Скачать epub pdf 41. Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице Eф. II, 14–22 14. Братия, Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17. И, придя благовествовал мир вам, дальним и близким, 18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Сегодня апостольское чтение о мире, и наше слово о том же. Где источник мира? Какое значение имеет мир духа в одиночной, семейной и общественной – гражданской ли то или церковной, жизни? При каких условиях может быть прочным мир? Где источник мира? А отчего бывает тишина и ровное положение воды в море, в реке? Не оттого ли, что сверху воды не колеблет ветер и изнутри не тревожат плавающие в водах животные, подземные огненные извержения и др.? Так и в душе человека. Мир нарушается тогда, когда душу волнуют какие-либо страсти. И если много страстей, то каждая из них обнаруживает притязание на всю нашу душу, тянет ее к себе, а от того бывает борьба, тревога, теряется равновесие и спокойное положение нашего духа. Следовательно, грех – виновник тревог духовных и внешних нестроений. Он-то и произвел разлад и в древнем мире между евреями и язычниками. Еврей, возвышенный Богом над всеми народами, скоро возмечтал о себе, что он так высоко стоит над другими за свои достоинства и заслуги. И под влиянием этого чувства он презирал инородца и иноверца, считал его мерзостью, нечистым, старался не вступать ни в какие сношения с язычником. И язычники в свою очередь платили тем же еврею. Они смотрели на еврея как на суеверную, излишне мнительную, мелочную душу. И оттого они друг про друга и в устной речи, и в письменности распускали дурную молву. Да и между самими язычниками была страшная рознь, разлад. Даже ученые люди, по-видимому стоявшие выше предрассудков суеверной или грубой толпы народной, и те не хотели сказать доброго слова о достоинствах соседнего народа или правителя. Грек, описывая свою прошлую жизнь, обходил молчанием подвиги перса или римлянина. Римский историк тоже называл все остальные народы варварами и знал только себя, свои подвиги и победы. Из этого видно, что в основании жизни древнего человека или общества лежало раздраженное самолюбие. Каждый, как в зеркало, смотрел только на самого себя и услаждался своим лицом, хотя оно у иного было и невзрачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf 19. 15 неделя по Пятидесятнице. О беседе Христа с законником. О любви к Богу и ближнему (Мф. 22:35–46) «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога? Потому, что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь ( 1Ин. 4:8 ), как Отец ( Мф. 6:9 ), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живём и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит ( Откр. 3:20 ). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твоё Мне ( Прит. 23:26 ). Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет ( Ин. 1:5 ), есть любовь ( 1Ин. 4:16 ), есть Истина и Жизнь ( Ин. 14:6 ), есть мир ( Ин. 14:27 ), святость ( 1Пет. 1:16 ), есть добро и милосердие ( Лк. 6:36 ). Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаём это. Но, однако, такая любовь – неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Выйдите из среды неверных и отделитесь , то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение. Прочтите толкование: Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Феофан Затворник Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Толкование на Второе послание Апостола Павла к Коринфянам 16-я Неделя по Пятидесятнице Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 Мы — работники Бога. Поэтому мы вас и призываем к тому, чтобы вы не тщетно приняли данную вам Богом благодать. 2 Ибо Он говорит: «Во время приятное Я услышал тебя и в день спасения Я помог тебе». Смотри же — ныне время благоприятное. Смотри — ныне день спасения. 3 Чтобы не подверглось поруганию наше служение, мы никому ни в чем не даем повода для упрека, 4 но во всём показываем себя как служители Божии: Отрывок из Второго послания к Коринфянам, который был прочитан сегодня, продолжает важную для апостола Павла тему примирения с Богом: «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5,20). Примирение означает прекращение вражды. Вражда с Богом — следствие греха, который отлучает человека от Бога как источника жизни и самого бытия. Грех — причина страданий человека и его смерти. Примирение с Богом возвращает человеку свободу от греха и благодать спасения в Царствии Божием. Бог крестными страданиями, смертью и Воскресением Своего Сына примирил нас с Собою. Об этом даре Божественной благодати возвещает Евангелие, которое несет людям Апостол Павел. Это Евангелие примирения является Отеческим призывом к заблудшим детям вернуться домой, где их ждет любовь Бога Отца. В своем изначальном и предельно кратком виде это Евангелие было провозглашено Иисусом Христом: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). Апостол называет себя посланником от имени Христа. Он послан во враждебный Богу мир, чтобы указать людям путь покаяния и веры, которая делает человека гражданином Царства Божия и возлюбленным членом семьи Божией.

http://bible.predanie.ru/nedelya-16-aya-...

«Бог, – говорит ап. Павел, – повелевший из тьмы воссиять Свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в Лице Иисуса Христа»... «И это сокровище мы носим в глиняных сосудах», в хрупком теле нашем. Какое сокровище? Величие Божие и Божию силу носим мы в «глиняных сосудах». И весь мир должен узнать о том, что «преизбыточная сила» – та неустанная духовная энергия, с какой ап. Павел совершает свое апостольское служение, – исходит не от него, а от Бога. Ап. Павел проникнут чувством глубокого единения со Христом – «я сораспялся Христу», «уже живу не я, а живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ); на нем проявляется та сила, которой обладает Христос; и эта сила-энергия сказалась в его апостольских подвигах. А раз эта сила, эта энергия, которой владеет Апостол, от Бога – она не может быть подавлена никакими преследованиями. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных условиях, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем», – говорит ап. Павел, ибо великая непобедимая сила Христова сказывается в нас. Беседуя с вами, дорогие мои братья и сестры, об ап. Павле, не отклоняется взор наш от сущего в отчаянных условиях, притесняемого верующего народа нашего. И молим мы Господа нашего да осенит Он наши души и душу подъяремного нашего народа силой Своего немеркнущего Света и да ниспошлет ему ту энергию и силу, которыми был свыше вооружен апостол Павел. Аминь. Неделя 20-я по Пятидесятнице Медленно шествует к кладбищу вслед за безжизненным прахом отрока толпа жителей города Наина. Плач и стоны матери-вдовы, хоронящей своего единственного сына, заглушают вопли наемных плакальщиц. Слезы матери – свидетельство горя неизбывного, боли сердца неисцелимой. Кто в силах найти слово утешения скорбящей? Никто! Но вот навстречу погребальному шествию подходит к воротам города Наина окруженный народом Христос, Начальник Жизни. Его сердце сразу откликнулось на неутешное горе вдовы-матери. «Не плачь», – сказал Он ей и, подойдя к носилкам с возлежащим на них бездыханным телом юноши, со властию сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!» Совершилось потрясающее чудо: мертвец поднялся и начал говорить. И отдал его Иисус матери его, а весь народ «объял страх, и все славили Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Скачать epub pdf 55. Неделя 7 по Пасхе. О святых отцах первого Вселенского Собора. О единении верующих во Христе (Ин. 17:1–13; Деян. 20:16–18; 28:36) «Да будут едино как и Мы» ( Ин. 17:11 ). Три дня тому назад, братия и сестры, святая Церковь праздновала Вознесение Господне, а в течение сорока дней до этого праздника она прославляла Воскресшего Господа, воспоминала явления Его апостолам и народу и призывала нас к благодатному общению с Ним, Воскресшим, в душах и сердцах наших. Этот призыв и общению с Господом, к единению с Ним, а также и к единению со всеми верующими в Него, получил особое подкрепление в последних словах, сказанных Господом перед вознесением на небо: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Какое великое утешение было дано апостолам, а вместе и нам этими словами Спасителя! Незадолго до Голгофы Христос дал апостолам обетование и ниспослании им Духа Святого ( Ин. 16:7 ), при Своём же вознесении Он и Сам непреложно «обещался с нами быти до окончания века» (пасхальное песнопение). Чтобы сильнее расположить нас к единению с Господом Иисусом Христом святая Церковь сегодня предлагает нашему назиданию молитву Спасителя перед Его страданиями и смертью. В этой молитве Он указывает на Свою общность, на Своё теснейшее единение с Отцом Небесным. Обращаясь к Нему, Спаситель говорит: Всё моё – Твоё, и Твоё – моё... И ученики, которых Ты дал Мне, – Твои. И вслед за этим молится об учениках: «Отче Святой! Соблюди их имя Твоё, чтобы они были едино, как и Мы... и да наследуют жизнь вечную... Сия же жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Знать же Бога и пребывать в единении с Ним значило пребывать в вечности и неизреченной радости. О даровании апостолам духовной радости также молится Спаситель в этой молитве: Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они (ученики) имели в Себе радость Мою совершенную ( Ин. 17:18 ). После вознесения Спасителя апостолы сразу же и ощутили эту радость, ибо сказано в Евангелии, что с великой радостью ( Лк. 24:52 ) возвратились они в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице в тесном единении и единодушии, молитве и молении ( Деян. 1:14 ) до дня святой Пятидесятницы, когда они преизобильно преисполнились даров Святого Духа. С тех пор, находясь сами в духовном единении друг с другом, они и верующих, и поставленных ими пастырей призывали к единению, к единомыслию ( Рим. 15:5 ), к жизни в союзе мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Догадка совершенно произвольная, благоприятная только тому суемудрию, по которому допускается, что учение, какое святой Павел преподавал, есть его личное воззрение на христианство, до которого он дошел самостоятельным развитием и своеличным углублением в дело спасения. Когда сам он говорит о себе, что ни другие его не научили Евангелию, ни сам не дошел до него, но прямо получил его от Самого Господа, то зачем и предположения подобные строить? К тому же что за удобное место для развития какого-либо учения — пустынь? она может способствовать отрешению от всего, но учения не дает. Для сего нужно общение с другими, собеседование, книги. Святой Павел не говорит, зачем он ходил в Аравию. Но самое это молчание и должно нас навесть именно на ту мысль, что ходил с проповедию. Ибо он не говорил и о том, зачем возвратился в Дамаск и что там делал. В Деяниях святой Лука говорит, что он в Дамаске проповедал Иисуса, яко Сей есть Сын Божий (см Деян 9, 20) Как он ничем не оттеняет здесь своего сказания об Аравии от сказания о Дамаске, то естественнее прийти к той мысли, что он и там проповедал, как и в Дамаске, чем допускать те мечтательные предположения. Святой Златоуст говорит: «сказав: идох во Аравию, — прибавил: и паки возвратихся в Дамаск. Не говорит ни слова о своих подвигах, ни о том, кого научил и сколько. Равно и в Дамаске показал он такую ревность, что возбудил к себе ненависть, и, однако же, он ничего не говорит о сих подвигах своих. Но как здесь не говорит он ничего о сем (хотя то было); так и там, сказывая, что приходил (в Аравию) и ушел, ничего не упоминает о том, что там было (хотя было)». Как согласить это сказание с книгою Деяний, где не говорится о путешествии святого Павла в Аравию? Это легко соглашается, если поместить хождение в Аравию между 19-м и 20-м стихами 9-й главы Деяний. По крещении пробыв дни некия с верующими и, может быть, проповедавши несколько, отходил в Аравию; по возвращении оттуда усиленнее проповедал в Дамаске, до исполнения трехлетия, пока неприязнь неверующих не заставила его удалиться.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня. 20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Ответьте на вопросы Что мы узнаем об апостоле Павле из этого отрывка? Как вы думаете, кто этот человек, который был восхищен до третьего неба? Почему апостол говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами? Сформулируйте отношение апостола Павла к похвальбе Как вы понимаете слова «сила Моя совершается в немощи»? Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам Рейдман Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан Затворник Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Новый Завет Послание к Галатам Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе. Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи. Что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее. Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал гнал, а жестоко гнал. И не только это, но даже опустошал, то есть пытался разрушить до основания и истребить, — ведь в этом состоит дело опустошителя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Евр 11:19.  Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. «Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог». Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым. «Темже того и в притче прият», то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» ( Ин 8:56) . Евр 11:20.  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. «Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава». Ибо не дал бы невидимых благословений, если бы не веровал, что за словами последует дело. Евр 11:21.  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего . «Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его». Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение. Евр 11:22.  Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. «Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова и о костех своих заповеда». Ибо не дал бы заповеди о костях, если бы не веровал Божиим обетованиям. Евр 11:23.  Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. «Верою Моисей родився сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча и не убояшася повеления царева». Ибо, взглянув на наружность младенца, понадеялись, что он сподобится Божией о нем попечительности. Евр 11:32.  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. «И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времени о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле». Апостол выставил имена их, но умолчал о роде их заслуг. Но в последующем за сим, правда неясно, говорит, однако же, о преимуществах каждого. Потом о других упоминает вообще и говорит:

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», — говорит он. Апостол Павел принял Евангелие не так, как мы принимаем друг от друга христианское учение, выслушивая, скажем, проповедь священника, или поучение на исповеди, или иного рода наставление, потому что мы получили это учение не непосредственно от Господа, но через книги Священного Писания, через учение святых отцов, в котором содержится апостольское Предание. Можно сказать, что в том учении, которое мы получили, есть нечто человеческое. Эти слова не относятся к Священному Писанию, потому что в нем как раз ничего человеческого нет, но люди, толкуя Писание, естественно, привносят в него нечто свое, и это учение уже не является словом Божиим в точном смысле слова. А вот апостол Павел говорит, что его благовестие не имеет в себе ничего человеческого, и объясняет почему. Он принял Евангелие и научился ему не от людей, в том числе и не от апостолов, допустим Петра или других, почитаемых столпами, не через «вторые руки», а через откровение Иисуса Христа. Здесь имеется в виду не только то откровение, которое было у апостола Павла во время его обращения. Произошло оно, как вы знаете из повествования о деяниях апостольских, когда апостол Павел шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовывать и предавать суду, а может быть, и казнить последователей нового, еретического, как ему казалось, учения, то есть христиан. Тогда они, правда, еще не носили имени христиан, но веру имели ту самую, какую имеем сейчас мы. Были у апостола Павла и другие откровения. В Священном Писании упоминаются некоторые из них. Например, апостол Павел говорит, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы (см. 2 Кор. 12, 2–4); что ему неизвестным для нас образом явился Господь и сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Апостол Павел говорит, например, что нужно помнить слова Господа «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35) — и так далее.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Будем так рассуждать всегда, и мы станем выше оскорблений; а каким образом, это я объясню. Если бы мы стали враждовать против носящего порфиру, то оскорбления, направленные на него, обратились бы на нас самих, так как, порицая его, мы сами делаемся достойными порицания. Что же, скажи мне, твои слова значат? Будучи гражданином неба, обладая горним любомудрием, для чего ты унижаешь себя самого наравне с тем, который помышляет только о земном? Хотя бы у врага твоего было несчетное имущество, хотя бы у него была власть, он не знает твоего добра. Не унижай же себя, оскорбляя его; пощади себя, не его; воздай честь себе, не ему. Не говорит ли пословица: кто почитает (другого), тот почитает самого себя? И справедливо: не его он почитает, а себя самого. Послушай слов Премудрого, который говорит: «кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству» (Сир 11:31). Что значит: «по ее достоинству»? Если кто, говорит, обманул тебя из любостяжания, не делай того же; если оскорбил, не оскорбляй. Скажи мне, прошу тебя: если какой-нибудь бедняк возьмет кусок грязи, валявшийся на дворе твоем, то неужели ты поведешь его за это в судилище? Нет. Почему? Чтобы не унизить себя самого, чтобы не стали все осуждать тебя. Так и здесь. Богач есть бедняк; и чем более он богатеет, тем более становится бедным истинною бедностью. Золото — это грязь, брошенная на двор, а не лежащая в твоем доме; дом же твой — небо. Потому, если ты за это позовешь его в судилище, то не осудят ли тебя горние граждане? Не извергнут ли они тебя из своего отечества, — тебя, который так низок, так презрен, что из-за малого куска грязи решаешься вести тяжбу? Если бы даже весь мip был твоим и кто-нибудь отнял его у тебя, то и тогда тебе следовало бы только отвернуться от него. БЕСЕДА 26 «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр 11:20–22).

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010