Источник: Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г., с.28-30. Монастырь " Вознесенская Свято-Давидова пустынь " по адресу: Чеховский район, пос.Новый Быт, Молодежная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). В его составе отмечены лишь Вознесенский собор и Успенская надвратная церковь. Остальные строения в составе монастырского ансамбля являются выявленными объектами культурного наследия (Распоряжение Министерства Культуры МО от 12.07.2005 г. 237-р). В его составе: богадельня; гостиница; каретный сарай; колокольня с северной сторожкой; конный двор; больничный корпус; корпус жилой " А " ; флигель жилой юго-восточный; корпус жилой " Б " ; корпус настоятельский; корпус старцев; просфорня; собор Спасский; ограда; флигель гостиницы; церковь Всех Святых, с новой трапезной и братским корпусом; часовня надкладезная; башня северо-восточная; башня северо-западная; башня юго-восточная; башня юго-западная; ограда южной части монастыря. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Уже вскоре после праведной кончины игумен Давид назван в синодике преподобным (запись 1602г.), а через несколько десятилетий – чудотворцем (запись 1657 г.). Это говорит о его местном почитании. Над гробом преподобного игумена была сооружена деревянная часовня образа Божьей Матери «Знамение». Там же и поместили икону, с которой Давид пришёл из Боровской обители: его келейный молитвенный образ. На нём изображена Матерь Божия так же, как и на иконе «Знамение» - простирающей руки в молитве, младенец Иисус писан во чреве: Пресвятой Владычице предстоят святые пророки Аввакум и Даниил и преподобные Пётр и Онуфрий Афонские. Позднее часовня была разобрана, а на этом месте построена колокольня (1740 г.), на первом этаже которой находилась Знаменский храм (позднее колокольня была разобрана, а вместо неё построена новая, служащая сейчас вратами в обитель). В XIX в. почитание преподобного Давида расширилось. Велись записи его чудотворений.

http://sobory.ru/article/?object=02624

Тем же летом монастырю отдали барак, стоявший рядом с храмом, ранее занимаемый базой отдыха Кировского завода. Туда перенесли келейный храм и кельи из деревенского дома. К 1996 году был построен келейный деревянный корпус, перестроена часовня над Источником. Удалось сделать внешний ремонт Покровского храма, заново выстроить разрушенную колокольню и начать строительство второго келейного деревянного корпуса. В январе 1997 года монастырь открыл свой скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в деревне Пирозеро, в 20 км от Тервеничей. 14 апреля 1997 года по представлению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решением Священного Синода РПЦ Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал считаться его подворьем. Особо почитаемую в обители икону Божией Матери благословлено было именовать Тервенической и считать местночтимой. Летом того же года был закончен внутренний ремонт храма, полностью достроены келейные корпуса. Были заложены и построены каменные Надкладезная и Троицкая часовни. В 1998 году были выполнены первые росписи храма. В последующие годы в монастыре была построена деревянная трапезная церковь в честь Собора Киево-Печерских святых, деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме, что находится в километре от обители, и часовня в честь Воскресения Христова на монастырском кладбище. В 2003 году монастырь посетило еще одно испытание пожаром. В одну зиму в монастыре сгорел трапезный храм, а в Пирозерском скиту - церковь, постройки начала 20 века, к тому времени уже частично восстановленная. После этих печальных событий насельникам скита понадобилось два года, чтобы заново построить каменную церковь в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . В монастыре через три года была закончена постройка новой кирпичной трапезной с двумя храмами: трапезным - в честь Успения Божией Матери и " пещерным " – в честь Собора Киево-Печерских святых.

http://sobory.ru/article/?object=00107

В 1918 году монастырь закрыли, монахов расстреляли. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста " Котласбумстрой " . В 1927 году Николо-Коряжемский монастырь закрыли окончательно. Благовещенский собор с колокольне разрушили в 1933 году. На территории обители не стало часовни, зарыли колодец, обветшали оставшиеся храмы. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. Десятки лет монастырские строения использовались под хозяйственные цели. В 1989 году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. В 1991 году восстановлены стены патриарших палат, а также часовня над святыми (или царскими) вратами. В 1993 году найден и восстановлен колодец, вырытый, по преданию, преподобным Лонгином, в 1994 году началось строительство надкладезной часовни, над главными воротами восстановлены купола с крестами. В 1996 году начали строительства колокольни, которую закончили в апреле 1998 года освящением и поднятием колоколов на звонницу. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасской церкви и воздвижение купола с крестом. Ныне на месте бывшего монастыря создан приход храма Лонгина Коряжемского. Комплекс Николаевского Коряжемского монастыря расположен на ровной местности в устье реки Коряжемки, впадающей с левой стороны в реку Вычегду, на восточной окраине города Коряжма. Центральное место в комплексе занимает Николаевский собор. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. В нескольких метрах к востоку от собора расположена колокольня. Между колокольней и Спасской церковью находится каменная, крытая железом, часовня над колодцем, выкопанным преподобным Лонгином. Верх часовни увенчан железным, просечным, крашенным, четырехконечным крестом. Весь культовый комплекс обнесен оградой.

http://sobory.ru/article/?object=06309

В настоящее время на территории монастыря сохранились постройки: Николаевский собор (с двумя приделами: Николая Чудотворца на первом этаже, и Преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже) и Архиерейские палаты, Спасская церковь, колокольня, надкладезная часовня часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами. Николаевский собор и Архиерейские палаты. Дата постройки: 1904-1913 годы. Собор и Архиерейские палаты были построены на средства, оставленные монастырю купцом первой гильдии Хаминовым. Каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В 1990-ые годы на первом этаже находился холодильник, в алтарной аспиде размещалась компрессорная установка. Второй этаж использовался под склады. Здание подверглось сильному разрушению. После передачи храма православной общине начались восстановительные работы. 25 августа 1998 года освящен Никольский придел храма епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, а в 2001 году в нем завершена роспись фресок. Четырехстолпный Николаевский собор - каменное двухэтажное сооружение. Первый этаж его в плане представляет собою квадратное помещение - собственно церковь, - расчлененное на три продольных и три поперечных нефа, причем средние нефы шире боковых. Средний поперечный неф перекрыт коробовым с распалубками сводом. Крайние восточный и западный нефы перекрыты крестовыми сводами, по три с каждой стороны. Второй этаж, в плане аналогичный первому, перекрыт двумя пересекающимися под прямым углом коробовыми сводами равных размеров. В замке его устроен восьмигранный световой барабан, увенчанный шатром. Пяты свода опираются на четыре массивных колонны. Полукружиям свода соответствуют на фасаде широкие пилястры. С востока к центральному объему примыкает двухэтажная пятистенная апсида, с запада - архиерейские палаты. Здание размером 18 х 52 м построено из кирпича на бутовом фундаменте. Николаевский собор имеет два придела: Николая Чудотворца на первом этаже и преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже.

http://sobory.ru/article/?object=06309

В ходе реформы 1764 г. монастырь «по уважению» к тому, что в нем покоятся мощи прп. Авраамия, не был закрыт, но переведен в разряд заштатных. По свидетельству ведомости, поданной в консисторию в 1768 г., большая часть монастырских зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств. В 1775 г. кроме настоятеля игум. Антония в обители проживал только один престарелый монах; по резолюции еп. Костромского Симона (Лагова) богослужения совершались раз в неделю вдовыми священниками из окрестных сел. При строителе игум. Аркадии (1800-1823) благосостояние обители улучшилось, было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые. В середине XIX в. монастырю принадлежали несколько водяных мельниц на р. Вексе, ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время 4 ежегодных ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября. Сохранялось за ним и право ловли рыбы «по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера». К началу XX в. главными святынями монастыря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская (Чухломская) икона Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др. По Декрету от 30 августа 1918 г. монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с другими ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение её неизвестно. С начала 20-х до середины 30-х г.г. XX в. в монастыре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В конце 1928 г. монастырь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С середины 30-х и до конца 50-х г.г. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 1930-х г.г. была разрушена большая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в монастыре находилась неполная средняя школа, с закрытием которой строения оказались окончательно заброшенными.

http://sobory.ru/article/?object=00158

" . В январе 1723 г. " Макарьева-Унженскаго монастыря игумен Леонтий в синодальный казен. приказ писал: " в вотчине Макарьева-Унженскаго монастыря в селе Коврове церковь Рождества Христова, да в приделах св. муч. Флора и Лавра деревянная стала быть ветха, алтарь и приделы сгнили и кровля обветшала, и служить в той церкви нельзя, и ныне мы обещались вновь теж бревна собрать, поставить и вычинить. Прошу дабы повелено было ... ту ветху церковь разобрать и вновь теж бревна и, починя, построить одну церковь во имя Рождества Христова и алтарь прирубить к той церкви новой... " В январе 1727 г. обновленная церковь была освящена. http://www.old-churches.ru/ma_002.htm Троицкий Макарьев Унженский монастырь основан в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, на берег Унжи, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем. Монастырь расположен на южной окраине г. Макарьева на ровной площадке холма, с юга и запада ограниченного крутым склоном к пойме реки Унжи. Монастырский участок имеет форму неправильного многоугольника, вытянутого с запада на восток, и окружен оградой с четырьмя башнями и надвратной церковью Николая Чудотворца (1688 г.) над Святыми воротами в восточном прясле. В центре территории находится Троицкий собор (1670 г.). Южнее него в одну линию расположены церковь Благовещения (1680 г.) и церковь Макария (1674 г.), севернее - кельи, состоящие из трех сблокированных между собой корпусов. Западнее келий, под небольшим углом к ним размещена церковь Успения (1736 г.) с больничными палатами. Западнее монастыря, у подножия холма стоит надкладезная часовня с колодцем, вырытым, как видно из описания монастыря и жития Св. Макария, собственными его руками; народ приписывает этому источнику чудотворную силу. Колокольня Благовещенской церкви разрушилась в 2003 г. из-за неравномерной осадки грунта.   http://www.old-churches.ru/ma_000.htm За свою долгую жизнь прп. Макарий основал три монастыря - Макариев Решемский, Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский, Свято-Троицкий Макарьев Унженский.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского района, основан в конце XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на северном берегу Чухломского озера. Уже при жизни прп. Авраамия в конце XIV в. в монастыре насчитывалось около 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375 г.) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей монастыря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV в.в. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского храма было закончено лишь в 1631 г. В начале 50-х г.г. XVII в. над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й половине XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х г.г. XIX в.). В 1764-1768 г.г. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й половине 70-х г.г. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий. В XV-XVIII в.в. Авраамиево-Городецкий монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV в. ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей других варниц в Соли Галицкой (г. Солигалич), освобожденные в 1450 г. великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Темного, от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII в. Во 2-й половине XV в. великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые... истари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святице, Соне и Мокше. На 1622 г. на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В г. Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 г., накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 чел. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00158

К началу XVII века в обители появились 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки (погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня). По периметру монастырь обнесли деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа. С восточной стороны Успенского собора стояла надкладезная деревянная часовня. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. Прп. Трифон ввёл в монастыре строгий общежительный устав, по которому у всех монахов были общая трапеза и имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В обители ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах прп. Трифон являлся примером для монахов и приходивших в монастырь вятчан. Часть братии, состоявшая из знати, возроптала на строгость устава. В результате святого изгнали из основанной им обители, а на его место поставили его ученика отца Иону (Мамина), происходившего из дворян. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. По кончине он почитался жителями Хлынова, а после обретения его мощей в 1684 году Церковь прославила архимандрита Трифона в лике преподобных. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли возрастало. Он быстро осваивал новые территории. Для управления вотчинами посылались старцы, привлекавшие в них крестьян из соседних земель. Обитель вела активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинах. Монахи Трифонова монастыря становились основателями и строителями новых вятских обителей. Трифонова же обитель быстро превратилась в культурный и книжный центр Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале XVII столетия в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), содержавшая богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В монастырских стенах велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. За счёт обширного монастырского хозяйства и частных вкладов были накоплены значительные средства, позволившие начать каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного соборного храма заложили каменный - спустя пять лет новый собор освятили. В 1690 году в него были торжественно перенесены мощи святого основателя обители. Над могилой установили раку, где хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=03207

Кстати, попробовать себя в качестве мастера народного художественного промысла могут не только школьники, но и все посетители центра. Для них в Православной артели организованы занятия по выходным. Более того, для детских садов, школ, интернатов, учреждений социального обеспечения здесь регулярно проводятся бесплатные мастер-классы . Вокруг храма Сретения Господня — сердца православного центра — расположен малый храм в честь 12 апостолов , надкладезная часовня , где организована раздача святой воды, работает купель с тёплыми раздевалками , в которой можно окунуться не только в традиционные крещенские дня, но и в обычный день. Двери купели открыты для гостей и паломников с 8 часов утра до 17 часов вечера. На территории православного центра также расположены детская и спортивная площадки , доступ к которым открыт для всех желающих. Детская площадка — это современный комплекс, состоящий из качелей, каруселей, горок, песочницы, канатных тренажёров. Покрытие на площадке — из современных материалов, травмобезопасное. Неподалёку от детской площадки расположилась крытая сцена , оборудованная для проведения концертом и массовых мероприятий. Перед сценой установлены зрительные ряды на 150 человек. Общая архитектура и облик духовно-православного центра сочетает в себе традиционные русские мотивы, модерн. При этом территория центра оборудована самым современным оборудованием: установлены две автономные котельные, противопожарный котлован, 7 скважин. Гимназия [ править править код ] Орловская православная гимназия имени Преподобного Алексея открыта при духовно-православном центре в 2017 году. Это трехэтажное здание с домовым храмом, спортивным и актовым залом. 20 учебных классов оборудованы всем необходимым оборудованием. В гимназии одновременно могут обучаться 150 человек. В настоящий момент в гимназии обучаются дети с 1 по 11 класс. Образовательные программы гимназии имеют гуманитарную направленность. Помимо общеобразовательных предметов, в программу включены такие предметы как основы православной веры, церковно-славянский язык, церковное пение.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

О. м. был зарегистрирован, 17 июля 2006 г. решением Синода О. м. был официально открыт, 29 нояб. 2008 г. в нем состоялся 1-й постриг. Восстановлен храм Нерукотворного образа Спасителя (с отступлением от первоначальных форм: в частности, барабан купола, ранее глухой и 8-гранный, стал круглым и световым), отремонтированы 2-этажный деревянный сестринский корпус (1902) и св. ворота (кон. XIX - нач. ХХ в.), построены деревянный храм во имя св. Иоанна Кронштадтского со звонницей (2005-2006), 8-гранная надкладезная часовня мучеников Флора и Лавра (2005-2006), ограда, 2 трапезные (сестринская и для рабочих), баня, хозяйственные службы, а также корпуса для воскресной школы и небольшого музея патриарха Алексия I (Симанского), разбит парк с прудом. 4 нояб. 2010 г. в восстановленном храме Нерукотворного образа Спасителя состоялось 1-е праздничное богослужение. В авг. 2010 г. в пос. Плюсса Псковской обл. был обретен список Казанской иконы Божией Матери, к-рый считается главной святыней обители. При О. м. организована богадельня. Указом от 23 мая 2008 г. митр. Псковского и Порховского Евсевия (Саввина) в качестве подворья монастырю передан и впоследствии восстановлен храм во имя арх. Михаила (XVII в.) погоста Кухва (ныне дер. Тонковидово Островского р-на Псковской обл.); при нем построены 2-этажный келейный корпус, дом для священника и хозяйственный двор; открыто 2 источника. На базе мон-ря организуются конференции, чтения, выставки. В летний период на подворье действует правосл. лагерь для подростков. К марту 2019 г. в О. м. проживали настоятельница игум. Маркелла (Павлова) и неск. насельниц. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 177. Д. 1556; Оп. 188. Д. 2286; ГА Псковской обл. Ф. 177. Оп. 1. Д. 242. С. 21. Лит.: 50-летний юбилей церкви//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1895. 22. С. 396-397; Открытие Казанской жен. общины в с. Екатерининском//Там же. 1897. 18. С. 315-320; Преобразование общины в жен. монастырь//Там же. 1907. 17. С. 426-427; Печанский А. Памяти свящ. о. П. В. Симанского, основателя Островского Спасо-Казанского жен.

http://pravenc.ru/text/2581663.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010