Основан в конце XV века преподобным Александром Свирским, ставшим первым игуменом обители. Назван в честь Святой Троицы и самого преподобного. Еще при жизни основателя обители начали складываться два расположенных рядом архитектурных комплекса монастыря. Свято-Троицкий монастырский комплекс включает Троицкий собор (1694-1698), Покровскую церковь (1533-1585), звонницы (1647-1674), церковь прп. Иоанна Дамаскина (1718), братские корпуса (1670-е). Спасо-Преображенский монастырский комплекс объединяет надкладезную (водосвятную) часовню (1791), Святые врата с надвратной Никольской церковью и настоятельским корпусом (1780-1791), Преображенский собор (1641-1644), Троицкую часовню (1899), колокольни (1903-1904), братские корпуса. Покровская церковь с трапезной палатой самое древнее сохранившееся каменное строение Свирской обители. Она была построена при участии самого прп. Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III. В Спасо-Преображенском соборе, в приделе в честь св. прп. Александра Свирского, почивают нетленные мощи самого основателя монастыря. Каменный Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, построенной собственноручно прп. Александром. Собор выстроен в новгородском архитектурном стиле по типу Знаменского собора в Новгороде, украшен фресковой росписью. Каменная часовня Святой Троицы построена на месте келии основателя Свирской обители. Здесь на берегу Рощинского озера было явление святому Александру Пресвятой Живоначальной Троицы. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, искусно украшенные иконы, многотысячное книгохранилище с древними рукописями и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Осенью 1918 года монастырь был разграблен, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) и двое иеромонахов расстреляны в г. Олонец. Несколько десятилетий Свирский монастырь пребывал в запустении. На его территории располагались разные организации: исправительно-трудовой лагерь СвирьЛАГ, тюрьма, военный госпиталь, психиатрическая больница и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

Собрание Г. м., согласно отписной книге 1661 г., насчитывало 98 печатных и рукописных книг, в т. ч. сочинения прп. Ефрема Сирина, Исаака Сирина , аввы Дорофея , прп. Иоанна Лествичника . По описи 1935 г., в Кириллов Белозерский музей поступило книжное собрание Г. м. в составе 235 печатных книг XVIII-XIX вв. и 36 рукописей. К 2006 г. большая часть б-ки находится в КБМЗ, остальная - в РНБ и ВГИАХМЗ. После 1918 г. мон-рь был обращен в сельскохозяйственную артель, в ней проживало ок. 350 чел. По рассказам местных жителей, в период Гражданской войны ок. 50 престарелых монахинь посадили на баржу и утопили в Белом оз. В 1929 г. артель закрыли, постройки передали колхозу «Колос», школе крестьянской молодежи, музею. Нек-рые насельницы трудились в колхозе, жили в деревнях или в г. Кириллове, часто селились вместе по неск. человек. В 30-х гг. большинство из них были репрессированы. Последняя игум. Зосима (Рыбакова) в 1921 г. была арестована, осуждена «за укрытие имущества монастыря от описи при ликвидации последнего» (Архив УФСБ Вологодской обл. Д. П-5114. Л. 188), освобождена, в 1933 г. арестована вторично, затем отпущена. Вместе с неск. сестрами игум. Зосима поселилась на окраине г. Белозерска (ул. Луначарского, д. 14), где 24 сент. 1937 г. была арестована и 14 окт. расстреляна в белозерской тюрьме. В окт. 1937 г. по «делу Белозерских монахинь» в Левашовской пустоши под Ленинградом было расстреляно ок. 100 сестер, мон. Сергия (Семёновская?) и инокиня Марина несли в миру подвиг юродства, блж. послушница Калерия Ивановна Калинина (1880-1945) скончалась в белозерской тюрьме после допросов. В годы Великой Отечественной войны в зданиях Г. м. находился дом инвалидов, в Троицком соборе размещался клуб. С 70-х гг. храмы и постройки Г. м. находились в ведении КБМЗ. К 90-м гг. помимо храмов сохранились каменные гостиница, клементиевский и казенный корпуса, кельи, надкладезная часовня, деревянные корпуса, хлебная палата с кельями, погреба, часть каменной ограды с 2 угловыми башнями и св. вратами.

http://pravenc.ru/text/166215.html

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр. Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г. Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком. В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство храма При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора — Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода. Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора. Также при храме с 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху. Совершаются богослужения с сурдопереводом. Существует воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Адрес: ул. Лесная, 208, с. Колинковцы, Хотинский р-н., Черновицкая обл., 60023 Телефоны: +38(03731)4-72-76 Успенский Куливецкий мужской монастырь [ править править код ] Успенский Куливецкий монастырь По местному преданию, некогда здесь находился маленький скит. В кон. XVIII в. в селе построили приходской храм Успения Пресвятой Богородицы и 2-ярусную колокольню при нем. Оба строения – деревянные, при этом храм укреплен каменными контрфорсами, а нижний ярус колокольни – оштукатурен. Внутри храм был расписан в стиле барокко. В 1961 г. храм закрыли, в 1989 г. он возродился, в 1991 г. при нем возникла монашеская община, в 1992 г. к нему пристроили придел св. прор. Илии, в 1995 г. в обители возвели корпус с домовым храмом прп. Иова Почаевского (расширен в 1999) и трапезной с храмом прп. Кукши Одесского, в 1997 г. монастырь получил официальный статус. Другие постройки обители: Преображенский храм 1998-2001 гг. (освящен в 2004) с приделами Рождества Христова и свт. Василия Великого (освящены в 2006), Свято-Михайловский храм (2003-2007), домовой храм Похвалы Пресвятой Богородицы (2006-2007), домовой храм св. вмц. Варвары (2005, освящен в 2010), храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (строится с 2008), колокольня и надкладезная часовня (1997-1999), новая колокольня (заложена в 2003), 2-этажный административный корпус («наместнический», 1997-1998), братский корпус 1999 г. и большой корпус келий с гаражами (строится с 2004), гостиница (устроена в 1998 г. в бывшем сельском клубе). Адрес: ул. Монастырская, 1, с. Куливци, Заставновский р-н., Черновицкая обл., 59417 Телефон: +38(03737)2-46-46 Факс: +38(03737)4-26-46 Непоротовский Свято-Николаевский пещерный мужской монастырь [ править править код ] Непоротовский Свято-Николаевский пещерный монастырь По мнению ученых-археологов монастырь основан в середине XII века монахами, которые поселились в красивой местности, в пещерах. Документальные источники утверждают, что обитель существовала до 1800 года. В начале XIX века турки его разрушили. Неоднократно восстанавливался и приходил в упадок. Когда иноки полностью оставили монастырь, то церковь была преобразована в приходскую. В начале 50-х годов XX столетия, монастырь был приписан к Свято-Иоанно-Богословскому Крещатикскому мужскому монастырю как скит, а с 1957 года советской властью был закрыт и опустошен. В марте 1999 года иноки Свято-Иоанно-Богословского Крещатикского монастыря решили возродить Непоротовский Печерский монастырь «Галиц», на что получили благословение правящего архиерея. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года было постановлено открыть Непоротовский Печерский Свято-Николаевский мужской монастырь «Галиц». На территории монастыря находится: пещерная Свято-Николаевская церковь, ряд пещер, обустроенные под келии и трапезную и небольшой корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Черновицкая_об...

Дата основания: 2006. Адрес: 44663, Украина, Волынская область, Маневичский район, c. Староселье. Телефон: 096-650-23-39 Сретенский Михновский женский монастырь [ править править код ] Сретенский Михновский женский монастырь Село Михновка основано в 1637 г. как местечко, которым тогда владел вельможа Филон Яловецкий – член православного Крестовоздвиженского братства г. Луцка. В 1642 г. он воздвиг в Михновке деревянную церковь Сретения Господня и учредил при ней мужской монастырь, а позже был погребен в этом храме. Впоследствии монастырь прекратил существование, и храм стал приходским. В 1720 г. его перестроили, в 1813 г. рядом поставили деревянную колокольню. В 1842 г. владелец Михновки помещик Станислав Пиотрошевский выселил из местечка всех жителей за отказ нести барщину, разобрал их дома и вырубил сады, а через 2 года устроил здесь пашню. Изгнанники разошлось по окрестным селам, однако по-прежнему числились прихожанами Сретенской церкви. В 1960-х гг. церковь была закрыта, в 1989 г. – возвращена верующим, в 1990 г. – обновлена. Активный участник ремонта Иван Дерчик (житель соседнего с. Бузаки) выдвинул инициативу возродить монастырь. 3 мая 1996 г. Свящ. Синод УПЦ учредил при храме женскую обитель. В 1996-1998 гг. сооружен 3-этажный корпус келий с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. На 2001 г. в комплекс строений монастыря входили также надкладезная часовня, дом духовника, 2 дома для паломников, хозяйственные помещения, каменная ограда. В 2003-2007 гг. близ огороженного участка монастырской усадьбы сооружен собор свв. апп. Петра и Павла. Дата основания: 1996. Адрес: 44500, Украина, Волынская область, Камень-Каширский район, с. Михновка Телефон: (03357) 9–97–41 Святогорский Успенский Зимненский женский монастырь [ править править код ] Святогорский Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь Святогорский Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь - один из древнейших на Руси. Вместе киевской Десятинной церковью, другими святынями первохристианского периода Украины является свидетелем славных деяний и подвигов крестителя Руси равноапостольного князя Владимира.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Собор иконы Божией Матери Казанская В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. Церковь Ефрема Сирина и Неонилы мученицы В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. Церковь иконы Божией Матери Боголюбская (домовая) В 1873 году в старом больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Божией Матери с Всехсвятским и Григорьевским приделами, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. Церковь Илии Пророка и Пантелеимона Целителя в больничном корпусе Строительство больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона закончилось в 1889 году, а храм освящен в 1890 году. Часовня Веры, Надежды, Любови и Софии Рядом с Казанским собором над могилой блаженной старицы Любушки (1912-1997г.) в 1999 году была освящена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Надкладезная часовня В 1889 году над монастырским источником была возведена часовня. Казанский монастырь благодаря высоким художественным достоинствам сооружений, сохранности планировки и большинства зданий является одним из интереснейших русских монастырских ансамблей второй половины XIX в. Главные сооружения комплекса, выдержанные в русско-византийском стиле, отличаются единством художественных форм. Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 20 октября 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. К тому времени здесь уже был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х - 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были петербургский купец Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00313

Новое название монастыря — «Успенский Свято-Георгиевский». Достроена деревянная семиглавая Георгиевская церковь; кирпичная 8-гранная часовня, воссозданная на месте самих Кустиков на чудом найденном при раскопках фундаменте, названа во имя Иверской иконы Божией Матери. Построены новая надкладезная часовня, десяток бревенчатых келий, хозяйственный двор, пасека; начато строительство каменного ограждения монастыря с башенками. Возведена 2-этажная кирпичная трапезная с церковью. В 2003 г. был укреплён фундамент и началось воссоздание Успенского собора в прежнем виде. Летом 2004 г. стены доведены до высоты 7-9 метров. Изначальная проектная высота колокольни свыше 60 метров, в этом случае её можно будет видеть из соседних церковных сёл - Уса-Степанова, Седяша и Поляны и окрестных деревень. Праздники Вознесения Господня проходят особо торжественно, в этот день в монастырь стекаются сотни паломников, архиерейские богослужения совершаются под открытым небом у новой Георгиевской церкви. Святыни: ковчег с мощами вел. благов. князя Георгия Владимирского, ковчег со многими частицами мощей. Сайт Уфимской епархии Успенский Свято-Георгиевский монастырь был основан в 1901 году в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Строительство в монастыре велось с 1901 по 1920 гг. Вблизи монастыря были «Святые Кустики» - сплетение трёх берёз и двух ив. В этом месте было явление - «святой старец в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и слышен звон невидимых колоколов. В 1901-1905 гг. монастырь назывался Георгиевской женской общиной. Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков. Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. Обустройству монастыря помогали простые люди, Император Николай II пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли, значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://sobory.ru/article/?object=10179

Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой. 18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма. Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822 г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн. В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата. В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого. В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма. К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=01687

С сайта  Южный Куст Николо-Коряжемский монастырь (город Коряжма). Дата постройки: Николаевский собор (1904-1913), Спасская церковь (1746), Колокольня (1996-1998), надкладезная часовня (1994), часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами (нач. ХХ века). Время основания монастыря относится к 1535 году, когда двумя преподобными Лонгином и Симоном здесь были построены часовня и деревянная церковь в честь святого Николая Мирликийского чудотворца. Отсюда и название монастыря - Николаевский. Коряжемский - от речки Коряжемка, в устье которой он расположен. До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1665 году взамен деревянной Благовещенской церкви был основан каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. " Строил его по великому обету о памяти родителей своих и себя Великий Господин просвященный Александр, Епископ Вятский и Великопермский своею келейною " казною в 1667 - 1671 годах. В 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь. В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей. 32 года монастырь был " приписанным " , т. е не имел самостоятельности и штата. В 1896 году по указу Святого Синода монастырю была восстановлена самостоятельность. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи. Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Сегодня посетили Святой источник и с ужасом обнаружили на месте часовни и домика смотрительницы пепелище. Вся территория усыпана осколками шифера. Слава Богу, каким то чудом уцелела купальня. Уезжали с тяжёлым чувством, т.к. на месте сгоревшей травы,увидели бутылки из-под водки, пива. Не бережём мы свои Святыни, вот и кара. " 30 марта, в неделю 4-ю Великого поста, Господь посетил наш приход огненным испытанием. Из-за поджога сухой травы сгорели часовня и сторожка на источнике св. вмц. Параскевы Пятницы близ д. Брылево. Поджигатель не установлен. По милости Божей, обошлось без человеческих жертв, в живых остались смотрители источника. Уцелел и сам источник и пристроенная к нему купальня. Всех неравнодушных к этому святому месту просим принять участие в восстановлении. " Реквизиты для оказания помощи указаны на сайте храма в Баскаково http://baskakovo-hram.cerkov.ru/ Родник, освященный в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, выбивает на берегу реки Слащево, притока реки Сежа, в 500-х метрах юго-западнее деревни Брылево Гагаринского района Смоленской области. Родник еще называют Баскаковским, т.к. в 3-х километрах восточнее находится село Баскаково. Семь ключей, с хорошим дебетом, выбивают из земли, тут же образуют ручей, называемый в народе Холодной речкой. Святой источник хорошо благоустроен, над ним установлена надкладезная сень, часовня во имя великомученицы Параскевы Пятницы, обустроены две купели, одна – на открытом воздухе, другая – в купальне, увенчанной крестом, есть сторожка в которой постоянно проживает смотритель. Родниковая вода с высоким содержанием железа, всё, с чем она соприкасается со временем приобретает рыжий цвет, присутствует привкус железа. В купели на улице, иногда, по поверхности воды даже плавает желтая пена. Единственное, что может встать препятствием в непогоду, это последний киллометр дороги - разбитой полевой грунтовки, если когда сухо, то можно проехать. По преданию, около 300 лет назад, здесь была явлена икона святой великомученицы Параскевы Пятницы и забил родник. Тогда эта местность относилась к Гжатскому уезду, а ныне Гагаринскому району. Здесь, одиноко жил православный подвижник (имя его неизвестно) и усердно молился святой Параскеве и по всей видимости, по его молитвам и появился источник. Ныне список явленной иконы находится в Баскаковском храме.

http://sobory.ru/article/?object=07002

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010