Неделя 15-я по Пятидесятнице, неделя по Воздвижении — о несении креста и самопожертвовании Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам    Евангельское чтение  Евангелие от Марка, главы 8-9  34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, ... Пасха — Светлое Христово Воскресение Татьяна Зайцева   Евангельское чтение Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Вопросы к текстам    Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 1 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. ... Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы — сошествие Духа Святого Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам --------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, главы 7, 8 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, ... Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. О пастырстве истинном и ложном Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам ----------   Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 17 1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: ... Неделя 10-я по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши Татьяна Зайцева Евангельский текст Методический материал Апостольское чтение Параллельное место Толкования Св. Отцов   Евангельское чтение Евангелие от Матфея, глава 17 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, ... Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам ---------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 4 5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ ... Неделя 2-я по Пасхе. Об апостоле Фоме (Антипасха) Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам --------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 20 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ...

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Стих: И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а неделя Пятидесятницы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 3. Аллилуия, глас 1 Стих: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его — всё воинство их. Стих: С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Пс 32:6, 13 седмица 1 после пятидесятницы понедельник Святого Духа Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Зачало 229. Аллилуия, глас 2 Стих: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:3, 13 Вторник зачало 79а. Четверг зачало 81а. Среда зачало 80. Пятница зачало 82. Суббота зачало 79б. неделя 1 после Пятидесятницы, всех святых Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему. Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. Пс 75:12а, 2 И святым, прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало 330. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 седмица 2 Понедельник зачало 83. Четверг зачало 89. Вторник зачало 86. Пятница зачало 90. Среда зачало 87. Суббота зачало 84. неделя 2 после Пятидесятницы, всех святых, в земле Российской просиявших Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 И святым прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 81б и святым зачало 330. Аллилуия, глас 1 Стих: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне. Стих: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки. Ср. Пс 17:48, 51 Аллилуия святым, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет.Толкование во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Поучение во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. НовыйЗавет (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице. Сонм Русских Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Посланий апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю по Пятидесятнице, именуемую Всех Святых (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Преподобный Серафим Саровский. Беседы (Евангельское чтение) Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в Неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Мф 4:18.  Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; Мф 4:19.  и говорит им: Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф 4:20.  И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Смотри, какими послушными людьми были они,– тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его. Мф 4:21.  Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их,

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

А что до брáта Аполлóса, я óчень просил егó, чтóбы он с брáтиями пошёл к вам; но он никáк не хотéл идти ныне, а придёт, когдá ему бýдет удóбно. ( 1Кор 16:4–12 ) Четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Пáвел, вóлею Бóжиею апóстол Иисýса Христá, и Тимофéй брат, цéркви Бóжией, находящейся в Коринфе, со всéми святыми по всей Ахáии: благодáть вам и мир от Бóга Отцá нáшего и Гóспода Иисýса Христá. Благословéн Бог и Отéц Гóспода нáшего Иисýса Христá, Отéц милосéрдия и Бог всякого утешéния, утешáющий нас во всякой скóрби нáшей, чтóбы и мы могли утешáть находящихся во всякой скóрби тем утешéнием, котóрым Бог утешáет нас самих! Ибо по мéре, как умножáются в нас страдáния Христóвы, умножáется Христóм и утешéние нáше. Скорбим ли мы, скорбим для вáшего утешéния и спасéния, котóрое совершáется перенесéнием тех же страдáний, какие и мы тéрпим. И надéжда нáша о вас твердá. Утешáемся ли, утешáемся для вáшего утешéния и спасéния, знáя, что вы учáствуете как в страдáниях нáших, так и в утешéнии. ( 2Кор 1:1–7 ) Пятница 10-й седмицы по Пятидесятнице К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Похвалá нáша сия есть свидéтельство сóвести нáшей, что мы в простотé и богоугóдной искренности, не по плотскóй мýдрости, но по благодáти Бóжией, жили в мире, осóбенно же у вас. И мы пишем вам не инóе, как то, что вы читáете или разумéете, и что, как надéюсь, до концá уразумéете, так как вы отчáсти и уразумéли ужé, что мы бýдем вáшею похвалóю, рáвно и вы нáшею, в день Гóспода нáшего Иисýса Христá. И в этой уверенности я намеревáлся прийти к вам рáнее, чтóбы вы вторично получили благодáть, и через вас пройти в Македóнию, из Македóнии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудéю. Имéя такóе намéрение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимáю, по плóти предпринимáю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»? Вéрен Бог, что слóво нáше к вам нé было то «да», то «нет». Ибо Сын Бóжий, Иисýс Христóс, проповéданный у вас нáми, мнóю и Силуáном и Тимофéем, нé был «да» и «нет»; но в Нём было «да», – ибо все обетовáния Бóжии в Нём «да» и в Нём «аминь», – в слáву Бóжию, через нас. ( 2Кор 1:12–20 ) Суббота 10-й седмицы по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Неделя 23-я по Пятидесятнице Ко ефесéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Бог, богáтый милостью, по Своéй великой любви, котóрою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлéниям, оживотворил со Христóм, – благодáтью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесáх во Христé Иисýсе, дáбы явить в грядущих векáх преизобильное богáтство благодáти Своей в блáгости к нам во Христé Иисýсе. Ибо благодáтью вы спасены через вéру, и сиé не от вас, Бóжий дар: не от дел, чтóбы никтó не хвалился. Ибо мы – Егó творение, сóзданы во Христé Иисýсе на дóбрые делá, котóрые Бог предназнáчил нам исполнять. ( Еф 2:4–10 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Бог, богáтый милостью, Своей великою любóвью возлюбил нас и мёртвых по причине нáших преступлéний, Он оживил нас вмéсте со Христóм, вы благодáтью спасены, – и воскресил нас вмéсте с Ним, и посадил нас вмéсте с Ним на небесáх, всё это во Христé Иисýсе, чтóбы явить в векáх грядущих в благоволéнии к нам во Христé Иисýсе безмéрное богáтство благодáти Своей Ибо вы благодáтью спасены, через вéру, и это не от вас. Это дар Бóжий, а не от вáших дел, и пусть никтó не хвáлится, поскóльку мы Егó творение, и сóзданы мы во Христé Иисýсе на дóбрые дела, котóрые предуготóвил Бог, чтóбы мы в них ходили. Понедельник 24-й седмицы по Пятидесятнице К солýняном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Вы – слáва нáша и рáдость. И потомý, не терпя бóлее, мы восхотéли остáться в Афинах одни, и послáли Тимофéя, брáта нáшего и служителя Бóжия и сотрудника нáшего в благовествовáнии Христóвом, чтóбы утвердить вас и утéшить в вéре вáшей, чтóбы никтó не поколебáлся в скорбях сих: ибо вы сáми знáете, что так нам сужденó. Ибо мы и тогдá, как были у вас, предскáзывали вам, что бýдем страдáть, как и случилось, и вы знáете. Посемý и я, не терпя бóлее, послáл узнáть о вéре вáшей, чтóбы как не искусил вас искуситель и не сдéлался тщéтным труд наш. Тепéрь же, когдá пришёл к нам от вас Тимофéй и принёс нам дóбрую весть о вéре и любви вáшей, и что вы всегдá имéете дóбрую пáмять о нас, желáя нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скóрби и нуждé нáшей, утéшились вáми, брáтия, ради вáшей вéры; ибо тепéрь мы живы, когдá вы стоите в Гóсподе. ( 1Фес 2:20–3:8 ) Вторник 24-й седмицы по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf 1. 1 неделя по Пятидесятнице. Всех святых. О любви и благодарении Божием (Мф. 10:32–33, 37–39; 19:27–30) «Кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным». Основной христианской добродетелью, как мы все знаем, благочестивые слушатели, является любовь: любовь к Богу и ближнему ( Лк. 10:27 ). Любовь к Богу – исходная, основная любовь, без неё невозможна, как говорит апостол Иоанн, любовь к человеку ( 1Ин. 4:20 ). Священный огонь благодатной любви к Богу зажигается в сердце человеческом лишь при крепкой и горячей вере в Него. Без такой веры невозможна любовь к Богу, ибо лишь при ней (вере) любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым ( Рим. 5:5 ), изливается как дар Божий. Сердце, согретое и освящённое любовью к Богу, переносит этот свет и теплоту и на людей. Лишь полюбив Бога, мы одновременно начинаем любить и человека. Христианская любовь – чувство двуединое и нераздельное, т. е. она есть любовь и к Богу и к человеку. Но начинается оно, повторяем, через веру и любовь к Богу. Но как мы, братия и сестры, можем проверить себя: любим ли мы по-настоящему; не на словах, а на деле Господа? Какие признаки подлинной любви к Богу? Одним из основных признаков любви, как указывает сегодняшнее евангельское чтение, является жизнь по этой любви. От избытка сердца уста глаголют, – говорит Слово Божие ( Лк. 6:45 ). Сердцем веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению ( Рим. 10:10 ). Любовь к Богу должна проверяться, прежде всего, нашим отношением к самим себе. Если душу свою, – говорит Иисус Христос, – будешь предпочитать любви к Христу, т. е. беречь и любить её будешь больше, чем Его, то ты далёк от Бога и жизни вечной. Ибо сберегающий душу свою для интересов и забот временной, земной жизни, теряет её для жизни вечной ( Мф. 10:39 ). Об этом ещё и так сказано в сегодняшнем евангельском чтении: Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Кого следует разуметь в этих словах Господа? Того, кто не принимает страданий и испытаний, как посылаемых для очищения души, для борьбы с засильем греха и для служения Богу и людям. Разуметь следует того, кто не следует за Христом в терпеливом, спасительном несении креста этих своих бед, скорбей и испытаний, подобно тому, как Христос понёс Свой благословенный и искупительный для нас Голгофский Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 21. Неделя четвертая по Пятидесятнице Puм. VI, 18–23 18. Братия, освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. 22. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. 23. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Обыкновенно когда видишь человека, тяжело болевшего, выздоровевшим, то поздравляешь его с исцелением от болезни и в ту же минуту желаешь ему полного здоровья на многие лета. В этом же смысле мы сегодня слушали радостное поздравление от св. апостола Павла римским христианам с освобождением их от греха и с подчинением правде. И так как при каждом поздравлении бывают обыкновенно и благожелания, то и св. апостол, приветствуя христиан, увещевает их ценить полученные радости и дорожить благодатью и свободою от греха. Он говорит римлянам: (гл. VI, ст. 18) освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Освободиться от греха, православные, – это похоже на то, что снять оковы, выйти из тюрьмы, избавиться от тесноты, духоты, голода и других страданий. Сообразите, где источник греха, кто любит держать людей в беззакониях? Кто? – Это князь тьмы, сатана. И смотрите, как он завлекает человека в свои сети, в свои руки. Он действует на человека всякими средствами и чрез наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; и прямо вторгается в нашу душу, и тревожит ее даже в самые священные ее минуты на самой сокрушенной молитве. Нет-нет да и впустит в ряд добрых молитвенных чувств из своего лагеря, как лазутчика, какой-нибудь помысл злой, бесовщину. И радуется он этому, как победе какой. Особенно он любит усиленно восставать против людей, отрешившихся от мира по собственным своим строгим обетам, или против живущих в мире, но например, желающих вести жизнь более благочестивую, как например, бывает среди нас в неделю, когда мы говеем. Как будто нарочно в эту-то неделю умножаются и усложняются и домашние тревоги, и столкновения; да и в церкви молитва не всегда бывает такою, какую желаешь – дьявол и в церкви окружает своими обольщениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf 9. 7 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении двух слепых. О чудотворящей вере (Мф. 9:27–35) «По вере вашей да будет вам» ( Мф. 9:29 ). Три с половиной года продолжалось, благочестивые слушатели, общественное служение Иисуса Христа. Срок небольшой, а сколько великих, спасительных дел успел совершить за это время Спаситель! Сколько провёл просветительных бесед, сколько совершил чудес, сколько милосердия и благодатной помощи излила Его Божественная любовь на всех страждущих и жаждущих Христовой истины и спасения? Как ни много обо всём этом рассказано в евангелиях, но всё же в них содержится лишь малая часть того, что совершено было Христом ( Ин. 21:25 ) во время Его жизни на земле. В Евангелиях весьма часто лишь в общих чертах упоминается об этом, как например, в сегодняшнем Евангельском чтении: И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 9:35 ). Господь нам Иисус Христос спешил оказывать людям Свою любовь и помощь и творил её иногда тайно, избегая огласки и злобы врагов своих, завидовавших Ему и искавших повода прекратить и деятельность и самую жизнь Его ( Мф. 21:46 ). Сегодня мы слышали Евангельский рассказ о двух чудесах Христа, совершённых Им в тот же день, в который Он исцелил кровоточивую женщину и воскресил дочь Иаира ( Мф. 9:20–25 ). Первым из этих двух чудес было чудо исцеления слепых. Когда Иисус Христос, воскресив дочь Иаира, вышел из его дома, за Ним неотступно следовали два слепца, крича: Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов ( Мф. 9:27 ). Но Господь всё шёл и шёл, как бы не обращая на них внимания, пока не вошёл в дом, чтобы иметь в нём Своё временное пребывание. Слепцы не оставили Его и здесь: они вошли вслед за Ним и приступили к Нему с той же просьбой о помиловании. Они не говорили: «Исцели нас», или: «возврати нам зрение», нет, они просили о помиловании, просили милости и любви Божией к ним. Они были уверены, что Он, всем помогающий, поможет и им в том, в чём они наиболее нуждались, ибо доселе никто из людей не мог оказать им этой милости, и не может оказать и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 15. 11 неделя по Пятидесятнице. О жестоком заимодавце. О взаимном прощении согрешений (Мф. 18:28–35) «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас брату прегрешений его» ( Мф. 18:35 ). Господь наш Иисус Христос, желая приблизить учение Своё к пониманию народа, иногда излагал его иносказаниями, сравнениями, притчами. Так, желая, например, показать, как Слово Божие падает на сердце человеческое, и какие приносит плоды, Христос однажды рассказал притчу о Сеятеле. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о злом, жестоком заимодавце. Эту притчу Иисус Христос рассказал по следующему поводу. Однажды апостол Пётр спросил Его: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Христос ответил: «до седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ), т. е. бесчисленное число раз прощать, всегда прощать. И вот, желая раскрыть эту заповедь о всепрощении, Христос и рассказал притчу о безжалостном заимодавце. Напомним кратко содержание этой притчи. Царство Небесное, – сказал Христос, – подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди должников оказался задолжавший десять тысяч талантов. Он не имел средств, чтобы заплатить такую огромную сумму. И приказал царь продать его самого, семью его и всё, что имел он, и уплатить долг. Тогда должник, взмолился: Государь, потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Умилосердился царь: простил ему весь долг и отпустил на свободу. Казалось бы, что столь явное и щедрое милосердие должно было растрогать должника, смягчить сердце, расположить к собственному милосердию. Но этого не произошло. Напротив, встретив на улице своего мелкого должника, задолжавшего ему всего десять динариев (еврейский серебряный талант стоил приблизительно 2400 р., а динарий – 20 копеек), он жестоко с ним обошёлся. Как ни просил должник потерпеть долг его, он напал на него, стал душить, требуя немедленной уплаты долга. И когда денег у должника не оказалось, то посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался, назвал его злым рабом и отдал истязателям, пока не отдаст весь долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 41. Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице Eф. II, 14–22 14. Братия, Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17. И, придя благовествовал мир вам, дальним и близким, 18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Сегодня апостольское чтение о мире, и наше слово о том же. Где источник мира? Какое значение имеет мир духа в одиночной, семейной и общественной – гражданской ли то или церковной, жизни? При каких условиях может быть прочным мир? Где источник мира? А отчего бывает тишина и ровное положение воды в море, в реке? Не оттого ли, что сверху воды не колеблет ветер и изнутри не тревожат плавающие в водах животные, подземные огненные извержения и др.? Так и в душе человека. Мир нарушается тогда, когда душу волнуют какие-либо страсти. И если много страстей, то каждая из них обнаруживает притязание на всю нашу душу, тянет ее к себе, а от того бывает борьба, тревога, теряется равновесие и спокойное положение нашего духа. Следовательно, грех – виновник тревог духовных и внешних нестроений. Он-то и произвел разлад и в древнем мире между евреями и язычниками. Еврей, возвышенный Богом над всеми народами, скоро возмечтал о себе, что он так высоко стоит над другими за свои достоинства и заслуги. И под влиянием этого чувства он презирал инородца и иноверца, считал его мерзостью, нечистым, старался не вступать ни в какие сношения с язычником. И язычники в свою очередь платили тем же еврею. Они смотрели на еврея как на суеверную, излишне мнительную, мелочную душу. И оттого они друг про друга и в устной речи, и в письменности распускали дурную молву. Да и между самими язычниками была страшная рознь, разлад. Даже ученые люди, по-видимому стоявшие выше предрассудков суеверной или грубой толпы народной, и те не хотели сказать доброго слова о достоинствах соседнего народа или правителя. Грек, описывая свою прошлую жизнь, обходил молчанием подвиги перса или римлянина. Римский историк тоже называл все остальные народы варварами и знал только себя, свои подвиги и победы. Из этого видно, что в основании жизни древнего человека или общества лежало раздраженное самолюбие. Каждый, как в зеркало, смотрел только на самого себя и услаждался своим лицом, хотя оно у иного было и невзрачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010