– В Конго. Бывший Заир, с 1997 года – Демократическая Республика Конго. – Как – в Конго?! – А вы там тоже бывали? – Нет. Честно говоря, я не отличаюсь особенной смелостью и даже думать боюсь о таком путешествии. Читала, что в рейтинге самых опасных африканских стран Конго занимает заслуженное третье место. Там многовековая межплеменная вражда, по сути, тлеющая гражданская война. Даже в наше время бывают случаи каннибализма. А ещё чума, малярийные комары и мухи цеце, разносящие сонную болезнь. Монахиня только улыбается и кивает головой мне в ответ: – Да, это небезопасное место... – Скажите, пожалуйста, сестра Нектария, а сколько месяцев вы провели в Конго? – Почему месяцев? Я прожила там 8 лет. Пауза, достойная Шекспира. Демократическая Республика Конго Беженцы Конго Беженцы на дорогах Конго Я давно мечтала потрудиться в Африке – Давно мечтала потрудиться в миссии в Африке, и мой духовный отец благословил меня поехать в Демократическую Республику Конго, в город Колвези, расположенный в горах на юге страны. – Правильно ли я поняла, что вы сами вызвались туда поехать? – Конечно! С молодости у меня вызывала сочувствие тяжелая доля многих африканцев. Тут нашу беседу пришлось прервать: сестрам нужно было отлучиться на послушание. Они принесли мне фрукты, кофе, холодную воду и лукум и оставили меня сидеть на террасе, под той самой горной сосной, где когда-то беседовал с духовными чадами святитель Нектарий Эгинский. Святитель учил здесь своих духовных чад жертвенности и монашескому подвигу, открывал им преображенный мир, в котором каждое дыхание славило Господа. В ожидании сестер я выхожу в Интернет и читаю о Демократической Республике Конго. С сестрой Нектарией под той самой горной сосной, где обычно беседовал Святитель с сестрами монастыря Одна из самых бедных стран мира Конго – одна из самых бедных стран мира, но с богатейшими природными ископаемыми, что помещает её в сферу интересов самых разных международных преступных группировок и корпораций. Эти корпорации строят там нелегальные рудники, шахты, загоняют туда силой жителей ближайших деревень, женщин насилуют, мужчин заставляют работать, пока они не погибнут от истощения.

http://pravoslavie.ru/114306.html

То есть исповедывать ислам разрешается, но поступать в соответствии с его учением – это преступная крайность? Но даже и говорить о том, что ложные религии порождают беды и преступления, тоже нельзя под страхом Закона о борьбе с экстремизмом. А ведь убеждения, идеологические и нравственные, не могут иметь физических пределов. Любой человек следует за тем, что считает истиной, и не задумывается заранее, до какого предела может дойти. Вся история человечества наполнена крайностями в этом следовании истине, религиозной, этической, научной.  Об этом прекрасно сказал св. Нектарий Эгинский: " Мой дорогой друг, здесь, на земле, - время очищения. Без Господа Иисуса Христа это очищение не имело бы смысла. Если вы признаете этот факт, вы не можете ставить себе пределов: до этого я дойду и не далее. С какой стороны вы ни посмотрите на жизнь, вы найдете в ней все, кроме благоразумия " .  То есть, благоразумия нет ни у христиан, ни у мусульман, ни у бизнесменов, ни у художников. Каждый следует избранной им идее, не задумываясь: впадает он в крайность или нет. Да разве Березовский, Потанин, Абрамович, Чубайс не идут до конца, рискуя своей жизнью и жизнью близких, для достижения того, что считают истиной и благом для себя?  Еще одну порцию мысленного сора высыпал на головы публики А. Дугин. Во " Временах " он пел все ту же песню о евразийском братстве, в котором должны слиться Православие и ислам. Теракты, - говорил А. Дугин, - выгодны Америке, потому что она хочет поссорить нас с исламским миром. Этим нарушается великое евразийское единство. А. Дугин не просто предлагает христианам и мусульманам жить дружно. Он исходит из того, что можно примирить противостоящие идеи, потому что они существуют внутри одного континента. Я давно полагал, что Дугин просто не знает, что такое идея, что такое человеческая мысль. А идея – это не физический предмет, и она распространяется везде и мгновенно. То, что истинно в России, истинно и Ираке. Идея заполняет собою все, и именно поэтому человеческий ум и совесть не могу вместить противоречивых идей. 

http://moral.ru/pr4-10nov.htm

Господь, открывая Самарянке пророческий Свой характер, открывает ей в конце Себя и дает ей понять, что Он есть ожидаемый Мессия, Он, глаголяй с ней. " Аз есмь, – говорит ей, – глаголяй с тобою». Откровение, бывшее удивительным образом. Откровение, просвещающее души призванных во спасение. Откровение тайны, соблюдаемой безвестной от сложения мира, желанной же сынам Божиим. Откровение, говорящее во благих сердцах, в которых льсти несть. Господь являет Себя Самарянке, проповедует Себя ожидаемым Мессией. Исповедует, что Он – чаяние народов, Спаситель мира, и возвещает ей, что хочет открыть все в совете Бога Отца тайны и уведомляет ее, что близ есть час, и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною. Удивительный диалог. Самарянка расспрашивает Иисуса о месте служения по закону, дабы служить Богу, Господь же открывает ей высочайшие тайны. Что такое, Господи, в Духе и истине служение, которое в близком будущем откроется человекам? Кто же истинные поклонники, истинные служители Божии? Что же есть служить Богу в духе и истине? Почему же «Отцу», а не сказал – Богу? Кто Отец? Каково же место, на котором будет таковое служение приноситься Отцу? Каково близкое время, в которое познается человекам истинное служение? Слова Господа суть откровение тайн, явление которых будет в близком будущем. Велика Тайна Нового служения в духе и истине. Тайна – истинные поклонники. Тайна – новое имя небесного Бога – Отец. Тайна – место, на котором в духе и истине служение будет приноситься Богу. Тайна – и время, в которое познается людям истинное поклонение и истинное служение Богу – абсолютному духу. Тайна – отношение глаголющего Иисуса к Богу, абсолютному духу, которого он называет Отцом. Иисус говорит Самарянке и извещает ей прикровенно всю тайну спасительного домостроительства, как Мессия, посланный небесным Своим Отцом, чтобы совершить ее (=тайну), и который от сложения мира воспринял как сын и слово Бога, абсолютного Духа, которого называет Отцом, дабы явить отношение Свое к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель. Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: “У меня ведь теперь и внучата есть!” При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила – лучше даже не спрашивать… Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила да ещё жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала. Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, котрый не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других. Материнская выносливость — Геронда, святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. Почему Святитель так говорит? Может быть, потому, что женщинам не хватает выносливости? — Кому? Это женщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость! Они ведь семижильные! Тело женщины может более слабым, чем мужское, но у неё есть [сильное] сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, которая превосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, которое есть у женщины, у него нет. Как-то я наблюдал за одной кошкой, которая пришла ко мне в каливу со своими котятами. Тощая-претощая, рёбра можно пересчитать. Однажды ко мне во двор забежала большая охотничья собака. Курд – так звали кота, задал стрекача, а кошка изготовилась к бою, выгнулась дугой, приняла угрожающую позу и была готова набросится на пса. Я только диву дался: откуда у неё взялось столько смелости! Видишь: она защищала котят.

http://pravmir.ru/o-roli-materi-v-vospit...

Ради всего этого мы должны бороться, чтобы не оказаться нам недостойными зова Божия и отвергнутыми. Да, братья и сестры, станем подвизаться ревностно и самоотверженно, чтобы победить. Никто из нас да не утратит своей смелости, да не пренебрежет своим долгом, да не струсит, да не растеряется перед трудностями духовной брани. Потому что мы имеем помощником Бога, Который укрепляет нас на трудном пути добродетели. Духовная брань Цель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и святыми, явиться чадами Бога и наследниками Царствия Небесного. Будем бдительны: как бы ради нынешней жизни не лишиться будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни. Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели. Украсьте ваши светильники добродетелями. Подвизайтесь отсечь душевные страсти. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшел и обитал в вас Господь, чтобы Он исполнил вас Святого Духа с божественными дарами. Возлюбленные чада мои, все ваше усердие и забота должны быть об этом. Это должно непрестанно составлять вашу цель и стремление. Об этом молитесь Богу. Просите каждодневно Господа, но внутри своего сердца, а не вне его. И когда вы Его найдете, стойте в страхе и трепете, как херувимы и серафимы, потому как сердце ваше стало престолом Божиим. Но чтобы обрести Господа, смиритесь до земли, потому что Господь гнушается гордыми, но любит и посещает смиренных сердцем. Если подвизаешься в благой брани, Бог укрепит тебя. В брани мы обнаруживаем немощи, недостатки и наши изъяны. Она является зеркалом нашего духовного состояния. Тот, кто не боролся, не познал себя. Будьте внимательны и к незначительным своим падениям. Если по невнимательности с вами приключится какой-то грех , не отчаивайтесь, но тут же возьмите себя в руки и припадите к Богу, Который имеет силу поднять вас. Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Все это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда я жду с выдержанностью, заботой и вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Стремление к счастью многим и многим людям приносит страдания. Люди ищут — и не находят! И поиски счастья приобретают невротический характер, делают людей по-настоящему больными. Больными, в первую очередь, душой. И тогда некоторые пытаются заглушить боль всеми возможными «болеутолителями». Кто-то пытается забыться в путешествиях, в шумных забавах; жить так, чтобы не дать себе остановиться и задуматься… Ни в коей мере не стоит думать, что все путешествующие бегут от себя! Сами по себе путешествия прекрасны! Однако порой новые города и страны — лишь попытка заглушить душевную боль. Иногда весьма успешная, но… «Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…» (святитель Нектарий Эгинский) Подобная сублимация, иллюзия счастья даёт временный эффект анестезии – от боли, от внутриличностых или внешних конфликтов. Но это «обезболивание» обычно весьма неполноценно. Надолго свежие впечатления не помогают. А кому-то не помогают вообще. Такие люди ищут более сильно действующие «гореутолители». И «счастьезаменителями» становятся различные деструктивные стратегии поведения и даже деструктивные стратегии жизни в целом. На сцену выходят табак, алкоголь, прочие наркотики. Актуальной стала проблема игровой зависимости (как от азартных, так и от компьютерных игр). И совсем уж «изысканной» (извращённой) попыткой добиться состояния счастья являются созависимость и прочие виды невротических отношений. То есть поиски счастья приводят людей к состоянию зависимости — и не только от наркотиков, но и от других людей, от власти и успеха, от разных действий (например, карьеры или покупок), и даже от вещей. По сути – к зависимости от самих поисков счастья. А если смотреть глубже — к зависимости от страстей.

http://azbyka.ru/zdorovie/n-jarasova-kak...

Об истинных поклонниках Господь сказал, «что они поклонятся Богу духом и истиною». Но кто они? Каким образом познаваемые? Во всяком случае истинные поклонники суть Бога истинного знающие. Но откуда они узнали Отца Господа Иисуса? Ибо о Боге Отце Господа нашего Иисуса Христа Спаситель сказал, что они поклонятся Отцу, или истинному Богу, Которого Он им открывает. Господь сказал о знающих Бога: «Вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец Мой, ни Отца кто знает, токмо Сын и емуже аще волит Сын открыти» ( Мф. 11:27 ) Значит не все знают Отца Бога, но только те, кому открыл Бога Отца Сын Божий: Ибо Ему одному предана всяческая Отцем и даже – открывать Бога Отца человекам. Значит одни верные, через Иисуса Христа познающие Бога Отца, только они по истине знают Бога и по истине служат и поклоняются Богу триипостасному умом, словом и духом, Троице единосущней и нераздельней. Сии суть истинные знающие Бога, сии суть истинные поклонницы, и сии духом и истиною поклоняются Богу, ибо имеют истинное знание единого истинного Бога, Которого открыл им Сын Божий. Никто, не знающий Сына, не есть истинный поклонник. 4. Что одни возрожденные водою и духом знают Бога, и они одни суть истинные поклонники Что истинные поклонники суть уверовавшие и возрожденные водою и духом, свидетельствуется из самих слов Господа к Никодиму, что если кто не родится свыше, не может увидеть царствие Божие: следовательно свыше рожденные, принявшие дух Божий, сии суть духоносные, и сии поклоняются духом и истиною Богу истины, Которого дух открыл им: рожденные свыше суть возрожденные водою и духом. Не возрожденные свыше суть рожденные от плоти, все же рожденное от плоти плоть есть. Рожденное от духа познает истинного Бога, что Дух есть Бог, и духом и истинною поклоняется Богу. Господь, пришедый исполнить дело спасительного домостроительства, и прообразовав сие во Иордане, сразу же в начале дела великой этой миссии говорил Иоанну, идя к нему креститься от него и возбраняемый, «оставь ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ) Правда, в которой выражалось все в совокупности божественное к людям благоволение, была примирение Бога с человеком, которое было прообразовано во Иордане крещением Иисуса Христа, которым небесный Его Отец заключенные за грех праотца Адама небеса отверз и царствие небесное человекам даровал и Духа Святого на крестившегося Богочеловека послал, дабы крещаемые Духа Святого получали и духом поклонялись и служили открывшемуся триипостасному Богу Отцу, Сыну и Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Дистанционная секция по истории Церкви началась с обсуждения церковно-государственных отношений в условиях антицерковной политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Также же были затронуты аспекты экономического давления на религиозные общины в 1929-1930-х годах в городе Смоленске. Помимо внутрицерковных отношений участники обсудили взаимоотношение Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквями, а также деятельность Православных братств Сербии и Греции, богословское образование в Греции и роль святителя Нектария Эгинского в его становлении. Ведущим дистанционной секции по «Истории Церкви» выступил проректор по научно-богословской работе духовной академии протоиерей Константин Костромин. Протоиерей Виталий Грищук, кандидат богословия, доцент кафедры церковно-практических дисциплин, проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской духовной академии, выступил в роли ведущего секции «Литургика». Во время ее заседания участники обсудили особенности становления историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX веков, исследование богослужебных уставов и авторство Литургии Преждеосвященных Даров. Также представленные доклады позволили познакомиться с проблематикой перевода богослужебных текстов и затронули вопрос целесообразности их использования с точки зрения современной практики совершения богослужений. Доклады в рамках секции «Каноническое право» осветили проблему теологических аспектов феномена права и историю становления канонической кодификации в Русской Православной Церкви: от принятия «Кормчей св. Саввы» на Владимирском Соборе 1274 года до правового статуса русского духовенства в рамках решений Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. Также участники на примере жизнеописания мученика Юрия Новицкого познакомились с одной из форм общественного служения юриста. Ведущим секции выступил аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Н. А. Тарнакин. В рамках секции «Религиозная философия и философия религии» ученые обсудили основные положения панславизма М.П. Погодина и русско-немецкий философский диалог К. Леонтьева и М. Шелера. Большое внимание участники дискуссии уделили вопросу синтеза философии всеединства В. Соловьева и богословия митрополита Антония (Храповицкого), попытку которого можно заметить в трудах П.А. Флоренского. Также обсуждалась духовная культура Санкт-Петербурга в контексте религиозной философии. Ведущим секции выступил кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии И. Б. Гаврилов.

http://pravoslavie.ru/135439.html

Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она, по возможности, обвивала, заключала в себе целиком наши сутки. Каким образом это возможно? Это становится возможным тогда, когда христианин не просто начинает день с молитвы и заканчивает его молитвой, а когда он сознательно идет к этому вечернему времени, когда он вновь перед Богом встанет и будет подводить итог прожитому дню: вспоминать все свои поступки, свои дневные просьбы ко Господу, просить о прощении того, что в течение этого дня было не так, и вразумления в том, в чем он не смог разобраться. Тогда у человека будет возможность и в ночной период войти с памятью о Боге и с ощущением предстояния перед своим Творцом. Конечно, во сне мы молиться не будем, но утром, встав и прежде всякого дела обратившись к Богу, ощутим, что эта обращенность в нас никуда и не девалась. Мы знаем, насколько редко это получается и как легко бывает – в дневной спешке, в вечерней усталости – сбиться с этого пути. Но нужно раз за разом находить, что нашей молитве мешает в нас продолжаться, и разбираться с этим. Здесь можно вспомнить, например, такое утверждение преподобного Исаака Сирина : молитва злопамятного подобна сеянию на камне. То есть если мы на кого-то обижаемся, сердимся, то уже не сможем помолиться как следует. И хорошо, если человек отдает себе отчет в том, что именно мешает его молитве. А бывает, что у человека столько обид на других, что это уже некий неосознаваемый груз, это уже просто постоянный фон его жизни, и почему его молитва оказывается такой сухой, скудной, он, по большому счету, не может понять. К этому можно добавить, что, как говорил когда-то старец Иероним Эгинский, если ты встаешь на молитву и начинаешь в это время о чем-то, как тебе кажется, очень срочном и важном для себя думать, так что твой ум от молитвы удаляется, то знай: это появились твои враги. Запомни их в лицо, чтобы потом с ними разобраться, и продолжай во что бы то ни стало сосредотачиваться на молитве. Здесь нужно обязательно уточнить, что врагами являются, безусловно, не люди, которые нам во время молитвы вспоминаются, а то, что с этими людьми в нашем сознании связано и чересчур увлекает наше сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Глас откровения гласно звучит в сердцах людей. О боговдохновении и о божественном вдохновении говорят все племена земные и все языки. Но зачем я прибегаю к столь далеким свидетельствам? Неужели найдется среди всех верующих хоть один человек, который в своей долгой или краткой сей временной жизни не почувствовал бы хоть раз, как таинственный глас откровения говорил в его сердце и вдохновлял его на спасение и на некие полезные намерения? Не думаю, чтобы такой человек был… ибо Господь настолько возлюбил мир и человека… что не мог скрыть Себя. А раз Бог открывается в человеческом духе, что препятствует Ему открыться в природе? Конечно же, ничто, совершенно ничто. Следовательно, чудеса есть логическое следствие откровения Бога в мире» 11 . И вызов-ответ всем, подвергающим чудеса сомнению: «И потому тщетно восстают мудрецы века сего против сих чудесных явлений природы. Тщетно отклоняют ее дела и отвергают их, ибо истина обличает их. Пронзительное исповедание дел вещает во все концы, что Бог не покинул сей мир игре случая, что Он промышляет о нем, что Он ведет его к совершенному и разумному концу, и что Он управляет им по законам, неведомым нам. Если же сии мудрецы… непредвзято будут искать истину, они придут к выводу, что природа сего мира и предназначение человека требуют продолжения Божьего Промысла и откровения – оба как исполнение этого самого их предназначения…» 12 . Ибо не только учение святителя о чудесах свидетельствует в нашу эпоху, эпоху безверия и «смерти» 13 Бога, об откровении Бога в мире. Святой чудотворец и мироточивые его мощи на Эгине и по всей земле трубят во все концы о Воскресении Господнем и о том, что Бог промышляет о мире, управляя им и направляя его к «разумному концу». Его Божественное Всесвятейшество Вселенский патриарх Варфоломей в своем Пасхальном послании 2000 года говорит следующее: «Для участия в Воскресении Христовом требуются два условия. Вера и любовь к Нему, со всем тем, что из этого следует». И далее: «Это не фантазия и не обман. Это истина, о ней свидетельствуют мириады святых, которые возлюбив Христа и всецело доверившись Ему, живут, уже воскресшие, рядом с Ним и являются нам множеством способов…» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010