Беседа 10. Евангелие от Матфея, глава 5, 21–37. «Нагорная проповедь. Отношение к ближним. Об отсечении соблазнов и о клятве» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и в сегодняшней беседе мы будем рассматривать 5-ю главу Евангелия от Матфея с 21-го по 37-й стих. В этом отрывке мы выделим две темы: 1). «Отношение к ближним» – с 21-го по 28-й стих; 2). «Об отсечении соблазнов и о клятве» – с 29-го по 37-й стих. И мы начинаем тему «Отношение к ближним»: Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:11 ). Бог Отец всегда действует через Слово Свое, через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:15–17 ). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. Мегед эт мегет (мера за меру) – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 23. Евангелие от Матфея, глава 7, 1–5. «Нагорная проповедь. Взаимоотношения людей» Сегодня мы продолжаем беседы по Евангелию от Матфея. И мы начинаем чтение 7-й главы, которая в отличие от 6-й более полно говорит о взаимоотношении человека с человеком и менее – о чисто религиозных вопросах. Первая тема называется: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1–5 ). И мы читаем 1-й стих 7-й главы: Мф.7:1 . «Не судите, да не судимы будете». Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших (запрещений) Он показал, что именно Он запретил, говоря: ″Ибо как вы будите судить, так будут судить о вас″. Итак, судить Он не запретил, но научил» . Блаженный Феофилакт настаивает, что запрет судить (осуждать) сохраняется за теми, которые именно осуждают (ничего не предприняв для исправления – О. С.) брата по вере. Он пишет: «Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать (то есть не законным, а частным судом – О. С . ) , потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог» . Преподобный Авва Дорофей занимает по данному вопросу еще более принципиальную позицию. Он пишет: «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности: и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает» . Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим.2:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Г.И. Вениаминова Четвероевангелие. I семестр Почасовой план семинарских занятий семинар) Вводное занятие. Начальный период евангельской истории. Крещение Господа Иисуса Христа и искушение в пустыне. Начальный период служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Особенности, место, время. Нагорная проповедь . Заповеди блаженства. Нагорная проповедь (продолжение). Чудеса Христовы ( Мф. 8–9, 12, 14–15 и парал.). Смысл и значение. Сопоставление с Ин (Галилейский период). Учение Христово в притчах ( Мф. 11–13 и парал.). Вторая и третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Развитие противостояния по всему периоду (Мф, Мк, Лк). Сопоставление с Ин. Христос и ученики (Галилейский период). Общая характеристика Галилейского периода. Смысловой план евангельской истории по Мф. Сопоставление с Ин. Исповедание ап. Петра. Преображение. Контрольная работа по всему материалу семестра. При чтении Священного Писания следует помнить, что это не просто информация или сборник исторических рассказов, это – богодухновенная Книга жизни, а слово «Евангелие» переводится как «благая весть», – благая весть нашего спасения. Отношение к Священному Писанию при его изучении должно быть вдумчивым и благоговейным, ни в коем случае не поверхностным или небрежным. Господь пришел спасти всех людей, но Его земная жизнь и общественное служение протекали в конкретное историческое время и в среде конкретного народа, поэтому для уразумения Евангелия необходимо знать Закон, традиции, обычаи, географию, языковые особенности этого народа и этого периода (так называемые ветхозаветные реалии). Основные сведения о них содержатся в тех стихах Священного Писания Ветхого Завета, на которые указывают параллельные места Евангелия, эти стихи следует прочитывать. Для уяснения незнакомых слов, имен, названий, фразеологических оборотов следует находить толкования и объяснения в святоотеческой и богословской литературе, Библейской энциклопедии, справочниках и словарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Глава 5 Зач. 10-е. Нагорная беседа Господа Иисуса Христа. Учение о путях к блаженству Читается во вторник 1-й недели по Пятидесятнице и во дни Преподобных. 1.Узрев же народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы его 1. Оузрвъ же народы, взыде на гор: и сдш пристпиша къ нем учнцы Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его 2. И верзъ уста сво, учаше ихъ, гл: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря Взыде (взошел) на гору И. Христос. Потому вся беседа, которую произнес Он здесь на горе, помещенная в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея, называется нагорною беседою или проповедью. Невдалеке от г. Капернаума указывают эту, так называемую «Гору блаженства» от произнесенного на ней И. Христом учения о блаженстве. Взошел на гору для того, чтобы слышнее была проповедь. Замечательно при этом следующее: ветхозаветный закон был дан на горе, и новозаветный – тоже на горе; закон ветхозаветный заключал в себе 10 заповедей, закон Христов заключает 9; закон на Синае был дан среди громов и молний, как закон строгий, закон Евангельский, как закон благодати, возвещен был из уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Нагорная проповедь излагается и в Евангелии Луки ( Лк. 6 гл.), нов кратком виде. Ев. Матфей писал Евангелие для христиан из Евреев, потому и изложил подробно превосходство новозаветного закона пред ветхозавьтным. Приступиша к Нему ученицы Его, т. е. и 12 апостолов, и вообще все прочие, бывшие тут около горы, которые следовали за И. Христом и желали слушать Его учение. 3. блжени дхомъ: к тхъ нбное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Блажени – счастливы. Нищие духом. Нищие или бедные люди ничего у себя не имеют, а просят милостыню у богатых, и составляют низший класс людей. Подобно сему быть нищим или бедным духом значит иметь убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует нам Бог, и что ничего доброго не можем сделать без помощи Божией, и потому смирять себя, не хвалиться своими добрыми качествами и делами, имея оные, а считать себя грешниками и во всем прибегать к милосердию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления о Нагорной проповеди 25.12.2023 113 Время на чтение 102 минут Фото: Г.Доре. Нагорная проповедь «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5: 1). Слушающих Господа много, но все ли становятся Его учениками? Все ли примут Его проповедь в сердце. Учение Христа необычно и потрясающе. «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 2-3). Видимо, тот, который не прошел путь покаяния, услышав данное изречение Христа, мог взбунтоваться душой. Наша горделивая натура, усиленная революционным романтизмом, с трудом воспринимает проповедь смирения. Но именно с духовной нищеты начинает Христос Свою знаменитую проповедь. «Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей» (Свт. Иоанн Златоуст). Но как же человеческому сознанию принять смирение, когда вокруг столько зла, с которым необходимо бороться с помощью меча и топора. Трудно понять, что «Христос приходит для того, чтобы изменить твои привязанности и, вместо любви к земному, возбудить в тебе любовь к жизни небесной» (Бл. Августин). Только, осознав, сей факт, можно хоть несколькими строками войти в ткань Христова текста, став буквой христианского алфавита. Стать, значит, ликвидировать в самом себе всякое эгоистическое начало, делающее нас несвободными. Слово Божие предлагало не философию человеческого дела, но небесное Богословие. «Он принес миру не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу, открывая им тот Его лик, который прежде лишь смутно угадывался. Благая Весть Иисуса говорит о высшем призвании человека и о радости, которую дарует ему единение с Творцом» (О. Александр Мень). Но, чтобы достичь этого единения, необходимо было сбросить ветхие лохмотья гордости и тщеславия и облечься в белые одежды смирения. Как совместить духовную нищету с социальной свободой? Подчинить социум Абсолютной Свободе. Выход только в этом направлении, - все остальное от лукавого. Смысл Бытия заключен, таким образом, в смиренном предании своей воли Божественному Провидению, Которое есть высшая Правда. И следование ей, значит, уклониться от лживого пути, устроитель которого, - отец лжи – дьявол, пытающийся ввергнуть человека в мир иллюзий и бесплодных фантазий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое), известен начиная с эпохи средневековья в политической, судебной и гражданской сферах в качестве клятвы (присяги). К. ц. было известно в Зап. Европе, в Византии, но наибольшее распространение получило в Др. Руси. Обряд целования святыни, в т. ч. креста, рассматривался как знак особого почитания и примирения; поцелуй в христ. традиции (в т. ч. литургической) всегда считался символом примирения и единения в Церкви. Средневек. Церковь осуждала использование любых клятв, основанием для чего служил прямой запрет Христа в Нагорной проповеди (Мф 5. 33-37). Соответствующие запреты содержало и каноническое право. В древнеслав. Кормчей 14 титулов, известной на Руси с XI в., правила Ап. 25, Халкид. 18, Трул. 93, Васил. 10, 64, 82 осуждают в принципе клятву и предусматривают для «клятвьников» наказания: для мирян - отлучение от Церкви до 10 лет (в разных правилах по этому поводу устанавливаются разные условия и сроки отлучения), для духовных лиц - в любом случае лишение сана ( Бенешевич. ДСК. 1906. Т. 1. Вып. 1. С. 66, 121, 198; 1907. Вып. 3. С. 474, 500, 506). 29-е прав. св. Василия Великого содержит рассуждение о том, как надо вразумлять клятвенников (Там же. Вып. 3. С. 487-488); в этом постановлении не просто осуждается клятва, но разъясняется, что ее принесение нельзя рассматривать как абсолютное обязательство, и поэтому нет ничего страшного в нарушении обещаний, если их выполнение потребует нарушения истинно важных нравственных принципов и законов. Убежденным противником принесения клятвы был также свт. Иоанн Златоуст , к-рый неоднократно высказывался на эту тему, в частности в толковании на указанное место Нагорной проповеди (его «Слово о клянущихся» на Руси входило с XII в. в четий сборник для мирян «Златоструй»). В древнерус. книжности запреты клятв присутствуют в ряде произведений церковно-учительной литературы. Напр., сразу 3 памятника, вошедшие в состав Изборника 1076 г. , содержат прямые осуждения клятвы: «Поучение св. Василия о житии», «Афанасиевы ответы» и «Премудрость Иисуса, сына Сирахова». В слове «О клятьве» в древнерус. сб. «Пчела» подобраны библейские и святоотеческие заповеди с осуждением клятвы в любой форме. Древнерус. поучения против клянущихся содержат и др. сборники - «Златоуст» , «Златоструй», «Измарагд» .

http://pravenc.ru/text/2459021.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 10  голосов:  4.6 из  5) Викторина из 80 вопросов (с ответами) для проверки знания Нового Завета. Материалы для Воскресной школы. 1. Что обозначает слово «Авва»? Отец, папа 2. Что обозначает слово «Аминь»? Истинно 3. На что пошли 30 сребреников Иуды? На них купили землю горшечника, для погребения странников 4. Чем отличаются родословные в Евангелиях Матфея и Луки? В Матфее идет родословная Иосифа, а в Луке – Марии 5. Что означает название города Вифлеем? Город хлебов 6. Как назвал Иоанн Креститель фарисеев и саддукеев, пришедших к нему креститься? Порождения ехидны 7. Сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» Что ответил на это Иисус Христос? «Не хлебом одним будет жить человек, всяким словом, исходящим из уст Божиих» 8. Сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз». А что сказал Христос? «Не искушай Господа Бога твоего» 9. Сатана сказал: «Все это дам Тебе, если, падши поклонишься мне» Что ответил Христос? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» 10. Что сказал Иисус Христос при встрече с Симоном и Андреем? «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» 11. Продолжите фразу «Блаженны кроткие… … ибо они наследуют землю» 12. Как называется верховное судилище в Иудее? Синедрион 13. Что является подножием ног Всевышнего? Земля 14. Кто такой мытарь? Сборщик налогов 15. Сколько родов прожило от Авраама до Иисуса Христа? 42 рода 16. Как называет Христос лжепророков в Нагорной проповеди? Хищные волки 17. Кто и когда сказал такую фразу: «Собирают ли с терновника виноград, а репейника смоквы?» Иисус Христос в Нагорной проповеди ( Мф.7:16 ) 18. Продолжите стих: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное… … но исполняющий волю Отца Моего Небесного» 19. Что или Кто является нашим основание в вере и вообще в жизни? Иисус Христос 20. Про кого Христос сказал: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры»?

http://azbyka.ru/deti/viktorina-po-stran...

Скачать epub pdf 1. Экзегеза Нагорной проповеди и законы логики Возникновение в конце XIX в. в России социально-философского движения толстовства активизировало изучение новозаветных текстов, содержащих основы христианской нравственности. В частности, анализируя нравственное учение графа Л. Н. Толстого, протоиерей Александр Смирнов , доцент богословия Казанского университета, обратил внимание на невинное по существу, но тем не менее имевшее место противоречие в экзегетической традиции Нагорной проповеди . Он приводит две выдержки из авторитетного и весьма распространенного толкования на Евангелие от Матфея епископа Михаила (Лузина) . Первая относится к истолкованию Мф.5 (“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”) : “Христос пришел на землю, – пишет еп. Михаил, – чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное слово Божие, и чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу Закона и пророков; показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета”. Вторая относится к истолкованию Мф.5:38–39 (“Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому…”) : “Весь закон был сенью будущего; когда наступило само тело, сень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что указывала сень, отменен изветшавший Завет, но заменен совершеннейшим, которого он был только тенью” 1 . Таким неосознанным противоречием, основанным на стремлении раскрыть пасторологические импликации двух мест евангельского текста, погрешал не один только вл. Михаил. Прот. А. Смирнов приводит аналогичную пару цитат на Мф.5 и Мф.5:38–39 из “Православного собеседника” за 1855 г.: “Господь пришел осуществить, раскрыть, утвердить всю силу Закона и пророков”; “Господь подобно Царю, имеющему власть изменить и вовсе отменить прежние законы, прямо от Своего лица делает дополнения к ветхозаветным законам, а у некоторых из этих законов, взятых в своей букве, даже совсем отнимает обязательную силу”. Налицо нарушение второго закона формальной логики: “Нельзя утверждать какое-либо положение и отрицать его одновременно”. Господь пришел на землю, чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу Моисеева закона, с одной стороны, а с другой стороны, Он пришел для того, чтобы отменить его. Обвинение настолько серьезно, что есть необходимость основательнее рассмотреть этот вопрос. Есть ли здесь противоречие?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Скачать epub pdf Аудио Содержание Во что верит Церковь Толстовство до Толстого Попытка отделить этику от сверхъестественного А редакторы кто? Чей нравственный закон? Почему люди за это держатся?     Лев Толстой – наш национальный гений, известный во всем мире; титаническая фигура, возвышающаяся над культурным ландшафтом не только России, но и всей Европы. Нельзя не скорбеть о том, что этот литературный гигант умер вне Церкви, и время от времени его поклонники просят Церковь пересмотреть постановление Синода, которое констатировало его отпадение. Но дело не только в нем лично – идеи, которые он отстаивал, и особенно противопоставление “Христа” или, вернее, “учения Христа” и “Церкви”, популярны даже среди тех, кто с трудом вспомнит самого Толстого. Поэтому конфликт Толстого и Церкви стоит рассмотреть подробнее. В чем корень разногласий между Церковью и Львом Толстым? Люди часто обращают внимание на его пацифизм, так что само слово “толстовство” часто используется как синоним пацифизма. Но суть конфликта не в этом – разумеется, были и есть христиане-пацифисты, которые отказываются при любых обстоятельствах брать в руки оружие, да и в Церкви человек, проливший кровь, – хотя бы на справедливой войне или в ходе законной самообороны – не может служить священником. Дело и не в буквальном понимании Нагорной Проповеди – в Церкви есть святые, которые прославлены именно за то, что они явили примеры даже не буквального понимания, а буквального следования Нагорной Проповеди. Святой Серафим Саровский отказался сопротивляться разбойникам, желая подставить вторую щеку, и был избит и искалечен. Святой Тихон Задонский , когда один помещик в запальчивости ударил его по щеке, пал на колени и стал просить прощения за то, что привел его в такое раздражение. Помещик тут же раскаялся в своем поступке. Церковь прославляет мучеников, которые, не сопротивляясь, претерпевали несправедливые гонения, мучения и смерть. Люди, желающие подставлять вторую щеку, прощать врагам и жить по нравственному учению Евангелия как можно более строго и буквально, не только находят свое место в Церкви, но и прославляются Ею как святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Страсна седмиця. Жити за про 9 2015 р. 13:45 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 4 апреля 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Вновь пришел на нашу землю праздник Входа Господня в Иерусалим, за которым следует Страстная седмица. Мы вспоминаем, как Господь пришел к людям, которые встречали Его восторженно, как царя, и встречали так по праву, как подобает, потому что приличествовали Царю царствующих и Господу господствующих царские почести. Но ожидали они от Него не то, что Он им возвещал. У этих людей был свой набор ценностей, свой набор устремлений, свое представление — отличное от Божией миссии — о том, каким должен быть мессия, царь иудейский. Люди жаждали земного благополучия. Скорее всего, они строили в своих головах картины обывательского блага: большое количество вещей — красивых, полезных, удобных, превосходство над другими народами, власть, возможность чувствовать себя совершившими что-то великое. Но Господь говорит им нечто совершенно другое — то, что однажды уже сказал в Нагорной проповеди. Он предлагает им не сытое и спокойное благополучие, не земную власть, а подвиг, а необходимость совершенствовать себя под Божиим воздействием и реально показывать плод святости. Нравственное учение Господа Иисуса настолько велико, что оно никак не сопоставимо с самоуспокоенностью в житейских земных благах. Оно предполагает настолько высокий нравственный идеал, что он требует целожизненного подвига. Но, даже несмотря на такой подвиг, этот идеал недостижим человеческими силами — только отказ от собственной воли, предание себя в волю Божию и действие Божией благодати позволяет человеку достичь этого идеала. И в этом огромное отличие христианской нравственности от прочих этических систем, в которых человек полагается на собственные силы и приносит тот или иной, больший или меньший плод. Христианство требует совершенного плода, абсолютной святости, недостижимой человеческими силами. Именно поэтому нравственный механизм, который предполагает христианское учение, — это не только и не столько человеческие усилия, в любом случае не позволяющие достичь идеала святости, описанной в Нагорной проповеди, а Божия благодать, Божие действие, соединенное с человеческой волей, которая позволяет Господу действовать в нашей жизни. Эта благодать должна быть соединена с нашим покаянием, с призыванием Господа на помощь, и Он, оставляя наши грехи, дает нам силы жить дальше и не грешить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4026424...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010