Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г. С. 272–278; Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 381–400 об; т. 27, л. 1–14. Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 270. Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г. С. 275. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 25. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 23. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 25. Бовкало А. А. Последний год существования Богословского института. С. 508–509. ЦГИА СПб, ф. 2279, оп. 1, д. 1–82. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 23. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Иннокентий (Тихонов; 1889–1937 гг.), сщмч., архиепископ Винницкий; в 1922 г. епископ Ладожский; 1 июня арестован по делу Александро-Невского братства; освобожден в марте 1925 г.; по возвращении в Ленинград входил в епископский совет, управлявший Ленинградской епархией под руководством викарного епископа Венедикта (Плотникова). Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 275–276. Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К.Указ. соч. Т. 2. СПб. 2012. С. 401. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетради 22–23. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория); Чельцов М. П., прот. Когда отмени расстрел (Письма к жене из заключения)//Минувшее… Вып. 24. С. 383, 385, 404. Глубоковский Н. Н.Академик, профессор Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение (Варшава). 1929. 11. С. 169–173; 13. С. 205. Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа… С. 1–12. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 24. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). 8 сентября 1895 г. кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии Н. К. Чуков был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой губернии и за 15 лет добился значительных изменений не только в системе церковно-приходских школ, количество которых увеличилось вдвое (с 161 до 325), но и всего начального образования губернии: численность учащихся увеличилась на 82 %, а все школы грамоты были преобразованы в одноклассные церковно-приходские школы. В 1904 г. на международной промышленной выставке «Детский мир» в Санкт-Петербурге Н. К. Чуков был удостоен бронзовой медали «За руководительство школьных праздников и чтений» ( Александрова-Чукова Л. К. Григорий. С. 593).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Никогда еще я не видела в почте такого количества антирелигиозного спама. Впрочем, не антирелигиозного, уточню – антихристианского. Еще точнее – антиправославного. Еще точнее – против РПЦ МП. Ведь кроме РПЦ есть РПЦЗ, есть различные ветви ИПЦ, хоть МП их и не признает. Их-то пока никто не трогает, так, быть может, это всего лишь общественная критика реальных недостатков отдельной православной структуры, а никак не атака на православие? Мы можем не сомневаться, тронут всех, просто начали с самого крупного противника, что весьма грамотно. Не блещут они талантом, эти убогие демотиваторы. Что-то вроде " отмени мозги – слушай попов " или " попы от жира лопаются " . (Последнее, кстати, иллюстрирует, что страна наша – самая что ни на есть бедная. В стране с приличным уровнем жизни фотография полного человека с богатством никак не ассоциируется. " Бедный, видно, на картошке с макаронами сидит! " ) Но они, производимые в каких-то промышленных количествах, тем не менее работают. И какое-то тут есть дежавю. Перед тем как вышибить из традиционной формы существования страну, страну сильную и развивавшуюся семимильными шагами, того ради, чтоб затащить ее на прокрустово ложе социального эксперимента, тоже раскачивали " свободомыслящих " творческих мартышек на антирелигиозный эпатаж. Самый воздух был отравлен, каждый второй прыщавый гимназист рукоплескал модным кощунникам. Ведь откуда-то они взялись, те, кто чуть позже, когда эксперимент уже пошел вовсю, распинал священников на алтарных вратах, устраивал " ледяные крещения " (маканье в прорубь до смерти), на глазах у детей насиловал матушек, на глазах у родителей убивал детей, да слишком долго перечислять. Грань между лепкой агрессивных демотиваторов и приходом в церковь с топором (ведь можно, ведь разрешили, бояться нечего) в действительности очень зыбка. Ненависть брызжет, ненависть шипит, ненависть клокочет. Потом, конечно, творческие мартышки быстренько приучаются ходить строем, если вообще не сгнивают в лагерях. Кому они нужны, сделавшие свое дело?

http://religare.ru/2_94473.html

Первые десять лет Филипп охотно и смиренно исполнял все монастырские послушания: не оставляя молитвы, работал на кухне, пек хлеб, рубил дрова, носил воду, топил печи. Когда состарился настоятель монастыря, все монахи захотели, чтобы Филипп занял его место, и епископ Новгородский посвятил его. В 1551 г. игумен Филипп участвовал в церковном Соборе в Москве. Царю Ивану в это время было уже двадцать лет. Свое царствование он начал мудро и хорошо. Иоанн сам принимал участие в работе Собора, и ему очень понравился прямой и просвещенный игумен Филипп. Вернувшись на Соловки, Филипп привел в порядок всю жизнь монастыря, построил новые церкви и здания и так хорошо поставил хозяйство, что в этом бедном холодном краю монахи сами содержали весь монастырь и помогали другим. За эти годы в Москве многое изменилось. Умерла царица Анастасия, имевшая доброе влияние на царя. Сам Иван перестал советоваться с теми мудрыми помощниками, которых он к себе сначала призвал. Он стал подозрительным и жестоким и во всем видел измену. Наконец, он создал особое войско, опричнину, которое именем царя грабило и убивало кого хотело. Московский митрополит Афанасий пробовал заступаться за обиженных, но царь не хотел его слушать, и Афанасий в 1566 г., сняв белый куколь митрополита, ушел в монастырь. Надо было выбрать нового митрополита. Был созван Собор, и игумену Филиппу было велено приехать в Москву. Когда он прибыл туда, решение поставить его митрополитом было уже принято. Филиппу очень не хотелось принимать сан митрополита Московского. Наконец он сказал: – Я повинуюсь тебе, царь, но отмени опричнину, иначе невозможно мне быть митрополитом. – Не вмешивайся в дела государства, – отвечал царь, – твое дело молиться за нас, а я буду править государством по своей воле! Просьбы всех епископов, всего народа и воля царя в конце концов заставили Филиппа согласиться. Но он понимал, что ему не миновать беды. Став митрополитом, Филипп бесстрашно говорил правду царю и обличал его в жестокости к подданным. Поначалу царь прислушивался к нему, и казни стали реже, но так продолжалось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Таким образом, Пророк Амос обличает ту же ложную уверенность в неизменяемости Божественного предопределения о спасении всего народа еврейского вообще, какую обличал и сам Спаситель в фарисеях, говоривших: семя Авраамле есмы ( Ин.8:33 ), Отца имамы Авраама ( Мф.3:9 ); и, подобно Апостолу Павлу, Пророк различает Израиля – по плоти от Израиля – по духу ( Рим.9:6, 7 ). Обрезание пользует, аще закона твориши, аще же закона преступник еси, обрезание твое необрезание бысть ( Рим.2:25 ), учить Апостол Павел. Глаголю вам: яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму ( Мф.3:9 ). И Пророк Амос проповедует, что только благочестивые израильтяне, истинные потомки Авраама по вере получат спасение, а все грешные из народа не избегнут погибели ( Ам.9:8–10, 3:12 ). Если же одно происхождение от отмени Авраамова без истинной веры и благочестия не может служить залогом спасения: то значит, что языческое происхождение не может быть препятствием ко спасению, если будет соединено с чистою верою в Бога и в обетованного Мессию. Посему, Пророк Амос, опровергая ложную самоуверенность израильтян, ясно говорит о призвании в царство Мессии и язычников ( Ам.9:12 ). Учение о призвании язычников впоследствии было яснее и определеннее раскрыто Исаиею, Михеем и другими Пророками. Не тоже ли говорил Господь Иисус Христос иудеям: Узрите Авраама, и Исаака, и Иакова и вся пророки во царствии Божии, вас же изгонимых вон. И приидут от восток и запад, и севера и юга, и возлягут в царствии Божии ( Лк.13:28, 29 )? Апостол Петр, указывая неверовавшим иудеям исполнение на Иисусе Христе ветхозаветных пророчеств, говорит: вси пророцы от Самуила, и иже по сих, елицы глаголаша, предвозвестиша дни сия, то есть, дни пришествия Христова ( Деян.3:24 ). Из содержания пророчеств Амоса действительно открывается, что он был провозвестником Мессии; ибо не только предвозвестил Его пришествие, но и показал ясными чертами величие Его царства и, указывая на недостаточность оправдания законом, давал израильтянам видеть дух Нового Завета, требующего живой и деятельной веры и истинного благочестия. Посему, если, по словам Апостола Павла, закон был пестуном во Христа ( Гал.3:24 ): то, без сомнения, можем назвать детоводителем ко Христу богодухновенного истолкователя закона – Пророка Амоса. Особенности его книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

На следующий день староста храма собрал прихожан, которые постановили: продолжать празднование церковных праздников. Из сельсовета о. Иоанну было послано распоряжение, чтобы он в эти праздники отмени службы, но священник проигнорировал запрет и продолжал служить по–прежнему. В 1930 году власти сделали попытку закрыть храм за ненадобностью будто он мало посещаем и население в нем не нуждается. Но не таков был этот приход, прихожане любили храм и почитали своего священника. Ту же было собрано множество подписей, и храм удалось отстоять. Прихожане за год служения у них о. Иоанна искренне полюбили его, взяли на свое попечение и храм, и священника с его супругой Елизаветой (их единственный сын был взрослым и жил в другом городе), возя дрова для отопления храма и дома священника, своевременно внося деньги для уплаты налогов. И батюшка, приходя в сельсовет, добродушно говорил»Спасибо, что старые люди помогают, а то иначе бы пришлось закрыть храм». В декабре 1930 года власти все же решили добиться закрытия храма. Для достижения этой цели они выставили такую сумму налога за пользование церковным зданием, что ни священнику, ни прихожанам внести ее было невозможно, тем более что большинство прихожан о. Иоанна быта людьми бедными, а в самой двадцатке состояли почти одни бедняки, с которых взять было нечего и, соответственно, выслать их под тем предлогом что они кулаки, невозможно. Причем на этот раз власти запретили сбор средств для уплаты налога, а также и сбор подписей против закрытия храма и уже готовы были праздновать свою победу. После богослужения о. Иоанн объявил, что от церкви требуют уплаты налога, в противном случае храм будет закрыт. Выступил со своим словом председатель церковного совета Антоний Кузьмин, который сказал, что церковь и рада бы заплатить все налоги, но в церковной кассе нет стольких денег. Среди присутствующих сразу же начался сбор денег. Первой положила пять рублей самая бедная из прихожанок Мария Федоровна из деревни Шевково, а за нею стали жертвовать и все остальные, и в течение получаса прихожане, полные решимости отстоять храм, собрали нужную сумму.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

2019/03/17, 17:57:23 Святитель Николай моли Бога обо мне. Татиана 2019/03/15, 19:51:33 Святой Николай Чудотворец! Очень прошу тебя о счастливой женитьбе р.б. Андрея. Помоги ему встретить девушку милую, добрую, чтобы жили в любви и согласии и радовались деткам.Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. р. б. Марина 2019/03/14, 11:01:33 Святой Николай,оберегай зятя в.Василия от возросшего неравенства на его военной службе.Защити его от пагубоносных наваждений и военной коррупции.Стань ему необоримой преградой от врагов на его службе,сокруши злобные замыслы его командиров.Будь грозным отмстителем за нашу семью.Помоги нашей семье не утонуть в великой бедности русского ,простого народа.Святой Николай Чудотворец,не отдавай в.Василия на злую волю его противников на его службе.Пусть они не стеснят его сердца и не помрачат его глаз.Святой Николай,отмени и искорени все вынесенные ими тяжкие и суровые приговоры .Пусть никакая беда не коснется нас и несчастья даже близко не подойдут к нашим жилищам.Изгони зло из жизни в.Василия.Не предавай его до конца в руки врагов его и все советы лютых отступников скоро разори.Разруши все козни вражии на нас воздвижаемые.Диван Бог во святых Своих! р.Б.Лариса 2019/03/14, 04:41:01 Святитель Николай великий чудотворец! Моли Бога, обо мне грешной р.б. Марине и о сыночке моем р.б. Богдане, яко усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. Аминь. Марина 2019/03/12, 12:49:29 Святителю отче Николае, помолись пред Престолом Господа о том, чтобы у раба Божия Евгения все было благополучно и о его здравии! Спасибо! иеродиакон Артемон 2019/03/12, 06:50:42 Батюшка Николае! Защити меня р.б. Елену от ненавидящих и обидящих на работе. Обрати делаемое ими беззаконие против меня вспять. Не остави меня Батюшка. 2019/03/07, 02:51:39 Святителю Отче Николае! Прошу Твоего заступничества р.б. Елене. Защити Батюшка от злых и ненавидящих на работе. Накажи обидчиков. Не остави Батюшка. 2019/03/05, 13:52:52 Святой Николай Чудотворец! Прости меня грешную ! Благодарю тебя за твою помощь!Очень прошу тебя ! Помоги мне ! Прошу твоих молитв об исцелении от болезней, чтобы я могла хорошо зарабатывать, занимаясь любимым делом, помоги мне скоро и счастливо устроить мою личную жизнь. Огради и защити меня от вреда и козней недоброжелателей, от завистников и недобрых людей, от их сплетен, наговоров и злых дел!

http://isihazm.ru/1/?id=490&c_pid=8

Труден путь истинного подвижничества, путь произвольного злострадания, добровольных лишений и скорбей, путь борьбы с плотскими, чувственными влечениями, с исконным врагом нашего спасения. Из книги «Ответов» преподобных Варсонофия и Иоанна видим, что даже старцы, уже достигшие уединения и безмолвия – высшей степени подвижничества, томились от помыслов и борьбы с ними до пота и изнеможения (Ответ 492); страшно мучились от плотской страсти, которую возжигал в них злой дух, впадали в уныние, малодушие и боязнь за свое спасение (Ответы 67, 229); жаловались, что нападает на них безмерный сон (Ответ 93), то тяготит их нравственное расслабление, холодность чувства и т. п.; готовы были выйти из обители, некоторые и выходили, возвращаясь потом опять в нее (Ответы 480, 563). Но счастливы были подвижники Серидовой обители, бывшие современниками великих руководителей в святом деле подвижничества – святых старцев Варсонофия и Иоанна; в этих благодатных старцах они имели поддержку и помощь на своем трудном пути. И мы видим из книги «Ответов», что иноки постоянно обращаются к святым старцам со своим душевным состоянием, всецело предают себя и свое вечное спасение в их руки, свободно и с детскою доверчивостью открывают им свои душевные тревоги, свои сомнения и недоумения, тайные помыслы ума, сокровенные движения сердца, повергают пред ними свою сердечную скорбь, свое уныние и малодушие. И как разнообразны эти душевные состояния, эти внутренния нужды! О чем только не спрашивают иноки великих старцев! Спрашивают о мере в молитве (Ответ 74); о том, сколько часов следует спать, сколько бодрствовать и сколькими одеждами одеваться (Ответ 75); как узнать, что бодрствуешь в ночи шесть часов (Ответ 76); о мере воздержания в пище и питии (Ответ 81); как каждый может узнать, сколько ему нужно есть и пить (Ответ 83); о рассеянии мыслей (Ответ 79); отчего одолевает по временам безмерный сон и нет умиления (Ответ 92); о ночных мечтаниях (Ответ 94); что делать, если чувствуешь боязнь по ночам (Ответ 67); можно ли изучать врачебные книги (Ответ 63); употреблять ли овощи (Ответ 61); живешь ли богоугодно (Ответ 243); просят молитв о том, чтобы владеть глазами, которые очень развлекаются (Ответ 261); просят великого старца понести грехи (Ответ 267), чтобы и в будущем веке не лишиться его покрова (Ответ 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

B) Как называют это делание сердечное? Ответ: Жизнью разума. Г) Как называют делание жизни разума? Ответ: Душевным деланием. О духовной молитве Вопрос 1. Что такое духовная молитва? Ответ: – Свобода ума от внимания к посторонним предметам (то есть от общения с помыслами) – Душевные движения, вызываемые действием Святого Духа в имеющих истинное освящение и чистоту, – Тайна Будущего Века. Вопрос 2. A) Что происходит с человеком во время духовной молитвы? Ответ: Он возвышается, и его природа перестает действовать. Б) Молится ли душа во время духовной молитвы? Ответ: Нет. B) Почему? Ответ: Потому что она при этом чисто ощущает духовные предметы Будущего Века. Г) Как душа постигает эти духовные предметы? Ответ: С помощью силы Святого Духа.   Вопрос 3. А) Какова цель законов и заповедей Божиих? Ответ: Чистота сердца. Б) Как приобретают чистоту сердца подвизающиеся православные христиане? Ответ: С помощью любви к законам и заповедям Божиим и их соблюдения. Вопрос 4. А) Чем нечистая молитва отличается от чистой? Ответ: Соединением какой-либо чужой мысли или чужого помысла с умом. Б) Как называют духовное видение? Ответ: Переходом от молитвы к созерцанию. Вопрос 5. Что делает человека достойным духовной молитвы? Ответ: – Точное соблюдение заповедей Господних, – продолжительная непрестанная молитва и – совершенная чистота. Вопрос 6. Какую молитву нам следует читать? Ответ: Господи, даруй мне разум и чувство смысла святых Писаний, Вопрос 7. A) Что святые отцы называют молитвой? Ответ: Все добрые движения ума и духовное делание. B) Как святые отцы называют духовную молитву? Ответ: – Путем. – ведением и – мысленным видением. Вопрос 9. Существуют ли имена, раскрывающие смысл молитвы? Ответ: Нет. Но, как говорит святой Дионисий Ареопагит , ради чувств мы используем в отношении божественных предметов сравнения, сочетания звуков и имена. Вопрос 10. А) Когда останавливается молитва ума? Ответ: Когда он приходит в состояние созерцания. Б) Когда ум теряет способность различать свои собственные движения при молитве?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Ответ: Молитвой совершенных и языком Будущего Века. Б) Почему молчание является молитвой? Ответ: Потому что помыслы соблюдающих молчание являются божественными движениями, а движения и действия чистых сердца и разума – кроткими голосами, которыми они поют Богу. B) К чему приводят нас молчание и молитва? Ответ: Они делают нас подобными нас ангелам. Вопрос 2. A) Какой плод приносит молчание? Ответ: Благодать сердечного умиления. Б) Что рождается от умиления сердечного? Ответ: Самопознание в душе. B) Что приносит человеку хранение языка? Ответ: Благодаря хранению языка человек – видит состояние своей души и – становится причастником радости Святого Духа. Вопрос 3. Что доставляет человеку молчание в ведении? Ответ: – Оно возвышает ум человека к Богу, – просвещает его, – дает великую силу для совершения телесных трудов и – усиливает воздержание. Вопрос 4. По каким причинам люди соблюдают молчание? Ответ: – Или ради славы человеческой, – или ради ревности к добродетели, – или по причине совершения в сердце какого-то божественного делания.   Вопрос 5. A) Приносит ли пользу прекращение внешних бесед? Ответ: Да, и очень большую. Б) Что мы должны сильно любить? Ответ: Молчание. B) Почему? Ответ: Потому что ОНО: – с течением времени рождает в нашем сердце сладость, которая заставляет тело терпеть труды безмолвия, – и вызывает у нас обильные слезы. Вопрос 6. Кто не любит соблюдающего молчание раба Христова (за то, что он подвизается в добродетели молчания)? Ответ: Отведенные бесами в плен болтливости, шуток и острословия. Глава тридцать первая. О ведении   Вопрос 1. Чем является ведение? Ответ: Ступенью, через которую человек восходит на высоту веры. Когда же он приблизится к этой высоте, ведение становится ненужным. Вопрос 2. А) Чем является истинное ведение? Ответ: – Порождением искушений и – чувством, с помощью которого человек ощущает бессмертную жизнь. Б) Что такое бессмертная жизнь? Ответ: Чувство в Боге. Утешение в Боге. Вопрос 3. А) Сколько существует видов ведения? Ответ: Два.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

О Христе. Вопрос. О промышлении воплощения Христова колико естеств исповедуеши? Ответ. Два естества исповедую, едино Божества и едино человечества. Вопрос. Что есть воля Божия? Ответ. Воля Божия есть, чтобы очищать прокаженных: яко же показати хотя Христос волю и действо Божественное, рече прокаженному: Хощу, очистися. Вопрос. Что есть действо Божие? Ответ. Действо Божие есть, чтобы спастися всем человекам и на уведение истины приити. Вопрос. Что есть воля человеческая? Ответ. Воля человеческая есть, чтобы просить, да испиет, яко же на Кресте. Вопрос. Что есть действо человеческое? Ответ. Действо человеческое есть, чтобы путешествовати, утрудитися и прочая таковая. Вопрос. Колико Ипостасей о воплощении исповедуеши? Ответ. Едину Ипостась исповедую, яко той есть един Сын Божий и Сын Девы. Вопрос. Почему причастник есть Сын Отцу и Св. Духу? Ответ. Причастник им есть по естеству Божественному, понеже есть совершен Бог . Вопрос. Почему причастник есть человекам? Ответ. По естеству вочеловечения своего понеже и человек совершен есть. Вопрос. Для чего воплотился Сын, а не Отец или Дух? Ответ. Яко да сохранить свойство Ипостаси Своея: яко быти Тому на небесех Сыну и на земли Сыну, аминь». Святого Максима изложение о вере, вкратце вопрошати и отвещавати всякому христианину православному. «Вопрос. Колико естеств исповедуешь о Святей Троице и единосущней и нераздельней? Ответ. Едино естество исповедую. Вопрос. Колико существ? Ответ. Едино существо. Вопрос. Колико образов? Ответ. Един образ. Вопрос. Колико воль? Ответ. Едину волю. Вопрос. Колико Ипостасей? Ответ. Три Ипостаси исповедую, Отца, и Сына, и Св. Духа. Вопрос. Кто воплотился от Св. Троицы? Ответ. От Св. Троицы воплотился Сын Слово, в Коем два существа исповедую: едино Отцу единосущно по Божеству, и второе единосущно матери по человечеству; две воли исповедую во Христе, волю Божества и человечества; два действа; едину Ипостась Бога Слова; два рождества: первое превечное, безлетное, бесплотное, возсия бо от Отца, яко от солнца свет; второе напоследок от Святой Девы Богородицы Марии родился Бог Велий, Превечный, Собезначальный, Невидимый, Непостижимый, Неописанный, по Божеству Необыменный, Сведый сердца всех человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010