Баррада. Арнон. Сирия (Палестина). Граница между землей Аморреев и Моавитян, впоследствии – южная граница Израиля (кол. Рувимова) на восток от Мертвого моря. Место известной победы Израильтян, во время их странствования в Обетов. земле. Вади-Эль-Моджеб Гихон. Месопотамия. Четыре реки рая. При Евфрате был построен Вавилон. Река служила границей владений Соломона и одной из границ Эдема. Гихон–граница Эдема. Евфрат. Евфрат (или Фрат, евр. П’рат – река). В Эдеме. Месопотамия. Фисон, Хиддекель (Тигр). Иордан. Большая река, протекающая вдоль Палестины. Замечательна многими историческими библейскими событиями Ветхого и Нового Завета. Еш-Шериа. Кисон. Ханаан, или, собственно, Палестина. Поток, замечательный поражением Сисары и, как место избиения пр. Илией лжепророков Вааловых. Орошает долину Ездрелонскую. Нар – Мукутта. Иавок. Сирия Палестинская (Галаад). Граница страны Аммонитской и Моавитской, позднее, Ога и Сигона ( Нав. 12:2,5 ), полуколена Манассиина и Гадова. При потоке Иавок, Иаков боролся с Богом (пениэль) и встретился с Исавом. Вади-Зурка. Поток Египетский. Пустыня Сур, на границе Египта. Юго-западная граница земли Обетованной. Вади – Ель- Ариш. Река Египетская (евр. Нахари). Египет. Река, представительница Египта, как река Евфрат служит представительницей Ассирии. Фарфар. Сирия (Дамаск). Фарфар река, восхваленная Нееманом, орошает юг долины Дамасской. Тавра, или Нарель-Евай. Ховар. Земля Халдеев, т. е. Месопотамия, соб., Вавилония На берега реки Ховар была отведена в плен некоторая часть Евреев. Место первоначальных видений пр. Иезекииля. Хавор. Там же. Место плена 2,5 колен Израилевых при Феглафелласаре, и Самарян при Салманассаре. Хабур, приток реки Евфрат. Замечательнейшие озера Библии Где упоминаются Название Страна Чем замечательны Новейшие названия Воды Меромские. Иорданская долина (Палестина). Место победы Иисуса Навина над союзными Хананейскими царями. Бар-Гуле. Киннереф. Море Киннерефское, Галилейское, Тивериадское, озеро Геннисаретское. Там же. Большая часть общественного служения нашего Господа, происходила на берегах означенного озера, или близ оного. Рыбные ловли и горячие источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Протяжение Сефелы с севера на юг равняется 140 верстам; протяжение с запада на восток в северной части – 16-ти, а в южной – 35 верстам. В древности Сарон и Сефела, особенно последняя, были густонаселены. В Библии упоминается о многочисленных городах и селениях, процветавших на этих равнинах. В настоящее время население Сарона и Сефелы крайне малочисленно; древних городов и селений или вовсе не существует, или от них остались одни развалины. Вследствие малочисленности народонаселения естественные богатства равнин остаются, по большей части, без употребления. Возделанных полей в них встречается немного; на обширных лугах не видно многочисленных стад. Равнина Ездрелонская или Изреельская (мердж- ибн-Амир) находится между возвышенностями южной Галилеи, которые служат северною ее границею, и горами Ефремовыми, возвышающимися на южной ее окраине. Главная площадь равнины Ездрелонской имеет форму треугольника. Основная линия треугольника, начинаясь у Дженина, древнего Ен-Ганнина 213 , идет к Кармилу в направлении от юго-востока к северо-западу; длина линии около 40 верст. Вершина треугольника находится на севере у Иксала, древнего Кесуллота 214 ; расстояние между основанием и вершиною равно 20 верстам. Западным своим углом равнина Ездрелонская переходит в узкую долину потока Кисона, отделяющую Кармил от возвышенностей Галилейских, и посредством этой долины соединяется с равниною Акко, лежащею на север от Кармила по берегу Средиземного моря; на восточной своей стороне она разделяется на три ветви, соединяющие ее с равниною Иорданскою, из них верхняя ветвь проходить между Фавором и малым Ермоном, средняя между малым Ермоном и горами Гелвуйскими, нижняя отделяет горы Гелвуйские от гор Ефремовых. Равнина Ездрелонская обильна водами. Ее орошают два потока: Кисон (нахр-ел-Мукатта), проходящий по ней во всю ее длину и впадающий в Средиземное море, и источник Израельский 215 и Тубания средних веков, современный пахр-Джалуд, текущий к Иордану по средней ее ветви. Кроме того, равнину пересекают в различных направлениях второстепенные потоки, по большей части вливающиеся в Кисон как с северной, так и с южной его стороны. Эти второстепенные потоки хотя и пересыхают в жаркое время, но в период дождей переполняются водою. Особенно обильны водами окрестности Вее-Сана 216 , лежащего на границе между равниною Иорданскою и равниною Ездрелонскою в средней ветви последней. Многочисленные источники, берущие свое начало при подошве Гелвуйских гор, так обильно орошают местность, лежащую на запад от Вее-Сана, что делают ее болотистою на значительном протяжении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Семендер был взят и разграблен 1186 , после чего арабский полководец двинулся на тогдашнюю столицу каганата – г. Байду 1187 . Хазары отступили на север, и Марван, следуя за ними, достиг Славянской реки (Нахр ас-сакалиба), где взял в плен 20 000 семей славян 1188 . Эта река славян являлась самым отдаленным местом на севере от Кавказских гор, куда дошли арабы в своих завоевательных походах. Естественно, возникает вопрос, где находилась Славянская река и кто были славяне, с которыми столкнулся в конце похода Марван ибн Мухаммед ибн абд ал-Малик? Судя по маршруту войск Марвана, арабы далеко углубились на север. Поражение хазар на этот раз по своим последствиям уступало лишь разгрому каганата в 60-х годах Х в. русами князя Святослава. Политическим итогом похода Марвана явилось перемещение центра каганата, его столицы и политики со стран Северного Кавказа в низовья р. Волги, где после этого возникла новая столица Хазарского каганата – Хамлих. Для горного Кавказа и прилегающей степной части это ознаменовалось усилением самостоятельности местных государств, в первую очередь ас-Сарира и ал-Алана 1189 . Как упоминалось выше, по греческим данным VI b. поселения антов простирались на восток до Дона и Азовского моря. Возможно, в VIII b. здесь укрепились хазары, и часть славян платила им дань (не относятся ли данные русской летописи, согласно которым часть славянских племен платила дань хазарам, к VIII b. – времени расцвета каганата?) 1190 . Пантюркист А. З. Валиди Тоган, разбирая подробно поход Марвана, стремился доказать, что славяне ал-Куфи, ал-Йакуби, ал-Белазури – вовсе не славяне, а общее наименование совершенно различных народов (главным образом тюркской и финно-угорской групп) 1191 . Работа Тогана, изданная им в Германии после прихода к власти фашистов, ставила целью доказать господствующую роль турок и германцев в раннесредневековой истории Европы (фашистские круги в Германии, готовя войну против СССР, рассчитывали втянуть в нее на своей стороне и Турцию). Т. Левицкий 1192 считает, что славяне арабских авторов – этнически славяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За 60 слишним лет со времени введения в научный оборот «Книги завоеваний» Ибн ал-Ас‘ама ал-Куфи достоверность его рассказа об этом походе не подвергалась сомнению, исследователи расходились лишь в локализации некоторых мест: ал-Байда, Славянской реки и места, куда бежал хакан. 595 Последний из затрагивающих эту тему, С.Г. Кляшторный, отождествляет ал-Байда с Саркелом, который на кыпчакском диалекте значит «Белая крепость». Это представляется весьма вероятным, учитывая, что Река славян, почти без всякого сомнения, Дон, в вв. называвшийся Нахр ар-Рус (река русов); в то же время со­мнительно предположение, что горы, в которых будто бы укрылся хакан – Жигули. 596 Дело в том, что весь рассказ о походе Марвана носит характерные черты такой устной обработки, когда реальные события обрастают подробностями, призванными изложить их так, какими они должны быть по представлениям рассказчика и слушателей, согласно каким-то излюбленным шаблонам. Такой рассказ еще не легенда, но и принимать его целиком на веру нельзя. Одним из таких шаблонов является обязательное принятие ислама побежденными. Конечно, в большинстве случаев такой результат победы считался желанным, но реальность оказывалась различной, и во многих случаях дело ограничивалось договором об уплате дани. При желании это можно было расценить как принятие ислама. Конечно, для Марвана было бы очень важно добиться принятия ислама хотя бы какой-то частью хазар, на что, похоже, указывает вариант рассказа об этом у ал-Балазури, согласно которому некий «набольший» (‘азим) хазар, напуганный многочисленностью войска Марвана, принял со своими людьми ислам и ушел вместе с Марваном, поселившим эту группу хазар между рекой Самур и Ширваном. Вполне возможно, что во время смелого броска Марвана к столице хакана какой-то из хазарских беков принял ислам и затем ушел вместе с Марваном, и это превратилось в рассказ о принятии ислама самим ханом. В этом случае вряд ли стоит искать конкретные горы, куда бежал хакан. Во всяком случае, приходится признать, что никаких иных следов принятия ислама хазарскими хаканами не имеется. Удивительно и то, что такая внушительная победа мусульманского оружия очень скупо отмечена в источниках. Можно, конечно, предположить, что историки аббасидского времени не склонны были останавливаться на описании побед главного врага Аббасидов на их пути к власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Много ширванцев было убито (...). Затем русы поднялись до реки Куры. Чтобы остановить их продвижение, Минучихр преградил Аракс, но они потопили многих мусульман. Позже правитель Гянджи Муса б. Фадл [пригласил] их высадиться, дал им много денег и повел на Байлакан 633 , жители которого восстали против него. С помощью русов он овладел Байлаканом и схватил и убил своего брата Аскарийа. Затем русы ушли из Аррана в Рум, а оттуда вернулись в свою страну. (Перевод В. Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 53) I.10.1.2 [Эмир Маймун 634 стал править с раби‘ I 366/ноября 976 г.] Он оставался в цитадели, где обычно жил его отец, а затем был уведен оттуда и заключен в «правительственном здании» 635 (...). Эмир Маймун оставался в правительственном здании как пленник, а вся власть была в руках раисов 636 . Эмир Маймун тайно искал помощи против раисов у русов, и в 377/987–88 г. они прибыли на 18 судах 637 . Сначала они послали один корабль, чтобы выяснить, действительно ли эмир желает их помощи, и, когда русы вывели эмира [из его заключения], народ ал-Баба соединенными усилиями перебил их до единого, а остальные корабли поплыли в Маскат 638 и разграбили его. Оттуда они последовали дальше в Ширван и Муган 639 и к Нахр ал-Атик 640 . В 378/988–89 г. эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба и укрепился в ней. В 379/989–90 г. в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна (...). Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов 641 , чтобы им был предложен ислам или [их будет ждать. – Т. К.] смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 г. эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Бабы осаждали ее 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (аман. – В. М.) [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табаристан, что и было разрешено. (Перевод В. Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 68) I.10.1.3 В 423/1032 г. эмир Мансур 642 с газиями 643 исламских «центров» совершил большой поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50 Здесь, вероятно, имеется в виду еврейская сивилла Сабба, или Самбетта, отождествленная с халдейской или египетской сивиллами. Еще теперь существует на греческом языке двенадцать книг сивиллиных предсказаний очень разнообразного содержания и, безусловно, разного времени. Самая древняя – это третья книга, говорящая об обращении язычников в вечном царстве. Заключая в себе смешение языческих, еврейских и даже христианских воззрений, эти пророчества состоят большей частью из облеченного в форму предсказания рассказа исторических событий, сообщений о разных царствах, городах и народах. В последнем отношении они представляют нередко огромный интерес. (Перев.) 51 Эниалием, т. е богом военной свалки, греки обыкновенно называют не Зевса, а Ареса, бога войны. Впрочем, издревле Эниалий упоминается также как самостоятельное божество. Ср.: Гомер. Илиада. XIII, 519; XXII, 132. (Перев.) 52 Ср.: Быт 11.9 . Как известно, древнейшими жителями Греции считаются лелеги, кары, кавконы, гианты, абанты, аоны и пеласги. Все они с течением времени были подчинены греками и объединены под общим названием эллинов. (Перев.) 53 Шестая глава представляет по времени первую в древности обработку знаменитой генеалогической таблицы народов, помещенной в Библии. Особого внимания заслуживает пятый отдел данной главы, при составлении которого Иосиф Флавий особенно руководствовался Септуагинтой. (Перев.) 54 Аманом, или Абаном, называется река, протекающая по живописной долине Антиливана и затем направляющаяся к городу Дамаску, чтобы наконец впасть в самое северное из дамасских озер. За быстрое течение и холодную воду река называется теперь Нахр-Барада – «студеный поток». По этой наиболее выдающейся реке Антиливана и самый хребет называется Аманом ( Песн 4.8 ). Более, однако, вероятным представляется нам признать в Амане ту юго-западную ветвь Тавра, которая ныне называется Альмадаг, а в классической литературе известна под именем Amanus. Предположение наше находит свое подтверждение также в том, что Тавр и Аман названы Иосифом Флавием вместе. Танаис – древнегреческое имя Дона, считавшегося границей между Азией и Европой. (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исх.19:4–6 ; Ос.13:4–6 ); священный писатель частнее определяет: 1) как идолослужение (ст. 8–12), включая сюда и тельцеслужение (ст. 16–21); 2) как крайнее ожесточение сердца народа к вещаниям и предостережениям пророков Божих (стихи 13–14, 23); 3) как глубокое нравственное развращение и порочность народа (стихи 15–17), яркое изображение которых находим и у современных пророков, напр., у пророка Осии ( Ос.4:2,6:9,7:1,8–9,8:8–9,10:6 ). 4Цар.17:24 .  И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. По обычаю всех завоевателей древности царь ассирийский, по мнению некоторых, опирающемуся на ( 1Езд.4:2 ), Асардан или Асаргаддон, сын Сеннахирива ( 4Цар.19:37 ), правивший, по ассирийским данным, с 681 г. по 668 г., переселил вместо выведенных из Израильской страны жителей – переселенцев из разных городов и провинций ассирийских. Надо думать, что это переселение происходило не раз по ( 1Езд.4:2 ); часть нового населения Самарии прибыла сюда уже при Ассаргаддоне – этом третьем преемнике Салманассара. Но начало этой колонизации опустевшей страны относится скорее всего к первой поре после ассирийского пленения, т. е. к царствованию Саргона. Географическое положение упомянутых в ст. 24 областей Ассирийского царства, кроме Вавилона и Емафа, не вполне достоверно известно. Вавилон и здесь разумеется, вероятно, в качестве целой области (как в Пс.135:1 ), а не города только. Кута (LXX: Χοοθα, Vulg.: Cutha, слав.: Хуфа, в клинописях: Kutu) – по И. Флавию («Иудейские Древности», 9:14, 3) лежит в Персии ( τ Χονθαων θνος, ο πρτερον ενδοτρω τς περσιδος κα τς Μηδας σαν). Теперь отождествляют то с северо-восточной частью Хузистана (древн. Сузиана), то с большим правом с Кута или Телль-Ибрагим к северо-востоку от Вавилона, в вавилонском Ираке в окрестостях Нахр-Малка (Onomast. 972, Палест. Сборн. вып. 37, с. 326). По-видимому, переселенцы из Куты составляли преобладающее число в массе переселенческой: именем кутим, кутейцы, традиция еврейская назвала самарян, образовавшихся от смешения оставшихся на родине израильтян с ассирийскими колонистами, и это имя сделалось совершенно обычно в раввинской и талмудической письменности (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь ассирийцам была открыта дорога к Средиземному морю. Туда был совершен Ассурнасирабалом поход в 876 г. из Битадини. Переправившись при помощи надуваемых мехов, войско пошло в Кархемиш, хеттский царь которого, Сандара, покорился без боя. Затем поход этот был подобен триумфальному шествию; цари и князья спешили откупиться от ассирийцев дарами и покорностью, поставляя войско. Так поступил битадинский, Лубарка Натинский. Перейдя Оронт, царь превращает город Арибуа в ассирийскую колонию для защиты пути к морю и ставит у Нахр-эль-Кельба, рядом с рельефами египетских фараонов, свой победный памятник. «Я прошел вдоль Ливана. Я пошел к великому морю страны Амурру. В великом море омыл свое оружие. Принес моим богам жертву. Я принял подать царей морского берега: Тира, Сидона, Библа, Махаллата, Маица, Каица в Амурри, и Арада внутри моря, из серебра, золота, свинца, меди, сосудов бронзовых, пестрых тканей, полотна, большого и малого зверя «пагуту», деревьев кедровых и кипарисовых, зубов морского зверя» – повествует царь в своей летописи. О Дамаске и сфере его влияния (напр., Израиле) Ассурнасирабал не упоминает: он прошел северным путем, не касаясь его владений, и, может быть, умышленно сделал это,– не желая вступать в борьбу с могущественным гегемоном Сирии. Преемником Ассурнасирабала был Салманасар III (860–825). Уже в 859 г. ему пришлось идти походом против возмутившегося Ахуни битадинского, в союзе с которым был царь Самаля и другие цари. Понадобилось 4 похода (859–856) для того, чтобы победить к этого царя; в конце концов он был взят в плен, и царство Битадини перестало существовать. Затем (854) царь переправился через Евфрат, и здесь его встретили с дарами: Сангара кархемишский, Кундаспи коммагенский, Лалли молитенский, цари Самаля, Патина и Гургума. Алеппо тоже подчинился добровольно. Теперь Салманасар нашел благовременным обратиться против наиболее серьезного противника на западе – Дамаска, в котором царствовал известный нам Бенхадад. Под его командой стояли: царь Хамата Ирхулина, царь Израиля Ахав, царь Арада Матинваал, Адониваал, царь Сианы из Северной Финикии; г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

– Слава Богу, – подумал я, следя за удалявшимся огоньком инспектора, – здесь работают не по-чиновнически! – Елла, елла (скорей, вперед)! – понукает осла погонщик. Спуск в долину оказался очень трудным. Я предпочел идти пешком, хотя Салим и уговаривал меня остаться на осле. Позади нас ехала верхом толстая женщина и ругалась с своим проводником. Вдруг громкий крик, и она свалилась на землю. Мукари снова подсадил ее на осла. Я спросил неудачную амазонку, – не ушиблась ли она. – Немного ногу зашибла. Сойдя в долину, я снова сел на своего ослика, с высоко подтянутыми стременами, и в утреннем полумраке поехал среди полей. Ездрилонская долина испещрена множеством ручейков, которые сливаются в одну речушку Нахр-Ел-Мукатта, или библейский поток Киссон. Это чрезвычайно плодородная долина – естественная граница Галилеи от Самарии – перерезывает гористую Палестину от Иордана до самого моря. В дождливое время года здесь едва можно пройти или проехать, но в мое время, то есть 27-го марта, некоторое затруднение представляли только ручейки, и то не все. Мы нагнали караван во время переправы через один из таких ручейков. Иные паломники с удивительным самоотвержением, по колено в воде и иле, переходили прямо в брод; другие нанимали за «металлик» арабов и на их спинах верхом переправлялись на другую сторону. В этом случае большое преимущество имели все сидящие на ослах и мулах. Но и с ними нужно переправляться очень осторожно, потому что маленькие копытца их далеко уходят в мягкий иловатый грунт, и эти слабые животные иногда едва выкарабкиваются из воды. Вскоре совсем рассвело, и моим глазам представилось оригинальное зрелище. На обширной равнине, теряющейся из вида на северо-западе и юго-востоке, версты на три длинною лентою растянулись паломники. Впереди идут пешие густою колонною, потом вперемежку с верховыми на ослах и мулах, а в хвосте исключительно всадники, да кое-где отсталые по немощи или болезни. Впереди и позади виднеются горы. Все знакомые имена: Фавор, Ермон, Кармил, Гелвуй. Высокие дальние горы как бы подчеркивают обширность Ездрилонской долины. Казалось бы, мы, русские, должны привыкнуть к равнинам, а между тем здешнею долиной поражаешься, как чем-то особенным. Но это, пожалуй, будет понятно, если вспомним, что всюду в Палестине обыкновенно встречаешь горные кряжи, предгория, холмы, так что равнина здесь кажется действительно чем-то необычайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трое свидетелей во главе с Абу Бакрой публично дали совершенно недвусмысленные показания, которые никак нельзя было перетолковать в пользу обвиняемого. Последнего свидетеля, Зийада б. Убайда, единоутробного брата Абу Бакры, Умар встретил словами: «Клянусь Аллахом, я вижу лицо [человека), который не опозорит сегодня человека из сподвижников Мухаммада». Молоденький, еще безусый Зийад засмущался и дал несколько уклончивое показание, которое для любого средневекового мусульманского судьи было бы достаточным для осуждения, но Умар счел его доказательством невиновности Мугиры, а показания первых трех – клеветой и приказал их высечь. При этом Умар явно не сомневался в вине Мугиры: когда тот схватился за меч, чтобы ударить Абу Бакру, Умар сказал: «Прекрати, кривой, на тебе проклятие Аллаха» 371 . Эта гривуазная история, которая дошла до нас в разном изложении, так как ее явно в свое время охотно пересказывали, украшая живописными деталями, любопытна тем, что объясняет характер Умара лучше, чем специальные жизнеописания рисующие его воинственную добродетельность и ревностное искоренение пороков. Защита чести сподвижника, назначенного им наместником, была важнее установления истины, и, когда Абу Бакра после порки сказал: «А все-таки Мугира – прелюбодей», Умар хотел наказать его вторично. Итак, в конце марта – апреле 638 г. наместником Басры стал Абу Муса, при котором произошел резкий перелом в боевых действиях в Ахвазе. Сведения о событиях, начиная с 17 г. х., значительно определеннее, но и здесь расхождения между источниками значительны, особенно в относительной и абсолютной хронологии: то, что у Халифы б. Хаййата приходится на 17 – 21 гг. х., у ат-Табари вмещается в один 17 г. х. 372 . Абу Мусе пришлось начинать с возвращения под власть Халифата Нахр Тиры и Маназира, завоеванных предшественниками. К сожалению, ни один из наших источников не позволяет датировать хотя бы косвенно какой-то из эпизодов начального этапа боевых действий, чтобы понять, начались ли они с прибытием Абу Мусы, или он их только продолжил. Уверенно можно сказать только то, что до конца года Хурмузан оставил Ахааз и отступил в Рамхурмуз, а Ахваз был обложен огромной данью в 10400 тыс. дирхемов, в 3,6 раза большей, чем предусматривал договор 637 г. Это можно объяснить тем, что при заключении первого договора Хурмузан оставался владетелем Ахваза и уступал лишь часть налоговых поступлений соответствующего округа, а во втором случае арабы получали их целиком. Судить о тяжести этой дани трудно, поскольку мы не знаем, с какой территории она выплачивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006