Закрыть itemscope itemtype="" > Поиски веры, или Как научиться общению с Богом Часть 2 07.08.2020 965 Время на чтение 16 минут Источник: Прихожанин Вопросы веры, вероятно, являются одними из самых сложных и ключевых в нашей духовной жизни. Как осмыслить само понятие «вера»? Во что и почему люди верят? Почему человек теряет веру? Как получается, что люди, называющие себя верующими, на самом деле верят в разное? Те, кто хорошо помнит замечательный фильм «Берегись автомобиля», наверняка вспомнят и эпизод, когда герой картины Юрий Иванович Деточкин в исполнении блистательного Иннокентия Смоктуновского продает украденную «Волгу» некоему прибалтийскому пастору (его роль сыграл Донатос Банионис). В ходе той сделки между ними происходит весьма показательный диалог: «И Вы верите в Бога?» – спрашивает Юрий Деточкин. «Все люди верят, – отвечает пастор. – Одни верят, что Бог есть. Другие, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо». «Прихожанин» решил обсудить тему веры с преподавателем Московской духовной академии, настоятелем храма святого Александра Невского в подмосковной деревне Бузланово иеромонахом Симеоном (Мазаевым). См.: начало – Вы сказали, что человек, верующий и возделывающий свой сад, данный ему Богом, должен постоянно расти, находясь в диалоге с Творцом. Но если спросить людей, стоящих в храме на воскресной Литургии, как вы познаете Бога, большинство просто растеряется. Скажут: «Мы читаем Евангелие, по воскресеньям ходим на службу, исповедуемся в своих грехах, причащаемся». Разве может Богопознание заключаться в этих четырех элементах? – То, что люди регулярно ходят в храм Божий, в своего рода школу, где можно действительно узнать о Боге, это уже хорошо. Моя мама, пока была студенткой строительного университета, не разбиралась в медицине и даже не интересовалась ею. Она была молодой, красивой, здоровой женщиной. Потом, уже ближе к пенсии, когда ее начали одолевать болезни, она стала интересоваться медициной, по крайней мере, в той ее части, которая касается ее заболеваний. И сейчас мама накопила такое количество знаний, что вполне могла бы быть провизором в аптеке. Что я хочу этим сказать? Как только человек начинает ощущать себя больным, у него естественным образом появляется интерес к медицине. Так и здесь: человек приходит к Богу, когда ощущает острую нужду в Нем, когда он понимает, что он один из тех, кого Христос в Своей Нагорной проповеди назвал «нищие духом». Когда человек ощущает себя «нищим духом», чувствует острый голод по Богу, тогда у него естественным образом появляется интерес к Богопознанию. Настоящее Богопознание начинается не с досужего интереса, а от нищеты духа.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/07/poiski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Религия и медицина 06.03.2019 6201 Время на чтение 23 минут «И от Вышняго врачевание...» Сир. 38:1 В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов. Между тем развитие медицинской технологии, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике побуждают многие «горячие головы» к скептическому отношению к религиозной традиции. Оправдано ли игнорирование фундаментальных религиозных ценностей, оказывающих громадное влияние на духовный строй общества? На сколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли устойчивые религиозные максимы постоянно расширяющейся, динамичной структуре медицинской мысли? Забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является заботой любой влиятельной религии. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью. Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7: 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Проницательное описание природы чудес Христовых представил С.Н.Булгаков. По мнению философа, будучи Богочеловеком, Христос творил, как и переживал и человеческим и божеским естеством. А это означает, что чудеса естественны, а не противоестественны и не сверхъестественны. В них выявляются возможности, заложенные в отношении человека к миру. Явление Христа как чудотворца было, прежде всего, выражено в силе и власти духовной, которые открывались и в слове, и в деле. Особой силой обладает молитва, как духовная причинность в мире она обобщающим образом выражена Господом в словах Нагорной проповеди: «Просите, и дастся вам...» (Мф. 7). Есть и 2-я черта в чудотворении - это участие в чуде не только творящего, но и приемлющего. Условием его совершения является вера, ради которой совершаются чудеса: исцеление прокаженного, воскрешение дочери Иаира, исцеление бесноватого, слепого. Христос выступает как абсолютный врач, поскольку со вторым Его пришествием связано Воскрешение человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/07/...

Защитник Иисусовой молитвы На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему 28 ноября, 2015 На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему Преподобный Паисий Величковский завершил свой земной путь 28 ноября, если считать по новому стилю. На его долю выпала большая честь – защищать молитву Иисусову. От кого? От иноверцев или от инославных ругателей? Увы, от своих. Православные христиане не все понимают, в чем ценность Иисусовой молитвы. И ценность всего остального подвижнического опыта исихастов, если брать шире. Во времена преподобного Паисия такие непонимающие критики были. И сейчас есть, и до Паисия встречались. Святителю Григорию Паламе в XIV веке тоже довелось встать на защиту Иисусовой молитвы. Защита на все времена Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов. Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей»

http://pravmir.ru/zashhitnik-iisusovoy-m...

иерей Борис Левшенко Раздел 5. О Боге Освятителе Учение Откровения о благодати Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения Каким же образом человек делается Христовым? Боговоплощение было необходимо. Первый грех Адама привел к тому, что произошел раскол между Богом и миром. Несмотря на то, что Бог промышляет об этом мире, поддерживает его и направляет к благим целям, есть трещина, при которой человек как бы имеет больное и даже мертвое состояние. Человек отпал от Бога, и для него затемнилось все, он потерял себя в трудных обстоятельствах жизни, не может отличить доброе от злого. Конечно, человеку нужна помощь. Господь для спасения человека, выведения его из мрака на свет Божественный, избрал чрезвычайное средство – послал Сына Своего Единородного, Который воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился. Мы говорили о служении Господа в Его земной жизни и, прежде всего – об учении Господа нашего Иисуса Христа. Это учение дает нам некоторые правила, как жить, чтобы спастись. Особенно ярко это проявилось в Нагорной проповеди, но в целом об этом говорит все церковное предание. Затем был дан пример той жизни, которая должна быть у каждого человека. Пример этот дан Самим Господом Иисусом Христом. Мы знаем об архиерейском, первосвященническом служении Господа, в котором Господь принял смерть. Таинственным образом Он взял на Себя все грехи мира, которые были, есть и будут; грехи эти были сняты на Кресте, и Господь явился клятвой за нас. Господь соприкоснулся непосредственно со смертью, чтобы смерть победить. Он сошел во ад, чтобы разрушить его, чтобы ад не имел прежней силы, и разрушив его, воскрес, победив тем самым смерть. Но эта победа над смертью была победой одного Господа нашего Иисуса Христа. Как мы можем воспользоваться плодами этой победы? Можем ли мы это сделать своими собственными силами? Ответ очевиден: каждый из нас старался быть хорошим и каждому из нас это не удавалось. То есть самому это сделать невозможно. Мы видим перед собой пример, изучаем его, он действует на нас особенно, когда мы поступаем не в соответствии с ним – видим, что своими силами ничего не можем сделать. Более того. Рядом с Господом была группа Его учеников, и все они, за исключением Иоанна Богослова, разбежались перед крестными страданиями Иисуса Христа. Какова была форма отречения от Господа? Было ли оно? Описано это у ап. Петра. Мы знаем это из Евангельской истории. Но даже такие люди, как видим, слабы. И трудность для них была велика, потому что своими силами они ничего не могли сделать. Изменить себя человек может только с помощью свыше. Низпослание Духа Святаго и Его действия для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

К читателям  Книга под названием «Черты христианского учения», издаваемая вторично, составилась из наших духовно-назидательных статей, помещенных в издававшемся нами журнале «Душеполезное Чтение» за 1884–1886 годы, с включением одной статьи (несколько ответов вольнодумным и неверующим), взятой из «Душеполезного Чтения» 1863 года. Содержание книги, как показывает перечень вошедших в нее статей, большею частию проповедей, разнообразно. Автор касался многих предметов из области вероучения и нравоучения, вызываемый на размышление о них днями праздников и постов, печальными и радостными событиями в жизни частной и общественной, особенными явлениями в природе, заблуждениями непокоренного Вере и Церкви разума. Но о чем бы ни размышлял христианский и православный писатель, обо всем он должен размышлять в строго-христианском и православном духе. Этот дух должен сказываться у христианского писателя особенно там, где ему приходится обсуждать нехристианские воззрения и противный учению Евангелия и Церкви строй жизни. Этими правилами должен руководствоваться всякий христианский писатель. Тем же правилам старался следовать в предлагаемой книге автор ее, почему и дал ей название: «Черты христианского учения». Может быть читатель не найдет в ней ничего особенно нового, никаких резко выдающихся достоинств. Но автор и не гнался за интересом новости или оригинальности, – он имел в виду читателей, ищущих в духовно-литературном произведении наипаче духовного назидания, которое может дать ему всякая книга, проникнутая истинно-христианским духом, особенно написанная легко и не требующая головоломных усилий понять ее. Епископ Виссарион 1897 года. 1 апреля Суд и присяга – Нечто о превратных толкованиях нагорной проповеди Христа Спасителя 1 Случай в отделении окружного суда. – Новый богослов. – Смысл заповеди: не судите. – Сопоставление с нею заповеди: не противься злу – Отменена ли ветхозаветная заповедь о возмездии? – Как смотреть вообще на Ветхозаветный закон в отношения к Новозаветному? – Наказания, налагаемые по суду на виновных, суть ли зло? – Противозаконна ли война? – Церковный суд установленный Христом. – Два случая, показывающие отношение И. Христа к суду мирскому – Обличительные речи судии Христа – Апостолы Иаков и Павел восстают ли против судебных учреждений? – Присяга: ответ Христа Каиафе, равносильный клятве. Значение этого ответа в отношении к случаям употребления клятвы. – Три толкования заповеди Христовой относительно клятвы. – Клятва не зло сама по себе, а следствие господства в мире зла. – Неизбежность присяги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Катехизис для родителей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От редакции Новая рубрика журнала посвящена именно тем вопросам, которым подчас не уделяется должного внимания, которые считаются “про ­ стыми”, лишенными “духовной значимости”, — вопросам, касающимся того, как нам, православным христианам, жить повседневной жизнью. На деле именно эта жизнь со всеми ее бытовыми проблемами и мелкими неурядицами и является мерилом нашей духовности, нашей воцерковленности. Но, к сожалению, понимание этого приходит к нам   — если приходит — иногда поздно, когда много сделано того, что лучше бы не делать, когда вырабатывается привычка жить двойной жизнью: особым образом — в храме, а вне храма — как получится, не задумываясь. На деле такая двойственность никогда не выступает “в чистом виде”, и дурные бытовые привычки вторгаются в молитвенную жизнь; отсюда — и невнимание в молитве, и пререкания в храме, и попытки на исповеди выгородить себя и нажаловаться на окружающих, и стремление “вписаться” в современную жизнь с ее неудержимой жаждой материальных благ и утверждения в собственном превосходстве,   — и сделать это с таким размахом, что из-за наших неблаговидных поступков имя Божие хулится у язычников (Рим 2:24). …Библия называет Авраама отцом всех верующих (см. Рим 4:11, ср. верующие суть сыны Авраама , Гал 3:7). Именно Аврааму говорит Господь: ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). Этот принцип благочестия впоследствии вспоминает Иаков, благословляющий Иосифа именем Бога , пред Которым ходили Авраам и Исаак (Быт 48:15). Хождение пред Богом означает, что в любую минуту жизни все мысли и поступки человека подчинены одному стремлению — служить Ему. В сущности, проникновению веры в повседневную жизнь, ее укоренению в самой сущности человека посвящены и Нагорная проповедь, и Апостольские писания, и творения Отцов. Известно, что как заповеди Моисея, так и заповеди Христовы — заповеди любви — неразрывно связаны между собой, что наше отношение к Богу поверяется нашим отношением к ближнему; добавим, что последнее столь же неразрывно связано с нашим отношением к нам самим: Господь заповедал нам любить ближнего как самого себя . Именно поэтому рекомендуется при подготовке к исповеди рассматривать свои грехи против себя , против ближнего и против Бога по отдельности с тем, чтобы увидеть, что они образуют единую систему, коренящуюся в первородном грехе, исказившем человеческую природу. Поэтому в рубрике “Домашняя церковь” ( для нее нам по нашей просьбе было разрешено использовать название известной книги протоиерея Глеба Каледы ) и будут рассматриваться православные обоснования проблем, связанных со здоровьем, воспитанием, с отношениями в семье и с окружающими, с тем, как организовать свою домашнюю жизнь.

http://pravmir.ru/katehizis-dlya-roditel...

Книга 2. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее Призвание первых апостолов и Нагорная проповедь Призвание рыбарей Мф. 4, 18–22 ; Мк. 1, 16–20 ; Лк. 5, 1–11 Первым действием Христа Спасителя в Капернауме было призвание Симона, Андрея и сыновей Зеведея к последованию за Ним. Проходя по берегу озера, Господь увидел на озере две лодки, из которых рыбари вышли, и одни вымывали, а другие починивали сети. Одна лодка принадлежала Симону и брату его Андрею, а другая, находившаяся несколько дальше, – Зеведею, бывшему на ловле с работниками и сыновьями своими – Иаковом и Иоанном. За Господом следовал народ, желая слышать слово Его, и Он, войдя в лодку Симона, просил несколько отплыть от берега и с лодки предлагал Свои наставления народу. По окончании поучения Он сказал Симону: поступи во глубину и вверзите мрежи ваша в ловитву. Наставнице, – отвечал Ему Симон, – обнощ всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу. Чем менее Симон надеялся на успех ловли, тем поразительнее для него должно было казаться чудо, которым Господь предрасполагал рыбарей к апостольству, внушая, что все потери их легко могут быть вознаграждены одним словом Его. Симон повиновался – и сверх ожидания поймали великое множество рыбы, так что даже сеть прорывалась. Дали знак товарищам, находившимся на другой лодке: те пришли на помощь и наполнили обе лодки рыбою до того, что они начинали тонуть. Такой необычайный успех ловли привел Симона и всех, бывших с ним, не в удивление только, но в ужас. Другие чудеса, которые они уже видели, не касались их так близко, как именно это чудо, совершившееся при личном участии их. Увлекаемый сильным душевным волнением, Симон припал к коленам Иисуса и сказал: изыди отмене, яко муж грешен есм, Господи. Но на этот вопль души, сознающей свою греховность, Всеведущий отвечал словом ободрения и избрания на великое служение: не бойся: отселе будеши человеки ловя, – и, обращаясь также к товарищам Симона, сказал им: грядита по Мне и сотворю вы ловца человеком. На это приглашение рыбари отозвались, по выражению святителя Филарета Московского , «решимостью быстрою, готовностью полною, последованием, не отсроченным ни на минуту». Вытащив обе лодки на берег, они оставили все и пошли за Господом Иисусом, – Иаков и Иоанн даже расстались с отцом своим Зеведеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Вторая статья в данной рубрике принадлежит известному деятелю русского Зарубежья - протоиерею Георгию Флоровскому и посвящена соотношению церковной и частной молитвы (Florovsky George. Worship and Every-Day Life: An Eastern Orthodox View//Studia Liturgica II, December, 1963). Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) доктор богословия, профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Перевод: иерей Владимир Хулап 1. Экклезиологическая предпосылка Основная антиномия христианского бытия ясно отражена в сфере богослужения. Христианство основывается на личной вере и причастности, однако все же христианское бытие существенным образом общинно: быть христианином означает находиться в общине, в Церкви. Unus Christianus - nullus Christianus (лат. Один христианин - не христианин (слова Тертуллиана). - Прим. пер.). С другой стороны, личность никогда не должна просто потонуть в любом, пусть даже христианском, коллективе. Тело Христово состоит из ответственных личностей. Первые последователи Иисуса, во «дни плоти Его», не были изолированными индивидуумами, поглощенными своими личными поисками истины. Они были израильтянами - полноценными членами учрежденной и оформленной общины «избранного народа» Божия. Они «чаяли утешения Израилева». Действительно, когда Иисус начал Свое служение, «Церковь» уже существовала. Это был Израиль, народ Завета. Проповедь Иисуса была обращена прежде всего к членам этой «Церкви», к «погибшим овцам дома Израилева». Иисус никогда не обращался к индивидуумам как к индивидуумам. Существующий Завет всегда был предпосылкой Его проповеди. Нагорная проповедь была адресована не случайной толпе внезапных слушателей, но скорее «узкому кругу» тех, кто уже следовал за Иисусом, ожидая, что Он - «Тот, Который должен прийти». Именно это - структура Царства. «Малое стадо», та община, которую Иисус собрал вокруг Себя, действительно была верным «остатком» Израиля, воссозданным народом Божиим. Она была воссоздана призывом Божиим, «Благой вестью» о спасении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год «Ныне спасение к нам ближе». Апостольское чтение в неделю сыропустную Братия, так вам должно поступать, ибо вы знаете, что срок пришел: настал уже час восстать вам от сна, ибо ныне спасение к нам ближе, чем когда мы пришли к вере. 12 Ночь на исходе, и близок День. Отбросим же дела тьмы и облачимся в доспехи света. 13 Будем жить благопристойно, как подобает днем: без гулянок и попоек, без блуда и разврата, без ссор и зависти. 14 Но облачитесь в Господа Иисуса Христа, и заботу о плоти не превращайте в похоти. 1 Слабого же верой принимайте без споров о его сомнениях. 2 Одному вера позволяет есть все, а другой, слабый, ест только овощи. 3 Кто ест все, не презирай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест, ибо его принял Бог. 4 Кто ты таков, чтобы осуждать чужого слугу? Лишь его господина касается, стоит тот или падает. Но он будет стоять, ибо Господь в силах поддержать его! Рим. 13, 11-14, 4 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) КОНЕЦ И НАЧАЛО «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). Так апостол Павел начинает ряд нравственных наставлений Послания к Римлянам. Они напоминают нам о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Обновить ум означает принять новую и единственную заповедь - заповедь любви как исполнения всего ветхого закона. Но почему необходимо обновление нравственного сознания человека? Потому, что с приходом на землю Спасителя, с Его Воскресением «век сей» не просто явил свою несостоятельность (это было очевидно всем и всегда), но обнаружил свою «ветхость», ибо ему на смену пришел Новый век, Бог заключил с людьми Новый Завет. Это открылось последователям Христа. Они знают: уже пришел определенный в предвечном совете Божием срок, срок конца царству властям «века сего» и срок начала Царствия Божия. Это и есть Евангелие, Благая Весть.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Неизвестные работы известных мастеров», - так называется выставка, работающая до 20 сентября в Государственном музее истории религии. Она приурочена к 75-летию музея и представляет картины русских художников XVIII-XX веков из собрания ГМИР. За всю историю музея это первая выставка из фондов, экспонаты для которой выбирались исключительно по принципу художественной ценности. Причем большая часть произведений, несмотря на свою принадлежность именитым мастерам, выставляется впервые. За последнее время в процессе подготовки различных выставок в фондах музея было сделано немало любопытных открытий. Так, например, в 2000 году реставраторы ГМИР обнаружили на картине «Христос в терновом венце» подпись Крамского. Изначально считалось, что картина написана не русским художником, и до сих пор в музее она хранится в разделе западной живописи. В 2003 году, когда делали выставку к юбилею города, была атрибутирована картина Ивана Макарова (автора знаменитых портретов Натальи Николаевны ПушкинойЛанской и ее детей) «Нагорная проповедь». Раньше она находилась в церкви св. вмч. Георгия Победоносца при Главном и Генеральном штабе. В связи с чудесным спасением Царской Семьи в железнодорожной катастрофе близ станции Борки обновили убранство этого храма, и на картине (точнее, иконе, т.к. это молельный образ) в виде людей, которым проповедует Христос, изобразили Императора Александра III, Императрицу Марию Феодоровну и их детей. Наконец, во время подготовки нынешней выставки сотрудники музея в буквальном смысле нашли работу венгерского художника Михая Зичи, который много работал при дворе Николая I и Александра II. Рисунок Зичи «Николай I - освободитель христиан на Востоке», в свое время не понравившийся Николаю I, считался утраченным. Живопись и графика собраны в ГМИР по тематическому принципу: все работы в той или иной степени имеют отношение к религии. Поэтому музейная коллекция вряд ли может претендовать на концептуальную стройность, скорее, на широту охвата темы отражения религиозной жизни России в произведениях русских художников. Пестрота и неоднородность выставки проявляется и в пояснительных подписях к картинам: то историческая справка (об авторе или сюжете), то отрывки из высказываний самих художников или критиков, то цитаты из Священного Писания.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010