Филиппу очень не хотелось принимать сан Митрополита Московского. Он любил свой дальний монастырь, знал, что ему будет трудно с царем. Наконец он сказал: – Я повинуюсь тебе, царь, но отмени опричнину, иначе невозможно мне быть Митрополитом. – Не вмешивайся в дела государства, – отвечал царь. – Твое дело – молиться за нас, а я буду править государством по своей воле! Просьбы всех епископов, всего народа и воля царя в конце концов заставили Филиппа согласиться. Но он понимал, что ему не миновать беды. Став Митрополитом, Филипп бесстрашно говорил правду царю и обличал его в жестокости к подданным. Поначалу царь слушал его, и казни стали реже, но так продолжалось недолго. Однажды, когда царь и опричники пришли в храм в монашеских подрясниках, одетых поверх оружия и богатых одежд, святитель Филипп не дал им подойти под благословение и сказал при всем народе: – Ни в делах, ни в одежде не узнаю царя... Невинная кровь вопиет к Богу... Царь велел лишить Митрополита сана. Опричники ворвались в алтарь, сорвали с Митрополита облаченье, с бранью и побоями выгнали из храма и, заковав в цепи, отвезли в монастырь, где долго морили голодом. Через год, проезжая мимо этого монастыря, царь послал к Филиппу старшего опричника, Малюту Скуратова. Святитель сказал: – Вот пришел мой конец. Он причастился и стал на молитву. Малюта Скуратов ворвался в его келью и сам задушил святителя. Митрополита Филиппа очень скоро стали почитать как святого. Сын Ивана Грозного, царь Федор, разрешил монахам Соловецкого монастыря перевезти к себе тело святителя, а еще через сто лет царь Алексей Михайлович совершил торжественный обряд покаяния перед гробом святого Филиппа. Святой преподобный Нил Сорский Преподобный Нил жил в России в XV веке. В то же самое время и так же в Московской Руси жил другой святой, преподобный Иосиф Волоцкий . Оба эти святые совсем по-разному относились к важным вопросам духовной и церковной жизни, совсем иначе думали о том, что самое важное для Церкви. Оба святые жили приблизительно через сто лет после преподобного Сергия Радонежского, во время превращения Московского княжества в царство, присоединившее к себе все другие княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

«Император— заключил я, — будь подобен жене сей. Люби церковь. Ради любви прости тех, которые признаны виновными в указе. Ради церкви отмени свой приказ. Возлей миро, чтобы весь дом, где обитает Христос, наполнился его благоуханием». «Зачем ты об этом начал?» «Затем, что это клонится к твоей пользе». «Конечно, я поступил строго, но монахи творят много преступного». После сих слов императора монахов стал порицать военачальник, но я сказал ему: «Я говорю так с императором, ибо он имеет страх Божий; с тобою же я говорил бы иначе». И сказал я императору: «Позволь мне со спокойною совестью совершать евхаристическую жертву, развяжи мне душу». Он кивнул головой, но не сказал ничего. Я снова заметил ему: «Приостанови распоряжения». Он обещал. «Я буду действовать, полагаясь на твое слово», — сказал я и повторил эти слова еще раз. «Действуй, полагаясь на мое слово». И я приступил к алтарю и, истинно, почувствовал благодать и незримое присутствие Бога. Все совершилось, как я хотел (epist. 41)».  На соборе Константинопольском 381 г., на место умершего Мелетия антиохийского поставлен был Флавиан. Рим, а за ним и другие западные епископы поддерживали общение с партией Павлина, и, не признавая Флавиана законным епископом, требовали, чтобы он явился в Рим на суд западных епископов. Так как Флавиан медлил исполнить это требование, то три римские епископа, Дамас, Сирикий и Анастасий, преемственно осаждали Феодосия просьбами, чтобы он распорядился о присылке епископа антиохийского в Рим, и даже упрекали императора, что он низлагает своих собственных врагов узурпаторов, но оставляет безнаказанными тех, которые тиранически посягают на законы Христовы. И уже сам император склонил западных епископов к миру и общению с Флавианом. Таким образом, сами епископы поощряли императора к вмешательству в дела церковные.  Из времени царствования Аркадия на востоке (395—408) и Гонория на западе (395—423) можно отметить следующие факты отношения между церковью и государством.  На ход пелагианского спора имели немаловажное влияние эдикты Гонория 418 г., в силу которых пелагиане подвергались гражданскому преследованию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И в ныне чтенном Евангелии говорится, что фарисей пригласил к себе в дом Христа на трапезу. Христос пришел и возлег. Тогда к Нему подошла одна жена грешница, и ставши у ног Его, обливала их слезами и отерла их волосами и полила миром ( Лк.7:37,38 ). „Император, – заключил я, – будь подобен жене сей. Люби церковь . Ради любви прости тех, которые признаны виновными в указе. Ради церкви отмени свой приказ. Возлей миро, чтобы весь дом, где обитает Христос, наполнился его благоуханием“. „Зачем ты об этом начал?“ „Затем, что это клонится к твоей пользе“. „Конечно, я поступил строго, но монахи творят много преступного“. После сих слов императора монахов стал порицать военачальник, но я сказал ему: „Я говорю так с императором, ибо он имеет страх Божий; с тобою же я говорил бы иначе». И сказал я императору: „Позволь мне со спокойною совестью совершать евхаристическую жертву, развяжи мне душу“. Он кивнул головой, но не сказал ничего. Я снова заметил ему: „Приостанови распоряжения“. Он обещал. „Я буду действовать, полагаясь на твое слово“ – сказал я и повторил эти слова еще раз. „Действуй, полагаясь на мое слово“. И я приступил к алтарю и, истинно, почувствовал благодать и незримое присутствие Бога. Все совершилось, как я хотел (epist. 41)». На соборе Константинопольском 381 г., на место умершего Мелетия антиохийского поставлен был Флавиан. Рим, а за ним и другие западные епископы поддерживали общение с партией Павлина, и, не признавая Флавиана законным епископом, требовали, чтобы он явился в Рим на суд западных епископов. Так как Флавиан медлил исполнить это требование, то три римские епископа, Дамас, Сирикий и Анастасий, преемственно осаждали Феодосия просьбами, чтобы он распорядился о присылке епископа антиохийского в Рим, и даже упрекали императора, что он низлагает своих собственных врагов узурпаторов, но оставляет безнаказанными тех, которые тиранически посягают на законы Христовы. И уже сам император склонил западных епископов к миру и общению с Флавианом. Таким образом, сами епископы поощряли императора к вмешательству в дела церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Да и Преосвященный Собор о нем крепко и единодушно праведне, не имея кто ненависти и тщетныя любве, по правилом святых апостол и святых отец, рассуждают, помянуя кииждо Страшный суд и воздаяние комуждо по делом его. Они же Преосвященный Собор слыша премудрейшее его, великого государя, повеление, идоша в крестовую патриаршу палату. И на утрее февраля в 17-й день, по его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича… указу боярин Петр Михайлович Салтыков принес на Собор сказки писмяныя, и Преосвященний прияша сказки и свидетелей против сказок на Соборе допрашивали, священного чину по священству; а прочих по святой непорочной евангельской заповеди. В сказках Преосвященного Питирима митрополита Сарского и Подонского и боярина князя Алексея Никитича Трубецкого написано: Никон патриаршества своего отречеся с клятвою. А в прочих сказках во всех о отречении патриаршества его написано: отречеся Патриарх Патриаршества своего, во всех согласно, и впредь на Патриаршестве обещался не быти. И Преосвященный Собор сказал слушав по знали: Святейший Патриарх Никон оставил свой патриарший престол своею волею. И в том посылали доложить великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича… боярина Петра Михайловича Салтыкова… и по указу… велели выписать из правил святых апостол и святых отец. А у выписки велели быть, Преосвященным архиепископам: Маркелу, Илариону, Макарию и архимандриту Павлу и игумену Симону. И в той их выписке про патриарший отход и суд правил святых апостол и святых отец вселенских 7 Соборов не объявилося…» «Разсмотри: колико есть написано лжи, а не истины в письме Собора. Бывшим нам по отшествии в Воскресенском монастыре, где и болши и ничто нам помяну государь царь что любо о Патриаршестве, ведая нашему отшествию вину. Но и на Москве нам бывшим сказано, что орда хотела на Московские места наступить и ничтоже государь царь, егда нам видевшимся с ним о сем возвести, и ни в чем отмени в пришествие наше; но якоже бывшим нам на Москве, тако же сотвори якоже обычай имел прежде на Патриаршеский чин и на седалищи оном седети нам указа, якоже вси видят бывший ту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Игорь 6 декабря 2010, 20:00 3. Я не совсем понимаю каким методом было определено, что канон не работает в современной межхристианской ситуации, так как угроза есть, а его нарушение сеет смуту не только в среде мирян, но и священноначалия.Есть или да, или нет.Одновременно и да, и нет не бывает.Или скажи, что канон работает и не смей нарушать его, или отмени его, вернее, по меткому выражению очень популярного протодъякона, " положи его на полку и забудь о нем " .Россия только начинает вспоминать свое православное прошлое и с огромными усилиями полагает каждый кирпичик в только строящееся здание православного будущего и нарушение данного канона попросту размывает еще такой хрупкий православный менталитет народа.Кто-нибудь считал сколько людей отпало от Церкви по причине нарушения канонов священноначалием и ПОЛНОГО отсутствие наказания за нарушение их. Игорь 6 декабря 2010, 20:00 2 Однако этот же канон, по мнению митрополита Кирилла, " не работает " в " современной межхристианской ситуации " , т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. " Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение " Отче наш " (я не говорю о совместном богослужении), подорвет единство Церкви — эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: " Давайте вместе помолимся " , но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены " , — объяснил председатель ОВЦС. Игорь 6 декабря 2010, 20:00 1. 16.11.07. Будущий Патриарх, а тогда глава ОВЦС митрополит Кирилл произносит слова: " ...что канон о запрете молитвенного общения " с так называемыми еретиками " — это " очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня " . Иерарх разъяснил, что главная цель этого канона в том, что он " предотвращает разрушение Церкви " . " Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения " . И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он " в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине " .

http://pravoslavie.ru/43288.html

14 . Так написал Ариминский собор 3358 , но от него я обоснованно отвращаюсь, следую же я определению Никейского собора 3359 , от которого меня не сможет отлучить ни смерть, ни меч. Этой вере следует и ее одобряет родитель 3360 твоей милости блаженнейший император Феодосий, этой веры держатся Галлия и Испания 3361 , и все хранят ее с благочестивым исповеданием Божественного Духа. 15 . Если нужно обсуждать, то я приучен обсуждать в Церкви, как поступали мои предки. Если нужно говорить о вере, это должен быть разговор епископов, как было сделано при Константине, августейшей памяти принцепсе, который не предпосылал никаких законов, но предоставил епископам свободу суждения. Делалось так и при Констанцие, августейшей памяти императоре, наследнике отчего достоинства. Он хорошо начал, но ему не удалось так же закончить. Сначала епископы искренне исповедали свою веру, но некоторые из них захотели внутри дворца рассуждать о вере, и они добились того, что правильные определения были испорчены оговорками. Однако искаженное мнение было сразу отозвано, и большинство иерархов в Арминии, несомненно, одобрили веру Никейского собора и осудили арминские постановления. 16 . Предположим, что Авксентий созывает собор, чтобы спорить о вере. Пусть и нет необходимости утруждаться стольким епископам из–за одного, и не следует его, даже если бы он был ангелом с неба 3362 , предпочитать церковному миру, но, услышав о созыве собора, я и сам не остался бы в стороне. Отмени закон, если хочешь устроить диспут! 17 . Я бы даже пришел, император, в консисторий 3363 твоей милости и высказал свое мнение во всеуслышание, если бы мне позволили епископы и народ, считающие, что о вере следует говорить публично в церкви. 18 . О если бы ты не объявлял, что я волен идти, куда пожелаю! Я выходил ежедневно, никто меня не охранял. Ты мог сослать меня куда угодно, ведь я был у всех на виду. Теперь же епископы говорят мне: «Невелика разница, по своей ли воле ты оставишь алтарь Христов или предашь его, потому что, если оставишь, — предашь».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Войдет ли богатый в Царство Небесное РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84478.html 22 марта 1997 Священник Петр Коломейцев Войдет ли богатый в Царство Небесное Источник:  " Урания " 4, 1997 В опере Гуно " Фауст " есть такие слова: " На земле весь род людской чтит один кумир презренный, тот кумир – телец златой " . И еще: " Люди гибнут за металл, сатана там правит бал " . Много произведений посвящено тому, что какое зло – деньги. Они портят человека. Известно выражение: " Хороший был человек, да деньги испортили " . Деньги, как ржавчина, разъедают, человек служит им. Такое впечатление. Что отмени деньги и все зло на земле исчезнет. Что же такое деньги: зло или добро? Ни то, ни другое. Деньги сами по себе нейтральны. По отношению к деньгам мы можем видеть у людей два греха – грех скупости, стяжательства, и грех расточительства, мотовства. К чему они ведут? Грех расточительства – к тому, что человек перестает ценить плоды труда, ведет праздную жизнь, появляется желание тратить не только свои, но и чужие деньги. Другой грех – скупости и стяжательства – обычно побуждает заботится о накоплении, последствия чего часто пагубны: нечестно заработать, украсть или смошенничать. Оба этих греха, присутствуя в одном человеке, могут толкать его на преступления – на разбой, грабеж. Значит дело не в деньгах, а в отношении к труду. И здесь мы можем четко опираться на Евангельские принципы. Апостол Павел говорит: " Кто не хочет трудиться, тот и не ешь " . И сам он очень щепетильно относился к денежным средствам, которые получал в своих апостольских путешествиях от христианских общин. Он писал, что у любезных его сердцу христиан одной общины может принять деньги для себя, а у других никогда, чтобы не ввести их в смущение, и предпочитает зарабатывать сам, занимаясь изготовлением палаток (Деян. 18:3). Апостол Павел однозначно говорит, что труд – благо, трудиться – обязанность христианина. Он повторяет слова Закона Моисеева: " Не заграждай рта у вола молотящего " (1Кор. 9:9, Втор. 25:4) и слова Христа: " Труждающийся достоин пропитания " (Мф 10:10) в послании ап. Иакова к неправедным богачам обращены такие слова: " Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли Жнецов дошли до слуха Господа... " (Иак 5:4). Но, согласно Евангелию, нетруждающиеся тоже бывают достойны пропитания. В Библии содержатся указания о необходимости оставлять остатки своего труда вдовым, сиротам и нищим (Втор. 23:24). В более позднее время св. Иоанн Златоуст сказал: не спрашивай протягивающего тебе руку, действительно ли он нуждается, а дай ему, потому что если сам окажешься в подобном положении, тебя тоже не спросят. Превознося труд и считая справедливой достойную его оплату, Евангелие учит, что сама возможность трудиться, наличие работы и умения – тоже дар Божий.

http://religare.ru/2_84478_1_21.html

Из писмото на Константинополския Патриарх Вартоломей до митрополита на Чешките земи и Словакия Христофор 102 от 4 февруари 2012 г. (като повод за писмото е послужило празнуването на 60-годишнината от автокефалията на Православната църква на Чешките земи и Словакия в Прага): «В случай на повторение на аналогични мероприятия по празнуване на смятаната като да не е била и от самото начало признавана за недействителна автокефалия, натрапена от Московската патриаршия на Чехословашката църква, Вселенската патриаршия със съжаление ще бъде принудена да отмени предоставената на Вашата църква преди 14 години канонична автокефалия, да върне на Чехословашката църква съществувалия преди този каноничен акт статут на автономна църква, да я заличи от свещените диптихи на Православните автокефални църкви, където тя заема четиринадесето място, и да уведоми за това всички сестрински Православни църкви». Anastassiadis A. Un «Vatican anglicano-orthodoxe» а Constantinople?: Relations interconfessionnelles, rêves impériaux et enjeux de pouvoir en Méditerranée orientale а la fin de la Grande Guerre//Voisinages fragiles: Les relations interconfessionnelles dans le Sud-Est européen et la Méditerrannée orientale 1854-1923: Contraintes locales et enjeux internationaux/Éd. A. Anastassiadis. Athènes, 2013. P. 283-302. κκλησιαστικ λθεια. 1922. Σ. 130.  В частност, през 1993 г., когато Йерусалимската патриаршия реши да възстанови  съществувалата по-рано своя епархия в Австралия и назначи там екзарх, това решение предизвика крайно рязка реакция от страна на Константинополската патриаршия: на състоялото се в Истанбул на 30-31 юли 1993 г. заседание на разширения Синод на Константинополската църква с участието на Предстоятелите на Александрийската и Еладската църкви и представители на Кипърската църква, двама архиереи на Йерусалимската патриаршия бяха лишени от свещен сан, а Йерусалимският Патриарх Диодор бе осъден за «богохулно нарушаване» на светите канони, съблазън и разделение на гръцкия народ. Прекратено бе споменаването му в диптихите на Константинополската църква, но по «милост и човеколюбие» му бе дадено време за покаяние и отмяна на решението за създаване на юрисдикция на Йерусалимската патриаршия в Австралия под заплахата, че в противен случай той ще бъде лишен от сан. В създалите се условия Патриарх Диодор беше принуден да се откаже от създаването на екзархия в Австралия и другите страни на диаспората, след което споменаването му в диптихите на Константинополската църква беше възобновено, а лишените от сан архиереи бяха възстановени в сана си. Вж.: Константинопольская Православная Церковь//Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 37. С. 289.

http://mospat.ru/bg/news/90540/

Сильно гневается Господь и хочет уничтожить их, стереть с лица земли. Моисей же ходатайствует и просит: Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Иакова, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32, 11-14). Видите, предстательство Моисея умилостивило Бога и Господь отменил Свое наказание. Но Моисей ведь был пред Богом только простой раб, так же, как и Авраам, Исаак и Иаков были только рабы. А Пресвятая Дева Мария кто является пред Богом? - Мать, возлюбленная Мать, избранная из всего творения. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что существует беспредельная разница между рабами Божиими и Матерью Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников евреев, то ходатайство Пречистой Девы Марии тем более сдержит этот Божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан. Бог, умоляемый всеми святыми, иногда выслушивает их, но иногда и не внимает им; Он - Господь, а те - рабы; они просят о милости, оказать или не оказать которую - в Его свободной воле. Вспомните: апостол Павел просил у Бога трижды и не был услышан. Но, умоляемый Пресвятою Девой, Господь внимает Ей всегда: Он - Ее Сын, Она - Его Матерь. А чтобы Сын исполнял прошения Матери, это не есть милость, но естественный долг. Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, царь, как говорит Божественное Писание, поднялся со своего престола, поклонился ей, поставил другой престол, и села она по правую сторону его. И когда она сказала, что имеет просить у него одну милость, он ответил ей: Проси, мати моя, яко не отвращуся от тебе (3 Цар. 2, 20). Царь Соломон знал, что, хотя он и царь, однако должен почитать свою мать, как царицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Чистое сердце есть источник обильных радостей, а нечистое – обильный источник скорбей и теснот; нечистое сердце не допускает до чтения Святого Евангелия, до храма, икон, до молитвы, и нечистый бежит от богослужения, от храма, от Евангелия. Будучи нечист сердцем, человек бежит от святыни храма, от икон, святых мощей и пр., потому что его сильно беспокоят и мучат помыслы сомнения, помыслы лукавые, скверные, хульные, или он стоит в храме и тесним ими. Чистый сердцем сообразен Пречистому Богу и потому Бога узрит [ Мф. 5,8 ]. Как сквозь нечистое стекло представляется все нечистым, и самое солнце, – так сквозь нечистое сердце человеку представляется все нечистым, и самые святые лица и вещи. Так например, человек создан пречистыми руками Божиими чисто, неблазненно, премудро; однако ж человек с нечистым сердцем часто смотрит нечистыми очами на подобного себе человека и готов бывает обратить его в предмет животного и плотского, грубого наслаждения или же воспламеняется к нему нечистою похотию. Нищий духом видит пред собою, около себя и в себе тьму благодеяний Божиих, настоящих, прошедших и будущих, и благодарит за них всегда усердно Бога; а гордый бывает слеп – не видит их, приписывает все себе, своему уму, своим трудам или своему воспитанию, происхождению и не благодарит Господа. Нищий духом часто повторяет молитву: От Адама, Иисусе мой, согрешившыя вся... победих страстьми, окаянный, но Ты... 87 Нечистый сердцем должен читать молитву к Божией Матери утреннюю: Пресвятая Владычице моя Богородице... отмени от мене... После обильного причащения (вынуты части из трехсот просфор). 19-го октября. 19-го октября. Суббота. За пресыщение мясом Господь наказал меня оставлением во время всенощной: чужд я был благодати и неразлучного с нею мира, ощущал томление, боязнь, страх бесовский; возгласов многих не договаривал; молитву Христе, Свете истинный дважды повторял и не мог произнести; на словах да знаменуется становился в тупик; отпуста всего сказать не мог; прощения во грехах не просил, потому что не мог – диавол занял сердце. Боже, очисти мя, грешного! И за то Господь оставил, что на нищих озлобился и одного нищего толкнул стремительно, когда он настойчиво приступал ко мне с просьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010