Димитракопулос Софоклис Прибытие в Александрию В первых числах июля 1881 года иеродиакон Нектарий Кефалас отправился в Александрию 48 , чтобы представиться Патриарху Александрийскому Софронию IV (1798?–1899) 49 , бывшему Константинопольскому (1863–1866), а еще ранее – митрополиту Хиосскому 50 . При нем были рекомендательные письма, исполненные самого теплого участия. Первое – от титулярного епископа Сионского Григория Фотиноса (в прошлом директора Халкинской богословской школы, а тогда – эпитропа 51 митрополита Хиосского 52 , безмолвствовавшего у себя на острове), второе – от преподавателя Хиосской гимназии Константина Проиоса 53 (оба от 3 июля 1881). Епископ Григорий писал: «Податель сего – уроженец Силиврии иеродиакон Нектарий, муж, расположенный к учению, добронравный и пришедший в Египет с благими чаяниями, о чем свидетельствует и господин Константин Проиос. Претерпев, подобно многим иным на Хиосе, тяжкие страдания 54 , он прибывает для соискания надлежащей церковной должности при Вашем Святейшестве и полагает наиважнейшим для себя делом быть Вам полезным». Письмо К. Проиоса отличала изысканная чистота слога: «Ваше Всесвятейшество! Податель сего иеромонах 55 по имени Нектарий прибыл сюда, если не ошибаюсь, в надежде получить место в Вашей Патриархии, коль скоро таковое отыщется. Означенный иеромонах в течение многих лет был учителем народной школы, после чего, возлюбив монашеское житие, удалился в обитель Неа Мони, где несколько лет исполнял обязанности дидаскала и секретаря монастыря. Но, прибыв в столицу 56 ради бедственного состояния обители и желания пополнить свои знания, он был зачислен в гимназию, где и прошел курс наук под руководством премудрого нашего гимнасиарха 57 Георгия Сурьяса, которого ныне уже нет с нами. За все время посещения гимназии выказал поведение безукоризненное и прилежание неленостное, за что был особо любим покойным. В нынешнем году, накануне предстоявших ему выпускных экзаменов, произошло страшное землетрясение 22 марта, ставшее причиной вынужденного бездействия и учащих, и учащихся. Но болезненнее и печальнее всех прочих обстоятельств оказалась кончина достопочтенного Сурьяса, на чью помощь и содействие в приобретении дальнейшего образования он рассчитывал. Не в силах долее бороться с явно неблагосклонной к нему судьбой, он, вопреки желанию, вынужден был прибыть сюда на поиски места, отвечающего его способностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

1 Настоящий перевод делался с критического издания Б. Майера: Gregor von Nazianz. Über die Bischofe (carmen 2, 1, 12). Kommentar. von Beno Meier. P. 30—73. Paderborn, 1989. При разночтениях, однако, за основу не всегда брался текст Майера — в ряде случаев предпочтение было отдано более ранним редакциям этого произведения (смотри, в частности, PG 37). Переводчик искренне признателен директору Греко-латинского кабинета, доктору философии Ю. А. Шичалину, при активном участии которого готовилась окончательная редакция русского текста поэмы. 2 PG 37, 1238—1239. 3 Телу. 4 PG 37, 1266—1267. 5 PG 37, 1233—1236. 6 «Воронами», «галками» и «юнцами» Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 7 PG 37,1242—1243. 8 См.: Гимн 58-й. 9 Традиционный взгляд на эту поэму как на дополнение к знаменитой поэме О своей жизни — II, 1, 11 (смотри, например: Gregorio Nazianzeno. Fuga e autobiograna. Traduzione, introduzione e note a cura di L.Viscanti, Collana Testi Patristici 62, Roma 1987) в последнее время оспаривается. На основании того, что Григорий не упоминает имени своего преемника, св. Нектария, делается вывод о том, что произведение написано не позже 9 июля 381 года, дня последнего заседания, на котором председательствовал свт. Григорий. Кроме того, в настоящей поэме имеется четкое хронологическое указание, позволяющее ее датировать именно 381 годом (см. ст.101). Поэма I, 1, 11 датируется, напротив, началом 382 года (см.: С. Jungck. Gregor von Nazianz, De vita sua. Einleintung, Text, Übersetzung, Kommentar. Heidelberg, 1974). Из этого делается вывод о том, что поэма I, I, 12 предшествует I, I, 11. Впрочем, незнание, точнее, неупоминание имени Нектария не может служить указанием на то, что произведение написано ранее ухода свт. Григория с константинопольской кафедры: лучшим доказательством этого являются слова самого автора (ст. 21). 10 См.: Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М, 1998. С. 89. 11 Свт. Григорий намекает на случай, который имел место в самом начале его служения в Константинополе (см.: Письмо 77, 1—3): в пасхальную ночь 379 года, во время совершения им таинства Крещения ариане забросали его камнями. Этот эпизод оказал настолько сильное впечатление на него, что в своих писаниях он вспоминал о нем неоднократно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

Вселенский патриарх Варфоломей встретился с русскими и украинскими детьми 31 августа, 2010. Ирина Ахундова Более ста ребят из Москвы, Югорска, Нягани, Советского, Перми, поселка Алябьевский, Алушты, Евпатории, Севастополя, Симферополя, Ялты и поселка Чернополье после летних каникул в Греции вернулись в Россию и Крым. Завершилась четвертая в этом году смена православного лагеря Фивской и Левадийской митрополии Элладской Православной Церкви, которая в течение ряда лет проводит благотворительную программу «Мост любви». Более ста ребят из Москвы, Югорска, Нягани, Советского, Перми, поселка Алябьевский, Алушты, Евпатории, Севастополя, Симферополя, Ялты и поселка Чернополье после летних каникул в Греции вернулись в Россию и Крым. Завершилась четвертая в этом году смена православного лагеря Фивской и Левадийской митрополии Элладской Православной Церкви, которая в течение ряда лет проводит благотворительную программу «Мост любви». Руководит программой и лагерем игумен одного из древнейших монастырей Греции – монастыря Преображения Господня Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос). В детском православном лагере, который действует с 1971 года, побывали тысячи детей из Греции, Сербии, Польши, Румынии, Иордании, Украины, Белоруссии, Узбекистана и России. Организатором паломничества детей из России и Крыма по святым местам православной Эллады седьмой год является отец Нектарий, который много лет возглавляет молодёжный центр в Фивах. Он является автором книги и одним из создателей документального фильма о святителе и исповеднике Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском, которого очень почитают в Греции. Смена длилась с 8 по 25 августа и включала в себя два этапа – паломничество по святым местам Греции и жизнь на территории лагеря, расположенного на склоне горы Парнас. Началось и закончилось путешествие по Греции в столице Турции Стамбуле, где дети посетили грандиозный собор Святой Софии Премудрости Божией (Айя-София – бывший патриарший православный собор, впоследствии – мечеть, ныне – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии), монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и храм в Патриархии, где ребята посетили утреннюю и вечернюю службы и встретились с Вселенским Константинопольским патриархом Варфоломеем. Они привезли фотографии храма с двуглавым орлом на Царских вратах (это герб Византии), общее фото с Патриархом Варфоломеем и яркие рюкзачки, подаренные им.

http://pravmir.ru/vselenskij-patriarx-va...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чёрная суббота» Православия О последствиях признания Элладской Церковью ПЦУ 14.10.2019 2497 Время на чтение 6 минут Весьма вероятно, что отныне 12 октября станет в нашем календаре «черным днём» для мирового Православия. Как известно, собравшийся в Афинах Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) признал , что патриарх Константинопольский Варфоломей имел право предоставлять автокефалию так называемой «Православной церкви Украины » (ПЦУ) - раскольничьей организации, которую пытаются легализовать патриарх Варфоломей и власти США. Попытка признания церковной Элладой ПЦУ была предпринята ещё летом. Тогда Священный синод ЭПЦ передал этот вопрос двум синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам и комиссии по межправославным и межхристианским отношениям. В августе обе комиссии высказались за признание ПЦУ. Однако оставалась всё-таки надежда, что возобладает здравый смысл, что архиереи Эллады не станут соучастниками авантюры патриарха Варфоломея, что нам удастся повлиять на греческих иерархов. В Грецию летом и осенью ездили многие наши церковные и общественные деятели. Однако невероятную активность развил американский посол в Греции Джеффри Пайет (до того посол на Украине, один из координаторов майдана), который умело обрабатывал греческих иерархов. В конце концов усилия патриарха Варфоломея и Д.Пайета принесли результат. Единственное, что удалось достичь церковной и государственной дипломатии России - семь митрополий на Соборе выступили за отсрочку в принятии решения. А митрополит Керкирский Нектарий в канун Собора предложил архиереям ЭПЦ дождаться решения «старших» Патриархатов, а самим даже выступить посредниками в диалоге между Москвой и Константинополем. Однако сам владыка Нектарий почему-то на Собор не поехал, предпочтя визит в Румынскую Церковь. Очевидно, вопрос о признании/непризнании ПЦУ является политическим вопросом, о чём мне уже приходилось писать. Патриарх Варфоломей, затевая свою каноническую авантюру не только действовал как политик, но и выполнял вполне очевидную волю США, забота о преодолении раскола среди православных Украины была только для отвода глаз. Поэтому в истории с ПЦУ речь идёт о политике, в первую очередь. И мы, надо с горечью это признать, политически проиграли. То ли плохо работали наши светские и церковные дипломаты, то ли ситуация уже была настолько запущена, что исправить что-то было нереально. Надеемся, что наши церковные и государственные органы компетентно разберутся, в чём причины нашего очередного поражения.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/14/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это очень добрый святой» Беседа с игуменом Иннокентием (Ольховым) 30.09.2010 342 Время на чтение 7 минут Организатором нынешнего принесения десницы святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу (Греция) в Россию выступил, как и три года назад, московский Даниловский ставропигиальный мужской монастырь. О том, как возникла идея столь значимой для каждого православного человека акции и как она осуществлялась, рассказывает эконом Даниловской обители игумен Иннокентий (Ольховой). - Отец Иннокентий, когда возникла идея принесения в Россию с Корфу мощей святителя Спиридона Тримифунтского? - В течение последних десяти лет у нас с островом Корфу (по-гречески - Керкира) складывались и крепли дружеские отношения: мы ездили туда, они - к нам. И вот уже семь лет на Корфу ежегодно проходит так называемая «Русская неделя». Как раз сейчас, в начале октября, начнется очередная «Русская неделя», одним из организаторов которой является и Данилов монастырь. С тех пор как мы стали регулярно бывать там, мы подружились с митрополитом острова Корфу Нектарием, от которого и узнали, что, оказывается, десница святителя Спиридона Тримифунтского хранится отдельно от других мощей. Мощи святого целиком сохранены в большой серебряной раке, и греки их никуда не увозят. И по древней традиции, от нетленных мощей вообще не отделяли никаких частиц; в принципе, отделение частиц от мощей - скорее, исключение, чем правило, и происходило это в связи с какими-то нестандартными ситуациями, например когда крестоносцы грабили Византию или когда нападали турки. При общении с митрополитом Нектарием выяснилось, что в 1984 году грекам была возвращена из Ватикана... десница святителя Спиридона. Это, действительно, было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она вообще находится. В итальянских источниках есть информация, что в конце XVI - начале XVII века папа Римский Климент VIII получил святые мощи из Константинополя, уже захваченного турками, но не известно, от кого - скорее всего, от Константинопольского патриарха. Причем речь идет именно о деснице. Когда и при каких обстоятельствах она была отделена, также не известно; существуют лишь предания. Конечно, греки знали, что мощи святителя Спиридона в раке без правой руки. И вот эта десница, которая практически 400 лет хранилась в Ватикане, лишь в конце ХХ столетия вернулась на Корфу. А так как она размещена в отдельном ковчеге, то и появилась возможность ее перевозить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

III. СОБОР ЕФЕСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ТРЕТИЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕТЬЕМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ Со времени второго вселенского собора на константинопольской церковной кафедре преемником Нектарию был Святой Иоанн Златоуст , Златоусту Арсакий, брат Нектария, Арсакию Аттик, Аттику Сисиний. По смерти его, император Феодосий младший, затрудняемый противоположными желаниями граждан в избрании епископа, решил избрать епископа не из константинопольской Церкви, а из антиохийской, именно Нестория. Несторий родился в Германикии 148 . Он владел даром слова, хотя и не был способен к общественной должности. Отличаясь грубостию простонародной одежды, величавостию в поступи и во взгляде, бледностию и сухостию лица, он заставлял предполагать в себе воздержность, благочестие, жизнь сообразную с правилами древних христиан. Поэтому-то, с общего всех согласия, он призван был в Константинополь, и возведен в сан епископа. Он привел с собой из Антиохии пресвитера Анастасия, который всегда был при нем самым близким и доверенным лицом и с которым Несторий обращался дружественно. Этот пресвитер в одном из своих поучений к народу дошел до такого нечестия, что с величайшим бесстыдством говорил: будто пресвятую Марию не должно называть Богородицею ( Θεοτκον, потому что Бог не может родиться от человека. Нечестивые слова его произвели в народе беспокойство и смятение. Несторий же, созвав народ в церковь , красноречиво оправдывал своего пресвитера, тогда как виновник такого волнения заслуживал грозного приговора к отлучению от Церкви и самого строгого наказания. Поддерживая богохульство богохульством, он в ипостаси или лице Христа Господа представлял два лица, и утверждал, что в нем как два естества, так и два сына и два Христа: один есть Бог от Бога, другой – человек от матери; потому и св. Деву называл не Богородицей, а Христородицей. Также один из епископов, Дорофей, изменили, вере, по корыстным видам. В церкви, когда Несторий совершал священнодействие, он бросился на верх кафедры, и с нее, против ожидания присутствующих, произнес проклятие на всех, которые употребляли слово Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

§ 170. Деятельность в звании архиепископа Константинопольского: а) до 402 года. В 397 году, скончался в Константинополе Нектарий, преемник Григория Богослова . Обер-камергер Евтропий, лично знавший достоинства Иоанна, предложил императору Аркадию избрать Златоуста на кафедру столицы; император и клир согласились. Но так, как известно было Евтропию, что антиохийцы легко не расстанутся с наставником своим, то положено было употребить хитрость при вызове Иоанна в столицу, и употребили: Правитель Востока Астерий пригласил Златоуста посетить вместе с ним загородные места мучеников. Златоуст явился, и готовая колесница понесла его по константинопольской дороге 1037 . Назначение св. Иоанна на кафедру Константинопольскую было не по душе одному Феофилу Александрийскому и еще самому Златоусту 1038 . Но Евтропий дал знать Феофилу, что предаст его суду за его происки, и Иоанн рукоположен был февраля 28 дня 398 г. 1039 . Обширное поле открылось теперь для деятельности св. Иоанна, и почти необозримы дела, какие совершил он в немногие годы пастырского служения. Первая проповедь, сказанная в Константинополе, уже возбудила любовь в народе к Златоусту 1040 . Кроткая ревность его и здесь обратилась всего прежде против хулителей Сына Божия – против аномеев 1041 ; и третью проповедь свою, он начал так: «Благословен Бог ! В каждое собрание вижу, как собрание жатвы растет, поля красивые цветут, гумно наполняется, хотя не много дней прошло, как мы бросили семена» 1042 . Но теперь Златоуст архипастырь, уже не мог так часто проповедовать, как проповедовал он в Антиохии 1043 . Теперь надлежало ему заниматься множеством других дел, и он со всею ревностью занялся улучшением духовенства, которое должно и поведением своим учить других. – Святый пастырь словом любви, а иногда и строгостью, старался преобразовать состояние избранной части Христовой 1044 ; избирал лучших наставников для училища константинопольского 1045 ; расходы, какие употреблялись прежде для дома пастырского, он обратил на вспоможение бедным и больным, построил и содержал несколько больниц и два дома для странников 1046 ; сам же довольствовался скудною трапезою и не ездил на обеды, также как и у себя почти ни когда не делал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1855 год 11 Январь. В первый день пламенно молюсь: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. В праздничные дни я удостоверился, что в «Воскресном чтении», издаваемом Киевской Духовной Академией, действительно напечатана была 12 , как говорил мне Джунковский в Вене, статья о безгрешном зачатии Пресвятой Девы Марии. Но после моего допроса цензору архимандриту Нектарию оказалось, что он пропустил ее не читавши. Что касается приведенного в ней учения Константинопольского патриарха Германа о создании Марии безгрешной, то учения такого он не излагал, а сказал только то, что Она украшена была всеми дарами благодати. Это я прочитал в книге его 13 , взятой из библиотеки здешней духовной академии. Человек, яко трава: дни его, яко цвет сельный, тако отцветет. В час пополуночи под шестнадцатый день текущего месяца волей Божией скоропостижно скончался обер-прокурор св. Синода граф Протасов от болезненного расширения сердца. Приглашенный к нему священник уже не успел исповедовать его и причастить Святых Таин и только прочел отходную молитву. Sic transit gloria mundi! Sic ex medio vivorum extirpantur potentes! Est Deus, Qui ad Suum terribile judicium appellat homines usurpantes sanctae ecclesiae jura 14 . Исправление должности обер-прокурора поручено старшему в Синоде чиновнику Александру Ивановичу Карасевскому. Это – человек большого роста с небольшим умом. В 21 день. Я, по указанию 12-го параграфа, представил директору азиатского департамента министерства иностранных дел Николаю Ивановичу Любимову свой отчет об ученых и художественных занятиях нашей духовной миссии в Иерусалиме в течение прошлого года для препровождения его в св. Синод. День 29. Этот директор письменно уведомлен мною о том, что состоявший при нашей Иерусалимской миссии иеромонах Феофан, по прошению его, причислен к Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

28. Собор патриархов 1666—1667 годов Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Александрийский патриарх Паисий и старый знакомец и консультант Никона патриарх Макарий Антиохийский приехали в Москву 2 ноября того же 1666 года. По дороге в русскую столицу они успели показать свою неприязнь к русскому обряду и арестовали в Симбирске престарелого местного священника Никифора, который предпочитал старые, дониконовские книги новым. Уже через три дня после их прибытия они начали свои совещания с царем. Конечно, не вопрос обряда, судьба которого уже была им предрешена, тревожил Алексея Михайловича, а окончательное решение его тяжбы с патриархом Никоном. Многие греческие иерархи, зная о грекофильстве Никона, несомненно, сочувствовали ему. Отказ патриарха Парфения Константинопольского и патриарха Нектария Иерусалимского от участия в суде над бывшим главой русской церкви прежде всего обуславливался их отвращением к этому малопочтенному предприятию. Двух других приехавших в Москву патриархов привели туда тоже не заботы о русской церкви, а просто желание получить от русского правительства соответствующую мзду за осуждение своего же собрата по сану. В этом отношении они не ошиблись и за свою услугу государю каждый из них лично получил из русской казны мехов, золота и подарков на 200 000 рублей по курсу 1900 года. Когда у них появлялись какие-либо сомнения или угрызения совести, то таковые легко устранялись соответствующим финансовым давлением. Каноническое право этих двух восточных патриархов на участие в русском соборе было крайне сомнительным. Возмущенный их поездкой на суд Никона, патриарх Парфений и созванный им собор добились у турецкого правительства смещения этих обоих неколлегиальных владык под предлогом оставления ими паствы и церкви без разрешения Вообще оба патриарха были постоянно в долгах и денежных перипетиях, а патриарх Паисий по возвращении из России на Восток попал в тюрьму по обвинению в присвоении колоссальной по тому времени суммы в 70 000 золотых. Уже упомянутый главный посредник между патриархами и русским правительством митрополит Паисий Лигарид в свою очередь был проклят и отлучен от церкви своим же владыкой, патриархом Нектарием Иерусалимским, а за свои нехристианские поступки и измену православию скорее заслуживал находиться на скамье подсудимых, чем среди По окончании собора Лигарид неоднократно собирался вернуться к себе на родину, но, боясь суда, остался в России и умер в Киеве. Другой греческий иерарх, митрополит Афанасий Иконийский, в свою очередь был под следствием за подделку полномочий, и после собора был прямо отправлен в монастырь в заключение. Таковы были воротилы греческой части собора, которые вызвались судить русского патриарха и русские

http://sedmitza.ru/lib/text/439544/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010