Не хочешь? думаешь, что мы недостойны? Но тогда объясни, для какой цели мы здесь, зачем ты создал нас такими мерзавцами? Нет, если Ты создал нас такими мерзавцами, то чего, спрашивается, на нас обижаться? Мы— не виноваты. Мы хотим жить. Отмени ад, Господи, отмени сегодня, сейчас! А не то я в Тебя верить перестану! И не только потому об этом прошу, что за себя беспокоюсь, а потому, что все недостойны рая, но именно потому, что мы недостойны, пусти нас туда!..» Эти рассуждения наивны и примитивны, да что поделаешь, если перед Ириной и впрямь никто не раскрыл духовной премудрости. Правда, она к тому и не стремилась, ей больше нравились её эротические увлечения, она это признаёт, так что не сказать, будто она вовсе не виновата в своём духовном невежестве. Учила, наверно, в детстве наизусть басню «Попрыгунья-стрекоза», её все учат.   В грехе и сам автор не видит большой беды. Вот его рассуждение: «Я помню Голландию начала семидесятых, церкви, где молодые люди курили марихуану и занимались любовью. Но потом наркоманы выпали в небольшой осадок, а все остальные создали здоровые семьи» 171 . Вот какая идиллия: кто-то «выпал в осадок», кто-то остепенился. Относительно «здоровых семей» остаётся некоторое сомнение. Что же до невозмутимости внутренней по поводу «осадка»— сколько в том душевной чёрствости, самодовольной теплохладности ! Грешите, ребята, никаких проблем, ну, погибнет кто-то, «выпадет в осадок»,— стоит ли о том тужить?   Но можно и пожалеть грешницу Ирину, поскольку порою в ней начинают пробуждаться потребности более сложные. Она всё-таки потянулась к Богу, но потянулась как бы из возникшего страха наказания, и не наказания ей захотелось, а награды за свои грехи. Она в своих грехах Бога обвиняет: зачем создал человека грешным? Раз создал грешными всех, то и простить всех надо. Ирина не подозревает, что затронула серьёзнейшую богословскую идею апокатастасиса, всеобщего прощения, которую Пятый Вселенский Собор отнёс к числу еретических. Человек грешит не потому, что создан мерзавцем, а потому что дурно пользуется величайшим даром Божиим— свободой. Грехом своим человек сам отдаляет себя от Бога, но потом в том Бога же и винит. Бог говорит человеку: прииди ко Мне. А человек бежит прочь, по потом ропщет: какая жестокость, не хочет Бог взять меня к Себе! Так чего же бежал, шёл бы на зов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но проблема в том, что это наше разномыслие в Валерием Павловичем Филимоновым и с некоторыми другими единомышленниками - не единственное. И вот это самое главное. Я с тревогой наблюдаю, что некоторые наши православные теоретики и общественные деятели занимают чрезмерно радикальную позицию в отношении власти. Что же получается? Народ доверил нашему национальному лидеру Владимиру Владимировичу Путину руководство страной, Президент постепенно проводит политику защиты национальных интересов, медленно поворачивает корабль под названием «Россия» вправо, в том числе и в сфере экономики. А некоторые наши православные ученые, писатели и общественные деятели криком кричат: «Караул! Наступают последние времена! Скоро мы все окажемся в электронном концлагере! Путин, отмени это, запрети то!». Мы, православные, должны быть в авангарде поддержки курса Президента, а значит и должны понимать те трудности, с которыми Глава государства сталкивается, а из нашего лагеря Президент слышит эти невыполнимые радикальные требования и катастрофические прогнозы. Так как же может Президент найти в нас, православных патриотах, опору, если мы все время будем талдычить про электронный концлагерь и биометрию, которая приведет завтра к апокалипсису?! Никак. Поэтому я и призываю всё время к трезвомыслию. Во всех вопросах. Не знаю, примете ли Вы мое разъяснение, но я так думаю. Анатолий Дмитриевич Степанов , гл. редактор «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 271. Re: О публикации В.П.Филимонова «Центробанк идет ва-банк» и комментарии редакции РНЛ А кто говорит: я люблю ближнего (на словах), а служит при этом красному диаволу - хуже язычника! 270. Ответ на 263., М.Яблоков: «Вера Христова ведь любви к ближнему учит»А к любви к Богу, вера Христова не учит? Какая заповедь стоит первой: о любви к Богу, или о любви к ближнему? " Михаил Новый Богослов " , а ты разве не в курсе, что эти две заповеди неотделимы друг от друга? " В темнице Я был, и вы посетили Меня, был наг, и вы одели Меня... "

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/20/o_...

Вопрос 16. А) Что видит созерцательный ум? Ответ: Он видит скрытые тайны Духа и созерцает славу Христа. Б) Какие существуют виды созерцания природ, посредством которых ум возвышается, действует и упражняется? Ответ: Существует три вида созерцания природ. Первые два вида – это созерцание сотворенных природ, то есть: 1) разумных и неразумных 2) духовных и телесных. 3) Третий вид – созерцание Святой Троицы.   Вопрос 18. А) Отличается ли ум подвизающегося в деятельных добродетелях от ума созерцателя? Ответ: Да. Б) С чем можно сравнить чин созерцателей? Ответ: С чином священников. Вопрос 19. Что такое истина? Ответ: Божественное чувство, которое изображается в чувствах духовного ума, вкушающего ее в себе самом. Вопрос 20. Что является нечистотой ума? Ответ: – Ложное знание, – неведение, – страстные помыслы и – согласие на грех. Зрение ума Вопрос 1. А) Что является совершенным здравием разума? Ответ: Мир. Б) Что противно миру? Ответ: Неразумная ревность. Вопрос 2. А) Чего лишен ум в нездоровом состоянии? Ответ: Действия ведения. Б) К чему это приводит? Ответ: К тому, что он теряет способность различать духовные дела. Вопрос 3 . К чему приводит помрачение ума? Ответ: К страху. А страх приводит нас к смирению и покаянию. Вопрос 4. А) Что порождает свет разума? Ответ: Веру. Б) К чему приводит смущение разума? Ответ: – К помрачению души, которое вызывает помутнение ума. Вопрос 5. А) Что должно предшествовать брани с мысленным врагом? Ответ: Содействие Божие. Б) Что укрепляет в разуме надежду и страх? Ответ: Удаление от людей и непрестанная молитва. Вопрос 6. А) Что порождает зрение ума? Ответ: Горячие помыслы. Б) Где зрение ума запечатлевает горячие помыслы? Ответ: В душе. В) Как называется зрение ума? Ответ: Созерцание. Чистота ума Вопрос 1. Что такое чистота ума? Ответ: Чистый ум имеет тот, кто после совершения добродетелей возвышается к размышлению о божественных предметах. Вопрос 2. А) Что приобретает человек благодаря чистоте ума? Ответ: Он начинает видеть тайны Божии. Б) От чего рождается помрачение ума?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

мощи в пещерной трапезе и в восторге душевном возгласил: «Святые отцы и братия! Сегодня Христос воскресе!» – и вдруг от всех гробов угодников Божиих будто гром небесный последовал ему ответ: «Воистину воскресе!» Веруем и уповаем, что и наши усопшие о Христе братия отвечают нам тем же на наш радостный привет Воскресения. Так повелел господин поступить с тем немилосердным рабом, который не хотел простить своему должнику-товарищу ста динариев, – каких-нибудь двадцать рублей на наши деньги, тогда как ему самому был прощен долг в десять тысяч талантов, или в несколько миллионов рублей. Страшное дело – гнев Божий, возжигаемый нашими грехами! Согрешил некогда светоносный ангел, – «и прогневался Господь на него», и свергнул его с неба и заключил в бездны адские на веки вечные. Согрешил Адам, – «и прогневался Господь на него», и изгнал его из Рая, и осудил его в поте лица возделывать землю, приносящую ему терния и волчцы. Согрешили современники Ноя, – «и прогневался Господь на них», и навел на них потоп водный и погубил их с лица земли. Согрешили содомляне, «и прогневался Господь на них» , и послал огонь небесный и истребил их. Не раз согрешали евреи, – «и гневался Господь на них», и предавал их в руки врагов их – халдеев, вавилонян и ассириян. Согрешил сам любимец Божий – Давид, но «Господь прогневался и на него»; и наказал его сначала смертью детей, а потом мором, от которого вымерло несколько тысяч его подданных. Согрешаем и мы, и разве не видим мы, как наказует нас Господь – то болезнями, то смертью, то разными и многообразными бедами и несчастьями? Воистину страшен во гневе Своем Господь, и сей гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: «о, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» ( Иов.14:13 ), – взывал он к Богу в скорби души своей. И вот, когда Господь только разгневан, то есть ли кто-нибудь, кто мог бы походатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердие и благость? – Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему как Богу, отступив от Бога Истинного, – то прогневанный Господь совсем хотел истребить их с лица земли. «Оставь Меня, – говорил Он Моисею, – да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» ( Исх.32:10 ). Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? – Это дивное дело совершила молитва Моисея: «Отврати пламенный гнев Твой, – взывал он к Богу, – отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Иакова» ( Исх.32:12–13 ). И престал Господь от гнева Своего, и смиловался над народом Своим, и простил евреям оное страшное беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вопрос 3. Какую пользу приносит бдение в целом? Ответ: – Оно делает ум острым, . очищает сердце, – изгоняет из сердца земные помыслы и – приносит изумление и созерцание. Вопрос 4. А) Требуется ли рассудительность при совершении бдения? Ответ: Конечно, да, Б) Почему? Ответ: Потому что бдение должно совершаться с рассудительностью.   Вопрос 5. Какую пользу приносит постоянное бдение? Ответ: – Оно помогает совлечь с себя ветхого человека и – обновляет, просветляет и очищает ум.   Вопрос 6. А) Чего следует избегать совершающему делание бдения? Ответ: Общения и бесед с друзьями. Б) Почему? Ответ: Потому что это необходимо для сохранения благодати Божией.   Вопрос 7. Что теряет совершающий бдение ночью и не хранящий внимания днем? Ответ: – Молитву, – трезвение и – горячность сердца. Чистота телесная Вопрос 1. Чем является очищение тела от скверны? Ответ: Святостью и освящением тела.   Вопрос 2. А) Какие дела называются телесными? Ответ: Совершаемые ради очищения плоти. Б) Каким образом очищается плоть? Ответ: Посредством деятельных добродетелей (то есть внешних подвигов). Телесные труды Вопрос 1. Куда вводит человека подвижничество? Ответ: В первый чип познания Святого Духа. Вопрос 2. А) Чего требует от человека крест Христов? Ответ: Готовности воли к любым скорбям, тяготам и трудам. Б) Чем является время настоящей жизни? Ответ: Временем духовной брани, Вопрос 3. А) К чему приводят труды, подвиги и молитва с бдением? Ответ: К очищению от страстей. Б) Чем является добровольное исполнение епитимьи за преступление божественных заповедей? Ответ: – Радостью о Боге и – признаком покаяния. Вопрос 4. Что приносят человеку добровольные лишения и труды? Ответ: – Милость Божию, – покров промысла Божиего и – чистые помыслы. Вопрос 5. Что приносят человеку труды ради Бога? Ответ: Радость. Вопрос 6. A) Кто наиболее твердо стоит в истине? Ответ: Тот, кто скрыто совершает труды добродетели. Б) Что скрывают в себе труды добродетели? Ответ: Жизнь и победу воскресения. B) Что скрывают в себе наслаждения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

15:22). 1212 Пснь 3 – следует сразу за песнью 1, вторая же песнь в этом каноне опускается. Это связано с тем, что песнь 2 (Песнь Моисея во время шествия израильского народа по пустыне), носящая сугубо покаянный характер, не соответствует духу праздничных песнопений. Каноны, содержащие в своем составе 2-ю песнь, исполняются только в постных службах. По своему содержанию ирмос песни 3 являет собой благодарственную песнь матери пророка Самуила Анны. Сын, данный бесплодной Анне по ее молитве, был посвящен Богу на служение. Подобно Самуилу, святитель Филипп избирает стезю служения Богу. Он отказывается от земной славы и плотских желаний, приобщаясь к Божественному свету. 1213 ...Змия умертвила еси, умертвившаго Адама в пород.и Ев праматери составльшаго печаль... – Рождение Христа Богородицей стало искуплением первородного греха. После грехопадения прародителей человечества грех и смерть, вошедшие в мир, отразились на всем их потомстве. Адам стал прародителем грешного рода ( Ос. 6:7 ). Но с рождением «второго» Адама – Иисуса Христа, ставшего праотцем праведного рода ( Рим. 5 ), змей, соблазнивший Еву, был повержен, согласно воле Бога – семя жены будет поражать змея в голову ( Быт. 3:15 ). 1216 ...Яко апостолу избранному тезоименитъ, отче, подражатель. – Св. Филипп при пострижении в монахи получил имя одного из двенадцати апостолов, призванных Иисусом Христом ( Лк. 6, 13–16 ; Ин. 1, 43:44 ), Филиппа, который, по некоторым источникам, проповедуя Евангелие, был распят на кресте головой вниз (Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1995. С. 115). 1218 Пснь 4. Ирмосъ: Пророк Аввакумъ мысленыма. – Песнь пророка Аввакума, предвидевшего пришествие Бога. Тропари 4-й песни не связаны с содержанием ирмоса буквально, лишь в третьем тропаре перефразируются слова из ирмоса «Тем и вопияше: от Юга приходит Бог, слава снисхождению Твоему». 1219 Пснь 5. Ирмосъ: Мракъ душа моея отмени. – Песнь Пророка Исайи, возвестившего рождение от Девы Спасителя (Еммануила). 1220 Луча праведнаго солнца явися мирови...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он думал, что царь, увидев ее, по своей неопытности влюбится и повелит отдать ее за него замуж. " Вельможи, а особенно Шадиман Баратов, не захотят, конечно, чтобы царица их была из дворян, а не из более знатного рода, и этот случай может дать мне повод к исполнению задуманного " , - рассчитывал Саакадзе. Недолго думая, он так и сделал: пригласил царя к себе в Носте , во время пира привел свою сестру и велел ей, чтобы она подала государю в серебряной чаше вино. Царь Луарсаб, увидев красавицу, прельстился ею и захотел взять ее в супруги, но своего замысла никому еще не открывал. На другой день царь, призвав к себе Георгия, объявил ему, что хочет жениться на его сестре по такой причине: " Она нравится мне, - говорил государь, - своей честностью и скромностью " . Георгий, как бы не желая этого, не соглашался и со слезами стал просить и умолять царя оставить это намерение. И мать Луарсаба, вдовствующая царица Мария, дочь князя Липарита, тоже просила и умоляла сына отменить свое решение. Они говорили ему, что неприлично царю брать супругу из дворян и возводить ее в достоинство царицы. " Знай, царь, что этому выбору противостанут вельможи и вся знать, поэтому прошу величество твое, - говорил Саакадзе, - отмени приказание " . Несмотря на просьбы Георгия и матери, царь остался непреклонным. После сего и вельможи царя стали просить и умолять его не совершать поступка, неподобающего, по их мнению, человеку в таком высоком положении. Они опасались, что государством начнет править через сестру лукавый и хитрый Саакадзе. Царю напомнили о его деде, Симеоне Великом, и его отце, Георгии Храбром, и просили его, чтобы он шел по их стопам и не нарушал принятых в обществе установлений. Вельможи открыли царю хитрость и двуличность бесчестного Саакадзе. И царь, увидев себя в сетях обмана, послушался вельмож и отказался от женитьбы на сестре Георгия. Здраво посмотрев на дело, он увидел, в какую беду мог вовлечь себя, породнившись с Георгием. Поэтому приказал тайно заключить Саакадзе в темницу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

С.В. Белецкий и Д.Н. Сатырева в статье «Псков и орден в первой половине XIII века, опубликованной в книге «Князь Александр Невский и его эпоха», изданной в Санкт-Петербурге в 1995 году, писали: «Псковский княжеский стол на протяжении достаточно длительного времени занимали представители смоленской ветви Рюриковичей – потомки Ростислава Мстиславича (Мстислав Старый, его сын Всеволод, сын Мстислава Храброго Владимир, Ярослав Владимирович). В то же время на новгородском княжеском столе в первые десятилетия XIII века происходило чередование представителей Суздальского княжеского дома (потомство Всеволода Большое Гнездо) и смоленских Ростиславичей. Противостояние этих двух княжеских родов, особенно ярко проявившееся в событиях весны 1216 года, завершившихся Липецкой битвой и поражением Всеволодичей, превратило Псков в 20–30-е годы XIII века в оплот сил, оппозиционных Суздальскому княжескому дому. С учётом же того, что Псков ориентировался на мирные, дружеские отношения с формирующимся Орденским государством, Орден меченосцев стал, как представляется, естественным союзником и для новгородской оппозиции Суздалю. Не случайным представляется участие Пскова в конфликте князя Ярослава Всеволодовича с «Борисовой чадью» и ппоследовавший отъезд «Борисовой чади» вместе с князем Ярославом Владимировичем во владения Ордена. В 1228 году, когда Ярослав Всеволодович Переяславский готовил поход на Орден, псковичи и новгородцы отказали князю в помощи. Действия переяславского князя в этот момент представляются попыткой лишить смоленских Ростиславичей их политического союзника». В конце лета 1228 года князь Ярослав с женой выехал из Новгорода в Переяславль, оставив в Новгороде «два сына своя, Феодора и Алексадра, с Федором Даниловицем, с тиуном Якимом». Часть бояр сместила архиепископа Арсения, сторонника владимирских князей, «бысть мятеж в Новгороде велик». Бояре послали послов в Переяславль к Ярославу: «Приходи к нам, поборы отмени, судей по волости тебе не слать; на всей воле нашей и на всех грамотах Ярославлих – ты наш князь, или – ты собе, а мы собе». Ярослав не принял этих условий, делающих власть князя в Новгороде фикцией. 20 февраля 1229 года княжичи бежали из Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Праздник 8 марта всегда будет в глубине сохранять свой изначальный смысл, который не вымараешь. Так что этот день никак не может быть приемлем для православного человека, - убежден отец Александр. - А День Жен-мироносиц вполне уместный праздник, причем не праздник женского пола, а именно праздник женской добродетели – почувствуйте разницу!» «У меня в семье и среди прихожан нашего храма – да, кажется, и вообще среди верующих 8 марта не одобряют. Хотя, конечно, женщин мы с ним поздравляем. Кстати, еще Патриарх Алексий II сказал, что в день 8 марта, конечно, хочется пожелать здравия и спасения всем нашим гражданам, и женщинам в том числе. Так что в этот день всегда можно пожелать здравия и спасения души всем людям, а можно только женщинам, если хотите. Так что я поддерживаю инициативу о переносе праздника на День святых Жен-мироносиц, откуда бы она ни исходила», - заключил пастырь. Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии , напомнил, что когда-то был великий день 7 ноября. «Тысячи людей выходили на площади, - пояснил он. - Сегодня уже никто о нем вспоминает. Все, успокоились. Спокойно стали относиться к 1 мая – дню труда и чего-то еще. Только вначале кажется: отмени праздник, и произойдет что-то страшное. Представьте: ребенок берет яйцо, прокалывает его иголкой, выпивает содержимое. Остается скорлупка. Внешне она ничем не отличается от яйца. Но ею никого не накормишь, из нее не появится цыпленок. 8 марта - такая же скорлупка, у которой нет никакого внутреннего содержания». «Безусловно, - продолжил он, - женщину нужно почитать. И я считаю, нам сегодня по силам сделать из празднования дня святых Жен-мироносиц новую традицию - точнее, возродить старую. Нужно наполнять смыслом наши праздники. И тогда будет результат: женщина задумается о том, кто она, в чем ее женское призвание. А пытаться сохранять уже давно высохшую, пустую, никчемную скорлупу только потому, что она есть, я считаю, бессмысленно».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/19/ne...

В мотронинском монастыре произошла великая смута в начале августа: наместник, келарь просили увольнения, иноки собирались разбегаться. 251 В начале сентября наместник мошногорского монастыря начал перебираться на восточную сторону Днепра с монастырским имуществом. 252 Вслед затем 12 иноков этого монастыря были схвачены униатами и увезены в Радомысль. 253 Далее, оба монастыря получили от Мокрицкого грозное запрещение преподавать народу требы. 254 Два главнейших монастыря приходили таким образом в расстройство и теряли значение убежищ для бедствующего православного народа. В то же время исчезали и другие средства к поддержанию и охранению украинского православия. Духовные правители или разбежались, или схвачены были униатами. 255 Между тем к Гервасию в те же времена поступали жалобы на такие вопиющие дела, как мучение Даниила, расправа Мокрицкого с телепинцами. 256 Гервасий в этих трудных обстоятельствах показал необычайную высоту мысли, твердость и спокойствие духа и глубину пастырской любви. Он потребовал от иноков мотронинских и мошногорских, чтобы они оставались на месте, жили спокойно, 257 не смотря на запрещение униатов, исполняли свои обязанности по отношению к народу 258 и всем внушил «надеяться на Бога, на свою правоту и на защиту России. «Как при отцу игумену (Мельхиседеке) всяк свое звание несл, и теперь всем тем без отмени тии отправлять и не ужасатся ничего и ничем себе не тревожить», – приказал он написать к властям мотронинского монастыря. 259 «Российское дело как здесь (в Переяславе), так и там (в заднепровских монастырях) никому кроме России не подлежательно», – приказал он написать к наместнику мошногорского монастыря. 260 «Поступки их (униатов), каковие они в нынешние времена отправляют, суть всем не точию вышпоказанним (указам русским, польским конституциям, привилегиям и трактатам России с Польшей), но и всякой правой совести и всем всего мира правам противнии и бесчеловечием покрашени, о чем Россия благоразумно поступит и дело о том, где надлежит, производится; и того ради пустих и недельних угрожений не зачитая в дело …… в силу выше явленных привилегий и протчего – всех православных детей крестити, православных тайн божественних сообщати и всякие обряды христианские требующим преподавати, священство православное, братию нашу, и других православных содержати и сохранити и всякими мерами защищати», – приказал Гервасий написать в оба монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010