Последнее шествие Иисуса Христа в Иерусалим 34 Бяху па пути, восходяще во Иерусалим; и бе варяя их Иисус, и ужасахуся, и во след идуще, бояхуся. И поем паки обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху Ему быти... И пред Него приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, глаголюще: Учителю, хощева, да еже просива, сотвориши нама ( Мк. 10:32–35 ). Внимательные к богослужению святой Церкви христиане православные, без сомнения, знают, что в чине Божественной литургии творится воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь очам верующих представляется живое изображение важнейших событий земной жизни Искупителя, особенно тех, которые прямо относятся к спасительным Его страданиям и крестной смерти, и последующей за ними славе ( 1Пет. 1:11 ). Здесь, на святом престоле, таинственно и существенно повторяется самая жертва голгофская, принесенная вочеловечившимся ради нашего спасения единородным Сыном Божиим Отцу Небесному за грехи мира. Мы желаем теперь, благочестивые слушатели, обратить ваше внимание на одно из евангельских событий, о котором слышали вы в ныне чтенном Евангелии, – по ряду дня недельного, предшествующего Неделе ваий. Это событие – последнее шествие Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, которое само предшествовало торжественному Его входу во врата дщери Сионовой, яко обетованного Царя Израилева и Сына Давидова. Событие это, изображаемое и в священнодействии Божественной литургии, во время великого входа, весьма поучительно и само по себе, как событие евангельское, и по тем назидательным мыслям, на которые наводит оно в применении различных обстоятельств его к нашей собственной жизни. Всмотритесь, братья, мысленно в это знаменательное шествие Господа с двенадцатью избранными Его учениками. „Были они“, говорит Евангелист Марк, „на пути, восходя в Иерусалим; Иисус шел впереди их, а они ужасались, и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк. 10:32 ). Какими трогательными чертами изображено это последование малого стада Христова за своим добрым Пастырем, – безмолвно подвигающагося за Ним, вдали от шума житейских треволнений, но как видно, сильно напуганного донесшимся до его слуха воем кровожадных волков, готовых растерзать самого их Пастыря! Да, именно за день или за два пред сим, ученики Христовы с крайним опасением говорили своему Божественному Наставнику: „Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин. 11:8 ) Тогда Господь успокоил их, сказав: „не двенацать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего“ ( Ин. 11:9 ). Но теперь, – теперь Господь, по-видимому, совершенно в другую сторону направляет Свою речь к пораженным ужасом ученикам: „Подозвав двенадцать, Он начал им говорить о том, что будет с Ним. „Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:82–84 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Приветствие Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, в день 25-летия ее существования, принесенное за литургией, 22 октября 1911 г., архимандритом Анастасием, инспектором Казанской духовной академии Источник Неофициальный отдел «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мф. 16:24 ). Вседушевно поздравляю вас, возлюбленные братья и сестры, с 25-летием Казанской Общины сестер милосердия Красного Креста, Общины во имя чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Сегодня, 25 лет тому назад, лучшие представители Казанского общества собрались, собрались и объединились у Креста Господня, с мыслью, что одни – добрым словом, советом и указанием, покровительством и попечением, а другие – трудом и работой будут приносить пользу ближнему, больному и страждущему. Каждый к подножию Св. Креста Господня сложил свое обещание, по зову Христа Спасителя, – взять крест свой, чтобы быть последователем Христа не по имени только, но жить во Христе и со Христом, по слову Церкви Христовой, проникнуться ее духом, всецело слушаясь ее указаний, и, вменив в ничто все блага мира сего, ради сокровища нетленного, иже есть на небеси, с терпением и упованием переносить всевозможные злоключения сей жизни, работая без ропота и уныния на пользу ближнего. Но недостаточно взять на себя Крест Христов, т. е. только решиться на подвиг, – необходимо идти вслед Христа с этим своим крестом, т. е. не ослабевать в своем подвиге-труде: только претерпевший до конца спасен будет, он достигнет венца славы, только он приимет благословенье Отца. Небесного и наследует Царство Его. Кресты бывают различные и даже многоразличные: один несет свой крест в тяжелом труде для своего дневного пропитания, другой – в тяжкой болезни, в несчастии семейной жизни, иной в служении обществу, а некоторые в услугах и помощи отдельным его членам... Есть крест священства, есть крест монашества, крест науки... Носители первого дают добровольно обещание спасать не только себя, но и других, а другие отказываются от радостей жизни сей ради высшего совершенства...

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти преподобного Варлаама Хутынского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 19 ноября 2020 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина (Любомудрова), пресвитера Московского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики прихода. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением было совершено славление перед иконами преподобного Варлаама и священномученика Константина. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти небесных покровителей нашего святого храма – преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, и священномученика Константина Любомудрого. Преподобный Варлаам Хутынский всегда был покровителем этого святого храма. Еще до того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», на этом месте стоял храм в честь преподобного Варлаама Хутынского, который сейчас превратился в один из приделов этого храма. Чудотворная икона преподобного Варлаама напоминает нам об этом Новгородском чудотворце, который почитался по всей Руси великой, в том числе и в стольном граде Москве. И в память его был сооружен этот храм, который многократно перестраивался, достраивался, расширялся, прибавлялись к нему новые приделы, в том числе придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», а уже в XIX веке был пристроен главный придел в честь Преображения Господня.

http://mospat.ru/ru/news/61094/

Радуйся, Благодатная! С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же радостным чувством таинственного, незримого совершения 7 апреля, 2009 С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же радостным чувством таинственного, незримого совершения По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, после Литургии, в небо выпускают белых голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах. Православная Церковь отмечает один из самых светлых праздников – Благовещение. Он относится к торжествам в честь Пресвятой Богородицы . В этот день Дева Мария получила извещение о том, что именно от Нее, по воле Божией, произойдет Спаситель мира – Христос. Чистый и величественный дух Девы Марии незримо присутствует в Церкви, и каждый верующий чувствует в этот день благодатную силу Ее святого небесного Покрова. В этом празднике – и приподнятое настроение церковной службы, и легкий шум голубиных крыльев, и сознание великой тайны Боговоплощения. По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, после Литургии, в небо выпускают белых голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом. А какая радость «встретить» среди городского шума этих чудных спутников праздника! В Москве они обживают смотровую площадку Храма Христа-Спасителя, кружатся стайками над старинными аллеями Кремля, и с удовольствием принимают корм из рук паломников и туристов на дорожках Новодевичьего и Данилова монастырей… Это язык, не требующий перевода, понятный всему миру: «Благая весть! Дух Святой сходит! Христос грядет в мир!» От сотворения – к искуплению

http://pravmir.ru/radujsya-blagodatnaya/

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Мой папа умер 15 лет назад, по причине алкоголизма. В первую неделю после смерти снился человек в образе отца, сказал, что “ему там не очень” и вины нашей семьи в его смерти нет (я об этом спросила). На протяжении всех 15 лет отец продолжает мне сниться, практически каждый день. Очень частый мотив сна — оживает после смерти, что я даже в самом сне думаю “не зря до этого мне столько раз это снилось!”. Он крещенный, носил крест, но в таинствах Церкви, как я полагаю, не участвовал. Я и сама длительное время не имела представления о православии (но крещенная), пару раз ставила свечи за упокой, но понимала, что на тот момент это было бессмысленно. Могут ли помочь молитвы спустя столько лет и что я еще могу сделать? Подскажите, еще, пожалуйста, что подразумевается под добрыми делами в честь усопшего, что можно сделать? И имеют ли значения сны, может ли усопший таким образом просить о помощи? Похожие вопросы 5 Ответов Тут могут быть разные аспекты, но очень важно за отца молиться. Это нужно делать самостоятельно. Еще можно подавать бездомным, чтоб они помянули Вашего отца. Извиняюсь за глупый вопрос, а когда говорят “чтобы помянули” — это как-то нужно человеку озвучивать, когда ему милостыню подаешь? что если он не религиозен или не поймет о чем речь? или подавать нужно только верующим (полагаю все же это не имеет значения?) Не важно насколько верующие, важно Ваше желание помочь отцу. Говорите примерно так, когда подаёте милость: “Помяните моего погибшего папу Виктора”. Спасибо! Мария, в книге митр. Илариона есть такой случай: Известны случаи, когда умершие являлись живым – во сне или наяву – и просили о евхаристическом поминовении. Одному иеромонаху в конце XIX в. явился во сне святитель Феодосий Черниговский (иеромонах сидел возле его мощей) и просил на Литургии поминать за упокой его родителей – иерея Никиту и Марию. «Как можешь ты, о святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь пред Небесным Престолом?..» – спросил иеромонах. «Да, это верно, – ответил святитель Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв». (Имена родителей святителя Феодосия до этого явления были неизвестны, однако впоследствии, спустя несколько лет, была найдена поминальная книжка самого святителя с написанными его рукой именами иерея Никиты и Марии).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-snitsja-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Речь при пострижении в инокини Евдокии Забелиной, послушницы Иоанновского на Карповке, в г. Петрограде, женского монастыря, за божественной литургией в усыпальнице батюшки о. Иоанна Кронштадтского, 22 марта 1916 г. Источник Возлюбленная о Христе сестра Серафима! Приветствую тебя вседушевно с теми великими милостями, которых сегодня сподобил тебя Господь. Все это совершилось здесь, у гробницы всеми высокоценимого, глубоко почитаемого и горячо любимого тобою с детства, батюшки о. Иоанна, приснопамятного молитвенника, благодетеля и учителя многих, искренне к нему притекавших, в том числе и твоего. Господь благоволил сейчас принять тебя в свои отчии объятия, Господь благословил тебя обручиться Христу, Господу нашему, твоему небесному жениху, восприять ангельский образ и облечься во вся оружия правды, дабы стать тебе верным и сильным воином Христовым. Вот какие блага и милости Господь послал тебе сейчас, сестра Серафима! Но вместе с этим ты получила и великие послушания. Слушая умилительные слова чина пострига, ты, конечно, ярко отметила их в твоем уме, чутком от юности ко всему святому, и в твоем сердце, добром, щедром, испытанном великими подвигами труда, поста и молитвы в таких обителях, как Саровская пустынь, Оптина, Шамардинская, и запечатлела все назидания, вытекающие отсюда и обязательные для всех иноков, в частности же теперь и для тебя. Ты сильно восприяла, наверное, и глубоко западающее в душу наставление: стяжи смиренномудрие. Дивно! Почему это здесь говорится не просто стяжи смирение, кротость, или что-либо подобное, а ясно и определенно сказано: «стяжи смиренномудрие»? Должно быть это – особая христианская добродетель, резко отличающаяся от простого, внешнего, видимого смирения, смиренного поведения и послушания, и внутренней, невидимой, кротости духа, – добродетель, безусловно необходимая и обязательная для воина Христова, деятельного ратоборца за Правду Божию на земле. Проследим это в жизни и посмотрим. Смирение есть отрешение от всего видимого, чувственного, и невидимого, мысленного, говорят святые отцы, оставление даже и помышлений о нем и всецелое удаление в мир духовного жития и совершенства, пребывание в небесном, у Владыки Христа, при непременном, конечно, исполнении Его святой воли, выраженной, как ты знаешь, первее всего в заповеди о любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Рождество Христово — что поется в этот день на службе Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися. 6 января, 2010 Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися. Христос родился от Девы… Христос родился в Вифлееме Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума, в нем бо  звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе  ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии. Читайте также: Литургическое освещение праздника Рождества — объяснение службы Рождества Христова ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ Молитвами святых отец наших Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш. Господи помилуй, 12. Приидите поклонимся: трижды. [Псалом 4] Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси. ущедри мя, и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету, и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте: яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию: яко Ты Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Рублик на день рождения Китайские узоры иконостаса, церковные старушки в кладовочных халатах, бряканье железного ведра, все вдруг превратилось в драгоценные камни картины Русской Литургии. Как мама. Разве мама красивая или не красивая? Она выше. Она как небо. Она — МАМА. Любимая моя Церковь! 29 сентября, 2012 Китайские узоры иконостаса, церковные старушки в кладовочных халатах, бряканье железного ведра, все вдруг превратилось в драгоценные камни картины Русской Литургии. Как мама. Разве мама красивая или не красивая? Она выше. Она как небо. Она — МАМА. Любимая моя Церковь! От автора:  Это фрагменты переписки с другом. Я вовсе не думал их публиковать. Можно было бы перевести их в другой формат, но пускай так и останутся – «Письмами брату». Согрешил: Обеты Святаго Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред лицем Божием сотворил. Прости нас, милосердный Господи. Батюшка вдруг поднял голову к «небу» и на несколько минут замолчал. Мы — трое исповедников — тоже подняли напряженные лица к своду. Сквозь ладанный дым пробивались солнечные лучи. За ними среди облаков и кружения ангелов был виден Бог-Отец… Звезды, Престолы, неземное сияние, отделяемое пучками реального солнечного света, казалось очень правдоподобным. — Отче прости меня,- сказал я сам в себе, — вот не прячусь я, но как свинья выхожу к Тебе, — очисти меня, если хочешь! И очень прошу — сотвори во мне чистое сердце! Не могу я без Тебя ничего. Задрав голову, я засмотрелся и открыл рот. Забыл обо всем. И вдруг снова услышал: -Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися… Душа заныла. Вдруг, батюшка снова замолчал: — Евангелие! Вой в душе прекратился. -Ата-та-та- та-атата –читают что-то, сам знаешь, глуховат я, не пойму, что к чему. -Аминодавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Аврааамов, — Ах! Авраам, могущий лицом к Лицу беседовать с Отцом Небесным! — Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Божий!!! Молодой священник, узрев, что перед ним всего трое причастников, расслабился и стал уже для своего удовольствия читать медленно, с явным наслаждением от службы. Мы воспряли, заулыбались и также с удовольствием стали различать каждое слово молитв и их интонацию. Батюшка явно вкладывал в них свои переживания. И мы тоже разволновались.

http://pravmir.ru/rublik-na-den-rozhdeni...

Св. прав. Алексий Мечев С таким понятием, как «старец», у нас стойко ассоциируется представление о монахе-подвижнике почтенных лет. Проведя многие годы в усердных и внимательных трудах, такой подвижник может получить от Бога особые дары — знание человеческого сердца, способность направлять людей на прямые жизненные пути. Такие люди любимы православным народом, их ищут, к ним едут и идут, преодолевая любые расстояния. Таких подвижников не ищут в миру. Хотя, говоря по совести и следуя Писанию, можно и в миру найти тех, кто является неукоризненным и чистым, чадом Божиим непорочным среди строптивого и развращённого рода (Флп. 2, 15). Таким был отец Иоанн Кронштадтский. Но ещё более этому слову соответствует житие Алексия Московского (Мечёва). Отец Иоанн не имел детей, не был связан необходимостью прокормления и воспитания. Он служил, служил и паки — служил. Проповедовал, проповедовал и паки — проповедовал. С момента прихода к нему всероссийской известности он путешествовал по всей стране, всюду принося дух апостольской ревности и апостольского чудотворства. В отличие от него, отец Алексий никуда не путешествовал. Он сидел на месте, и храм, в котором он служил, был одним из самых маленьких и невзрачных во всей Москве. Он был семейный человек, и, когда отдавал последнее нищим, сердце его не раз сжималось болью о своей семье. «Чужим помогаю, а о своих не пекусь», — мучительно думалось ему в эти минуты. Как и кронштадтский пастырь, отец Алексий искал силы и вдохновения в молитве, наипаче — в литургии. Каждый день год за годом в его маленьком храме звонили к литургии. «Опять звонишь? — спрашивали соседи-настоятели. — Зря звонишь». Но годы прошли, долгие годы почти одинокого подвижничества, замешанного на нищете и борьбе с тяжёлыми мыслями, и в храм потянулись люди. Живя в миру, отец Алексий был очень близок по духу подлинному монашеству. Ведь монашество — это не только и не столько безбрачие и чёрные одежды. Это самопожертвование и любовь, это частая молитва о людях, со временем превращающаяся в молитву всегдашнюю. Живя так, Алексий Московский был един в духе с лучшими представителями предреволюционного духовенства. Старцы оптинские считали его своим. Серафим Саровский, к тому времени уже вошедший в небесный покой, наблюдал за его деятельностью и посылал к нему за помощью людей.

http://pravoslavie.ru/48926.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010