Слово на литургии в день праздника в честь архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных 21 ноября 1976 г. Каждому разумному и свободному созданию Божию для достижения главной цели его бытия, для стяжания вечной и блаженной жизни в Боге и с Богом необходимо пройти через горнило трудных и ответственных нравственных испытаний. Только на этом пути оно может стать подлинно свободным и счастливым, может развить и укрепить богодарованные духовные силы и способности, соделаться непричастным н неподвластным никакому злу и греху. Слово Божие говорит нам, что самыми первыми из сотворенных Богом существ подверглись испытанию в верности своему Создателю бесплотные духи или Ангелы, среди которых, несмотря на все обилие света, радости и красоты в этом первозданном горнем мире, нашелся отступник и возмутитель, сумевший посредством обольщения увлечь за собой некоторое число приверженцев, которые безрассудную вражду против Бога предпочли блаженному общению с Ним. " И произошла на небе война,– говорит Тайнозритель святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним« ( Откр. 12:7–9 ). Падший ангел, некогда светозарный Денница, а ныне возгордившийся мятежный дух злобы и противления, стал таким образом родоначальником зла, князем мрачного царства вражды и ненависти, извечным врагом своего Творца. А когда на земле появился человек, этот прекрасный «венец творения» Божия, то диавол всю силу своей ярости и коварства сосредоточил в усилиях, направленных на то, чтобы вовлечь человека в грех и духовную погибель. Мы знаем, что это отчасти и удалось ему, когда он лестью и обманом склонил наших прародителей к преслушанию божественной заповеди и стал таким образом, говоря словами Самого Господа и Спасителя нашего, «человекоубийцей от начала» ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Острее меча обоюдоострого: Проповеди Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 400 с. В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим — известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 У слышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем. И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которых Он начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/54209.html

Прияхом Духа Небеснаго Проповедь после Литургии Проповедь, произнесенная в монастыре Симонопетра на Афоне 8 апреля 1977 года. Слова благодарственного песнопения, поющегося после Причащения Святым Христовым Таинам: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (прим. ред.). Я очень рад, что вновь вижу вас после долгого расставания. Оно пришлось на самую дивную пору церковного года — дни Страстной Седмицы. Праздники позади. Но и сегодня за радостными восклицаниями наших сердец, приносимыми воскресшему Христу, все еще слышатся отзвуки великопостных песнопений. Неужели возможно не заметить красоту пасхальных дней, дней Господних! Ведь это не те праздники, о которых в Священном Писании сказано: отвращусь от праздников ваших (Ам. 5:21; Ис. 1:13—14), но торжество сердец, живущих во Христе. Все мы в разной мере переживали дни, предварявшие Светлое Христово Воскресение. Но, давайте посмотрим, какую пользу каждый из нас вынес для себя из них? Ибо соборная Церковь – это собрание предстоящих перед Богом личностей, а не однородной массы. Мы можем все вместе молиться на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Бога, совершенно различно. Один только человек; дух человеческий, живущий в нем (1 Кор. 2:11), и Господь, Дух Которого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во время молитвы даровал этому человеку Господь. На пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли. По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца. Один – Бога, другой – церковные песнопения, третий — смысл некоторых священных текстов, четвертый – Царство Небесное. Главное условие христианской жизни – непрестанная «подготовка сердца». Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая сердце в «сосуд избранный», способный вместить Бога и то, что Бог посылает. Насколько не испытывает нужды ни в чем Господь, настолько нуждаемся в Нем мы. Видя Его, Его постигаем. В поисках Его обретаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2827...

XIII. Священник как учитель и как служитель культа. Две стороны христианского культа. Значение личности пастыря в христианском богослужении. Чрезвычайная важность богослужения в жизни христианских народов. Требования, предъявляемые к совершителю богослужения. Совершение литургии, таинств. Крестные ходы Выше мы указали три стороны пастырской деятельности: учительную, тайнодейственную и душепопечительную. Теперь рассмотрим каждую из этих сторон. Предметом пастырского учительства является божественная истина, которую пастыри обязаны возвещать прежде всего членам Церкви, а затем и всем людям; целью же этого учительства должно служить приведение людей к Богу и к истинному своему назначению. Люди могут различаться по своим нуждам и потребностям в отношении познания истины: могут быть знакомые и незнакомые с основными положениями христианской веры; крещеные и некрещеные; старцы, возрастные и дети; неверующие и ищущие веры; сомневающиеся и убежденные и т. д. Соответственно различному духовному состоянию слушателей должен изменяться род и образ жительства. В общем же различают два вида учительства: катехизический и гомилетический, первый – для физически или духовно несовершеннолетних (для детей и обращаемых к вере), второй – для совершеннолетних. Научное рассмотрение того и другого вида составляет предмет двух особых дисциплин – катехетики и гомилетики, которые занимают особое место в академическом курсе и нашему исследованию в курсе Пастырского Богословия не подлежат. Поэтому мы переходим к рассмотрению второй стороны пастырского служения – тайнодейственной. Деятельность пастыря как служителя культа, именно как совершителя богослужения, является наиболее специальною, таинственною и ответственейшею частью его служения. Если поучать других, руководить другими может и мирянин, то священнодействовать может только пастырь по силе, данной ему при посвящении благодати. И эта именно благодатная способность относит священство, по выражению св. Иоанна Златоуста , к разряду небесных учреждений, несмотря на то что оно совершается людьми и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

XLVII. Слово, сказанное за литургией в Казанской церкви Московских Чудотворцев 51 . О чествовании святой памяти Московских Чудотворцев На востоке были три великих Святителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , которые и праведной жизнью, и богопросвещенным учением своим достойно стяжали себе глубокое вселенское уважение и почитание. После их святой кончины, молитвенно прославляя их память, восточные христиане даже разделялись на партии, расходясь в своих мнениях относительно того, который из этой чудной троицы Архиереев Божьих особенно велик пред Богом и людьми и достоин преимущественного ублажения. Одни поставляли в этом отношении на первое место святого Василия, другие отдавали преимущество премудрому Богослову, третьи считали выше других Златоуста-учителя. И только Сам Господь прекратил эти споры, открыв в особом видении в назидание благочестивых, но слишком далеко простиравших свою ревность христиан, что не следует людям заниматься подобными распрями и предвосхищать себе суд Божий, который только и может определить ту или иную степень духовного достоинства человека. В этом видении Господь ясно показал, что со стороны людей все три Святителя, за то великое добро, которое они сделали для воинствующей Церкви Христовой, достойны одинакового благоговейного почитания. В воспоминание этого события и установлен в церкви Православной особый в честь Трех Святителей праздник 30-го января, когда христиане воздают им одинаковую достойную честь, как боговещанным проповедникам и учителям вселенским. Вы, братья, надеюсь, поняли теперь, к чему я клоню свою речь. Если в церкви Греческой воссияли некогда такие великие и святые отцы, которые, по свидетельству Самого Господа, достойны великого вселенского прославления, то и наша Русская церковь не лишена счастья иметь в числе своих небесных покровителей, подобных же богосветлых светил церковных. Соборную память четырех из них мы с вами ныне празднуем. Хотя каждый из них отличался особыми качествами и добродетелями, хотя они жили в различные времена Русской истории и подвизались при разнообразных обстоятельствах, тем не менее наша Отечественная церковь постепенно приурочивала чествование их к одному дню. Сначала, в 1596-м году, установлено праздновать 5-го октября память трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы, а затем, в 1875-м году, по ходатайству покойного митрополита Московского Иннокентия, Высшей церковной властью присоединено чествование в этот же день и Святителя Филиппа. И такое соборное прославление четырех Святителей Московских в один день установлено, несомненно, потому, что все они много сделали добра для Русской земли, что каждый из них подвизался великим трудом любви к Русскому народу, хотя проявлять эту любовь им приходилось различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXII. Слово, сказанное в церкви Иллукстокого женского монастыря за литургию 23 . Матерь Божия, как наша заступница пред Богом Сегодня святая православная Церковь празднует Покров Божией Матери. Почему этот праздник называется так? Потому, что Божия Матерь покрыла честным Своим покровом и защищала от врагов единоверный нам народ греческий. Это было около тысячи лет назад, когда на единоверных нам православных греков, на их город Константинополь, напали неверные враги – сарацины; с большим войском подступили враги к этому городу, и православные жители его нигде не могли найти себе помощи и заступления. И вот они обратились за помощью к Богу, и Господь услышал их молитвы и защитил их от врагов. Дело это было так: вечером, под воскресный день, православные жители Константинополя собрались в храм Влахернской Божией Матери ко всенощному бдению на молитву, подобно тому, как молились вчера в этом храме и мы с вами вечером; усердно и горячо молились православные в храме Царицы Небесной, прося Её помощи и заступления. И вот во время молитвы народа явилась в храме на воздухе сама Царица Небесная, окружённая множеством ангелов, сонмом святых, посреди св. Предтечи Иоанна и св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, молящаяся Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий и покрывающая находившихся в храме людей, простёрши над ними Свой пречестный покров. Это видели молившиеся вместе с народом в храме два святых мужа – св. Андрей и св. Епифаний. Когда народ, молившийся в храме, узнал об этом дивном видении, то возблагодарил Царицу Небесную за Её покров и заступление, так как враги, устрашённые невидимой силой, отступили от города. Праздник Покрова Божьей Матери имеет важное значение не для одних только православных христиан востока, которые некогда спасены были заступлением Матери Божьей от врагов: он также важен для всех православных христиане, где бы и когда бы они ни жили, а в том числе и для нас с вами. Братья, мы веруем, что Матерь Божья и теперь защищает, и покрывает нас честным Своим покровом, как некогда защищала и покрывала единоверных нам православных греков; мы имеем многие основания веровать в Её покров над нами и заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

А.Б. Ковалев Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении Понятие и происхождение богослужения, храм и его устройство, священнослужители и их иерархия, священнодействия. Богослужебное пение не существует вне самого богослужения. И поэтому прежде чем перейти к изучению основной части нашего предмета, необходимо получить хотя бы самые общие представления о православном богослужении, его законах, особенностях, вытекающих из самого строя жизни христианина, учения Церкви. Поэтому обратимся к сведениям из Литургики – науки о богослужении. Слово Литургика одного корня со словом Литургия, которое у древних эллинов означало «общее дело», служение совершаемое для народа или средствами широких слоев народа. Причем это служение могло вовсе и не подразумевать служение Богу. Так, например, под словом «Литургия» понималось «устройство гимнастических упражнений», организация торжественных процессий, устройство народных общественных угощений и т.д. [ 2 7] Христианство приняло этот древнегреческий термин для обозначения своего общественного служения как в самом широком смысле (для богослужения вообще), так и в более конкретном (евхаристическое богослужение). Отсюда и Литургика является наукой о богослужении вообще. Понятие богослужения. Богослужением в широком смысле этого слова является внешнее выражение Богопочитания, исповедание веры, угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами. Православное церковное богослужение обычно включает в себя чтение и пение священных текстов, проповедь , а также определенные действия, совершаемые по установленному порядку или чину. Само слово Церковь по-гречески означает собрание. Следовательно, православное церковное богослужение является службой общественной, представляющей собой сослужение народа и священнослужителя, законно поставленного на это дело через таинство рукоположения (хиротонии). Целью общественного церковного богослужения служит единение всей Церкви в своем молитвенном устремлении к Богу, вознесение благодарения своему Небесному Отцу, получение от Господа благодатных сил для святой жизни. Общественное богослужение является организующим началом жизни всей Церкви, каждой конкретной общины и каждого христианина. О необходимости неустанно совершать совместную молитву свидетельствуют слова Священного Писания : «Не будем оставлять собрания своего как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Суда)» ( Евр.10:25 ). Всеобщая соборная молитва, в единомыслии возносимая Господу во святом храме, есть проявление взаимной любви всех присутствующих на богослужении и следовательно, исполнение одной из важнейших христианских заповедей данной Иисусом своим ученикам апостолам: «Заповедь новую даю вам да любите друг друга как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Предварительные понятия о Литургии Беседа 1. О том, как Господь совершил Божественную литургию I. Слово «литургия» греческое, по-русски значит: общественное дело или общественное священное служение. Прежде Литургией называлось всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения священного Писания и поучения; но с IV века принято Литургией называть собственно то богослужение, в котором совершается Таинство Причащения и приносится спасительная жертва за живых и умерших. Самое же Таинство Причащения у первенствующих христиан называлось иногда вечерею, или таинственною вечерею, потому что оно получило начало свое от той Божественной вечери, которую Иисус Христос совершил пред Своими страданиями с учениками Своими; иногда – вечерею любви, потому что вместе с Таинством причащения или, лучше сказать, после него тогда устроялась вечеря, или ужин, для всех, а преимущественно для бедных; к этой вечери состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, приносили хлеб, вино и масло; а иногда Евхаристией, или благодарением, потому что при совершении Таинства причащения воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим последним именем, т. е. Евхаристией, Таинство причащения называется и у нас. Причина тому та, что и у нас совершение этого Таинства сопровождается молитвенными к Богу благодарениями за все Его к нам благодеяния. Литургия у нас попросту называется обеднею, потому, во-первых, что во время ее совершения предлагается верующим духовная трапеза – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а во-вторых потому, что совершение ее всегда бывает пред обедом. Благочестивые христиане стараются присутствовать при ее совершении натощак, а по совершении ее приступают уже к подкреплению себя пищею. Сравнительно с другими церковными службами, Божественная литургия – самое важное богослужение. Она напоминает нам всю земную жизнь Иисуса Христа: Его рождение, торжественное явление миру, учение, установление Им Таинства причащения, Его страдания, смерть, Воскресение и вознесение на небо. Но что особенно дорого для нас это то, что во время совершения ее приносится Отцу небесному пречистое Тело и животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, и затем это Тело и Кровь Сына Божия предлагаются нам как духовная пища и питие в оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2016 г. 19:57 28 августа 2016 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Блаженство, Блаженнейший Ростислав, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этом году он приходится на воскресный день, и это напоминает нам о глубокой связи нынешнего праздника с праздником Святой Пасхи. Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной, потому что мы торжествуем сегодня вознесение Пречистой Богоматери с телом на небо, восхищение Ее человеческой природы — Ее души, Ее тела — в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной — Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего. Мы живем в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения;более того, в некоторых государствах сама вера в Христа распятого иВоскресшего преследуется вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасныеформы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицаяЕго существование.

http://patriarchia.ru/db/text/4596814.ht...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема III. Духовно–нравственные условия для занятия богословием §7 Богословие и очищение (κθαρσις) Богословие – результат встречи Бога и человека. Оно возникло и существует как совместное действие Бога и Церкви: «Мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ). Соответственно, для участия в этом процессе человек должен быть в подходящем состоянии, предполагающем нравственную чистоту. Сам Господь наш Иисус Христос вполне определенно об этом говорит в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Очищение (κθαρσις) включает в себя покаяние. Покаяние – это не только изменение ума, переориентация личности, а постоянный суд человека над собой, своими делами, словами, помыслами. По словам прп. Иоанна Лествичника , «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни» 15 . И это непрерывный процесс, то, что должно присутствовать в человеке в течение всей его жизни. Кроме покаяния, богословие невозможно без аскетики 16 в самом широком смысле этого слова (как и в случае с покаянием, аскетика – это призвание не только монахов, но всех христиан 17 ). Итак, богословие предполагает аскетику, т. е. работу над собой. Свт. Григорий Богослов учит: «Хочешь ли со временем стать богословом... – соблюди заповеди и не выступай из повеления, ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию» 18 . «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху», – говорит Писание ( Прем. 1:4 ). Без соблюдения заповедей, без аскезы невозможно правильное понимание Священного Писания , а значит и богословие, которое должно основываться на Откровении. О том, что без аскезы невозможно достичь боговидения, единодушно свидетельствует опыт святых отцов, к аскезе призываются также и служащие и молящиеся на Божественной литургии: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближатися, или служите Тебе, Царю славы; еже бо служити Тебе, велико и страшно и самем небесным силам» (молитва перед Великим входом на литургии свт. Иоанна Златоуста ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010