Орешина тоже может расти в Палестина, но её сравнительно немного. Финиковые пальмы, образовавшие некогда целые леса, ныне растут не так роскошно, как прежде. Прекрасно, что по всей Палестине разводятся кактусы, дающие сочные и приятные плоды. Пшеница, ячмень, дурра и кунжут дают богатые урожаи в плодоносных равнинах Сарона, Иордана и Эздрелона. Произрастает также в Палестине и рис, но редко, ибо он требует влажной почвы. Глазам паломника представляются по всей Святой Земле не редко обширные бахчи арбузов и дынь. Короче сказать, везде в Палестине, где есть вода, страна богата разнообразными произрастениями и может поспорить с любым уголком Европы. На горах Святой Земли зреет великолепный виноград, дающий несколько разновидностей, сладкие фиги и богатые маслом оливы; эти последние растут роскошно и в диком состоянии. На горах растет также много ароматных горных трав, дающих душистый мед. Розы растут по всей Палестине, и знаменитые розовые сады Мальхи, Рамаллы и др. дают много масла и розовой воды. 3 . Царство животных. Местный рогатый скот мелок и худ, поэтому его мало и разводят. Сирийский конь, который может довольствоваться малым, легко переносит жажду и прекрасно ходит по горам, потому и разводится усердно. Еще лучше и выносливее лошади в Палестине – превосходные ослики и мулы, представляющие самых удобных и способных верховых и вьючных животных для такой горной и бездорожной страны. Выносливость осликов вошла справедливо в пословицу. В одной из рек Палестины (Нахр -Зерка) на юге от горы Кармила водятся, говорят, небольшие крокодилы. В пустынях живут еще во множестве газели и тушканчики. Из диких животных в Палестине обыкновенны только шакалы, лисицы, дикие козлы, ежи и зайцы. Местами, но подальше от заселённых мест, попадаются и гиены; в заросли Иорданской долины, как и в леса Фавора, говорят, заходит и пантера; тут же водятся и дикие свиньи. В прежнее время, как мы знаем даже из Библии , Палестина кишела дикими зверями, львами, пантерами и медведями; теперь их в Святой Земле не водится вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последние годы этот район находился под контролем Са‘ида б. Бахдала. В 744/745 г. отряд Са‘ида б. Бахдала укрывался в Шахразуре (район современной Сулеймании). Серьезно заболев, Са‘ид в предчувствии смерти в соответствии с хариджитским учением провел выборы нового главы общины. Сначала были выдвинуты десять выборщиков, которые выбрали из своего состава четверых, а уже те назвали имя преемника – ад-Даххака б. Кайсу. Новый вождь хариджитов оказался энергичнее предшественника. Возможно, его успехи определялись не только личными качествами, но и тем, что центральная власть утратила контроль над Ираком, где установилось двоевластие. Марван назначил наместником этой провинции главу кайситов ан-Надра б. Са‘ида ал-Хараши вместо Абдаллаха б. Умара б. Абдал‘азиза, опиравшегося на южных арабов. Абдаллах б. Умар отказался сложить полномочия. Образовалось два центра: ан-Надр был в Куфе, а Абдаллах б. Умар – в Хире. Кроме того, в распоряжении Ибн Умара было еще значительное число сирийцев. 700 Крупных столкновений между соперниками не происходило, но такое положение долго продолжаться не могло. Ад-Даххак воспользовался удобным моментом и послал отряд к Тикриту. Этот важный центр на полдороги между Мадаином и Мосулом был захвачен без труда. Другой отряд был направлен к Мадаину. Ибн Умар и ан-Надр перед лицом общей опасности примирились и согласились действовать сообща, но объединенного командования не появилось. Договориться об этом они не смогли. Заслон, высланный Ибн Умаром, столкнулся с хариджитами на канале Нахраване, у селения Хаулайа, был разгромлен, командир – убит, и остатки отряда бежали в Мадаин. Для защиты этого важного центра Ибн Умар послал дополнительные силы под командованием ал-Асбага б. Зуалы. Тот вошел в город, но когда к нему подступили оба отряда, из Хаулайа и из Тикрита, решил не вступать в бой, а оставить Ктесифон, переправиться через Тигр и разрушить за собой мост. Вслед за передовыми отрядами к Куфе подошел и сам ад-Даххак с тремя или четырьмя тысячами воинов и расположился в Дейр ас-Са‘алиба, 701 монастыре в округе Нахр Иса, 702 западнее или юго-западнее Багдада, из чего следует, что он шел несколько иным путем, чем передовая часть войска.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ибн ал-Хабхаб не мог оставить смерть сына безнаказанной. Он отправил против Майсары войско под командованием Халида б. Абу Хабиба. Генеральное сражение произошло в самом конце 122 или в самом начале 123 г. х. (в мухарраме), т.е. ноябре 740 г., на какой-то Мутной реке (Нахр ал-Кудр ?). Это сражение закончилось полной победой Майсары и гибелью Халида и ряда знатных арабов. 582 Восстание берберов в Магрибе эхом откликнулось в ал-Андалусе. Бывший наместник Бишра б. Сафвана Абдалмалик б. Катан ал-Магриби поднял мятеж и отстранил от власти Укбу б. ал-Хаджжаджа, оставаясь хозяином ал-Андалуса до 123 г. х. 583 Наконец, Ибн ал-Хабхаб нашел достойного усмирителя, некоего Абдаррахмана б. ал-Мугиру ал-Абди, который с такой жестокостью принялся за усмирение берберов, что получил прозвище «Мясник», однако, когда берберы собрали воедино свои силы, ему пришлось отступить. 584 Это был уже 123 г. х., когда Ибн ал-Хабхаб был смещен за неспособность подавить восстание. Кроме того, стало ясно, что наместнику Магриба не справиться с восстанием местными силами и требуется подкрепление из центра. Политика властей, направленная на увеличение налогов, в сочетании с беззаконием сборщиков налогов вызывали восстания не только свободолюбивых и воинственных кочевников – в 121/739 г. в Верхнем Египте восстали приученные веками к долготерпению копты. Для их подавления наместнику Египта Ханзале б. Сафвану пришлось посылать войска, беспощадно истреблявшие восставших. 585 Народные восстания под знаменем хариджизма, как мы увидим далее, потрясли и крайний восток Халифата, Хорасан, исключая возможность восстановления позиций, утраченных за Амударьей под давлением Тюркского каганата. Лишь на Кавказе в эти годы Халифату удалось достичь некоторых успехов. Победы над хазарами А в центре Халифата все эти годы велась безрезультатная война с Византией. Командовал военными действиями в основном сын Хишама, Му‘авийа, и только в 120/738 г. летний поход возглавил Маслама. Все сводилось к борьбе за пограничные крепости и укрепленные города, переходившие из рук в руки. 586 Возможно, отсутствие заметных военных успехов с мусульманской стороны определялось необходимостью отвлекать значительную часть вооруженных сил из Верхней Месопотамии на борьбу с союзниками Византии, хазарами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Постоянное жалование было назначено и бедуинам Хиджаза. Умар сам выезжал в ал-Кудайд и ал-Усфан для составления диванов, но о размере жалованья и круге лиц, получивших на него право, ничего не известно. Исходя из принципа стажа в исламе, жалованье должны были получить и все мекканцы, принявшие ислам после завоевания Мекки, однако прямых указаний на это нет, а есть короткое сообщение, восходящее к одному из сыновей Умара (Абдаллаху?): «Подлинно, Умар не давал жителям Мекки жалованья и не отправлял им посылок и говорил: «Они такие-то и такие-то» – слова, которые мне не хочется вспоминать» 582 . Видимо, во всех случаях (кроме ансаров и мухаджиров) постоянное жалованье полагалось участникам сражений. Его получали также не арабы, присоединявшиеся к мусульманской армии. Его получили дихканы Вавилона, Хутарнии, Фалалиджа и Нахр Малика (по 2000 дирхемов), иранские всадники (асавира) отряда Сийаха, перешедшие на сторону мусульман в Хузистане. Самому Сийаху и нескольким из его командиров была назначена высшая ставка, возможная для тех, кто не был ветераном ислама, – 2500 дирхемов, остальные воины получили по 2000. Наконец, такое же жалованье получил упорно воевавший с мусульманами правитель Хузистана, Хурмузан 583 . Для обеспечения жалованья одних только мухаджиров и ансаров с их сыновьями и женами требовалось 20 – 25 млн. дирхемов, а с учетом всех участников клятвы в Худайбии и похода на Мекку, участников подавления ридды сумма, необходимая Умару для выплаты жалованья (с учетом того, что часть лиц этих категорий находилась за пределами Аравии и там получала жалованье), окажется не менее 50 млн. дирхемов. Правильностью: этой оценки подтверждается сообщением ал-Йа’куби, что Усман б. Хунайф привез по распоряжению халифа 20 или 30 млн. дирхемов 584 . Остальное покрывали поступления из других областей. На практике система начисления и выплаты жалованья была сложнее, чем это можно представить по сведениям средневековых историков и юристов. Некоторый свет на нее проливает небольшой раздел у ат-Табари.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Исламские экстремисты угрожают взорвать православный университет Баламанд на севере Ливана 8 апреля 2008 г. 12:51 Экстремисты из подпольной группировки «Исламский ФАТХ» угрожают взорвать православный университет Баламанд на севере Ливана. В бейрутские СМИ поступили сегодня предупреждения, полученные дирекцией, профессорами и студентами этого высшего учебного заведения. Исламисты называют университет «порочным», а его администрацию обвиняют в «использовании нечестивых денег». Силы безопасности восприняли эту угрозу серьезно. В понедельник все учебные корпуса были тщательно обследованы. Усилена охрана университетского комплекса. Баламанд, находящийся в 10 км от ливанского города Триполи, является старейшим учебным заведением на Ближнем Востоке. Он был основан еще в византийскую эпоху. В настоящий момент ведется раздельное обучение — по светской и религиозной программам, что позволяет поступать в вуз мусульманам. Ректором Баламанда является видный православный нотабль и дипломат Эйли Салем. На территории университета расположен мужской монастырь. Там проживают семинаристы, которые учатся на богословском отделении. Среди них немало выходцев из соседних арабских стран — Сирии, Иордании, Ирака, палестинских районов. Многие видные ливанские ученые, клирики, деятели науки и культуры являются выпускниками Баламанда. С конца 1990-х годов в университет по студенческому обмену приезжают семинаристы из России и стран СНГ. Три года назад в Баламанде открылась кафедра «Россия и христианский Восток». В беседе с корр. ИТАР-ТАСС руководитель православного просветительского общества Лютфалла Клат осудил угрозы экстремистов. По его словам, после событий в лагере Нахр аль-Барид, где в прошлом году был подавлен вооруженный мятеж «Исламского ФАТХ», связанного с террористической сетью «Аль-Каида», христиане на севере Ливана серьезно обеспокоены за свою судьбу. «Вокруг нас расположены мусульманские районы, и мы наблюдаем, как в них постепенно растет влияние воинственных фундаменталистов, — подчеркнул он. — Нам бы не хотелось, чтобы тут повторились события, имевшие место в Косово». Как считает Клат, «для восточных христиан это обернется катастрофой».

http://patriarchia.ru/db/text/389531.htm...

Гадара, страна Гадаринская Гадара, страна Гадаринская ( Mk. V, 1 ; Лk. VIII, 26 ) – главный и укрепленный город Гадаринской области за Иорданом в Перее, на ю.-в. от Тивериады, от которого она и получила свое название. Город Гадара был расположен на вершине холма, у подошвы которого, по обоим берегам Гиеромакса, находились теплые минеральные ключи под названием Амафа. Г. Гадара в Библии не упоминается, но очевидно, что он тождествен со страной Гадаринской. В настоящее время на расстоянии 16 миль от Тивериады находятся обширные и замечательные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре, а у подошвы холма находится глубокое русло древней реки Гиеромакса, а ныне Шериа-Эль-Мандхур, и здесь доселе еще находятся теплые минеральные источники. Гадара принадлежала к десятиградию ( Mф. IV, 25 , Mk. V:1, XX:7, 31 ) и в первый раз упоминается у Флавия в числе городов, занятых Антиохом III Великим, ц. сирийским. Гадара, или страна Гадаринская, особенно замечательна как место исцеления Господом бесноватого ( Mk. V, 1–21 ; Лk. VIII, 26–40 ). Замечательную особенность Гадары составляют пещеры или гробы, в которых скрывался бесноватый, высеченные в известковом грунте и представляющие углубления различной величины с нишами по сторонам для помещения трупов. Нынешние жители Ум-Кейса все живут в означенных пещерах. Остатки городских ворот, колоннады театров доселе еще наглядно говорят о благосостоянии прежней Гадары. Развалины другого города, Гергесы, еще обширнее и красивее, чем гадарские, они называются ныне Джераш (Jerash). Останки трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн доселе еще свидетельствуют между прочими памятниками о могуществе Римской империи. Касательно Гадары необходимо еще заметить здесь, что местность, где исцелен бесноватый, называется страной Гергесинской ( Mф. VIII, 28 ). Гадара, как выше сказано, лежала недалеко от Тивериадского озера или моря к ю.-в., а Гергеса несколько далее в том же направлении от озера, и оба города находились в одной и той же области (Перее или древнем Галааде). Таким образом, разность только в том, что один евангелист наименовал один город, а другой – другой, но того же округа. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Море Понт Армянский 123, 157 Море Понт Земной – см. Море Понт Море Рума (ар-Рум, Румийское) 20, 30, 34, 35, 44, 110, 111, 117, 123, 125, 154, 157 Море Русов 110, 114, 117, 125, 150 Море Сакалиба (Море Славян) 35, 100 Море Северное 16 Море Сирии (Сирийское) 26, 27, 78, 125 Море Смолистое 131 Море Судака 149 Море Табаристана 44, 99, 115, 135 Море Трапезунда 23, 121, 122 Море Тюрков 125 Море Хазар (Хазарское) 26, 27, 33, 38, 61, 82, 84, 85, 90, 92, 93, 111, 112, 114–116, 118, 123, 125, 159 Море Хорасана (Хорасанское) 35 Мраков обл. 92 Муган 163 Мулиса г. 130, 132, 134 Мусанна г. 26, 118 Н-м-ц страна 198 Най г. 134 Нахр ал-Атик р. 163 Несибим (Низибим) г. 192, 210 Никея г. 39 Нубия 88 Океан 22, 111, 113, 120, 123, 126, 171, 173; см. также Море Окружающее Океан Греческий 23; см. также Море Окружающее Океан Западный 122 Океан Индийский 23 Пайнил страна 181 Пао р. 172 Персидский зал. 84 Персия 182 Печенегов гора 55 Печенежская страна (Б-ц-ра) 44, 205 Пиза р. 171 Польша (страна Мешко) 79, 208 Понт страна 100 Прага г. 79, 208 Пролив – см. Константинопольский прол. Пянджах 165 Р.мм р. 42 Ра р. 76; см. также Итил р. Рай, о-в 100 Рамла г. 31 ар-Ран – см. Арран Растийанис г. 14 Регенсбург г. 208 Рей г. 35 Ренус р. 172 Рим г. 39, 173 Родно р. 172 (ар-)Рум – см. Византия Румиййа страна 25, 32 (ар-)Рус (Русийа, Русь) 23, 55, 64, 85, 90, 93, 106, 112, 121, 129, 132, 135, 137, 182, 193, 208 Русийа, Русиййа г. 135, 151, 160 Русиййа р. 130, 131 Русов р. 88, 90; см. также Итил р. Русов и славян р. 123 Рута р. 55 С-г-с-р-т г. 204 С-м-к-р-ц г. – см. Самкарш г. С-м-к-рай г. – см. Самкарш г. С-м-н-д-р г. – см. Самандар г. С.ла г. 94 С.лава – см. Салавийа С.лавийа – см. Салавийа С-риди г. 204 Сабтимо гора 172 Саджсин г. 139, 140, 143, 145, 146 Сакджа г. 157–160 Сакир р. 134 Саклаб гора 149 Саклахи г. 132 Саксония 173 Салавийа (С.лава, С.лавийа, Сла.а) обл. 55, 85, 94, 126 Саламас г. 104 Самандар (С-м-н-д-р, Семендер) г. 40, 42, 88, 93, 204 Самкарш (М-м-к-р-ц, С-м-к-рай, Самкуш) г. 35, 182, 204

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усман предложил иракцам продать свои земли в Аравии и за счет этого выкупить участки у тех, кто уехал из Ирака. Из этого вытекает, что какая-то часть земли все-таки была разделена, но когда – при Умаре или при Усмане? И о какой именно земле идет речь: только о районе Куфы или эти участки были разбросаны по всему Ираку? Неясно и то, чьим интересам в первую очередь отвечало это мероприятие: шел не просто выкуп с целью обеспечить жителей Аравии, участвовавших в войнах землей по месту жительства и за счет их земель в Ираке удовлетворить иракцев. Так, Талха б. Убайдаллах продал свою долю в Хайбаре и часть других своих владений в Аравии мединцам, воевавшим в Ираке, и на эти деньги купил большое поместье Нашастадж под Куфой и за участок земли под Мединой купил у Усмана какую-то землю в Ираке, а Марван б. ал-Хакам купил в Ираке Нахр Марван на деньги, которые дал ему Усман. Потом басрийцы покупали у него земли на этом канале за счет их владений, оставшихся в Мекке, Хайфе, Йемене и Хадрамауте 780 . Смысл этого странного хода неясен. Почему сам халиф не мог обменять их без посредничества Марвана? Объяснить его можно только тем, что при этом образовывалась спекулятивная прибыль. Как сообщает Сайф б. Умар, при проведении этого мероприятия выгадывала, прежде всего мусульманская аристократия: «Покупали эти земли (хаза ад-дарб) люди из всех племен, у которых там было что-то и которые хотели обмена на то, что рядом с ними, и брали. И им это разрешали при обоюдном согласии и в соответствии с правом. Но только те, у кого не было первенства в исламе и выдающегося положения, не получали такого преимущества, как те, у которых было первенство в исламе и первые места в маджлисах и предводительство и почтение. Им не оказывали уважения… и когда приходил к ним кто-то из молодых, или бедуин, или освобожденный раб, то речи их были красивы и в избытке, а люди были в убытке, так что возобладало зло» 781 . О подобном мероприятии в других областях упоминаний нет. Может быть, эта проблема не стояла с такой остротой ни в Сирии, ни в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006