125 лет тому назад, в 1850 году, в русской богословской науке появились одновременно две магистерские диссертации на тему «О литургии Преждеосвященных Даров»: в Московской духовной академии – Г. П. Смирнова -Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского . В свете научных данных того времени вопрос о происхождении этой литургии был трудным для решения даже в плане гипотетическом, потому что самые ранние свидетельства о существовании этой литургии относятся к началу VII века. Одно из них – в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта (615 год) начали петь после „Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол; после того, как иерей скажет „По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает „Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа " " 1 . Другое имеется в житии преп. Георгия Хозевита (конец VI – начало VII века). Составитель жития, ученик преп. Георгия Антоний, рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придет в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преп. Георгий, освящая Дары, и он запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено» 2 . Наши исследователи за отсутствием у них других источников широко использовали труд Льва Алляция, посвященный тому же вопросу и изобилующий выписками из редчайших рукописей Ватиканской библиотеки 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника. 1 . Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами 42 . Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа . Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа , в их начале и в конце ( Пс. 103 ; Пс. 104 ; Пс. 111–117 ). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа ( Пс. 114–117 ), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных ( Откр. 19, 1–6 ). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово. При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием , или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника . И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 07.04.2021 19:25:39 МОСКВА 7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . По окончании богослужения, Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия — родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение — это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и архангелов. На страницах Евангелия мы встречаем Богоматерь в повествованиях о рождении Ее Сына, Господа и Спасителя нашего, Его принесения, по обычаю, в иерусалимский храм; запечатлены также некоторые иные эпизоды из жизни Спасителя, где участвует Божия Матерь, такие как претворение воды в вино в Кане Галилейской. Их немного, но это не означает, что Дева Мария была вдали от Своего Сына. Ведь служение Господа в первую очередь осуществлялось в Галилее. Назарет — родной город, где был дом Девы Марии, а значит, и земной дом Ее Сына; Капернаум был совсем рядом.

http://radonezh.ru/2021/04/07/v-prazdnik...

Заключение Храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается всё домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия… правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам» 1357 . Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского выражают суть православного богослужения как школы молитвы, богословия и богомыслия. Все элементы богослужения, включая убранство храма, возгласы священника и пение хора, подчинены единой цели – настроить верующего на молитвенный лад, способствовать тому, чтобы его ум и сердце соединились с Господом. Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная Литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях, явлением трансцендентного через имманентное. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «истее» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность пережить его по-новому, а следовательно, и заново пережить встречу с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Многая лета, дорогой Владыка! Во Владивостоке торжественно поздравили митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием 08.11.2023 88 Время на чтение 3 минуты Фото: vladivostok-eparhia.ru В среду, 8 ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского сонмом архиереев была совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе Владивостока, сообщает пресс-служба Владивостокской епархии . В этот день 85-летие празднует митрополит Вениамин (Пушкарь). Богослужение совершили митрополит Вениамин (Пушкарь), митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, епископ Находкинский и Преображенский Николай. Богослужение посетили глава города Владивостока Константин Шестаков и президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» Сергей Дарькин. Богослужебные песнопения исполнил сводный мужской хор Владивостокской епархии под управлением регента иерея Константина Талько. На сугубой ектении архипастыри вознесли молитву ко Господу о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес игумен Алексий (Несмеев). По отпусте литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню и славление святому великомученику Димитрию Солунскому. В завершение литургии было провозглашено многолетие. По окончании Божественной литургии митрополит Вениамин принимал многочисленные поздравления. Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир огласил поздравительный адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство! Примите искренние поздравления с 85-летием вкупе с молитвенными пожеланиями крепости телесных и душевных сил, радости, мира и терпения на пути стяжания христианских добродетелей. Более четверти века Вы несли архиерейское послушание в родном для Вас Приморском крае, заботясь о восстановлении храмов и созидании православных общин, о поставлении пастырей словесного стада Христова и о просвещении светом Евангелия ближних и дальних. Отрадно свидетельствовать, что Вы примером личного благочестия и совершением дел любви и милосердия неизменно стремились прославлять Отца нашего Небесного (Мф. 5:16).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/mn...

ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Входные молитвы Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»). [По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.] Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство... Диакон: Аминь. Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – людие Твои, вси – делá руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избáвиши, яже создáл еси, от работы врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре Казани 28 марта 2015 г. 17:25 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сослужении митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия и епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия совершил Божественную литургию в Казанско-Богородицком монастыре, построенном на месте обретения в XVI веке чудотворного образа Царицы Небесной. В храме обители ныне находится чтимый список Казанской иконы, который длительное время хранился в Ватикане и был передан Русской Православной Церкви в 2004 году. С 2005 года он пребывает в Казани. В богослужении участвовали братия обители во главе с игуменом Марком (Виленским), ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), иеромонах Филарет (Кузьмин), а также сопровождающие митрополита Илариона заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов и диакон Александр Карзан. После торжественного богослужения и молебного пения перед чтимым списком Казанского образа Божией Матери митрополит Анастасий от имени верующих епархии приветствовал владыку Илариона, сказав: «Примите нашу огромную благодарность за то, что Вы с нами сегодня — в день, когда вся полнота нашей Русской Православной Церкви, и не только ее, прославляет Заступницу Усердную рода христианского, Взбранную Воеводу, Которая помогает нам в этом лежащем во грехе мире побеждать врага нашего спасения, и самое главное — дает нам силы для несения жизненного креста». Как отметил владыка Анастасий, с этого момента в Казанской епархии начинаются празднования, посвященные 1000-летию со дня блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Глава Татарстанской митрополии преподнес высокому гостю образ Божией Матери и пожелал крепости сил в его ответственном служении. В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Анастасий! Ваше Преосвященство, владыка Мефодий! Всечестной игумен Марк с братией святой обители сея! Дорогие отцы, братья и сестры!

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Подготовка к совершению Литургии Воплощённый, Распятый и Воскресший Христос постоянно влечёт к Себе всех, кто ищет вечной правды и единения с Ним. И начало этому единению полагается ещё в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве св. Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом. В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство: по молитве священника, Духом Святым, хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. О величии этого Таинства св. Иоанн Златоуст говорит: «Тогда и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных Сил с восклицанием стекается, и всё место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами, в честь Лежащего» 1 . Таинство это, по словам того же святителя, землю небом соделывает. Также св. Амвросий Медиоланский пишет: «...Если бы отверсты были (очам нашим) небеса: то бы (и) там ничего не можно найти святее того, что обретается в наших алтарях» 2 . Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и, прежде всего, очистить её от смертных грехов 3 посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию служит и то, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение. В таком случае нельзя приступать к служению Литургии, как об этом говорит Сам Христос Спаситель: «Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Но если человек, оскорблённый священником, окажется где-то далеко и нет возможности испросить у него прощения перед совершением Литургии, то следует, по крайней мере, восскорбеть об этом в своём сердце и дать обещание перед Богом при первой встрече с этим человеком примириться 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре Казани 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сослужении митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия и епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия совершил Божественную литургию в Казанско-Богородицком монастыре, построенном на месте обретения в XVI веке чудотворного образа Царицы Небесной. В храме обители ныне находится чтимый список Казанской иконы, который длительное время хранился в Ватикане и был передан Русской Православной Церкви в 2004 году. С 2005 года он пребывает в Казани. В богослужении участвовали братия обители во главе с игуменом Марком (Виленским), ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), иеромонах Филарет (Кузьмин), а также сопровождающие митрополита Илариона заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов и диакон Александр Карзан. После торжественного богослужения и молебного пения перед чтимым списком Казанского образа Божией Матери митрополит Анастасий от имени верующих епархии приветствовал владыку Илариона, сказав: «Примите нашу огромную благодарность за то, что Вы с нами сегодня − в день, когда вся полнота нашей Русской Православной Церкви,  и не только ее, прославляет  Заступницу Усердную рода христианского, Взбранную Воеводу, Которая помогает нам в этом лежащем во грехе мире побеждать врага нашего спасения, и самое главное − дает  нам силы для несения жизненного креста». Как отметил владыка Анастасий, с этого момента в Казанской епархии начинаются празднования, посвященные 1000-летию со дня блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Глава Татарстанской митрополии преподнес высокому гостю образ Божией Матери и пожелал крепости сил в его ответственном служении.

http://mospat.ru/ru/news/50541/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Общие разъяснения Головной убор на богослужениях После этого проскомидия также совершается с открытою головою, и священник надевает митру, камилавку или скуфью пред начатием самой литургии, пред возглашением: «Царю Небесный..». «Слава в вышних Богу..». В таком виде, с покрытою головою, священник совершает литургию до Евангелия; на Евангелии снимает головной убор, потом снова надевает его и стоит с покрытою головою до херувимской песни, или точнее до великого входа. С этого времени священник уже не надевает головного убора во все продолжение литургии до воззвания: «Всегда ныне и присно..». и постановления Св. Даров на жертвенник. Возвратившись к престолу, когда на клиросе поют: «Да исполнятся уста наша..». священник снова, и в последний раз, надевает головной убор, свертывает антиминс и илитон, и с покрытой головою читает заамвонную молитву, и вообще оканчивает литургию. Что касается до совершения других служб, то не принято стоять с покрытою головою при чтении всяких молитв — светильничных, главопреклонных, во время шестопсалмия, молитв на молебнах и других священнословиях, например, освящении воды, — при чтении акафистов, при чтении Евангелия. И эти обычаи священниками наблюдаются не только когда они сами совершают богослужение, но и когда присутствуют при совершении его. Можно-ли ставить камилавки или класть скуфьи во время богослужения на св. престол? Следует сказать, что в практике нашей Церкви издревле это не принято, посему, лучше всего избегать этого. Что касается митр, то они, как имеющие на себе иконописные изображения, ставятся на престоле. Само собою разумеется, что священники обязаны более оказывать уважения к камилавкам, не ходить в них без нужды по городу, и т.п. Относительно употребления так называемой черной скуфьи, получаемой с благословения архиерейского, то употребление ее определяется тою целью, с какою эта скуфья дается тому или другому священнику по благословению архиерейскому. Если эта скуфья дается кому-либо от архиерея, вследствие просьбы священника по причине его болезни или слабости головы, то получивший ее должен и употреблять ее только исключительно для защищения от холода, при совершении треб вне церкви, например, при погребении или при крестных ходах, или зимою в холодной церкви, при совершении литургии и других служб. В последнем случае, скуфью эту можно употреблять так же, как и обыкновенную фиолетовую скуфью» (Хойнацкий, «О священстве», пар. 21, 22). Цвет облачений

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010