Всемилостивейшая телеграмма Государя Императора на имя Московского митрополита Макария: Москва. 13 мая. Митрополиту Макарию. Государыня Императрица и Я радуемся радости Нашего народа московского и душою молитвенно присутствовали при торжественном переложении святых мощей святителя Ермогена в новую раку. Николай. Эта телеграмма последовала на следующую телеграмму митрополита Макария: Ливадия. Его Императорскому Величеству Государю Императору. Сегодня милостью Божиею совершилось переложение мощей святителя и чудотворца Ермогена в благолепную раку, сооруженную иждивением Вашего Императорского Величества и Вашей Августейшей супруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны. При участии многочисленного сонма епископов и прочего духовенства святые мощи изнесены были на середину Успенского собора для общего поклонения, во время литургии вознесены были в алтарь на патриаршее место и по окончании оной, после величественного крестного хода, положены в новую раку, на месте их постоянного почивания. Умиленная этим светлым церковным торжеством во славу священномученика, древлепрестольная Москва с благоговением склоняется пред благочестивым усердием Ваших Императорских Величеств к памяти святителя и единодушно молит его, великого российского заступника, да изольет он свое Небесное благословение на Ваши Императорские Величества, Государя Наследника и Всю Августейшую Семью Вашу и да утвердит державу царей наших во веки веков. Макарий, митрополит Московский. Приготовления к переложению и открытию мощей святителя Ермогена начались 10 мая. В 6 часов утра протопресвитер Н. А. Любимов в сослужении наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения и соборного духовенства совершил раннюю литургию. По окончании литургии прибывший в собор высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, и лиц, служивших литургию, совершил молебен. К молебну прибыл председатель высочайше учрежденной комиссии по реставрации собора князь А. А. Ширинский-Шихматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Выступает протоиерей Алексий Уминский 23 января 2015 г. 22:30 В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовный попечитель» Она была посвящена служению духовника в современном православном среднем общеобразовательном учреждении. Возглавил ее работу митрополит Орловский и Болховский Антоний . С основным программным докладом выступил духовник столичной Свято-Владимирской православной школы протоиерей Алексий Уминский. По мысли о. Алексия, современная православная школа — непременно штучный организм и авторский продукт, системные подходы и рецепты в которой отнюдь не гарантируют общего успеха. «Кураторства уроков Закона Божия, исповедей учеников в Великий и Рождественский посты и служения молебнов и Литургий для духовника недостаточно, - считает докладчик. - Он не требоисполнитель, а созидатель духовной атмосферы, в которой предстоит расти детям». Главное внимание отец Алексий уделил духовным традициям православной школы, выступающим в качестве своеобразного камертона тонкой настройки юных душ. «После общегимназических Литургий, которые бывают пять раз в году, мы обязательно устраиваем агапы — совместные трапезы, за которыми обсуждаем духовные вопросы. Какие-то из них классы готовят заранее, какие-то могут возникнуть спонтанно, - рассказывает священник. - Каждая учебная неделя начинается с молебна нашему небесному покровителю священномученику Владимиру и новомученикам и исповедникам Российским, каждый день — с молитв, которые читают специально поставленные чтецы из числа учеников дежурного класса». Важно сделать православную школу и настоящей творческой лабораторией, в которой дети не успевали бы почувствовать себя изгоями мира. «Дело в том, что внешне жизнь устроена так, что православным вроде бы много чего нельзя, - объясняет о. Алексий Уминский. - А в некоторых православных семьях ограничения накладывают еще дополнительно. Но воспитывать в категориях «можно — нельзя» попросту... нельзя! И мы стараемся делать максимум, чтобы продемонстрировать все богатство Божьего мира — с походами и спортивными соревнованиями, с творческими интеллектуальными играми и танцами.

http://e-vestnik.ru/news/konferentsiya_s...

Глава 53. Отпустительнии тропари воскреснии осми гласов, с Богородичны их, ипакои, и кондаки. И прокимени на утрени пред Евангелием, и на литургии, и аллилуиаре Тропарь, глас 1: Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы небесныя вопияху Ти Жизнодавче: слава Воскресению Твоему Христе, слава царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Богородичен: Гавриилу вещавшу Тебе Дево, радуйся, со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе святем Кивоте, якоже рече праведный Давид, явилася еси ширшая небес, поносивши Зиждителя Твоего. Слава всельшемуся в Тя, слава Прошедшему из Тебе. Слава свободившему нас Рождеством Твоим. Ипакои: Разбойничо покаяние рай окраде, плачь же мироносиц радость возвести, яко воскресл еси Христе Боже, подаяй мирови велию милость. На утрени прокимен, глас 1: Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. Стих: Словеса Господня, словеса чиста: Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресное, ряд. По 7-й песни, Кондак, Подобен: Егда приидеши: Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе. Адам же ликует, Владыко: Ева ныне от уз избавляема, радуется зовущи: Ты еси иже всем подая Христе воскресение. На хвалитех стихиры воскресны по обычаю. Слава, стихира евангельская. И ныне, поем во вся недели, Настоящий Богородичен, глас 2: Преблагословенна еси Богородице Дево, воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе. Славословие великое, и по скончании славословия, и трисвятаго, глаголем тропарь воскресный: И в 1-й убо глас, и 3-й, 5-й, 7-й, глаголем сей: Днесь спасение миру бысть, поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам, и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 55. Отпустительнии тропари, кондаки, и светильны Господа дневнии, и на литургиах, прокимени, апостоли, аллилуиаре, Евангелиа, и причастны всея седмицы В неделю вечера тропарь безплотных, глас 4: Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крилу невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил. Богородичен, глас тойже: Воспитавшейся во храме во Святая Святых, одеянней верою и премудростию, и безмерным девством, Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование, и еже радуйся, радуйся Благословенная, радуйся Препрославленная, Господь с Тобою. Тойже и в понедельник на Бог Господь. Кондак, глас 2: Архистратизи Божии, служителие божественныя славы, Ангелов начальницы, и человеком наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи. Светилен: Небо звездами украсивый яко Бог, и Твоими Ангелы всю землю просветивый, Содетелю всех, поющия Тя спасай. Богородичен: Сладосте Ангелов, скорбящих радосте, Христиан предстательнице Дево Мати Господня, заступи нас, и избави вечных мук. На литургии, прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой возвеличился еси зело. Апостол к евреем, зачало 305: Аще глаголанное Ангелы: Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Евангелие Матфеа, зачало 52: Уподобися Царствие Небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем: Причастен: Творяй Ангелы Своя духи: В понедельник вечера тропарь Предтечи, глас 2: Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне Предтече, показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго: темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Достопримечательные статьи, в Четьи-Минеях находящиеся, по порядку месяцев и чисел Январь 1. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Происхождение Божественной литургии Василий Великий весьма желал совершать Божественную литургию своими словами: для сего молился об этом в продолжение шести дней; в седьмой день нисшел на него Дух Святый, и он стал ежедневно совершать бескровную жертву. Затем, с верою и молитвою он начал писать своею рукою тайны Божественной литургии. В ту же ночь явился ему Господь в видении с апостолами, совершил предложение хлеба и чаши на святом жертвеннике и, возставив Василия, сказал ему: «по твоему прошению да исполнятся уста твои похвалы, дабы ты отселе собственными устами совершал бескровную жертву.» Василий в трепете поднялся, не могши очами взирать на пресветлое явление Господа; потом вошел в храм, приступил к святому алтарю, начал произносить и вместе писать на Греческом языке следующее: «да исполнятся уста моя хваления, яко да пою славу Твою», и проч. По окончании молитвы, Василий поднял хлеб и стал прилежно молиться: «Вонми, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего» и проч. В это самое время высшие клирики видели небесный свет, осиявающий алтарь и святителя и некиих в белых ризах пресветлых мужей, окружающих сего великого архиерея, что самое привело их в ужас, и они пали лицем на землю и в слезах славили Бога. Хлеб и вино по освящении суть тело и кровь Христовы Один еврей из любопытства вошел с христианами в церковь и увидел святого Василия, державшего в руках своих отроча и раздробляющаго его. Приняв, вместе с верными, в руки святейшие дары, еврей заметил в руке настоящее тело и в самой чаше настоящую кровь; по возвращении в дом с остатками святых даров, еврей показал их жене своей и рассказал ей все виденное во храме; затем вскоре был просвещен святою верою и удостоен святого крещения со всем своим семейством. Немилосердие наказывается немилосердием Одна убогая жена просила у Василия Великого ходатайства об ней пред князем – сборщиком податей о невзимании с нее дани по ее крайнему убожеству. Дважды писал к нему об этом Василий, и в последний раз, за его немилосердие ко вдовице, предсказал князю немилосердие к нему царя, что вскоре и сбылось над ним: князь заключен был за свою жестокость в темницу и освобожден только по ходатайству Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Елецкий священник о. Иоанн Борисов (Память 24 июня). Отец Иоанн родился около 1750 года. Родители его были: Борис – священник при одной из приходских церквей в городе Воронеже, а мать Анна. По окончании семинарского курса в Воронеже он вступил в брак с девицей Дарьей, из духовного звания, и рукоположен во священника в г. Воронеж. Прослужив здесь не более одного года, он был переведен в город Елец, к Архангельской церкви, а потом к Преображенской. Усердно желая вполне знать должность священническую и быть добрым пастырем стада Христова, он с самого начала своего священства, еще будучи в Воронеже, двумя письмами просил святителя Тихона, бывшего тогда на покое в Задонске, дать ему в том наставление. Святитель Тихон удовлетворил его желание, прислал ему совет при письме своем. О. Иоанн, получив назидательный совет, старался при помощи Божией исполнить, и действительно исполнил его. Службы Божии совершал он с великим тщанием. Самый приступ его к той или другой службе – призыв народа к церкви, был не совсем обыкновенный: ударение в колокол было не частое, но редкое, похожее на благовест в какой-либо пустыне; литургию совершал он всегда позднюю, а после литургии читал акафист Божией Матери со звоном. Во время служения являл великое благоговение и умиление, и примером своим возбуждал страх Божий в сердцах присутствующих в храме. Кто же из числа их был невнимателен, стоял бесстрашно, озирался туда и сюда и разговаривал, тех он обличал, а иных и высылал из церкви. Впрочем, такой строгости подвергались, большей частью, вновь пришлые и приезжие, не знавшие о. Иоанна. При каждом служении божественной литургии в будни и в праздник он говорил поучение, иногда по книге, а иногда от себя, по рукописи. О храме Божием о. Иоанн имел великое попечение. Приходский храм его был тесен и неблаголепен; о. Иоанн расширил его и внутри расписал картинами из житий святых. На свой же дом он мало обращал внимания. Сначала при доме его были плетневые сени. Святитель Тихон, посетив однажды о. Иоанна, взглянул на них и сказал ему: «не скорби, о. Иоанн, поживешь и тесовые наживешь». По слову угодника Божия, он со временем и устроил тесовые сени с чуланом и приличным коридором. Но, кроме этого, в течение всей своей жизни он не производил никаких улучшений по устройству своего жилища. Когда же оно обветшало и в крыше показались трещины, случилось прийти к о. Иоанну преосвященному Ионе, епископу Орловскому и Севскому. Смотря на крышу и на потолок дома, он сказал: «тебя, о. Иоанн, я думаю, дождь мочит, течь бывает с худого потолка». – «Нет, владыко, отвечал он, меня не беспокоит дождь, я всегда бываю сух». Во время этого самого разговора вдруг полил сильный дождь. Земля покрылась водою, в покой же, через худую крышу и потолок, ни одной капли не капнуло; даже самая крыша была суха. Удивился владыка и воскликнул: «вот, как чудно Царь небесный покоит и спасает верных рабов Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь жительствующая: о книге «Литургия смерти» о. Александра Шмемана ‘Всю неделю — семинар о смерти, погребении и т. д. Читаешь лекции, слушаешь, обсуждаешь — и все сильнее внутренний вопрос: ну, а ты сам? А твоя смерть? Как обстоят с нею дела?’ 18 июля, 2013 ‘Всю неделю — семинар о смерти, погребении и т. д. Читаешь лекции, слушаешь, обсуждаешь — и все сильнее внутренний вопрос: ну, а ты сам? А твоя смерть? Как обстоят с нею дела?’ «Для ранних христиан всеобщее воскресение — именно всеобщее, это — космическое событие, исполнение всего в конце времен, исполнение во Христе. И этого славного исполнения ожидают не только усопшие, его ожидают и живые и вообще все творение Божие. В этом смысле, по словам апостола Павла, мы (я имею в виду и живых, и умерших) все мертвы — не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения. Мы все умерли, говорит апостол Павел, и наша жизнь — не только жизнь усопших, но и жизнь живых, — „сокрыта со Христом в Боге“ . И я еще раз повторю (потому мы так привыкли уже к этим словам, что воспринимаем их как некую музыку, не думая о ее смысле): жизнь сокрыта со Христом, а Христос — жив, смерть не имеет над Ним власти. Так, живые или мертвые, в этом ли мире, чей образ проходит, или покинув его, мы все живы во Христе, ибо мы соединены с Ним и в Нем имеем свою жизнь. Такова христианская революция по отношению к смерти. И если мы не поймем этот поистине революционный, поистине радикальный характер христианства — революционный в отношении религии, всего, что человек относил к таинственной реальности смерти, если мы этого не поймем, то мы не сможем понять и истинный смысл обращения Церкви с умершими». Эти строки — из новой книги замечательного пастыря и богослова, протопресвитера Александра Шмемана (1921 — 1983 г.г.). Да-да, новой: сам о. Александр предстоит ныне пред престолом в Церкви Небесной, однако продолжают быть открываемы его новые слова, актуальные для нас, христиан XXI века.

http://pravmir.ru/zhizn-zhitelstvuyushha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел? О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками 20.07.2023 1857 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Удивительно! Есть множество книг, пособий, в которых подробно расписывается, как совершается Литургия, и подробно описан порядок действий священника на проскомидии. Уже, наверное, маленькие дети, ученики воскресной школы, знают, в каком порядке вынимаются и укладываются частицы и в память каких святых. Но нигде особенно не объясняется, зачем вынимаются частицы за людей и, главное, зачем вынимаются и погружаются частицы за святых. Если вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан, то это понятно (чтобы соединить их с Богом, всыпав в Чашу), то зачем тоже делать это в отношении святых, которые и так святы, и находятся с Богом. «В честь и память Преблагословенной Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии еяже молитвами прими, Господи, жертву сию в Пренебесный Твой жертвенник». Побуждением, по которому приносятся Дары, служит благодарность Богу и прошение. «Ибо таков уже порядок вещей, что никакой дар не даётся без цели: идёт ли речь о том, чтобы благоугодить (дарами) Богу или чтобы почтить дарами кого-нибудь из людей, но всегда ради кого-нибудь блага или полученного, или ещё ожидаемого...» (Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии). Мы приносим частицы в честь святых как благодарность Богу, что через дарованные Им блага святые получили возможность стать святыми. Более того, Он избрал Себе из нашей среды Матерь, и человек получил такую славу. Мы получили за себя Ходатаицу и ходатаев одной с нами природы, единородным с нами Ты даровал такое дерзновение. То есть, принося частицы святым, мы явно обращаемся и к ним как ходатаям, возносим благодарение Господу за людей, достигших уже Царствия Небесного. Как говорит блаженный Симеон: «Примечаешь ли, что частицы бывают вместо Святых и преподносятся в память и честь, и чрез них во спасение нам? Так и они, как сподвизающиеся Христу, в этом страшном Таинстве делаются причастниками большей славы и восхождения, чрез причастие спасительной жертвы, и примиряют нас с Ним и соединяют, особенно в то время, когда мы воспоминаем их» (свт. Симеон Солунский, с. 125).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/20/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иона (Паффхаузен): «Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни» 24.01.2023 346 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Митрополит Иона (Паффхаузен) уже несколько лет развивает монастырь в районе Вашингтона, названый в честь святого Димитрия Солунского. О том, как живет первая русская православная обитель близ американской столицы, какие традиции утверждает Русское Православие в США и с какими вызовами приходится сталкиваться современному обществу, владыка рассказал в интервью порталу Православие.Ru . Митрополит Иона освящает помещение монастыря – Владыка, я уже много лет хотел посетить своего небесного покровителя – святого Димитрия Солунского в Салониках, но пока это так и не случилось. А сейчас получается, что он сам пришел ко мне – через монастырь, который вы открыли всего в паре часов езды от моего дома. Это чудо? – Я думаю, отчасти это действительно чудо. – Почему вы решили открыть монастырь и посвятить его святому Димитрию? Мне очень хотелось вновь окунуться в монастырское бытие: с литургиями, с ежедневным циклом богослужений, с братским общением – Я решил открыть монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни. Прежде чем стать архиереем, я провел в монастырях 12 лет. А потом у меня началась абсолютно другая жизнь, совсем не похожая на ту, что была в монашеские годы. Мне очень хотелось вновь окунуться в монастырское бытие: с литургиями, с ежедневным циклом богослужений, с братским общением, с возможностью быть духовным отцом для своих чад. Я ездил в Россию, общался там с людьми, разговаривал со старцами здесь – отцом Захарией из Эссекса, отцом Ефремом из Аризоны, и они рекомендовали мне открыть монастырь. Отец Захария сказал, что, возможно, теперь я могу стать лучшим духовным отцом для людей, чем был раньше, поскольку я прошел определенный путь и чему-то научился. Я надеюсь, что так оно и есть. Я перешел в Русскую Зарубежную Церковь из Православной Церкви в Америке в 2015 году, а еще через два года возглавил Свято-Германовский приход в штате Вирджиния. Это позволило получить некоторый доход. Тогда у нас в братии помимо меня было только два человека. В 2020 году мы начали создавать обитель – нашли помещение, к нам стали приходить люди, которые хотели жить в монастыре. Начали появляться средства для того, чтобы заплатить ипотеку. В общем, все стало складываться, и на праздник Воздвижения Креста Господня мы подписали документы о приобретении этого помещения. Тогда оно стоило немногим более 600 тысяч долларов.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/24/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой сделал чудо быстро» 26.09.2012 451 Время на чтение 4 минуты 19 сентября и несколько дней спустя эту фразу часто повторяли в Неаполе. Святой - понятно, священномученик Ианнуарий Беневентский, Сан-Дженнаро, а чудо - это таинственный и знаменитый фен о мен разжижения его крови. Для неаполитанцев скорость совершения чуда - это мерило благожелательности их Небесного покровителя. Бывало, что кровь вовсе не разжижалась - тогда жди войны, землетрясения, извержения Везувия.Ампулу с кровью выставляют на алтарь кафедрального собора три раза в год, но главный праздник - 19 сентября нового стиля, по преданию день мученичества, смертной казни в Поццуоли, старых Путеолах, в 305 году. Да, экзотичный Неаполь имеет и свою экзотичную святыню, редкую для православной традиции - сгусток крови святого Ианнуария. Отношение православным к чуду было самым разным. Петровский посланец конца XVII в. боярин Б. П. Шереметьев не мог ему не поразиться: «Многажды же во время святыя литургии оная святая кровь причудесно показуется кипением, аки бы жива . Сия святая кровь хранится в малом хрустальном сосуде; в половину того сосудца видением, аки бы запекл а сь, и тот сосудец повернули вверх дном; кровь же не переливается, а видится, аки бы засохла, и стоит вверху того сосудца; а как начали служить литургию, и как прочитали Евангелие, то оная святая кровь помалу начал а опускаться вниз, и опустилась до самого дна, не распустившая во весь сосудец, но отстояша от всех боковых сторон начала кипеть и перебираться вверх и вниз зело пречудесно и удивительно, что видя все люди, на­ходившиеся в той церкви, в великом были радовании, и по обыкновению латинскому били в свои перси, премногие же плакали. По отправлении литургии оную святую кровь кипящую все целовали с великим страхом и слезами, благодаря Бога за такое прев е лие чрез оную святую кровь показанное чудодействование». Российское благочестие со временем становится более сдержанным и путешественник 1830-х гг. Горихвостов писал уже суше: «Многие церкви достопримечательны здесь великолепием и древностью, особенно кафедральная. Сия церковь сохраня­ет голову и кровь св. Януария, бывшего епископа Беневентского, заступника Неаполя, обезглавленного в царствование императора Диоклитиана. Два раза в год, в празднуемые дни сему святому, сгущенная кровь его, находящаяся в хрустальной склянке, подносимая к голове, разжижается. В противном случае - горе Неаполю! бедствие предвозвещается, и жители поражаются ужасом».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010