Насколько это верно, мы не знаем, но если мы правильно понимаем дату у пророка Иезекииля, то засвидетельствованная клинописным документом война с Египтом хорошо подходит к тирской осаде: до 570 г. Навуходоносор занят у Тира, а в 567 г. он воюет с Амасисом, желая искоренить источник азиатских осложнений в удобное время – после смены правительства (569). Таким образом, западные дела причиняли Навуходоносору много забот почти во все продолжение его царствования, и успехи его не были полными, так как устранить Египет окончательно ему все же не удалось, и Яхмос II (Амасис), хотя и не мог продолжать наступательной политики на суше, но перенес операции на море. Он заботился об улучшении флота, и впервые в египетской истории присоединил Кипр. Впрочем, из Финикии и Палестины египтяне были изгнаны, Иерусалим лежал в развалинах, и Тир во все дальнейшее время признавал верховенство Вавилона. На традиционном месте завоевателей, рядом с памятниками фараонов и ассирийских царей, у Нахр-эль-Кельба, на проходной финикийской дороге, а также в узкой ливанской долине Вади Брисса, Навуходоносор оставил свои длинные, тщательно обработанные в литературном отношении надписи и барельефы, плохо сохранившиеся. Но мы напрасно будем искать в их описаний военных подвигов – это перечень деяний царя по реставрации и сооружению вавилонских храмов и укреплений. Единственно, что имеет местный характер, это упоминание, что царь «собственноручно» рубил ливанские кедры для построек, а также следующие неясные слова о ливанской области: «в те дни Ливаном, вмещающим в себе в изобилии кедры, благовонные дары Мардука... и приличные для украшения дворца царя неба и земли, овладел чужой царь, унес его произведения. Жители его разбежались. Силой Набу и Мардука, моих владык, повелел я моим войскам двинуться к Ливану. Врага его сверху и снизу я вымел и облагодетельствовал страну, рассеявшихся жителей собрал и вернул на их места». «Чужой царь», очевидно, – фараон. Действительно, современник Нехао, командир Ираклеополя Гор в своей надписи говорит, что при реставрации местного храма он для дверей употребил лучшие кедры из царского владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Сети I был также великим строителем. Сначала он довершил реставрацию храмов, начатую Харемхебом, потом сам стал строить их и расширять. Его именем отмечены величественные и прекрасные по замыслу и исполнению сооружения в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе и Нубии (начат Абу-симбельский пещерный храм). Для всего этого были необходимы большие средства, и он старался всеми мерами облегчить их поступление. Так, он продолжает дело отца в Нубии, копает колодцы в Редезиэ для облегчения сношений с золотыми рудниками у Чермного моря и т. п. Если победы Сети I над хеттами и не преувеличены, то все-таки они не имели нужного для Египта результата. Хетты продолжают свое наступательное движение на юг, и с ними приходится иметь дело преемнику Сети I, Рамсесу II Мериамону. Этот царь – самая популярная личность египетской истории. Своей популярностью он обязан не столько военным успехам, сколько постройкам и памятникам, оставленным в течение своего долгого (57 лет) царствования. Первые двадцать лет своего правления он должен был употребить на постоянные войны в Сирии, главным образом, с хеттами. На четвертом году правления он ходил в Сирию и дошел до финикийской речки Нахр-эль-Кельба, где поставил надписи. На пятом году был самый важный поход против хеттского царя Муталлу; об этом походе сохранились надписи и картины в Ибсамбуле в Нубии и мн. др. храмах. Хетты собрали огромные силы: на службе у них были не только сирийцы, но и жители Малой Азии; сирийские наместники также тайно держались их стороны и не извещали об их движениях царя; с своей стороны, когда он был у Шабатуна (Рибла), хетты подослали к нему двух перебежчиков, уверивших царя, будто хеттское войско находится еще около Тунипа. Царь с половиной войска переправился через Оронт, чтобы осадить Кадеш. На самом деле там стояло хеттское войско, ожидая в засаде египтян; Кадеш впустил в свои стены хеттские отряды. Египетское войско, значительную часть которого составляли наемники (Шардана и Машваш), шло четырьмя отрядами (дивизии Ра, Пта, Сутеха и Амона); оно было застигнуто врасплох, причем две дивизии, перейдя Оронт, расположились у города, а две были далеко. Удалось поймать двух хеттских шпионов, которые под пыткой показали, что хетты находятся вблизи. Действительно, вскоре показалось все их войско. У Кадета столкнулись силы всего культурного мира того времени; битва была упорная, и хеттская конница почти уничтожила диризию Ра и смяла египетскую пехоту; лагерь Рамсеса достался в руки врагов, которые занялись его грабежом; это, а также и личная храбрость царя, спасли египтян от окончательного поражения. Рамсес приписал себе победу, хотя она была сомнительна; о ней мы имеем много сведений, главным образом из официального эпоса, дошедшего до нас в копии писца Пентаура.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Точно датировано 118 г. х. только завоевание Лакза. Ал-Куфи говорит, что после этого Марван продолжал завоевания на Кавказе, не упоминая никаких названий. Возможно, что некоторые завоевания, которые, по словам ал-Балазури, предшествовали завоеванию Лакза, в действительности относились также к 118 г. х. Обезопасив свой тыл покорением Восточного Кавказа, Марван, наконец, решил вернуться на территорию Хазарии. Каганат в это время, вероятно, был ослаблен какими-то внутренними неладами. Вряд ли случайно, что в течение двух лет, когда Марван хозяйничал на Кавказе, явно угрожая безопасности Каганата, хазары не оказывали противодействия и не откликнулись на призывы о помощи с Кавказа. Усилив свою армию отрядами горцев, Марван прошел в Аланию через Аланские ворота (Дарьяльское ущелье), а наместник Дербента У сайд б. Зафир прошел по приморской дороге к Баланджару. Соединенными усилиями этот город был взят, а за ним – Самандар. Отсюда объединенная армия, насчитывавшая, по словам ал-Куфи, 150 000 человек, направилась к столице Каганата, ал-Байда, и захватила ее. Хакан бежал в «горы». С этого момента мы оказываемся в области догадок и научных споров. 594 Марван будто бы дошел до Славянской реки (Нахр ас-Сакалиба) и узнав, что хакан отправил против него сорока­тысячное войско, приказал одному из своих приближенных, некоему Каусаре, переправиться через реку с 10 000 воинов и устроить хазарам засаду. Переправившись, Каусара столкнулся с группой хазар, выехавших охотиться. Каусара напал на них и всех перебил, не зная, что убил и Хазартархана, командующего хазарской армией. Затем Каусара напал на хазар, и арабы разгромили их, убив 7000 и взяв в плен 10 000, остальные разбежались «по горам и лесам». Арабское войско дошло до пределов Хазарии и напало на сакалиба и других язычников, захватив в плен 20 000 сакалиба. Хакан в отчаянии отправил к Марвану посланца, чтобы узнать, чего же он еще хочет, когда и так уже завоевал все царство. Марван ответил, что хочет, чтобы он принял ислам. Рассказ о принятии ислама хаканом является апофеозом всего повествования о хазарском походе Марвана – без него торжество победителя было бы неполным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мы, православные, со всеми христианскими церквами имеем двусторонние отношения. И, конечно, важнейшей частью наших братских отношений является постоянное сотрудничество с мусульманами. — На юге Ливана много шиитов. Скажем, на Ашуру идут к мечети траурные процессии мимо домов христиан. Что вы чувствуете при этом? — На все праздники мусульмане и мы официально друг друга приглашаем. Конечно, мы не идем вместе с ними в процессии на Ашуру, а они не идут в нашем крестном ходе на Пасху. Но во время Ашуры мы идем в мечеть, в специальную комнату для приемов и приветствуем наших братьев. Так же и они поздравляют нас с Пасхой и Рождеством. Мы разделяем радость наших соседей – суннитов и шиитов, они разделяют нашу радость. Тысячелетняя традиция религиозного мира, часть нашей культуры – уметь разделять не только горе, но и радость с братьями. Это не означает, что все веры смешались, что шииты отмечают Рождество, а мы – Ашуру. В Сайде у нас не реже раза в месяц встречаются все главы общин – муфтии, имамы, епископы. На эти собрания приходит мэр, депутаты парламента, предприниматели. Мы вместе решаем, какая помощь и где требуется, обсуждаем ситуацию в нашем крае, положение палестинцев. Каждый месяц мы сообща составляем декларацию, что мы ждем от правительства. Я, как архиепископ, отдельно встречаюсь со всеми главами исламских общин и друзов. — Вы упомянули об отношениях с палестинцами. Вы говорите о беженцах, живущих в лагерях 60 лет, или о жителях Палестины? — Эта тема имеет две стороны. Боль палестинцев – это наша боль. Ливан и Сирия всегда совместно работали над мирным решением палестинской проблемы. Другая проблема заключается в том, что Ливан – маленькая страна. В Ливане, где всего 4 млн жителей, более полумиллиона палестинских беженцев. У Ливана большие долги и тяжелая экономическая ситуация. Мы не можем помогать им в должной мере. Ближневосточное агентство ООН по делам палестинских беженцев старается сделать что может. Нам больно, что так немного делается для изгнанников. Сейчас правительство помогает восстановить лагерь Нахр эль-Барид на севере Ливана, где были столкновения провокаторов с армией год назад. Мы стараемся делать все, что в наших силах.

http://pravmir.ru/svyataya-zemlya-eto-ne...

1191 A. Z. Va1idi Togan. Op. cit., p. 305. Выводы Тогана некритически заимствует М. И. Артамонов (Указ. соч., стр. 220). Правильно, на мой взгляд, прослеживает путь Марвана Б. А. Рыбаков (см. «Очерки истории СССР, III – IX bb.», стр. 873). Волгой «Нахр ас-сакалиба» считает Т. Левицкий (см. T. Lewicki. Znajomos " c» krajówiludów..., str. 76). Вопрос о том, с какой рекой – Доном или Волгой – следует отождествлять Славянскую реку арабских авторов IX b., нельзя считать решенным. Де Гуе, издавая по трем известным тогда рукописям географический труд Ибн Хордадбеха, прочел название этой реки как Танаис, т. е. Дон (см. BGA, t. VI, стр. 154). Доном считал Славянскую реку и такой крупнейший исследователь, как И. Маркварт (см. J. Marqu art. Op. cit., S. 198 – 199). К этому же склоняется и В. Ф. Минорский (см. его «Историю Ширвана и Дербенда». М., 1963, стр. 147). Однако Т. Левицкий в своем своде принял написание Славянской реки у Ибн Хордадбеха за испорченное Итиль, т. е. за Волгу (см. Т. Lewicki. róda..., str. 76). Последнее возбуждает немалые сомнения, так как графически написание более соответствует Танаису, чем Итилю. Из описания же маршрута русских купцов Ибн Хордадбехом неясно, какая река подразумевается под Славянской. Пожалуй, решающими будут данные археологии. А они говорят, что славян ни на Средней, ни тем более на Нижней Волге в VIII b. не было, а на Верхнем Дону (или Донце) они были. Следовательно, если считать «ас-сакалиба» арабских авторов славянами, то их местожительство можно искать только на Дону. Если же принять концепцию Валиди Тогана и считать их не славянами, а буртасами и прочими поволжскими народами, то маршрут Марвана приводит нас на Среднюю Волгу, куда-то в лесистые пределы нынешней Саратовской или даже Куйбышевской областей. Едва ли арабы могли продвинуться так далеко. 1194 Так, к туркам относят русов компиляция XVI b. «Аджаиб ал-булдан», (рук. Института народов Азии, А – 254, л. 55б), Захария ал-Казвини (Kosmographie, t. II. Göttingen, 1848, стр. 393 – 394) и «Асар ал-биляд» (рук. ГПБ, Dorn – 174, л. 217а). Впрочем, турецкий географ XVII b. Кятиб Челеби указывает на ошибочность этого мнения (см. Кятиб Челеби. Джехан-нума. Стамбул, 1732, стр. 372 (тур. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земля для еврея – это божественное создание, это инструмент спасения, это реальность, обещанная Яхве своему народу, поддерживающая этот народ в его свершениях. Это его союзник в исторической судьбе. Кроме того, еврей полагает, что Земля обетованная представляет красоты и характеры на самом деле исключительные. Страна эта невелика. Традиция говорит, что в патриархальную эпоху Святая земля сократилась до размеров камня, на который Иаков преклонил голову, чтобы поспать. Во времена испытаний – в эпоху Зоровавеля 45 , например, она составляла около 2 тысяч кв. километров, или ограничивалась окрестностями Иерусалима. Но даже в эпоху самого великолепного процветания при Соломоне или после героического похода Маккавеев размеры страны не составляли более 26 тысяч кв. километров. От Нахр эль Касима до Бер Шевы 230 кв. километров; по ширине расстояние от Средиземноморья до границ пустыни колеблется от 27 до 150 километров. Еврей прославляет и воспевает свою страну в текстах, которые сохранили до наших дней свое очарование, свежесть, глубину. Любовь к стране расцветает вместе с любовью к Создателю, Господу. Пейзаж земли израильской необыкновенно прекрасен. Это настоящая Вселенная, микрокосм, который еврей неустанно благословляет и воспевает от рождения до смерти. На огромном пространстве, доступном человеческому взору в светлое время суток с нескольких горных вершин, можно наблюдать по крайней мере 40 типов пейзажа, различны также климатические условия: вечные снега Ермона находятся в нескольких часах ходьбы от безлюдных пылающих жаром окраин страны. Если идти с запада, через день ходьбы сквозь пустыню, усеянную холмами и сухими оврагами, где скудная растительность свидетельствует о слабом проявлении жизни, можно выйти к воистину райским берегам Тивериадского озера. Зеленеющие пастбища, которые вызывают в памяти Швейцарию или Прованс, иногда Нормандию, соседствуют с лесами, которые вполне могли бы находиться где-нибудь в глубине Африки. Это одновременно «земля, источающая молоко и мед», и «земля железная в бронзовых оковах неба, которая пожирает своих обитателей». Здесь нет места монотонности: даже в пустынях Иудеи, Негева, на Синае пейзажи отличаются разнообразием и напоминают пустыни Гоби, Африки или Америки. Путешественник каравана, пилигрим постоянно наблюдают различные виды – будто земля задалась целью продемонстрировать все свое великолепие. Очертания холмов, магия цветов, которые сияют в ярчайшей небесной лазури, Азия, Африка, Европа, кажется, соединились в этой стране, которая напоминает их все, не теряя при этом своей оригинальности. Завоеватели из Месопотамии, Египта, Греции, Рима и позднее крестоносцы могли здесь обнаружить местность, похожую на их родную деревню. Ремесла

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас христиане составляют от 35 до 39 процентов населения страны, из них 25% маронитов и 7% православных. Исламская часть населения делится почти поровну на суннитов и шиитов. Суннитов традиционно поддерживает Саудовская Аравия, шиитов – Иран. Шииты южного Ливана составляют костяк проиранской группировки «Хезболла», которая в США и Израиле считается террористической группировкой, а в Ливане представлена в парламенте и обладает собственными вооруженными силами в четыре-пять тысяч бойцов. Именно конфликт Израиля с «Хезболлой» получил в истории название Второй ливанской войны (июль–август 2006 года). Если не считать этого столкновения и боев 2007 года ливанской армии с исламистами, близкими к «Аль-Каиде» в лагере беженцев Нахр-эль-Барид, то можно считать, что послевоенный Ливан сотрясали исключительно политические пертурбации. Это, в частности, кризис 2005 года, разразившийся после гибели экс-премьера – суннита Рафика Харири, которого, предположительно, убили террористы-шииты. В 2015 году вспыхнули «мусорные беспорядки», которые начались с претензий горожан к коммунальщикам Бейрута, но быстро переросли в столкновения с полицией. Но даже «арабскую весну» 2010-2011 годов, обрушившую государственность в Ливии и Сирии, Ливан пережил относительно безболезненно – дело ограничилось противостоянием просирийских и антисирийских фракций в парламенте. При этом, по мнению Сатановского, Ливан государство слабое, и его можно вполне отнести к failed states – «несостоявшимся государствам», «каковых на Ближнем Востоке предостаточно, и это куда более сильные игроки, чем Ливан». «То, что у страны есть посольства, флаг, дипмиссии, место в ООН, ничего не означает – в том числе не означает, что это стабильное государство». Сатановский поясняет: «В Ливане имеет место типичная для него стабильная нестабильность. Периодически она переходит в резню, гражданскую войну всех против всех». «Если Ливан кто-нибудь оккупирует, то там начинается порядок. Но оккупировать-то больше некому. Как я уже сказал, сирийцам категорически не до того, израильтяне категорически отказались – они на этих граблях напрыгались», – добавил эксперт. Для России также нет никакого интереса и выгоды в участии в ливанских делах, полагает собеседник.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/21/novyi_...

Является вопрос, где проходила теперь египетская граница, и как велика была часть Финикии, уступленная хеттам. Полагали, что стела Рамсеса II у Нахр-эль-Кельба – пограничный памятник, и река была естественной границей, но М. Мюллер из известного нам современного папируса, описывавшего Сирию, вывел, что упоминаемая в телль-амарнской корреспонденции Симира еще имела в себе египетский гарнизон. Таким образом, XIX дин. удалось все-таки вернуть кое-что из потерянной части Северной Сирии. Итак, в Малой Азии возникла великая держава, составившаяся из разноплеменных элементов и представлявшая соединение множества вассальных владений под верховенством «великого царя страны Хеттов», сидевшего на берегах Галиса. Величественные остатки царских резиденций в Богазкеое и Эйюке, в связи с документами, найденными Винклером, и многочисленными памятниками, рассеянными на пространстве от Сард до Кархемиша и Хамата, дают нам уже теперь возможность, несмотря на трудность чтения хеттских иероглифических надписей, составить некоторое представление о культуре этого народа, бывшего предшественником греков в областях, впоследствии занятых ими, а может быть жившего некогда и в Сирии, откуда его вытеснили надвигавшиеся амореи. Во всяком случае, едва ли может подлежать сомнению, что весьма многие из малоазиатских божеств и культов, усвоенных греками, восходят к хеттскому прошлому; точно также многие совпадения хеттских и семитических культурных явлений и представлений едва ли случайны. Печать Таркондема с двумя видами хеттского письма. Культура хеттов своеобразна, хотя в ней и обнаруживаются некоторые следы вавилонского, египетского, а затем и ассирийского влияния. Крылатые фантастические фигуры, сфинксы и львы украшают стены дворцов и охраняют врата, однако не представляя отдельных колоссальных фигур, а являясь связанными с каменными плитами, как горельефы. Крылатый солнечный диск и урей, двуглавый орел – религиозные символы, пришедшие извне. Последний, может быть, восходящий к древней Ширпурле, здесь имеет большое распространение и получает уже свою настоящую геральдическую форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Более категорически на этом настаивает В. Ф. Минорский 1193 . Следует заметить, что смешение славян с тюрками наблюдается лишь у поздних компиляторов XII – XVII bb. 1194 , тогда как аналогичные сведения VI – Х вв. убеждают нас в том, что здесь речь идет о славянах. Один из наиболее известных доводов в пользу того, что под «ас-сакалиба» арабских авторов подразумеваются самые различные европейские народы – ссылка на то, что так называемая «славянская» гвардия кордовских эмиров и халифов на деле состояла не из одних подлинных славян. Это, конечно, правильно, но обратимся к аналогичным примерам в других арабских странах: при дворе багдадского халифа в те же IX – XI bb. имелась «тюркская» гвардия, также не состоявшая из одних только тюрок, а позднее в Египте XIII – XV bb. существовала «черкесская» гвардия, в которой едва ли не больше, чем коренных черкесов, было кыпчаков, грузин и т. д. Вывод может быть один – в данных случаях название гвардейских корпусов давалось по какому-то одному в определенное время преобладавшему этническому компоненту. Это вовсе не означало, что в Багдаде путали тюрок со славянами или в Египте не отличали кыпчаков от черкесов. В арабской Испании «славянская» гвардия формировалась из рабов разных национальностей, но значительную часть ее составляли рабы славянского происхождения, шедшие через Германию и Италию. От них и вся гвардия стала называться славянской. Точно так же особого объяснения требует применение термина «ас-сакалиба» к некоторым явно не славянам Центральной Европы у ал-Масуди. Называя славянами «намчин» (т. е. немцев) и «турок» (т. е. венгров), ал-Масуди лишний раз продемонстрировал, как плохо знали арабы в первой половине Х в. конкретную этнографию Центральной Европы. К тому же в отношении венгров это было время усиленной ассимиляции ими коренного славянского населения Паннонии, в обстановке которого мог ошибиться и более осведомленный наблюдатель. Развивая теорию неславянства славян арабских авторов, А.З. Валиди Тоган стремится подкрепить ее своим определением Нахр ас-сахалиба (Славянской реки) у упомянутых авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается внешнего вида северного Заиорданья, то, как значится на геологических картах Св. Земли, это есть область вулканическая, покрытая пластом лавы, базальтом и долеритом, и даже двумя пластами, одним более древним, другим сравнительно позднейшего происхождения. 562 Геологи различают здесь очень много потухших вулканов, как древнейших так и познейших. Группа позднейших вулканов расположена по течению нахр-ер-Руккад, по линии с севера на юг. Вот нынешние имена важнейших из них: телл-ел-Фарас (холм лошади) 3110 футов высоты; Хами Курсух (берегущий свой хлеб т. е. негостеприимный), получивший имя от своего древнего непроходимого леса, 3930 фут. высоты; телл еш-Шеха (холм старухи) – 4245 футов; телл абу Юсеф – 3375 футов; телл абу-н-Неда – 4124 фута; телл ел-Урам – 4042 фута; телл ел-Варам – 3720 фут.; телл ел-Ахмар – 4060 фут. и другие. Почти все эти вулканичекие вершины, отличающиеся везде широкими видами, имеют арабские мукамы, заменяющие собою места древних святилищ культа вулканов. Напр. вулкан телл абу-н-Неда самым именем своим обязан находящемуся на нем мукаму или вели, два белых купола которого далеко видны в окрестности. Но что этот новый мукам занимает место другого мукама не арабского происхождения, это видно из сохранившегося здесь древнего остатка, большой базальтовой птицы, египетской или персидской работы, сохраняющейся здесь на крыше вели. 563 На некоторых вулканах расположены бедуинские кладбища. Наконец, иные вулканы имеют на своих вершинах дольмены, напр. Хами Курсух, телл Базук и другие. Излившаяся из этих вулканов лава покрыла всю площадь на восточной стороне Геннисаретского озера, до отрогов Ермона на севере и до реки Ярмука на юге. Именно в ущелье Ярмука течение лавы с севера на юг, как древнейшее так и позднейшее, было задержано и повернуло на запад в иорданскую долину; только на весьма небольшом пространстве южного берега Ярмука есть еще базальтовые вулканические камни. Но кора лавы, покрывшая северное Заиорданье двумя разновременными пластами, скоро потрескалась и образовала массы базальтовых и долеритовых блоков, покрывающих грунт на весьма значительные расстояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003   004     005    006