Геенна, т. е. долина Еннома, (Нав. 15:8. 18, 16. 4 Цар. 23:10. Неем. 11:30. Иер. 19:2), находилась с южной стороны Иерусалима. Здесь был поставлен идол Молоха, сирийского божества, которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31, 32, 35). Место было страшное, а посему оно в новом завете послужило образом вечных мучений грешников. (Winer, Bibl. Realw. В. 1. 8. 492).    И это наказание нельзя назвать слишком строгим и тяжким, потому что, но выражению блаж. Феофилакта, „поноситель, превращая любовь, прекращает все добродетели, и посему справедливо подлежит геенне огненной» („Благовестн.» ч. 1. стр. 104). Суд синедриона и геенна употреблены здесь Господом для более понятного иудеям разграничения степеней виновности гнева.     Второй пример. (Изъяснение седьмой заповеди). Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем. Седьмая заповедь ветхого закона (Исх. 20:14), направленная против самого действия прелюбодеяния, изъяснена Господом в том смысле, что преступно не одно действие, но также и нечистое пожелание, зарождающееся в сердце от нецеломудренного взгляда и переходящее в страсть. „Спаситель не вовсе запретил смотреть на жен, но только запретил смотреть на них с вожделением, ибо любящий смотреть на красивые лица сам возжигает в себе пламя страсти и душу делает пленницею, а после сего скоро приступает и к совершению пожелания». (св. Иоанн Златоуст. „Бесед. на еванг. Матф.« ч. 1. стр. 344. 347). Такова же мысль и св. Исидора Пелусиота: „не одно и то же увидеть внезапно и уязвиться, и потерпеть то же тщательно гонящемуся за чужою красотою, потому что увидевший внезапно и уязвившийся может целомудренным помыслом и стрелу извлечь и рану залечить, – а кто непрестанно и со тщанием смотрит, тот, если и не соделает греха телом, то совершил его уже душою“. („Твор. св, отц.», М., 1860 г. т. 35. стр. 58. 59. 123).    Какую надобно соблюдать осторожность, чтобы не впасть в соблазн, Господь изъясняет в следующих словах, имеющих иносказательный смысл: аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную: и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тоскует о добром жительница Марот… Как и предыдущие четыре названия, топоним не известен. Некоторые отождествляют его с , расположенным, как и , в наделе Йенуды. Игра слов строится на контрасте «горечь – добро»: селение с говорящим названием Марот («горечи») тоскует (букв., болезнует: ) о добре (). Тоскует потому, что не видать ему ничего доброго, ведь бедствие постигло даже хорошо защищённую столицу: …ибо сошло бедствие от YHWH к воротам Йерушалаима. После перечисления селений, о которых ничего, кроме их названия, неизвестно, пророк вновь говорит о Йерушалаиме. На сей раз, в отличие от Мих.1:9 , название столицы употреблено не в метафорическом значении, как метонимия для обозначения всей страны, а в прямом смысле. Рефреном звучат слова о бедствии, дошедшем до ворот () столицы, только вместо слова (раны; удары) использовано слово (зло; бедствие). Бедствие, говорит Миха – не случайно, оно сошло от Господа ( ): сам Всевышний привёл ассирийцев ко вратам Йерушалаима. В мировоззрении пророков вообще нет места случайностям 102 . Всё, что происходит в мире, происходит по Божьей воле, Он – единственный Повелитель мира и Творец истории. Ср.: «Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия ()» ( Ис.45:6–7 ); «Бывает ли в городе бедствие (), которое не Господь сделал () бы?» ( Ам.3:6 ). и созвучны. Алонсо Шёкель и Сикре Диас 103 услышали также созвучие между и –, первой фонетической частью слова . Запрягай колесницу конями, жительница Лахиша! Собственно, – это не кони, а конская упряжь, сбруя. Игра слов построена на созвучии и : «ла-рэхэш» – «лахиш». Видимо, ради создания этого созвучия поэт и выбирает слово вместо слова , конь. Как показали археологические раскопки, неоднократно упоминаемый в Танахе город Лахиш ( Нав.10:31–33, 12:11, 15:39 ; 4Цар.14:19 ; Иер.34:7 ; Неем.11:30 ; 2Пар.11:9, 25:27 ) являлся очень важным, быть может, самым важным в области Шфела фортификационным центром царства Йенуды. В 701 году город был захвачен ассирийцами и в нём находилась ставка Санхерива (ср. 4Цар.18:14, 17 ; 2Пар.32:9 104 ) во время его кампании против Йенуды и Филистии. Во дворце Санхерива в Нинве была обнаружена комната, украшенная стенными рельефами, посвящёнными осаде Лахиша, штурму города и угону в плен городского населения. Локализуют Лахиш чуть восточнее города Кирьят-Гат – археологический парк Телль-Лахиш (Телль-эд-Дувейр). Торик пишет об этом городище: «Снаружи видны остатки вала, разрушенного Сеннакерибом (так автор называет Санхерива. – Арс.) – пожалуй, единственного сохранившегося вала того периода в мире. Он был обрушен в две стороны, благодаря чему сохранилась и стена города» 105 . Вполне возможно, однако, что это стена несколько более позднего периода, ведь город, разрушенный ассирийцами, позднее был опять населён и укреплён иудеями и в отстроенном виде просуществовал до вавилонского нашествия начала VI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

По улице, ведущей к Стене Плача, можно пройти к так называемой «Широкой стене» – открытой археологами части стены царя Езекии, того самого, что построил туннель от источника Тихон к Силоамской купели. «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахерим, царь Ассирийский, он восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену» (2 Пар. 32:2–5). Стена Езекии, в 7 м шириной, – ее так и называли в древности «Широкой стеной» (Неем. 3:8) – вскрыта археологами на протяжении 43 м. Она и сегодня производит впечатление: построенная, ввиду близкой угрозы вражеского нашествия, всего за 3 месяца, стена во многих местах прошла прямо по жилой застройке. «И разрушаете домы, чтобы воздвигнуть стену», – засвидетельствовал современник событий, пророк Исаия (Ис. 22:10). Сеннахерим не взял города. Но вскоре Ассирию в качестве повелителя Ближнего Востока сменил Вавилон, и царь Навуходоносор осуществил то, чего не смог ассирийский владыка: разрушил и сжег Иерусалим. К этому времени относится несколько археологических памятников. Лестница в 55 ступенек ведет к остаткам воротной башни VI в. до P. X. Культурный слой достигает здесь 10 м. Кроме названной башни, явные следы разрушения города вавилонянами сохранились в так называемых «Обгоревшем зале» и «Доме, где найдены буллы». Еще раз Иерусалим горел в 70 г. при штурме города римскими войсками. Безмолвным свидетелем боев остался «Сожженный дом», обнаруженный археологами на глубине 7 м между руинами синагоги Хурва и Стеной Плача. Дом представлял собой, очевидно, богатый особняк. Но и он – не единственное из археологических свидетельств о жизни Иерусалима I в. н. э. Существуют памятники, относящиеся непосредственно ко времени Христа Спасителя. В Национальном музее Израиля можно видеть два необычных оссуария – ковчега для костей покойников. Они были найдены в ноябре 1990 г. На обоих читается имя первосвященника Каиафы, впервые встреченное учеными при раскопках. Таким образом, можно считать, что сегодня «подтверждены» эпиграфически оба главных участника судилища над Иисусом Христом: Каиафа и Понтий Пилат (его надпись найдена при раскопках Кесарии). Храмовая гора

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

City of Refuge//IDB. Vol. 1. P. 639), или же он, т. о., как бы «усыновлял» невольного убийцу, брал его под свою личную защиту ( Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. S. 290-320). Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собрал народ и дал ему последние наставления. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что «Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Нав 23. 9-10). Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» ( 23. 6) и не должен общаться с хананеями и служить их богам (Нав 23. 7). Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (Нав 23. 5). Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16). Последние главы И. Н. к. содержат ряд параллелей с заключительными главами кн. Второзаконие: предсмертные слова Иисуса Навина повторяют прощальную речь Моисея, также призывающего народ хранить верность завету с Господом (Втор 29-30). Упоминание Иисусом о своем преклонном возрасте (Нав 23. 2) указывает на слова Моисея (Втор 31. 2). В ответ на слова Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Господу (Нав 24. 14, 23) народ заверяет его в верности Богу (Нав 24. 16), тем не менее умирающий вождь пророчески возвещает, что они не смогут исполнить своих слов (Нав 24. 19). После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил с народом завет... и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24. 25). Это скорее всего означало не какой-то новый союз между Богом и Его народом, а обновление и подтверждение старого завета, заключенного на Синае. Иисус дал народу «устав и закон» (     - Нав 24. 25). Это словосочетание, встречающееся также в Исх 15. 25 и 1 Ездр 7.10, указывает на Иисуса как на законодателя. «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (       - Нав 24. 26; ср.: Неем 8. 8, 18) - т. е. вождь Израиля добавляет свои слова к тому, что уже было сформулировано Моисеем. В качестве знака возобновления завета Иисус устанавливает большой камень, к-рый «будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24. 26-27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в др. местах Свящ. Писания (см., напр.: Быт 31. 44-55). Место, избранное Иисусом Навином для торжественного собрания не случайно: именно в этой дубраве Сихема Господь явился Аврааму и дал великое обетование (Быт 12. 6-7); Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт. 33. 20). Именно здесь будут погребены останки Иосифа, принесенные из Египта (Нав 24. 32). Т. о., история завета с Богом, когда-то начавшаяся в Сихеме, получает здесь свое завершение.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Священники лишены всякой живой веры: народ, миряне, живут в разврате (11) и священники вместе с ними (12). Они берут иноплеменниц в жены и наложницы (11:12) и отвергают своих иудейских жен (13–16). Малахия возводит внешнее действие к его источнику, и видит в этих супружествах и разводах доказательство того, что Иуда не имеет никакого страха Божьего, никакого истинного благочестия. Все Иудеи имеют одного отца, Авраама, и когда они отсылают жен своего народа, то поступают вероломно в отношении к своим братьям. Все они созданы одним истинным Богом, который заключил завет с их отцами, и тем восхотел отделить их от всех язычников; стало-быть вступать в брак с языческими женщинами, значит нарушать этот завет, разрушать закон в его основаниях и повторять вину Израильтян, которые оставили Хананеев жить в своей среде и были отравлены их идолослужением. – 10. Эти супружества с язычницами составляют мерзость в Израиле и в Иерусалиме. Иуда таким образом унижает святыню Господню и то, что любит Всевечный: Иудейский народ ( Иер.2:3 ; Ездр.9:2 ). А Иудеи отсылают от себя жен – своих соотечественниц и женятся на дочерях чужого бога ( Ос.2:1 ). Поэтому Господь истребит из шатров Иаковлевых того, кто так действует, все его семейство, того, кто бодрствует и того, кто пробуждает, того, кого пробуждают и кто отвечает (выражение, вошедшее в пословицу и сохранившееся у Аравитян), и виновного священника точно также, как простого Иудея ( Ездр.10:18 ; Неем.13:28:29 ). – 11, 12. И вот, что вы делаете еще, или скорее, во второй раз (сперва при Ездре IX, потом при Неемии XIII). Вы отвергаете ваших иудейских жен, которые обливают жертвенник слезами… И вы говорите: какое зло делаем мы, пользуясь разводом, который дозволяется законом, – подражая Аврааму, который взял Агарь в наложницы? – Брак (у самих Евреев) не есть гражданский договор, который можно разрывать по произволу: в браке невидимо посредничествует Всевечный, как свидетель ( Быт.32:49 ), и твоя супруга есть не только твоя сожительница, она есть женщина твоего завета, завета подобного тому, который Бог заключил с Своим народом. И какое побуждение заставило Авраама взять в жены Агарь. Он искал потомства, обетованного ему Богом: с подобными ли чувствами вы вступаете в браки с идолопоклонницами? Берегитесь, если жизнь дорога вам; ибо Всевечный, Бог Израиля, ненавидит разводов, совершаемых для таких супружеств; Он ненавидит человека, который покрывает обидами свою жену (свою одежду, то, что соприкасается с ним ближайшим образом: многие арабские слова означают вместе жену и одежду). 13–16. 4. Мессия (II, 17, III. 1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

82 Так, один из известных филологов, критически исследовавших текст Библии, говорит: νν saepius notat spatium praesentis temporis longius, pristine rerum statui oppositum [сн. ( Лк.16:25 , Гал.3:3 ) и др.]; Wilke, Ciavis Novi Testamenti, 1841, tom. II, pag. 70; сн. Sclileussneri, Nov. Lexic. gr. – lat. 1819; t. II, p. 225–227. – Griech. – deutsch. Nandwörterb. v. Pape. 1871. II Bd. S. 263–264. – Lexicon Hesychii, 1861, vol. III, p. 164. 84 Вольф, основываясь на том, что Юний и Тремеллий перевели этот стих так: „et templum Dei ipsorum habitum est profanum solum“, предполагает возможность ошибки, по которой переписчик написал ЕІС ЕΔАФОС вместо ЕІС ЕΛАФРОС (Comment. üb. d. B. Judith, v. Wolff, S. 22). Но несостоятельность этого предположения видна из того, что ни в одном из греческих кодексов нет в данном случае слова λαφρος. Да если бы где оно и встретилось, то гораздо естественнее сделать противоположное предположение, т. е. что слово λαφρος, вследствие небрежности переписчика, попало в какой-либо список. 87 Против рассматриваемого стиха Вольф ничего не нашёл возможным возразить, кроме того, что так как о днях προσββατα и προνουμνιαι ничего не говорится в Вульгате, то, значит, не было упоминания о них и в оригинальном тексте. См. Comment. üb. d. B. Judith, S. 25. 88 Таковы напр. праздники: пурим, установленный Мардохеем и Есфирью в воспоминание о чудесном избавлении иудеев, живших в персидском царстве, от коварных замыслов Амана, покушавшегося истребить всех иудеев, находившихся в персидской монархии, и совершавшийся 14 и 15 адара ( Эсф.9:18–32 ); праздник обновления храма, продолжавшийся 8 дней с 25 кислева, и установленный Иудою Маккавеем ( 1Мак.4:52 ) и д. ( 2Мак.10:5 ) и д. в воспоминание об очищении храма от осквернения его сирийским идолослужением и об освящении вновь сооружённого жертвенника ( 1Мак.4:59 ); праздник древоношения (ξυλοφορα), которого начало приписывается Неемии [сн. ( Неем.10:34 ) и д.], совершавшийся 3 элула, в который каждый иудей должен был приносить к храму дрова, чтобы постоянный огонь неугасаемо мог поддерживаться на жертвеннике; праздник 23 числа второю месяца, установленный первосвященником Симоном в воспоминание о возвращении иерусалимской крепости и об очищении её от языческого осквернения ( 1Мак.13:52 ); праздник Никанора 13 адара, установленный в воспоминание о поражении и умерщвлении сирийского полководца Никанора ( 1Мак.7:49 ); праздник радости о законе 23 числа тисри, установленный раввинами, потому что в этот день ежегодно оканчивалось и вновь начиналось чтение Торы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книжники – (евр. «соферим», греч. γραμματες – писцы) библейское наименование класса людей, упоминаемых в Ветхом, и в Новом Завете – учителя Закона (законники). Они переписывали книги Священного Писания, толковали Закон, хранили в памяти предания. Большей частью книжники выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения. Книжники были у евреев богословами и юристами, придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Почти все книжники были  фарисеями . Цитаты о книжниках «С незапамятных времен на Ближнем Востоке профессиональные писцы исполняли полезную роль общественных секретарей. В древнем Израиле секретарь использовался для записи под диктовку другого человека ( Иер.36:4,18,32 ). Однако когда мы читаем о  писцах/книжниках в Новом Завете, имеется в виду совершенно иной род деятельности. Переключение функции с преимущественно секулярной на религиозную произошло во времена вавилонского плена и после него. В Вавилоне священники стали специалистами по Закону Моисееву и стражами этого Закона Самым видным из таких ранних писцов был священник Ездра ( Неем.8:9 ), книжник, сведущий в Законе Моисеевом , который расположил свое сердце к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде ( Езд.7:6,10 ). В этом последнем отношении его можно назвать прототипом новозаветных книжников: они были профессиональными толкователями и учителями Еврейских Писаний. В Евангелиях книжники иногда именуются законниками , то есть экспертами в священном Законе Моисеевом, который теоретически был единственным гражданским и религиозным законодательством иудейского народа. Другое их название – учителя закона , или просто учителя . Неудивительно, что простой народ их глубоко уважал: их навыки были востребованы не только в Иерусалиме, но и повсюду в иудейских и галилейских деревнях ( Лк.5:17 )». Брюс Мецгер, библеист Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/knizhniki

народа устанавливается праздник Пурим ( Есф. 9:17–32 ); 11) величие и власть Мардохея ( Есф. 10:1–3 ). IV. СОДЕРЖАНИЕ Историч. события, описанные в К.Е., приходятся на время правления Ксеркса (485–465 гг. до Р.Х.), в период между возвращением из вавил. плена первой партии иудеев во главе с Зоровавелем (538 г. до Р.Х.) и второй – во главе с Ездрой (458 г. до Р.Х.). После восстановления храма (515 г. до Р.Х.) возвратившиеся из плена иудеи все больше подвергаются угрозе подпасть под чужеземное влияние (см. Езд и Неем). Иудей Мардохей отказывается кланяться могущественному и влиятельному Аману, поскольку поклонения достоин только Бог ( Есф. 3:2 ). В результате под угрозой оказывается существование всего народа, в том числе и в Палестине (см. Есф. 3:13 : «все области царя»). Лишь на том основании, что иудеи избраны Богом и живут по иным, чем другие народы, законам ( Есф. 3:8 ), они приговариваются к истреблению. Даже Есфирь, будучи царицей, не может защитить себя ( Есф 4 и след.). Попытка Амана уничтожить иудеев ставит под вопрос обетование, данное в Слове Божьем. Но Бог остается верен Своему народу, когда тот со всей искренностью обращается к Нему ( Есф. 4:16 ). Ради своего народа Есфирь рискует жизнью и побеждает ( Есф 5 и след.). И тогда Господь – неназванный и незримый, но безусловно присутствующий в сдержанном повествовании – побуждает царя наградить Мардохея почестями ( Есф 6 и след.) еще до того, как Есфирь обратится к царю с просьбой о «даровании» жизни ее народу ( Есф. 7:3–6 ). За спасением иудеев следует суд над их врагами, вина которых состоит в стремлении истребить народ Божий. Их настигает смерть, которую они готовили иудеям (⇒ Право , IV); но иудеи – в противоположность Аману ( Есф. 3:9 ) – сознательно отказываются грабить имущество своих врагов ( Есф. 9:10.16 ), хотя это было им позволено ( Есф. 8:11 ). И в этой сдержанности проявляется отличие Божьего народа от его врагов (см. Ис. 10:5–16 ). К.Е. прославляет всеохватывающее провидение и воздающую справедливость Бога, любовь Которого может ограждать и спасать Божий народ и в рассеянии среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но относить деятельность Малахии на указанное время деятельности Ездры потому нельзя, что с одной стороны выставляемое Малахиею убеждение помнить закон ( Мал. 4:4 ), равно как и вообще все основанное на важности закона содержание книги пророка гораздо более соответствует времени последующему уже затем, как Ездра вполне раскрыл, свою деятельность относительно восстановленния в народе упадшего было авторитета закона ( 1Ездр. 7:14 , 1Ездр. 7:25–26 ), нежели времени предшествующему, а с другой, – порицаемое Малахиею приведение к жертвенному алтарю плохих животных ( Мал. 1:8 ) и неверное доставление в храм десятин и приношений ( Мал. 3:8 ) тогда только становится допустимым, когда Израиль сам заботился о нуждах храма и поддержании культа, чего не было во времена Ездры, по крайней мере непосредственно после его прибытия во Иерусалим; так как в это время, по приказанию царя Дария, нужды культа покрывались из царских доходов ( 1Ездр. 6:9 , 1Ездр. 7:15–17 , 1Ездр. 7:20–24 ). Переходя к Неемии, нужно сказать, что по уничтожении языческих браков Ездрою и вообще после всецелой реформаторской деятельности сего мужа в Иерусалиме, искорененные им там противозаконные поступки народа в такое короткое время, какое протекло отсель до первого прибытия во Иерусалим Неемии, не могли распространиться даже и в том случае, если бы Ездра и не продолжал (чему однако же мы видим противное из кн. Неемии 8–10) действовать до этого самого прибытия. Без сомнения и сам Неемия тогда также бы восстал против этих злоупотреблений, как он восстал против них позднее, когда заметил их. Вместе с этим, впадение в эти грехи не могло воспоследовать ранее времени удаления Неемии из Иерусалима и возвращения его в царский дворец, в 32-й год царя Артарксеркса ( Неем. 13:6 ). Таким образом остается признать временем деятельности пророка или время непосредственно перед вторым прибытием Неемии во Иерусалим, или же время самого этого пребывания Неемии в этом городе, когда следовательно пророк своим словом обличения и суда поддерживал реформаторскую деятельность Неемии, направленную к истреблению в народе тех же злоупотреблений, какие порицал и за какие угрожал судом Малахия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Помимо мандеев на вост. диалектах говорят как христиане, так и евреи. На основе урмийского диалекта создан совр. ассир. лит. язык (с 40-х гг. XIX в. публикуются тексты сир. письмом). А. я. в ВЗ Арамеизмы в древнеевр . языке ВЗ . Присутствие арамеизмов в древнеевр. языке ветхозаветного периода определяют следующие историко-географические предпосылки: 1) племена, составившие основу евр. этноса, либо сами отчасти являлись арам., либо находились в тесном контакте с арамеями; 2) в период разделения царств происходили военные и торговые контакты с арам. гос-вами, граничившими с Израилем с севера и с северо-востока; 3) у евреев, живших в Вавилонии, а также в Палестине, начиная уже с VIII в. до Р. Х. и вплоть до завоеваний Александра Великого А. я. был разговорным. Присутствие арамеизмов в тексте часто служит одним из аргументов в пользу его поздней (после VI в. до Р. Х.) датировки (см. А. Хурвиц), т. к. наибольшая часть арамеизмов содержится в книгах, созданных в послепленную эпоху (кн. Паралипоменон, Ездры, Неемии). Отдельные арамеизмы содержатся и в т. н. «архаической поэзии» (Исх 15; Суд 5 и др.). Сторонники «архаичности» этих текстов объясняют наличие арамеизмов в них, напр., родством древнеевр. и арам. языков, имея в виду, что поэтический диалект, на к-ром созданы эти тексты, возник во II тыс. до Р. Х., в эпоху существования не расчлененного на диалекты сев.-зап. семит. наречия. Арамеизмы в ВЗ можно разделить на лексические, морфологические и синтаксические. Надежнее всего лексические арамеизмы выявляются исходя из соответствий между согласными в древнеевр., арам. и др. семит. языках:   - поражать, уничтожать (Суд 5. 26), ср.: евр.   - поражать, ранить;   - покрывать (крышей) (Неем 3. 15), ср.: евр.   - тень. Морфологические арамеизмы: a) мн. ч. существительных и прилагательных на   (евр.  ):   - слова (неоднократно в Книге Иова),   - пшено (Иез 4. 9); б) перфектное окончание 3-го лица жен. р. на   (евр.  ):     (Иез 46. 17),   (Втор 32. 36); имена, образованные по модели   :   - просьба, требование (неск. раз в Книге Есфирь, Езд 7. 6),   - пламя (Числ 21. 28 и др.); в) абстрактные имена с суффиксом       - жестокость (Притч 27. 4),   - глупость (Еккл 10. 13). Можно предположить, что одним из синтаксических арамеизмов является исчезновение «перевернутого» имперфекта (   ) в повествовательной прозе.

http://pravenc.ru/text/75828.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010