Разделы портала «Азбука веры» Хлеб в Церкви – символ Христа . Об этом сказал Он Сам: « Я есть Хлеб жизни » ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: « Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие » ( Дидахе , гл. 9). Просфора своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая». В конце Литургии молящимся раздается антидор –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён  Святой Агнец . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и дорон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие . « Антидор , – говорит святой Симеон Солунский , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-pros...

Самое высокое и умилительное из великопостных церковных богослужений – это литургия Преждеосвященных Даров. Знаменательные священнодействия, всеобщие коленопреклонения и моления, потрясающие душу пение и чтение, – все это невольно исторгает из очей кающегося грешника слезы сокрушения и умиления. Когда слышишь, например, как от лица всех присутствующих в храме певцы, павши на колени, как бы едиными устами и единым сердцем возносят пред царскими вратами молитвенный глас к Отцу Небесному: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего... Положи, Господи, хранение устам моим... не уклони сердце мое в словеса лукавствия...», и, когда видишь в то же время, что все присутствующие в храме, в безмолвном благоговении, все до единого на коленях во глубине души своей тайно повторяют эти молитвы вслед за певцами, – и только один архиерей или иерей стоит с кадильницею пред престолом Божиим или на коленях же воздевает руки свои ко Господу Богу, – невольно чувствуешь трепет душевный, невольно сознаешь и ощущаешь, что и ты грешник, и падаешь в прах пред Господом со слезами умиления, с воплем покаяния. Или еще: когда совершается перенесение пречистого Тела и животворящей Крови Христовой с жертвенника на престол, когда все верующие в безмолвном трепете падают на землю пред Господом, грядущим в своих пречистых Тайнах, когда только звук кадильницы и шорох риз свящешеслужительских едва слышится в безмолвствующем храме, – невольно и сам падаешь в прах пред Господом и взываешь Ему во глубине души своей: «Помилуй, помилуй недостойного грешника»... Я напомнил вам, братия мои, только некоторые, более разительные священнодействия преждеосвященной литургии, невольно потрясающие душу кающегося грешника. Но и вообще вся эта литургия производит особенное умиление в душе нашей. Её молитвословия, её песнопения и чтения так сообразны со временем святого поста, так сильно потрясают и умягчают душу нашу, так глубоко внедряют в нее чувство сокрушения о грехах, так могущественно и благотворно укрепляют нашу решимость исправиться и оставить грех, так благовременно возбуждают в нас надежду на единого Ходатая и Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа... А между тем пречистое Тело и животворящая Кровь Христова, преподаваемая нам на этой божественной литургии, служат для нас самым лучшим подкреплением среди подвигов поста и покаяния, среди борьбы со всеми врагами нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

СЕМИНАРСКИЙ ПРАЗДНИК. Акт семинарии, двадцать четвертый, прошел успешно при исключительно большом участии друзей нашей обители и семинарии. Установилась уже традиция прохождения этого торжества. В три часа молебен, на который преподавательский персонал мирской, как и приехавшие преподаватели других учебных заведений, идут процессией в соответственных одеяниях, причем в храме мужчины помещаются с правой стороны, женщины же с левой. Молебен был совершаем сонмом монастырского духовенства, возглавленным Владыкой Аверкием. Три приехавших Владыки – архиепископ Никон, архиепископ Антоний Сан-Францизский и епископ Лавр служили Божественную литургию, которая прошла тоже исключительно молитвенно и с большим количеством молящихся. Возглавлял литургию Владыка Никон, сказавший проникновенное слово, посвященное прославление святых. Вообще, приезжих друзей было больше, чем когда-либо. В составе служащего духовенства были два кончающих студента, о. Александр Лебедев и дьякон о. Георгий Шереметев. Обслуживали это богослужение, как и литургию, оканчивающие. После соответственных многолетий, все проследовали – преподавательский состав опять стройной процессией – в большой семинарский зал, который оказался переполненным до отказа. Всем народом пропето было «Царю Небесный», а потом на органе были исполнены гимны американский и «Боже Царя Храни». За председательским столом сидели четыре архиерея,, представитель Штата Нью-Йорк, помощник заведующего делом высшего образования др. Альберт Бэрриан, декан семинарии Е.Е. Алферьев и старый друг семинарии, неопустительно выступающий каждогодно на нашем акте, ректор ютикской семинарии Бойд Гольдер. Как всегда, вступительное слово произнесено было председателем собрания ректором семинарии Владыкой, Аверкием. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! От имени нашей Св.-Троицкой Духовной Семинарии сердечно приветствую всех здесь собравшихся для того, чтобы отпраздновать завершение 23-го учебного года и очередной выпуск закончивших в нынешнем году полный курс наук новых «бакалавров Богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово на литургии в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы Храм Ленинградской Духовной Академии 14 октября 1985 г. «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего». Как часто слышим мы в храме это прекрасное песнопение, в котором со времен глубокой древности Святая Церковь Христова выражает свою веру в Богоматеринство Пресвятой Девы Марии и свое благоговейное почитание Той, Которую она именует «Высшей небес и чистшей светлостей солнечных», «Славою небесных и упованием земных». Некогда в своем вдохновенном гимне Богу Спасителю в доме праведных Захарии и Елизаветы Пречистая Дева пророчески провозвестила о том, что Ее, на смирение Которой призрел Господь, «будут ублажать... все роды» ( Лк. 1:46–48 ). Нет никакого сомнения в том, что слова эти были не просто выражением внутренних переживаний, переполнявших чистейшую душу Благодатной Божественной Избранницы, но Божественным Откровением или словом Господним, которое Дух Божий «давал Ей провещевать» ( Деян. 2:4 ). " Слово Господне пребывает в век» ( 1Пет. 1:25 ) и «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:37 ). И Церковь , исполняя это пророчество, не переставала, не перестает и никогда не перестанет славить и ублажать «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим»! Что же означает выражение «ублажать» ... Пренепорочную Матерь Бога нашего? «Ублажать» – значит благоговейно исповедывать Ее поистине «Присноблаженной», т. е. навеки приобщившейся к нескончаемому блаженству пребывания в общении с Богом – Источником любви, нетленной чистоты и святости. И – исповедуя эту истину – сорадоваться Пренепорочной, «вошедшей в радость Господа своего» ( Мф. 25:21 ) – сорадоваться чистым, любящим и благодарным Богу сердцем. Желая дать нам как можно более глубокое понимание величия жизненного подвига и славы Богоматери, Церковь на Литургии почти всех Богородичных праздников предлагает нашему вниманию евангельское повествование о том, как некая женщина из народа, слушавшего наставления Спасителя, возвысив голос, прославила Его, а вместе с Ним и Ту, Которая носила Его во чреве, родила Его, ласкала и лелеяла на своей груди, питала своим материнским молоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Курской Коренной пустыни 24 сентября 2009 г. 14:58 24 сентября, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По совершении Божественной литургии в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великое и радостное событие для всей земли нашей, для всего народа нашего. В Курскую Коренную пустынь вновь вернулась чудотворная икона «Знамение», которая в годы лихолетья покинула Отечество наше и была Путеводительницей для всего Русского Зарубежья. До 2 октября благочестивый народ будет молиться со слезами перед этим образом в месте его первоначального явления. А затем образ сей вновь вернется в Русское Зарубежье, чтобы быть духовной опорой для всех православных людей, которые по разным обстоятельствам живут вдали от Родины, чтобы перед этим святым образом возносилась молитва о стране нашей, о Церкви нашей, о народе нашем. Когда я сегодня при солнечном свете вошел в сию обитель и взглянул на возрожденную красоту, когда чудотворную Курскую икону «Знамение» вносили под своды этого храма, меня неожиданно поразила вот какая мысль: «А что все это означает? Зачем нужно было разрушать храм сей, уничтожать обитель, изгонять святой образ, когда все вернулось на круги своя и снова обитель сияет своей первозданной красотой и образ чудотворный здесь? Что же произошло в жизни нашего народа и что совершилось за то время, когда разрушена была обитель и когда она была вновь воссоздана?» Это тайна Божиего промысла, тайна воли Божией, и мы можем только отчасти прозревать смысл этой тайны. Но что еще удивило меня сегодня, так это рядовое апостольское чтение, которое выпало на этот день. Вот какие поразительные слова мы находим в послании апостола Павла к Ефесянам, в стихах первой главы: Бог открыл тайну воли Своей во Христе об устроении полноты времен, дабы все, небесное и земное, соединилось под Главою Христом (см. Еф. 1:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/748912.htm...

Церковные песнопения и русская икона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Обширные купола со сверкающими крестами увенчивают русские церкви. Цветные фрески и многочисленные иконы, часто оправленные в серебро, драгоценные камни и жемчуга, украшают стены. Светятся лампадки из цветного стекла, на серебряных подсвечниках горят свечи. Иконостас отделяет алтарь, символ Царства небесного, от остальной части храма. Духовенство движется, облаченное в тяжелую парчу. Торжественные обряды литургии символизируют жизнь Христа, Его учение и Его жертву. Службы длинные. В церквах нет скамеек, народ часами пребывает стоя, подобно ранним христианам в катакомбах. Органов нет, музыку представляет только пение. Возгласам священника и диакона вторит хор. Во время службы русские молящиеся не пользуются молитвенниками, ибо в большинстве своем понимают прекрасные славянские слова, через посредство которых Русская Церковь обращается к Богу. В песнопениях взывают к Господу, Пресвятой Деве и святым. Это молитвы покаяния, прославляющие гимны или призывы к молящимся сосредоточить внимание во время самых важных моментов литургии. К последней категории относится песнь Иже херувимы, которая поется во время Великого Входа. В этот момент Церковь вспоминает Голгофский путь. Царские Врата отворяются, народ становится на колени 1 , священник и диакон, предшествуемые церковнослужителями, выносят Святые Дары. Хор поет Иже херувимы тайно образующе... Это послужило основой для иконописного изображения таинственной стороны данной части литургии. На иконе XV в. “Великий Вход” 2 2 изображается небо, а не земля. Христос, Царь славы, действует как епископ. Он облачен в саккос из богатой парчи и омофор, символизирующий собой “заблудшую овцу, несомую Добрым Пастырем”. Бог Отец предстоит на торжестве и благословляет жертвоприношение. Присутствие Святого Духа между Отцем и Сыном завершает изображение Троицы, воспеваемой в Херувимской песне. Представители духовенства заменены ангелами, серафимами и херувимами, движущимися на небесах. Ангелы несут свечи, рипиды, книгу Священного Писания, лжицу, копие и дискос. Группа ангелов поклоняется священной силе плащаницы. Коленопреклоненный ангел изображает потир. Ангелы в шлемах, согласно тексту песнопения, изображают слова Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Литургия, сопровождаемая бесчисленным множеством ангелов, непостижимой тайной и беспредельностью, приобретает небесное великолепие.

http://pravmir.ru/tserkovnyie-pesnopeniy...

  разделы   рассылка  распечатать Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви за Божественной литургией в Свято-Успенской Почаевской лавре 5 августа, в заключительный день пастырского и паломнического визита на Украину, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Почаевской лавре. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий праздник: мы празднуем 450-ую годовщину со дня принесения на сию святую землю чудотворного образа, который стал щитом и великим символом надежды для тысяч и миллионов людей. Мы прославляем силу Царицы Небесной, явленную всем нам, роду человеческому, через этот чудотворный образ. Потому и притекаем мы сюда в таком множестве, что знаем историю этих чудес, знаем не понаслышке, потому что и сегодня многие люди, делясь друг с другом, говорят о том, что совершила Божия Матерь в их жизни после молитвы на этом святом месте у чудотворного образа, у отпечатка стопы Царицы Небесной. Мы прославляем Божию Матерь, Которая слышит наши молитвы и отвечает на них. Именно в этом ответе и содержится основание нашей веры в то, что Она, Матерь наша, предстательствует за нас пред престолом Сына Своего и молится за род человеческий. Когда мы литургически, церковно празднуем дни, связанные с памятью Богоматери, то читаем всем хорошо известное Евангелие от Луки, повествующее о том, как Господь посетил дом Своих друзей, где были две сестры – Марфа и Мария. Марфа заботилась об угощении, как всегда бывает, когда дорогой гость приходит в дом, а Мария слушала то, что говорит Спаситель. Вознегодовала Марфа на младшую сестру свою Марию и сказала Господу: " Скажи ей, чтобы помогла мне " . Он же ответил: " Ты заботишься и суетишься о многом; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее " (см. Лк. 10:40-42). Почему в день, когда мы вспоминаем Божию Матерь, читается Евангелие об этих двух женщинах? В конце этого Евангельского чтения есть небольшое добавление из другой части Евангелия от Луки, повествующее о том, как некая женщина воскликнула громким голосом: " Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " (Лк. 11, 27), но основная часть Евангельского чтения посвящена Марфе и Марии. И ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: " Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слышит " . Он не осудил Марфу, потому что осудить не мог – ведь женщина от чистого сердца готовила эту трапезу, вкладывая в свой труд всю душу. Он только сказал – и Марфе, и Марии, а через них и всем нам – что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни – это Слово Божие.

http://religare.ru/2_67319.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной Священник Николай Аксенов о тех верующих, которые искренне считают, что в игнорировании воскресных литургий нет особого греха 01.09.2018 2103 Время на чтение 6 минут Каждый Воскресный день для православного христианина – это самый главный день недели! В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, и мы, верующие в Воскресение Сына Божия, в Его учение, в этот день не можем не быть в храме на Божественной литургии. Ибо так заповедовал нам Господь - шесть дней трудись в поте лица своего, седьмой же день посвяти Богу. Неисполнение же Божиих заповедей есть грех. Увы, многие из числа верующих искренне считают, что в игнорировании воскресных литургий нет особого греха. Большой грех, говорят они, это воровство, прелюбодеяние, и со спокойной совестью в воскресное утро сидят перед телевизором или в интернете, или паломничают по «Пятерочкам», «Дикси», «Ашанам», выгуливают собак, варят обеды, затевают ремонты или идут качать мускулы в спортзалы и фитнес-клубы, или возятся в огородах. И действительно, воровство, убийство, прелюбодеяние - это грехи тяжелые, одно невдомек многим нашим братьям и сестрам по вере, что в Воскресный день, когда в православных церквах приносится Бескровная Жертва, и христианин, если он не тяжело болен, и у него день не рабочий, а выходной, он обязан с умиленной душой и сокрушенным сердцем молиться в храме. Должен находиться только там, а нигде иначе, даже если в этот воскресный день он не причащается. Молитва в церкви – это молитва соборная. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). – говорит Христос. Мы же в Воскресный день, игнорируя посещения Божественной литургии, тем самым лишаем себя встречи со Спасителем, не получаем Его благодати, а в этот день еще и Благодати особой, ибо в Воскресный день Он воскрес. Каждое Воскресенье – это малое Светлое Воскресенье, малая Пасха Господня! Игнорирование этой малой Пасхи в древние времена строго наказывалось.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/31/ne...

Митрополит Иларион: Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками 13 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме, но и дома обращаться к этой части Нового Завета. 12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон! Дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-apo...

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат… Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? 20 марта, 2015 Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? В седмичные — будние — дни Великого поста не совершается Евхаристия, в алтаре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возможность причаститься — Святыми Дарами, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздникам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое великопостное богослужение: Литургия Преждеосвященных Даров. О ней нам расскажет наш постоянный собеседник доцент Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин. — Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу? — Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010