Се бо мы, за беззакония наша не смеюще возвести очеса наша к высоте небесней, ниже вознести глас молебный к Его в Божестве непреступней славе, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе, ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны, грешныя, призываем, яко ты приял еси благодать от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебе убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущим врач, напаствуемым скорый покровитель, очесам недугующим прозрения датель, ссущим и младенцем в скорбех готовейший предстатель и исцелитель: исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единого в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу Кондак 1 Избранный Нектарие, Пентаполя митрополите и Эгинский чудотворче, приносим ти прошения о болящих сродниках наших: изряден бо явился еси целитель раковыя язвы и прочих недугов, всей вселенней благодать даруя, сего ради едиными усты и единем сердцем воспеваем ти присно: Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий. Икос 1 Ангела хранителя во святем крещении обретый, от младых ногтей равноангельскаго жития возжелал еси, отче наш Нектарие; ныне же со Ангелы зрением Славы Божия наслаждался, моли всех Ангелов Владыку о поющих ти сицевая: Радуйся, венчанных родителей плоде благословенный; Радуйся, от чрева матери Богом освященный; Радуйся, издетска навыкший послушанию; Радуйся, от юности изучивый Писания; Радуйся, Божиих словес одушевленная книго; Радуйся, живая боголюбия скрижаль; Радуйся, Богом избранный за кротость и смирение; Радуйся, дом оставивый духовнаго ради учения; Радуйся, яко тебе ради буря зельна на мори утишися; Радуйся, яко поясом твоим надломленная мачта укрепися; Радуйся, орля юное, имуще криле умныя молитвы; Радуйся, елене, взыскавый источники покаяния; Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

http://azbyka.ru/zdorovie/ternovyj-venec...

– Почему же, отче святый? – Дети мои, молчание – тоже ответ, важно, чтобы оно не было оскорбительным. Выбирайте добрую душу, безукоризненное сердце. Благородного, доброго, мудрого, бесстрастного христианина. Знайте, дети мои, что лгуны, пьяницы, развратники, авантюристы, гонители православных не должны получать доступ в парламент... – А могут ли игроки выставлять на выборы свою кандидатуру? – Разумеется, нет, – ответил Святитель, – ибо плохи дела их сердца и дух их замышляет губительные планы. Не надейся на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения ( Пс. 145, 3 ). Предпочитайте добродетельных людей, постоянных в своей жизни и в своих поступках, строгих в речах, предусмотрительных в делах. Не избирайте внутренне раздвоенных людей, суетливых, преследующих свои интересы, погруженных в материальное. Те, кто принимают парламент за место торгов, а не за место служения большинству, являются ворами, самозванцами. Отметайте их подальше от управления общественными делами. – А если бы случилось, что один из таких людей оказался нашим другом или благодетелем, то его все равно следовало бы отмести? – Да, и причем незамедлительно и навсегда. Ибо такие заблудшие и жестокие люди способны приносить лишь ущерб, вред и несчастье как своим собственным друзьям, так и всему обществу. Игрок, который одновременно и мошенник, делает банкротом только своего партнера или иногда группу людей. А политический деятель, если он коварный, неверный, еретик, наглый, хитрый, делец, то это отродье бесовское, скопище эоловых чудовищ... Дурной человек в обществе может навредить одному, двум, пятерым или десятерым. А вот дурной политик с легким сердцем разрушает людское счастье, дети мои. Остерегайтесь же, чтобы не избрать хищных волков. Старайтесь избрать человека благородного и доброго. – Но ведь добрые и благородные люди разобщены, они никому неизвестны, они не имеют силы. Обычно выделяются именно хитрецы и лукавые. – Из-за небольшого количества еды, – сказал святитель Нектарий, – из-за одной единственной одежки вы обходите землю, моря, базары и улицы, чтобы выбрать лучшее. Но разве, выбирая ответственных за вашу материальную жизнь, вы можете допустить небрежность до такой степени, что станете поддерживать недостойных?

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Хочу знать, принесли ли вам цветочный горшок, свечи и деревья. Кассиания пусть позаботится написать своему брату, чтобы пришел, и я дам ему денег для ремонта туалета. Очень хочу, чтобы к Пасхе он был сделан. Я говорил, что сделаю в другом месте, но поскольку требуется много денег, которых сейчас у меня нет, посему пусть будет там, где есть. И пусть не нерадит об этом. О.Андронику я сказал, чтобы он сделал ограду для защиты деревьев. Хочу, чтобы вы посеяли семена кукурузы. Остаюсь ваш к Богу молитвенник + Пентапольский Нектарий В Афинах 10 марта 1906г Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, желаю тебе наилучшего. Вчера написал тебе, что намереваюсь сообщить благостную весть. Сию весть благоволил Бог вашими молитвами сообщить вам в настоящем письме сегодня. В ту минуту Богу содействующу закончил я Псалтирь. Все псалмы ее я осилил в древнюю меру по образцу, который послал вам, с короткими пояснительными замечаниями. Уже могу сказать, что знаю Псалмопевца. Уже уяснил высоту смыслов его. Уже прочувствовал величие Псалтири. Уже ощутил дышащий в псалмах дух служения божественному. Уже почувствовал вожделение возношения к Богу. Уже осознал, каков огонь божественной любви разлит в псалмах. Уже уразумел созидательную силу псалмов для души и сердца. Уже понял, насколько они необходимы в молитве и для выражения чувства поклонения Богу. Уже уразумел, почему они установлены Святыми Отцами как ежедневное чтение в молитвенных последованиях. Я отныне, когда с Богом Святым, сподобившим меня и просветившим осилить в древнюю меру труднейшую сию книгу, истолковать и сделать понятным и приятным чтением, когда говорю, отпечатаю ее, буду иметь ее карманной книгой и носить при себе, куда бы я ни пошел. С ней я буду петь, и славить, и благословлять Бога. Прославьте и все вы Бога за то, что укрепил Он меня довести до конца удивительное это дело. Благодарите Его за все и молитесь Ему, да удостоит меня отпечатать ее и преподнести вам, как священный дар к молитве и служению Богу Радуйтесь и веселитесь в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

С жандармом посылаю вам свечи и книги. Духовный ваш Отец + Пентапольский Нектарий В Афинах 28 октября 1907г Преподобная в Господе дочь Ксения, отеческое тебе благословение. Получили от 26 уходящего месяца письмо, и мы были благодарны и прославляли Бога. Хочу, чтобы за такое благое расположение Преосвященнейшего, вы воспели славословие и благодарили Бога от всего сердца за Его воздействие на душу Митрополита, ибо не бывает сие без Бога, но Бог – Совершитель, и Ему подобает благодать, и слава и хвала. Я пока еще не видел Преосвященнейшего, но узнал от его людей, что он остался очень доволен. Дай Бог , чтобы у него сохранилось такое воодушевление до конца. Сие же божественным благоволением бывает и зависит еще от того насколько и вы жительствуете по Богу, и живет в вас Христос, о чем я молюсь всем сердцем. Посещение Преосвещеннейшего научило нас не малодушествовать, и что вера и надежда на Бога делают невозможное, но вера абсолютная, которая бы имела убеждение. Принуждайте себя с разумом во всем, дабы вера, надежда и любовь к Богу приближали вас ежедневно к совершенству. Домогайтесь любви. Совершенная любовь ведет к совершенству веры и надежды. Просите ежедневно у Бога любви: ей следуют и множество всяческих благих добродетелей. Любите и будьте возлюблены. Давайте любовь, дабы получить любовь. Отдайте Богу все ваше сердце, да пребудете в любви, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем. Пока правление не выдало мне деньги, но надеюсь получить через несколько дней в счет моего жалования и послать вам на носки. Панагий прислал мне какие-то счета, которые я не понимаю: он взялся за 140 или более 130 драхм выполнить работу. Какие он уже представляет мне счета? Я послал их вам без рассмотрения. Напишите сколько он просит и, если больше, спросите почему стало больше. Если превышает жалование ноября, сколько превышает, я вышлю, и вы заплатите. Приехала Елена, и я видел ее в день приезда и обрадовался, узнав о всех, особенно о Кириакии. Молюсь, да сохранит ее Бог во здравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Знаменательно, что среди всей своей многообразной деятельности он находил время для писательских трудов, выпустив за этот период около десятка книг и подготовив ряд других. Некоторые из них были изданы после его кончины, остальные все еще ожидают публикации. 264 Уволившись из Ризариона, К. Саккопулос служил сперва в частном банке Эмберикоса, а затем сверхштатным чиновником в Министерстве продовольствия и, наконец, в Государственном Банке Греции. 265 Мы располагаем сведениями лишь о посещении им Халкиды в 1913 г. и, возможно, Пирея и Афин в сентябре 1909 г. Бытуют, впрочем, слухи, восходящие к неизвестному источнику, об участии святого Нектария в анафематствовании премьер-министра Елевферия Венизелоса 12 декабря 1916 г. Однако на основании «Книги деяний Высшего (Церковного) суда за 1917 год» из архива Священного Синода, архивных материалов Министерства церковных дел, а также всей доступной нам прессы того времени их следует признать совершенно беспочвенными. К сходным выводам пришли и авторы более ранних исследований по истории этого периода. Установлено, в частности, что святой не принадлежал к архиереям, на которых правительство Греции подало жалобу в Высший Церковный суд, учрежденный, согласно закону от 11 июля 1917 г., для осуждения архиереев – участников анафематствования. Самый простой и естественный довод против участия в этом деле Нектария Пентапольского, а именно что осуждение коснулось архиереев правящих, но не титулярных, не вполне убедителен, поскольку среди обвиняемых фигурирует и викарный епископ Вселенского Патриархата Неофит Троадский. Более основательными кажутся следующие возражения: 1)  Согласно деянию Священного Синода (экстренное заседание 11 декабря 1916 г.), решение об анафематствовании состоялось днем раньше, когда сам «Высокопреосвященнейший Председатель [Синода, то есть митрополит Феоклит Афинский] заявил, что обратится к духовенству, дабы склонить его к присутствию на собрании, где будет произнесена анафема». Глубоко осведомленный в церковных делах той эпохи будущий митрополит Гортинский и Мегалопольский, а затем Мессинийский Поликарп пишет: «Тогдашнее правительство Спироса Ламброса в надлежащей форме рекомендовало [Церкви] не допустить анафематствования и оказало помощь священноначалию. Митрополит Афинский Феоклит пообещал властям, что анафематствования не будет. Но вечером того же дня, опасаясь малого телом и рассудком митрополита Ларисского Арсения Афендулиса, который действовал через многих высокопоставленных лиц в пользу анафемы, отказался, по своему обычаю, от обещания и отправился на Аресово поле, где бросил камень анафематствования в Елевфериоса Венизелоса». Таким образом, владыка Нектарий едва ли был призван на акт анафематствования: ведь присутствие там наряду с остальными еще одного архиерея, не пользующегося расположением Феоклита Афинского и вдобавок не состоящего в юрисдикции Элладской Церкви, вряд ли было необходимо и не могло придать дополнительный вес собранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Там он уже вступает в подлинное непосредственное общение с Ним и слышит глас Его – «внимает гласу Его» 26 . Такой подход предлагает Господь человеческой природе с целью достижения ею совершенства и обожения «через освобождение духа». Данный подход может быть назван субъективным и непрестанным откровением, имеющим основание в человеке. Святой Нектарий, человек Божий, глубокий знаток Божественных энергий и человеческой природы, с уверенностью и дерзновением решается высказать мнение о том, что «это откровение невозможно отрицать». Если же кто делает это, он отрицает, прежде всего, духовную природу человека. А именно эта природа дает человеку особое достоинство и величие, определяет занимаемое им особое место царя всякой твари и венца творения. Мы, христиане, отталкиваясь от данных положений христианской антропологии, считаем, что «человек есть создание Божие, получившее от Него особое свойство вступать с Ним в отношения и направляться Им к совершенству. Если бы человек не был созданием Божиим, он не мог бы искать совершенства и приносить жертвы ради этого». «Ибо земля, которая произвела его из праха своего... не обладает сим качеством: вселять в человека мысль о Нем. Любое стремление имеет свой предмет. Всегда бо предмет определяет само стремление, и потому если человек стремится к Богу, то Бог существует. И поскольку именно Он определяет стремление, а человек стремится к Богу, следовательно, Бог существует. И поскольку Он определяет это стремление, Бог удовлетворяет это стремление. Стремление без своего предмета не существует, ибо стремление рождается из реальности своего предмета, то есть происходит из данной связи с лицом, являющимся предметом стремления. Материя не обладает данным качеством, следовательно, стремление происходит из существа, находящегося вне материи, следовательно, человек стремится к Богу, следовательно, предмет стремления существует...» 27 . Отсюда следует вывод, что, во-первых, духовному миру человека необходимо откровение Божие. Если бы Бог не проявил Себя в мире, – учит нас святой отец, – я сомневаюсь, что человек смог бы составить себе представление о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Находясь перед лицом разнообразных кризисов последних лет, мы еще раз подчеркиваем вышеприведенные боговдохновенные слова великого и мудрого отца и учителя нашего: «… Бог не покинул мир на волю случая, но заботится о нем и направляет его к лучшему и разумному концу, управляя им на основании законов, неизвестных нам, и промышляет о нем способом, недоступным нам» 15 . Напомним в этой связи и призыв святителя во время явления его в величественном храме в Камаризе портового района Лаврио в Аттике: «Имейте веру!». «…Необходимость откровения Божия в мире неизбежно следует из этой любви Бога к миру. Ибо невозможно любящему скрыть себя от предмета своей любви». «…Очевидно, что по природе своей данные доказательства предназначаются не для верующих, ибо верующий уже обладает такой полной и совершенной уверенностью, ибо его дух вступает в непосредственную связь и общение с Богом, и получает Его энергию через свое сознание, в котором сопряжены знание, чувства, воля и прочие силы человеческого духа» 16 . Во второй части своей книги святой Нектарий обращается к основной причине, по которой философствующие отрицают откровение Божие в мире и не признают чудес. 1. Основная причина состоит в незнании Бога и человека Свое мнение он обосновывает следующими словами: «Познавший Бога в Его Божественных свойствах и человека в его духовной природе никогда не дерзнет отрицать откровение Бога в мире. Ибо и научная истина убеждает нас в этом, и особое религиозное чувство нам сообщает об этом» 17 . Это двойное незнание произвольно «помещает» Бога в некую одномерную трансцендентальность, и это похоже на то, как если бы они (философствующие) по своему произволу лишали Хозяина части Его владений, ограничивая Его в пространстве и превращая Его в «имеющее предел существо», и вообще помещая Его туда, куда угодно их эгоистичному разуму. Таким образом, во-первых, Бог «лишается» права вступать в отношение с миром и, во-вторых, творение наделяется независимостью и самодостаточностью. Таким произвольным действием дерзкий философ «лишает» Бога Его абсолютных свойств Творца всей вселенной и переносит их с «чистой» совестью и самодовольным духом на творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В заключение я также считаю своим долгом сообщить Вашему Превосходительству, что святитель Пентапольский пользуется у всех, в том числе и среди служащих Патриархии, репутацией прямого, активного и безукоризненного священнослужителя...” Вскоре после этого и сам святитель Нектарий, до определенного момента никак не реагировавший на клевету, счел нужным написать патриарху и внести в вопрос ясность, когда его дело перешло уже в официальный план: “Святейший Владыко, почтительно лобызаю Вашу десницу. Министр по делам религии и народного образования был проинформирован сотрудником консульского отдела Греческого правительства по моему вопросу и по причинам, вынудившим меня покинуть Египет. Вот ответ консульского работника...” Дальше он цитирует вышеприведенное письмо, исключив из него те места, в которых содержится похвала ему. Сделал он это из смирения, деликатности, а также не желая вызывать раздражения у престарелого патриарха. Затем Святитель продолжает: “Неужели я остался в глазах Вашего Святейшества гадким до такой степени, что, спустя четыре года после моего несправедливого изгнания из Египта, в течение которых я влачил жалкое существование в поисках хлеба насущного, разделяя его порой с нищими, и оставался глухим к бесконечным атакам в мой адрес, люди из Патриархии позволяют себе давать такие сведения обо мне Греческому правительству, обратившемуся с официальным запросом? Когда, Ваше Святейшество, усмотрели Вы во мне тенденции к непокорности? В каких делах я проявил ее? Где доказательства, которые позволяли бы обвинять меня в святотатстве и называть мятежником, предателем, замыслившим крамолу против церковных властей? Какой Церковный суд осудил и приговорил меня, доказав мою аморальность, чтобы Патриархия имела смелость информировать политического сотрудника Греческого правительства, запросившего у нее сведения, о том, что я якобы был изгнан за мятежничество и аморальность? Где же протоколы? Где мои обвинители? Где свидетели? Где состав преступления? Откуда идут эти обвинения, обрекающие меня на моральную смерть? Какое великое зло совершил я по отношению к Вашему Святейшеству или к кому-либо из Патриархии, чтобы я обрекал себя на смерть? К чему такая злоба, преследующая меня и стремящаяся полностью меня уничтожить? Чем же я мог навредить Вам? В чем заключается моя великая вина перед Вами? В чем мое лукавство?

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Увидев своего сотрудника, Нектарий подозвал его и сказал: – Иди сюда и не удивляйся, а лучше выслушай меня внимательно. Ты поражен, что видишь, как я убираю школу. Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления. Ты только что выписался из больницы и не сможешь работать по крайней мере еще два месяца. Что же тебе делать? Если тебя уволят, как ты будешь жить?.. Поэтому я и пришел тебе на помощь. Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел...” Таково одно из проявлений подлинного смирения и любви к ближнему. В другой раз к нему пришел какой-то посетитель. Святитель принял его как давнего друга и спросил, чего он хочет. – Отче святый, – сказал незнакомец, – я должен двадцать пять драхм. Мне необходимо вернуть их завтра, а у меня нет ни копейки. Я не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помоги мне. Святитель подозвал Кости, который был его казначеем. Однако Кости, присутствовавший при разговоре, сделал вид, будто ничего не слышал: в кассе было от силы тридцать драхм, а до конца месяца было еще далеко. Святитель снова подозвал его. На этот раз Кости отреагировал. – Дай этому человеку двадцать пять драхм, – сказал он. – Они ему очень нужны. – У меня ничего нет, отче святый, – ответил Кости. – Поищи как следует, Кости, ему они очень нужны... – В кассе всего двадцать пять драхм, а еще только начало месяца. – Отдай их, Кости, Бог велик! Кости отдал деньги, и незнакомец ушел. В тот же день поступила записка из архиепископии с просьбой к Святителю заместить заболевшего архиепископа, который должен был совершить обряд венчания. После венчания Святитель получил конверт, содержавший сто драхм. Он вручил его Кости со словами: – Кости, мы, люди, не имеем ничего, а Бог обладает всем, и Он печется о нас... Во время своего пребывания в Афинах он много проповедовал в храмах столицы и Пирея. Его слава, слава Божиего человека неуклонно росла. Многие христиане приходили к нему поисповедоваться и попросить совета. Он становился “старцем”, духовным отцом Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Духовный ваш Отец + Пентапольский Нектарий В Афинах 13 мая 1906г Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, отеческое тебе благословение. Получил от 10 мая ваше письмо и обрадовался о вашем здравии, и я Благодатию Божией здоров. Возьми двести драхм для колодца и на расходы по доставке извести и гашения ее. Ты не написала, пришла ли известь. Я заплатил Стилиану за привоз 50 кантарий 4 извести. Спроси, пришла ли, или почему не пришла. Я приеду через 10–12 дней, чтобы положить основание церкви, но должна быть готова известь. Жду вашего ответа. Ты писала, что отцу Адронику дала 100 драхм, о которых я сказал Аргиро; еще спрашиваешь об остальном моем долге ей: те (деньги) пусть останутся. Я сказал Косте, чтобы выслал почтой три фиалы сиропа для Марики. Молюсь о совершенном восстановлении ее здоровья, желаю узнать, окрепла ли она. Узнал, что Филофея не находится в хорошем душевном состоянии и (будто бы) молится против сестричества. Прошу, спросите ее, правда ли это. Если нет, то ладно, если же правда, и она продолжает причащаться Пречистых Тайн, то пусть знает, что в суд себе есть и пиет, не рассуждая о Теле и Крови Господни и близка к опасности, ибо, нечто худшее может случиться с ней. Считаю своим долгом, чтобы вы прочитали ей, да не буду повинен. Умываю руки мои. Аргиро передай мое благословение, также и всем сестрам, о которых я молюсь, да ущедрит их Бог миром. Следующее пусть прочтется перед всеми. Много радуюсь я о многой любви, царящей между сестрами, которой лишена Филофея, как я узнал. Но считаю своим долгом сказать вам, что вы должны иметь большую осторожность в вашем общении и благоговейте друг перед другом, как священные лица, как божественные посвящения, как образы Божии, и не взирайте никогда с надеждой на тело или на здоровье, но на душу, : и да не умедлит ваш помысел в исследовании характера и различных членов тела. Внемлите развитию чувства любви, ибо душа находится в опасности, когда сердце не укрепляется чистой молитвой, разогревающей ее, и делается плотским, неестественным и потемняет помышление, о чем именно я молюсь, дабы не случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010