Береговые скалы Мертваго моря возвышаются на 1200 м. над его поверхностью; наибольшая глубина моря около 400 м., масса воды его в 2 раза превышает объем Женевского озера. Самая замечательная особенность Мертвого моря это – свойство его воды, содержащей в своем растворе до 25% солей; благодаря этой плотности воды, человеческое тело не погружается в волны Мертваго моря, и воды его совершенно лишены жизни. Соляные испарения моря крайне губительны, и тысячи арабских легенд связаны с этим проклятым морем. Генисаретское озеро, Галилейское море или озеро Тивериадское, лежащее на 208 м. ниже Средиземного моря, есть прекраснейшей бассейн пресной воды Сирии в 1,75 кв. кил. величиной. В древности, по всей вероятности, озеро это сообщалось со Средиземным морем через Эздрелонскую равнину. Вода его немного солоновата. Озеро Меромское, лежащее на 15 верст далее к северу, содержит уже вполне пресную воду и очень богато рыбой. Оно простирается по поверхности более чем на квадратную милю и окружено поясом тростников и болот, простирающихся на несколько верст. Поверхность его лежит уже на 2 метра выше уровня Средиземного моря. Река Иордан имеет тесную связь со всеми этими тремя бассейнами воды; протекая через Меромское и Тивергадское озера, она впадает в Асфальтовое. 5 . Реки. В Палестине существуют только две настоящие реки: Нахр – эл-Лейтане (Леонт ) и Иордан (Нахр-эш-Шериа). Ни та, ни другая однако не судоходны. Первая вытекает у Баальбека и изливается в Средиземное море; вторая начинается у подошвы Большого Ермона (Джебель -эш- Шейх ), протекает через Меромское и Тивериадское озера и впадает в Мертвое море. Начинаясь сперва близь Хасбеи могучим ключем, принимая в себя воды Тель эл-Уади- одного из величайших в свете ключей, и сливаясь с мощной струей воды, протекающей в ущелье Баниас, Иордан, еще не доходя до Мерома, образует бурную горную реку. Леса папирусовых тростников умеряют быстроту его бега, также как и бассейн Мерома; настоящая же регулировка вод Иордана, совершенно усмиряющая их, происходит в Галилейском море. От Тивериады Иордан бежит по наклонной довольно правильной плоскости по скату в 200 м., на длину более 105 километров. Средняя быстрота Иордана, смотря по отрезку течения, изменяется от 30–70 куб. метров в секунду. При впадении в Мертвое море струя Хордана расширяется и замедляется на отмелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . Ручьи и в Палестине очень редки. Из них надо указать как на самые замечательные: Уади эл-Аамуд, впадающий в Тивериадское озеро, Нахр эн-Нааман (Бел) между Аккой и Еармилом, Нахр Мукатта (Кисон ), впадающие в залив Кайфы, Нахр эз-Зерка недалько от Кесарии, Нахр Фалаик, начинающийся у Севастии из гор Самарги, Нахр эл-Аудже к северу от Яффы и Нахр эр-Рубин к югу от Яффы; все эти ручьи изливаются в Средиземное море. В продолжении дождливого времени многочисленые дождевые потоки бушуют в сухих дотоле ущельях долин. Из ручейков системы Иордана, начинающихся с восточного склона Иудейских гор, не всегда впрочем содержащих воду, надо указать: Уади-Бире, стекающую у подножья Фавора, Уади-Джалуд, начинающуюся от Эздрелонской равнины, Уади-Фариа, сбегающую с системы Самарийских гор у Севастии, и Уади-Келт, спускающуюся у Иерихона. Знаменитый поток Кедрона (Уади эн-Нахр ), проходящей у Иерусалима под стенами города и горой Маслин и бегущий мимо монастыря мар-Саба (св. Саввы), впадает уже в Мертвое море, как и ряд других временных потоков в роде Уади-Хазаза, Хар, Седжаль и Мухаут, проходящего не далеко от знаменитого Соляного столба. 7 . Источники и ключи в Палестине также довольно редки. Главнейшее из них: Рас -эл-Аин близь Тира, Аин -эл- Хамра около Сафеда, Аин Медавара поблизости Тивериадского озера, Аин эс-Султан (источник Елисея) и Аин Док близь Иерихона, Аин Ситти Мариам (источник Марии) в долине Иосафатовой, Аин Дельб около Яффы, Аин эл-Хауд (источник Апостолов) на пути в Иерихон, Аин Харамиэ (разбойничий ключ) за Джифной, Бир – Якуб (источник Иакова или Самаритянки) у Наблуса, Рас эл-Аин Наблуса тоже, источник св. Девы Марии в Назарете, Аин Ханиех у Бетира, источник Предтечи (Аин Карим) недалеко от г. Аин Карима в горах, Рас эль – Аин (запечатленный источник) у Соломоновых прудов в 2 ч. пути от Иерусалима, Аин Артас у деревни того же имени и др. Большие работы, которые производили древние для добывания воды, доказывают, что Палестина с давних пор была бедна водой. Не смотря, однако, на густоту населения, действительного недостатка воды никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4Цар.5:11 .  И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 4Цар.5:12 .  разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 4Цар.5:13 .  И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». 4Цар.5:14 .  И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. Разгневанный мнимым невниманием к себе пророка Нееман высказывает распространенный на древнем и новом востоке взгляд народный, что для излечения от болезни необходимо, кроме призывания Бога, еще возложение руки целителя на больное место (ст. 11). Сирийские реки Авана (по др. чтению в Keri – Амана) и Фарфар (евр. Парпар), по общему мнению, вытекали из Антиливана и орошали Дамаск. Первую отождествляют с нынешней Нахр-Барада, древним Chrysorrhoas (Onomasticon, 7); вторую – с Нахр-эль-Авадж к югу от Дамаска (Onomasticon, 923). См. Badecker. Palastina u. Syrien. A. 7; s. 334. Послушание пророку со стороны Неемана (ст. 14) было вознаграждено точным исполнением слова пророка (ст. 10), исцелением и как бы полным обновлением Неемана. 4Цар.5:15 .  И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. 4Цар.5:16 .  И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. Чудесным исцелением Неемана было достигнуто и духовное врачевание его – обращение к Истинному Богу, которого он исповедует Единым на всей земле, вместе с тем он предлагает пророку дары (евр. бераха, благословение, как в ( Быт.33:11 ; 1Цар.25:27 )). Но пророк, желая показать новообращенному иностранцу, что Иегова дарует исцеление без всякого вознаграждения служителей Его, решительно отказывается принять какой-либо дар от него. «Пророк всему богатству предпочел многовожделенную нищету и исполнил евангельское законоположение еще прежде законоположения. Ибо сказано: «туне приясте, туне дадите» ( Мф.10:8 )» (блаж. Феодорит, вопр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОРДАН [евр.   араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа], река на Ближ. Востоке длиной ок. 250 км от истоков на севере, у подножия хребта Эш-Шейх (Хермон, см. Ермон ), до Мёртвого м. на юге. В ВЗ и иудаизме И. является вост. границей земли обетованной , отделяющей Ханаан от Заиорданья (Числ 34. 10-12). В НЗ И.- это прежде всего место проповеди Иоанна Предтечи и крещения Иисуса Христа (Мф 3; Мк 1. 1-11; Лк 3. 1-22; Ин 1. 28-34). Этимология названия Евр.   не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто   связывают с евр. глаголом   - спускаться; согласно В. Гезениусу ( Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626), это предложение было высказано А. Реландом ( Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271); из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, к-рый, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня   по модели qat(a)l     -an т. е. yar(a)d-an ( Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87). В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, к-рый понимает происхождение слова   сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» - Берахот. 55а). Мн. авторы отвергают эту этимологию, считая ее народной ( Gehman. 1970); в частности, указывают на то, что суффикс -   в древнееврейском непродуктивен ( Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626). Основываясь по сути на том же общесемит. корне (протосемит. wrd > араб. warada, евр.   эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, к-рое он выводит из значения араб. warada - «спускаться к воде» (чтобы пить) и   - «водопой» ( Seybold. 1896/1897).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Вирсавия, – на юге Иудеи, на потоке Восорском (упом. в 1 Ц. XXX, 10), ныне Вади-Шериа, который впадает в море несколько южнее г.Газы, – была город, основанный после Авраама. Во времена Авраама и Исаака это место, еще не заселенное, принадлежало царям Филистимским ( Быm. XXI и XXVI, 15, 23, 33); при Иисусе Навине оно досталось уже как город – в удел Симеону (Иис. Hab. XIX, 1 – 2 ); но впоследствии, когда колено Симеона совершенно почти поглощено было коленом Иуды, Вирсавия считалась принадлежащею этому царственному колену. За Вирсавией к югу начиналась пустыня, – та сожженная солнцем местность, в которой чуть не погибла Агарь, и которая простирается между Палестиной, Идумеей и «потоком Египетским», называемым Вади-Эль-Ариш. Вся эта пустыня называлась вообще пустыней Фаран; ближайшая же к Иудее часть ее называлась пустыней Син, или Цин 798 . В Вирсавию пророк Илия достигает вероятно после нескольких дней пути, так как в пределах царства Иуды он был относительно в безопасности. Но в Вирсавии он не останавливается надолго, вероятно потому, что он не хочет подвергать царя Иуды столкновению с царем Израиля. В Вирсавии он оставляет только своего слугу, по всей вероятности измученного и трудами на г.Кармиле и быстрым путешествием 799 . Сам же пророк уходит за пределы царства в пустыню, на день пути, «и пришедши – сел под можжевеловым кустом и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Ц. XIX, 4). В изнеможении тела великий пророк чувствует скорбь и тоску и ослабление духа своего. Великие святые посылаются всемилостивым Отцем небесным для великих духовных и нравственных целей. Но кроме этих целей они еще являются на земле для того, чтобы служить нам примером и поучением. Не может человек прожить без искушения, иначе он забыл бы свою слабость человеческую и забыл бы, что единая сила его есть Бог. Велика была слава, дарованная Господом Илии на горе Кармиле, – слава, которую видел весь Израиль, и которая никогда не умрет. «Илия был человек подобный нам, – говорит св. Апостол Иаков (V, 17–18), – и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь и земля произрастила плод свой». Но Илия был человек и, как таковой, должен был почувствовать всю слабость человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сава оставил Хале и отправился с миссией в города и деревни разных областей. Следует отметить, что его миссионерская деятельность одновременно была пропагандой монашеской жизни – об этом говорит эпизод, случившийся с Гушназдадом в Курдистане. Отправившись в горы, чтобы предаться отшельнической жизни, Сава и его ученик были схвачены курдами. Это, однако, привело к благим последствиям – источник сообщает, что среди курдов было посеяно семя монашества, в результате чего был основан новый монастырь. Об этом вкладе Гушназдада в развитие монашества в явном виде говорится в связи с его деятельностью после возвращения из Курдистана. Говоря о его новом широкомасштабном миссионерском путешествии, источник сообщает о том, что он построил несколько монастырей в разных местах. Наконец, Сава отстранился от всей этой деятельности и построил для себя келью неподалёку от Нахр Завара в Бет Арамайе. Это место расположено выше Багдада, рядом с ‘Укбарой – сейчас это к западу от Тигра, однако в то время это место находилось на восточном берегу Тигра (русло его имело несколько иную форму). Там он провёл остаток своей жизни – по сообщению источника, от трёх до шести месяцев – и умер в 487 году. То почитание, которым он был окружён при жизни, после его смерти было перенесено на его останки. 2. Страдания и временные неудачи В персидской историографии, находившейся под влиянием маздеистских жрецов, Йездигерд II представлен как благочестивый и милостивый правитель. Вместе с тем, благочестивое и милостивое отношение к верхушке персидской религии означало жестокость к христианам и иудеям. Начиная со второго года правления этого царя он принимал жёсткие меры по отношению к христианам в Армении, что имело серьёзные последствия для христианской религии в этой стране, в то же время его отношение к христианам в самой Персии было достаточно сдержанным. Однако через восемь лет своего правления он решил преследовать и их. Причиной этого мог быть страх того, что христиане плохо влияют на политическую ситуацию, а также тот факт, что даже среди придворных было немало верующих христиан. При этом главной причиной гонений был, по-видимому, религиозный фанатизм царя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

126       Употреблено слово madaniyya, которое является калькой латинского слова urbanitas – букв, «городская жизнь», «цивилизация», но также «утонченность», «тонкость в обращении», «культурность», «вежливость». 131       Согласно средневековому мусульманскому законодательству, уплата джизьи обусловливала право иноверцев пользоваться статусом зимми, включавшим право на свободу вероисповедания. 132       Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (610– 619/20 гг.), прославился милосердием к нуждающимся, выделял значительные суммы из патриаршей казны на помощь пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре, беднякам, беженцам. В 614 г., после взятия Иерусалима персами, выкупал палестинских пленников. 133       Никифор II Фока – византийский полководец и император (963– 969 гг.), много лет воевавший с арабами и вернувший Византии ряд важных стратегических пунктов: Крит (961 г.), Кипр, Таре и Мопсуестию (965 г.). 134       Тарсус (Таре) – город в Киликии (совр. юго-восток Турции) в 20 км от Средиземного моря, в устье реки Кидн (араб. Нахр-Барадан; тур. Тарсус- Чай); важный стратегический пункт арабо-византийского пограничья. 135       Майяфарикин (арм. Мупаргин, греч. Мартирополь; совр. Сильван, Турция) – крупный город к северо-востоку от Диарбекира, на одном из притоков Тигра. 136       Стратиг – в Византии с VIII в. наместник фемы (военно-административного округа), обладавший в ней военной и гражданской властью; с XI в. – начальник городского или крепостного гарнизона. 138 Дейламиты – воинственные жители Дейлама (Таламаи, Дейламана) в горной части Табаристана на севере Ирана; с VI в. служили в войсках персидских царей, позже – арабских халифов. В кон. IX в. приняли ислам шиитского толка и стали совершать захватнические походы на соседние области. 139       В тексте стоит другой вариант имени – Кар‘уна, однако издатель, отмечая неоднозначность прочтения, в переводе предпочел вариант Каргуя (засвидетельствованный в рукописи одного из сочинений Ибн Надима). Этого же прочтения придерживались издатели хроники Яхьи Антиохийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Что представляет собой Ваш приход в Бейруте? — При подворье Московского Патриархата действует небольшой приход, состоящий в основном из жен и детей ливанцев, но также и из потомков первой волны русской эмиграции — детей и внуков воинов Белой гвардии. Приход основан в 1946 году. К нам приезжают со всего Ливана, в воскресенье и на праздничные богослужения собирается несколько десятков человек, 40-50. Сейчас большинство прихожан женщины. Много выходцев из стран бывшего Союза, России, Украины, Казахстана; жены ливанцев, причем разных по исповеданию: шиитов, суннитов, друзов, маронитов, католиков, православных, сиро-яковитов. — И как относятся мужья-нехристиане к православной вере своих жен? — По-разному. В большинстве случаев нормально, но некоторые тайком от мужей ходят в церковь. Шииты часто сами благословляют своих жен-христианок ходить в православный храм. — В приходе, наверное, есть потомки известных русских родов и фамилий? — Да, к нам ходит внук Валентина Серова, Григорий Александрович Серов, архитектор, он принимал участие в недавнем открытии в Третьяковской галерее выставки своего деда. Староста нашего храма Ирина Алексеевна Жабер — дочь белого офицера Алексея Лера, воевавшего в армии Врангеля. Недавно мы похоронили известного в Ливане фармаколога и фармацевта Петра Малышева. Ныне здравствует Федор Раскатов, сын Стефана Ксенофонтовича Раскатова, который организовал в 40-50-е годы прошлого века кадастровую систему всего Ливана. Все они прекрасно говорят по-русски, а вот третье поколение Белой гвардии русского уже не знает и говорит по-арабски и по-французски. — Каким было Ваше первое впечатление от страны и от храмов, богослужения, обычаев, языка, от верующих, конечно? — Богослужение Антиохийской Церкви, к сожалению, сильно подверглось греческому влиянию, «обвизантинилось» и отличается от нашего только арабским языком. Сирийский обряд сохранили сиро-яковиты, сиро-католики. Конечно, большое впечатление от древностей, циклопических построек Баальбека и наскальных надписей под Бейрутом в устье реки Собачья (Нахр-эль-Кальб), самая древняя из которых выбита еще при Рамзесе II, а последняя в конце XX века. Только христианский Восток — две тысячи лет истории, а здесь даже больше, ведь Ливан и Сирия — это библейские земли. В Сарепте (нынешний Сарафанд) между Тиром (Суром) и Сидоном (Сайдой) пророк Илия воскресил сына вдовицы, в «пределах Тирских и Сидонских» бывал Господь наш Иисус Христос, здесь Он исцелил дочь сирофиникиянки, о чем повествуется в синоптических Евангелиях. В Тире бывали и апостолы, о чем упоминается в книге их Деяний. Сохранился порт, которым они, несомненно, пользовались. Очень хорошо сохранился и римский ипподром, на котором в III-IV веках пострадали за Христа многие мученики. Ну, а в Дамаске каждый христианин стремится пройти по Прямой улице (Via Recta), упомянутой в Деяниях Апостолов, побывать в доме, где Анания крестил Савла. Довелось и мне.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4431323...

Скоро мы оставили группу холмов за собой и выехали на равнину, по которой змеилась реченька Нахр-эль-Мукатта, древний поток Киссон. Он почти высох, и мы преспокойно переехали его вброд. Открывшаяся перед нами долина тянется вдоль всего течения потока и у моря сливается с прибрежной полосой. Она служит как бы подножием Кармила, черной громадой высящегося над ней. Кармил – одна из святых гор, часто упоминаемых в Библии. Кармил для свящ. писателей служит эмблемой особенного плодородия, изобилия и роскоши. Он величается у них «великолепным Кармилом». Для пророков отсутствие на нем зелени и потеря красы были явным признаком гнева Божия. В знойное время лета, когда все окрестности вблизи и вдали одеваются в мертвенный желтый цвет, когда вся растительность и зелень сожигаются солнцем, один Кармил гордо возвышается во всем богатстве своей никогда неувядаемой зелени. Он высится на 1700 футов над уровнем моря, и вершина его иногда покрывается снегом. Обращенный к нам склон его был покрыт обильной и разнообразной растительностью. Дуб, теревинф, маслина, рожковое дерево, терновник и густые заросли колючих кустов образовали сплошную, труднопроходимую чащу. Можно было видеть пасущиеся стада, которые бродили по зеленевшим склонам. Чем ближе мы подъезжали к приморской полосе, тем более встречали населения и жизни. Мы приближались к Кайфе. Слышался шум морского прибоя. Лежавший перед нами город тонул в зелени садов. Купы высоких пальм живописно окружали город, высоко поднимая свои верхушки к небу. Кайфа – маленький и грязный городишко, и не представляет собой решительно ничего, ни нового, ни интересного. Узенькие улицы, высокие дома, минареты мечетей, пестрая толпа на улице, шум и сутолока, – одним словом, все отличительные признаки восточного городка. Лежит он на берегу большого Акрского залива, у самого подножия Кармила, который стеной спускается к морю. В нем до 10 т. жителей, из которых около полуторы тысячи евреев. Есть греческая церковь , русский приют – школа и прекрасно устроенные католические школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Основание монастыря Успения Пресвятой Богородицы Кафтун было овеяно легендами о видении епископу Батруна Симеону Богоматери в облаке света и ее повелении учредить обитель. «И повиновался он этому свету, – писал Макарий, – так что построил на свои средства [монастырь] Дейр Кафтун... который у реки Нахр аль-Джауз, и построил его во имя Госпожи нашей Владычицы, и свершилось в нем множество чудес». 1051 Любопытно, что престол Батруна прекратил существование задолго до того времени, когда Макарий составлял свой перечень антиохийских архиереев, и патриарх ничего не мог о нем сообщить, кроме этого предания, отпечатавшегося в коллективной памяти мелькитов. Народная память сохранила еще один яркий эпизод из истории монастыря. Упомянутый ранее Симеон, первый настоятель Баламанда, в начале своей церковной карьеры был игуменом Дейр Кафтун. Суровый аскет, он пытался заставить монастырскую братию жить по строгим правилам древних подвижников. Однако ливанское монашество конца XVI века уже не готово было выдерживать столь суровую дисциплину. Монахи возненавидели Симеона и решили избавиться от него, причем весьма необычным способом. Когда однажды игумен, по заведенному обычаю, спустился в темный склеп, чтобы прочитать молитву над погребенными там иноками, из гроба встал покойник в белом саване (переодетый монах) и с криком бросился на Симеона. Игумен рухнул без чувств, а потом семь месяцев пролежал больным в своей келье. Поправившись, он не захотел более делить кров с монахами Кафтуна и покинул обитель. 1052 В. Барский также посещал этот монастырь, причем в самый мрачный момент его истории, когда он был на какое-то время заброшен и отчасти разрушился. «Многое число иноков обретаху тамо, – писал путешественник, – на-последи турецких для даней и озлоблений разсеяшася инуду». 1053 Впрочем, Барский связывал упадок монастыря не столько с османской властью, сколько с отсутствием ее. Кафтун стоял на границе области Кесруан, принадлежавшей ливанским эмирам и фактически неподконтрольной османской администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006