Ведущий: Я хочу вернуться вот к тому эпизоду, который вы и сегодня уже вспомнили, вы его вспоминали, что вы благодарны своему духовнику, отцу Николаю, который вам говорил, что не надо советов давать. У меня вопрос: а вообще, священник — он всегда разве должен давать советы? Скажем, вот на исповеди, давайте возьмем такую конкретную ситуацию. Ведь исповедь… У нас часто, мне кажется, смешиваются две темы, да? А. Батаногов: Беседа и исповедь. Ведущий: Беседа и исповедь, да. То есть в принципе, в строгом смысле слова единственное, что священник должен на исповеди произнести, — это разрешительная молитва. А. Батаногов: Думаю, что нет. Думаю, что все зависит от человека. Очень важно понимать, кого ты исповедуешь. Причем, смотрите, это, может быть, человек первый раз пришел на исповедь. Ведущий: Ну, тут, конечно. А. Батаногов: Давно не был на исповеди. Был на исповеди, тяжко согрешил — и вот (нрзб) какое-то покаяние как второе крещение. Или это исповедь, которая регулярно происходит, как перед причастием, что ли. Очень важно: это твое духовное чадо или это просто человек, который пришел? Если духовное чадо и действительно человек старается жить духовной жизнью, а ты стараешься ему в этом помочь, то все-таки в каком-то случае просто выслушать, в каком-то случае — какое-то задание дать. Ну, там, я не знаю: я гневаюсь. Давай будем с этим бороться. На что ты гневаешься больше всего? На кого? Какое-то задание должно быть. Исповедь — это не проповедь священника, конечно. В любом случае в каких-то отдельных случаях может какое-то разъяснение быть, беседа. Но совет должен быть. Потом как? А если человек кается в каком-то грехе, который не просто надо выслушать, а еще, может быть, какую-то епитимью назначить или какое-то, не знаю, правило… (нрзб) Фото Владимира Ештокина Ведущий: А вам тяжело назначать епитимью? А. Батаногов: Ну, епитимья епитимье рознь. Ведущий: Да, да. (Смеется.) Начнем с этого, да. А. Батаногов: Епитимья как отлучение от причастия — это в крайнем случае. На длительный срок я не назначал никогда таких епитимий. Если грех прекращен, то через какое-то время, так сказать, можно приступать. У нас даже, собственно говоря, и в документах церковных же указано, что на длительный срок только архиерей может отлучать от причастия.  Мне нравится, какой-то греческий старец, я вот не помню — то ли это Нектарий Эгинский, то ли кто-то еще, — он епитимью назначал: посадить дерево на лысом острове, на голом. За какие-то грехи, он говорил, надо дерево посадить.

http://foma.ru/gospod-nam-ne-vse-pro-nas...

Какое глубокое знание человеческого сердца! Ограждение сердца от мыслей – это трудная, но необходимая борьба для тех, кто вступил на путь добродетели. Великая святая – преподобная Синклитикия, известная своими духовными наставлениями, говорит, что корабль может потонуть по двум причинам: первая, внешняя, – это шторм, а вторая, внутренняя – это перегруженность корабля. Точно так же душа может подвергаться нападениям извне и поглощаться земными вещами или же изнутри – дурными помыслами, обволакивающими сердце. Вот почему святой отец настаивает на очищении сердца от дурных помыслов и страстей. Возможно, более важно хранить сердце от дурных страс-тей и помыслов, чем чувства от вещей, которые могут быть вредными для них. Святые Отцы подчеркивают, что благодать Божия, даруемая нам туне в крещении, пребывает в сердце, и Сам Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21 ). А Апостол добавляет: Бог послал в сердца ваши Дух Своего Сына, вопиющего: “Авва, Отче!” ( Гал. 4, 6 ). Поэтому святой отец в своем письме к Х. просит ее, чтобы все сестры исповедовали ему свои мысли, даже если они бывают постыдными. “Ты должна, – пишет он, – принимать сестер с любовью, дабы побеждать искушения”. Когда К. сообщила ему, что мысли перестали беспокоить ее, он написал ей: “Я получил твое письмо и обрадовался. Да помилует тебя Господь и сохранит тебя в добром здравии души и тела”. Так Святитель одновременно руководил, пребывая в Афинах, и школой, и своим новоустроенным монастырем. Подобно парящему над своим гнездом орлу, он защищал молитвами, заступничеством и советами своих эгинских духовных чад. В случае, если кто-то высказывал желание поступить в обитель на послушании, следовало действовать следующим образом: “...По поводу девицы, о которой вы мне говорили, мне хотелось бы повидаться с ней, чтобы задать ей несколько вопросов и, главное, узнать, горит ли она божественной любовью, любит ли всем сердцем молитву, много ли в ней любви, сильной любви. Готова ли она на самоотречение. Способна ли отказаться от собственной воли и принять волю своей ближней. Может ли делать то, против чего восстает ее воля. Способна ли не оспаривать и подчиняться приказам, не артачась. Готова ли сказать Господу: Не как я хочу, а как Ты ( Мф. 26, 39 ). Может ли переносить испытания. Обладает ли твердым упованием на Промысел и на покровительство Божие. И наконец, не вдаваясь в дальнейшие подробности, способна ли она до захода солнца все простить остальным сестрам исключительно ради заповеди любви. Если она со всем этим согласна, то пусть исповедует это перед всеми вами и перед иконой Спасителя в храме. Тогда воздайте хвалу Господу, Призвавшему ее, и, помолитесь, дабы Он укрепил вашу новую сестру. Ей следует поступить под руководство К., и во всем беспрекословно повиноваться ей. Да сохранит ее Господь под Своим покровом во веки веков, соделает достойной избранного ею звания и сопричтет к числу благоразумных дев. Того же, кстати, желаю и всем вам. Аминь”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

– Я беден. У меня нет денег. Я уехал от родителей, чтобы начать работать и зарабатывать на жизнь, помогая одновременно родителям. Эти слова, вложенные в его уста почивавшим на нем Духом Святым, тронули своей искренностью сердце контролера, который поверил всему, что сказал ему мальчик. И вновь Анастасий возблагодарил Господа, не оставлявшего его без Своего попечения, как мы в этом сможем убедиться, в течение всей его святой жизни. В Константинополе Оказавшись один в столице древней империи, Анастасий принялся подыскивать себе работу. Ему предложили работать в качестве подмастерья у часовых дел мастера, но он отказался, считая плохим ремеслом чинить то, что ломали другие, и предпочел тяжелую работу на табачной фабрике. Жил он в то время в такой бедности, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих нужд и потребностей – такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал он, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту. По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия. – Анастасий, куда ты идешь? – спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. – Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой. Торговец же, уже подойдя к почтовому ящику, обратил внимание на загадочный адрес и, будучи не в силах удержать свое любопытство, вскрыл конверт и прочитал письмо. Взволнованный и встревоженный, он подумал, что Анастасий – исключительный ребенок, и решил тотчас же ответить на письмо, несомненно, подвигаемый к этому Тем, Кто сказал: вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25, 40 ). Набросав на бумаге несколько трогательных слов и вложив в конверт деньги, торговец послал этот конверт Анастасию. Ответ Господа оказался настолько быстрым, что наш юный святой уже через день, придя на работу, предстал перед своим хозяином в новой одежде. Увидев его столь хорошо одетым, хозяин пришел в ярость, обвинил Анастасия в краже денег и безжалостно избил. Мальчик протестовал, кричал, что он ни в чем не повинен и говорил невероятную правду о том, что деньги ему послал Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Ваш духовный труд состоит в том, чтобы наблюдать за своим сердцем. В нем скрывается гордость как ядовитая змея, эта страсть порождает множество зол, оскверняет всякую добродетель, отравляет все [в вас]. И на это диавольское зло надлежит обратить все свое внимание. Вы должны непрерывно следить день и ночь. Полагаю, будет правильным сказать, что все наши духовные заботы следует направить на то, чтобы найти и убить [в себе] гордость и ее порождения. Если [мы сможем] избавиться от нее и воцарить в нашем сердце смирение, то получим все. Ибо там, где смирение, там поистине обитает Христос и там собираются все остальные добродетели. Мир Мир [души] – это божественный дар, который щедро дается тем, кто примирился с Богом и исполняет божественные заповеди. Мир есть свет, и он удаляется от греха, который есть тьма. Вот почему грешник никогда не успокаивается, [не обретает мира в душе]. Боритесь с грехом и подавляйте восстание страстей внутри вас. Если эта борьба для вас победоносная, то она становится для вас причиной обретения радости и мира. Если – не дай Бог , – вы терпите поражение в этой борьбе, то от нее рождаются [для вас] беды и страдания. Но если после поражения вы снова встаете на борьбу против греха, то мир возвращается к вам. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Мир и освящение – два необходимых условия для того, кто ищет и желает увидеть лицо Божие. Мир является основанием, на котором совершается [наше] освящение. Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца. Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем. Благодарение Христианин должен прославлять Бога и телом и душою. И то и другое принадлежит Богу, поэтому у нас нет права употреблять их бесчестно, но надлежит пользоваться ими как освященными и святыми, с большой благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Скачать epub pdf О том, что молитва – это беседа с Богом Молитва истинная – та, которая ничем не отвлекаема и немечтательна, творимая прилежно, сокрушенной душой, собранным помышлением 1 ; молитва исправляется не высокими глаголами, но, скорее, благими делами. Колесницей молитвы является смиренномудрие. «Признаком смирения является молитва. Познав собственную немощь, мы призываем Божественную силу» 2 . Девы! Имейте пред очами только Христа и Его Отца, озаряясь Духом. Если ты не беседуешь с Богом, когда молишься, то как будешь услышан Богом? 3 Молитва соединяет с Богом и делает молящихся родными Ему, являясь своего рода божественной беседой и мысленным средоточием всего наилучшего и наичестнейшего. Молитва – это помощь в нашей жизни, беседа с Богом, забвение всего земного, восхождение к небесам, молитвой мы приближаемся к Богу. Когда мы молимся, то пребудем непоколебимыми 4 , если получим извещение, что предстоим Богу. Молитва – это солнце мысленных очей души; то, что для тела солнечный свет, то для души есть молитва; молитва , творимая со тщанием, есть свет неугасающий и непрерывный для души и помышления 5 . Божественная молитва есть воистину небесное всеоружие, она одна может сохранить в безопасности предавших себя Богу. Молитва есть защитное лекарство от любых страстей. Молитва есть подаяние жизни, цвет внутреннего здоровья, внушающий надежду 6 . «Великое оружие есть молитва , великая безопасность, великое сокровище, великое пристанище, место прибежища» 7 . Молитва – это спасительное лекарство, препятствие ко грехам, уврачевание недугов. Великое оружие – молитва! Она – сокровище неоскудевающее, богатство, никогда не растрачиваемое, тихая гавань, водворение тишины, корень и матерь бесчисленных благ, сильнейшая самого царствия 8 . Молитва – «пристанище обуреваемым, якорь волнуемым, жезл колеблющимся, сокровище убогим, безопасность обогащающимся, прекращение недугов, хранительница здравия… всякой печали прогонительница, начало благодушия, причина непрестанного блаженства, матерь любомудрия 9 " 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Преселение в небесную отчизну Мы не раз отмечали, что здоровье митрополита Нектария, всегда слабое, в последний период его жизни значительно ухудшилось. Об этом говорит и фотоснимок 1915 года, запечатлевший Пентапольца в полном архиерейском облачении за Божественной литургией 307 и сделанный, как пишут, по усиленной просьбе эгинских сестер, желавших запечатлеть облик своего старца. Позже, по всей вероятности с начала 1919 года, общее недомогание осложнилось хроническим воспалением простаты – болезнью, которую ему поначалу удавалось скрывать. Резкое ухудшение самочувствия на фоне весьма преклонного по тем временам возраста (семьдесят четыре года) вынудило владыку 2 января 1920 года составить завещание, чтобы таким образом застраховать монахинь от имущественных претензий третьих лиц (в том числе прямых его родственников) и потери небольшого, но постоянного дохода для удовлетворения первостепенных нужд. Перечисленное в завещании имущество (на Эгине и в Пирее) принадлежало нищему владыке номинально, ибо за отсутствием у Свято-Троицкой обители официального положения все документы о дарениях, покупках и т. п. 308 оформлялись на его имя. Что касается двух домов в Силиврии, то здесь не может быть речи о покупке, поскольку в 1906 году он, как отмечалось ранее 309 , уступил их своему многосемейному брату Хараламбосу. Включение этих домов в завещание как отходящих брату и потому свободных от притязаний со стороны монахинь (если бы они вдруг возникли) и остальных родственников позволяет думать, что владыка по какой-то причине не смог в 1906 году юридически закрепить их за Хараламбосом и, желая обеспечить ему частичную компенсацию, передал в аренду третьим лицам. Характерная особенность завещания – неоднократное упоминание о посвящении обители «Трисолнечному Божеству», смысл которого в том, что все претендующие на ее достояние нанесут обиду Самому Богу. Та же мысль содержится в приложении, где воспроизведены надписи на Троицком храме и основном здании обители. Приводим текст полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010