231 Именно: в Каире св. Афанасия (строится на средства Хриса- фида), в Бенгазе – Благовещения и в Джибути. 232 Св. Саввы в Александрии (патриарший), св. Николая в Рахити (патриарший), св. Николая в Каире (патриарший), св. Николая в Дамиете (патриарший) и св. Георгия в Старом Каире. 233 Гимназия Аверова (с коммерческим отделением), мужская городская школа Тосицы, мужская городская школа Зервудаки, женский институт Аверова, городская женская школа Зервудаки, смешанная народная школа в Рамлии, ремесленная школа Сальваги, греческий лицей Гика, греко-французский лицей Симотта и Михаилиди, вечерняя школа Ариона и др. 234 Амбетьевская гимназия, женский институт Ахиллопула, городская кинотская школа, начальная школа Шюбра и др. 235 В Александрии: греческое благотворительное общество, благотворительное братство греческих дам, сиротский приют Бенаки, столовая Бенаки для бедных, больница греческого кинота; в Каире – греческая больница, общество покровительства греческой молодежи и пр. 237 Ср. И. И. Соколов , Православный греческий Восток, стр. 23–24, П. 1913; Karl Beth, Dio orientalische Christenheit der Mittelmeerländer, S. 39–48. Berlin 1902; Adrian Fortescue, The orthodox eastern Church, p. 285–286. London 1907 [здесь указана (p. XV–XXVII) и другая литература предмета]. 238 Р λ λ η ς κα Π ο τ λ ς. Σνταγμα, III, 234. См. толкования Феодора Вальсамона – ibid., σ. 237, 242, 255, 147–150. 240 Византийский царский престол в это время занимал Андроник II Палеологе (1282–1328 г.). Патриарх Григорий, вследствие господства в Египте мамелюков, отправил свое исповедание, в интересах сохранности и безопасности, непосредственно императору. 242 . К α λ λ ι κ ο ς Δ ε λ ι κ ν η ς, II, 6–7. В этом издании избрание как Герасима I, так и константинопольскаго патриарха Кирилла Лукарис-а неправильно относится к «1621» году. В действительности оба патриарха были избраны в 1620 году, – Герасим александрийский 30 ноября, а Кирилл I константинопольский 4 ноября. Ср. Leg rand Bibliographic hellénique au dix-septième sièlce, t. Ιλ’, p. 340–343. Paris 1896; . ΙΙαπαδπουλος Κ α p a μ ε ς, εροσολυριτικ Βιβλιοθκη, IV, 10. Πετροπολις 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

«Древнерусская школа должна была сделаться для малых детей таким же «храмом Божьим», как для людей на возрасте – приходский храм. Начало миссионерства строго определило обязательные в каноническом смысле отношения к приходской школе и клира и прихожан, «строго догматизировало весь школьный строй и дисциплину внутреннюю и внешнюю». «В деле народной культуры на Западе конкурировали рядом с церковью, и умеряли ее влияние такие могучие деятели, как корпорации университетские, городские. Православная церковь наша наложила совершенно особый узко-национальный(?!) отпечаток на всю школьную и вообще культурную жизнь древней Руси». Подводя же итоги своему исследованию он говорит: «Школа образовывала в русском не человека вообще – задача нашей школы(?), определившаяся лишь со времени Екатерины II, а специально православного». Кажется, более резкого и определенного разграничения духа и характера школы церковной и светской нельзя и ожидать. Между тем, как первая всегда стремилась воспитывать своих учеников в духе Православия, и вместе в духе преданности престолу и отечеству, светская школа стремилась и стремится воспитать вообще человека, и даже космополита. «То, чем болит и страдает наша беспринципная школа новейшего времени (говорит рецензент Леонтовича), школа космополитическая, чуждая духу православия и зиждущимся на его началах всем бытовым особенностям русского народа, возводится в идеал. Повторяя европейские зады о «всечеловеке» времен французской революции. Наши ученые педагоги просмотрели, что их учители уже давно повернули фронт от «всечеловека» к благочестивому патриоту, и к стыду наших отсталых проповедников космополизма в школе возглашают: «школа должна заимствовать свои правила и законы от свойств народа и его Истории» (Дистервег). 431 Если справедливы эти слова знаменитого Европейского педагога, то можно сказать, что наша церковная школа стоит на самом прочном, и вечно живом основании, так как религиозность – есть одно из самых основных свойств русского народа, и история его есть воплощение или проявление в его жизни духа Православия, почему и школа его была, и должна быть в духе Православия, которым определяется ее характер, и притом, как внешний, так и внутренний. 432

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Устроение скита является плодом трудов иеромон. Филарета. Спасо-Преображенский , 3 кл., в г. Енисейске. Основан ок. 1642 г. При мон. школа. Троицкий Туруханский Мангазейский , 3 кл., в 30 в. от г. Туруханска, да бер. р. Енисея. Основан в 1660 г. иеромон. Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский 70 . При мон. одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей. Е. Успенский , общ., в 6 в. от г. Красноярска. Основан в 1878 г. При мон. отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница. Женские: Знаменский , общ., в 48 в. от г. Красноярска. Основан в 1888 г. Храм этого монастыря по красоте и благолепию – один из богатейших в Сибири. При кон. двухклассная школа и больница. Иверский , 3 кл., общ., в г. Енисейске, основанный – по одним в 1623 г., по другим в 1664 г. и именовавшийся Христорождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах г. Ачинска и скончавшийся 15 апр. 1843 г. При мон. двухклассная школа и больница. Забайкальская епархия Мужские: Иоанно-Предтечев Чикойский , общ., зашт., на бер. р. Чикои, в 150 в. от г. Кяхты, в 268 в. от г. Верхнеудинска. Учрежден в 1835 г. из скита, основанного в 1820 г. пустынником Варлаамом, над могилой которого ныне в мон. устроена часовня. При мон. школа. Мон. принадлежит Пантелеимоновский скит, при Ямаровских минеральных водах, в 200 в. от моя. Св.-Троицкий , 3 кл., общ., в 170 в. от г. Селенгинска. Основан в 1681 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. При мон. двухклассная школа и богадельня для новокрещенных инородцев. Женские: Богородицкий , общ., в г. Чите. Учрежден в 1893 г. из женской общины, основанной в 1886 г. Сестры его занимаются воспитанием девочек сирот преимущественно духовного звания и призрением больных и увечных, находящихся на попечении местной миссии. При мон. двухклассная школа. Посольский Спасо-Преображенский , 2 кл., общ., в 150 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Женские: Ахтырско-Богородицкий , общ., при с. Феодоровке, в 63 в. от уез. г. Козлова. Учрежден в 1893 г. из женской общины, существовавшей с 1876 г. При мон. школа, приют и богадельня. Боголюбов , общ., в г. Козлове. Основан в 1875 г. из существовавшей с 1858 г. женской общины. Здесь находятся местночтимая Боголюбская икона Божией Матери. При мон. двухклассная школа и иконописная мастерская. Боголюбов Тишениновский , общ., в 20 в. от г. Кирсанова, при с. Оржевке. Основан в 1881 г. из женской общины, устроенной в 1864 г. помещицей Тишениновой. При мон. школа и приют. Вознесенский , 3 кл., общ., в Тамбове. Основан в 1690 г. Здесь находится чудотворная икона Всех скорбящих Радость. В день Вознесения в мон. совершается крестный ход из собора. При мон. двухклассная школа с общежитием, больница, странноприимный дом и приют. Димитриевский , общ., в с. Троекурове, в 11 в. от г. Лебедяни. Основан в 1871 г. из существовавшей с 1854 г. женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, писанная более 200 лет тому назад. Хранится в мон. и другая Владимирская икона, именуемая «Явленной»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в нач. XIX в. в росшем на занимаемом ныне мон. месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодезь, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В мон. находится также келия затворника Илариона 93 , над могилой которого в 1893 г. выстроен новый храм. При мон. школа. Иоанно-Казанский , общ., в с. Сезенове, в 12 в. от г. Лебедяни. Основан в 1853 г. из существовавшей с 1840 г. женской общины. Здесь жил затворник Иоанн († 14 дек. 1839 г.), который погребен в нижнем этаже Троицкого храма. В мон. находится местночтимая Казанская икона Божией Матери. При нем школа и приют. Кадомский Милостиво-Богородицкий , общ., в зашт. г. Кадоме, Темниковского у. Основан в 1868 г. из существовавшей с 1797 г. женской общины. Здесь находится икона Богоматери «Неувядаемый Цвет». При мон. школа и приют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1870 году была открыта богословская школа (ερατικ σχολ) во имя Преображения Господня на острове близ гавани Иоаннинской, с целью приготовления низших клириков. Основателем её был архимандрит Аввакум, управлявший ею восемь лет, а после него ректором школы состоял иеромонах Мелетий Георгиадис. Школа сначала имела лишь три класса, а потом были прибавлены ещё два, специально для изучения богословия. В школе было очень ограниченное число учеников; так, в 1882 году их было только шестнадцать 46 . Дальнейшая судьба этой школы не известна. Патриарх Григорий VI, во время первого своего патриаршества, открыл богословское училище в Константинополе, на Фанаре. Оно было устроено с целью противодействия антихристианскому, влиянию школы Феофила Каириса на Андросе и приготовления клириков в духе строгой православной церковности. Школа Каириса, как известно, была закрыта патриархом, а её ученики, после раскаяния во внушённом им нечестии, приглашались во вновь учреждённую в столице богословскую школу. Учителями в ней были назначены известные греческие учёные и педагоги Варфоломей Кутлумушский и Леонтий Кесариец. Но школа просуществовала лишь два года (1839–1840), а потом была закрыта как по недостатку средств, так и потому, что её дидаскал Варфоломей был назначен схолархом коммерческого училища на острове Халки 47 . Школа, с именем священнической (ερατικ), опять была открыта на Фанаре при патриархе Иоакиме III и устроена по образцу халкинской духовной семинарии. В ней было четыре класса, курс наук состоял из предметов общеобразовательных и богословских, ученики собирались из всех епархий, содержались на средства школы, получавшей обеспечение от патриархии, воспитывались в направлении религиозном и назначались к прохождению должностей низших клириков в патриархате. По окончании учения в школе, они могли поступать и в халкинскую семинарию. Таким образом, фанарская богословская школа соответствовала нашему духовному училищу. Но при патриархе Дионисии V школа была закрыта по недостатку средств. Патриарх Анфим VII предполагал вновь открыть её, но намерение его не осуществилось. И теперь на Фанаре нет специально-богословской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Покровский , 3 кл., в Воронеже. Основан в 1623 г. При нем школа и странноприимный дом. Св.-Троицкий Тихоновский , общ., в г. Задонске. Основан в 1888 г. из учрежденной в 1880 г. общины; при нем странноприимный дом и школа с рукодельным классом. Св.-Троицкая община, при хуторе Ново-Харинском (Писаревка то ж), в 12 в. от г. Острогожска. Учреждена в 1897 г. Вятская епархия Мужские: Александро-Невский , общ., в 6 в. от г. Вятки, близ с. Филейки. Учрежден в 1890 г., по уставу Афонской горы, в память чудесного спасения Государя и Его Семейства 17 окт. 1888 г. На месте монастыря еще ранее было положено начало иноческому житию о. Стефаном (в мире Семен Куртеев), с юных лет посвятившим себя аскетической жизни и жившим здесь в келии. При мон. богадельня. Кресто-Воздвиженский Верхочепецкий , 3 кл., в г. Слободске. Основан в 1599 г. При мон. школа. Пророчицкий , общ., близ с. Цепечина, Яранского у. Учрежден в 1898 г. При мон. двухклассная школа, иконописная мастерская и фотография. Спасский , зашт., в г. Орлове . Основан в 1693 г. Здесь находится явленный образ Нерукотворенного Спаса. В 5-ю неделю по Пасхе и 16 авг. из мон. совершается крестный ход в часовню, именуемую «у Спаса на болоте». В. Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский , общ., в г. Сарапуле, на Старцевой горе. Учрежден в 1900 г. В. Успенский Трифонов , 2 кл., в г. Вятке. Основан в 1580 г. бывшим в нем первым архимандритом пр. Трифоном (см. 8 окт.), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи пр. Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 дек.). В мон. сохраняется деревянный посох пр. Трифона и железные вериги. В 1896 г. освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При мон. школа. Женские: Арбажский Александровский , общ., близ с. Арбажа, Котельнического y., учрежденный в 1909 г. из общины, основанной в 1901 г. Благовещенский , общ., в г. Сарапуле. Основан в 1881 г. из образовавшейся в 1853 г. «Общины сестер трудолюбия». При нем школа. Знаменско-Мариинский , общ., в 7 в. от г. Яранска. Основан в 1888 г. из существовавшей с 1881 г. общины. При нем живописная мастерская и двухклассная школа, куда принимаются преимущественно дочери черемис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Религиозной борьбой римо-католиков с протестантами польский язык был поставлен в привилегированное положение и сделался литературным, сами православные избрали его орудием полемики с латино-униатами. Польский язык изучался в Виленской, Львовской, Могилевской, Луцкой, Киевской братских школах. Кроме того, после окончания братских школ их наиболее способные выпускники для усовершенствования своих знаний отправлялись за границу в высшие учебные заведения. Так, Фома Иевлевич, последний ректор Киевской братской школы, до ее слияния с Киевской коллегией продолжил свое образование в Краковской академии. Необходимо отметить, что, помимо братских школ, в юго-западной России издавна имелись монастырские, приходские и частные школы и училища, большая часть которых все-таки обязана была своим существованием просветительной деятельности братств. Ранее других, в 1550 г., становится известной школа в Красноставе, в 1567 г. — школа в Заблудове, в 1572 г. — в Турове, в 1577 г. — во Владимире (Волынском). Это даты первого упоминания о школах, но, возможно, они существовали и ранее. Кроме приходских, известно также еще несколько монастырских школ при таких обителях, как Киевский Златоверхий монастырь (1563 г.), Зимненский монастырь (1565 г.), Уневский монастырь (1565 г.), Холмская монастырская школа (1583 г.). Киевская братская школа В начале XVII в. был учрежден еще ряд братских школ: в Киеве, Кременце, Могилеве, Минске, Виннице (последняя переведена потом в Гойсче). В 1687 г. епископ Львовский Иосиф (Шумлянский) писал: «Суть же з ласки Божей школы не только тут в Львове, в Ярославлю (Ярославль Перемышльский, школа открыта в 1609 г. — Авт.), в Кракове, але (но) и в Киеве: суть и ближей нас в Гойщи». В 1615 г. для помощи Киево-Печерской Лавре в деле просвещения народа православной верой была создана школа, неразрывно связанная с Киево-Братским монастырем. Возглавлять братское училище было поручено священнику Иоанну Борецкому, бывшему ректору Львовской школы. Но он был недолго в этой должности, так как в конце 1618 г. был назначен игуменом в Михайловский Златоверхий монастырь. В 1620 г. Киевская школа и братство получили с утверждением и помощь от Патриархов Иерусалимского Феофана и Константинопольского Кирилла (Лукариса). Патриарх Феофан дал Киевскому братству ставропигию и утверждение прав «школы наук еллино-словенского и латино-польского письма».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

В свободной Болгарии Болгарская Православная Церковь усердно заботилась о развитии учебного дела, открывая семинарии и пастырско-богословские курсы. Возводились новые храмы, печаталась духовная литература и выходила церковная периодика. С 1901 г. был начат синодальный перевод Библии на новоболгарский язык, который был окончен в 1919 г. и вышел в свет в 1925 г. Под влиянием светского образования и с прямым поощрением болгарских властей молодые болгарские поколения воспитывались в духе атеизма, и насаждалось ожесточенное отношение к Церкви. Под влиянием западной декадентской литературы ширились нравственный упадок и эпидемия самоубийств. Болгарская Церковь энергично боролась за духовно-нравственное воспитание болгарского народа и неустанно исполняла свой пастырский долг. Особенно усердно работали с молодежью Старо-Загорский Митрополит Мефодий (Кусевич), Видинский Митрополит Неофит, Скопский Митрополит Неофит, Охридский Митрополит Борис и Неврокопский Митрополит Борис. Болгарская Православная Церковь неустанно трудилась над духовным образованием своих будущих пастырей. Еще в 1872–74 гг. в гор. Лясковец была открыта Богословская школа, переросшая в дальнейшем в Петропавловскую семинарию. В 1875–76 гг. открылась Богословская школа в гор. Самокове, священническая школа в гор. Прилепе в Македонии в 1884 г., такая же в гор. Адрианополе во Фракии в 1884 г., Константинопольская (Цариградская) семинария с 1891 по 1912 гг., с 1915 г. переместившаяся в гор. Пловдив, Софийская Семинария с 1903 г., Духовная монашеская школа в Рыльском монастыре с 1852 по 1911–18 гг., в 1919–20 гг. переместившаяся в Троянский монастырь, Церковно-певческая школа (1906–1920 гг.) и Священническая школа в 1910–26 гг. в Бачковском монастыре, Священническая школа в 1921–35 гг. в Черепишком монастыре, переросшая в Пастырско-богословский институт (1938–48 гг.). В 1901 г. был построен внушительный комплекс зданий Софийской Духовной Семинарии с немалым вкладом личных средств Митрополита Видинского Кирилла. По уровню своего обучения Софийская Семинария «Св. Иоанн Рыльский» считалась престижным учебным заведением и в ней обучались и люди со светским уклоном, чтобы получить хорошее образование и подготовку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То полуотрицание религии, которое имелось в Просвещенстве, не может не переходить последовательно в честное и серьезное отрицание. Религия не принадлежит к числу пустяков и мелочей, она имеет огромное влияние на весь строй душевной жизни, и если религия есть лож, то борьба с религией, по крайней мере, в педагогической работе, законна и понятна. Советская школа в этом отношении закончила и откровенно выявила лишь то, что напр., в иной, но вовсе не очень далекой форме давно уже проводит французское правительство. Если педагогическая мысль пребывала до сих пор на позиции полуотрицания религии, то это неизбежно создавало и в тех школах, где оставалось преподавание Закона Божия, глубочайший и педагогически весьма опасный дуализм. Я так отчетливо вижу это, когда оглядываюсь на свои гимназические годы, когда я впал на несколько лет в неверие. У нас было очень хорошее преподавание Закона Божьего, мы все обязательно ходили в церковь и в первые годы своей гимназической жизни я оставался верен тому религиозному одушевлению, которое было у меня с детства. Когда, на 15-м году жизни, я утерял веру, то причины этого, как мне это ясно теперь, лежали в той глубокой двойственности, которая духовно окружала меня в школе, хотя я не сознавал ее. Официально школа была верна религии, но, по существу, все то, что шло в душу от школы и благодаря ей, уводило душу на пути внерелигиозного миропонимания. Не школа создавала этот дуализм, пронизывающий всю духовную жизнь нового времени, но для детей школа была сильнейшим проводником этого дуализма и этим, конечно, совершенно подтачивала самые корни религиозной жизни. То, что сделала со мной школа в несколько лет, то мне пришлось долго залечивать, и я отчетливо сознаю, что именно в школьный период совершенно невыносим и пагубен разрыв Церкви и школы, религии и современности. Правда, школа наша тогда (да часто и ныне) официально не только не была в разрыве с Церковью, но даже весьма основательно связывала нас с Церковью, но это было тем более духовно опасно, что в то же самое время через школу, через книги, через всю культуру перед нами открывалась иная перспектива, нас увлекавшая и всецело заполнявшая, и здесь необходимо с полной ясностью и строгостью сказать, что школа вообще не может быть изолированной от жизни, что она неизбежно и невольно является проводником тех идей и настроений, какие живут в данное время в обществе и народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Свято-Духов , зашт., общ., в 4 в. от г. Новосиля, при с. Задушном. Основан около 1618 г.; в 1764 г. упразднен; в 1767 г. восстановлен. В нем находится чудотворная икона св. Николая чудотворца, древней живописи. Спасо-Преображенский , 3 кл., общ., в г. Белеве. Основан в 1525 г. Здесь находится древний образ св. Иоанна Крестителя. Мон. принадлежит Николаевская церковь в Завырской стороне; в ней находится весьма чтимая гражданами икона св. Николая чудотворца, явившаяся 300 лет тому назад на этом месте. Женские: Богородице-Владимирская пуст., общ., при с. Липове, в 30 в. от уез. г. Крапивны. Учреждена в 1905 г. из женской общины, основанной в 1894 г. При ней двухклассная школа с полным монастырским содержанием сирот. Крестовоздвиженский , 3 кл., в г. Белеве. Основан в 1625 г.; в 1764 г. упразднен; в 1768 г. восстановлен. Здесь находится местноч-тимая икона Божией Матери Троеручица. Мон. принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839 г., где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из мон. крестный ход. Никитский , общ., в г. Кашире. Основан в 1884 г. из существовавшей с 1862 г. женской общины. В мон. находится древняя местночтимая икона св. вел.-муч. Никиты. Ежегодно 20 июля совершается в мон. крестный ход из всех церквей города. В 1894 г. здесь освящен вновь устроенный трехпрестольный соборный храм во имя Преображения Господня. При мон. двухклассная школа и школа живописи, мастерские, больница и богадельня. К нему приписан Предтеченский скит, в 7 в. от мон., в местности Киреевская пустынь, Серпуховского у. Он устроен в 1858 г. При нем школа. Успенский , 3 кл., общ., в Туле. Основан около 1587 г. При мон. школа со специальным классом рукоделия. Успенский Иверский , общ., при с. Борщевом, в 12 в. от г. Венева. Учрежден в 1898 г. из Крестовоздвиженской женской общины, основанной в 1892 г. При нем богадельня и школа грамоты. Спасо-Казанская община, при с. Дворянинове, Алексинского у. Учреждена в 1904 г. в имении, пожертвованном жительницей г. Москвы, Н. Д. Давидовой. При общине имеется школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010