Михаил Петрович Лазарев родился 3 ноября 1788 г. в семье владимирского губернатора. Рано потеряв родителей, Михаил по ходатайству Г.Р.Державина в 1800 г. был определен в Морской кадетский корпус, по окончании которого определился волонтером на суда британского флота, плавал в Атлантике, у Антильских островов и в Индийском океане, участвовал в Трафальгарском сражении (1805) и в войне со Швецией (1808), и за отличие был произведен в лейтенанты. В 1813-1816 гг., командуя корветом «Суворов», Лазарев совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Русской Америки и обратно, обнаружив в Тихом океане пять необитаемых атоллов (острова Суворова), сделав, таким образом, первое российское открытие в южном полушарии. В 1819 г. Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка под руководством Фаддея Беллинсгаузена. Все трудности по набору экипажей, обеспечению всем необходимым для длительного плавания в высоких широтах легли на плечи лейтенанта Лазарева, командира шлюпа «Мирный». В 1819-1821 гг. путешественники совершили первое кругосветное плавание к берегам Антарктиды. Третье кругосветное плавание в должности капитана Лазарев осуществил в 1822-1825 гг. на фрегате «Крейсер», когда были проведены научные исследования по метеорологии, океанографии и этнографии. Экспедиция проходила по маршруту Кронштадт – Рио-де-Жанейро – мыс Доброй Надежды – Русская Америка – мыс Горн – Кронштадт. В годы Русско-турецкой войны Лазарев отличился в Наваринском сражении и был произведен в контр-адмиралы, руководимый им линейный корабль «Азов» первым из судов Русского флота удостоен георгиевского флага. Два следующих года его эскадра блокировала Дарданеллы. В 1832 г. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота, а в 1834 г. еще и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1838-1840 гг. адмирал возглавлял военные операции на море против кавказских горцев. Заслугой Лазарева стало также воспитание им целой плеяды выдающихся командиров и флотоводцев, включая П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, Г.И.Бутакова, Е.В.Путятина, И.С.Унковского. Отличительными качествами характера Лазарева были инициатива и смелость, быстрота в принятии решений, добропорядочность и честность. М.П.Лазарев скончался в 1851 г. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин. Именем Лазарева названы море, шельфовый ледник, антарктическая станция, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/24/de...

Такое обстоятельство насколько свидетельствует о изобилии благодатных даров, почивших на великом архипастыре проповеднике нашем, настолько же и делает затруднительным исследование о более нежели полувековой проповеднической деятельности его. Недаром все доселе появлявшиеся исследования в этой области, по сознанию таковой затруднительности исследования со стороны самих исследователей, обнимали собою только отдельные части и лишь известные стороны предмета, подлежащего нашему исследованию, а не рассматривали его во всех частях и со всех сторон. 12 Не бросить ли поэтому и нам перо, не начав исследования о том же предмете?.. Но если Господь помог нам совершить дело исследования о трех первых периодах проповеднической деятельности великого святителя Московского, именно – Троицко-Лаврском (1803–1808) 13 , Петербургском (1809–1819) 14 и Тверском с Ярославским (1819–1821), 15 то уповаем, не оставит нас Своею помощью и на предлежащем нам теперь пути нашего исследования. К тому же и вышесказанное о последнем издании проповедей великого святителя дает нам возможность успокаивать себя надеждою на то, что мы находимся в далеко лучших условиях для целостного исследования проповеднической деятельности его, нежели те исследователи, которые писали о ней при жизни его или и после кончины, но до завершения упомянутого издания. По-прежнему мы будем вести свое исследование об этой деятельности в связи с историческими условиями ее, то есть в связи с обстоятельствами жизни проповедника и историей его времени, с 1821 по 1867 год. Обозревая столь длинный период времени, мы видим себя в необходимости заранее определить точку зрения на предмет исследования и начертать план этого исследования. И прежде всего, в этот период учительно-проповедническая деятельность великого святителя, или, если так можно сказать, теоретическая, повсюду идет уже как бы позади практики его собственного проповедничества: между тем как в Тверской и Ярославский период Филарет, по большей части находясь в отдалении от своих епархий, он поневоле должен был более из Петербурга давать правила проповедничества, нежели сам в своей проповеди давать образцы его подведомым ему пастырям. В период Московский дело идет наоборот. Потому и у нас теперь, по сравнению с рассмотренным периодом Тверским и Ярославским, дело будет идти в обратном порядке: рассмотрение собственного проповедничества Филарета будет упреждать рассмотрение его учительно-проповеднических правил и приемов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но и на о. Кауаи представители Российско-Американской компании оставались недолго. В мае 1817 г. с о. Оаху на о. Кауаи американцами были посланы 5 ботов с аборигенами, после чего, как пишет Шеффер, «началась революция против русских». На одном из зашедших в Гонолулу иностранных судов Шеффер добрался до Кантона и оттуда прибыл в Петербург, где надеялся «сыскать подкрепление прав своих на здешние острова» 413 . К февралю 1819 г. относится «Записка, представленная г. Шеффером Александру I, о выгодах, приобретаемых Россией в случае ее укрепления на Сандвичевых островах». В качестве одного из доводов за возврат Гавайских островов под российский скипетр Шеффер приводит соображения миссионерского характера. «Недовольствия жителей на островах Овайги, Мауви, Маранае и Ваге от нынешнего их правителя достигли до вышней степени, – писал он Александру I, обращая его внимание на необходимость христианизации местного населения. – Сей несчастный народ, будучи без защиты, с упалым духом оставил уже и надежду на получение лутчаго правления и сносит всевозможные бедствия, до того даже, что из его выбираются жертвы, приносимые идолам, вместо диких зверей» 414 . Но как деятельный предприниматель Шеффер здесь же указывает и на экономические выгоды, – ведь если на Гавайских островах завести плантации и выделывать «хлопчатую бумагу», то тогда «значительная часть россиян могут быть одеты бумажным изделием» 415 . После приезда Шеффера в Петербург Российско-Американская компания предприняла всяческие меры для популяризации в правительственных кругах своих соображений о необходимости возврата Гавайских островов. Помимо записок Шеффера, подаваемых им лично Александру I, члены правления компании обращались в правительственные учреждения, рассылая «мнения правления», где пытались доказать, что Гавайские острова должны принадлежать именно России. Так, в «Записке главного правления Российско-Американской компании по вопросу о присоединении к России Сандвичевых островов», представленной в департамент мануфактур и внутренней торговли 18 марта 1819 г., снова приводился миссионерский довод: «Между тем, как все сие будет допущено, промышленные заведут родственные связи с островитянами, и, может быть, удастся им внушить и святость христианской религии, укрощающей зверские нравы. Словом, теми же кроткими правилами, коими компания достигла тишины и спокойствия на островах Уналашке и во многих других местах, – и ныне оными руководствуется, – не безнадежно достигнуть до желаемой цели» 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Почему когда вы слышите, что вера во Христа пользует, то разумейте всегда, что вера та, о которой Апостол Павел сказал: « вера любовию поспешествуема » ( Гал.5:6 ), то есть, вера, производящая дела любви, какова есть вера приносящая плоды добродетелей. Сия вера есть спасительная, сия вера есть та, которая рождает разумную надежду, надежду, имеющую основания истинные, твердые и непоколебимые, сия вера разрушает болезни смертные. Имели веру сию все святые, имел ее Павел, почему и почитал смерть приобретением: « мне бо », говорил, « еже жити, Христос: а еже умрети, приобретение есть » ( Флп.1:21 ). И не только не боялся, но и желал смерти: « желание имый », говорил он, « разрешитися, и со Христом быти » ( Флп.1:23 ). Таковая вера рождала в сердце его справедливую и твердую надежду получить небесные венцы: почему не сумнясь писал: « Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия » ( 2Тим.4:7–8 ). Заметь же, что сказал и о прочих верных людях: « не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его »: не сказал, всем верующим в Него, но – всем возлюбльшим явление Его, чтобы сим научить, что тем пользует вера, и те имеют твердую надежду получить спасение, кои творивши дела веры желают дня воздаяния, чтобы получить венец за подвиги свои. Блажен убо тот человек, который стяжал в душе своей сию спасительную веру, а от нее и твердую поистине надежду: блажен тот человек, который верует в Иисуса Христа не бесплодно, как бесы, но плодоносно, как святые: который верует, и веруя, творит дела веры: блажен кто не только верует, но и целомудрствует, и праведно все делает, и любит, и милосердствует, и молится, и постится, и хранит все заповеди Божии, и делает всякую добродетель. Таковый, когда придет час смерти его, имеет совесть свободную от обличений греховных, сердце радующееся о будущем наслаждении вечных благ, душу надеющуюся получить вечную жизнь и блаженство. Почему на него нимало не действуют болезни смертные: его окружают тогда святые Ангелы, да воспримут душу его: он поет тогда с Давидом: « в мире вкупе усну и почию » ( Пс.4:9 ). Треокаянны те, кои имеют веру бесовскую, то есть, веруют в Бога, но пренебрегают заповеди Его: веруют, но никогда не делают добродетельных дел; веруют, но никогда не раскаиваются. Горе им! ибо в час смерти их болезни смертные делаются пламенными, будучи возжигаемы бесами, окружающими их, чтобы восхитить нераскаянную их душу. Горе им! ибо « смерть грешников люта » ( Пс.33:22 ). Читать далее Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами/Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-./Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Как о Боге мы говорим, что Он благ и свят не против своей воли, а по воле, так и о богоподобном гностике должны сказать, что он добродетелен не против воли, но добровольно, хотя воля его, вследствие постоянного упражнения в добре, почти не способна к злу. Не так у верующего: каждый добродетельный поступок для него есть трудный подвиг, являющийся результатом победы над противными эгоистическими влечениями, которые – при недостатке сознания высоты и достоинства добродетели в самой себе – имеют тем большую силу. В ближайшей и тесной зависимости от только что указанной стоит другая черта, отличающая добродетель гностика от добродетели верующего, это – высота мотива, свойственная первой. Гносис в понятии Климента не есть холодное знание, он даёт вместе и внутреннее единение с познаваемым через вытекающую из него любовь. Гностик делает добро не потому только, что знает его, а потому, что в себе самом ощущает тяготение к нему; он повинуется Логосу не потому, что сознаёт только законность и пользу такого повиновения, но потому, что любит Его. Всецело проникнутый этим чувством любви к Божественному, он творит добро ради самого добра, без всякой примеси личного эгоистического интереса. И движущий мотив и последняя цель его добродетели лежит в ней самой: не страх пред наказаниями, ни надежда на награды не руководят его добрым поведением, оно истекает исключительно только из внутреннего расположения и любви к Высочайшему Источнику добра – Богу. Такого совершенства, такой внутренней чистоты нет в добродетели верующего. Закон нравственный стоит вне его, как нечто чуждое его сознанию, а потому и мотив к исполнению его требований заимствуется верующим извне. Таким мотивом является, как мы видели, или надежда на награды, или страх пред наказаниями, точнее – то и другое вместе. Добродетель верующего, таким образом, имеет в существе своём своекорыстный, личный интерес, который много унижает, её сравнительно с чистой добродетелью гностика. «Есть между верующими такие, – говорит Климент уже в приведённом выше месте из Strom. VII, 12. 874 (1–7), – которые творят добродетель в виду награды или страха перед Богом. Такая добродетель есть основа для гностика, путь к лучшему, побуждение к более совершенному. Ибо, как написано, страх Божий есть начало премудрости. Совершенный же (гностик), напротив, терпит всё, переносит всё из любви не для того, чтобы угодить людям, но Богу». Действующие по мотивам страха и надежды – «дети в вере». Они блаженны, но ещё не достигли, как гностик, полноты возраста Совершенного, которая достигается через любовь 1819 . Поступок добродетельный теряет отчасти своё совершенство и, следовательно, свою заслугу, когда примешивается к нему личный интерес деятеля. Он перестал бы далее и совсем быть добродетельным, если бы за этим личным интересом не лежал всё-таки мотив более чистый. Самый страх перед Богом или надежда на Него делают в этом случае поступок праведным или, по крайней мере, дают ему вид праведности 1820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Ранее же были отдельные преподаватели языков. С 1814 года греч. язык соединялся с кафедрой церковной истории, еврейский с математикой, французский – с гражд. историей, немецкий – с словесностью. По латинскому языку отдельных уроков не полагалось 56 , так как самое преподавание основных предметов происходило на латинском языке, а в 1812 г. было даже предписано говорить по латыни учениками между собою и с учителями, даже вне классов; во всех классах назначались сочинения на лат. язык, а сверх того, упражнение в латинском красноречии входило в курс преподавания словесности. Поэтому в конспектах некоторых из преподавателей словесности видим указания на то, что было сделано по предмету латинской словесности. При этом указываются и латинские писатели, которыми занимались ученики. У Толмачева (1813 г.) указаны: Цицерон, Гораций, Квинтилиан, Квинт Курций, Вергилий, Плиний. По назначению наставника Смирнова (1814–1819 г.), ученики низшего отделения должны были читать известных латинских авторов ( Лактанция , Плиния, Цицерона) и в конце недели давать отчет о прочитанном. По этому поводу ректор сем. Иннокентий в 1815 г. писал о Смирнове академ. правлению, что он «недостатки сведения в учениках по латинскому языку восполнил своим особенным прилежанием, поощрениями и требованиями». Профессор Раменский (1820 г.) разбирал с учениками из речей Цицерона – за Архия; Ливиеву речь Пакувия к Перолле; Цицеронову повесть о приключении с Канием; назначал ученикам кроме латинских сочинений письменные упражнения в переводах с латинского. Пред уроками словесности у него читалось и разбиралось Стригеллиево изъяснение на Нов. Завет, на лат. языке. У Аменицкого заведено было, чтобы ученики в свободное время переводили с латинского и вписывали переводы в заведенные для того тетради, которые представлялись учителю еженедельно, по субботам. Начальство, с своей стороны, неоднократно обращало внимание на усиление занятий лат. языком. Так в 1826 г. семинарское правление, по записке ректора Антония, само обратило внимание на увеличение занятий лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нечистые духи много его искушали, но он отгонял их молитвой. Однажды нечистый дух явился старцу во время молитвы и сказал ему: «Ты делаешь свое, а я – свое. Одного ученика я поразил двумя стрелами, а другому шепчу на ухо». Старец немедленно призвал учеников, и, найдя в них действительно греховные мысли, исправил их и еще более усиленно стал молиться. Поборов все искушения, Феофан был удостоен и дара прозрения в будущее. Однажды, при архимандрите Паисие, произошло нестроение в обители. Некоторые из братии обратились к о. Феофану с вопросом: «скоро ли это прекратится?» «Вскоре, по молитвам преподобных, это пройдет и обитель еще более прославится. В обители будут два настоятеля, подобные Зосиме и Савватию, которые в смирении духа и в простоте сердца управят ею – тогда многие преуспеют в добродетели». Слова его скоро оправдались. Господь утешал подвижника и благодатными посещениями. Ему явилась раз во сне жена, сияющая благолепием, с двумя светозарными мужами и ободряла не бояться бесовских искушений. Правда, перед самой смертью на него напали злые люди и жестоко его избили, опалили все тело огнем и вырвали волосы на голове и бороду. Но это было уже последним испытанием. Однажды неземной свет озарил келью, и старцу явился иеросхимонах Иисус Голгофский. «Радуйся, брат, скоро наступит твой конец», 3 – сказал блаженный, и видение прекратилось. В другой раз ему явились еще двое, бывших известными, подвижников, несколько лет уже умерших, и утешили его надеждой на спасение. Старец еще прожил до лета, тогда у него открылась горячка, и он мирно скончался 26 июля 1819 года 4 . IV. Подвижники общежительные иноки В то время, как пустынножители достигались заветной цели путем поста и созерцательной деятельности, киновиты достигали той же цели деятельным путем – безропотно исполняя всякие работы. Старец Иеромонах Матфей свято проводил жизнь, будучи сначала закупщиком, а потом казначеем. Старец Зосима 47 лет провел в занятии, летом – рыбной ловлей в тонях Троицкой и Кирилловской, а по зимам – вязанием сетей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

ректора семинарии, весьма способным, – о чём и сообщить в семинарское Правление“. 14-го декабря писал мне, в ответ на моё письмо, Абакумовский друг мой М.Д. Граменицкий: „Благодарю, друг, что сверх ожидания удовлетворили моё жадное любопытство о ваших обстоятельствах. Точно, —178— 1841 г. и прежде слышал я о вашем намерении поступить в Муром, слышал даже, что вы отправились туда для смотрения и избрания себе подружия; – но не знал, какие следствия были вашей поездки. Теперь же вижу, что вы через несколько недель вступите в новую жизнь супружества и священства. Радуюсь – счастливым вашим обстоятельствам. Радуюсь тем более, – что в коротке знаком мне Муром; в том самом соборе, к угодникам которого я летаю мыслью повседневно, суждено быть служителем Божественных тайн искреннему – ближайшему моему другу. Питаюсь надеждой, что вы, будучи иереем Господним, помянете когда-либо у гроба благоверных Муромских князей в своих молитвах и моё недостоинство! Да! жалко милый друг, что мы, живя несколько времени не так в дальнем между собой расстоянии, не могли избрать случая к своему свиданию; а всё виновата в этом надежда на будущее. Итак, неужели нам суждено более не видеться? Не может быть! Прошу вас немедля уведомить меня, когда приедете за благодатью во Владимир; – я, имея давнее намерение ехать на родину, – эту дорогу приспособлю к сему времени. Тут повидаемся, поговорим, сообщим взаимные чувствования и проч. и проч. Жалко, что я, живши в Муроме, не знал вашей будущей супруги. Отца Василия я знал очень коротко, – верно и ваша, супруга достойна вас, – если наследует свойства покойного родителя. Моя Сашенька, так же, как и я, желает вам всех от Бога милостей и счастья. Доколе довольно! Надеюсь, что расстояние от Мурома до Липни это 200 или 170 вёрст, не может поставить границы нашим взаимным сообщениям. Не ошибаюсь“! Получивши из Консистории билет на вступление в брак, я отправился на родину для приглашения родственников на свадьбу, которая назначена была вскоре после крещения. 29-го декабря писал мне из Петербурга студент академии Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре после его избрания в Антиохии молодому императору представился случай определить свое отношение к церкви и богословским вопросам, а также к тому положению, которое было создано религиозной политической реставрацией Юлиана. Напрасно представители разных церковных партий «непрестанно докучали царю, в надежде получить от него позволение – действовать против тех, которых считали они своими противниками» 1819 . Ясно показав свое расположение Афанасию 1820 и его исповеданию, Иовиан не принимал никаких принудительных мер против других церковных партий. Таков же был образ его действий и в отношении эллинизма. Целью его в этой области политики было восстановление доюлиановского status quo, причем в этом в несколько месяцев своего правления он так много достиг, что Филосторгий справедливо мог заметить, что «царь Иовиан восстановил в церквах прежний порядок, избавив их от всех оскорблений, какие нанес им Отступник» 1821 . Символически это выразилось в восстановлении христианской монограммы на военных знаменах и на монетах 1822 . Изгнанные епископы, например, Афанасий, были возвращены, преимущества церкви и принадлежащих к ним лиц, как-то клириков, вдов, девственниц – восстановлены 1823 . В связи с этими мерами находится конституция, угрожающая смертной казнью за вступление в брак с посвященной Богу вдовой или девственницей даже при наличности их согласия и признающая детей от такого брака незаконными 1824 . Ту же политику мастерски проводил со времени своего воцарения его преемник Валентиан. Валетиниан был горячим последователем никеизма и убежденным христианином, но это не оказывало никакого влияния на его отношения к язычникам и не никейцам. Он держался самостоятельно в вопросах веры и не поддавался внушениям духовенства, отбросив их теорию поддерживать религию государственными средствами. Вообще терпимость к разным религиям он сделал главным пунктом своей программы. Относясь с полной терпимостью к язычеству 1825 , Валентиан все же был христианским государем. Он восстановил привилегии, данные Константином Великим клирикам 1826 , освободил монахинь от lustralis collatio 1827 , под угрозой штрафов приказал праздновать воскресенье и пасху 1828 , защищал христиан от принудительных работ по воскресениям 1829 , запретил посылку христиан-солдат охранять языческие храмы 1830 , отменил осуждение христиан на арену 1831 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

в семинарии отменено, а инструменты в 1860 г. предписано св. Синодом продавать с публичного торга. Так как механик Гезехус оценил инструменты спб. семинарии дешево (22 р. 30 к.), то правление исходатайствовало разрешение оставить их для пособия в занятиях сельским хозяйством. – Пасхалия, по прежнему, проходилась по руководству Тяжелова, исправленному еще в 1819 г. в отношении языка проф. академии Себржинским 279 . Для преподавания физики в июле 1844 года, по определению св. Синода, были высланы физические инструменты на 1014 р. 28 к. для разных отделов науки, числом 55, по реестру составленному в Д. у. Управлении, и освидетельствованы преп. Михайловым, вместе с проф. академии Ростиславовым. В 1846 г. из библиотечных сумм выдано 18 р. 88 к. на приобретение разных материалов для производства физических опытов. В 1846 г. по представлению Михайлова, приобретено еще 19 инструментов на сумму 182 р. 56 к. По его же представлении в 1845 г. приобретены и некоторые химические приборы (пневматическая ванна, шесть реторт, химический термометр и пр.), на что выслано 273 р. 15 к. Физические инструменты приобретались и впоследствии, напр. по заявлению преподав. Образцева в 1865 г. (на 110 руб.). Пособием по физике некоторое время служила книга проф. Щеглова («Начальные основания физики»), изданная еще в 30-х годах. Но в 1840 году последовало распоряжение от св. Синода «до составления руководства к физике, особо примененного к требованиям семинарского преподавания, – ввести в преподавание физику Ленца, как имеющую особенное пред другими достоинство» 280 . Однако же этого руководства не держались строго, как видно напр. из конспектов Михайлова (1845–49 г.), представляющих следующие основные рубрики: А. Физика. Введение; общие свойства тел; сила притягательная; свет; теплород; магнетизм; электричество. В. Физическая механика. Статика; динамика; гидростатика и гидродинамика, аэростатика и аэродинамика; акустика. В 50-х же годах конспекты составлялись преимущественно по Ленцу, руководство которого, написанное по поручению минист.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010