторической роли Православной Церкви в созидании Государства Российского, в многовековом процессе образования и воспитания народа, объединившем народ в едином понимании смысла человеческой жизни и смысла России. Именно школа, если бы она не чуралась Церкви, могла бы отвратить детей от самоубийства. Церковь учит, что самоубийство – самый страшный грех, самоубийца сразу идёт в ад. И это удалось проверить. Сейчас накоплен большой материал по опросам тех, кто вернулся к жизни из состояния клинической смерти. 40% опрошенных ничего не помнят о своем «посмертном» состоянии. Но 60% помнят почти одно и то же, хотя это люди самые разные из разных краев планеты. Сходство их воспоминаний о загробном пребывании убеждает в их реальности. Почти все вспоминают, что им не хотелось возвращаться к земной жизни, им было там хорошо. Но все спасенные самоубийцы в один голос сообщают, что им сразу было жутко! Вот доказательства правоты Церкви. Эти знания спасли бы многих! Но если школа не с Церковью, как ей противостоять силам зла? Бездумные чиновники валят вину за испорченных детей на семью. Но что может семья, если, выйдя из дому, ребенок сразу попадает в лапы зла, уже в своей, детской среде, которую воспитывает домашний телевизор, приучая детей всей страны жить в похабщине и нравственной грязи, как в естественной среде обитания. Да и многие молодые родители уже родились в этой всероссийской помойке, и другого состояния общества они не знают. И многие школьные учителя воспитаны в этой грязи как в норме.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/da...

Притом же все эти школы не имели характера учреждений, прочно устроенных: в одно время они находились в хорошем состоянии, в другое – упадали так, что и совсем закрывались. Средства их были весьма скудны – даже учителя не получали содержания, а если получали, то ничтожное: только любовь многих из них к своему национальному просвещению побуждала их посвящать себя школьной деятельности. Таковы, например, были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская, Мосхопольская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа основана была патриархом Геннадием вскоре же по падении Константинополя. В ней получили первоначальное образование, между прочим, такие просвещенные патриархи, как Максим Философ и Иеремия II. Эта школа находилась в удовлетворительном состоянии только при лучших патриархах, но вообще никогда не была в цветущем положении. Школа в Янине основана во второй половине XVII века; в свое время она была в большой славе. В конце XVII века здесь был учителем Мелетий, впоследствии митрополит Афинский, автор «Церковной истории», а в XVIII веке – знаменитый Евгений Булгарис, человек ученый, оказавший большую услугу греческому просвещению переводом на греческий язык лучших в то время руководств по богословию, логике, метафизике и риторике 312 . Мосхопольская школа, основанная в конце XVII века, в XVIII веке называлась даже академией, но в конце этого века вместе с городом Мосхополем она была уничтожена турками. Школа Патмосская основана в 1711 году ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя, что он преподавал богословские и философские науки и воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но эта школа славилась только при Макарии. Афонская школа была основана в 1753 году в Ватопедском монастыре патриархом Кириллом V при содействии духовенства и мирян. Предполагалось эту школу устроить в больших размерах: приготовлено было помещение для 500 учеников; главным начальником и учителем назначен был вышеупомянутый Евгений Булгарис с содержанием в 1000 пиастров (в то время жалованье весьма значительное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При основании прихода не было ни одного человека грамотного, и школ не было до 1869 г. В этом году, в июле, уездным земством основана при церкви школа, в которую преподавателем Закона Божия и других предметов поступил священник Александр Быстряков, с платою 120 р. с. в год. В том же году, в октябре, правлением Воспитательного дома, устроена школа для питомцев, в Вейколове, в версте от церкви. Учителем сюда назначен был питомец Воспитательного дома, а Быстряков следил за преподаванием Закона Божия. В 1874 г. в приходе открыто было несколько школ, в которых за преподаванием Закона Божия наблюдал священник Быстряков; потом две, прежде основанные школы, троицкая (при церкви) и вейколовская, соединены в одну и учителем здесь стал, окончивший курс в семинарии Воспитательного дома, Иван Николаев Москвин, учивший прежде в вейколовской школе. Закон Божий стал преподавать священник. В 1871 г. в октябре, в 10 верстах от церкви, в дер. Коркемяки открыта школа Воспитательного дома, учителем в нее определен питомец Михаил Захаров, а наблюдателем по Закону Божию – приходский священник. В 1872 г. петербургскою уездною земскою управою открыта народная школа в Лемболове, в 15 вер. от церкви; учителем поступил петербургский мещанин Семен Николаев Еропин, из питомцев, а законоучителем – священник Быстряков. В 1873 г. в деревне Кирьясалы, в 25 вер. от церкви, открыта школа Воспитательного дома, учителем стал питомец Федор Снигирев; в 1876 г. открыта школа в деревне Ревеле-Мяки, или Мустолово, в 12 вер. от церкви; в 1878 г. в деревне Луккере-Мяки, в 12 верстах; в 1880 г. маасельгская школа, в 14 вер. от церкви. Эти три школы открыты также Воспитательным домом и учителями в них сделались питомцы, в первой – Павел Семенов Ларионов, во второй – Григорий Ефимов Беляев, в третьей – Григорий Иванов Шутов. Во всех этих школах за преподаванием Закона Божия наблюдает приходский священник. В 1883 г. во всех школах Воспитательного дома учащихся, крестьян и питомцев, было мужского пола 133, женского 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010