В Халифате М. являлся столицей окр. Дияр-Рабиа на востоке обл. Джазира (В. Месопотамия) и служил опорным пунктом в военных столкновениях с Византийской империей и Хазарским каганатом. Город контролировал важнейшие караванные маршруты между Причерноморьем, Средиземноморьем и Ираном и речной путь из Двуречья в Сирию. Он славился камне- и металлообработкой и имел многочисленное торгово-ремесленное население, значительная доля которого, по свидетельству араб. хронистов, исповедовала христианство. Халиф Абд аль-Малик (685-705) из династии Омейядов назначил наместником (вали) М. своего сына Саида. Позднее здесь правил брат Абд аль-Малика Мухаммад, при к-ром были вымощены ведущие сюда дороги, а пригороды обнесены валом. Его сын и преемник Марван (с 744 халиф Марван II) сделал М. центром всей Джазиры, расширив и обновив его. При Аббасидах халифских вали из М. неоднократно изгоняли хариджиты. В 90-х гг. X в. военачальники халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902) при помощи бедуинов племен шайбан и таглиб боролись здесь как с хариджитами, так и с усилившими свои позиции курдами. Один из военачальников, Хамдан ибн Хамдун, закрепился в М., так что даже после поднятого им неудавшегося восстания против Багдада наместниками сюда назначали его сыновей Хусайна и Абу-ль-Хайджу Абдаллаха. Внук Хамдана Насир ад-Даула Хасан (с 929) и его потомки правили как самостоятельные эмиры - Хамданиды. В 996 г. им на смену с согласия Буидов пришли Укайлиды - потомки Хусам ад-Даулы аль-Мукаллада из племени каб. Араб. географы кон. X в. описывают М. как живописный город, образующий полукруг на плодородной местности, с большим населением. Цитадель (Эль-Мурабба) стояла на канале Нахр-Зубайда. Внутри городских стен располагался рынок Сук-эль-Арбаа, куда вело множество крытых улиц, а недалеко от реки - соборная мечеть Марвана ибн Мухаммада. На левобережье Тигра над развалинами Ниневии до нач. X в. возвышался замок Каср-эль-Халифа. Первоначально христиане Ниневийского региона принадлежали к Церкви Востока.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

полдень -эд-духр половина-нусф поздно слишком -амсат полотенце-фута порох -барут полночь – кусф-эль-лейль портной-хайят пояс -зувйр понедельник -ём-эт-теиен прачка -хассаля прилежный-шагхиль понимать -фахам, ефхам праздник -ид припарка-лязака прийти – вассаль , юссаль пятьдесят -хамсин пруд -биркет противолихорадочное средство-кат-эль -химмса пятнадцать -хамсташ пять -хамси Равнина--сахль развалины-хараба; в развалинах-филь-хербе пряностями торговец -ат-тар рано-теите пятница-ём-эль -джума рвотное-шарбе ремень -кешат рассвет -таляет-эн-нихар ров -хандак рубашка-камизе ручей-назасе рудник- мааден ружье-мехаля рыба-самак, хутта рука-дра русский – моско- би по русски-. мискуб рынок -базар река-нахр Сабля-сейф сад -дженене салфетка-фута салат -салятта, хасс сапоги-сурмайе сахар -сукар сапожник -сурмаяти, кундурджи свеча-дау священник – ксис сегодня- ельём семь -сабаа семьдьсят -сабаин семнадцать -сабаташ сестра-ухт синий-азрак сколько-каддеш скорпион -акраб слабый-даиф слабительное-минеттек слесарь -серафили слишком много-к’ тир слуга при консуле – кавас слуга-хадым снег -чолдж собака-кельб сова-хубара солдат -аскари солнце-шемс соль -мелех сорок – арбаин сойти – назаль , энзиль соус -марака спички-кеда спать -наам, энам стакан -кубас старик -ихте яр среда-ём-эль -арбаа стирка-гхассиль столяр -надджар ступня-гадьм сто-мийе стремя-рикаб- таляа суббота-ём-эль -сабт стол -су фра стул -курси сума переметная-хурдж суп -шурба сургуч -люк сухой-нашеф север -шемаль седло-сердж серый-сэнджаби Табак -дохран там -хонак таможенный-чумрукджи тарелка-сахенн телятина-иджель теплый-хами топор -шакур третий-талит третьего дня- сар – талят-эль ём треть -тульт три-тляти тропинка- секкё тридцать -тлятин тринадцать -тляташ трубка для курения через воду-наргилэ тело-беден тюрьма-хабс Уголь -афи а узда-ля’ джан трубка турецкая-чибук уксус – халль утка-берк улица, квартира-харет утро-субх утром -эе-субх умывательная чашка- мойе- ли-тагхсиль учиться-теаллям ущелье-нукб Фига-кермус фрукты-атмар француз, по-французски – франсауи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Palestine Exploration Quarterly», (1987). Р. 50–61. Malamat A. Hazor, The Head of All Those Kingdoms. «Journal of Biblical Literature», (1960). Р. 12–19. Gray J. Hazor. «Vetus Testamentum», (1966). Р. 26–52. Yeivin S. The Israelite Conquest of Canaan. Istanbul, 1971. P. 83–85. 398 Мощная ирригационная система современного Израиля почти уничтожила эти озерца. Так, озеро Хуле сегодня почти не существует. См., напр.: Израиль (физическая карта, Картографическая служба Израиля, 1991. 402 Na " aman N. Borders and Districts in Biblical Historiography. «Jerusalem Biblical Studies», (1986). Р. 48–50. 403 Гора Халак расположена в центральной части пустыни Негев, Ливанская долина – это долина Бекаа в южной части современного Ливана. 404 Sant " Agostino. Locuzioni e Questioni sull " Ettateuco, IX/2. Quaestiones in Iesum Nave, 16. Roma, 1998. P. 1149. 406 Margalith O. The Origin of the Sons og Anak. «Beit Mikra», (1980). Р. 359–364. О енакимах см. также: Maclaurin E.C.B. Anak/" Avax. «Vetus Testamentum», (1965). Р. 468–474. 408 Sant " Agostino. Locuzioni e Questioni sull " Ettateuco, IX/2. Quaestiones in Iesum Nave, 17. Ibid. P. 1149. 413 Иероним, блаж. Письмо к Дардану о земле обетованной. Цит. по: Олесницкий А. Руководственные о Св. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. Санкт-Петербург, 1894. С. 28. 414 О этих разночтениях см., напр.: Ring Y. The Biblical List of 31 Kings in the Book of Joshua against Parallels in Mycenaean Greek Tablets. «Tarbiz», (1977). Р. 141–144. (На еврейском, с резюме на английском). 418 В «Толковании на Апокалипсис», написанном в начале 1980-х гг. и опубликованном недавно в красноярском альманахе «Новое и старое» 1998–2001), современный православный экзегет протоиерей Геннадий Фаст замечает: «Здесь кончина века, Господь – ветхий днями, с убеленным волосом, готовый совершить жертву, ибо и нивы уже побелели. Здесь Он показан и как Древний, как Предвечный». Фаст Геннадий , протоиерей. Толкование на Апокалипсис. «Новое и старое», (1998). С. 79. 419 См., напр.: Вольпер М., Коган В.-Л. Учебная книга священной истории для еврейского юношества. Вильна, 1887. С. 57. 420 Именно так прочитывается 13:4 Соджином, Болингом и Фритцем, идентифицирующим Меара (hrim) с ‘-r-n египетских списков. (Sicre J.-L. Josué. Navarra, 2002. P. 299). Афек (hqpa), согласно Симонсу (Simons J. Geographical and Topographical Texts of the Old Testament. Leiden, 1959. P. 109–113) – это Афка, рядом с источниками Нахр-Ибрахим в Ливане. О идентификации географических названий Нав. 13:2–6 см. также: Baldi D. La terra promessa nel programma di Giosuè. «Studium Biblicum Franciscanum. Liber Annuus», (1950/51). P. 87–106. Smend R. Das uneroberte Land. En: Strecker G. Das Land Israel in Biblischer Zeit. Göttingen, 1983. P. 91–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Локализация места сражения проблематична: в большинстве случаев называется Маскин на Дуджайле (Каруне), именно так определенно локализует его Йакут [Йак., т. 4, с. 569], а Халифа [с. 285] говорит о «ночи Дуджайла». Казалось бы все ясно, однако локализации сражения на Каруне противоречат два соображения: во-первых, чтобы преградить дорогу на Басру ал-Хаджжаджу, двигавшемуся по левому берегу Тигра и находившемуся около будущего Васита, Ибн ал-Аш‘ас должен был встретить его значительно западнее Каруна, во-вторых, после сражения Ибн ал-Аш‘ас отступал в Фарс через Сус (Шуш), следовательно, сражение произошло западнее Суса. Это предположение подкрепляется анонимным сообщением у ат-Табари [Таб., II, с. 11231124], что сражение произошло в Маскане, находящемся в Абаркубаде. Рустак Абаркубад орошался из Тигра [ЗВСА, V, с. 7, пер., с. 56] и поэтому никак не мог находиться на Каруне. Там же даются следующие уточнения: лагерь Ибн ал-Аш‘аса находился на канале Хадаш, являющемся низовьями Нахр Тира. Последний канал, выведенный из Керхэ, находился западнее этой реки, а одноименный город на этом канале, Тира, находился в дне пути (ок. 40 км западнее Ахваза на дороге в Васит [BGA, т. VII, с. 127]; лагерь ал-Хаджжаджа располагался на канале Африд (неизвестен) «и оба лагеря вместе между Диджлой (Тигр), ас-Сайбом и Кархом». Карх – современная Керхэ, ас-Сайб в этом районе неизвестен (географы знают два канала с таким названием в центре Савада). Однако примерно определить южную границу района военных действий помогает ал-Куфи, который вместо Маскина упоминает ал-Мафтах [Куфи, т. 7, с. 145], селение в области Басры, между Басрой и Васитом [Йак., т. 4, с. 586]. Таким образом, военные действия шли между Тигром и Керхэ, на северной границе административной области Басры, т.е. севернее Мазара (см. т. II, с. 88, рис. 9). Перемещение Маскина на Дуджайл может объясняться достаточно просто – сходством названия с Маскином на Дуджайле, где произошла решительная битва Абдалмалика с Мус‘абом б. аз-Зубайром (см. т. III, с. 264), что побудило превратить Диджлу в Дуджайл.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3Цар.18:39 .  Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! 3Цар.18:40 .  И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там. Впечатление величия и всемогущества Иеговы – в ниспослании огня с неба и попалении жертвы (обильно облитой водой) и само по себе и по контрасту с проявившимся ранее бессилием Ваала – было невыразимо сильно и подавляюще; исполненный глубокого благоговения к Иегове, веры в Него, народ вместе почувствовал неудержимое негодование на жрецов Ваала. При таком народном настроении «Ахав, если бы и хотел, не мог защитить лжепророков и жрецов идольских». По одному мановению пророка, выражавшего согласно закону ( Втор.13:9–10 ), что идолослужители и развратители народа должны быть убиты, народ схватил жрецов и повлек их к потоку Киссону, где они и были убиты, причем трупы и кровь их стремительный поток унес в море. Кисши, LXX: Κασν; Vulg.: Cison, слав.: Кисон, «поток Киссов», – поток близ Кармила и Фавора ( Суд.4:7,13 ); Onomast, 618, протекающий в северо-западном направлении через равнину Ездрилонскую или Изреельскую, берет начало у Дженина и впадает в Средиземное море у Кайфы; теперь «нахр-эл-Мутата» (Robinson. Palastina, III, 474). Таким образом, «по совершении чуда Илия повелел умертвить художников зла, и тогда уже разрешил облака от болезней рождения» (блаженный Феодорит, вопр. 58). 3Цар.18:41 .  И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. 3Цар.18:42 .  И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, 3Цар.18:43 .  и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. 3Цар.18:44 .  В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Византийская армия сконцентрировалась между Ма’аррат Мисрин и Халебом, угрожая отрезать группу Халида б. ал-Валида, находившуюся в Халебе или Киннасрине 314 . Абу Убайда отозвал все дальние гарнизоны в Химс, туда же пришел и Халид. На помощь химсскому гарнизону Умар будто бы послал ал-Ка’ка’ б. Амра с 4000 кавалеристов, одновременно другие мусульманские отряды из Ирака совершили рейды вверх по Евфрату, развивая успех, достигнутый под Киркисией 315 . В сражении под Ма’аррат Мисрин мусульмане одержали победу, захватили много пленных и овладели всем районом восточнее Оронта (Нахр Аси), городами Ма’аррат Мисрин, Мартахаван, Тизин, Бука, Сармин; из Хунасиры, лежавшей в стороне от района военных действий, также прибыла делегация для заключения мирного договора 316 . С выходом мусульманской армии в долину Оронта создавалась непосредственная угроза крупнейшему городу Сирии, ее столице Антиохии. Падение ее лишало Ираклия всякой надежды на восстановление византийской власти над Сирией. Тем не менее он не смог собрать сил, необходимых для обороны города. Еще более странно, что христианские источники не уделяют должного внимания захвату Антиохии арабами, как, впрочем, не придают особого значения этому событию и арабские авторы (ат-Табари вообще не упоминает ее завоевание). Возможно, это объясняется тем, что после разрушительного землетрясения 589 г. и последней ирано-византийской войны она пришла в полный упадок 317 . В Антиохии нашли убежище беженцы из многих городов Сирии, стянулись сюда и остатки византийских войск. Они пытались остановить арабов на подступах к городу, потерпели поражение и укрылись за городскими стенами. Арабы встали лагерем у Железных ворот (восточных) и перерезали все коммуникации. Попыток деблокировать город, видимо, не было. Величина территории, обнесенной мощной оборонительной стеной Антиохии, охватывавшей кроме самого города также обширные сады и поля, позволяла выдержать длительную осаду, но сколько она длилась, ни один из источников не говорит. Ясно только, что горожане пошли на переговоры и сдались на обычных условиях: гарантии сохранения жизни и собственности, свободы вероисповедания и неприкосновенности церквей при условии выплаты подушной подати в размере одного динара деньгами и одного джериба пшеницы, все не желавшие оставаться под властью завоевателей получали право беспрепятственно покинуть город 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

560 Если же в Аравии находятся круги, которые могут быть поставлены в параллель с кругом Стонхенж и три экземпляра которых встречены простыми туристами, на большой дороге, то, конечно, в отдаленных захолустьях Аравии скрывается гораздо больше мегалитических памятников, особенно же экземпляров менее крупных. При открытии весьма значительных мегалитов, всегда нужно подозревать в данной местности существование еще других менее значительных памятников того же рода. Наконец о существовании в древней Аравии дольменов-жертвенников может свидетельствовать одно древнее изображение, найденное в Тейме (на север от Медины), принадлежащее IV-VI веку до Р. Хр. 561 Рядом с отысканными аравийскими мегалитами по грандиозности может быть поставлен только один менгир, находящийся далеко за северными пределами Палестины, близь нынешней Мерсины. Он имеет 42 фута высоты на 12 футов широты и в своей местности известен под турецким именем: Диреклиташ, т. е. стоячий камень. Вот его изображение, по Лорте (см. стр. 269). В каком же отношении мегалитические памятники аравийского полуострова стоят к памятникам, сохранившимся в восточной Палестине? Заиорданская область не может похвалиться такими исполинскими трилифонами, такими januae altissimae, под которыми может свободно пройти навьюченный верблюд со своим всадником и при этом только поднятый вверх кнут всадника может достать до верхнего камня. Заключать ли отсюда, что Палестина со своими мегалитическими памятниками и их строителями стояла ниже Аравии, её первобытных памятников и их строителей или может быть и Палестина имела еще гораздо более крупные памятники, но они уничтожены?... Но мы уклонились несколько в сторону от своего предмета. Возвратимся в Заиорданье. Мы обозрели южную часть Заиорданской области со стороны её мегалитических памятников, называвшуюся Галаадом. Теперь перейдем на север Ярмука, в область библейского Васана, иначе еще называвшуюся Голан (ныне Джолан) и Хауран. Первое имя принадлежит округу, непосредственно прилегающему к Геннисаретскому озеру и Иордану в его верхнем течении с востока, до нахр ел-Аллан; второе имя принадлежит дальнейшему восточному продолжению этой части Заиорданья до нынешней Джебел-Хауран.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Затем он послал письмо с изложением этих принципов в Басру Абдаллаху б. ас-Саффару и Абдаллаху б. Ибаду. Письмо попало к Ибн ас-Саффару, и он скрыл его от остальных, опасаясь возникновения раздоров. Ибн Ибад узнал о послании и потребовал дать для ознакомления. Прочитав, он возмутился: «Эти люди (т. е. не хариджиты) отвергают милости и заветы, но они не многобожники, мы можем только убивать их, но вся их собственность запретна для нас» 785 . Здесь мы впервые встречаемся с четко сформулированной программой крайних хариджитов, получивших позже название «азракитов» по имени Ибн ал-Азрака, и принципиальным положением, отделяющим их от умеренных хариджитов, суфритов и ибадитов (по имени родоначальников течений: Абдаллаха б. ас-Саффара и Абдаллаха б. Ибада), – азракиты считали всех мусульман, не разделяющих их взгляды, язычниками (мушрикун), со всеми вытекающими последствиями, т. е. людьми, с которыми в отличие от христиан, иудеев и зороастрийцев нельзя идти на соглашение и общаться, тогда как суфриты и ибадиты считали иноверующих мусульман совершающими тяжкий грех (кафирун), но мусульманами, решение о которых принадлежит Аллаху 786 . Установив контроль над частью Ахваза, Haфu' удовлетворился тем, что стал собирать с нее налоги, не делая попыток напасть на Басру. Г.Роттер объясняет это эпидемией чумы, свирепствовавшей в Басре 787 , но возможно и другое – Haфu', как мы сейчас увидим, не располагал для этого достаточными силами. Негласное перемирие закончилось в январе 685 г., когда басрийцы решили расправиться с хариджитами, направив против Haфu' отряд из 700 человек во главе с Муслимом б. Убайсом. Хариджиты встретили его у Дулаба в двух или четырех милях южнее Ахваза на восточном берегу Дуджайла (Карун). В распоряжении Haфu' было 500–600 человек. Равенство сил определило ожесточенность сражения: в бою погибли и Haфu', и Муслим, а за ними – еще по четыре командующих с обеих сторон. К вечеру хариджиты обратили басрийцев в бегство, и только храбрость последнего командира басрийцев Харисы б. Бадра, с горсткой воинов стойко прикрывавшего беспорядочное отступление, спасла их от полного уничтожения. Убайдаллах б. Башир, возглавивший азракитов после сражения, отошел в Ахваз; основная часть басрийцев возвратилась по домам, а Хариса б. Бадр с небольшим отрядом остался в Нахр Тира и некоторое время спустя успешно отбил попытку хариджитов прорваться к Басре 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Древний Восток – область культуры, зародившейся в подтропических странах, примыкающих к восточным берегам Средиземного моря, и распространившейся до Индии, Атлантического океана и тропической Африки. От дальневосточных цивилизаций она отделялась непроходимой стеной Гиндукуш и Соломоновых гор. Этот торный массив Мечников называет одним из наиболее изолирующих на всем земном шаре. Лежащая к западу от него громадная область так называемого Ближнего Востока представляет великое разнообразие степей, пустынь, плодородных речных долин, оазов, горных стран, морских берегов, островов. Если обширные степные пространства, напр., Аравия или,– отчасти, Каппадокия, были удобны для пастушеских племен и для увеличения населения, бывшего причиной постоянных нашествий на соседние страны, то, культура могла зародиться и развиться только в плодородных или теплых речных долинах, где природа, давая населению в изобилии необходимое, в то же время требовала от него коллективного и организованного труда и, таким образом, была школой государственности. Такими областями были в Азии – южная часть бассейнов двух великих рек Тигра и Евфрата и других, меньших, впадающих восточнее их в Персидский залив: Хоаспа, Евлея (Улай); в Африке – Нила. На Евфрате возникла вавилонская культура, имевшая крупными областями своего распространения и влияния на среднем Тигре – Ассирию, на верховьях двух рек и у больших озер Армении – Ванское царство, на Хоаспе и Евлее и плодородных крайних горах Ирана – Элам: даром Нила (вероятно от семитич. Нахр – Нахайр реки; по-египетски Хапир, потом Хапи и Пиур, откуда др.-персидское Парава) был Египет, геологически начинающийся там, где могучая река, пробив ниже первого порога у нынешнего Gebel Silsileb нубийский твердый песчаник, образовала в мягком египетском известняке более широкую долину. Сами египтяне называли свою страну «Кимет», т. е, «Черная», Чернозем, в противоположность «Красной земле» – пустыне. Имя «Египет», вероятно, перешло к грекам от финикиян, называвших Мемфис Хикупта от египетского Хаткапта – «храм Духа бога Пта»).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Оронт, 1, – 19. VIII, 29, 3–4 (ρντης) – река в Сирии, нын. Нахр-аль-Аси (=Аси=Оронт, в Ливане, Сирии и Турции), впадающая (36°15», 36°13») в Средиземное море, несудоходная; около устья был город Антиохия, 2, на Оронте. «Царь» римлян, который захотел сделать реку от устья до Антиохии судоходной, неизвестен (предположительно Тиберий). Оронт, 2, – 19. VIII, 29, 3–4 (ρντης) – инд, гроб, которого нашли в старом русле реки Оронт, 1. См. также: Филострат. О героях. II, 4, р. 138 6 К (изд. Кайзера). Страбон (XVI, 2, 2) передает, что река Оронт, прежде называвшаяся Тифон, получила свое название по имени Оронта, строителя моста через эту реку. Неясно, почему этого Оронта (у Павсания, 19) считали индом (см. Индия). Оросана – 23. VI, 16, 8 (ροσνα) – город в стране серов; не идентифицируется. Страну серов сейчас локализуют в нын. районе Синьцзян (=Восточный Туркестан) на северо-западе Китая; город Оросана относят к области народа байты на самом юге этой страны, в юго-восточном углу Тибета. оростры – 11. VI, 76 (Orostrae; другое чтение – Olostrae) – народ в Индии, область которого граничит с островом Патала (в дельте Инда), к востоку от Инда; не идентифицируется. См. Оррота. Оррота – 49. XI, 16; 22 (ρροθ) – эмпорий у северо-западного побережья Индии, названный вторым после первого эмпория Индии Синду (в устье Инда?); обычно это название связывается с оратами, орострами, отождествляется с деревней Сирастра, которую идентифицируют как нын. город Сурат (21°11», 72°53», у побережья нын. Камбейского залива, на юго-востоке штата Гуджарат). Некоторые возражают против этой идентификации, ссылаясь на то, что Сурат не был значительным местом до времени португальцев, и предположительно локализуют Орроту на западном берегу п-ова Гуджарат (т. е. п-ова Кач и п-ова Катхиявар?). Царь Орроты (в § 22) не идентифицируется 49 – VI в. н. э.). орсеи – 11. VIII, 76 (Orsaei Indi – «орсейские инды» или «инды орсеи»?) – народ в Индии, здесь Плинием не локализованный (говорится, что они охотятся на белых обезьян). Не идентифицируются. Страбон 8. XV, 1, 37) сообщает о белых обезьянах в области прасиев (т. е. в восточной Индии); ср. там же, § 29 и 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006