43 Мир народной награды: Три года деятельности наградного комитета//Русский вестник. 2005. 21. С. 10. 45 См.: Кузнецов В., священник. Пасхальная радость у Батюшки//Русский вестник. 2007. 13. С. 16. 56 Ганьжин С. Троице-Сергиева Лавра: день сегодняшний//Журнал Московской Патриархии. 2003. 3. С. 27. 68 См., например: Божия Матерь – Стена и Ограждение всех верных//Благодатные лучи: Вестник Псковской епархии. 2009. 4 (108). С. 21–24; Божия Матерь – Ходатаица о нас, грешных//Воскресная школа: Еженед. газ. издат. Дома «Первое сентября». 2002. 37 (253). С. 4; Вечный закон правды: О прощении//Воскресная школа, 1999. 6 (78). С. 3; Все святые земли Российской, молите Бога о нас!//Воскресная школа. 2001. 22 (190). С. 1,3; Гроб – лествица к небу: Слово на Успение Пресвятой Богородицы//Воскресная школа. 2000. 31 (151). С. 3; Доносить слово Божие до сердец людей (встреча сотрудников редакции газеты «Воскресная школа» с духовником, архимандритом Кириллом [Павловым])//Воскресная школа. 1999. 3 (85). С. 5; Заступник земли Русской//Воскресная школа. 2002. 36 (252); Заступник земли Русской//Пастырь. 2008. Июль. С. 36–38; Звезда уже появилась: Слово на Параклисе Божией Матери: Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову//Воскресная школа. 2000. 47 (167). С. 3; И будете сынами Всевышнего: О любви к врагам//Воскресная школа. 2002. 9 (225). С. 3–4; Как получить у Бога просимое?//Воскресная школа. 2002. 38 (254). С. 3; Кто слушается закона Божия, тот спасется: Слово в Неделю Всех святых//Воскресная школа. 2001. 21 (189). С. 3; Место совершенствования души: Проповедь на Введение во Храм Пресвятой Богородицы//Воскресная школа. 2001. 44 (212). С. 4; Многоплодный вертоград: Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа. 2001. 26 (194). С. 3; На восстание всем людям, всем народам//Пастырь. 2009. Январь – февраль. С. 18–21; Назидание каждому из нас: О терпении//Воскресная школа. 1999. 16 (88). С.3; Наш заступник и молитвенник: Слово на преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Божия Матерь — Стена и Ограждение всех верных//Благодатные лучи [Вестник Псковской епархии]. 2009. 4 (108). С. 21–24 (проповедь 1962 г.); Он же. Божия Матерь — ходатаица о нас, грешных//[г. Москва, Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”] Воскресная школа. 2002. Октябрь. 37 (253). С. 4; Он же. Вечный закон правды. О прощении//Воскресная школа. 1999. Февраль. 6 (78). С. 3; Он же. Все святые земли Российской, молите Бога о нас! (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2001. Июнь. 22 (190). С. 1, 3; Он же. Гроб — лествица к небу. Слово на Успение Пресвятой Богородицы//Воскресная школа. 2000. Август. 31 (151). С. 3; Он же. Доносить слово Божие до сердец людей (встреча сотрудников редакции газеты “Воскресная школа” с духовником архимандритом Кириллом (Павловым)//Воскресная школа. 1999. Апрель. 3 (85). С. 5; Он же. Заступник земли Русской (проповедь)//Воскресная школа. 2002. 23–30 сентября. 36 (252); Он же. Заступник земли Русской (проповедь)//Пастырь. 2008. Июль. С. 36–38; Он же. Звезда уже появилась. Слово на Параклисе Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову//Воскресная школа. 2000. Декабрь. 47 (167). С. 3; Он же. И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам//Воскресная школа. 2002. Март. 9 (225). С. 3–4; Он же. Как получить у Бога просимое?//Воскресная школа. 2002. 8–15 октября. 38 (254). С. 3; Он же. Кто слушается Закона Божия, тот спасётся. Слово в Неделю Всех святых (проповедь 1960 г.)//Воскресная школа. 2001. Июнь. 21 (189). С. 3; Он же. Место совершенствования души (проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы)//Воскресная школа. 2001. Ноябрь. 44 (212). С. 4; Он же. Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа. 2001. Июль. 26 (194). С. 3; Он же. На восстание всем людям, всем народам//Пастырь. 2009. Январь-февраль. С. 18–21; Он же. Назидание каждому из нас. О терпении//Воскресная школа. 1999. Апрель. 16 (88). С. 3; Он же.

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

(В 1892 г. учащихся было 47 чел.). 5) Костромская Христорождественское Воскресная школа (40 учеников) Александровское Одна народная начальная школа 7) Литовская Св. Духовское Женская школа (в г. Вильно при Замковом училище) для бедных девочек (256 р.). 8) Московская Богоявленское Трехклассная школа (120 мальч.) для бедных мальчиков (2000 р.) 9) Нижегородская Кирилло-Мефодиевское Пособие трехклассному городскому и женскому училищам (г. Княгинин). 10) Псковская Кирилло-Мефодиевское Пособие епархиальному женскому училищу (607 р.). 11) Рижская Прибалтийское Христа Спасителя 1) Владимиро – Мариинское училище (для мальчиков и девочек) в г. Якобштате (650 р.); 2) двухклассная школа в м. Иевве (2859 руб.); 3) двухклассное училище в г. Гольдингене (около 2600 р.); три школы: в поселке Евгениевском (323 р.), в гор.: Пильтене (325 р.) и Фрауенбурге (830 р.); 5) Кюносская школа (100 р.); 6) Уббенормская школа (265 руб.); 7) Преображенская школа близ Риги (30 руб.); 8) Ревельская школа (200 р.). Туккумское, Николаевское Двухклассное училище (132 учеников и учениц); свыше 1000 р. Венденское, Спасо-Преображенское Приходское училище получает постоянное пособие (70 р.). Рижское, Петропавловское. 1) Рижскому городскому Петропавловскому училищу для помещения два дома и 300 р. деньгами, всего – 1800 р.; 2) пяти училищам пособие (330 р.). Эзельское Св. Николаевское На полном содержании два училища: кроме того, братство выдает пособие на содержание Аренсбургского образцового приходского училища, и по мере надобности помогает церковно-приходским и вспомогательным школам сельских приходов Эзельского благочиния. Для некоторых из сих последних построены братством дома Таккерортское Успенское Приходское училище (101 ученик). 12) Тверская Св. вел. кн. Михаила Воскресная школа в г. Вышнем Волочке 13)Холмско-Варшавская Св. Никольское Наконец, следует обратить внимание и на те братские заботы, которые направлены на устройство особых специальных училищ: 1) Школы иконописи учреждены Владимирским Александро- Невским братством в слободах Холуе и Мстере (в первой 60 учеников, во второй 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Четвертая проблема - кто должен организовывать духовно-нравственное воспитание: Церковь или школа? Сегодня сплошь и рядом обвиняют Православную Церковь в том, что она идет в школу, чтобы заниматься миссионерской деятельностью, формировать своих адептов и т.п. Обвинения, лишенные смысла. На самом деле главным субъектом создания духовно-нравственного воспитания является школа, подобно тому как она является главным субъектом в организации всех других направлений воспитания. Школа, то есть система образования, а не Академия наук или Академия художеств является организатором умственного и эстетического воспитания. И это вполне понятно, потому что научение истине и красоте - это функция школы, а функция академий - развитие науки и искусства. Безусловно, без духовной жизни никакого духовно-нравственного воспитания не будет, равно как без науки или искусства - умственного или эстетического воспитания. Но организует воспитание школа, а академии являются добрыми помощниками в этом деле. И, соответственно, Церковь сама по себе никогда не сможет организовать духовно-нравственное воспитание в школе. Организовать духовно-нравственное воспитание в школе может только сама школа, а Церковь должна быть помощником в этом деле, - начиная с содействия в отборе оптимального содержания воспитания и заканчивая организацией отдельных воспитательных мероприятий. Однако если мы сказали, что дело духовно-нравственного воспитания - это дело самой школы в первую очередь, то не означает ли это, что мы потеряем традиционную религиозную культуру? Да, такой риск есть, как есть риск и в том, что школа вместо науки в качестве средства умственного воспитании возьмет не научную, а другую культуру. И всё-таки школа, как специальный и ответственный социальный институт, занимающийся воспитанием, основным содержанием умственного воспитания берет науку, так как она является самым оптимальным содержанием умственного воспитания. Да, школа может взять для эстетического воспитания и плохие стихи, но любая нормальная школа выберет стихи Пушкина , потому что отклонение от классического стандарта грозит ухудшением качества эстетического воспитания. Соответственно, почему школа должна терять традиционную религиозную культуру как основу содержания духовно-нравственного воспитания?

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/25/...

Наш заступник и молитвенник. Слово на преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа. 2001. Сентябрь. 36 (204). С. 3; Он же. Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2002. Август. 30 (246). С. 3; Он же. О грехе осуждения (проповедь 1995 г.)//Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 27–28; Он же. О достоверности будущей вечной загробной жизни//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 51–52; Он же. О молитвенном поминовении усопших//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 52–53; Он же. О прощении обид (проповедь 1995 г.)//Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 28–29; Он же. О совести//ЖМП. 1989. 7. С. 35–36; Он же. Об истинном посте и любви к ближнему//Русский инок. 2009. Август. С. 9–16; Он же. Об истинном служении и истинной молитве. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне (проповедь)//Воскресная школа. 2002. Май. 20 (236). С. 3; Он же. Пресвятая Дева рождена для всего мира. Слово на Рождество Богородицы//Воскресная школа. 2000. Сентябрь. 34 (154). С. 3; Он же. Радостная встреча. Слово на вход Господень в Иерусалим (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2002. Апрель. 15 (231). С. 3; Он же. Радость встречи с Господом//Воскресная школа. 2002. Февраль. 5 (221). С. 1, 3; Он же. С молитвой о мучителях. В день памяти св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана//Воскресная школа. 2002. Январь. 1 (217). С. 4–5; Он же. Слово на обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (проповедь 1962 г.)//Мгарский вестник [Всеукраинский ежемесячный журнал. Издание Спасо-Преображенского монастыря. УПЦ. Полтавская епархия]. 2009. 80. С. 11–13; Он же. Святой покровитель Русской земли. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (проповедь 1962 г.)//Воскресная школа. 2002. 1–15 июля. 25–26 (241–242). С. 3; Он же. Утверждение нашей веры, надежды, любви. Троицкий листок 1//Воскресная школа. 1998. Апрель. 14 (38). С. 5; Он же. Христос не оставит нас//Воскресная школа.

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

Но постепенно иерархия поняла необходимость просвещения. Было необходимо готовить образованное духовенство и были нужны образованные люди для ограждения православия от пропаганды католиков и протестантов. Греки стали создавать школы – низшие и высшие. В первых обучали грамоте и знакомили с богослужебными книгами и их употреблением в церкви. В них готовили священнослужителей и клириков. Обучение происходило в церкви или в доме священника, иногда под открытым небом. Учителями были священники церкви, при которой была школа, или монахи. Разделения на классы ни было. Высшие школы отличались только более обширным курсом обучения. Не было ничего похожего на современное среднее учебное заведение. Учителей набирали из людей, известных своей образованностью, им иногда устанавливали содержание. Учениками нередко бывали клирики и монахи даже в зрелом возрасте. Общее образование заключалось по преимуществу в изучении греческих писателей. Богословие изучалось по системе преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Курс вообще был не обширный, число учеников ограниченное. Школы были бедны. Известны были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа была основана патриархом Геннадием вскоре после падения Константинополе. В ней получили начальное образование просвещенные патриархи Максим Философ и Иеремия II. Школа никогда не процветала. Школа в Янине основана во второй половине 17 в. В свое время славилась. В конце 17 века в ней учителем был Мелетий, впоследствии митр. Афинский, автор церковной истории. В 18 веке в ней учительствовал знаменитый Евгений Булгарис, ученый, оказавший большую услугу переводами на греческий язык лучших руководств по богословию и другим наукам. Впоследствии он был в России епископом Славянским и Херсонским. Мосхопольская школа, основанная в 17 в., а в 18-м называвшаяся даже академией; в конце 19 века была уничтожена турками вместе с городом. Патмосская школа была основана в 1711 г. ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя и что он воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но после Макария эта школа ничем не славилась. Афонская школа была основана в 1753 г. в Ватопедском монастыре патр. Кириллом V, при содействии духовенства и мирян. Предполагалось, что в школе смогут учиться 500 учеников. Во главе ее был поставлен Евгений Булгарис, при котором она процветала. Но через пять лет, после отъезда Булгариса, школа пришла в упадок, а затем закрылась. В Греции было еще несколько таких школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

2001. 36 (204). С. 3; Наше преображение совершается Крестом: Слово на Преображение Господне//Воскресная школа. 2002. 30 (246). С. 3; Ничто не отлучит нас от любви Божией//Русский вестник. 2009. 20 (778). С. 2; О вере христианской//Русь державная. 2009. 10 (184). С. 6; О грехе осуждения//Вышенский паломник. Рязань, 1996. 3. С. 27–28; О достоверности будущей вечной загробной жизни//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 51–52; О молитвенном поминовении усопших//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 52–53; О прощении обид//Вышенский паломник. 1996. 3. С. 28–29; О совести//Журнал Московской Патриархии. 1989. 7. С. 35–36; Об истинном посте и любви к ближнему//Русский инок. 2009. Август. С. 9–16; Об истинном служении и истинной молитве: Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне//Воскресная школа. 2002. 20 (236). С. 3; Пресвятая Дева рождена для всего мира: Слово на Рождество Богородицы//Воскресная школа. 2000. 34 (154). С. 3; Радостная встреча: Слово на вход Господень в Иерусалим//Воскресная школа. 2002. 15 (231). С. 3; Радость встречи с Господом//Воскресная школа. 2002. 5 (221). С. 1, 3; С молитвой о мучителях: В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана//Воскресная школа. 2002. 1 (217). С. 4–5; Святой покровитель Русской земли: Слово на обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца//Воскресная школа. 2002. (241–242). С. 3; Слово на обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского //Мгарский колокол: Всеукраинский ежемесячный православный журнал. Мгарь: Изд. Спасо-Преображенского монастыря Украинской Православной Церкви, 2009. 80. С. 11–13; Утверждение нашей веры, надежды, любви//Воскресная школа. 1998. 14 (38). С. 5; Христос не оставит нас//Воскресная школа. 2002. 3 (219). С. 4–5; Честна пред Господем смерть преподобных Его//Пастырь. 2008. С. 18–21. 69 См.: Кирилл (Павлов) , архимандрит. Время покаяния: Проповеди. М., 2007; Он же. Ищите прежде Царствия Небесного: Проповеди. М., 2000; Он же. Похвала Божией Матери: Проповеди. М., 2003; Он же.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Мужские: Александро-Невский , общ., близ г. Бугульмы. Основан в 1867 г. При нем училище для мальчиков инородцев. Иргизский Нижне-Воскресенский Криволуцкий , единоверческий, 3 кл., в 60 в. от г. Николаевска, при р. Большом Иргизе, в 2 в. от сл. Криволучья. Основан в 1762 г. староверческим монахом Авраамием. В 1829 г. принял единоверие. При нем школа грамоты. Мойский Св.-Троицкий , общ., с киновией для поминовения усопших благотворителей, в 33 в. от г. Бузулука, в с. Мойке. Основан в 1860 г. на месте пещер, где жили отшельники. При нем странноприимница. Николаевский , 3 кл., в 2 в. от г. Самары. Основан в 1863 г. В. Спасо-Преображенский , единоверческий, 3 кл., общ., в 8 в. от г. Николаевска. Основан в 1764 г. староверческим монахом Исаакием. В 1841 г. мон. принял единоверие. Спасо-Преображенский , 3 кл., близ г. Бузулука. Основан в 1853 г. При нем школа. Женские: Вознесенский , общ., в г. Николаевске. Основан в 1870 г. из существовавшей с 1860 г. жен. общины. Здесь находится особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При мон. школа. Иверский , общ., в г. Самаре. Основан в 1860 г. из существовавшей с 1855 г. жен. общины. Здесь находится особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. При мон. школа. Казанско-Богородицкий , общ., в г. Бугульме. Основан в 1889 г. из существовавшей с 1879 г. жен. общины. При нем школа. Ключегорский Казанско-Богородицкий , 3 кл., общ., в 70 в. от г. Бузулука, при с. Ключегорье. Основан в 1880 г. из существовавшей с 1875 г. жен. общины. При нем школа. Покровский , общ., в г. Бугуруслане. Основан в 1874 г. из существовавшей с 1860 г. женской общины. При нем школа. Св.-Троицкий , общ., в г. Новоузенске. Учрежден в 1893 г. из существовавшей с 1868 г. женской общины. В 1901 г. в нем освящен новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы. При мон. школа. Св.-Троицкий , общ., в Бузулукском y., близ ж.-д. ст. Грачевки. Учрежден в 1901 г. из женской общины, основанной в 1898 г. Св.-Троицкий Раковский , общ., в 70 в. от Самары, между селами Большой Каменкой и Раковской. Основан в 1886 г. из существовавшей с 1862 г. женской общины. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших», прославившаяся чудесными исцелениями в 1896 г. (крестьянина Алексея Казакова) и в 1898 г. (диакона Петра Кандалинцева и крестьянина Василия Лазарева). При мон. школа и странноприимница. Мон. имеет подворье при о. Старой Майне, Ставропольского y., открытое в 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.81-94. (на заставке – Спасо-Преображенский кафедральный собор Хабаровска; Мозаичный образ святителя Иннокентия Иркутского на алтарной апсиде хабаровского храма во имя святителя Иннокентия). Хабаровск: Школа Церкви: Только факты . (Хабаровский край)//Фома. - – январь 2008. – С.83, 84, 85. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Хабаровский край . Карта /Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – январь 2008. – С.83. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев . Начало России //Фома. - – январь 2008. – С.84. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк . Жить по вере //Фома. - – январь 2008. – С.85. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Хабаровск. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этого города? /Таблица, составленная по результатам социологического опроса, проведенного Исследовательским Центром портала SuperJob.ru//Фома. - – январь 2008. – С.84-85. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Игорь Романов , доктор социологических наук, руководитель проекта «Берег России». Забытый золотой ключик. //Фома. - – январь 2008. – С.84-85. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). Комментарий к приведенным выше итогам социологического опроса – «таблице ассоциаций». Не отстать от Христа /Автор - Александр Ткаченко ; Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2008. – С.86-94. – (рубрика « Хабаровск: Школа Церкви »). В центре очерка - православный Хабаровск наших дней. Автор рассказывает о хабаровской семинарии, при которой действует заочное отделение для приходских священников, о работе Молодежного отдела Хабаровской епархии, о том, каким большим авторитетом пользуется Православная Церковь у жителей дальневосточного региона. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). С.95-115, 118-122,128-129. (на заставке – фото протоиерея Алексия Семкина) Настоящее прошлое: Созвездие забытых сказочников /Автор – Ольга Кельберт ; Акварели Марии Семеновой//Фома. - – январь 2008. – С.97-101. – (рубрика « Настоящее прошлое »). Статья, посвященная английской литературной сказке , содержит главы, в которых представлены три писателя-сказочника:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-57-y...

Пережив в непростые времена закрытие по причине происходящих войн, школа была перемещена сначала в Карею, потом в монастырь Кутлумуш. А в 1953 году в странноприимном корпусе Андреевского скита (рядом с Кареей) школа открылась уже как Афонское церковное училище (Αθωνις Εκκλησιαστικ Σχολ), которое в 1972 году было преобразовано в Академию с шестилетним периодом обучения, которая существует и поныне. В числе монастырских школ на Востоке хорошо известна как школа молитвы и центр духовного и книжного просвещения Тырновская школа, устроенная в XIV веке просветителем Болгарии преподобным Феодосием Тырновским († 1363) [см.: 33; 43]. Школа во многом продолжила древние святоотеческие традиции и по широте охвата книжной и учебной деятельности превзошла все существовавшие в то время на Востоке монастырские школы. Однако прежде всего это была школа молитвы, «школа исихазма… в том виде, в котором видим его как творческое богосозерцание у великих отцов Церкви: святителя Григория Богослова , преподобного Макария Великого , святого Симеона Нового Богослова » с. 5]. Другой особенностью обучения в Тырновской школе было внимание, уделяемое «эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей» с. 214]. Школа воспитала около четырехсот шестидесяти учеников, в числе которых святой патриарх Болгарии Евфимий и святитель Киприан Московский, много потрудившийся для духовного просвещения и государственного укрепления Руси. Среди греческих святых XX века как творческий воспитатель детей хорошо известен преподобный Арсений Каппадокийский († 1924) с. 44–45]. Во время своего длительного служения в греческом селении Фарасы преподобый Арсений обучал грамоте греческих и турецких детей, одновременно прививая им навыки Иисусовой молитвы и церковного благочестия и таким образом сочетая общее образование с духовным просвещением. Монастырские школы на Руси Первые сведения об обучении детей при монастырях на Руси относятся к XI веку, когда в Киеве великим князем Владимиром были устроены мужской и женский «училищные монастыри», а в 1086 году при киевском женском Андреевском-Янчином монастыре сестра Владимира Мономаха преподобная Анна Всеволодовна († 1112) открыла девичье училище – первое в истории Руси и Европы женское монастырское училище [см.: 29, с. 3]. Другая великая русская святая преподобная Евфросиния Полоцкая († 1173) при открытом ей же девичьем Спасо-Преображенском монастыре организовала женскую школу с. 101–102].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010