Желавшие же поступить в светское ведомство увольнялись св. Синодом, по представлению консистории. Число приватных вообще было незначительно, еще менее из них – количество принимаемых в число действительных учеников, напр. в 1816 г. из приватных 7 включены в число действительных, в 1827 г. так же 7, в 1840 г. – 2, в 1841 г. – 4 и т. п. Об условиях допущения приватных сказано в своем месте (стр. 109); здесь же мы укажем на особые обстоятельства, по которым допускались иногда приватные. В 1816 несколько исключенных приняты приватно, до приискания ими места, с правом увольнения во всякое время. В 1819 г. бывший воспитанник медико-хирургической академии Андрей Леопольдов, желавший поступить в дух. академию, допущен приватно к слушанию философии в семинарии, с помещением в семинарском доме, на содержании ректора дух. академии. Также бывший студент медиц. академии Сивиллов, изъявивший желание отправиться в китайскую миссию, принять временно в семинарии, для слушании тех предметов, которые плохо знал, с помещением в семинарии на собственный счет, с вычетом из его последующего жалованья. В 1823 году несколько исключенных принято приватно. В числе их принят исключенный из низш. отделения Ник. Логиневский, вследствие особой резолюции митрополита на прошении отца его, выборгского протоиерея: «поскольку означенный ученик по самому месту рождения и воспитания должен знать финский и частию шведский языки, а языки сии в Финляндии необходимо нужны для священника, для обучающихся же в здешней семинарии неизвестны; то семинарское правление имеет принять сего ученика в среднее отделение, не в пример другим исключенным ученикам, и иметь об нем особенное попечение, дабы он со временем мог в том краю, где почти вовсе нет ученых священников, знающих тамошние языки, употреблен с пользою для св. церкви». Воспитанник этот в числе последних окончил курс в 1827 г. Послушник Череменецкого монастыря А. Новоградский, из прежде исключенных, снова принят приватно в 1834 г. и окончил курс в 1835 г. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. Верещагин из псковской семинарии, Мих. Хребтов из тверской семинарии (1839 г.) и др. Иные, наоборот, числясь в петербургской семинарии, учились в чужой епархии и даже странствовали из одной епархии в другую, с дозволения правления, напр. И. Верховский с Никодимом (Лебедевым), ректором сарат. и друг. семинарий, был и в Саратове, и в Нижнем-Новгороде и в Иркутске. (1833 г.) При этом ежегодно сообщались в правление петер. сем. сведения об успехах и поведении подобных воспитанников. Положения о новом образе существования армейской семинарии составлены членом св. Синода и Комиссией дух уч., армии и флота обер-священником Державиным. Предписание о приведении их в исполнение, по определению Комиссии дух. уч., последовало от академического правления 20-го сентября 1818 года. На основании этих постановлений, Высочайше утвержденных 14 апр. 1819 г., «армейская семинария из детей полкового духовенства существует отделениями в разных епархиях», воспитанники ее «содержатся совокупно с казенно-коштными воспитанниками епаршеских училищ» (§ 2) и, по окончании курса, должны поступать на священно-служительские должности при полках; исключенные же, но благонравные, могут оставаться еще на год, «для усовершенствования себя: в сведениях нужных причетнику». Сообщения об армейских воспитанниках, о их успехах, поведении и содержании делаются от семинарского правления к обер-священнику, но они «состоят в совершенной подчиненности епархиальному начальству, и обер-священник ни в какое по делам их разбирательство в то время не входит» (§§ 6, 8, 10); лучших из них архиереи имеют право назначать на епархиальную службу, сообщая о том обер-священнику. «Распоряжение в назначении и доставлении детей в епаршеские училища предоставляется обер-священнику, смотря по местной удобности, или другим обстоятельствам». (§ 12). В силу этого, обыкновенно и делались отношения в спб. семинарское правление от обер-священника (протоиерея Державина, в 20-х годах, или впоследствии Музовского, Мансветова, Кутневича), который, «включив просящегося в число воспитанников армейской семинарии,» сообщал правлению, «дабы благоволено было принять его» в семинарию, или училище. Но и отцам дозволено было воспитывать детей в той епархии, где признают для себя почему либо выгоднее, с тем впрочем, чтобы приплачивать от себя, если потребуется, к сумме назначаемой на содержание армейского воспитанника. (§ 14.) Поступающие в академию не обязывались после определяться на полковую службу, но в академии содержались уже не на армейские суммы. О количестве суммы отпускаемой, вообще на содержание армейских воспитанников сказано в своем месте (см. в гл. Экономия, стр. 214).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все, по-видимому, благоприятствовало надеждам Феофилакта, но ему недоставало чувства меры: он сам себе много повредил своим высокомерием, горячностию характера и склонностию вмешиваться во все дела. Вследствие сего у него нередко выходили столкновения с сильными и влиятельными лицами. Он охладил расположение к себе даже в прежних своих покровителях. В 1810 г. он вступил в столкновение с самим Голицыным и Сперанским. Столкновение это возникло из-за ученого Фесслера, который, по рекомендации Сперанского, был вызван из Берлина для занятия в Академии кафедры еврейского языка и философии и скоро, по своей учености и влиянию на студентов, сделался здесь опасным соперником Феофилакта. Получив в свои руки программу его философских лекций, Феофилакт подверг ее жестокой критике, обвинив автора в крайнем идеализме, разрушительном и для философии, и для религии, в мистицизме и иллюминатстве, и успел вытеснить его из Академии, несмотря на усердную защиту его Сперанским. Князю Голицыну, который тогда начал уже увлекаться мистицизмом, критика Феофилакта на Фесслера тоже не понравилась. Неосторожно и бестактно с самого первого раза отнесся Феофилакт и к новому светилу, которое сначала скромно, а потом все более и более усиливая блеск, восходило в Петербурге, – к вызванному из Троице-Сергиевой лавры иеродиакону Филарету. Своею заносчивостию и высокомерием он, как увидим, вызвал его на борьбу и в этой борьбе потерял окончательно симпатии князя Голицына, которые в большей, чем прежде к Феофилакту, мере и степени перешли к новому, молодому его сопернику 6 . Князь Александр Николаевич Голицын, потомок князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра двухнедельным младенцем лишившийся отца, первоначально воспитанный своей умной матерью, урожденной Хитровой, милостиво призренный в своем сиротстве Великой Государыней, Императрицей Екатериной которая приказала поместить его на свой счет в Пажеский корпус, получил так называемое светское образование, довольно легкое и неглубокое. Но нельзя ему отказать в недюжинном природном уме и многих похвальных нравственных качествах, благодаря которым он с детских лет умел приобретать общее расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

... я знал имена только двух старших дочерей... — Веры Сергеевны (1819-1864) и Надежды Сергеевны (1829-1869). 65. П. А. ПЛЕТНЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропусками — в «Записках», II, стр. 207-208; полностью — в «Письмах», IV, стр. 231-232. Датируется 1848 годом на основании пометы Плетнева («П 24 нояб 1848») и по содержанию. ... я получил экземпляр «Одиссеи». Первый том «Одиссеи» в переводе Жуковского вышел осенью 1848 г.; на титульном листе обозначено 1849 г. 66. П. В. НАЩОКИНУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 88-89. Датируется временем, когда Гоголь, по возвращении из Петербурга, жил у Погодина в ожидании приезда в Москву гр. А. П. Толстого, к которому и переехал в конце декабря 1848 г. Фраза «Граф будет через месяц» позволяет ограничить дату ноябрем. На ваше письмецо... — это письмо до нас не дошло. Граф — А. П. Толстой. Графиня — А. Г. Толстая (рожд. кн. Грузинская). ... человеком здешнего дома... — т. е. слугой Погодина. 67. М. И. ГОГОЛЬ. Печатается по подлиннику ( ИМ). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1896, 6, стр. 751-752, с ошибочным отнесением к 1839 г. Датируется 1848 годом по связи с письмом 62. См. также запись в дневнике Е. В. Гоголь от декабря 1848 г.: «Брат нам прислал обещанные корсеты и черные шелковые платья совсем готовые: Аннет и мне» («Материалы» Шенрока, IV, стр. 705). Я к Марье Николаевне Синельниковой писал... Мария Николаевна Синельникова — двоюродная сестра Гоголя, дочь его тетки Е. И. Ходаревской. Письма его к Синельниковой до нас не дошли. 68. А. М. МАРКОВИЧУ. Печатается по подлиннику ( КАБ). Впервые напечатано в «Древней и Новой России» 1879, 1, стр. 66. Датируется временем, когда Гоголь, по возвращении из Петербурга, жил у Погодина, до переезда к Толстым в конце декабря 1848 г. Из письма А. С. Данилевского к Гоголю от 21 декабря этого года видно, что как раз в это время в Москве находился А. М. Маркович, которого Гоголь неоднократно посещал (см. «Вестник Европы» 1890, 2, стр. 605).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Смиренный Гавриил арх. Тверской. 15 ноября 1848 г., Тверь. IX Ты утешил, ободрил меня рукописанием своим. Я непрестанно скучал, думая, что и сухо тебя принял, и скупо угостил, и проводил хладнокровно. Но поскольку ты остаешься мною доволен: то я и успокаиваюсь, оставаясь собою недоволен насчет прописанного случая. Святитель Антоний блаженнее Серафимов, Михаилов и Амвросиев. Погребения их не ознаменованы такими поучениями, какие вылетали из уст твоих златых. Пышные похвалы доблестей усопших всегда, кажись, подозрительны. То, что ты рек, неоспоримо и тем прелестнее. Вверение мне Оршинской пустыни 5 (в собственном смысле) приписую твоему мне благодеянию, которого не откажи и впредь, молюся Ти. Ты работаешь за Одессою. Работайте со страхом и трепетом. Я сеял тут и садил: но Бог не благословлял, вдохнув мне заняться кучурубом (?) Ргесог Те etiam. Ты на безлюдье жалуешься! Аще в Сурове тако, что было в сусе? Сего ради и прикрой грехи мои, какие могли открыться или открыты позади меня. Книжки французские получены также мною; в число охотников до них поставляю первого я самого себя. Последователей, полагаю, будет много. Две важные особы в том ручаются: и сочинитель и переводчик. А под защитою твоею, если сено может лежать при огне, и не гореть: то прими милостиво повергаемую к стопам и мою книжицу, воспомянув своё мне приказание напечатать. Долго, долго еще до того времени: однако не мешает заглянуть в следующем мае, если Бог понесет в. в-во пока в южный край: благоволите погостить у меня подольше. Будучи в надежде пожить до той поры, есмь и буду Гавриил арх. Тверской. 7 дня января 1819 г., Тверь. P.S. Когда мы молимся Господу, говорим: ради святых твоих помилуй мя. Я к тебе: буди мне милостив ради святителей Киевских, кои жалуют меня, любят. X Воистинну, Христос воскресе! Не так бы следовало обязанному предупреждать: но да защитит меня пред тобою тот же воскресший Христос, ради которого искренне лобзать вас и дерзаю. Как рад я новому нашему свиданию? и глагол сей толико сладкий да не прейдет, прошу вас, отец дражайший. Только не могу при сем не открыться. С пятнадцатого мая я непременно должен отправиться в паству свою, дабы быть у преподобного, Нила на годичном его празднике. Отсутствие архиерея, за преступление ему, говорят, вменяется, по великому благоговейному стечению и по значительной, там бывающей тогда, духовной процессии. Итак, когда именно могу я в. в-во ожидать, известие о сем почел бы я за благодеяние самое великое. Между тем окажите мне другое благодеяние. При отъезде из Одессы я похитил из паствы вашей круглого бедняка, малолетнего отрока, которого и образую. Но худеет он, горюя, видно по отчизне, и не мудрено: ибо и те, кои старше его, воспоминают веселые и всем изобильные брега Понта Евксинского. Сей бедняк, если не победит своей скорби, и решится отправиться в Херсонскую епархию: благоволите милостиво вашим певчим взять его с собою, а в чем дальнейшем иметь он будет до вас нужду, сие изображу я впредь, с униженнейшим прошением.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

08.1917 12.1917 в/у ПЕРМСКАЯ, паки 01.1918 04.1918 в/у ПЕРМСКАЯ, третий раз 06.1918 10.1918 Феофан Маврокордато в/у? МУКАЧЕВСКАЯ (1677) Феофан Прокопович I ПСКОВСКАЯ 02.06.1718 25.06.1725 НОВГОРОДСКАЯ 25.06.1725 08.09.1736 МАЙКОПСКАЯ, григ. РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, григ. Феофан (Богдан) Рпинский ПОЛОЦКАЯ 15.12.1576 08.1588 Феофан Семеня ко МИНСКАЯ 30.11(13.12)1930 в/у ВИТЕБСКАЯ Феофан Соколов БУЗУЛУКСКАЯ, обн. 02(15)04.1932 БУГУРУСЛАНСКАЯ, обн. 02(15)04.1932 Феофан Туляков КРОНШТАДТСКАЯ 31.05.1915 06.07.1916 КАЛУЖСКАЯ 06.07.1916 03(16)09.1927 ПСКОВСКАЯ 03(16)09.1927 30.10(12.11)1935 НИЖЕГОРОДСКАЯ 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 Феофан Хомжа КИРОВОГРАДСКАЯ, Укр. 01.1921 НОВОМИРГОРОДСКАЯ, обн. 17(30)06.1927 Феофан Чернуцкий НИЖЕГОРОДСКАЯ 14.03.1753 01.06.1773 Феофан Шиянов-Чернявский ЧИГИРИНСКАЯ 12.02.1800 25.01.1807 ПОЛТАВСКАЯ 25.01.1807 24.01.1812 Феофаний (Феофан) Габуни МИНГРЕЛЬСКАЯ 08.09.1854 01.06.1859 Феофил КИЕВСКАЯ Св. Феофил в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 15.11.1470 15.12.1471 НОВГОРОДСКАЯ 15.12.1471 07.1483 Феофил (Филофей) СМОЛЕНСКАЯ (1569) Феофил Богоявленский НОВОТОРЖСКАЯ 24.02(08.03)1920 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 12(25)01.1933 (МОГИЛЕВСКАЯ Феофил Булдовский ЛУБНЕНСКАЯ 19.12.1922 01.01.1923) 12(25)12.1924 Феофил Игнатович ЧЕРНИГОВСКАЯ 17.10.1770 27.09.1788 Феофил Пашковский ЧИКАГСКАЯ 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Феофил Надеждин САМАРСКАЯ 13.01.1857 31.12.1865 Феофил Раев СТАРОРУССКАЯ 21.04.1787 06.05.1788 ТАМБОВСКАЯ 06.05.1788 06.02.1794 АСТРАХАНСКАЯ 06.02.1794 11.03.1794 ТАМБОВСКАЯ, паки 11.03.1794 23.12.1811 Феофил Татарский ОРЕНБУРГСКАЯ 02.03.1819 19.05.1823 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.05.1823 16.10.1827 Феофилакт ВОРОНЕЖСКАЯ 14.09.1743 30.11.1757 Феофилакт ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI в.) Феофилакт (Феоктист) СМОЛЕНСКАЯ Феофилакт Горский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 18.09.1776 06.05.1788 КОЛОМЕНСКАЯ 06.05.1788 12.09.1788 Феофилакт Губин СТАРОРУССКАЯ 02.10.1860 01.12.1862 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 01.12.1862 11.05.1872 Феофилакт Клементьев ТАГАНРОГСКАЯ 24.04.1911 04.04.1913 СЛУЦКАЯ 04.04.1913 17.11.1917 ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Считается, что женская старость начинается с конкретного физиологического сигнала: наступает климакс. На самом деле прекращение детородной функции – благодеяние природы, направленное на защиту от непосильной уже нагрузки, связанной с беременностью и родами (climax – лестница по-гречески). А вот мужчины, хоть и дольше сохраняют репродуктивную способность, стареют, так сказать, всем организмом и сразу. Замечен к тому же любопытный феномен: если женщина преодолела 80-летний рубеж, наступает омоложение некоторых функций организма, например, повышается уровень тироксина, основного гормона щитовидной железы, увеличивается метаболизм лимфоцитов, снижается холестерин. О королеве Виктории (1819 – 1901) говорили, что она никогда не пребывала в таком добром здравии и в таком хорошем настроении, как в год своего 80-летия: она словно вновь обрела задор юности, ездила в Ниццу, слушала «Лоэнгрина» в опере, заступалась за Дрейфуса, хохотала над трюками дрессированных цирковых животных, самолично посетила казармы, чтобы вдохновить эскадроны кавалерии в связи с англо-бурской войной, путешествовала по госпиталям, монастырям и школам; ее уговаривали прилечь после обеда, а она считала отдых пустой тратой времени; речь ее была, как всегда, четкой, а разум ясным. Климакс, как всякая перестройка, сопровождается иногда неприятными ощущениями: головокружениями, «приливами», мигренями, даже обмороками; вероятны нервные недуги: взвинченность, истерики с потоками слез, капризы, тоска. Медицина считает совершенно нормальным свойственное климактерическому периоду постоянное ощущение пустоты и одиночества, однако есть свидетельства, что все эти симптомы на самом деле абсолютно умственного или душевного происхождения: ну еще бы, легко ли смириться с окончанием молодости! психика бунтует, а тело у ней на поводу. Но уныние посещает еще раньше, в 35 – 40 лет, когда дети выросли, предстоит нянчить внуков, надежды на собственное яркое будущее умирают. Семья далеко не всегда оказывается незыблемой опорой. Женская старость может начаться с тяжелейшего испытания, когда любимый муж вдруг отдает предпочтение другой, она моложе, без целлюлита и морщин, и, само собой, красивее; а что важнее всего, ее задорный нрав будоражит и молодит усталого ковбоя, к тому же в контексте ее наивного щебетанья он без малейших усилий кажется себе значительно умней и содержательней.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Только теперь он отыскал меня среди умирающих. – Ты тоже подарил мне жизнь… – прошептала я. – Ты послал мне любовь Божью, когда я боролась со смертью… Больше я ничего не смогла произнести, я лишь протянула ему дрожащую руку. Он уткнулся лицом в мою ладонь, и я почувствовала, как она стала мокрой. – Я знал, что ты простишь меня, – сказал он тихо. – Но ты простила меня лишь ради любви Того, Кого я так ненавидел. Теперь эта любовь стала моей единственной надеждой – другую любовь я не сберег, я знаю, ты уже не можешь испытывать ее, она умерла. Я опять хотела сказать: «Бог может вернуть мне все, что я потеряла, если будет на то Его воля», но в тот же миг поняла, что это уже произошло. Близость любимого человека вдруг сладко обожгла меня, как прилив молодой жизненной силы, – я впервые за время своей болезни выпрямилась без посторонней помощи. – Нет, любовь просто прошла через смерть, чтобы жить, – едва слышно произнесла я. – Бог только что возвратил мне ее через тебя. Он вздрогнул, словно от удара молнии, и поднял смертельно бледное лицо. – Через меня?.. Через меня? – переспросил он, не веря своим ушам. – Но это же невозможно: я уничтожил не только тебя, но и себя, моя жизнь кончена, перед тобой – мертвец. Я обняла его за шею. – Если твоя жизнь кончена, возьми мою. Ты ведь знаешь: все, что принадлежит мне, принадлежит и тебе. Он молча склонил голову мне на грудь. И тут наши души наконец и в самом деле слились в единое, неделимое целое. Слова ангелов-близнецов сбылись, венок в их руках – венец моей жизни – увенчал и его жизнь, отныне и во веки веков у нас была лишь одна-единая общая жизнь, одна на двоих. notes Примечания 1 «Гейдельберг» Ф. Гельдерлина (1770—1843), немецкого поэта-романтика. (Здесь и далее примеч. переводчика. ) 2 Готфрид Келлер (1819–1890) – швейцарский писатель. Писал на немецком языке. 3 По-немецки Seide означает «шелк» 4 Людвиг Ахим фон Арним (1781–1831) – немецкий писатель-романтик, автор романов, новелл и сборника народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806–1808, издан совместно с К.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Посем молим твое благородие на нас, богомолцов, не послушати клеветы от лихихъ человкъ//(л. 255) и не прикасатися нам, помазаником Божиимъ, судом и управою чрез каноны. Не не всть твое благородие писанаго в книгах Моисеовых, убоясь Валак, царь Исраиля, и призываше Волаама волхва, глаголя: «Аще, – рече. – ты прокленеши Исраиля, прокляти будут, и с клятвою побию Кольми паче нас, обидимых и плачючих, услышит Бог молитву и моление на оскорбивших нас. же наша чает Господа, яко помощник и защитникъ наш есть, и во имя святое Его Теб же, аще Бог попустил есть гонити, да постигнеши и скончаеши о нас, еже хощеши. Наказ, даный Михайлу Верделевскому да подьячему Григорью Богъданову, мы взяли и к нему припишем псаломская речения, тридцать четвертой: Господи, обидящая мя, возбрани борющая и прочая подобныя тм, и прившу, плачючися Животворящему Кресту Христову, яко то наша и надежда от гонящих мя. Аще и много твоему благородию восписа, не помни, яко досаждая, но молю твое благородие со долготерпнием послушати и писаная разсудити, яко нсть неправды в нем. Мы толико и таково от твоих сигклитиков поругаеми, еже по Божественным уставом благословляти, его же благословим обоима рукама, якоже Христос нам предаде, вознося на небо, воздвиг руки своя, благослови. же тако поругает, бсяся, называясь сам ся патриархом, идже сатана его научит//(л. 256) тамо, аки архиерй 1816 творяся, паче же Христос крестит беззаконными своими прокляты руки. И не се точию, но и пса нкоего, подобна себ, научи, дйством отца своего, сатаны проклятого, такожде дйствовати предними ногами, аки Христосъ, руками, возносясь на небо, благослови ученики И аще ты, тако вдая, стерпиши такому проклятому, не отмстя? Имать на тя гнвъ Божий 1817 приити, не укоснвъ. Мы же не точию, Христа ради, поношение и укорения прияти, но умрети готови есмы. Теб мало мнится, положити душу свою за друга своего, обаче у Бога нсть больши сея ея же ради Сам нас Христос ради умре. Аще и нын муками и скорбми не умремъ, всяко умрем, обаче же слово учит нас не боятися от убивающих тло, души же не могущих убити; горе тм, иже по убиении имут быть ввржени в дебрь Того боятися надобно, иже нын славою мира сего превозносятся и гордятся, аки безсмертни и аки боги славятся от человкъ безумных, в сладость приемлют таковыя безумныя глаголы: ты – бог земной. Нас 1818 же священное писание учит: наш на небеси и на земли вся, елико возхот, безумными глаголы 1819 Новходоносоръ, царь Вавилонский, усладився, царства глаголы Тирский князь превознесся, к нему же Бог Езикем пророком рече: «И ты, сыне человчь, рцы Тирску князю: „ты яко Богъ вознесь, ты же н си Богъ, но человкъ; тако нкогда Денница, восиявающая заутра, поставлю, – рече, – престол мой//(л. 257) выше небесъ и буду подобенъ Вышнему“. И еже им, погуби: вмсто Денница тма

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

—299— А в 1812 году его вызвали в Петербург и назначили профессором церковной истории в тамошней духовной Академии. Затем Иннокентий был ректором петербургской семинарии, продолжая оставаться и профессором по церковной истории в академии. В 1814 году удостоен степени доктора богословия – редкостное и исключительное отличие в те времена. Наконец его возвели в сан архиерейский, назначив епископом Пензенским, но недолго длилась его жизнь после этого назначения. Он умер в 1819 году, имея всего 35 лет. Он сделался жертвой своего непомерного ученого трудолюбия. Сочинение Иннокентия – «Начертание церковной истории» есть ничто иное, как его академические лекции, которые по отпечатании их были введены в качестве учебника в средних и высших духовных школах. Труд этого историка далек от совершенства; но в положении Иннокентия и не было условий, благоприятствовавших полному успеху дела: он писал свою историю не потому, что чувствовал себя вполне обладающим нужными для этого знаниями, а потому что такого дела требовало от него духовное правительство. «Начало сего труда – говорит автор в предисловии к «Начертанию», есть единственно воля и расположение начальства». Этим сказано многое, если не всё. Конечно, начальство может заставить начертать книгу, но оно не может как-бы по действию волшебного жезла вдруг создать науку. Наука постепенным, медленным путем приходит к самосознанию, искусственно же её нельзя насадить – в надежде, что она скоро вырастет. И сам Иннокентий скромно сознавал, что написанное им далеко от идеала истинной науки. В том же предисловии он говорит: «сие начертание писано для исторической кафедры в духовном училище (т. е. академии и семинарии) и потому не может удовлетворять любопытству, ищущему открытия исторических тайн или подробностей о церковных происшествиях в собственной их полноте». Отсюда видно, что автор «Начертания» хорошо сознавал, как далек был его труд от требований серьезной науки, к которой стремится «ищущий открытия исторических тайн». Да и какого открытия исторических тайн или каких «подробностей о церковных происше-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010