Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре 28.07.2008 756 Время на чтение 3 минуты Ваши Блаженства, Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья архиереи, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. Всеми нами, прибывшими в древний Киев, матерь городов русских, на празднование годовщины этого судьбоносного события, движет чувство благодарности святому крестителю Руси. Как восклицает в молитве к нему Святая Церковь, не может язык наш изобразить величие и высоту благодеяний его, ибо он - первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. Через него мы познали спасительную веру Христову, восприняли благодать усыновления Богу и надежду наследования Небесного блаженства. Говоря словами святого апостола Павла, мы были некогда тьма, а теперь свет в Господе (Еф. 5. 8). Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих: святителей и мучеников, преподобных и праведных, благочестивых правителей и страстотерпцев. Кто бы они ни были - русские, украинц ы, белорусы - в древнем Киеве лежит начало их духовной жизни, начало церковного и национального самосознания. Здесь, в Киеве, не только наша общая купель. Здесь - начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Множество скорбей и бед пришлось претерпеть Русской Православной Церкви. Среди этих бед были угрозы и искушения потери церковного и духовного единства. Но молитвами святых угодников, первыми из которых были киевские подвижники, всегда удавалось сохранить или восстановить то единство, что не смогли разрушить никакие внешние силы. Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой - духовным, молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову. И мы свято верим, что не с теми или иными проектами мироустройства нам следует связывать поиск духовного благополучия наших народов, а с верностью тому духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки. Находясь в молитвенном единении с подвижниками Киевской Руси, мы будем под защитой и других русских угодников Божиих, прямых наследников древних киевлян, где бы они ни подвизались, - в Троице-Сергиевой лавре или Почаевской лавре, на Валааме или в Оптиной пустыни, в Святогорской лавре или на Соловках, в Жировицком или Псково-Печерском монастырях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

ЛИТУРГИЯ Литургия есть наглядное изображение в лицах, различных вещах, словах и действиях рождения, жизни, учения, заповедей, чудес и пророчеств, страданий, распятия на Кресте, смерти, воскресения и вознесения на небо Начальника нашей веры Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во время литургии Он Сам невидимо присутствует, Сам действует и все свершает через священника и диакона, которые только орудия Его (1). Боже мой! Какая бездна святости, милосердия и правды Божией, какое величие недомыслимое сокрыто в ней (в литургии), какое спасение, очищение, освящение, обновление, обезсмертствование, обожение сокрыто в ней! Какое соединение преестественное твари с Творцом! Возносим ли мы с тобой как должно сердца наши горе во время ее совершения? Горим ли мы духом? Возвышаем ли сердца верных на небо своим благоговейным служением? Бог через литургию и причащение Святых Тайн соединяет с Собой человеческое естество и превыше небес возводит его, с Собою посаждает на престол славы, с Ангелами совокупляет. Понимаем ли мы эту высоту служения своего, эту безмерную благость, правду и премудрость Божию; ценим ли ее должным образом; благодарим ли Господа, любим ли Его горячо; любим ли друг друга? Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную (1). О Божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого. Уже предварительная часть твоя, проскомидия, вкратце и в общих чертах изображает твое Божественное величие, спасительность и красоту небесную. Тут в образных, весьма неравных частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира, 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца, 3) лики всех святых – Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Семена Спиридонова Холмогорца Основание и освящение христианских храмов издревле восприниматось как великое деяние, имеющее сокровенный смысл и знаменующсе победу религии. Под видом храма видимого материального создатели величественного церковного обряда подразумевали Церковь невидимую во главе со Спасителем, собрание верных ее членов. Торжественный обряд освящения на основание храма, предусматривающий несколько этапов священнодействия, заключался совершением ектении. В смутные времена этой части чина уделялось особое внимание. Кратко упоминая о проведении литургии, ярославские митрополиты XVII в. в своих письменных указаниях подробно перечисляли тех, для кого следует просить высшей милости. 972 Обстоятельствам, сопутствующим созданию храма, где с очевидностью проявлялось небесное покровительство новой церкви, ее донаторам, священникам, городу, всему государству, придавалось огромное значение, поскольку «просительные» мотивы обряда и явленные деяния служили выражением идеи устремления мира к Богу и обращенности Бога к миру. Чудесные истории церквей не только скрупулезно описывались в летописях и сказаниях 973 , они находили отражение практически во всех видах религиозной культуры – в установлении специальных празднеств, освящении престолов, иконографических программах иконостасов и отдельных памятников. В наше время иконографические программы нередко становятся единственными свидетельствами. Целью данной работы является попытка установить некоторые события периода освящения знаменитых ярославских храмов – Иоанна Златоуста в Коровниках и Николы Мокрого (чьи архивы практически не сохранились) – путем изучения особенностей иконографических программ двух икон, исполненных для них холмогорским иконописцем Семеном Спиридоновым (1642–1694/95). Предлагаемые к изучению иконы играли важную роль при совершении литургии, поскольку занимали в местном ряду иконостасов ближайшие к царским воротам «места»: икона «Спас Вседержитель на Престоле, с Марфой и Марией в двадцати восьми клеймах» – первое «место» справа; икона «Богоматерь Одигитрия на Престоле, в сорока клеймах» (в другой церкви) – также первое «место», но с левой стороны. 974 При этом важно, что они были написаны к повторному освящению храмов после перестройки церковных иконостасов 975 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

– Но это невозможно, возмущается все мое существо. – Ведь это же надо сделать завтра. А у нас ничего не готово, ни крестных, ни гостей, ни еды… – Я повторяю: надо окрестить ребенка на Введение… настаивает почему-то священник. – Но ребенку сегодня только 20 дней. До 40-го дня еще успеем… продолжаю я противоречить. – Послушаете меня – и будет хорошо. Вы должны выполнить благословение… сказал и повесил трубку. Я покорилась. Благословение было исполнено. Девочку мы окрестили в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. Могла ли я знать, что через два дня меня разлучат с ребенком и отвезут в больницу, где придется долго бороться за жизнь? Предельно ясным стал смысл «странного» благословения. Верю, что Царица Небесная явила тогда первое зримое участие в жизни моей дочурки, дитятка Божьего. Первые радости от трудов духовных Дети – это белоснежные ажурные корзинки, которые мы должны наполнить цветами любви к Богу и людям. И Господь, целуя намерения наши, принимая неумелые родительские молитвы и воздыхания о детях, благодатью Своею восполняет недостающее в нас, умудряет в самом святом и трудном искусстве на земле – воспитании христианина. И вот они – первые радости от трудов по воцерковлению ребенка. До сих пор храню в сердце мгновение, в которое прозвучало первое слово «Бо» (Бог) полугодовалого сыночка, сказанное в храме во время Литургии. Причем подтверждением тому, что сказанное было совершенно осознанно, служил поднятый к верху крохотный указательный пальчик и широко открытые удивленные глаза, устремленные куда-то под самый купол. И было радостно, и совсем не обидно, что первым словом не стало долгожданное «мама». Еще запомнился забавный случай в церкви, когда восьмимесячный малыш, сидя у папы на руках, неожиданно пригрозил кулачком сбившемуся клиросу. Вероятно, ребенок уловил резкий диссонанс, разрушивший торжественную гармонию Божественной литургии. Люблю отвечать на детские глубокомысленные вопросы – Мама, а какое самое святое место в храме? – А кто выше: ангел или человек?

http://pravoslavie.ru/50287.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Роман Сладкопевец Пасха Пасха (Ред. и перевод - портал Афон )  Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца    Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца ( начало VI в.) - один из самых уникальных текстов православной гомилетики. Этот текст был слишком оригинальным, чтобы войти в литургическую традицию. Диалог в Аду - это уже слишком... Тем не менее, разговор Адама с Адом - глубочайшее по силе произведение о Пасхе.   Подобный текст - Пасхальный канон Андрея Критского, сюжет его также построен на диалоге в Аду сатаны с бесами, устроившими распятие Христа. Сатана принимает доклады о мнимой победе зла... Этот текст тоже не был принят в литургическую традицию.   Тем не менее, оба этих текста были сохранены монахами, как свого рода " тайное знание " о богословских глубинах Пасхи. И вот, монашество отдает свое сокровище для всеобщего обозрения. Оба текста апеллируют к терминологии свт. Григория Богослова, а именно к его известному Слову 45 На Пасху: крючок плоти, приманка Божества, разрыв договора и т.д.   Например, если свт. Григорий говорил, что «Ад проглатывает, словно приманку, Тело Христа и напарывается на крючок Божества», то прп. Роман идет гораздо дальше в своих метафорах: «Ад проглатывает, словно приманку, Небесный Хлеб!» То есть Ад Причщается - сам не желая этого, и этим разверзается его чрево...       Два слова о самом жанре кондака     В основу греко-христианскои поэзии Византии был положен новыи принцип стихоложения — одинаковое количество слогов, в отличие от греческого античного стихосложеия, основанного на чередовании долгих и кратких гласных.   Есть основания предполагать, что переводы с сирииского трудов Ефрема сыграли большую роль и что такая новая греческая форма была заимствована, явилась калькои с сирииского. Как раз греческии конакион — кондак, кантилены связаны с традициеи Ефрема, вдохновившеи Василия Великого.   Роман Сладкопевец (конец V — начало VI в.), которому православие обязано многими песнопениями и акафистом Богородице, находился под обаянием трудов великого иерарха Кесарии Каппадокиискои, а тем самым и «пророка сириицев» Ефрема.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=608

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении     " Этот рассказ взят из книги – Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник. Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан. Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев. “Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”. В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней. Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему. “Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”. Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее. “Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына. “Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2876

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины     Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины Кратко не удается сказать о жизни и служении старца Филарета (1890–1963), бывшего игуменом обители с 1949 года. Хотя бы так: На Святую Гору он пришел в 1912 году, в возрасте 24 лет. Этому предшествовало благодатное явление великомученика Димитрия Солунского, указавшего Антонию (так звали старца в миру) идти на Афон. Первоначально он намеревался добраться до Лавры преподобного Афанасия, но и здесь в его судьбу вмешалась благая воля Божия. Антоний остановился на ночлег в монастыре Костамонит. В соборном храме, куда он пришел поклониться святыням обители, душа его исполнилась радостного волнения. Антоний понял, что путь его окончен и что здесь, в этой тихой обители, он обретет то, что искал с отроческих лет,— встречу со Христом. А дальше все происходило так, как бывало в жизни всех прославленных подвижников Афона: послушания, искушения, первые проявления благодатной помощи, пострижение в монашество — и снова послушания, молитва, искушения, но теперь уже более сильные — от врага рода человеческого, восстающего на подвизающихся в духе и истине. После рукоположения в священный сан в 1924 году отец Филарет ежедневно до самой кончины совершал Божественную литургию. Душа его жаждала литургии, без нее он чувствовал себя мертвым, лишенным Христа. В монастыре были еще иеромонахи, и они совершали литургии в соборном храме в свой черед. В такие дни отец Филарет шел служить в одну из восьми часовен, принадлежавших монастырю. Во время служения все существо его излучало радость, свет и мир, на глазах его были слезы. «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!» Сколько раз за пятьдесят один год монашества повторил отец Филарет и этот кондак, и весь акафист Матери Божией! Душа его знала Ту, Которую весь православный мир величает Всепетою Материю, и находила упокоение в небесной Материнской любви с надеждой, верой и преданностью, характерными для истинных подвижников. Он повторял этот акафист по многу раз на дню. Едва завершив Божественную литургию, он спешил в свою келлию, затепливал лампадку перед иконой Божией Матери «Гликофилуса» («Сладкое лобзание».— Ред.) и с любовью и благоговением начинал: «Ангел предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице: Радуйся!..». Всем, кто у него исповедовался — и монахам и мирянам, благословлял по крайней мере один раз в день читать акафист перед Ее иконой при зажженной лампаде.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=153...

Обзор православной блогосферы: Новый год, Рождество и свобода Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений… 14 января, 2011 Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений… Мы продолжаем держать руку на Пульсе православной блогосферы ! Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. Так, например, настоятель храма Архангела Михаила и Всех Небесных Сил в городе Жуковском отец Алексий Агапов обратил внимание читателей своего блога на ролик с сайта YouTube, который посмотрели более 25 миллионов человек — христианский флешмоб, организованный компанией Alphabet Photography. Флешмоб прошел в торговом комплексе города Веллингтона, что в провинции Онтарио в Канаде, и в нем приняли участие студенты музыкального колледжа и профессиональные музыканты. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений : «Идея служить в ночь на 1 января (н.ст.) литургию мне совершенно не близка, хотя ничуть не стану спорить с теми, кому она близка. Пафос, вроде бы, тот, что мы не от мира: вот у вас там телевизор с оливье и пьянство с обжорством, а у нас… Но вот тут-то и выясняется, что у нас просто ничего особенного нет. Делаем то же, что и всегда: литургию служим. Было бы гораздо интереснее (а может быть, так оно где-то и есть?), если бы в одном из приходов устроили свой новогодний праздник: сначала какой-нибудь особый молебен или, скажем, вечерня (но не долгая всенощная, чтобы можно было придти с детьми), потом — общение, подарки, легкое застолье. Это, конечно, гораздо сложнее организовать, просто даже негде. Но тогда можно было бы сказать: да, мы тоже встречаем новый год, но только легче и лучше, приходите к нам!»

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

От редакции Издаваемое в свет Изъяснение Божественной Литургии составлено из бесед, говоренных Высокопреосвященным Митрополитом Киевским Арсением Тамбовской пастве, во время управления ею, в 1836 и 37 годах. Это было время самого сильного развития в Тамбовской епархии секты молокан, называвших себя духовными христианами и отвергавших все церковный установления, в коих внешним или видимым образом выражается как благодатная сила Духа, оживотворяющего верующих, так и самая жизнь верующих: таинства, обряды, поклоненье святым иконам, посты, иерархия и проч., по учению молокан, считались не нужными. Ведя борьбу с этими отщепенцами, высокопреосвященный Архипастырь с церковной кафедры излагал православным своим слушателям изъяснение самого главнейшего в церкви Христовой священнодействия, в коем совершается святейшее таинство Евхаристии. Показав первоначально происхождение и значение этого таинства на основании Библии , которую молокане считали единственным источником истинного учения, Архипастырь изъясняет потом весь литургийный обряд, коим издревле по церковному чиноположению обставлено освящение и преподание верующим Святых Даров. Внимательному читателю, после сего, понятны будут те, часто встречающееся в изъяснении, рассуждения, которые учителем – Архипастырем направляются к обличению заблуждений столь пагубной секты, по поводу тех или других частностей изъясняемого священнодействия. Давно благочестие многих из вас, возлюбленные о Господе чада и братия, докучало мне святым своим желанием слышать из недостойных уст моих объяснение священных обрядов и тайнодействий, употребляемых в нашей Православной Церкви, и преимущественно того Ангелоподобного Богослужения, в котором, по благоволению Отца небесного, по изволению Единородного Его Сына и действию Духа Святого, совершается великая и непостижимая уму человеческому жертва непорочна и пречиста Агнца Христа за грехи всего мира, живот и спасение верных; которое столь важно, что самые небесные силы с трепетом и благоговением предстоят Ему, и что без участия в оном ничтожны все наши молитвы, суетны дары и приношения, бесполезны благотворения, нечисты добродетели, тщетна надежда на бессмертие и блаженство вечное; ибо сам Спаситель сказал: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010